Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЧИНЫ НАЧАЛА ВОЙНЫ В ИРАКЕ В 2003 ГОДУ В ОЦЕНКАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ ДЖ. У. БУША-МЛ.

Работа №187890

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы100
Год сдачи2025
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Внешняя политика администрации Дж. У. Буша 12
1.1 Состав администрации президента США в 2001 году 12
1.2 Основные направления внешней политики администрации Дж. У Буша 24
1.3 Принятие решения о начале войны в Ираке 30
2 Причины начала войны в Ираке в 2003 г. в оценках представителей администрации Дж. У
Буша 47
2.1 Обоснование причин начала войны в Ираке в 2003 г. в мемуарах Дж. У Буша
“Decision Points” 47
2.2 Обоснование причин начала войны в Ираке в 2003 г. в мемуарах К. Райс “No Higher
Honor: a memoir of my years in Washington” 58
2.3 Обоснование причин начала войны в Ираке в 2003 г. в мемуарах Д. Рамсфелда «Known
and unknown» 65
2.4 Сравнительный анализ мемуаров 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83


Война в Ираке, начавшаяся в марте 2003 года, стала одним из самых значимых и противоречивых событий начала XXI века. Решение о вторжении в суверенное государство, принятое администрацией президента Джорджа Уокера Буша младшего, вызвало широкую международную дискуссию и подверглось критике как в политических кругах, так и в академическом сообществе. Приводимые официальные обоснования войны, прежде всего утверждение о наличии у режима Саддама Хусейна оружия массового уничтожения (ОМУ) и связей с международным терроризмом, впоследствии оказались спорными и неоднозначными. В этих условиях особое значение приобретает анализ аргументации, представленной высшими должностными лицами администрации США, сыгравшими ключевую роль в формировании внешнеполитического курса страны в тот период.
В настоящее время усиливается интерес к изучению роли личности в политике, а индивидуальные особенности лидеров всё чаще оказывают решающее влияние на принятие внешнеполитических решений. В этом контексте особенно актуальным становится изучение мемуаров политических деятелей. Данный источник позволяет проследить субъективное восприятие событий, раскрыть мотивы, определить, как участник событий оценивает их. Мемуарные источники являются ценным материалом для анализа политического мышления, этим обуславливается актуальность исследования.
Цель исследования — выявить особенности обоснования необходимости начала войны в Ираке, представленные в мемуарах американских политиков, входивших в состав администрации Дж. У Буша в его первый президентский срок (2001-2005 гг.).
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) Проанализировать состав правительства Дж. У Буша, 2001-2005 гг., и охарактеризовать его внешнеполитические установки;
2) Выявить эволюцию внешней политики администрации президента Дж. Буша в течение 2001-2005 гг.;
3) Выявить причины необходимости военной кампании в Ираке, которые официально называло правительство США для легитимации начала военных действий;
4) На основе мемуаров Дж. Буша, К. Райс, Р Чейни и Д. Рамсфелда выявить обоснования для начала войны в Ираке в 2003 году, которые они называют.
Объектом исследования выступает легитимация решения о начале войны в Ираке в 2003 г. в правительстве Дж. Буша мл.
Предметом исследования является выявление причин необходимости начала войны в мемуарах членов администрации президента Дж. У Буша в его первый президентский срок с 2001 по 2005 гг.
Хронологические рамки охватывают период первого президентского срока Джорджа Буша-младшего — с января 2001 года по январь 2005 года. Основное внимание уделяется отрезку времени между терактами 11 сентября 2001 года и началом военной операции в марте 2003 года, когда было принято решение о начале войны в Афганистане и Ираке.
В работе предполагается, что мемуары, как источники личного происхождения, могут называть ранее не озвученные причины начала войны в Ираке в 2003 году. Это является гипотезой данного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проводится комплексный анализ мемуарных интерпретаций причин войны в Ираке с учетом политикобиографического контекста, что позволяет выявить как индивидуальные особенности аргументации, так и общие идеологические основания внешнеполитического курса администрации Буша.
Методологическую основу работы составляют метод дискурс-анализа, биографический подход, персоналистический подход, общенаучные методы анализа и синтеза.
