Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТОМСКА

Работа №187895

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы94
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Город: сущность, структура и особенности функционирования 11
1.1 Город и его основные детерминанты 11
1.2 Роль культурного сектора в формировании городского «каркаса» 19
1.2.1 Индустрия креативной экономики (Дж. Хокинс) 19
1.2.2 Креативный класс (Р. Флорида) 25
1.2.3 Креативный город и его структура (Ч. Лэндри) 28
2. Особенности становления креативной экономики в России 39
2.1 Контекст развития креативной экономики в России: «законодательная
рамка» и общественные инициативы 39
2.2 Состояние креативной экономики г. Томска 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 75

Актуальность. На сегодняшний день изучение городского пространства является востребованным и перспективным направлением для многих исследователей, специализирующихся в разных областях научного знания. Среди них - урбанисты, социологи, антропологи, философы, культурологи.
Издревле поселения создавались близ водоёмов и лесов, где можно было заниматься рыбным промыслом, охотиться на животных и добывать прочие ресурсы для поддержания своего существования. Постепенно, малочисленные поселения расширялись и преобразовывались в деревни . На смену примитивным способам выживания пришло осознание того, что можно заниматься ремеслом - изготавливать и производить различного рода посуду, мебель и т.д. Наряду с деревнями, планомерно возводились города, то есть, крупные центры, занимающие главенствующую роль на определённой территории, а небольшие поселения и деревни стали им подчиняться. В городах было сконцентрировано абсолютно всё - власть, образование, наука, торговля, ремесленные артели и др. В связи с переходом от ручного труда к машинному, в XVIII-XIX вв. появились первые промышленные города - таким образом, был совершён скачок от традиционного типа общества к индустриальному; переход от экстенсивного пути развития к интенсивному. В свою очередь общество XX в., пройдя череду изменений, спровоцировало новую тенденцию - господство массовой культуры, что проявляется в коммерциализации, тиражируемости изделий, созданных представителями гончарного, плотницкого, столярного, ткацкого , издательского дела и т.д. В XXI в. человечество достигло высоких результатов в научно-технической сфере, а также в области управления, экономики, образования, в отрасли ремесёл, куда по праву можно отнести изобразительное искусство, фотографию, кинематограф, литературную деятельность, дизайн и т.п. По сути, ремёсла, берущие своё начало с давних времен, - это креативные индустрии, но в модернизированном виде, причём их наличие является базисным условием для формирования креативной экономики. В наши дни развитые страны мира находятся на стадии постиндустриального общества, на что указывают следующие факторы: важность знания и информации; диверсификация производства товаров и услуг, причём в последнее время акцент делается именно на творческой (креативной) составляющей данного процесса. Государство всячески поддерживает представителей креативных индустрий и защищает их интеллектуальные права.
Что касается развития города, то он по прошествии многих веков по- прежнему является привлекательным местом для жизни, поскольку консолидирует в себе всё, что необходимо человеку. Известно, что в современном мире города конкурируют за жителей. Данные соревновательные процессы проявляются в таких аспектах, как благоустройство городской среды, разнообразие культурных благ и т.д. Именно креативные индустрии, являющиеся частью креативной экономики, в контексте данной работы выступают одним из способов формирования и развития социокультурного пространства города.
Проблематика. Что такое креативная экономика и каков её потенциал? Какие креативные индустрии выделяют исследователи? Как креативная экономика функционирует на международном, всероссийском, региональном уровнях? Как может измениться город, если на его территории появится креативный кластер? Есть ли в Томске креативные индустрии и кластеры; какие проекты реализованы? Этими и другими подобными вопросами очерчено проблемное поле исследования.
Степень разработанности проблемы можно охарактеризовать как достаточно высокую именно за рубежом, в то время как в России источниковая база исследования представлена в основном малочисленными научными работами и публикациями в средствах массовой информации . Помимо того, стоит отметить, что большинство научных работ в русле интересующей нас проблематики сфокусировано на сравнительноисторической и социологической стороне вопроса, тогда как культурная составляющая городской среды артикулирована явно недостаточно. В целом теоретическую базу исследования составляют источники, которые условно можно подразделить на три тематических блока: 1) город и его определяющие характеристики (работы по урбанистике, электронные словари и энциклопедии); 2) креативная экономика и креативные индустрии (материалы по культурологии, экономике и социологии, интернет-ресурсы); 3) история Томска и проекты в креативных индустриях (материалы по локальной истории, публикаций в СМИ, интернет-ресурсы).
