ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основания исследования изменения самоидентичности молодых людей в ходе творческой мастерской с использованием методов телесной терапии 7
1.1Теоретический обзор концепций и подходов к изучению самоидентичности 7
1.2. Сложившиеся направления и подходы изучения самопознания 14
1.3 Актуальные направления и перспективы работы телесной терапии в психологических практиках изменения самоидентичности 17
Глава 2 Рабочая модель и применяемые методы исследования изменений самоидентичности молодых людей в ходе творческой мастерской с использованием методов телесной терапии 22
2.1 Рабочая модель исследования изменения самоидентичности молодых людей в ходе творческой мастерской с использованием методов телесной терапии 22
2.2Методы и методики, применяемые в исследовании изменения самоидентичности
молодых людей в ходе творческой мастерской с использованием методов телесной терапии 25
2.2.1 Методика «Личностный опросник самоидентичности» В.В.Козлова 25
2.2.2 Программа творческой мастерской изменения самоидентичности молодых
людей с использованием методов телесной терапии 26
2.2.2.1 Телесная терапия 26
2.2.2.2 Программа творческой мастерской «Путь к себе» 27
2.2.3 Метод невключенного наблюдения 29
2.2.4 Рефлексивный отчет 30
2.2.5 Полуструктурированное интервью 31
2.2.6 Феноменологический анализ текста по А.Джорджи 31
Глава 3 Результаты исследования изменения самоидентичности молодых людей в ходе творческой мастерской «Путь к себе» с использованием методов телесной терапии 34
3.1 Выборка 34
3.2 Результаты проведения исследования 34
3.2.1 Первичная диагностика структур самоидентичности молодых людей 34
3.2.2 Организация творческой мастерской с использованием методов телесной
терапии 35
3.2.3 Результаты невключенного наблюдения за группой в процессе творческой
мастерской 39
3.2.4 Качественный анализ данных рефлексивных отчетов и интервью 44
3.2.5 Повторная диагностика структуры самоидентичности у молодых людей 50
Заключение 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
Приложение 1 58
Приложение 2 61
Приложение 3 63
Приложение 4 67
Приложение 5 76
Приложение 6 78
Приложение 7 81
Приложение 8 89
Приложение 9 90
Актуальность. Проблема самоидентичности прочно заняла свое место среди центральных проблем теории и практики психологии. В психологии с понятием идентичности связано, прежде всего, имя Э. Эриксона, который впервые обосновал, детально проработал это понятие и, придал ему подлинно научный статус [167]. Подходы к проблеме идентичности представлены в работах многих зарубежных психологов психоаналитической парадигмы (Дж. Марсия, 1966; А. Ватерман, 1970; Г.Р. Адаме, 1999и др.), символического интеракционизма (Дж. Мид, 1996; Е. Гоффман, 1964 и др.), когнитивно-ориентированного подхода (G. Breakwell, 1996; Н. Tajfel, 1982 и др.) Постановка проблемы идентичности, определение условий её становления в различных жизненных контекстах являются актуальными задачами по причине отмечаемого исследователями кризиса идентичности современного человека (Г.М. Андреева, 2005; Т.М. Буякас, 2000; М.В. Заковоротная, 1999; Л.М. Путилова, 1999; Л.Б. Шнейдер, 2002 и др.). Современными учеными становление идентичности уже не рассматривается как процесс преодоления кризисов, а является одновременно и элементом повседневности, и элементом онтогенеза, и элементом филогенеза человека (А.А. Брудный, В.Е. Клочко,О.В.Лукьянов ). То есть становление идентичности теперь должно пониматься в динамике самоорганизации, а не только в динамике адаптации к изменениям. При изучении проблем идентичности обращают внимание на темпоральные характеристики идентичности: деление себя, работу личности (Магомет-Эминов М.Ш., 2007), практики себя (Хоружий С.С., 1999) и онтологические характеристики жизненного мира (Василюк Ф.Е., 1984, 1992, 2003), понимание и самопознание как основу бытия личности (Знаков В.В., 2005), особенности развития на разных этапах взросления (Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А., 2007). Процесс формирования идентичности продолжается на протяжении всего жизненного пути, но наиболее активный поиск собственной идентичности происходит в молодом возрасте. Молодые люди чаще всего задаются вопросом «Кто я?», «Кто же я такой в действительности?», проблема поиска себя и кем я являюсь наиболее актуальна для этого возраста. Невозможность соотнести внутренний мир с внешним, приводит к формированию кризиса, ощущению экзистенциального вакуума , отсутствию внешних и внутренних ориентиров (ценностных, смысловых, мотивационных), что порождает ощущение растерянности, повышение тревожности и ощущение потери контроля над собственной жизнью. Проблема поиска, формирования собственной идентичности чрезвычайно важна для современного молодого человека, а задача исследования психологических условий, обеспечивающих процесс самоидентичности, встает наиболее остро (Г.М. Андреева, 2005; Т.М. Буякас, 2000;
М.В. Заковоротная, 1999; Л.М. Путилова, 1999; Л.Б. Шнейдер, 2002 и др). На данный момент существуют современные научные концепции показывающие связь самоидентичности с самопознанием, в эмоционально-ценностном отношении к себе. В современных работах самоидентичность является одним из возможных результатов процесса самопознания. (В.Г.Моралов,И.И.Чеснакова )Мы предполагаем что интересным вариантом инициации процесса самопознания в молодом возрасте , может быть обращение к методам телесной терапии. Юноши и девушки в молодом возрасте сталкиваются с проблемой поиска своего «я» , а так же в силу физиологических и гормональных изменений озадачены принятием собственной внешности , осознанием собственного тела, тем как я выгляжу и как меня видят другие . Мы предполагаем , что развивая способность осознания собственного тела и телесной природы , строя таким образом мост с латентными сторонами личности, телесная терапия может способствовать инициации процесса самопознания.