Метод дискурс-анализа был использован при изучении официальных заявлений, публичных выступлений и мемуаров членов администрации Дж. У Буша. Данный метод позволил определить основные нарративы, и речевые стратегии, при помощи которых подтверждалась необходимость военного вторжения в Ирак. Биографический подход позволил проанализировать мемуары Дж. У Буша, К. Райс и Д. Рамсфелда и определить, как авторы интерпретировали причины войны в Ираке и как они оценивают одни и те же события. Также для анализа мемуаров был использован персоналистический подход, который позволил рассмотреть влияние личных качеств и убеждений политиков на обоснование необходимости начала войны в Ираке. Данный метод позволяет понять, почему разные политики принимают различные решения. В рамках персоналистического подхода индивидуальные качества принимающего решения (мировоззрение, ценности, эмоциональное восприятие ситуации) оказывают решающее влияние.
Одной из теоретических основ данной работы является модель концентрических кругов Роджера Хилсмана. Согласно данной модели, процесс принятия внешнеполитических решений происходит в взаимосвязанной системе, которую можно представить в виде кругов, где в центральном круге находится президент и его ближайшие советники, именно они принимают ключевые решения.
Ограничения исследования заключаются прежде всего в специфике жанра мемуаров. Мемуары являются субъективным источником, посредством которого автор выражает свою точку зрения. Автор может быть избирателен, выделять только те события, которые считает наиболее важными и представлять их в наиболее выгодном для себя свете. По этой причине мемуары могут оказаться субъективными, избирательными и неполными.
Помимо этого, в работе принимается допущение, что тексты мемуаров написаны самими политиками, заявленными в качестве авторов, и в полной мере отражают их индивидуальные взгляды, представления и стиль мышления. Несмотря на участие литературных редакторов и соавторов, данное допущение позволяет использовать мемуары как источник реконструкции политического мышления исследуемых фигур.
В то же время мемуары обладают значительными возможностями как исторический источник. Они позволяют рассмотреть психоэмоциональные аспекты принятия внешнеполитических решений. Мемуары часто содержат воспоминания о неформальных ситуациях, личных мотивах или реакциях, которые нельзя найти в официальных документах.
Война в Ираке (2003-2011 гг.), её предпосылки, причины, ход и последствия в значительной степени изучены как в российской, так и в зарубежной библиографии. Этот конфликт стал важной темой для исследований из-за его масштабных последствий для международных отношений, безопасности, гуманитарной ситуации и политической динамики как в регионе, так и за его пределами. Война в Ираке изучается с точки зрения геополитических интересов США на Ближнем Востоке, с позиции международного права, политической идеологии и персоналистического подхода, а также с точки зрения роли СМИ в освещении конфликта.
Исследователи уделяют внимание личностям членов администрации Дж. Буша- младшего, а также характеру взаимодействия внутри этой группы. Так, С.М. Самуилов отмечает, что одной из ключевых фигур в администрации Дж. Буша-младшего являлся вицепрезидент Ричард Чейни, который сыграл решающую в роль в подготовке и начале войны. Также автор подчеркивает, что ввиду отсутствия у Буша внешнеполитического опыта он подвергался воздействию влияния ближайшего окружения, в том числе идеям неоконсерваторов. В монографии «Малые войны США» А.А. Сушенцов также отмечает, что внутри администрации существовали различные взгляды подготовку к войне в Ираке, однако авторитет Ричарда Чейни и министра обороны Дональда Рамсфелда стали решающими. Принятие решения также зависело от характера коммуникации между ключевыми фигурами. В статье «Субъективные факторы в “Доктрине Буша”: проверка конфликтом в Ираке» А.А. Сушенцов рассматривает личностные особенности Дж. Буша- младшего, его управленческий стиль и отмечает его склонность к опоре на узкий круг доверенных лиц.
В зарубежной литературе также присутствует интерес к анализу личности Джорджа Буша. Коэн Д. в книге «Джордж У Буш: семейное дело» исследует влияние семьи, воспитания и ценностных установок на политический стиль Буша-младшего. В работе. «Распорядитель судьбы. Президентский характер Джорджа У Буша» Кёртли Б. анализирует особенности личности и характера Буша согласно типам личности президентов Дж. Барбера, анализ проводится по таким критериям как характер, мировоззрение, стиль лидерства, тип личности.
