Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННАЯ УСПЕШНАЯ СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО КЛАССА: КРИТЕРИИ УСПЕХА, МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОТНОШЕНИЙ, ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Работа №187956

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы440
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Определение успешных семейных отношений
1.1. Экономический подход к пониманию семейной успешности 10
1.2. Социологический подход к пониманию семейной успешности 16
1.3. Психологический подход к пониманию семейной успешности 25
2. Современный семейный успех в представлении репрезентантов среднего класса
2.1. Критерии семейного успеха и каналы их формирования 34
2.2. Семья как система обмена ресурсами 53
2.3. «Отношенческая культура» как составляющая семейного успеха 92
Заключение 124
Список использованных источников и литературы 128
Приложение А. Программа социологического исследования «Современная успешная семья глазами представителей среднего класса: критерии успеха, механизм
воспроизводства отношений, технология взаимодействия» 131
Приложение Б. Гайд интервью 135
Приложение В. Расшифровка интервью № 1-8 (том 2)
Расшифровка интервью № 8-16 (том 3)


Изучение семьи и близких отношений на сегодняшний день является актуальным вопросом в социальных науках. Семья все еще является единственным, уникальным местом «производства» человеческих личностей, «качество» которых зависит от функциональности самой семьи. Более того состояние семейно-брачных отношений тесно связано с состоянием и особенностями самого общественного строя в определённый временной промежуток.
Семья в исследовательском фокусе достаточно сложное и неоднозначное образование. Условно ее изучение базируется на двух позициях:
- с одной стороны, она является социальным «микрокосмом», в котором воплощается общество в «миниатюре». Семья является микромоделью большого общества, отношения в которой фактически являются отражением отношений в социуме, а, следовательно, и семейное жизнеустройство, по большей части, является продуктом общепринятых на данном этапе развития общества, стереотипизированных социальных норм (Здравомыслова Е.А., Гончаров Ю.М)), семья вплетена в социальную реальность и является отражением глобальных перемен происходящих в социуме; изучение семейных отношений в различные временные промежутки может помочь «увидеть» некоторые новые грани глобальных общественных реалий: социальной стратификации, существующей структуры общественных норм, идеалов и ценностей, политических процессов и особенностей государственного строя.
- с другой стороны, семья воспринимается как некоторое достаточно «автономное целое», не столько зависимое от общепринятых норм, сколько от личных мотивов, ресурсного вклада, стратегических установок отдельных акторов, стремящихся к созданию такого «целого» (У. Бек., Э. Гидденс., Гурко Т.А.), семья является некоторым «совместным проектом» двух людей, функционирующим по выработанным ими «законам» и существующим во временных и пространственных границах, определённых именно для данного проекта.
Говоря о семейных отношениях, существующих в постсовременное (сегодняшнее) время: время различного рода «рисков» (У.Бек) и как такового отсутствия общепринятых норм и «видимых ориентиров» относительно различных сфер жизни человека (З. Бауман), вероятно, наиболее адекватным (показательным) в качестве исследовательской позиции будет именно второй подход, который ставит перед исследователем задачу аналитического «обнаружения» логики функционирования семьи как «совместного проекта» (как и для чего) в процессах функционирования самого современного общества (Гурко Т.А.).
Замена «жестко институализированных» моделей семейной жизни более гибкими «индивидуализированными», которая влечет за собой появление новых форм и сценариев близких отношений, даёт возможность акторам самим конструировать «семейную успешность»: создавать такой сценарий семейной жизни, который будет «функциональным» для всех субъектов его конструирования.
Семейный успех сегодня - это отсутствие одноформатности и статичности: нет некоторого единого (доступного и одинаково понимаемого всеми) образа успешной семьи. Фактически семейный успех - это мир в мыслях и действиях самих акторов, который переживается ими в качестве реального (теоретическим основанием такого утверждения является интерпретативная социология), а потому (с некоторым допущением) и может претендовать на «объективность» (в реалиях постмодерна, когда люди не «имеют» четко очерченных границ семейного жизнеустройства, семейный успех «рождается» через субъективное понимание и ощущение такого успеха самими действующими лицами). Следуя данной логике, на первый взгляд может показаться, что процесс построения успешной гармоничной семьи является стихийным и зависит от отдельно взятой пары (отдельно взятых мужчин и женщин, обладающими определенными личностными и социальными характеристиками, имеющими определенную мотивацию). Однако можно предположить, что такая «стихийность» может выступать в качестве некоторого особого «знания» - базовое понимание того, каким может быть семейный успех в современном мире, и как можно построить крепкие успешные отношения: какие ценностные установки необходимы для создания семьи, как добиться и сохранить стабильность отношений, как распределить ответственность и обязанности внутри семьи, как строить коммуникацию, как соотносить и сочетать семейные цели и семейную жизнь с индивидуальными целями и стремлениями партнеров.
