Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ГЕНДЕРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ

Работа №187900

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы101
Год сдачи2025
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 5
1 Теоретико-методологические основания изучения гендерной идентичности 8
1.1 Подходы к изучению гендерной идентичности 8
1.3 Историческая перспектива репрезентации гендера в литературе 15
2 Анализ репрезентации нетрадиционных гендерных персонажей в литературных
произведениях 18
2.1 Описание поля и методов эмпирического исследования 18
2.2 Выборка произведений и критерии анализа 20
2.3 Общие тенденции в читательском восприятии 29
Заключение 33
Список использованной литературы 37
Приложение А Программа исследования 41
Приложение Б Гайд интервью 44
Приложение В Интсрументарий дискурс-анализа 46
Приложение Г Список информантов 62
Приложение Д Расшифровки интервью

Актуальность: в последние десятилетия наблюдается значительное изменение в общественном восприятии гендера и сексуальности. Нетрадиционные гендерные персонажи становятся все более видимыми, и литература играет важную роль в формировании и отражении этих изменений. Во-первых, литература является зеркалом культуры, и анализ персонажей с нетрадиционными гендерными установками играет ключевую роль в формировании общественного мнения и разрушении стереотипов относительно гендерных установок. Это важно для создания инклюзивного общества, где признаются и уважаются различные идентичности. С последними достижениями феминистской теории и исследованиями в области квир-культуры, существует необходимость в осмыслении того, как литература отражает, формирует и порой даже оспаривает традиционные гендерные нормы. Литература, являясь отражением социальных процессов, ценностей и конфликтов, позволяет проанализировать репрезентации нетрадиционных гендерных установок в произведениях и понять, как менялось отношение к этим вопросам на протяжении времени и какие проблемы остаются актуальными сегодня. Во-вторых, литературные персонажи могут служить моделями для читателей, помогая им осмысливать собственную идентичность и место в обществе. Репрезентация таких персонажей может способствовать принятию и пониманию нетрадиционных гендерных ролей. Так, исследуя репрезентацию персонажей с нетрадиционными гендерными установками, мы можем получить ценные сведения о том, как читатели интерпретируют и оценивают такие образы. И в-третьих, литература может способствовать расширению гендерных границ и стереотипов или, напротив, укреплять традиционные представления. Таким образом, исследование репрезентации нетрадиционных гендерных персонажей в литературе и восприятия этих образов читателями позволяет лучше понять, как художественное слово может не только отражать, но и формировать общественное мнение и культурные нормы, внося свой вклад в более широкие обсуждения о ценности равенства, уважения и защиты прав всех людей, независимо от их гендерной идентичности и сексуальной ориентации.
Проблемная ситуация: с одной стороны, наблюдается большой прогресс в области прав человека и гендерного равенства, что находит свое отражение в массовой культуре - литературе, кино, музыке. Она может способствовать воспроизведению и закреплению традиционных гендерных стереотипов, предлагая читателям ограниченные и упрощённые образы мужчин и женщин. С другой стороны, литературные произведения, формируя и отражая социальные нормы, могут не только поддерживать традиционные гендерные установки, но и способствовать их деконструкции. В этом контексте возникает необходимость в глубоком анализе того, каким образом литературные персонажи, представляющие нетрадиционные гендерные роли, влияют на восприятие различных аспектов гендерной идентичности.
Проблема: каким образом литературные персонажи с нетрадиционными гендерными установками могут трансформировать общественное восприятие гендера?
Объект: репрезентации нетрадиционных гендерных персонажей в литературе.
Предмет: особенности репрезентации нетрадиционных гендерных персонажей в литературных произведениях и их влияние на мнение, восприятие и оценку читателей.
Цель: выявить и проанализировать репрезентации нетрадиционных гендерных персонажей в литературе, а также оценить их влияние на восприятие гендерной идентичности и социальных норм в современном обществе.
Задачи:
1. Рассмотреть и систематизировать подходы к изучению гендерной идентичности в литературоведении.
2. Выявить литературные произведения, содержащие персонажей с нетрадиционными гендерными установками.
3. Определить, как читатели воспринимают и интерпретируют понятия гендер и гендерные стереотипы.
4. Проанализировать, как репрезентация нетрадиционных гендерных ролей в литературе влияет на восприятие гендерной идентичности в обществе по мнению читателей.
