ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДИСРЕГУЛЯЦИЯ В СТРУКТУРЕ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 7
1САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ 11
..1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 11
..1.2 ФАКТОРЫ РИСКА САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 15
..1.3 ПРОФИЛАКТИКА САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
2 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДИСРЕГУЛЯЦИЯ 24
..2.1 ЭМОЦИИ И ПРИРОДА ЭМОЦИЙ 24
..2.2 ПОНЯТИЕ И ВАЖНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 27
2.3 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 32
3 ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 33
3.1 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 33
3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ 34
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А 50
Приложение Б 52
Приложение В 54
Приложение Г 56
Приложение Д 58
Приложение Е 61
Приложение Ж 62
Приложение З 63
ВВЕДЕНИЕ 7
1САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ 11
..1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 11
..1.2 ФАКТОРЫ РИСКА САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 15
..1.3 ПРОФИЛАКТИКА САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
2 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДИСРЕГУЛЯЦИЯ 24
..2.1 ЭМОЦИИ И ПРИРОДА ЭМОЦИЙ 24
..2.2 ПОНЯТИЕ И ВАЖНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 27
2.3 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 32
3 ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 33
3.1 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 33
3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ 34
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А 50
Приложение Б 52
Приложение В 54
Приложение Г 56
Приложение Д 58
Приложение Е 61
Приложение Ж 62
Приложение З 63
Подростковый возраст, это время кардинальных биологических и социальных перемен. Это период жизни, который проходит под знаком стремительных изменений и преобразований. Изменения касаются всех измерений. Кардинальные изменения тела, требующие адаптации к формированию его нового образа, социальный интерес перенаправляется на сверстников, изменяются структура и содержание процессов внутреннего мира, отношений с собой. Все эти процессы отражают прохождение нормативного кризиса подросткового возраста и являются традиционными для пути взросления. Данный период становится особенно уязвимым для стресса и фрустрации, а совладание с ними становится одним из центральных процессов в формировании личности. Стратегии совладания отражают психологическую ситуацию подростка и оказывают существенное влияние на его психическое здоровье.
Нормативный кризис остается кризисом, что делает этот период времени критическим в появлении и развитии самоповреждающего поведения.
Базируясь на идеях культурно-исторической теории (Выготский, 1982, 1983; Выготский, Лурия, 1993) и деятельностного подхода (Леонтьев, 2004), самоповреждающее поведение рассматривается как способ и средство воздействия на себя и на окружающих, как совокупность действий, функционально связанных с менее дифференцированными относительно текущего этапа психического развития психологическими структурами. Данная связь определяется нарушениями нормального онтогенеза психики и поведения, незрелостью психики, либо нарушением психологического функционирования при нормальном онтогенезе [1; 23].
Если оценивать самоповреждающее поведение с онтогенетической позиции, то снова опираемся на представления Л.С. Выготского о развитии, которое проходит одновременно в двух направления: органическом и
психологическом. Базовой единицей анализа формирования
самоповреждающего поведения в онтогенезе являются -действия. Они могут быть как примитивными, т.е. рефлекторными так и сложно организованными т.е. импульсивными, волевыми. Способом осуществления действий являются произвольные и непроизвольные движения (Рубинштейн,1998; Сеченов,2001; Леонтьев,1981) [1].
Ж. Пиаже утверждал, что функциональное значение действий самоповреждающего характера связано с их участием в организации моторного поведения, пробы движения и их неоднократные повторения формируют ассимиляционную схему, позволяющую «придать значение последующим пробам». Акт самоповреждения непроизволен, случаен и относится к «пробе движения». (Пиаже,1969).
Первоначальной причиной самоповреждения исследователи называют попытку справиться с негативными эмоциями это составляет примерно 90% всех случаев. Большая часть последних исследований самоповреждающего поведения сосредоточены на изучение саморегуляции, а точнее, специфику регуляции эмоций при склонности к самоповреждениям.
По мнению Н.А. Польской нарушения эмоциональной регуляции связаны с чрезмерно эмоциональной неустойчивостью или ригидностью эмоций, их слабой дифференцированностью, что выражается, прежде всего, в неспособности идентифицировать эмоции, управлять ими; сюда же относится скудный диапазон идентифицируемых эмоциональных проявлений и слабая интегрированность эмоций. Это является проблемой в трудностях контроля над эмоциями и обусловливает невозможность согласовать собственные знания об эмоциях с их переживанием и пониманием психического состояния других людей.
Цель исследования- выявление взаимосвязи между эмоциональной дисрегуляцией и самоповреждающим поведением в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Теоретический обзор и систематизация научных данных о взаимосвязи дисрегуляции эмоций и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте.
2. Провести анализ психологической литературы.
3. Провести эмпирическое исследование для выявления взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и самоповреждающего поведениея в подростковом возрасте.