Первая группа источников связана с осмыслением теоретикометодологических оснований современной урбанистики. В этой связи, нельзя не назвать одноимённые учебные пособия В.Л. Глазычева и Е.Г. Трубиной. Безусловно, одной из ключевых работ является труд Макса Вебера «Город», который посвящён исследованию города как социального института. В свою очередь Л. Вирт в книге «Урбанизм как образ жизни» делает упор не на градостроительстве, а именно на том, как архитектура города влияет на жизнь человека. Непосредственно изучением формирования городской среды занимался архитектор и консультант по городскому дизайну Ян Г ейл, о чём и писал в своей книге «Жизнь среди зданий». Материал для данной работы также был взят из сборника статей «Микроурбанизм» под редакцией О. Бредниковой и О. Запорожец. В сборнике детально рассматривается город, его отдельные элементы - инфраструктура, сферы жизнедеятельности человека, пространство города и т.д. Обращаясь к публицистической литературе, можно выделить писателя Р. Ольденбурга, который в своей книге «Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества» пишет о значимости многих общественных мест - они являются основой любого нормального городского сообщества и, если они перестанут существовать, то городская среда потеряет многое, а в последствии и вовсе обретёт новый облик, но насколько это будет являться положительным или отрицательным опытом, сложно сказать. Понятие культурной сферы города было освещено в монографии Р.Ю. Порозова «Культурно-образовательное пространство города».
Второй блок литературы представлен фундаментальными работами Дж. Хокинса, Ч. Лэндри и Р. Флориды, посвященными исследованию креативной экономики, рассматриваемой с точки зрения развития городского пространства, благодаря роли креативных кластеров и креативных индустрий. Говоря о работе Дж. Хокинса «Креативная экономика», стоит отметить, что автор структурирует все данные, касающиеся возникновения и формирования креативной экономики; вводит соответствующую терминологию; выделяет ряд креативных индустрий; исследует творческую деятельность человека и её дальнейшее развитие в области креативных индустрий и т.п. В работе Р. Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» сказано о том, как важно, чтобы в городе жили люди, входящие в состав креативного класса - это и творческие профессионалы (литераторы, актёры, дизайнеры, диджеи, художники, и др.), и учёные, и предприниматели, а также проектировщики, разработчики. Исследователь пишет про особенности «креаклов», их место в иерархии города. Помимо того, Р. Флорида известен своей концепцией трёх «Т», суть которой заключается в действии трёх основных факторов, определяющих развитие экономики города; это - технологии, талант, толерантность. В свою очередь, концепция «Креативного города» Ч. Лэндри сводится к тому, что в ней содержится ряд условий, факторов и способов управления творческим процессом, а также система стимулирования реализации творческого потенциала - как отдельных личностей (творческих людей), так и социальных групп, сообществ, организаций. В данном блоке литературы и источников, особое место занимают также интернет-ресурсы, среди которых официальные сайты Президента Российской Федерации, Мэра Москвы, а также сайты и страницы в социальных сетях проектов и мероприятий, использованных в рамках исследования (например, «Таврида», «100 городов», «Российская креативная неделя» и пр.); новостные и образовательные материалы, представленные на различных интернет- порталах (например, «Ведомости», «Афиша», Институт «Стрелка», «ТАСС», «Российская газета») и т.д.
Третий блок литературы и источников включает в себя, во-первых, книгу «История Томска» под редакцией Э.И. Черняка. В ней представлена развёрнутая информация про основание города и этапы его становления, идентичность, культурное наследие и т.п. Помимо этого, используются следующие интернет-ресурсы: Сайты Администрации, Департамента
культуры и туризма, Департамента архитектуры и градостроительства, Департамента труда и занятости населения Томска и Томской области; официальные страницы в социальных сетях и сайты проектов, реализованных в рамках креативных индустрий (например, «Офис креативных индустрий», «Street Vision», «Праздник топора» и пр.); новостные материалы, размещённые на сайтах различных интернет-СМИ (например, «Агентство ТВ-2», «РИА-Томск», «Vtomske.ru», «Томский обзор», «Tomsk.ru») и ряд других источников.
Объектом исследования выступает креативная экономика как способ развития городского пространства. Предметом же его являются креативные индустрии города Томска.
Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть креативную экономику как инструмент развития социокультурного пространства города (на примере г. Томска).