Такое «знание» есть некоторый особый алгоритм построения семьи как «совместного проекта», который обеспечивает последнему «выживание», «стабильность» и «функциональность» в современном мире. Можно сказать, что обладание таким «знанием» является «секретом производства» успеха семьи, который может быть подвергнут рефлексии, артикулирован и применен в качестве базовой основы на «массовом производстве» современной семейной успешности. Это «знание» фактически является неким инвариантом успешности (при этом не исключая ее «многоформатности»), и заключает в себе понимание партнерами условий существования семейного успеха: особенностей организации коммуникации внутри семьи, способов распределения ответственности, организация функционирования семьи, конструирование ценностно¬смыслового фона семьи.
На основании сказанного, можно сформулировать исследовательскую проблему: каким образом в современном мире конструируется, поддерживается и практически воплощается семейная успешность определённой «части семей» среднего класса, обладающей определённой общностью (имеющих соотносимый уровень образования, финансовый доход, хозяйственно-бытовые условия проживания).
Целью работы является выявление образа успешной семьи, включая представления о ценностях семейной жизни, принципах и нормах семейного поведения.
Для конкретизации цели был поставлен ряд задач. Стоит отметить, что для «объективизации» (в данном контексте - формирования базовых положений, относительно семейного успеха) часть задач носят теоретический характер:
- рассмотреть понятие «семейный успех» в экономическом дискурсе;
- рассмотреть понятие «семейный успех» в социологическом дискурсе;
- рассмотреть понятие «семейный успех» в психологическом дискурсе.
Операционализация понятия «семейный успех» в перечисленных дискурсах необходима для понимания его многогранности и многослойности (что и явилось базовым принципом при разработке инструментария для исследовательской части работы).
Решение теоретических задач также способствовало формированию гипотетических положений, которые были проверены на материалах интервью:
1. Партнёры в успешных семьях обладают способностью рефлексивно артикулировать логику собственных отношений, выделяя критерии и показатели семейного успеха, нормативно -ценностное содержание отношений. Семейная успешность - динамичное понятие, которое конструируется самими акторами в процессе семейной жизнедеятельности: выделяются определённые критерии семейного успеха и показатели соответствия / несоответствия уровня успеха по каждому критерию в определенный временной промежуток.
2. В условиях «многоформатности» семейного успеха существует, тем не менее, некоторый инвариант - обязательно необходимые условия, которые должны соблюдаться для обеспечения успеха. Такими условиями являются: социальная моногамность брачного отбора, неолокальность семьи, функциональная асимметрия ролей, однозначное распределение семейной ответственности между партнерами, однокарьерность или иерархия карьер, но вместе с тем ориентация на саморазвитие обоих партнеров, наличие ценностно-смыслового фона семьи, осуществление внутрисемейного обмена ресурсами между партнерами, введение в пространство семейного взаимодействия времени для проговаривания, совместной рефлексии, выработки общих правил, принципов и условий такого взаимодействия.
В соответствии с гипотезами были поставлены практические задачи:
- выявить представления семей среднего класса о критериях современного семейного успеха и способе их практического выражения;
- рассмотреть каналы формирования представлений о семейном успехе;
- рассмотреть механизм функционирования успешных семейных отношений;
- выявить и артикулировать внутренние правила, принципы и условия взаимодействия внутри успешной семейной системы.
Стоит отметить, что исследование семейной успешности в обозначенном контексте (достижение поставленных целей и задач) предполагает использование «качественной социологии». Качественные методы соответствуют задачи понимания субъективно сконструированной реальности: пониманию смыслов и интерпретации взаимодействия, субъективного опыта членов семьи.
«Качественная социология» обладает гибкостью соответствующей разнообразию семейных сценариев и видов опыта. Благодаря качественным методам удается рассмотреть не демографические и структурные тренды развития семей, а процессы, посредствам которых, семьи создают, воспроизводят и согласуют собственные реалии. Речь идет об индивидуальных и коллективном феноменологическом опыте членов семей. Семьи - это группы, конструирующие индивидуальные и общие смыслы. Благодаря качественным методам исследователь может наблюдать паттерны взаимодействия, а также процессы обслуживания и трансформации семейных ролей и отношений. Качественные методы позволяют: получить доступ к приватным видам деятельности членов семьи, сохранить баланс между изучением частей и целого, преодолеть стереотипы и предрассудки самого исследователя.
