Аннотация 3
Введение 6
Глава 1. Психовозрастные особенности подростков как читателей 13
1.1. Основные классификации детской читательской аудитории 13
1.2. Психовозрастные особенности подростков как читателей 18
1.3. Социологический опрос 28
Глава 2. Типологические характеристики энциклопедий по искусству
для подростков 31
2.1. Ключевые понятия детского книгоиздания 31
2.2. Издания для детей 32
2.3. Специфика энциклопедий по искусству для подростков 35
2.3.1. Энциклопедия как подвид справочной литературы 35
2.3.2. Энциклопедия по искусству 41
2.3.3. Энциклопедия для детей 43
2.4. Критерии редакторского анализа энциклопедии по искусству для детей
среднего и старшего возраста 48
Глава 3. Сравнительный анализ изданий 50
3.1. Редакторский анализ «Энциклопедии для детей. Искусство»
издательства «Аванта +» 50
3.2. Сравнительный анализ отраслевой и универсальной энциклопедий ... 61
3.3. Рекомендации по работе редактора над энциклопедическим изданием
по искусству для подростков 68
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложение 83
Каждое энциклопедическое издание представляет собой сложный комплекс, работа над которым связана с определенными трудностями. Сложившийся вид изданий имеет особую структуру, требует использования определенного характера информации и уровня ее подачи. Причем процесс подготовки энциклопедии должен быть многоуровневым, в нем должны принимать участие специалисты разного профиля - литературоведы, консультанты, редакторы, усилия которых должны обеспечить целостность издания.
Особое место в формировании картины мира подростка занимают энциклопедии по искусству. Их издания связаны с задачами эстетического воспитания, образования и коммуникации подростка.
Важность подросткового периода, а также переходный характер личности подростка обуславливают значимость психовозрастных особенностей при формировании концепции издания.
Зачастую, работая над изданием энциклопедий, специалисты больше внимания уделяют вопросам содержания и объективности материала, ориентируясь при этом только на базовые требования и рекомендации к детским изданиям (формат, размер полей, начертания и кегль шрифта и. т. д.). Психовозрастные особенности учитываются в меньшей степени, либо не учитываются вовсе. Так, С. М. Болховитинова отмечает, что данная возрастная категория не рассматривается как самостоятельная читательская группа, издатели мало внимания уделяют психологическим особенностям подростков, приобщая их скорее к взрослой категории читателей .
Согласно исследованиям Российской государственной детской библиотеки, в 2014 году по названиям детской литературы издавалось: для дошкольников - 63 % книг, для младших школьников - 30 %, для школьников средних и старших классов - 7 %. Таким образом, наиболее обеспечена книжной продукцией категория 3-6-летних детей, а менее всего книг адресуется читателям 15-17 лет. Это свидетельствует о нехватке литературы для подростков, о недостаточном внимании к этой группе читателей.
Кроме того, Российская Книжная Палата отмечает снижение выпуска справочной литературы в период 2008-2014 гг. с 3,4 % до 2 % от общей массы издаваемой продукции.
Результаты исследований ВЦИОМ за 2014 год также свидетельствуют о нехватке энциклопедической и справочной литературы для детей : эта рубрика занимает 5-е место по рейтингу ответов из 13; что составляет 9 % опрошенных.
Сегодня рынок детских энциклопедий по искусству представлен в основном книгами издательств, которые специализируются на выпуске изданий для детей. Причем, такого рода издания являются серийными. Например, «Аванта +» с популярной серией «Энциклопедия для детей», «Белый город» с серией «Энциклопедия мирового искусства», «Махаон», выпускающее отдельные издания по искусству энциклопедического характера («Большая иллюстрированная энциклопедия искусств») и др.
Кроме прочего, рынок заполняется и универсальными издательствами. Например, «АСТ» в серии энциклопедий «Хочу все знать» выпустил ряд книг об искусстве («Музыка. История и волшебство оркестра», «Живопись. Самые известные художники мира» и др.). Издательство «ЭКСМО» выпустило красочную и яркую «Полную энциклопедию искусства» для детей среднего и старшего школьного возраста.
Переводные энциклопедии по искусству также составляют большой сегмент в выпуске детской литературы. Например, издательство «Махаон» выпустило перевод популярной американской серии «Encyclopedia Britannica», в составе которой есть книга «Религия. Искусство. Литература».
Среди всего прочего выделяются переводные искусствоведческие энциклопедии издательства «Лабиринт». Переводное издание из серии «Атласы и энциклопедии для детей» «История западного искусства. От наскальных рисунков до поп-арта» - это яркая, качественная книга, содержащая большое количество иллюстраций.