Также существуют исследования, рассматривающие войну в Ираке как проявление стремления США к глобальному лидерству в условиях однополярного мира. В работах В.В, Согрина, А.И. Уткина, А.А. Сушенцова подчеркивается, что война являлась частью более широкой стратегии США по обеспечению мировой гегемонии. Доктрина превентивных ударов и представление об исключительном праве США на международное вмешательство рассматриваются в том числе как результат подобного внешнеполитического стремления.
В этой связи авторы также отмечают влияние неоконсервативной идеологии внешнеполитическую стратегию США. Данной проблеме посвящены исследования Н.Ф. Жирнова9,10, который анализирует философские и идеологические корни неоконсерватизма, а также его трансформацию в политическую практику. А. Громыко в статье «Метаморфозы американского неоконсерватизма» исследует, каким образом неоконсервативные идеи были адаптированы к современной внешнеполитической повестке США. В работах А.В. Павлова и К.К. Суховерхова рассматриваются вопросы развития и реализации неоконсервативной платформы.
Значение данной идеологии подчеркивают и зарубежные авторы, в монографии «Дипломатия лиги Буша: как неоконсерваторы подвергают мир риску» С.Р. Эйсендрата и в работе «Неоконсерваторы во внешней политике США при Рональде Рейгане и Джордже У Буш: голоса за троном» Веласко Невадо Х авторы анализируют, как неоконсервативная группа формировала политику вторжения, использую кризис 11 сентября как возможность для продвижения своих стратегий.
Война в Ираке часто обсуждается с позиции законности вторжения с точки зрения международного права, обсуждаются экономические и геополитические последствия войны. В статье «Война в Ираке 2003 г. как продолжение войны США против терроризма» Л.В. Дериглазова отмечает, что война в Ираке была начата без соответствующего мандата ООН и не одобрялась большинством постоянных членов Совета Безопасности, что делает его сомнительным с точки зрения международного права. Кроме того, автор указывает на негативные последствия войны: результате война в Ираке привела к дестабилизации Ближнего Востока, большому количеству человеческих жертв с обеих сторон, большим финансовым затратам и усилению терроризма17,18.
Источниковая база исследования включает в себя документы, мемуары, официальные заявления и аналитические материалы, позволяющие комплексно изучить обоснования войны в Ираке 2003 года, приведенные представителями администрации президента США Джорджа Буша-младшего. Источники можно разделить на три основные группы: официальные документы, мемуары и выступления политиков, а также материалы СМИ и аналитические публикации.
К официальным источникам относятся резолюции Совета Безопасности ООН, отчеты международных инспекций, стратегическая доктрина США, а также документы, отражающие внешний и внутриполитический курс американской администрации.
Наиболее значимыми документами данной группы являются Резолюция Совета Безопасности ООН № 1441 от 8 ноября 2002 года , предоставляющая Ираку «последний шанс» на соблюдение требований по разоружению, и предварительный отчет 4701-го заседания Совета Безопасности ООН от 5 февраля 2003 года, в котором глава комиссии ООН по мониторингу, верификации и инспекциям (UNMOVIC) Ханс Бликс заявил об отсутствии доказательств наличия оружия массового уничтожения в Ираке. Не менее важным документом является Стратегия национальной безопасности Соединенных штатов Америки 2002 года, в которой была сформулирована концепция «превентивных ударов» в качестве основы внешнеполитической стратегии США. Этот документ сыграл ключевую роль в обосновании необходимости военной операции против Ирака.