Исходя из этого, в качестве метода исследования для выявления образа успешной семьи в представлении среднего класса было выбрано полуформализованного интервью.
Было опрошено восемь семей с различным уровнем стажа семейной жизни, имеющие сопоставимый уровень дохода, среднеклассовые виды профессиональной деятельности и должностные позиции, высшее образование, то есть принадлежащие к среднему классу.
Объектом исследования выступила субъективная (основанная на собственном семейном опыте) репрезентация представителями среднего класса современного семейного успеха. Предметом: критерии, механизм воспроизводства и правила взаимодействия в успешных семьях глазами представителей среднего класса.
Результаты исследования являются попыткой выявления семейного успеха, как сконструированной некоторыми представителями среднего класса социальной реальности. Полученные выводы в дальнейшем могут быть формализованы и смогут послужить основой для исследований современного семейного успеха на статистически значимой совокупности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семейная успешность в рамках представления семьи как «совместного проекта» двоих акторов является тщательно сконструированной, динамичной, эксплицитно и имплицитно «оговариваемой» реальностью. Решая создать долгосрочны отношения, двое входят в «поле совместного взаимодействия», в котором начинают вырабатывать определённый алгоритм действия по достижению качественного функционирования «проекта -семья».
Исследование представлений о семейном успехе и его практического воплощения в некоторых семьях среднего класса, имеющих соотносимый уровень дохода, образования и жилищно-бытовых условий помогло «открыть» определённые аспекты «базового знания» того, каким образом в современном мире возможно построить эффективные близкие отношения.
Первым аспектом является непосредственное понимание партнерами собственной семейной успешности и практическое выражение такого понимания.
Создавая успешность, оба партнера конструируют совместный образ успешной семьи, состоящий из различного рода критериев (материальный критерий, психологический критерий, «качество детей» как критерий семейного успеха, личный успех каждого партнера как критерий успешности семьи, ценностно-смысловой критерий, социальный критерий, «сетевой критерий») и соответствующих им показателей, по которым происходит постоянный мониторинг собственного семейного успеха. Через осмысление и выделение таких критериев партнеры достигают понимания понятия «семейный успех» - супруги начинают «видеть» свой успех и возможные риски, а также формируют траекторию развития семейных отношений (с учетом повышения показателей по выработанным критериям). Парадигмальные основы такого понимания в большинстве случаев приобретаются в родительской семье (хотя не исключены и другие варианты, например, «методом проб и ошибок»). Дальнейшее формирование и содержательное обогащение такого понимания происходит через непосредственное наблюдение за «внешним миром». «Внешний мир» также во многом дает и собственное ощущение семейной успешности (через непосредственное сравнение, а также через получение сигналов одобрения). Опираясь на примеры и антипримеры, акторы получают подтверждение того, что критерии семейного успеха действительно работают. Исходя из этого, можно сказать, что первая гипотеза оказалась полностью подтвержденной - партнеры в успешных семьях обладают способностью рефлексивно артикулировать логику собственных отношений.
Вторым аспектом является наличие механизма «обмена ресурсами» между партнерами, который «держит» семейный успех «изнутри». Создавая «семейный проект», партнеры постоянно «отдают» и «получают» определенные ресурсы (физические, экономические, психологические, личностные, временные), которые необходимы для поддержания стабильности семьи и преувеличения собственного благосостояния за счет семейной системы. Такой обмен ресурсами формирует специфический «семейный капитал» (состоящий из ресурсов обоих партнеров, затрачиваемых на генерирование семейного успеха), который на практике семейной жизни выражается в благах (экономических, психологически-эмоциональных, физиологических, рекреационных, ценностно-содержащих), получаемых всеми членами семьи от его обладания. Однако, чтобы «обмен ресурсами» был взаимовыгодным и действительно «работал» на преумножение «семейного капитала» необходимо, чтобы он регулировался внутренними принципами, правилами и условиями семейного взаимодействия, которые позволили бы оградить семью от различного рода рисков.
