ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Процесс обучения лексике ИЯ младших школьников 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты обучения лексике младших
школьников 6
1.2. Лингводидактические аспекты обучения лексике школьников 13
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Возможности использования образовательных платформ на уроках
ИЯ при обучении лексике 21
2.1. Анализ современных образовательных онлайн-платформ 21
2.2. Апробация эксперимента и методические рекомендации по
использованию образовательных онлайн-платформ при изучении лексике младших школьников 28
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Лексика, как главный компонент языка и речи является базой на которой строится все межличностное общение в иноязычном поле. Навыки овладения лексикой, которые образуются в рамках языковой нормы являются главным условием адекватного общения между людьми. Недостаточно знать грамматические конструкции, обладать хорошим произношением и уметь правильно строить предложения. Устная и письменная коммуникация на иностранном языке становится невозможна при условии отсутствия сформированного лексического навыка.
На начальном этапе обучения ИЯ предполагается знакомство с новым алфавитом, формируется базовый лексический запас и объясняются отличия иностранного языка от родного. Младшие школьники проявляют большую готовность и желание усваивать новый учебный материал, тем самым, открывая перед учителем новые возможности для более эффективного обучения.
Использование информационных технологий в обучении в настоящее время - это уже неотъемлемая часть современной педагогики. В настоящее время существует множество образовательных онлайн-платформ, которые могут стать эффективным средством обучения на начальном этапе, помогая привлечь внимание младших школьников к образовательному процессу. Игры, интерактивные задания и другие электронные формы обучения не только могут сделать урок увлекательным и интересным, но и помочь учащимся в освоении новой информации и получении новых знаний. Современные онлайн-платформы предлагают широкий выбор контента, включающий в себя тексты, видео, аудио и другие формы аутентичного материала, а также знакомят учеников с различными аспектами языка, такими как произношение, грамматика, лексика и т.д., намного эффективнее, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Цель исследования заключается в рассмотрении теоретике- методологических основ обучения лексике ИЯ школьников в целом, а также анализе и выявлении наиболее подходящих образовательных онлайн - платформ, которые можно использовать на занятиях по иностранному языку.
Объектом исследования является процесс обучения иноязычной лексике школьников.
Предметом исследования является процесс внедрения образовательных онлайн-платформ на занятия по ИЯ в контексте обучения лексике школьников младшей ступени.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Описать психолого-педагогические и лингводидактические аспекты обучения лексике младших школьников;
2. Проанализировать современные образовательные онлайн-платформы для обучения ИЯ школьников и выявить наиболее подходящие для занятий по ИЯ для младших школьников;
3. Апробировать эксперимент на базе средней школы;
4. Сформулировать методические рекомендации по внедрению образовательных онлайн-платформ в процесс обучения лексике школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что если применять образовательные онлайн- платформы в процессе обучения иностранному языку младших школьников, процесс обучения окажется наиболее увлекательным и эффективным.
Теоретическая значимость дает представление о теоретико-методологических основах обучения лексике школьников младшей ступени обучения.
Практическая значимость работы состоит в том, чтобы проанализировать контент современных образовательных онлайн-платформ, выявить наиболее подходящие в контексте возрастных особенностей развития учеников, а также сформулировать методические рекомендации по использованию и внедрению данных платформ в реальный процесс обучения ИЯ школьников младшей ступени обучения.
Методы исследования:
- теоретический анализ;
- обобщение;
- наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- статистические методы.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Младший школьный возраст является периодом активного формирования лексических навыков у детей. Важной задачей на данном этапе становится формирование активного словарного запаса ученика, что является основой для развития всех видов речевой деятельности.
В рамках теоретической главы данной работы были выявлены возрастные особенности младших школьников. Этот возрастной период обладает рядом особенностей, которые могут как способствовать обучению иностранного языка, так и мешать. Младшие школьники с легкостью воспринимают новый материал и легко запоминают информацию. Однако, они не всегда могут сосредоточиться на учебном процесс. Им также требуется больше времени для понимания и анализа информации.
Были изучены особенности обучения лексике иностранного языка в целом, рассмотрен процесс формирования лексического навыка школьников младшей ступени обучения и обозначены задачи педагога в данном процессе.
В практической части работы были проанализированы существующие образовательные онлайн-платформы и выявлены их сильные и слабые стороны. Наиболее подходящей для занятий по ИЯ была отмечена современная платформа «ВЗНАНИЯ» с ее широким рядом возможностей.