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели требуется выполнение ряда задач, а именно:
• Сформулировать понятие «города» и указать на его основные характеристики;
• Изучить креативную экономику через её формообразующие элементы (креативные индустрии и кластеры), а также проанализировать роль креативного сектора в формировании городского каркаса (на примере работ Дж. Хокинса, Р. Флориды, Ч. Лэндри и др.);
• Оценить состояние развития креативной экономики на уровне России;
• Описать креативную экономику г. Томска, апеллируя к конкретным проектам, созданным на базе креативных индустрий или при их участии.
Новизна исследования. Темпы роста креативной экономики за последние несколько лет значительно увеличились в сравнении с началом 2000-х годов. Новым витком развития можно считать заявление ООН, согласно которому 2021 год объявлен «годом международной креативной экономики». В этом смысле показательно, что на территории России были созданы первая в стране Федерация креативных индустрий, Креативное сообщество, множество государственных программ и проектов по поддержке и развитию потенциала молодых специалистов в области творческих компетенций, урбанистики и строительства, образования и информационных технологий. Например, были проведены такие известные мероприятия , как «Таврида», «Креативная неделя», «Rurban Creative Lab», «100 городов», «100 лидеров», «Art Team» и др. На территории Томска за последние несколько лет тоже были созданы и реализованы проекты, относящиеся к различным креативным индустриям. Например, «Офис креативных индустрий и туризма»; Арт-кластер «Пенаты»; «Сибирский центр дизайна»; арт- фестиваль «мУкА. Склады искусства», объединяющий культурное наследие и современное искусство; форум «Творческие индустрии», проводящийся на базе Томского государственного университета; «Street Vision» - фестиваль уличного искусства, музыки, и новой городской культуры; «Живая лаборатория» - проект, направленный на создание и развитие комфортной городской среды; «CAST» - проект по развитию регионального кино;
«Праздник топора» - международный фестиваль народных ремёсел и т.д.
Гипотеза исследования: активное развитие креативных индустрий не только в городах центральной части России, но и в регионах, является эффективным способом развития социокультурного пространства в плане его обновления, трансформации и актуализации.
В методологическом отношении исследование характеризуется применением следующих методов: дескриптивный, компаративный, структурно-функциональный и другие методы, взятые в комплексе.
Положения, выносимые на защиту:
1) Креативная экономика имеет все перспективы стать экономикой будущего;
2) Социокультурное пространство Томска развивается путём реализации на территории города ряда проектов и мероприятий, которые появляются вследствие деятельности креативных индустрий и креативных кластеров.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования определяется возможностью использования его результатов в учебном процессе, при разработке специальных курсов по креативной экономике (например, развитие «Креативных индустрий в регионе на примере города Томска»), а также для решения практических задач культурологии, в просветительской и популяризаторской работе.
Структура работы предполагает наличие введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников. Первая глава носит общетеоретический характер - в ней вводятся и раскрываются понятия, играющие важную роль в интерпретации дискурса: даётся определение «города», приводятся классификация и типология городов; происходит обоснование роли креативного сектора в формировании городского «каркаса». Вторая глава посвящена обзору состояния развития креативной экономики на общероссийском и региональном уровне (на примере г. Томска). Во второй главе последовательно раскрывается состояние креативной экономики г. Томска с учётом разных проектов, которые в последнее время были реализованы в области креативных индустрий.
Объём исследования: составляет 92 страницы. Список
использованной литературы и источников содержит 155 наименований.
Ключевые слова: город, городское пространство, городская среда, креативная экономика, креативные индустрии, креативный кластер, плейсмекинг, джентрификация, культура, проект.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире креативная экономика является перспективным направлением в развитии городских пространств как на международном, так и на российском уровнях. В соответствии с этим, объектом исследования выступает креативная экономика, реализуемая в пространстве городов. Говоря про город, удалось установить следующее:
• Город является достаточно древней, но, вместе с тем, и современной формой расселения людей; рассмотрены различные содержания понятия «город» и генезис городов; выявлено, что практически во всех источниках «город» упоминается как населённый пункт определённого масштаба, с закреплённой за собой территорией, с границами, со своей особой системой, элементы которой связаны между собой рядом функций (экономической, политической, социокультурной и др.), обеспечивающих её жизнеспособность; город обязан своим возникновением человеку и консолидирует многие сферы его существования;
• В контексте культурологии «город» обозначает населённый пункт с развитой сетью социальных взаимодействий жителей, обусловленный особым социально-пространственным феноменом, позволяющим раскрыть специфику жизни его обитателей; городское пространство формирует городскую среду, включающую в себя географический, физический (объектный) и социальный (субъектный) аспекты. К основным параметрам города относятся: размер общей площади территории, численность населения, занятость жителей или разделение труда (уровень развития ремесла, торговли, промышленности, науки и т.д.), набор функций, выполняемых городом.
