МОДЕЛИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРОДАВАЕМЫХ ТОВАРОВ В РЕТЕЙЛЕ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Экономика, стоимость, цена и рыночные структуры 6
1.1 Сущность рыночной экономики и типы рыночных структур 6
1.2 Равновесие как основа ценообразования 14
2. Ценообразование в Ретейле 18
2.1. Особенности ценообразования в ретейле 18
2.2 Основные модели практического ценообразования в ретейле 20
2.3 Паутинообразная модель ценообразования 26
3 Апробирование модели ценообразования на данных ретейлера Лама 31
3.1 Характеристики и структура компании «ЛАМА» 31
3.2 Ценообразование в компании Лама и постановка практической задачи 39
3.3 Апробация паутинообразной модели ценообразования 40
3.4 Реализация модели: Градиентный подъем и будущая цена 45
3.5 Создание и оценка модели по синтетическим данным 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А Создание синтетических данных 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62 Листинг алгоритма градиентного спуска для нахождения оптимальной
цены 62
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Экономика, стоимость, цена и рыночные структуры 6
1.1 Сущность рыночной экономики и типы рыночных структур 6
1.2 Равновесие как основа ценообразования 14
2. Ценообразование в Ретейле 18
2.1. Особенности ценообразования в ретейле 18
2.2 Основные модели практического ценообразования в ретейле 20
2.3 Паутинообразная модель ценообразования 26
3 Апробирование модели ценообразования на данных ретейлера Лама 31
3.1 Характеристики и структура компании «ЛАМА» 31
3.2 Ценообразование в компании Лама и постановка практической задачи 39
3.3 Апробация паутинообразной модели ценообразования 40
3.4 Реализация модели: Градиентный подъем и будущая цена 45
3.5 Создание и оценка модели по синтетическим данным 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А Создание синтетических данных 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62 Листинг алгоритма градиентного спуска для нахождения оптимальной
цены 62
Несмотря на то, что тема ценообразования в ретейле является довольно старой и по ним написано множество статей, сделано множество исследований до сих пор Российский ретейл пользуется весьма сомнительными и неточными методами ценообразования.
Создание/ выбор модели ценообразования может сильно увеличить прибыль компании Современная система розничной торговли (ретейл, [4] ) является основой обеспечения народонаселения страны качественными товарами в достаточном объеме и по приемлемым ценам. Согласно определению Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ретейл - это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [3]. Следовательно, основой анализа деятельности ретейлера являются предпочтения потребителя.
Вкусы и предпочтения покупателей всегда были главным ориентиром для выстраивания стратегии представителей розничной торговли на рынке. Как считают М.Д. Белецкий [5], В.А. Владимирова [6], Д.Б. Кечко [7], А.А. Кузнецова и Е.Р. Шабанова [8], О.М. Макеева [9], Н.Г. Новикова [10], в современном быстроменяющемся мире предпочтения потребителей непостоянны, в связи с чем способность быстро реагировать на изменения потребностей клиентов и в максимально короткие сроки переориентироваться под новые реалии и определяет конкурентоспособность ретейлера.
В связи с затянувшимся кризисом мировой экономики и санкциями количество россиян с низким уровнем дохода растет, поэтому открытие низко маржинальных форматов - таких, например, как склады-магазины, жесткие дискаунтеры, и прочее, предназначенных для удовлетворения потребностей данной целевой аудитории, обосновано и имеет шансы на успех. Наиболее сложная ситуация у ретейлеров, ориентировавших свою деятельность на покупателя товаров среднего ценового сегмента. М.Д. Белецкий [5] отмечает, что на фоне снижения уровня доходов среднего класса, ретейлеры, имеющие в своем арсенале торговые точки, рассчитанные на менее состоятельную в финансовом отношении аудиторию, оказались в более выгодном положении, обеспечив себе приток потребителей из данного сегмента.
Одним из основных принципов успешного функционирования коммерческих организаций является проведение грамотной ценовой политики, основанной на понимании сущности и влияния рыночной цены на процессы, а также на закономерностях в ее поведении и изменениях. Одновременно компании, для принятия правильных решений относительно выбора стратегий ценообразования, необходимо иметь полную и достоверную информацию о рынке, существующих конкурентах и представленных продуктах.
Актуальность вопросов проведения грамотной политики ценообразования остается неизменной, однако, с развитием различных направлений исследований методы, используемые при анализе ценовых стратегий, модифицируются, приспособляясь к новым экономическим тенденциям и явлениям.
