Введение 3
1 Роль эмоционального интеллекта в психологическом развитии ребенка в
младшем школьном возрасте 5
1.1 Психологические особенности развития младших школьников 5
1.2 Понятие «эмоциональный интеллект» и подходы к его изучению 11
1.3 Значение эмоционального интеллекта в психологическом развитии
ребёнка младшего школьного возраста 18
2 Арт-терапия как способ развития эмоционального интеллекта у детей
младшего школьного возраста 24
2.1 Использование арт-терапии в психологической работе с детьми
младшего школьного возраста 24
2.2 Описание арт-терапевтической программы, направленной на развитие
эмоционального интеллекта ребёнка младшего школьного возраста 27
3 Исследование особенностей эмоционального интеллекта ребёнка
младшего школьного возраста 39
3.1 Описание методов и процедуры исследования 40
3.2 Описание результатов изучения эмоционального интеллекта ребёнка
младшего школьного возраста на начальном этапе 44
3.3 Возможности использования арт-терапии для развития
эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста 50
Заключение 54
Литература 55
Приложение 1 62
Приложение 2 64
Приложение 3 65
Приложение 4 66
Приложение 5 68
Приложение 6 69
В условиях современности образовательного процесса развитие эмоционального интеллекта школьников приобретает особую актуальность. Это объясняется тем, что эмоциональный интеллект способствует успешной коммуникации при решении практических задач, эффективной социализации личности, тесно связан с развитием «гибких навыков», которыми должен обладать современный человек.
Актуальность темы: Дети младшего школьного возраста испытывают высокую информационную нагрузку, связанную с требованиями общеобразовательного учебного процесса и потоком информации разного содержания, который они непрерывно получают через гаджет-источники современного мира. Коммуникация между детьми ослабевает, теряются навыки полноценного общения. Дети утрачивают способность понимать собственные эмоции и переживания, воспринимать и реагировать на чувства других людей.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть полезны в профессиональной деятельности детских психологов, специалистов Арт-терапевтического направления в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в индивидуальном и групповом формате работы.
Объект исследования: Эмоциональный интеллект ребёнка младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Арт-терапия в развитии эмоционального интеллекта ребёнка младшего школьного возраста.
Цель исследования: Проанализировать развитие составляющих эмоционального интеллекта и определить эффективность арт-терапевтических техник в развитии эмоционального интеллекта у ребёнка младшего школьного возраста на примере единичного случая.
Гипотеза: Использование арт-терапевтических техник способствует развитию эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста, что проявляется в повышении уровня восприятия и понимания как собственных эмоций, так и идентификации эмоций других людей.
Задачи исследования
1. Провести теоретический анализ проблемы развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте.
2. Подобрать релевантные методики для определения особенностей развития компонентов эмоционального интеллекта у ребёнка младшего школьного возраста:
- Восприятие эмоций;
- Понимание эмоций;
- Идентификация эмоций;
- Поведение в соответствии с переживаемыми эмоциями.
3. Составить программу с использованием арт-терапевтических методов направленную на развитие эмоционального интеллекта у ребёнка младшего школьного возраста, согласно полученным диагностическим данным.
4. Определить результативность арт-терапевтических техник для развития выделенных компонентов эмоционального интеллекта ребёнка младшего школьного возраста.
Методы исследования
- метод беседы;
- метод наблюдения;
- эмпирический (тестирование);
- обработка полученных данных;
- анализ единичного случая.
Выпускная квалификационная работа изложена на 69 страницах и структурно состоит из введения, основной части (3 главы), заключения, литературы, приложений.
Способность к эмоциональной саморегуляции, эмоциональной гибкости и эмоциональному сопереживанию имеет важное значение в успешности ребёнка младшего школьного возраста.
В процессе работы были выполнены следующие задачи:
1. Проведена диагностика показателей развития эмоционального интеллекта: восприятия эмоций; понимание эмоций; идентификация эмоций; поведение в соответствии с переживаемыми эмоциями.
2. Составлена и реализована программа с использованием арт - терапевтических методов, направленная на развитие составляющих эмоционального интеллекта у ребёнка, учитывая его возрастные особенности.
3. Определена результативность арт-терапевтических техник для развития выделенных показателей эмоционального интеллекта у ребенка.
В результате реализации программы, которая включает арт- терапевтические методы, у ребёнка наблюдается способность правильно понимать собственные эмоции и причины их возникновения, давать развёрнутые ответы и безошибочно понимать эмоциональные состояния других людей. Создается благоприятная атмосфера для взаимодействия ребенка со взрослым.
Таким образом, на основании полученных результатов исследования, арт-терапия является безопасным и действенным способом для развития эмоциональной саморегуляции и эмоциональной гибкости у ребёнка.