Теоретико-методологические основания: Теоретической основой для данной работы выступает интерсекциональный анализ, основные представители - П.З. Коллинз, С.Уолби, Л.Маккол.
Научная новизна исследования заключается в акценте на анализе не только репрезентаций, но и их влиянии на формирование общественного сознания и восприятия гендерной идентичности в контексте современного общества. Работа также демонстрирует, как индивидуальные и коллективные восприятия гендерных персонажей могут оспаривать и переосмыслять существующие нормы.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут служить основой для разработки образовательных и просветительных материалов, направленных на усиление инклюзивности и уважения к разнообразию гендерных идентичностей.
Гипотеза-основание: В литературе, отражающей социальные и культурные контексты определенной эпохи, наблюдается тенденция к репрезентации нетрадиционных гендерных установок, что обусловлено изменениями в общественном восприятии гендера и увеличением интереса к вопросам идентичности. Эта репрезентация служит не только зеркалом текущих социокультурных изменений, но и инструментом их формирования, способствуя более широкому принятию разнообразия гендерных идентичностей.
Гипотеза-следствие: Репрезентация нетрадиционных гендерных персонажей в
литературных произведениях способствует трансформации читательского восприятия гендерных ролей, что может привести к изменению социальных норм и стереотипов, связанных с гендерной идентичностью. В результате, такие литературные образы могут поспособствовать формированию более инклюзивного и разнообразного общественного сознания, деконструируя традиционные представления о гендере.
В работе будут применятся методы дискурс-анализа и полуформализованного интервью.
Дискурс-анализ позволит системно изучать тексты произведений, выявляя темы, образы и стереотипы, связанные с гендерными установками. Этот метод поможет определить, как различные авторы представляют нетрадиционные гендерные роли и какие характеристики приписываются персонажам.
Метод полуформализованного интервью позволит выявить индивидуальные интерпретации литературных произведений у читателей, связанных с их личным опытом, ценностями и предпочтениями и понять, как они формируются. Благодаря возможности задавать уточняющие вопросы и углубляться в темы, которые кажутся наиболее интересными и важными, интервью можно адаптировать к каждому конкретному респонденту и получить более полную и содержательную информацию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данного эмпирического исследования было проанализировано изучение гендера в литературоведении в рамках следующих подходов: феминистская критика - как литература формирует и поддерживает гендерную иерархию, а также место женщины как субъекта и объекта дискурса; постструктуралистская философия - гендер как эффект дискурса — совокупности речевых и текстуальных практик, формирующих субъективность; квир-теория - направлена на деконструкцию гетеронормативной матрицы, в которой пол, гендер и сексуальность считаются совпадающими и бинарными; интерсекциональный анализ - пересечение различных форм угнетения, таких как раса, класс и гендер. Также были проанализированы пять знаковых произведения мировой литературы - роман «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, «Орландо» Вирджинии Вулф, «Средний пол» Джеффри Евгенидиса, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, «Назови меня своим именем» Андре Асимана. Все пять произведений представляют собой важные этапы развития литературного дискурса о гендере: от первоначального утверждения независимости женщины («Джейн Эйр»), через демонстрацию условности гендерных категорий («Орландо») и сложному переосмыслению самой природы гендера и его многообразия («Средний пол»), затрагивая важность социального в формировании гендерной идентичности («Портрет Дориана Грея», «Назови меня своим именем»). Эти тексты отражают не только историческую динамику, но и эволюцию общественного сознания, демонстрируя переход от жестких патриархальных норм к признанию множественности идентичностей. Литература прошла путь от жестких гендерных ролей («Джейн Эйр») до деконструкции самой категории гендера («Орландо», «Средний пол»). Если в XIX веке гомоэротика была табуирована («Дориан Грей»), то в XXI веке она становится частью легального дискурса («Назови меня своим именем»). В «Джейн Эйр» (1847) Бронте через образ главной героини раскрывает постепенное осознание женщиной своей идентичности и её борьбу с навязанными ролями. Этот роман стал мощным голосом раннего литературного феминизма, представляющим эмансипацию женщины как нравственный выбор и утверждение личной свободы. Гендерные роли здесь трансформируются благодаря внутреннему сопротивлению героини, которая утверждает своё право на самостоятельность и равенство в отношениях с мужчиной.