По мнению В. Ю. Кирьянова, сложная проблема обеспечения детей, а именно подростков, энциклопедической литературой не может решаться однозначно - только путем увеличения числа названий и тиража. Большие резервы нужно закладывать на рационализацию системы выпуска энциклопедий для детей. Все, что присуще традиционной энциклопедии для взрослых, не может удовлетворить всех запросов современных школьников.
Таким образом, анализируя ситуацию на современном книжном рынке, можно констатировать недостаточное качество детской отечественной энциклопедической литературы по искусству для подростков: процесс ее редакторской подготовки проходит без учета психовозрастных особенностей детей.
Актуальность поставленной проблемы обусловлена, прежде всего, потребностью детей среднего и старшего школьного возраста в познавательных изданиях по искусству, помогающих получить сведения научного и прикладного характера. Кроме того, энциклопедия является самым частотным подвидом справочной литературы для детей: согласно данным Российской книжной палаты, за 2015 г. выпущено 10 825 наименований детской литературы, из них 323 - энциклопедии.
Представленные издания рассчитаны на детскую читательскую аудиторию, но подготовлены без учёта специфики восприятия информации детской аудиторией, в частности подростками.
Энциклопедические издания по искусству для подростов выделяются среди прочих, прежде всего, спецификой читательского адреса, видом справочного издания, а также же сложностью и двойственностью предмета описания - искусства. Моделирование концепции изданий подобного рода невозможно без учета этих базовых категорий. Поэтому для исследования были привлечены источники по разным аспектам изучаемого предмета.
Детская книга как особый предмет книгоиздания привлекает внимание многих исследователей. Рассмотрением специфики ее читательского адреса занималась Л. И. Беленькая . В ее работах описаны психовозрастные особенности подростков как отличительные характеристики читателей. Также возрастной спецификой детских изданий занималась К. В. Полевая . Однако в их работах классификация детской читательской аудитории рассматривается в общем виде. Современный подросток с его особым характером восприятия информации стал предметом изучения
B. П. Чудиновой . В ее работах описаны как положительные, так и отрицательные стороны влияния медиапространства на состояние чтения подростков.
Вопросы типологии детских изданий рассматриваются в работах
C. А. Карайченцевой и С. Г. Антоновой , где описаны целевое назначение детской литературы и ее видовой состав. В книге С. Г. Антоновой сформулированы основные принципы, которыми следует руководствоваться при подготовке детских изданий. Однако эти данные не соответствуют современному подростку и специфике его восприятия.
Типология и особенности справочной литературы отражены в работах Э. В. Гольцевой и А. А. Александровой . Ими были описаны специфические особенности и требования к редакторской подготовке этого вида изданий. Е. Б. Адамов сформулировал основные положения по оформлению справочных изданий, в том числе энциклопедий, в аспекте их удобства и эффективности использования .
Книга по искусству как отражение особой отрасли человеческой деятельности интересовала С. А. Карайченцеву. Она описала типологические черты данных изданий и принципы выделения их в отдельную группу . Вопросами типологии изданий по искусству также занимались С. Г. Антонова и Н. П. Лавров .
Однако конкретных рекомендаций по редактированию
энциклопедических изданий по искусству для подростков пока не сформулировано. А также нет описания современного подростка как читателя с учетом специфических черт его восприятия, сформированных под влиянием медиа-среды и процессов компьютеризации. Кроме того, в теории редактирования не систематизированы типологические особенности энциклопедии по искусству с учетом ее читательского адреса.
Объектом данного исследования являются современные энциклопедии по искусству для подростков, рассмотренные в аспекте их соотнесенности с определенным читательским адресом. Предмет исследования - специфика редакторской подготовки данного типа изданий с учетом их социальновозрастной специфики, типологических особенностей, содержательной структуры и издательского оформления.
Цель - рассмотреть особенности редакторской подготовки энциклопедии по искусству для подростков. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) охарактеризовать психовозрастные особенности подростка как читателя, отметить отличительные черты современного подросткового
чтения;
2) выделить типологические характеристики детской энциклопедии по искусству в соотнесенности с определенным читательским адресом;
3) провести социологический опрос с целью выявления читательских интересов, потребностей современных подростков, их отношения к энциклопедии по искусству;
4) определить критерии редакторского анализа изданий подобного типа;
5) провести сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта издания энциклопедий для подростков;
6) сформулировать рекомендации по редакторской подготовке изданий данного типа.
