ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Процесс обучения лексике ИЯ младших школьников 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты обучения лексике младших
школьников 6
1.2. Лингводидактические аспекты обучения лексике школьников 13
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Возможности использования образовательных платформ на уроках
ИЯ при обучении лексике 21
2.1. Анализ современных образовательных онлайн-платформ 21
2.2. Апробация эксперимента и методические рекомендации по
использованию образовательных онлайн-платформ при изучении лексике младших школьников 28
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Лексика, как главный компонент языка и речи является базой на которой строится все межличностное общение в иноязычном поле. Навыки овладения лексикой, которые образуются в рамках языковой нормы являются главным условием адекватного общения между людьми. Недостаточно знать грамматические конструкции, обладать хорошим произношением и уметь правильно строить предложения. Устная и письменная коммуникация на иностранном языке становится невозможна при условии отсутствия сформированного лексического навыка.
На начальном этапе обучения ИЯ предполагается знакомство с новым алфавитом, формируется базовый лексический запас и объясняются отличия иностранного языка от родного. Младшие школьники проявляют большую готовность и желание усваивать новый учебный материал, тем самым, открывая перед учителем новые возможности для более эффективного обучения.
Использование информационных технологий в обучении в настоящее время - это уже неотъемлемая часть современной педагогики. В настоящее время существует множество образовательных онлайн-платформ, которые могут стать эффективным средством обучения на начальном этапе, помогая привлечь внимание младших школьников к образовательному процессу. Игры, интерактивные задания и другие электронные формы обучения не только могут сделать урок увлекательным и интересным, но и помочь учащимся в освоении новой информации и получении новых знаний. Современные онлайн-платформы предлагают широкий выбор контента, включающий в себя тексты, видео, аудио и другие формы аутентичного материала, а также знакомят учеников с различными аспектами языка, такими как произношение, грамматика, лексика и т.д., намного эффективнее, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Цель исследования заключается в рассмотрении теоретике- методологических основ обучения лексике ИЯ школьников в целом, а также анализе и выявлении наиболее подходящих образовательных онлайн - платформ, которые можно использовать на занятиях по иностранному языку.
Объектом исследования является процесс обучения иноязычной лексике школьников.
Предметом исследования является процесс внедрения образовательных онлайн-платформ на занятия по ИЯ в контексте обучения лексике школьников младшей ступени.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Описать психолого-педагогические и лингводидактические аспекты обучения лексике младших школьников;
2. Проанализировать современные образовательные онлайн-платформы для обучения ИЯ школьников и выявить наиболее подходящие для занятий по ИЯ для младших школьников;
3. Апробировать эксперимент на базе средней школы;
4. Сформулировать методические рекомендации по внедрению образовательных онлайн-платформ в процесс обучения лексике школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что если применять образовательные онлайн- платформы в процессе обучения иностранному языку младших школьников, процесс обучения окажется наиболее увлекательным и эффективным.
Теоретическая значимость дает представление о теоретико-методологических основах обучения лексике школьников младшей ступени обучения.
Практическая значимость работы состоит в том, чтобы проанализировать контент современных образовательных онлайн-платформ, выявить наиболее подходящие в контексте возрастных особенностей развития учеников, а также сформулировать методические рекомендации по использованию и внедрению данных платформ в реальный процесс обучения ИЯ школьников младшей ступени обучения.
Методы исследования:
- теоретический анализ;
- обобщение;
- наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- статистические методы.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Младший школьный возраст является периодом активного формирования лексических навыков у детей. Важной задачей на данном этапе становится формирование активного словарного запаса ученика, что является основой для развития всех видов речевой деятельности.
В рамках теоретической главы данной работы были выявлены возрастные особенности младших школьников. Этот возрастной период обладает рядом особенностей, которые могут как способствовать обучению иностранного языка, так и мешать. Младшие школьники с легкостью воспринимают новый материал и легко запоминают информацию. Однако, они не всегда могут сосредоточиться на учебном процесс. Им также требуется больше времени для понимания и анализа информации.
Были изучены особенности обучения лексике иностранного языка в целом, рассмотрен процесс формирования лексического навыка школьников младшей ступени обучения и обозначены задачи педагога в данном процессе.
В практической части работы были проанализированы существующие образовательные онлайн-платформы и выявлены их сильные и слабые стороны. Наиболее подходящей для занятий по ИЯ была отмечена современная платформа «ВЗНАНИЯ» с ее широким рядом возможностей.
Для выявления положительного момента работы на платформе в процессе обучения младших школьников был проведен эксперимент с участием двух четвертых классов. В одном классе обучение включало активное использование образовательной платформы «ВЗНАНИЯ», в то время как во втором классе - привычная работа с учебником.
В результате проведения данного эксперимента был отмечен позитивный результат. Лексические навыки учеников, занимавшихся на образовательной платформе, оказались значительно выше чем во второй группе. Также было отмечено повышение мотивации учащихся, что положительно сказалось на процессе обучения в целом.