Важное место в настоящей работе занимают мемуары ключевых лиц администрации Дж. Буша, а также стенограммы официальных заявлений. К числу наиболее значимых источников относятся мемуары Джорджа У Буша «Точки принятия решения», в которых автор излагает свой взгляд на различные решения, которые он принимал, занимая пост президента США. В главе, посвящённой вторжению в Ирак, Буш акцентирует внимание на угрозе, исходившей от Саддама Хусейна, и подчёркивает роль разведывательных данных о предполагаемом оружии массового уничтожения (ОМУ). Автор признаёт, что информация о наличии ОМУ оказалась ошибочной, но защищает решение о вторжении, утверждая, что устранение Хусейна способствовало безопасности США и Ближнего Востока....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Война в Ираке 2003 года стала одной из самых неоднозначных военных кампаний начала XXI века. Она имела далекоидущие последствия как для Ближнего Востока, таки для системы международных отношений в целом. Данная война ознаменовала переход США к доктрине упреждающих ударов, продемонстрировала ограниченных возможности международных институтов в предотвращении односторонних военных интервенций, вызвала широкую дискуссию о легитимности применения военной силы в отношении других стран. Война в Ираке привела к большим человеческим потерям, разрушению гражданской инфраструктуры Ирака, политической нестабильности в Ираке и усилению экстремистских движений.
В работе были выявлены особенности обоснования необходимости военной кампании в Ираке, представленные в мемуарах представителей администрации Дж. У Буша. В ходе работы были решены все поставленные задачи, включая анализ состава и внешнеполитических установок администрации, выявление трансформации внешней политики Дж. У. Буша, определение причин войны, отраженных в официальной риторике, а также рассмотрены индивидуальные интерпретации этих причин в мемуарах Дж. У. Буша, К. Райс и Д. Рамсфелда.
В администрацию президента Дж. У. Буша вошли политики с большим политическим опытом, многие из них ранее уже занимали высокие посты в других республиканских администрациях. Члены администрации обладали различным профессиональным и личным опытом, что определило разные подходы к внешней политике. Среди них были как опытные государственные деятели с длительным стажем в федеральных структурах, так и представители академической и военной среды.
Обладая ограниченным внешнеполитическим опытом на момент вступления в должность, Буш в значительной степени полагался на своих советников. Это привело к усилению влияния ближайшего окружения на формирование курса. Особенно можно отметить влияние вице-президента Р Чейни, который являлся доверенным лицом президента Бушу и имел большой авторитет в его глазах. Вице-президент Чейни и министр обороны Рамсфелд являлись приверженцами неоконсервативных идей и выступали за жесткую и наступательную внешнюю политику. Государственный секретарь Пауэлл и советник по национальной безопасности Райс выступали за более сдержанный подход в отношении Ирака.
Анализ основных направлений внешней политики администрации Дж. У Буша показал, что событием, определившим внешнюю политику администрации Буша, стали теракты 11 сентября 2001 года. После терактов приоритетом внешней политики стала глобальная борьба с терроризмом и обеспечение национальной безопасности. Новая внешнеполитическая стратегия была закреплена в Стратегии национальной безопасности 2002 года. Основными элементами Стратегии стали право США на превентивные действия, борьба с международным терроризмом, противодействие распространению оружия массового уничтожения.
Формирование официальной аргументации в пользу начала войны в Ираке происходило поэтапно. Центральное место в данной аргументации занимало предъявленные Ираку обвинения в наличии оружия массового уничтожения, поддержке международного терроризма и нарушении резолюций ООН. При этом война с Ираком представлялась как вынужденная и направленная на защиту США и всего мира мера.
Анализ мемуаров Дж. У Буша «Точки принятия решения», К. Райс «Нет более высокой чести» и Д. Рамсфелд «Известное и неизвестное» позволил выявить, как политики оценивали причины начала войны в Ираке в 2003 году, опираясь на собственный опыт, профессиональные взгляды и личные убеждения. Сравнительный анализ показал, что центральные аргументы всех трёх авторов соответствуют официально называемым причинам войны. Авторы выстраивают дискурс системной угрозы со стороны Ирака.
В то же время авторы акцентируют внимание на различных аспектах угроз. В мемуарах Дж. Буша-младший на первый план выходит личная ответственность президента за судьбу страны и роль событий 11 сентября, воспринятых им как личная и национальная трагедия. Его повествование насыщено эмоционально окрашенными выражениями. Он стремится оправдать принятые решения как необходимые меры для защиты американского народа. Мемуары Кондолизы Райс отличает более сдержанный, аналитический и дипломатичный стиль. Она акцентирует внимание на многосторонних усилиях США, сложной международной обстановке и необходимости стратегических решений в условиях ограниченной информации. Дональд Рамсфелд, в свою очередь, строит своё изложение в большей степени на основе отчётов и ссылок на стратегические документы и подчёркивает системный характер угрозы, исходившей от иракского режима.