Полученные в ходе исследования данные, могут быть использованы как в индивидуальной, так и групповой работе, направленной на развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. - СПб.: БХВ - Петербург, 2012. - 288 с.
2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального
интеллекта // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 57- 65.
3. Андреева И. Н Возможности развития эмоционального
интеллекта в процессе психологического тренинга / И. Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь
взаиморазвития: материалы 4 международной научно -практической конференции, Санкт-Петербург 10-11 апреля 2009 г. - СПб, 2009. - Ч.1. - С. 24.- 26.
4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования
феномена // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-86.
5. Андерсон М. Н. Развитие эмоционального интеллекта
младших школьников в современных реалиях: обзор исследований // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - № 5. - С. 104 - 107.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Психологическое исследование / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
7. Белопольская А. А. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект) // Молодой учёный. - 2021. - №21(363).- С.381- 383.
8. Былкина Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Былкина Н. Д. Люсин Д. В. // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С.38-48.
9. Брель Е. Ю. Сказкотерапия детей младшего дошкольного возраста // Сибирский психологический журнал. - 1996. - Вып. 3. - С. 52.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Издат. Перспектива, 2020. - 224 с.
11. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; сост. М. Г. Ярошевский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 480 с.
12. Власовец Ю. М. Методы развития эмоционального интеллекта в начальной школе // Молодой учёный. - 2022. - № 6 (401). - С. 45-47.
13. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
14. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. / Д. Гоулман ; пер. с англ. А. Исаевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. - 544 с.
15. Гукаленко О. В. Развитие эмоционального интеллекта как фактор учебной и социальной успешности школьников: теоретический обзор // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. - 2022. - № 2. - С. 14-28.
16. Давидян А. Г. Представление об эмоциональном интеллекте в контексте научного знания // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус.
- 2019. - Т.18 № 3 (41). - С. 83 - 90.
17. Денисова Е. В. Сказкотерапия как метод психологического
воздействия // Электронный научный журнал European Student
Scientific Journal. -2013. - №2. - URL:https://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=150(датаобращения25.02.2023).
18. Данилина Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. -Москва: Изд-во Айрис-пресс, 2014. - 160 с.
19. Едиханова Ю. М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 12. - С. 11-15. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75185.htm (дата обращения 25.02.2023).
20. Едиханова Ю. М. Глинотерапия в работе с симптомами эмоционального неблагополучия детей // Научно -методический
электронный журнал Концепт. - 2019. - №6. - С.119-124. -
URL: http://e-koncept.ru/2019/192021.htm (дата обращения 25.02.2023).
21. Егиазарян Д. В. Развитие эмоционального интеллекта у детей школьного возраста в Италии / Д. В. Егиазарян, Т. В. Волкова // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 1 (41). - С. 205-209.
22. Изотова М. А. Эмоциональная сфера ребёнка: учебное пособие /
М. А. Изотова, Е. В. Никифорова. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 288 с.
23. Эмоциональный интеллект школьника: становление и развитие: монографический сборник / под общей и научной редакцией С. В. Ивановой. - М.: ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО, 2022. - 203 с.
24. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - Санкт- Петербург: Питер, 2013. - 464 с.
25. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 752 с.
26. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 464 с.
27. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Электронный учебник, 2000. - 267 с.
28. Копытин. А. И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие / А. И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 74 с.
29. Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 с.
30. Колошина Т. Ю. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера / Т. Ю. Колошина, А. А. Трусь. - СПб.: Речь, 2010. - 189 с.
31. Киселева М. В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие / М. В. Киселёва, В. А. Кулганов. - СПб.: Речь, 2014. - 64 с.
32. Кузовкин В. В. Анализ единичного случая / В. В. Кузовкин, И. Е. Жмурин // Журнал практического психолога. - 2014. - № 2. - С. 3 - 8.
33. Любарт Т. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджиман, Ф. Зенасин. - М.: Когито-Центр, 2009. - 215 с.
34. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика / Л. Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
35. Леонтьев. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. /
А. Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1971. - 40 с.
36. Лебедева Л. Д. Рисунок в психологической диагностике и арт-терапии // Национальный психологический журнал. - 2007. - № 1(2). - С. 132 - 136.
37. Лазарева Ю. В. Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста / Ю. В. Лазарева, А. Е. Рудакова // Научный диалог. -2018. - № 6. - С. 251-264.
38. Люсин Д. В. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования: учебник / Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2004. - 176 с.
39. Глава 12 Эмоциональная регуляция когнитивных процессов // Когнитивная психология: учебник / Д. В. Люсин, В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. - Москва, 2002. - С. 333-346.
40. Люсин Д. В. Способность к пониманию эмоций:
психометрический и когнитивный аспекты / Д. В. Люсин,
Г. А. Емельянова // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен: материалы международной науч.-практ. конф. 20-24 октября 1999 г. - М. -ИП РАН, 2000. - С. 25-35.
41. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник / В. С. Мухина. - М.: Изд. центр Академия, 1999.- 456 с.
42. Майер Г. Психология эмоционального мышления: учебное пособие / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 400.
43. Никитин В. Н. Арт-терапия: учебное пособие / В. Н. Никитин. - М.: Когито - Центр, 2014. - 328 с.
44. Нгуен М. А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду. - 2008. - № 1. - С.83-85.
45. Никулина И. В. Эмоциональный интеллект: инструменты развития: учебное пособие / И. В. Никулина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2022. - 82 с.
46. Стандарт профессиональной психотерапевтической
(психологической) помощи в сфере арт-терапии (арт-психотерапии): НСО Союз психотерапевтов и психологов; НС Арт-терапевтическая ассоциация / А. И. Копытина, Л. Д. Лебедева, Н. Р. Назарова, И. В. Сусанина // Санкт- Петербург-Москва, 2018. - 100 с.
47. Обухова А. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / А. С. Обухова. - М.: Юрайт, 2014. - 583 с.
48. Оклендер В. Скрытые сокровища: путеводитель по внутреннему миру ребёнка / В. Оклендер; пер. с англ. В. И. Белопольского. - М.: Когито- Центр, 2016. - 271 с.
49. Оклендер В. Окна в мир ребёнка: руководство по детской психотерапии. / В. Оклендер ; пер. с англ. С. Б. Шерстневой, О. В. Орловой. - М.: Независимая фирма Класс, 2015. - 408 с.
50. Равич-Щербо И. В. Психологические предикторы
индивидуального развития / И.В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина,
B. И. Трубников, Е. С. Белова, Э. Ф. Кириакиди // Вопросы психологии. - 1996. - № 2. - С. 42-54.
51. Реан А. А. Психология детства: учебник / А. А. Реан. - СПб.: Прайм-Евро-Знак, 2003. - 368 с.
52. Рыжов Д. М. Младший школьный возраст как сенситивный период развития эмоционального интеллекта // Среднее профессиональное образование Шадринский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. - 2013. - №2. - С. 29 -31.
53. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии /
C. Л. Рубенштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 423 с.
54. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар, изд. Центр Владос, 2008. - 366 с.
55. Сусанина И. В. Введение в Арт-терапию: учебное пособие / И. В. Сусанина. - М.: Когито-центр, 2007. - 90 с.
56. Диагностический Комплект психолога. Методика
Эмоциональные лица / сост.: Н. Я. Семаго. - М.: АПКиППРО, 2007. - 17 с.
57. Тарарина Е. Практикум по Арт-терапии в работе с детьми / Е. Таранина. - М.: ООО Вариант, 2019. - 250 с.
58. Тхостов А. Ш. Феноменология эмоциональных явлений / Тхостов А. Ш., Колымба И. Г. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1999. - № 2. - С.3-14.
59. ФГОС НОО Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования: национальный стандарт
Рос. Федерации: дата введения 2022 - 05 - 31. - М.: Министерство юстиции РФ, 2022. -№ 286. - 36 с.
60. Холмогорова А. Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 61-74.
61. Цукерман Г. В. Психологическое обследование младших школьников / Г. В. Цукерман, М. И. Венгер. - Москва: Изд-во Владос- Пресс, 2013. - 160 с.
62. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / Шабанов С. Алешина А. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. - 432 с.
63. Шингаев С. М. Развитие эмоционального интеллекта школьников как важной составляющей успешной личности // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2019. - Вып.2.- С.615 - 623.
64. Широкова Л. К. Применение сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста / Л. К. Широкова, Е. А. Рыбина, А. О. Горшенкова, С. М. Сущева, В. В. Разумова // Электронный научно¬практический журнал Современные научные исследования и инновации. - 2022. - № 8. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/08/98670 (дата обращения: 25.02.2023).
65. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие / Д. Б. Эльконин. - М.: Издательский дом Академия, 2007. - 384 с.
66. Янкина М. Е. «Глиняное поле»: психотерапевтические
ресурсы глинотерапии // Психологическая газета. - 2015. -
URL: http://psy.su/feed/4781 (дата обращения 25.02.2023).
67. Aronson E. Nobody left to hate: Teaching compassion after Columbine. New York: A. Worth Publishers, 2000.
68. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, Inc., 1995.
69. Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. N.Y., 1993. P. 433-442.
70. Mayer J.D., Salovey P. Emotional intelligence // Intelligence. N.Y., 1993. - P. 772-781.
71. Salovey, P. Emotional intelligence / P. Salovey, D. Mayer, // Imagination, Cognition and Personality. - 1990. - V. 9. - P. 185-211.