Аннотация
Введение 6
Глава 1 Система международных стандартов ISO серии 9000 и их роль в управлении качеством. Основное содержание стандартов 17
Глава 2 Управление документацией СМК в ТГУ в соответствии с требованиями стандартов ISO 9000 30
2.1 Система менеджмента качества в ТГУ 30
2.2 Иерархия документации ТГУ 39
Глава 3 Анализ документов структурных подразделений ТГУ на соответствие
требованиям к документированию стандарта ISO 9001:2015 53
3.1 Требования к документированию, согласно стандарту ISO 9001:2015:
предложения, перспективы изменений в документах СМК ТГУ 53
3.2 Анализ на соответствие стандарту ISO 9001:2015 рабочей документации ТГУ,
необходимой для результативности СМК, и предложения по её совершенствованию 60
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 76
На сегодняшний день вопросы качества образования в высших учебных заведениях рассматриваются как основные в становлении и развитии университетов. В целом их имидж во многом зависит не только от получения хороших знаний, но и закрепления университета на лучших позициях.
Томский государственный университет является организацией, предоставляющей образовательные услуги и ключевым звеном в формировании профессиональных кадров для различных сфер общества. ТГУ ориентирован на потребности общества, то есть студентов, преподавателей, работодателей, а также государства. Его задачей является идти в ногу со временем и динамично развиваться. Для этого в университете созданы: наблюдательный совет (создан для содействия в функционировании и комплексному развитию ТГУ), международный академический совет (орган, консультирующий и дающий рекомендации по осуществлению международной деятельности в области образовательной, научной и инновационной деятельности), ученый совет НИ ТГУ (осуществляет общее руководство ТГУ), управляющий комитет (орган программы повышения конкурентоспособности) и т.д.
В условиях диверсификации образования в ТГУ одним из приоритетных направлений является формирование системы менеджмента качества на основе международных стандартов ISO серии 9000. Так как на данный момент стандарты серии ISO 9000 приобрели мировое признание как средство достижения необходимого уровня качества, повышения эффективности менеджмента и используются как общепонятный язык формирования контрактных отношений. В связи с этим, меняется стратегия подготовки кадров, ориентированных на потребности экономической деятельности региона и конкретных работодателей.
Таким образом, в поиске наиболее эффективных рычагов повышения качества деятельности вуза, все большее внимание уделяется использованию прогрессивных методов управления и внедрению современных систем менеджмента. Повсеместно используемым инструментом, призванным повысить конкурентоспособность организации, является внедрение системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям стандартов ИСО серии 9000.
Процесс внедрения системы менеджмента качества в университетах начался ещё с 2003 г., но данная тема актуальна на сегодняшний день, так как всё больше внимания уделяется конкуренции на образовательном рынке и закреплении лучших позиций университетов в рейтинговых таблицах. Но ни одна система не может существовать без документального закрепления, а в отношении разных вузов набор документов свой, который отвечает особенностям университета. Большинство документов в университете соответствуют и издаются на основе стандартов ISO.
Стандарты семейства ISO 9000 обеспечивают стандартность сертификации, экономят огромные ресурсы, требующиеся для проверки СМК университетов, а также требуют документирования системы менеджмента качества университета. Поэтому для разработки, функционирования и последующей оптимизации системы менеджмента качества необходима документация, которая позволяет контролировать систему и сделать её «видимой» для сотрудников и проверяющих органов.
Документирование СМК - это обоснование и предоставление необходимых документов внедренной системы качества, в которых может содержаться информация о порядке выполнения определенных процессов, деятельности организации, требования к продукции и услугам, предоставляемым университетом, подтверждение качества предоставляемых услуг через отчеты аудиторов и т.д.
Документы необходимы для правильного внедрения и сертификации системы менеджмента качества. Они позволяют отслеживать ситуацию в университете и принимать решения, основанные на фактах для последующего его развития.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в создании нормативной и организационно-методической основы в университете, которая необходима для внедрения и оптимального функционирования системы менеджмента качества и соответствует требованиям международных и российских стандартов качества, то есть должна быть задокументирована с учетом законодательных и отраслевых требований, сложности процессов, протекающих в университете и характера его деятельности.
