Аннотация
ОГЛАВЛЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основные характеристики и аспекты изучения субкультурного дискурса 6
1.1 Дискурс как объект лингвистического исследования 6
1.2 К определению понятия «субкультура» 9
1.2.1 Субкультура реставраторов 11
1.2.2 Характеристика сетевых сообществ реставраторов 14
1.3 Модель описания субкультурного дискурса реставраторов 15
Выводы по главе 1 23
2 Реализация коммуникативных стратегий продвижения субкультурного дискурса
реставраторов 25
2.1 К определению понятий «коммуникативная стратегия» и «коммуникативная
тактика» 25
2.2 Типология коммуникативных стратегий 27
2.3 Стратегия самопрезентации и ее языковое воплощение 31
2.4 Стратегия убеждения и ее языковое воплощение 36
2.5 Вспомогательная прагматическая стратегия и ее языковое воплощение 41
2.6 Вспомогательная риторическая стратегия и ее языковое воплощение 44
2.7 Вспомогательная диалоговая стратегия и ее языковое воплощение 46
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
В настоящее время фокус лингвистических исследований сосредоточен на человеке и создаваемом им тексте (В. И. Карасик, Н.Д. Арутюнова, А. -Ж. Греймас и Ж. Курте, Т. А. ван Дейк, В. И. Тюпа, Ю. С. Степанов и др.)
Активно описываются институциональные дискурсы (педагогический, политический, медицинский и др.), субкультурные дискурсы также находятся в сфере внимания исследователей (В. К. Андреев, А. Ю. Ларионова, Dick Hebdige и др.). В условиях постоянного изменения общества и появления интернета, актуальность обусловлена изучением существования субкультурных коммуникаций в интернет-среде.
Современный этап развития лингвистики характеризуется антропоцентричностью. Этим объясняется появление коммуникативной лингвистики, одна из целей которой состоит в изучении интенции адресата, которая содержательно организует его речевое поведение. Так появилось множество работ, посвященных коммуникативным стратегиям (Т. А. ван Дейк, О. С. Иссерс, Е. В. Клюев и др.). Коммуникативные стратегии активно анализируются в политическом, рекламном, туристическом дискурсах, однако, проблематика коммуникативных стратегий в субкультурном дискурсе недостаточно освещена. Данное исследование направлено на изучение коммуникативных стратегий и воплощающих их тактик в субкультурном дискурсе, что также обуславливает его актуальность.
Научная новизна данной работы состоит в том, что впервые рассматривается языковое воплощение применяемых реставраторами коммуникативных стратегий.
Объектом исследования является тексты реставраторов, размещенные в Интернет-пространстве.
Предмет исследования - языковая реализация коммуникативных стратегий и тактик продвижения, реализуемых в текстах реставраторов.
Основной целью исследования является описание языкового воплощения коммуникативных стратегий продвижения сообщества реставраторов.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие «субкультурный дискурс»;
2. Описать субкультурный дискурс реставраторов;
3. Выявить коммуникативные стратегии продвижения, реализуемые в субкультурном дискурсе реставраторов;
4. Проанализировать тактики, воплощающие коммуникативные стратегии субкультурного дискурса в текстах реставраторов.
Материалом для исследования послужили публикации (1261) в трех блогах реставраторов, размещенных в интернет-пространстве.
Методы исследования:
Для сбора материала был использован метод сплошной выборки.
Междисциплинарный характер исследования предопределил обращение к комплексной методологии дискурс-анализа, предполагающей использование следующих методов:
Для описания содержательных особенностей текстов был применен интерпретативный метод. Социолингвистический метод для выявления экстралингвистических факторов коммуникации. Методы
лингвистического, в частности контекстуального, семантического и стилистического анализа были использованы для описания языковых особенностей реализации субкультурного дискурса и его коммуникативных стратегий и воплощающих их тактик. Был использован количественный метод, подтверждающий соответствующие выводы о частотности реализующих ту или иную стратегию средств.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность работы, ее новизна, определяются объект и предмет исследования, цель работы, описываются задачи и методы выпускной квалификационной работы.
В первой главе определяется терминологический аппарат, используемый в исследовании, рассмотрен комплекс вопросов, посвященных исследованию субкульутрного дискурса.
Вторая глава посвящена исследованию реализации коммуникативных стратегий и тактик, определяются вербальные и паралингвистические средства их воплощения.
В заключении подведены итоги проведенного исследования.
Апробация работы проводилась в рамках ежегодной X (XXIV) международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения»
(Томск, апрель 2023)
С развитием Интернета субкультурные сообщества получили возможность создаваться и поддерживаться в виртуальном пространстве. Субкультурный дискурс отражает многообразие современной культуры, и одной из таких субкультур является сфера реставрации, которая продвигается онлайн и офлайн. Настоящее исследование - шаг на пути к изучению субкультурного дискурса и его стратегий.
Субкультурный дискурс мы определили как тип речевого общения в социальной среде, которая направлена на объединение участников субкультуры. Субкультурный дискурс реставраторов мы проанализировали по модели В. И. Карасика, которая включает участников дискурса, ситуацию общения, цели, ценности, стратегии, жанры и языковое воплощение.
Предметом нашего исследования являются коммуникативные стратегии как совокупность коммуникативных целей, которые зависят от конкретных условий и личностей коммуникантов. Стратегии соотносятся с основной целью субкультурного дискурса, но их конкретное использование в определенных коммуникативных ситуациях зависит от тактик, которые направлены на локальные цели и задачи общения внутри данной субкультуры.