В качестве одной из главных и основных составляющих рынка - цена также находится под воздействием спроса и предложения, которые определяют моменты процесса производства, регулируют количество материальных запасов, оказывают влияние на состоятельность компаний.
Цель исследования состоит в изучении процессов ценообразования и построении моделей ценообразования на товары в ретейле , при выполнении исследования поставлены следующие задачи :
1. Разбор сущности цены/стоимости;
2. Описание существующих методов ценообразования;
3. Описание ценообразования в Ламе;
4. Разработка алгоритма принятия управленческих решений по изменению цены;
5. Апробация модели.
Объектом исследования процессы и модели ценообразования на товары в ретейле, а предметом - модели ценообразования на продаваемые товары в ретейле. В качестве субъекта исследования была выбрана компания ООО «Лама».
Методами исследования является: моделирование, описание, сравнение.
При написании работы использовались книги и статьи классиков теории стоимости, практиков в системе ценообразования в ретейле, материалы сети Интернет, бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
Дипломная работа состоит из аннотации, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 37 источника и двух приложений.
Создание/ выбор модели ценообразования может сильно увеличить прибыль компании Современная система розничной торговли (ретейл, [4] ) является основой обеспечения народонаселения страны качественными товарами в достаточном объеме и по приемлемым ценам. Согласно определению Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ретейл - это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [3]. Следовательно, основой анализа деятельности ретейлера являются предпочтения потребителя.
Вкусы и предпочтения покупателей всегда были главным ориентиром для выстраивания стратегии представителей розничной торговли на рынке. Как считают М.Д. Белецкий [5], В.А. Владимирова [6], Д.Б. Кечко [7], А.А. Кузнецова и Е.Р. Шабанова [8], О.М. Макеева [9], Н.Г. Новикова [10], в современном быстроменяющемся мире предпочтения потребителей непостоянны, в связи с чем способность быстро реагировать на изменения потребностей клиентов и в максимально короткие сроки переориентироваться под новые реалии и определяет конкурентоспособность ретейлера.
В связи с затянувшимся кризисом мировой экономики и санкциями количество россиян с низким уровнем дохода растет, поэтому открытие низко маржинальных форматов - таких, например, как склады-магазины, жесткие дискаунтеры, и прочее, предназначенных для удовлетворения потребностей данной целевой аудитории, обосновано и имеет шансы на успех. Наиболее сложная ситуация у ретейлеров, ориентировавших свою деятельность на покупателя товаров среднего ценового сегмента. М.Д. Белецкий [5] отмечает, что на фоне снижения уровня доходов среднего класса, ретейлеры, имеющие в своем арсенале торговые точки, рассчитанные на менее состоятельную в финансовом отношении аудиторию, оказались в более выгодном положении, обеспечив себе приток потребителей из данного сегмента.
Одним из основных принципов успешного функционирования коммерческих организаций является проведение грамотной ценовой политики, основанной на понимании сущности и влияния рыночной цены на процессы, а также на закономерностях в ее поведении и изменениях. Одновременно компании, для принятия правильных решений относительно выбора стратегий ценообразования, необходимо иметь полную и достоверную информацию о рынке, существующих конкурентах и представленных продуктах.
Актуальность вопросов проведения грамотной политики ценообразования остается неизменной, однако, с развитием различных направлений исследований методы, используемые при анализе ценовых стратегий, модифицируются, приспособляясь к новым экономическим тенденциям и явлениям.
В качестве одной из главных и основных составляющих рынка - цена также находится под воздействием спроса и предложения, которые определяют моменты процесса производства, регулируют количество материальных запасов, оказывают влияние на состоятельность компаний.
Цель исследования состоит в изучении процессов ценообразования и построении моделей ценообразования на товары в ретейле , при выполнении исследования поставлены следующие задачи :
1. Разбор сущности цены/стоимости;
2. Описание существующих методов ценообразования;
3. Описание ценообразования в Ламе;
4. Разработка алгоритма принятия управленческих решений по изменению цены;
5. Апробация модели.
Объектом исследования процессы и модели ценообразования на товары в ретейле, а предметом - модели ценообразования на продаваемые товары в ретейле. В качестве субъекта исследования была выбрана компания ООО «Лама».
Методами исследования является: моделирование, описание, сравнение.
При написании работы использовались книги и статьи классиков теории стоимости, практиков в системе ценообразования в ретейле, материалы сети Интернет, бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
Дипломная работа состоит из аннотации, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 37 источника и двух приложений.