Данная актуальность строится на проблеме исследования, которая заключается в необходимости документального закрепления системы менеджмента качества. Но любое документирование системы требует определенных знаний и навыков у сотрудников системы менеджмента качества. Поэтому важность в понимании требований стандартов на СМК существует, но без дополнительного объяснения сотрудниками или прочтения литературы по данному вопросу, невозможно грамотное наличие необходимой документации. Но литературы, которая в полном объеме разъяснила бы всю информацию об изменениях, введенных в новом стандарте, недостаточное количество.
Документирование системы менеджмента качества - это комплект документов, которые позволяют системе работать, они соответствуют определенным требованиям и позволяют поддерживать её эффективность. Документационное обеспечение внедрения СМК в университетах, является темой актуальной, так как стандарты на систему менеджмента качества меняются с необходимой периодичностью, внося изменения, которые не всегда понятны без прочтения дополнительной литературы, но, несмотря на большое количество статей в журналах, данная тема всё также остаётся недостаточно исследованной.
Данная тема неоднократно привлекала внимание исследователей. Ими были сделаны попытки дать определение «концепции всеобщего управления качеством», описать стандарты ISO серии 9000 и их изменения в соответствии с введениями новых версий стандартов, дать рекомендации по изменению документов в соответствии с нововведениями из стандартов качества, описать перечень необходимых документов для системы менеджмента качества.
Так, вопросами описания и изучения TQM (концепция всеобщего качества) занимаются такие исследователи: В. А. Лапидус 1, Е.С. Баженова , М.В. Самсонова, А.Д. Грачева, А.В. Белинская, Н.Н. Кузнецова. В своих работах они рассматривают основные аспекты системы всеобщего управления качеством в организациях, а именно: принципы, методы, средства и формы управления качеством. Данная концепция основана на достижении результата в борьбе за конкурентоспособность на рынке.
Г.У. Матушанский в своей статье пишет о состоянии проблемы качества образования, которая отражает усиливающееся противоречие между возрастающими требованиями общества к нравственности и интеллекту человека, а также фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений. Он приводит анализ качества функционирования вузов в Европе и России.
Б.М. Костишко и другие в статье «Система менеджмента качества в вузе: движущая сила или простая формальность?», пишут о том, что образование все в большей степени рассматривается как услуга, ориентированная на бизнес, и обеспечение его качества является важнейшей составляющей услуг образования. Именно поэтому вузам необходимо формировать современные взгляды на качество образования, так как в настоящее время работу вуза оценивает рынок труда через спрос выпускников и абитуриентов.
А.Н. Ковальчук и А.В. Рубин в своей статье пишут о том, что внешние факторы побуждают вузы к созданию различных систем качества. И основной целью создания и внедрения СМК является улучшение качества образовательных услуг, которые являются товаром, поставляющим высшими учебными заведениями на рынок образовательных услуг.
М.Г. Круглов, Г.М. Шишков в учебном пособии рассматривают проблему обеспечения качества объектов (продукции, процессов, систем), структуру и методы построения и управления системами качества, их нормативно-правовое и социальноэкономическое обоснование. А также некоторые инструменты управления качеством.
А.В. Валиева в своей статье описывает опыт внедрения системы менеджмента качества в работу образовательных организаций с позиции экспертов и сотрудников. Автор критически относится к внедрению СМК в таких организациях, рассуждая о конкуренции в образовательной деятельности.
Таким образом, представленная литература описывает систему менеджмента качества в целом. То есть организационную структуру, разработки, ресурсы и операции, которые нужны для осуществления руководством качества образовательных услуг.
Основой системы менеджмента качества и её документальным закреплением являются стандарты качества серии ISO 9000. Так, М.С. Молчанова, Л.Ю. Силаева, Н.Ф. Князюк и С.А. Чеховская в своих статьях рассматривают изменения в структуре, терминологии, которые были внесены в новую версию стандарта ISO 9001:2015 по сравнению с версией ISO 9001:2008. Описывают значение стандартов ISO серии 9000 для системы менеджмента качества.