[32] Роман «Орландо» (1928) Вирджинии Вулф выводит тему гендерной идентичности на новый уровень, буквально демонстрируя изменчивость и условность пола и гендерных ролей. Вулф использует образ героя/героини, чтобы пародировать и разоблачать социально сконструированные представления о мужественности и женственности. «Орландо» показывает, как культура, общественные нормы и язык влияют на восприятие человеком самого себя, подчеркивая искусственность гендерных разделений и призывая к более гибкому и инклюзивному пониманию идентичности.[11] «Средний пол» (2002) Джеффри Евгенидиса иллюстрирует современное представление о сложности гендерной идентичности. Через опыт интерсекс- героя автор показывает, как в личности переплетаются биологические, социальные и культурные факторы. Роман критически осмысливает существующую бинарную модель гендера, показывая её ограниченность и неполноту. Евгенидис выступает за принятие многообразия и самоопределения, отражая развитие общества в сторону более глубокого понимания человеческой идентичности.[12] «Портрет Дориана Грея» (1890) Оскара Уайльда исследует гендерную идентичность как многоаспектное явление, которое формируется под влиянием социальных, культурных и психологических факторов. Уайльд мастерски демонстрирует, как индивидуальные стремления и общественные предрассудки могут взаимодействовать, создавая сложные представления о том, что значит быть человеком в контексте гендера и сексуальности. [24] «Назови меня своим именем» (2007) Андре Асимана поднимает тему гендерной идентичности, акцентируя внимание на сложностях самоопределения, взаимосвязи между социальными ожиданиями и личными переживаниями, а также на относительности гендерных ролей. Этот роман - знаковое произведение для понимания современных дискурсов о сексуальности и идентичности. [37]
В совокупности эти тексты показывают не только то, как литература способна отражать социальные изменения в восприятии гендерных ролей, но и сама выступает катализатором этих изменений, предлагая читателям новые перспективы восприятия и понимания гендерной идентичности. Анализ данных произведений выявил, что литература действительно отражает и формирует социокультурные изменения в восприятии гендера:
• дискурс-анализ показал, что в XIX веке гендерные нормы были жесткими, а отклонения от них (например, феминистский протест Джейн Эйр или завуалированная гомоэротика Уайльда) подавлялись или маргинализировались.
• В XX веке («Орландо») гендер стал рассматриваться как перформанс, что предвосхитило современные квир-теории.
• В XXI веке («Средний пол», «Назови меня своим именем») литература открыто легитимирует разнообразие идентичностей, включая интерсексуальность и гомосексуальность.
Таким образом, гипотеза о том, что литература не только фиксирует изменения в общественном восприятии гендера, но и активно участвует в их формировании, расширяя границы репрезентации и предлагая альтернативные модели идентичности, подтвердилась. [11][12][24][32][35][37]
Также в ходе данного исследования было выявлено, как образы литературных персонажей способствуют формированию и изменению представлений о гендерных ролях у читателей, а именно:
• Денатурализуют гендер - показывают его как социальный конструкт, а не
биологическую данность.
• Создают эмпатическую связь между читателем и маргинализированными
группами, снижая уровень предубеждений.
• Используют альтернативные языковые стратегии (местоимения, небинарные
номинации), что меняет сам дискурс о гендере.
Помимо анализа произведений, были проведены полуформализованные интервью с информантами, которые позволили глубже исследовать вопрос гендера не только в контексте литературы. Анализ данных интервью дал ценные сведения о том, как информанты определяют для себя понятие «гендер»: варьируется от строгой бинарности до признания множественности идентичностей, что отражает поляризацию взглядов в современном обществе. Литература с нетрадиционными гендерными установками вызывает противоречивые оценки: от полного неприятия или скептичного отношения до признания её образовательной и социальной ценности. Будущее такой литературы тесно связано с культурными и политическими тенденциями: в консервативных обществах она может столкнуться с сопротивлением, тогда как в более либеральных — стать частью мейнстрима. Влияние литературы на общество оценивается неоднозначно: от опасений по поводу "разрушения традиционных ценностей" до надежд на формирование более толерантного и инклюзивного социума. Результаты полуформализованных интервью подтвердили, что репрезентация нетрадиционных гендерных персонажей влияет на читательское восприятие, хотя это влияние неоднородно. Часть респондентов отмечают, что литература помогает им осмыслить гендерное разнообразие и способствует толерантности. Например, некоторые участники интервью упомянули, что такие произведения, как «Назови меня своим именем», заставили их задуматься о социальной природе гендера. Другие респонденты, особенно те, кто придерживается традиционных взглядов, демонстрируют сопротивление или нейтральное отношение, что подтверждает - литература не всегда приводит к немедленным изменениям, но создает почву для дискуссий. Таким образом, гипотеза-следствие о том, что репрезентация нетрадиционных гендерных персонажей в литературных произведениях способствует трансформации читательского восприятия гендерных ролей, частично подтвердилась.