Для выявления положительного момента работы на платформе в процессе обучения младших школьников был проведен эксперимент с участием двух четвертых классов. В одном классе обучение включало активное использование образовательной платформы «ВЗНАНИЯ», в то время как во втором классе - привычная работа с учебником.
В результате проведения данного эксперимента был отмечен позитивный результат. Лексические навыки учеников, занимавшихся на образовательной платформе, оказались значительно выше чем во второй группе. Также было отмечено повышение мотивации учащихся, что положительно сказалось на процессе обучения в целом.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР. 2009, 448 с.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Б82 Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
5. Данилова Л. Н. Психолого-педагогическое обоснование изучения
иностранных языков в раннем детстве / Л. Н. Данилова - Текст : электронный // Ярославский педагогический вестник - 2017 - № 2 - URL: https:ZZcyberleninka.ru/article/nZpsihologo-pedagogicheskoe-
obosnovanie-izucheniya-inostrannyh-yazykov-v-rannem-detstve/viewer (дата обращения: 15.03.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека Киберленинка.
6. Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. - Ростов н/Д : Феникс; М : Глосса - Пресс, 2010. - 640 с. - (Настольная книга преподавателя иностранного языка)
7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. — (Библиотека всемирной психологии).
8. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.: ил. - (Серия «краткий курс»)
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
10.Ожиганова Г.В. Играем, рисуем, фантазируем, сочиняем на уроках иностранного языка (на материале французского языка): Учебное пособие - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 64 с.
11. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики. - М.: ИЦ Академия, 2012. -160 с.
12. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 1988.—224 с.
13. Филатов В.М., Филатова Г.Е. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам. - Ростов-на-Дону: «Анион», 1999. - 384с
14. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с
15. Лурия А.Р. Обучение иностранному языку в начальной школе. -М., 1999. -С.29.
16. Алилуева, В. В. Обучение младших школьников английскому языку с учетом их возрастных особенностей / В. В. Алилуева // Педагогика современности. - 2022. - № 1(23). - С. 9-15. - EDN VIKFNF.
17. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника - Москва: Просвещение, 1977 - с.224
18. Зайнуллина, Г.М. Игровые технологии на начальном этапе обучения // Альманах школы № 139. - 2007. - С. 68 - 69.
19. Щукин А. Н. Методика преподавания иностранных языков: учебник для
студ. учреждений высш. образования / А. Н. Щукин, Г. М. Фролова. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 288 с. — (Сер.
Бакалавриат).
20. Рудакова, С. А. Использование игровых технологий в период обучения в начальной школе / С. А. Рудакова // Проблемы педагогики. - 2019. - № 5(44). - С. 19-21. - EDN FXRDEW.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования. - 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999.
- 175 с.
22. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. Пособие для студентов пен. Ин -тов по спец. № 2103 «Иностр. Яз.»
- 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
23. Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 240 с. — (Методика).
24.Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна; Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. — 3-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 416 с. (Серия «Психологи Отечества»).
25. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-е,
стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 576 с.
26. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения
иноязычному общению. — М.: Рус. яз., 1989. — 276 с.
27. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/Гез Н. И., Ляховский М. В., Миролюбов А. А. и др. - М.: Высш. Школа, 1982, 373 с.
28. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
29. Плаксина Е.Б., канд. филол. наук, доцент Иностранный язык в образовании: учебное пособие; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. унт»; сост. Е.Б. Плаксина. - Екатеринбург, 2015. - 88 с.
30. Коваленко Е.Г., Цатковская Ю.С. Принципы формирования лексических
навыков младших школьников на уроках английского языка / Е.Г
Коваленко, Ю.С. Цатковская - Текст : электронный // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-leksicheskih- navykov-mladshih-shkolnikov-na-urokah-angliyskogo-
yazyka?ysclid=liyc1tpbsc948380587(gaTa обращения: 8.04.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека Киберленинка.
31. Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. -М.: Просвещение, 2005. -С.55-57.
32. Леонтьева, Т. П. Методика преподавания иностранного языка [Текст] / Т. П. Леонтьева— : Вышэйшая школа, 2015 — 240 c
33. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Мн.: Вышэйшая школа, 2004. - 522 с.
34. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А.Д. Климентенко, А. А. Миролюбова; Науч. - исслед. Ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1981. - 456 с.
35. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
36. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е. А. Английский язык: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1992. 198с.
37. Английский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. В 2ч. Ч. 1/ [К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копытолова и др.]. - М. : Express Publishing : Просвещение, 2011. - 136 с.