Основное значение для написания второй и третьей главы, касающихся документального закрепления системы менеджмента качества в соответствии со стандартами качества, имели следующие издания:
1) В статье А.В. Горбунова «Требования к документированию и их реализации» рассматриваются вопросы о реализации требований ISO 9001:2015 по документированию и возможные изменения и варианты решений, связанные с реализацией издания документов на практике организации.
2) На сайте «Единый стандарт» (центр сертификации и лицензирования) размещена статья «Новый подход к управлению документами и записями в ISO 9001:2015», которая отвечает на вопросы, что такое документированная информация, что требует ISO 9001:2015 в аспекте «документированной информации» и какие изменения с применением нового подхода при введении новой редакции стандарта, необходимо принять во внимание и следовать им. А также, какие организации могут не применять в своей деятельности всех изменений и почему.
Таким образом, представленная литература отражает работу системы менеджмента качества, включающую стандарты ISO серии 9000, документы для СМК. Встречаются исследователи, которые пишут о стандарте ISO 9001:2015 по его старой версии 2008 г. Так, например, в статье «Важность системы менеджмента качества на предприятиях», описаны принципы системы менеджмента качества по версии стандарта 2008 г., несмотря на год издания 2016, а именно принцип «привлечение внешних консультантов», по новой версии стандарта уже не используется и заменен на «менеджмент взаимоотношений», принцип «взаимодействие людей» в статье заменен на принцип «вовлечение персонала».....
Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение качества образовательных услуг и их мониторинг. Для его создания необходимо учитывать требования международных стандартов ISO серии 9000, а для большего эффекта необходимо документально оформить систему менеджмента качества в университете.
Система менеджмента качества - это наличие грамотно оформленной документации, которая описывает все процессы, протекающие в университете в соответствии с политикой, целями и стратегией в области качества. Она должна быть уникальной, что позволит конкурировать на рынке образовательных услуг.
Система менеджмента качества образовательного учреждения устанавливает: нормативно-техническую базу, политику в области качества, цели, принципы, процессы системы менеджмента качества ТГУ и их взаимодействие. СМК, введенная в ТГУ, обеспечивает документами процессы системы менеджмента, обеспечивает рациональное и оптимальное управление процедурами, протекающими в СМК ТГУ на основе применения и соответствия стандартам качества, популярность которых на данный момент растет с каждым годом, начиная с выхода их самой первой версии.
Международные стандарты ISO серии 9000 являются важной составляющей системы менеджмента качества и документально закрепляют, и регулируют вопросы качества в университете. Они были описаны в первой главе данной выпускной квалификационной работы и заслуживают необходимого внимания, так как это основа внедрения и существования СМК в любой образовательной организации.
Изучая вопрос изменения и издания новых версий стандартов ISO серии 9000, а также применения и значения их для системы менеджмента качества мною был сделан вывод после их рассмотрения о том, что данные стандарты взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Каждый из них называется стандартом, но стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 является руководящим указанием, ГОСТ Р ИСО 9004-2019 - руководством, ГОСТ Р ИСО 9000-2015 - словарём и положением и только стандарт ГОСТ Р ИСО 9001:2015 устанавливает требования к системе менеджмента качества, и это единственный стандарт, по которому можно получить сертификат в организации. Он позволяет Томскому государственному университету на законодательном уровне демонстрировать свою способность оказывать образовательные услуги, получая сертификат соответствия качеству. ТГУ соответствует принципам всеобщего менеджмента качества, закрепленным в данном стандарте, что было описано и подтверждено конкретными примерами во второй главе.
Прозрачная и эффективная система - это тоже следствие требованиям ISO 9001, которая позволяет повышать культуру руководства организацией за счёт мониторинга процессов и развитие корпоративной культуры Томского государственного университета. Но важно понимать то, что остальные стандарты семейства ISO 9000 дополняют и регламентируют отдельные составляющие системы менеджмента качеств, без которых она не может существовать отдельно.
Именно поэтому стандарты ISO серии 9000 - это регламент внедрения и
поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества.