Из этого вытекает третий аспект «базового знания» построения семейного проекта в современном мире - особенности «отношенческой культуры», которая отражает взаимодействие внутри семейных сфер. В новой успешной семье партнерам необходимо уметь (или «научиться») «договариваться об отношениях», в частности это означает, что необходимо отводить время для такого «проговаривания»: вырабатывать основные принципы семейной жизни, «грамотно» ставить ограничения на «нежелательное поведение» друг друга, устанавливать правила совместного существования и взаимодействия в основных семейных сферах.
На основании вышесказанного, можно отметить, что второе гипотетическое положение подтвердилось не полностью. Инвариантом в успешных семейных отношениях фактически является обмен ресурсами между партнерами, а также введение в пространство семейного взаимодействия времени для проговаривания, совместной рефлексии, выработки общих правил, принципов и условий такого взаимодействия. Наличие ценностно-смыслового фона внутри семьи отмечалось всеми информантами как часть «отношенческой культуры», что также позволяет выделять его в качестве составляющей инварианта. Неолакальность (независимость от родительских семей) также называлась информантами в качестве необходимого условия для создания гармоничной семьи. Однако нельзя не отметить, что родительским семьям информанты, тем не менее, отводили достаточно значимую роль, подчеркивая необходимость получения помощи и поддержки от них. Еще один аспект инварианта успешности - ориентация на обязательное личностное развитие обоих партнеров (однако при условии, что личное развитие одного супруга будет «вторичным» по отношению к семейной занятости, также стремление к самореализации обоих супругов предполагает «гибкое» разделение семейных обязанностей и введение в поле семейного взаимодействия принципа «справедливости»). Распределение семейной ответственности также выделялось в качестве составляющей инварианта: отмечалось, что женщина затрачивает на генерирование семейного успеха ресурсы, способствующие принятию психологической и стратегической (планировать «сценарий» развития семьи) ответственности, мужчины затрачивают ресурсы, способствующие принятию материальной и тактической (умение решать проблемы) ответственности. Социальная моногамность как критерий брачного отбора также оказался составляющей инварианта: она во многом обеспечивает одинаковое понимание партнерами «семейного поведения». Функциональная асимметрия ролей в опрашиваемых семьях присутствовала с явными противоречиями, что лишает возможности однозначно выделять ее в качестве составляющих инварианта современного семейного успеха.
Таким образом, исследование семейных практик с целью выявления «базового знания» построения семейной успешности в современном мире обозначило три основных аспекта для дальнейших исследований в области особенностей брачно-семейных отношений: критерии и соответствующие им показатели современного семейного успеха, механизм взаимовыгодного ресурсного обмена между партнерами, особенности «отношенческой культуры» как фактора стабилизирующего и рационализирующего семейную гармонию. Исследование открыло ряд противоречий, которые в дальнейшем могут стать исследовательскими вопросами:
- ориентация на саморазвитие и заинтересованность в саморазвитии Значимого Другого предполагает некоторое временное «отстранение» одного партнера от семейной жизни; в ситуации саморазвития обоих такое «отстранение» должно регулироваться и регламентироваться;
- независимость от родительских семей воспринимается как базовое условие для построения успешной семьи, но в то же время отмечается исключительная важность сохранения «практической связи» с родительскими семьями;
- ответственность за психологический климат признается за женщиной, однако они (женщины) готовы «отдавать» часть такой ответственности партнеру (в частности в плоскости решения конфликтных ситуаций), каким образом мужчины принимают (или будут принимать) такую ответственность и что хотят «получать» взамен.
Использование качественной стратегии позволило получить результаты, которые при дальнейшей операционализации могут стать основой для разработки инструментария, адекватного для использования на статистически значимой совокупности - с целью получения репрезентативной картины успеха семьи среднего класса.



1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
2. Балашова Т.Б. Влияние личностных особенностей партнеров на отдельные
характеристики взаимодействия в супружеской паре. /Молодые ученые - нашей новой школе: материалы X юбилейной научно-практической межвузовской конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения /[и др.]; ред.В.В. Рубцов,А.А. Марголис,Ю.М. Забродин.- Москва :
Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. - С. 243-244.
3. Бейкер К., Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна - Изд-во «Когито-центр» 2015.- 494 с.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Ульрих Бек; Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; Послеслов. А. Филиппова. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 381
5. Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках. .Перевод Б.А. Максименко [электронный ресурс] URL:http://igiti.hse.ru/data/444/313/1234/6 1 1Beck.pdf(дата обращения 04.01.2015)
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Под общ. ред. М.С. Мацковского. М., 1983. - 247 с.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия [электронный
ресурс]./Журнал практической психологии и психоанализа 2011, № 3. URL:
https://psyjournal.ru/psyjoumal/articles/detail.php?ID=2017(дата обращения 14.06.15)
8. Гидденс Э. Социология : Учебник / Энтони Гидденс; Науч. ред. В. Я. Ядов; Общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Иосилевича. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.