Идея нашего исследования заключается в нестандартном использовании методов телесной терапии как универсального инструментария инициации процесса самопознания , что возможно приведет к изменению самоидентичности молодых людей.
Объектом данного исследования является самоидентичность.
Предмет исследования это изменение самоидентичности молодых людей в ходе творческой мастерской с использованием методов телесной терапии.
Цель данного исследования -выявление потенциальной возможности изменения самоидентичности молодых людей через инициацию процесса самопознания методами телесной терапии.
Цель работы определяет постановку следующих задач:
1. Проанализировать с позиции разных подходов понятия: самоидентичность и самопознание.
2. Разработать и провести творческую мастерскую с использованием методов телесной терапии как основного инструментария инициации процесса самопознания.
3. Провести диагностику показателей подструктур самоидентичности у респондентов.
4. Проанализировать получившиеся результаты данного исследования и обсудить их.
В исследовании выдвигается гипотеза о том, что инициация процесса самопознания с помощью методов телесной терапии может привести к позитивным изменениям самоидентичности молодых людей.
Теоретико-методологические основания данного исследования составляют: базовые теоретические положения по проблеме самоидентичности Э.Эриксона, Е.Т.Соколовой и самопознания И.И.Чеснаковой, В.Г.Моралова и С.А.Минюрова,
периодизация психического развития человека по Э.Эриксону. Транстемпоральный подход О.В.Лукьянова и интегративный подход В.В.Козлова в рамках которых рассматривалось понимание феномена самоидентичности, концепция В.Е.Клочко представленная в работе «Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства» позволяющая рассматривать динамику самоидентичности как процесс становления. А также взгляды В.Г.Моралова изложенные в работе «Основы самопознания и самосознания» на основе которых, можно предположить, что самоидентичность является одним из возможных результатов самопознания, что является значимым для организации практических исследований.
Методы: Сбор данных осуществлялся следующими методами: методика В.В.Козлова «Личностный опросник самоидентичности»; метод невключенного наблюдения, составление рефлексивных отчетов, а также использование полуструктурированного интервью. Применялись следующие методы обработки полученных результатов: метод математико-статистической обработки данных, контент- анализ, феноменологический анализ А. Джорджи. Математическая обработка результатов тестирования по указанной методике производилась с помощью t-критерия Стьюдента и коэффициента вариации.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с юношами и девушками от 20-22 лет, объем выборки составил 30 человек.
Теоретическая значимость и научная новизна заключается в выявлении сложившихся научных подходов понимания феномена самоидентичности, а так же концепций на основе которых, можно предположить, что самоидентичность является одним из возможных результатов самопознания. Связь между самоидентичностью и самопознанием является значимым для организации практических исследований, потому что напрямую работать с самоидентичностью проблематично. В качестве оптимального метода инициации процесса самопознания были избраны концепты и практические методики телесной терапии.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложен нестандартный вариант работы с инициацией процесса самопознания молодых людей , что может способствовать позитивному изменению самоидентичности молодых людей. Данный поход может использоваться в рамках психологического консультирования , различных групповых терапевтических сессий и тренингах .
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы, а также приложений. В первой главе содержится обзор теоретического материала, посвященного вопросам и проблемам понимания самоидентичности и самопознания. Вторая глава включает в себя рабочую модель эмпирического исследования, направленного на инициацию процесса самопознания и выявление потенциальных возможностей изменения самоидентичности молодых людей в ходе творческой мастерской с помощью методов телесной терапии. В третьей главе заключены результаты проведенного исследования, их анализ и обсуждение.
Целью данной бакалаврской работы являлось выявление потенциальной возможности изменения самоидентичности молодых людей через инициацию процесса самопознания методами телесной терапии.
Наше исследование было построено на творческой мастерской «Путь к себе», основной идеей которой является использование некоторых элементов телесной терапии как метода инициации процесса самопознания. Согласно теоретическому положению на которое опираемся, мы предположили, что инициация процесса самопознания приведет к позитивным изменениям самоидентичности.