Различия в аргументации и стиле объясняются не только политическими функциями, которые исполняли данные лица в администрации, но и их жизненным опытом, профессиональным прошлым и мировоззренческими установками. Джордж Буш-младший — политик с ограниченным внешнеполитическим опытом на момент прихода к власти, но с сильной религиозной и идеологической убеждённостью. Кондолиза Райс — учёный- аналитик, специалист по международным отношениям и России, с академическим подходом к проблемам безопасности; Дональд Рамсфелд — опытный управленец, практик и стратег, сторонник демонстрации силы и жёстких решений. Различие этих «жизненных историй» неизбежно отразилось на том, как каждый из них воспринимал и объяснял решение о начале войны.
Выдвинутая гипотеза о том, что мемуары представителей администрации Дж. У Буша могут называть ранее не озвученные причины начала войны в Ираке в 2003 году, не получила подтверждения. Проанализированные источники личного происхождения в основном производят официальную аргументацию, уже представленную в публичном дискурсе начала 2000-х.



1. Закон Конгресса США "An Act to Close the Achievement Gap with Accountability, Flexibility, and Choice, So That No Child Is Left Behind" от 08.01.2002 № 15 Stat. 1425 - Public Law No. 107-110 // Congress.gov. 22.03.2001.
2. Предварительный отчёт 4701-го заседания Совета Безопасности ООН от
05.02.2003 № S/PV.4701. URL:
https://documents.un.org/doc/undoc/pro/n03/236/02/pdf/n0323602.pdf
3. Резолюция 687 (1991) / Совет Безопасности ООН. - Принята 3 апр. 1991 г. - № S/RES/687 (1991). - URL: https://www.un.org/Depts/unmovic/documents/687.pdf
4. Резолюция Совета безопасности ООН "Резолюция 1386 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4443-м заседании" от 20.12.2001 № S/RES/1386 (2001) URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n01/708/57/pdf/n0170857.pdf7OpenElement
5. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1441 от 08.11.2002. URL
https://www.un.org/Depts/unmovic/documents/1441.pdf
6. 9/11 Address to the Nation // American Rhetoric. URL: https://www.americanrhetoric.com/speeches/gwbush911addresstothenation.htm
7. Address to a Joint Session of Congress and the American People // The White
House. 20.09.2001. URL: https://georgewbush-
whitehouse.archives.gov/news/releases/2001/09/20010920-8.html
8. Amnesty International. Report 2002. United States of America // Refworld. URL: https://www.refworld.org/reference/annualreport/amnesty/2002/en/31869
9. Bush G. W. Address to the Nation on Iraq, March 19, 2003 // The White House.
URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2003/03/20030319-
17.html
10. Bush G. W. Address to the United Nations General Assembly, September 12, 2002.
- Washington, D.C.: The White House, 2002. - URL: https://georgewbush-
whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/09/20020912-1.html
11. Bush G. W. President Bush Outlines Iraqi Threat. - Washington, D.C.: The White
House, 7 Oct. 2002. - URL: https://georgewbush-
whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/10/20021007-8.html
12. Bush G. W. President Delivers "State of the Union" Address. — Washington, D.C.:
The White House, 28 Jan. 2003. - URL: https://georgewbush-
whitehouse.archives.gov/news/releases/2003/01/20030128-19.html
13. Bush G. W. President Delivers State of the Union Address. — Washington, D.C.:
The White House, 29 Jan. 2002. — URL: https://georgewbush-
whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html
14. Bush G. W. President Delivers State of the Union Address. - Washington, D.C.: The
White House, 29 Jan. 2002. - URL: https://georgewbush-
whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html
15. Bush G. W. President’s Address to the Nation, March 17, 2003 // The White House. URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2003/03/20030317-7.html...32



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