9. Гидденс Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах : [пер. с англ. ] / Энтони Гидденс. - СПб. [и др.] : Питер, 2004. - 208 с.
10. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. - М. : Издательство Московского университета, 1987. - 174 с.
11. Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи 2008г. [электронный ресурс] URL:http://socioline.ru/files/golod.pdf(дата обращения 08.01.2015) 
12. Григорьева Н.С., Дюпра-Куштанина В.А., Чубарова Т.В., Яковлева И.В.
Брачность и родительство в контексте эволюции современной семьи: обзор
международных исследований.// Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск №35. Декабрь 2012 - С 1-22
13. Гурко Т.А. Институт семьи в постиндустриальных обществах /Ценности и смыслы №4 (13), 2011, - С - 26 -45
14. Гурко Т.А. Представление об институте семьи в различный течениях феминизма. Критика концепции половых ролей./ Теория и методология гендерных исследований. — М., 2001. 42 с.
15. Клецин А.А. Внебрачные и альтернативные (немодальные) семьи: формы и
содержание [электронный ресурс]. URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/722/892/1216/Rubezh 5-166-179.pdf(дата обращения 06.01.15)
16. Кон И.С. Маскулинность в меняющемся мире./ Вопросы философии
[электронный ресурс] URL:
http://vphil.ru/index.php?option=com content&task=view&id=139(дата обращения 17.04.16)
17. Маринова М.А. Основные социологические и экономические подходы к изучению домохозяйства /Вестник РУДН, серия «Социология» 2004, №6-7 - С 202-211.
18. Мезенцева Е.Б. Гендерная проблематика в экономической теории
[электронный ресурс] /Open women line 2002 г. URL:
http://www.owl.ru/win/books/articles/mezenzeva.htm(дата обращения 04.01.2015)
19. Олифирович Н.И., Валента Т.Ф. Анализ функциональных показателей семейной системы [электронный ресурс]./ Журнал практической психологии и психоанализа 2011, № 3 URL:https://psyj ournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2816(дата обращения 12.04.15)
20. Орлова К.М. Стратегии воспитания в семье: зарубежный опыт
исследования.[электронный ресурс] URL:
file:///C:/Users/User/Downloads/26 %D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0 psyedu 4 2013.pdf(дата обращения 12.01.2015)
21. Поллак Р. Трансакционный подход к изучению семьи и домашнего хозяйства /Journal of Economic Literature. - p.581-605. Economic Association, 1985 Перевод А.Л.Александровой
22. Райгородский Д.Я. «Психология и психоанализ любви». Учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. - Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М.2002.С 310-312 
23. Ростовская Т.К. Молодая семья: роль мужчины в развитии и укреплении семейных ценностей/ Ценности и смыслы №4 (13), 2011,- С - 93-99
24. Сатир В. Как строить себя и свою семью. Пер. с англ.: улучш. изд — М,: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.
25. Сухушина Е.В. Гендерология и феминология: курс лекций. 2012-2013
26. Тихонова Н.Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях. /Экономическая социология 2006г. Т. 7. - №3. С 11¬23.
27. Трофимова М.В. Семья и семейные отношения в психологии и психотерапии с позиции системного подхода/Труды Братского госуниверситета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - Т.1. - С.44-50.
28. Трофимова Ю.В. Общепсихологический подход к изучению семьи [электронный ресурс] URL:http://hpsy.ru/public/x2638.htm(дата обращения 12.05.2015)
29. Утёмов В. В., Козлова А. Д. Проблема формирования семейных ценностей у
детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс] / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 32. - С. 71-75. - URL:http://e-
koncept.ru/2015/95551.htm.(дата обращения: 14.04.16)
30. Хеллингер Б. «Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий» — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 400 с.
31. Яновский К. Кризис института семьи в постиндустриальном обществе: анализ причин и возможности преодоления / [Яновский К. и др.]. М.:ИЭШ1, 2007. - 243 с.
32. Jane Gilgun,Kerry J. Daly,Gerald Handel«Qualitative methods in family research»/ Sage publications international Educational and Professional Publisher. 340 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