Материалом для исследования послужили «Энциклопедия для детей. Искусство» издательства «Аванта +» и «Детская иллюстрированная энциклопедия» британского издательства «Дорлинг Киндерсли», которая была переведена на русский язык издательством «Слово/Slovo». Выбор материала обусловлен задачами сравнительного анализа: рассмотрением энциклопедий для подростков с разной предметной областью, освоением зарубежного опыта в издании энциклопедий для детей и выявлением специфики энциклопедий по искусству для подростков. Кроме того, выбор именно современных энциклопедий (обе вышли в начале 2000-х годов и остаются популярными по сей день) диктуется задачей рассмотрения изданий именно для современного подростка с присущими ему специфическими чертами восприятия информации и коммуникации с книгой.
Научная новизна данного исследования заключается, прежде всего, в систематизации знаний по типологическим особенностям энциклопедии по искусству для подростков как комплексного издания: рассмотрением современных подростков как читателей, обладающих целым комплексом отличительных характеристик, а также описанием типологических черт энциклопедий в аспекте специфики предметной области - искусства. Практическая значимость исследования заключается в сформулированных 11
рекомендациях по редакторской подготовке энциклопедий по искусству для подростков.
Методологию настоящего исследования составили структурнотипологический, описательный и функциональный методы. Ключевым стал метод сравнительного анализа энциклопедий для подростов с разной предметной областью и типом систематизации. Кроме того, были применены метод социологического опроса в форме анкетировании и анализ сегмента книжного рынка.
Структура работы состоит из трех глав: двух теоретических и одной практической. В первой главе рассмотрены существующие классификации детской читательской аудитории, психовозрастные особенности подростков как читателей, на основании проведенного анкетирования составлен портрет читателя энциклопедии. Вторая глава посвящена типологическим аспектам энциклопедии по искусству: рассмотрен подвид энциклопедий для подростков с присущими ему особенностями в структурировании и подаче материала, а также искусствоведческие энциклопедии как издания с особым предметом описания. Кроме того, сформулированы критерии для анализа изданий. Третья глава представляет собой сравнительный анализ выбранного материала по разработанным критериям. На основании проведенного анализа составлены рекомендации по работе редактора над энциклопедиями по искусству для подростков.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что сложная проблема низкого качества литературы для подростков (несоответствие психовозрастным особенностям завяленного читательского адреса), а также ее недостаточности не может быть решена только путем увеличения тиражей. Данная проблема должна решаться комплексно и рационально. При этом концепция издания, а также все его элементы должны соответствовать заявленному читательскому адресу и психовозрастным особенностям конкретной читательской группы. Ведь именно этот параметр является определяющим при выделении изданий для детей в отдельную категорию. Кроме того, выделение изданий для детей в отдельную группу определяется и значимостью самого периода детства и подросткового периода, в котором формируются психофизические, интеллектуальные и коммуникационные аспекты личности.
Значимость подобных изданий для подросткового возраста определяется функциями, которые они выполняют: формирование коммуникативного навыка; обучение алгоритмам делового профессионального чтения, без обращения к которому сегодня невозможна деятельность в любой сфере; становление мировоззренческих установок и ценностных ориентаций личности; которые будут определять дальнейшую жизнедеятельность человека; развитие эстетической восприимчивости, эстетического вкуса и осмысленной мотивации обращения к искусству.
При работе над книгой для детей редактор должен как можно конкретнее представлять себе читателя и способы его взаимодействия с книгой, составить модель подростка с учетом современных тенденций представления и восприятия информации, влияний медиасреды и процессов компьютеризации.
Поэтому ключевым аспектом данного исследования является портрет современного подростка, а также описание характерных черт его восприятия. Для подтверждения теоретических характеристик в описании модели подростка как читателя был проведен социологический опрос в форме анкетирования, который позволил выявить читательские потребности и предпочтения школьников среднего и старшего школьного возраста в выборе энциклопедических изданий по искусству.
Кроме специфики читательского адреса, энциклопедии по искусству для подростков выделяются сложным, двойственным предметом описания: такие издания призваны рассказать об искусстве и погрузить в исторический и творческий контекст, в котором создан предмет искусства. Проведенное исследование позволило на примере энциклопедий с разной предметной областью и принципом систематизации, а также их сравнительного анализа выявить специфику справочных изданий для детей, а именно энциклопедий по искусству для подростков. Кроме того, сравнительный анализ был направлен на освоение зарубежного опыта в книгоиздании для детей, где энциклопедия предстает как «книжка-картинка» с четко выраженной элементарной структурой.
Моделирование концепции энциклопедических изданий по искусству для детей невозможно без учета выделенных базовых категорий. Причем процесс подготовки энциклопедии должен быть многоуровневым, комплексным, в нем должны принимать участие специалисты разных областей: ученые-искусствоведы, дизайнеры, редакторы, - усилия которых должны обеспечить целостность издания.