Благодаря, рассмотренным стандартам были выявлены основные преимущества системы менеджмента качества в ТГУ и соответствие заявленной модели, выбранной Томским государственным университетом.
Каждый результат проверок и проводимых аудитов прибавляет руководству уверенности в том, что установленное и предполагаемое качество услуг достигается и поддерживается на заданном уровне, что внедрение и развитие СМК ТГУ способствует повышению качества учебного процесса путем создания и поддержания документации системы менеджмента качества в актуальном и рабочем состоянии. Документированная система менеджмента качества позволяет иметь действенную систему контроля и качества обучения и видеть проблемы в отдельных процессах и сферах деятельности. Она улучшает понимание причастности каждого сотрудника к деятельности университета, повышает прозрачность, принятых решений, повышает интерес, привлекательность университета и возрастание его в рейтингах.
Документации Томского государственного университета посвящена вторая и третья глава данной работы. Это основной процесс для системы менеджмента качества, так как одним из требований стандартов семейства ISO 9000 является документированная система менеджмента качества и только документально закрепленная система позволяет университету поддерживать СМК ТГУ в рабочем состоянии. И можно сделать вывод, что на данный момент Центр менеджмента качества ТГУ находится на стадии разработки и переиздания документов системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001:2015. Рассмотренные документы, которые на данный момент находятся не на стадии разработки, а уже изменены в соответствии с данным стандартом, полностью отвечают требованиям к документированию системы менеджмента качества. Но существует в Центре менеджмента качества Томского государственного университета проблема в отсутствии понимания необходимого минимума документов и из -за этого чёткой иерархии документации.
Центр менеджмента качества, как подразделение, создан в Томском государственном университете с целью установления областей возможных улучшений управления качеством, как части интегрированной системы университета в целом. Модель СМК в данном подразделении соответствует современным концепциям и принципам в области качества. Она построена на процессном подходе, что подтверждается следующими документами: политика, цели и стратегия в области качества, мониторинг и результаты проверок образовательных программ, система оценки уровня знаний студентов, анализ со стороны высшего руководства, руководство по качеству, управление рисками.
Таким образом, модель системы менеджмента качества Томского государственного университета разработана и внедрена на основных принципах менеджмента качества: процессный подход, принятие решений, основанных на фактах и постоянное улучшение. Она даёт ТГУ преимущество в подтверждении соответствия качества образовательных услуг путем получения сертификата соответствия, который подтверждает то, что СМК ТГУ проверена и признана соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2015.
Любая модель, должна быть закреплена документально, соблюдая все правила и соответствия стандартам серии ISO 9000. Именно поэтому Томский государственный университет, опираясь на принцип постоянного улучшения системы, совершенствует документацию СМК ТГУ и сталкивается с рядом сложностей. Так как литературы, где была бы представлена полная информация для организаций, какие документы им необходимо издавать и почему, практически нет. Именно поэтому третью главу данной выпускной квалификационной работы я посвятила основным правилам, которыми можно руководствоваться при издании документов и анализу перечня документов, необходимых для результативности системы менеджмента качества.
В третьей главе были отражены основные пути оптимизации документального сопровождения системы менеджмента качества через определение необходимого минимума документов, принципа разработки документации, назначения документа и критерия поддержания его в актуальном состоянии. Показаны основные изменения в терминологии и предложен путь по облегчению в поиске документов через создание реестра документов.
Была выявлена проблема отсутствия взаимодействия подразделений между собой, несмотря на действие системы электронного документооборота в университете, которая позволяет оптимизировать некоторые процессы, в том числе и передачу документов для системы менеджмента качества ТГУ от других структурных подразделений для просмотра необходимых документов. Так как чаще всего происходит так, что сотрудникам Центра менеджмента качества ТГУ необходимо искать документы, которые им нужны для того, чтобы понять работает система или нет. Это важный элемент в работе системы менеджмента качества, так как через работу всех подразделений видна деятельности ЦМК ТГУ. Также существует проблема передачи документов, которые создаются в Центре менеджмента качества в другие подразделения, что тоже приводит к некачественной работе.