4. Провести математико-статистический анализ результатов эмпирического исследования.
Методологические основания работы:
1. культурно-историческая концепция развития психики
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев)
2. Использованы публикации, результаты исследований в
рамках самоповреждающего поведения, выполненных Н.А. Польской
Объект исследования-эмоциональная дисрегуляция в подростковом возрасте.
Предмет исследования- взаимосвязь между эмоциональной дисрегуляцией и склонностью к самоповреждающему поведению в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования- существует взаимосвязь между
эмоциональной дисрегуляцией и склонностью к самоповреждающему поведению в подростковом возрасте. Нарушение эмоций приводит к самоповреждающему поведению.
Методы исследования, используемые в работе:
1. Теоретические методы: анализ научной литературы по исследуемой проблеме и обобщение материалов по теме исследования.
2. Эмпирические методы: Опросник эмоциональной дисрегуляции (Польская Н.А., Разваляева А.Ю.); Шкала для изучения произвольной регуляции у подростков (Т.О. Риппинен; Е.Р. Слободская; Н.Б. Семенова; Л.В. Лаптева; О.С. Корниенко; Н.А. Федорова); Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта (ШПАНА) (адаптация Е.Н. Осина); Шкала оценки осознанности и внимательности (ШОВ) | Mindful Attention Awareness Scale (MAAS); Тест имплицитного позитивного и негативного аффекта (ИПАНАТ) (русскоязычная адаптация О.В. Митиной, М.А. Падун, А.Н. Зеляниной); шкала самоповреждающего поведения из опросника пограничного личностного расстройства (Т.Ю. Ласовская, Ц.П. Короленко, С.В. Яичников).
3. Методы математико-статистической обработки данных:
Корреляционный анализ Пирсона; непараметрический U-критерий Манна- Уитни; факторный анализ; корреляционная плеяда взаимосвязей переменных эмпирического исследования.
Нормативный кризис остается кризисом, что делает этот период времени критическим в появлении и развитии самоповреждающего поведения.
Базируясь на идеях культурно-исторической теории (Выготский, 1982, 1983; Выготский, Лурия, 1993) и деятельностного подхода (Леонтьев, 2004), самоповреждающее поведение рассматривается как способ и средство воздействия на себя и на окружающих, как совокупность действий, функционально связанных с менее дифференцированными относительно текущего этапа психического развития психологическими структурами. Данная связь определяется нарушениями нормального онтогенеза психики и поведения, незрелостью психики, либо нарушением психологического функционирования при нормальном онтогенезе [1; 23].
Если оценивать самоповреждающее поведение с онтогенетической позиции, то снова опираемся на представления Л.С. Выготского о развитии, которое проходит одновременно в двух направления: органическом и
психологическом. Базовой единицей анализа формирования
самоповреждающего поведения в онтогенезе являются -действия. Они могут быть как примитивными, т.е. рефлекторными так и сложно организованными т.е. импульсивными, волевыми. Способом осуществления действий являются произвольные и непроизвольные движения (Рубинштейн,1998; Сеченов,2001; Леонтьев,1981) [1].
Ж. Пиаже утверждал, что функциональное значение действий самоповреждающего характера связано с их участием в организации моторного поведения, пробы движения и их неоднократные повторения формируют ассимиляционную схему, позволяющую «придать значение последующим пробам». Акт самоповреждения непроизволен, случаен и относится к «пробе движения». (Пиаже,1969).
Первоначальной причиной самоповреждения исследователи называют попытку справиться с негативными эмоциями это составляет примерно 90% всех случаев. Большая часть последних исследований самоповреждающего поведения сосредоточены на изучение саморегуляции, а точнее, специфику регуляции эмоций при склонности к самоповреждениям.
По мнению Н.А. Польской нарушения эмоциональной регуляции связаны с чрезмерно эмоциональной неустойчивостью или ригидностью эмоций, их слабой дифференцированностью, что выражается, прежде всего, в неспособности идентифицировать эмоции, управлять ими; сюда же относится скудный диапазон идентифицируемых эмоциональных проявлений и слабая интегрированность эмоций. Это является проблемой в трудностях контроля над эмоциями и обусловливает невозможность согласовать собственные знания об эмоциях с их переживанием и пониманием психического состояния других людей.
Цель исследования- выявление взаимосвязи между эмоциональной дисрегуляцией и самоповреждающим поведением в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Теоретический обзор и систематизация научных данных о взаимосвязи дисрегуляции эмоций и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте.
2. Провести анализ психологической литературы.
3. Провести эмпирическое исследование для выявления взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и самоповреждающего поведениея в подростковом возрасте.
4. Провести математико-статистический анализ результатов эмпирического исследования.