• Рассмотрены подходы к изучению состояния городов, в основе которых лежит та или иная типология и классификация. В России основными признаками являются величина (численность населения) и функциональный профиль. Согласно первому признаку, чаще всего встречаются следующие
города: небольшие, малые, средние, крупные или большие, крупнейшие города или города-миллионеры; по второму признаку выделяются промышленные города, транспортные узлы и города-порты, города-научные центры (наукограды), города-туристические центры, города-курорты; помимо этого, города могут быть многопрофильными
(многофункциональными) и монопрофильными (монофункциональными); два аспекта функций - внешний (градообразующий) и внутренний (градообслуживающий). Экстраполировав эти известные типологии на предмет нашего исследования (г. Томск), получаем, что данный город относится к категории «больших» городов, чей профиль не поддаётся однозначному определению. Автор предполагает, что Томск в этом смысле претендует на многопрофильность (как минимум - наукоград и город- туристический центр).
Наиболее важной частью работы выступило исследование роли культурного сектора в формировании городского «каркаса». Акцент в изучении данной проблематики делался именно на элементах креативной экономики - творческих индустриях и арт-кластерах. Смысл концепции креативной экономики, по Дж. Хокинсу, заключается в том, что система экономики современного города не зависит не только от традиционных ресурсов, но также и от интеллектуальных и творческих. К принципам креативности относятся: универсальность, свобода, экономическая
деятельность. Среди условий развития творчества можно выделить следующие: разнообразие (половое, этническое и др.), изменчивость (повторение за кем-либо, сотрудничество, конкуренция), обучаемость (образование), адаптация (приспособление к среде). Помимо этого, была рассмотрена «теория трёх Т» Р. Флориды, учитывающая такие факторы, как технологии, талант, толерантность - они определяют развитие креативной экономики городов, регионов и стран. С опорой на работу Ч. Лэндри был рассмотрен вопрос о формировании городского пространства средствами креативных индустрий, которые иногда объединяются в кластеры.
Креативные индустрии берут своё начало с древних времён, но из века в век они подвергаются трансформации, а теперь пребывают на новой стадии своего развития и в будущем будут всё больше зависеть от генерации знаний, созданных с помощью творчества и инноваций. Основываясь на работе Р. Флориды, можно говорить о существовании нового общественного класса, занимающегося креативной деятельностью - так называемые «креаклы». В соответствии с чем выбраны следующие определения: креативные индустрии - это синергия творчества и предпринимательства; креативные кластеры - это особые территории, пригодные для жизни и работы человека, а также являющиеся местом создания, производства и потребления культурных продуктов. На сегодняшний день международным сообществом общепринято выделяется четырнадцать творческих индустрий: образование в креативных индустриях, издательское дело и журналистика, архитектура и урбанистика, компьютерная графика, разработка игр, новые медиа, маркетинг, искусство, музыка, дизайн, мода, кино, телевидение и сфера IT. Стоит сказать, что креативные индустрии могут как входить в состав креативных кластеров, так и развиваться независимо (в наименьшем масштабе); способны оказывать влияние на развитие городской среды (например, плейсмекинг, джентрификация).
В ходе работы также было проанализировано состояние современной креативной экономики в России. Большинство креативных индустрий и кластеров расположено в центральной части страны - в Москве, Санкт- Петербурге, в других городах-миллионерах. Тем временем, регионы находятся в отстающей и догоняющей позиции.
Важным прецедентом, обуславливающим развитие креативных индустрий, является создание такой структуры, как Федерация креативных индустрий (2021 г.). Помимо того, было сформировано Креативное
сообщество («Creative Russia Network»), дважды проводился Форум креативного бизнеса («Creative Business Forum»). Ко всему прочему, были запущены и реализованы различные государственные программы и проекты по поддержке и развитию потенциала молодых специалистов в области творческих компетенций, урбанистики и строительства, образования и информационных технологий и иных сфер («Таврида», «Креативная неделя», «Rurban Creative Lab», «100 городов», «100 лидеров», «Art Team» и т.д.).