Энциклопедия по искусству для подростков направлена на неподготовленного читателя, а значит, должна учитывать его опыт, запросы, психовозрастные особенности и особый характер восприятия своего реципиента.
Кроме того, издания подобного рода отличаются особым характером структурирования - систематическим, который диктуется широтой предмета описания. Предмет же и читательский адрес определяют и специфичность подачи материала - оценочность и раскрытие философского аспекта 74 искусства.
Специфика искусствоведческого издания диктует тщательный отбор и композиционное построение графического материала, ведь именно он является связующим звеном между книгой и непосредственно искусством, своего рода отсылкой к предметам искусства. Особое внимание к графическому материалу определяется и особенностями восприятия подростков, внимание которых обращено в первую очередь на иллюстрации.
На основании выработанных типологических особенностей энциклопедии по искусству для детей были выработаны и сформулированы рекомендации по редакторской подготовке данного вида изданий, которые имеют непосредственное практическое значение. Они адресованы, прежде всего, редактору как координатору процесса моделирования издания и содержат ключевые аспекты по формированию концепции данного вида изданий, а также функциональности и расположению отдельных его элементов. Рекомендации направлены, в первую очередь, на эффективность структурирования и подачи материла, который для успешности его прочтения в подростковой среде должен отличаться увлекательностью, фрагментированием, наличием игровых элементов и ссылок.
Что касается редакционно-технических характеристик, то издания, отличающиеся большим весом, объемом и форматом, пользуются меньшей популярностью среди подростков. Поэтому редактору следует найти баланс между объемом представляемой информации и внешними характеристиками издания. Решение этой проблемы не может быть основано на уменьшении статей или выбора низкокачественных материалов для изготовления книжного блока и обложки.
Поэтому перспективой настоящего исследования видится рассмотрение способов и методов применения технологии дополненной реальности в издании книг для подрастающего поколения, в том числе в энциклопедиях по искусству. Это направление, на наш взгляд, является перспективным и актуальным, так как технология дополненной реальности имеет большой 75
потенциал в сфере книжного дела и стремительные темпы развития. Предполагается, что данная технология позволит снизить затраты на типографские расходы, а также сделать энциклопедическое издания более наглядным и интересным для подростков.
1. Энциклопедия для детей: в... т. Т. 7. в 3 ч. Искусство, ч. 1: Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта +, 1997. - 688 с.
2. Энциклопедия для детей: в... т. Т. 7. в 3 ч. Искусство, ч. 2: Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта +, 1999. - 656 с.
3. Энциклопедия для детей: в... т. Т. 7. в 3 ч. Искусство, ч.3: Музыка. Театр. Кино / гл. ред. В. А. Володин. - М. : Аван-та+, 2001. - 621 с.
4. Детская иллюстрированная энциклопедия: пер. с англ. - М.: Slovo/Слово, 1993. - 465 с.
Нормативные акты:
5. ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения. - Минск: ИПК Изд-во стандартов, 2003. - 41 с.
6. ГОСТ Р 7.0.3-2006 СИБИД. Издания. Основные элементы. Термины и определения. - М.: Стандартинформ, 2006. - 42 с.
7. ОСТ Р 7.0.14-2011 СИБИД. Справочные издания. Основные виды, структура и издательско-полиграфическое оформление. - М.: Стандартинформ, 2006. - 42 с.
8. ОСТ 29.127-2002. Издания книжные и журнальные для детей и подростков. - М.: Стандартинформ, 2002. - 32 с.
9. СанПиН 2.4.7.96000. 2.4.7. Гигиена детей и подростков.
Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. Санитарные правила и нормы. - М.:
Стандартинформ, 2010. - 52 с.
Учебная литература:
Антонова С. Г. Книга по искусству. Вопросы типологии и издания: учеб. пособие / С. Г. Антонова. - М.: МГУП, 2004. - 204 с.
11. Антонова С. Г. и др. Редакторская подготовка изданий: учебник / Под общ. ред. Антоновой С. Г. - М.: Издательство МГУП, 2002. - 468 с.
12. Антонова С. Г. Редактирование : общий курс : учеб. для вузов / С. Г. Антонова, В. И. Соловьев, К. Т. Ямчук. - М.: Изд-во МГУП, 1999. - 256 с.
13. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И. Н. Арзамасцева. -2-е изд. - М.: Академия, 2002. - 420 с.
14. Детская литература: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Минералова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 176 с.
15. Карайченцева С. А. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству: Учебник для вузов / С. А. Карайченцева. - М.: МГУП,2004. - 424 с.
..61