В рыночных условиях деятельность ретейлера в первую очередь определяется ценообразованием продаваемых товаров. Именно от качества ценообразования зависит конкурентоспособность ретейлера и, в конечном итоге, обеспечение покупателей качественными товарами в достаточном объеме и по приемлемым ценам.
В данной работе была раскрыта сущность ценообразования, важность данной сущности для бизнеса. Также были описаны разные методы ценообразования, описана текущая ситуация по ценообразованию в компании «ЛАМА», и был предложен алгоритм по нахождению оптимальной цены с точки зрения максимизации прибыли.
В соответствии с намеченными целями и задачами получены следующие результаты.
В первой главе данной работы раскрыта сущность категорий стоимости и цены, а также влияние этих категорий на розничную торговлю и экономику страны в целом.
Во второй главе раскрыта сущность ценообразования; рассмотрены основные модели практического ценообразования, выявлены их достоинства и недостатки.
В 3-ей главе, как итог по паутинообразной модели ценообразования можно сказать, что модель построена и работает частично адекватно, однако в случае долгого отсутствия изменения цен е1 необходимо «запускать вновь» уже «ручным» изменением цены. С управленческой точки зрения данная модель может позволить понять стоит ли изменять цену, в какую сторону, и на сколько для максимизации прибыли. Мы разобрали сущность ценообразования, описали данный бизнес - процесс в компании Лама и построили самку простую, но эффективную модель ценообразования с помощью градиентного спуска. Создав синтетические данные, мы смогли избежать недельной сезонности и частично, но учли сезонность квартальную. Также модель работает и с учетом жизненного цикла товаров, впрочем, постоянное изменение цены не является разумным, поэтому в модель стоит ввести ограничения что бы прекратить поиск оптимальной цены на определенном шаге.
Результативность построенной модели сильно зависит от функции спроса, а также от скорости её изменения. Так при простейшей «прямой» функции спроса достаточно около 9-12 недель для нахождения оптимальной цены, в то же время, для нахождения оптимальной цены кривой спроса требуется уже около 4 месяцев, в более сложных случаях может потребовать и большее время для нахождения оптимума цены.
В результате выполнения ВКР все поставленные цели достигнуты; поставленные задачи успешно решены.
На основе проведенной работы даны рекомендации компании «ЛАМА» по включению разработанной паутинообразной модели в систему ценообразования компании с перспективой дальнейшего совершенствования данной модели и всей системы ценообразования компании «ЛАМА» .
В данной работе была раскрыта сущность ценообразования, важность данной сущности для бизнеса. Также были описаны разные методы ценообразования, описана текущая ситуация по ценообразованию в компании «ЛАМА», и был предложен алгоритм по нахождению оптимальной цены с точки зрения максимизации прибыли.
В соответствии с намеченными целями и задачами получены следующие результаты.
В первой главе данной работы раскрыта сущность категорий стоимости и цены, а также влияние этих категорий на розничную торговлю и экономику страны в целом.
Во второй главе раскрыта сущность ценообразования; рассмотрены основные модели практического ценообразования, выявлены их достоинства и недостатки.
В 3-ей главе, как итог по паутинообразной модели ценообразования можно сказать, что модель построена и работает частично адекватно, однако в случае долгого отсутствия изменения цен е1 необходимо «запускать вновь» уже «ручным» изменением цены. С управленческой точки зрения данная модель может позволить понять стоит ли изменять цену, в какую сторону, и на сколько для максимизации прибыли. Мы разобрали сущность ценообразования, описали данный бизнес - процесс в компании Лама и построили самку простую, но эффективную модель ценообразования с помощью градиентного спуска. Создав синтетические данные, мы смогли избежать недельной сезонности и частично, но учли сезонность квартальную. Также модель работает и с учетом жизненного цикла товаров, впрочем, постоянное изменение цены не является разумным, поэтому в модель стоит ввести ограничения что бы прекратить поиск оптимальной цены на определенном шаге.
Результативность построенной модели сильно зависит от функции спроса, а также от скорости её изменения. Так при простейшей «прямой» функции спроса достаточно около 9-12 недель для нахождения оптимальной цены, в то же время, для нахождения оптимальной цены кривой спроса требуется уже около 4 месяцев, в более сложных случаях может потребовать и большее время для нахождения оптимума цены.
В результате выполнения ВКР все поставленные цели достигнуты; поставленные задачи успешно решены.
На основе проведенной работы даны рекомендации компании «ЛАМА» по включению разработанной паутинообразной модели в систему ценообразования компании с перспективой дальнейшего совершенствования данной модели и всей системы ценообразования компании «ЛАМА» .