Методологические основания работы:
1. культурно-историческая концепция развития психики
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев)
2. Использованы публикации, результаты исследований в
рамках самоповреждающего поведения, выполненных Н.А. Польской
Объект исследования-эмоциональная дисрегуляция в подростковом возрасте.
Предмет исследования- взаимосвязь между эмоциональной дисрегуляцией и склонностью к самоповреждающему поведению в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования- существует взаимосвязь между
эмоциональной дисрегуляцией и склонностью к самоповреждающему поведению в подростковом возрасте. Нарушение эмоций приводит к самоповреждающему поведению.
Методы исследования, используемые в работе:
1. Теоретические методы: анализ научной литературы по исследуемой проблеме и обобщение материалов по теме исследования.
2. Эмпирические методы: Опросник эмоциональной дисрегуляции (Польская Н.А., Разваляева А.Ю.); Шкала для изучения произвольной регуляции у подростков (Т.О. Риппинен; Е.Р. Слободская; Н.Б. Семенова; Л.В. Лаптева; О.С. Корниенко; Н.А. Федорова); Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта (ШПАНА) (адаптация Е.Н. Осина); Шкала оценки осознанности и внимательности (ШОВ) | Mindful Attention Awareness Scale (MAAS); Тест имплицитного позитивного и негативного аффекта (ИПАНАТ) (русскоязычная адаптация О.В. Митиной, М.А. Падун, А.Н. Зеляниной); шкала самоповреждающего поведения из опросника пограничного личностного расстройства (Т.Ю. Ласовская, Ц.П. Короленко, С.В. Яичников).
3. Методы математико-статистической обработки данных:
Корреляционный анализ Пирсона; непараметрический U-критерий Манна- Уитни; факторный анализ; корреляционная плеяда взаимосвязей переменных эмпирического исследования.
Эмоции и способность управлять ими являются важными составляющими жизни любого человека, особенно остро это чувствуется у подростка. Проблема самоповреждающего поведения представляет практический и научный интерес для специалистов в разных научных областях таких как психиатрия, клиническая психология, психология развития и т.д.
Понимание самоповреждающего поведения в контексте психического онтогенеза делает возможным исследование феноменов самоповреждения в их развитии, а так же, их связи с другими проблемами поведения.
В данной выпускной работе установлена тесная и неоднократно подтверждаемая Польской Н.А. и другими исследователями связь эмоциональной дисрегуляции с самоповреждающим поведением [1; 51-53], выявлены значимые взаимосвязи с формами эмоциональной дисрегуляции - руминацией, избеганием, трудностями ментализации.
Склонность к самоповреждающему поведению, изначально проявляется в онтогенезе, и определяется как случайный моторный акт, в дальнейшем обретает собственные функции во внутриличностных и межличностных отношениях. Закрепление модели самоповреждения происходит под влиянием культурных и социальных норм [56].
Практическая значимость данной работы:
подростки, это социальный класс который особо эмоционально восприимчивый. Именно в подростковый период личность ребенка начинает активно формироваться и находится под сильным влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Следовательно, эмоциональные трудности могут стать причиной различных отклонений. Поэтому практическая значимость подтверждения взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и
самоповреждающего поведения заключается в возможности использования полученных результатов для выявления склонности к самоповреждающему поведению. Также полученные данные могут быть использованы для коррекции поведения и для определения мер по профилактике самоповреждающего поведения подростков попавших в группу риска.
Понимание самоповреждающего поведения в контексте психического онтогенеза делает возможным исследование феноменов самоповреждения в их развитии, а так же, их связи с другими проблемами поведения.
В данной выпускной работе установлена тесная и неоднократно подтверждаемая Польской Н.А. и другими исследователями связь эмоциональной дисрегуляции с самоповреждающим поведением [1; 51-53], выявлены значимые взаимосвязи с формами эмоциональной дисрегуляции - руминацией, избеганием, трудностями ментализации.
Склонность к самоповреждающему поведению, изначально проявляется в онтогенезе, и определяется как случайный моторный акт, в дальнейшем обретает собственные функции во внутриличностных и межличностных отношениях. Закрепление модели самоповреждения происходит под влиянием культурных и социальных норм [56].
Практическая значимость данной работы:
подростки, это социальный класс который особо эмоционально восприимчивый. Именно в подростковый период личность ребенка начинает активно формироваться и находится под сильным влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Следовательно, эмоциональные трудности могут стать причиной различных отклонений. Поэтому практическая значимость подтверждения взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и
самоповреждающего поведения заключается в возможности использования полученных результатов для выявления склонности к самоповреждающему поведению. Также полученные данные могут быть использованы для коррекции поведения и для определения мер по профилактике самоповреждающего поведения подростков попавших в группу риска.
Подобные работы
- Нарушения ментализации как фактор самоповреждающего поведения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021