Таким образом в результате исследования было выявлено три разных типа отношения к полученному опыту во время творческой мастерской:
1. Для первого типа характерна работа над согласованием разных Я, высокая степень рефлексии. В «Портретах в натуральную величину» отражены черты внешнего облика респондентов, а в описании авторами были выделены наиболее важные детали, затем раскрыты и описаны их значение и отношение к ним. Из этого следует вывод, что данный тип более склонен к самоанализу и самоорганизации. Также наблюдаются прогрессивные изменение в показателях шкалы «Я-социальное» по методике Козлова В.В. «Личностный опросник самоидентичности».
2. Для второго типа присуще открытие латентных сторон, которые включаются в конструкцию Я-идеальное, работа с идеалом, а так же позитивный настрой во время мастерской. В работе с портретом происходила фиксация Образа, Я-идеального. В описании «Портрета» у данного типа преобладает яркий образный рассказ или повествование о своем образе. У респондентов данной группы по диагностической методике В.В.Козлова наблюдаются средние изменения показателей по шкале «Я- социальное».
3. Для последнего типа характерна зацикленность на внешнем, очень низкая степень рефлексии и преобладание исключительно положительного эмоционального состояния на протяжении всей творческой мастерской. В работе с портретами была замечена фиксация на отдельных деталях, на наличии того что есть. Описание «Портрета в натуральную величину» заключалось в перечислении и установлении того, что изображено, но никак не было раскрыто. По диагностической методике у данной группы в шкале «Я-социальное» изменений не происходило.
Анализ результатов показал, что разная степень интенсивности рефлексии респондентов во время творческой мастерской привела к разной динамике изменений в количественных результатах по шкале Я-социальное.
Позитивное изменение, согласно концепции В.В.Козлова, на которую мы опираемся в нашем исследовании, совершение изменений в сторону большей гармоничности. Внутренняя идея гармонии личности заключается в триединстве структур самоидентичности: Я-социальное, Я-материальное и Я-духовное. Эта гармония обусловлена свободой сознания от «залипания», жесткой идентифицированное™ с одной из трех подструктур самоидентичности. Диагностика, проведенная на начальном и конечном этапе творческой мастерской «Путь к себе» показала позитивный вектор изменений структуры самоидентичности молодых людей. (v1=12,4%; v2= 11,4%)
Таким образом мы нашли интересный метод инициации процесса самопознания, который привел к позитивному вектору изменений структуры самоидентичности молодых людей.
Полученные выводы частично подтверждают нашу гипотезу: результаты нашей исследовательской работы показали, что нам удалось инициировать процесс самопознания, стимулировать рефлексию. Данная творческая мастерская была оценена всеми как эффективная и полезная, но не всех привела к изменениям или углублению рефлексии.
Таким образом, полученные нами результаты исследования подтверждают возможность нестандартного использования творческой мастерской «Путь к себе» с элементами телесной терапии в качестве инструментария инициации процесса самопознания, углубления рефлексии, определения себя в мире и значимых событий, что может способствовать позитивному изменению самоидентичности молодых людей.
Наши выводы отражают варианты работы с молодыми людьми в рамках психологического консультирования, различных групповых терапевтических сессий и тренингах, что может способствовать предотвращению формирования кризиса, экзистенциального вакуума, отсутствия внешних и внутренних ориентиров (ценностных, смысловых, мотивационных) и т.д у молодых людей.
1. Агеев В. С. Социальная идентичность личности // Социальная психология : хрестоматия. - М., 1999. - С. 349-356.
2. Акимова М. К. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой. - СПб. : Питер, 2005. - 303 с.
3. Антонова Н. В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н. В. Антонова, В. В. Белоусова // Вести. Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2011. - №
2. - С. 79-92.
4. Аршинская С. Э._ Структура идентичности: проблемы анализа // Вести. Бурят. гос. ун-та. Сер. Философия, социология, политология, культурология. - 2009. - Вып. 14. - С. 82-88.
5. Асмолов А. Г. Трансформация идентичности в виртуальном мире // Вопр. психологии. - 2009. - № 3. - С. 3-5.
6. Безменова И. К. Самосознание как единица исследования онтогенеза личности / И. К. Безменова. - М., 2006. - 160 с.
7. Белинская Е. П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8, вып. 40. - С. 18.
8. Белинская Е. П. Кризис идентичности в условиях радикальных социальных изменений // Идентичность и организация в меняющемся мире : сб. науч. ст. - М., 2009. 327 с.
9. Белинская Е. П. Социальная психология личности : учеб. пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
10. Бодалев А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В., Столин, В. С. Аванесов. - СПб. : Речь , 2000. - 440 с.
11. Буякас Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вести. Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2000. - № 1. - С. 54-67.
12. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: ЖСМО- Пресс, 2000. - 243 с.
13. Жигинас Н. В. Психология кризиса идентичности студентов: персонологическая концепция, феноменология, медико-психологическое сопровождение : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Н. В. Жигинас. - СПб., 2011. - 50 с.
14. Квале С. Исследовательское интервью / С. Квале. - М. : Смысл, 2003. - 39 с.
15. Кеидия К. 3. Философское понимание самоидентификации в бытийной структуре личности // Вести. Оренбург. гос. ун-та. - 2012. - № 1. - С. 50-55...50