Проведённый анализ выявил, что восприятие гендера и отношение к соответствующей литературе варьируются в зависимости от личных убеждений информантов. Несмотря на различия, все они признают влияние литературы на общественное мнение, хотя и оценивают его по-разному. Развитие такой литературы в будущем информанты связывают с отсутствием цензуры и свободой слова. В целом, репрезентация нетрадиционных гендерных персонажей в литературе рассматривается как важный шаг к формированию более толерантного и инклюзивного общества.



1. Балакина Л.В. Проявление гендерного фактора в художественном тексте: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 - русский язык; 10.02.19 - теория языка. - Орел, 2005. - 23 с.
2. Батлер Дж. Гендерное беспокойство: феминизм и подрыв идентичности / пер. с англ. И. Савельевой. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — 320 с.
3. Бовуар С. де. Второй пол / пер. с фр. Н. М. Самсоновой. — М.: Прогресс, 1993. — 672
4. Борисова О. А. Конструирование идентичности в гендерном дискурсе // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2006. - №. 3. - С. 147-154.
5. Бушкова-Шиклина Э.В. Современные подходы в исследовании гендера // Э.В. Бушкова, К.И. Одегова. - Общество. Наука. Инновации (НПК-2022): сб. статей XXII Всерос. науч.-практ. конф., Киров, 11-29 апр. 2022 г. В 2 т. Т. 1. - Киров: Вятский гос. ун-т, 2022. - С. 948-954.
6. Ватсон Д. Б. Эволюция взглядов на гендерную идентичность: расстройство или «новая» норма? / Д.Б. Ватсон, Х. Сайдль // Российский психиатрический журнал. - 2017. - №.
5. - С. 33-39.
7. Везетиу В. В., Бура Л.В. Гендерная социализация личности: теоретический аспект // В.В Везетеу, Л.В Бура. - Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №. 67-2. - С. 307-309.
8. Воронова А. В. Гендер как предмет междисциплинарного анализа //Ярославский педагогический вестник. - 2015. - Т. 2. - №. 2. - С. 196-201.
9. Воронина О.А. Конструирование и деконструкция гендера в современном гуманитарном знании [Электронный ресурс] // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2019. - № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZkonstruirovanie-i- dekonstruktsiya-gendera-v-sovremennom-gumanitarnom-znanii ( Дата обращения: 20.03.2025)
10. Веселкова Н. В. Полуформализованное интервью //Социологический журнал. - 1994. - №. 3. - С. 103-109.
11. Вирджиния Вулф «Орландо» 1928. URL:
https://adebiportal.kz/upload/iblock/995/9957f8aa463e2ca5b442dc520e98a2d8.pdf (Дата
обращения 20.03.2025)
12. Джеффри Евгенидис «Средний пол» 2002. URL:
https://libcat.ru/knigi/proza/sovremennaya-proza/323184-dzheffri-evgenidis-srednij-pol.html (Дата обращения 20.03.2025)
13. Екимова В. И., Филиппова С. А. Гендерные различия: социокультурный аспект // В.И. Екимова, С.А. Филиппова. - Сибирский психологический журнал. - 2008. - №. 27. - С. 64-66.
14. Иванов Ю.Ю. Гендерный аспект в современном англоязычном романе в контексте процессов глобализации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 7(130). - С. 167-171
15. Ирхин Ю. В. Дискурс-анализ: сущность, подходы, методология, проектирование //Социально-гуманитарные знания. - 2014. - №. 4. - С. 128-143.
..43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