В соответствии с предметом нашего исследования, наиболее подробно были рассмотрены креативные индустрии и креативные кластеры г. Томска . В последние несколько лет на его территории были созданы проекты, относящиеся к различным креативным индустриям - «Офис креативных индустрий и туризма» (2021 г.); Арт-кластер «Пенаты»; «Сибирский центр дизайна»; арт-фестиваль «мУкА. Склады искусства», объединяющий культурное наследие и современное искусство; форум «Творческие индустрии», проводящийся ежегодно на базе Томского государственного университета; «Street Vision» - фестиваль уличного искусства, музыки, и новой городской культуры; «Живая лаборатория» - проект, направленный на создание и развитие комфортной городской среды; «CAST» - проект по развитию регионального кино; «Праздник топора» - международный фестиваль народных ремёсел и т.д.
Таким образом, в результате рассмотрения креативной экономики в аспекте развития социокультурного пространства города Томска, можно признать, что цель исследования была достигнута.



1. «CAST. Production» в Томске [Электронный ресурс] // Официальная страница в соц. сети ВКонтакте, 2021. URL: https://vk.com/cast_films (дата обращения: 9.06.2021).
2. «Живая лаборатория Томска» интегрирует памятник зодчества в
студенческий кампус [Электронный ресурс] // Департамент архитектуры и строительства Томской области, 2019. URL:
http://depstroy.tomsk.ru/about/info/news/4165/ (дата обращения: 12.06.2021).
3. «Место креативных» для работы и отдыха создадут в Томске [Электронный ресурс] // Аргументы и факты, 2021. URL: https://tomsk.aif.ru/society/mesto_kreativnyh_dlya_raboty_i_otdyha_v_kompanii_ sozdadut_v_tomske (дата обращения: 26.05.2021).
4. «Новый город» в Томске глазами авторов Street Vision-2021
[Электронный ресурс] // РИА Томск, 2021. URL:
https://www.riatomsk.ru/article/20210606/52304/ (дата обращения: 13.06.2021).
5. «Пенаты» станут для Томска «родными» [Электронный ресурс] // НИ ТГУ, 2020. URL: http://www.tsu.ru/podrobnosti/penaty-stanut-dlya-tomska- rodnymi/ (дата обращения: 22.03.2021).
6. «Праздник топора»: история о том, как в Томской области местный праздник превратили в международный проект (интервью) [Электронный ресурс] // Департамент по культуре Томской области, 2016. URL: https://depkult.tomsk.gov.ru/news/front/view/id/11161 (дата обращения: 12.06.2021).
7. Art Team - платформа [Электронный ресурс] // Art Team, 20202021. URL: https://art-team.moscow/#cources (дата обращения: 2.05.2021).
8. Art Team [Электронный ресурс] // Рос.культ.центр, 2021. URL: https://роскультцентр.рф/projectartteam (дата обращения: 2.05.2021).
9. CAST. Сделай первые шаги в кино [Электронный ресурс] // Кинопроект «CAST», 2015-2021. URL: https://cast-pro.ru/ (дата обращения: 9.06.2021).
10. Little Big, Дудь и Звягинцев: в Москве представили список
«Топ-100 креативных лидеров России». [Электронный ресурс] // Российская газета, 1998-2021. URL: https://rg.ru/2020/11/13/little-big-dud-i-zviagincev-v- moskve-predstavili-spisok-top-100-kreativnyh-liderov-rossii.html (дата
обращения: 25.04.2021).
11. Rurban Creative Lab [Электронный ресурс] // Rurban, 2021. URL: https://rurban.space/lab (дата обращения: 10.05.2021).
12. Акселератор креативных индустрий заработал в Москве [Электронный ресурс] // Вечерняя Москва, 2021. URL: https://vm.ru/news/891145-akselerator-kreativnyh-industrij-zarabotal-v-moskve (дата обращения: 17.05.2021).
13. Акцент на контент: IPQuorum 2021 собирает лидеров креативной
экономики в Сколково [Электронный ресурс] // АЙПИКВОРУМ, 2019-2021. URL: https://ipquorum.ru/bez-kategorii/aktsent-na-kontent-ipquorum-2021 -
sobiraet-liderov-kreativnoj-ekonomiki-v-skolkovo-2/ (дата обращения:
12.05.2021).
14. Александр Аузан возглавил правление Федерации креативных индустрий [Электронный ресурс] // Российская газета, 1998-2021. URL: https://rg.ru/2021/04/06/aleksandr-auzan-vozglavil-pravlenie-federacii-kreativnyh- industrij.html (дата обращения: 9.05.2021).
15. Алексейчук Л. В. Город как проекция социокультурного средового пространства жизнедеятельности человека: магист. дис... / Л. В. Алексейчук. - Томск: 2020.
..155


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