В данной работе были рассмотрены различные типологии коммуникативных стратегий, основанные на целях коммуникации. Мы опирались на типологию О. С. Иссерс и проанализировали коммуникативные стратегии самопрезентации и убеждения, а также вспомогательные коммуникативные стратегии. Это обусловлено учетом разнообразных аспектов коммуникации, включая и вербальные и невербальные формы, что делает эту типологию более полной и точной при ее применении в коммуникативных ситуациях.
Коммуникативная стратегия самопрезентации в публикациях реставраторов используется для создания положительного имиджа реставратора, поднятия авторитета и привлечения внимания к своей работе, которая реализуется посредством тактик подчеркивания качественных и количественных показателей, создания своего круга и персонализации. Общей тенденцией в рассмотренных сетевых сообществах стало использование тактики подчеркивания качественных и количественных показателей, которая демонстрирует профессионализм реставратора. Тактики персонализации и создания «своего круга» позволяют установить доверие к профессионалу, создать положительный имидж и привлечь новых клиентов. Однако эти тактики не являются универсальными для субкультурного дискурса реставраторов. Они наблюдаются только в блогах, где команда является инициатором проекта. Поэтому можно считать, что использование таких тактик характеризует только определенный тип сетевых сообществ реставраторов.
Чтобы привлечь внимание аудитории и доказать свою компетентность и верность ценностям, реставраторы используют коммуникативную стратегию убеждения. Для её реализации реставраторы применяют тактики информационного развертывания, ссылки на фоновые знания, прогнозирования и привлечения внимания. Если у первых трех тактик можно выделить общие тенденции в языковом воплощении, то реализация тактики привлечения внимания у каждого реставратора собственная. Это обусловлено тем, что каждый блогер-реставратор хочет создать запоминающееся сетевое сообщество.
Для формирования эмоционального настроя адресата реставраторы используют вспомогательную прагматическую стратегию. Она направлена на влияние на мнение адресата, его личные ценности и мировоззрение. В блогах реставраторов такая стратегия проявляется через тактики благодарности, учета ценностных ориентиров и потребностей аудитории и обращения к эмоциям адресата. Все эти тактики способствуют формированию доверительных отношений с аудиторией, установлению эмоционального контакта и созданию положительного имиджа реставратора.
Реализация коммуникативной риторической стратегии в субкультурном дискурсе реставраторов происходит через применение индивидуальных риторических приемов, которые позволяют проявить свою личность и выделиться среди других участников субкультуры. Основной характеристикой этой стратегии является индивидуальность и в большинстве неповторимость риторических приемов в сетевых сообществах реставраторов.
Для реализации диалоговой стратегии реставраторы используют тактики задавания вопросов, просьб и информирования. Однако, наиболее эффективной тактикой мы выделяем тактику информирования, которая позволяет участникам субкультуры обмениваться идеями и узнавать новое о реставрации исторических объектов. Такая тактика помогает увеличить эффективность общения в сетевом сообществе, продвигать блог в виртуальном пространстве и субкультуру реставраторов.
Таким образом, мы проанализировали реализации коммуникативных стратегий продвижения и выявили особенности этих реализаций, следующих из специфики языкового воплощения субкультурного дискурса реставраторов.
В заключении можно отметить, что изучение субкультурного дискурса и его стратегий позволяет более глубоко понять современные тенденции общества и способы коммуникации в различных сферах. Более детальное исследование этих процессов принесет не только научную пользу, но и будет полезно для практического применения в различных областях.
1. Андреев В. К. Специфика лексикона и дискурса как основание типологизации субкультурных журналов // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2016. - №3. - С. 155-160.
2. Анохина В. С. Стратегии и тактики коммуникативного поведения в малой социальной группе (семье) // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008. - № 56. - С. 64-71.
3. Анцыферова Д. И. Методологические принципы и проблемы психологии [Текст] / Д. И. Анцыферова // Психологический журнал. — М.: Институт психологии РАН, 1962. — Т. 3. — № 2. — С. 3-18.
4. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136-137.
5. Базылев В. Н. Политический дискурс в России // Известия УрГПУ. Лингвистика. — Екатеринбург, 2005. Вып. 15. С. 5-32.
6. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М.: 2003. 512 с
7. Беляев, И.А. Культура, субкультура и контркультура / И.А. Беляев, Н.А. Беляев // Духовность и государственность / под ред. И.А. Беляева. - Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. - С. 5-18.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Э. Берн. - М. : Прогресс, 1988. - 400 с.
9. Бобырева, Е. В. Место религиозного дискурса в типологии дискурсов Текст. / Е. В. Бобырева // Единицы языка и их функционирование: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Научная книга, 2003. - С. 218-223.
10. Борисова И. Н. Категория цели и аспекты текстового анализа // Жанры речи: Сб. науч. статей. - 1999. - №2. - С. 85.
11. Бурко Р. А. Социальные сети в современном обществе / Р. А. Бурко, Т. В. Терёшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. —
2014. — № 7 (66). — С. 607-608. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11009/ (дата обращения: 14.06.2022).
12. Гладко М. А. Стратегия эмоционального настроя во внутренней коммуникативной среде организаций // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. - 2016. - Т. 2 (68). - № 1- С. 41-47.
13. Глушкова, О.М. Теоретические аспекты анализа субкультуры // «Архитектон: известия вузов» № 26 / О.М. Глушкова. - Вологда, 2014. - 130 с.
14. Голоднов А. В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы): дисс. ... к. филол. н. - СПб. - 2003. - 260 с.
15. Гранева И. Ю. Местоимение мы и проблема языковой концептуализации мира // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2009. - №2 (19). - С. 82- 87....64