Был проведен анализ документов структурных подразделений Томского государственного университета. Он показал незначительные несоответствия стандарту ISO 9001:2015, которые касаются документирования: основу документов составляют приказы, не во всех документах есть заключительные положения, с информацией о распределении, обеспечении доступности и поиска, а также использования.
Таким образом, я сделала вывод на основе прочитанной литературы и посещения Центра менеджмента качества Томского государственного университета о том, что ЦМК требуется помощь в определении количества документов, необходимых для работы системы менеджмента качества. Так как на данный момент сотрудники сталкиваются с проблемой возрастания объема документации с введением новых версий стандартов, что усложняет реализацию основных процессов управления университета. Это происходит с введением нового перечня документов для организации, что усложняет работу, так как на всё необходимо время чтобы в этом разобраться, а при таком маленьком штате сотрудников это сделать крайне сложно.
Следует заметить, что в Томском государственном университете документация системы менеджмента качества имеет многоуровневую иерархическую структуру, именно поэтому внедрение и развитие документации происходит поэтапно, но произошла проблема с изданием документов в соответствии с новыми версиями стандартов, которая на данный момент не решена. Также на основе пакета документов предыдущих версий видно, что система развивалась, совершенствовалась и дополнялась. И на данный момент предпринимаются попытки для того, чтобы привести всю документацию в порядок.
Документально закрепленная система менеджмента качества - это основа для создания и введения новых изменений и принятия инновационных решений по основным процессам, протекающим в Томском государственном университете, которые связаны с образовательной и научно-инновационной деятельностью. Такая система позволяет университету улучшать результаты деятельности через планирование и мониторинг СМК.
Таким образом, можно полагать, что в данной выпускной квалификационной работе предоставлена в достаточном объеме теоретическая информация о международных стандартах ISO серии 9000. Описана документация системы менеджмента качества Томского государственного университета и проведен её анализ с целью соответствия стандартам качества, а также проанализированы документы структурных подразделений ТГУ, необходимых для результативности СМК и даны рекомендации по совершенствованию работы с документами для Центра менеджмента качества Томского государственного университета, с целью улучшения и развития СМК. Всё это позволило описать работу системы менеджмента качества ТГУ с точки зрения её соответствия нормативно-правовому законодательству и её значения для университета в целом.
1. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования(недействующий): национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 марта 2007 г. № 28-ст: введен впервые : дата введения 2007-07-01 / подготовлен Государственным учреждением Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела «ВНИИДАД» // Электронный фонд правовой и нормативно -технической документации / АО «Кодекс». - Санкт-Петербург, 2021. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200049980?section=status
(дата обращения: 11.03.2021).
2. ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007. Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества (Переиздание) : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2007 г. № 282-ст : введен впервые : дата введения 2008-06-01 / подготовлен Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО "НИЦ КД") и Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Перспективные производственные технологии, менеджмент и оценка рисков". // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / АО «Кодекс». - Санкт-Петербург, 2021. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200057636 (дата обращения: 23.02.2021).
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1574-ст: введен впервые : дата введения 2013-01-01 / подготовлен Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС"). // Электронный фонд правовой и нормативно -технической документации / АО «Кодекс». - Санкт-Петербург, 2021. - URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-9000-2011 (дата обращения: 22.10.2020).
4. ГОСТ Р ИСО 19011-2012. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное :
утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июля 2012 г. № 196-ст : введен взамен ГОСТ Р ИСО 19011-2003 : дата введения 2013-02-01 / подготовлен Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС"). // Электронный фонд правовой и нормативно -технической документации / АО «Кодекс». - Санкт-Петербург, 2021. - URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-19011-2012 (дата
обращения: 30.10.2020).
5. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (Издание с поправкой): национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1390-ст : введен впервые : дата введения 2015-11-01 / подготовлен Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС"). // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / АО «Кодекс». - Санкт-Петербург, 2021. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения: 22.10.2020).
6. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования
(Переиздание): национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1391 -ст : введен впервые : дата введения 2015-11-01 / подготовлен Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС"). // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / АО «Кодекс». - Санкт- Петербург, 2021. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения:
25.10.2020).
7. ГОСТ Р ИСО 9004-2019. Менеджмент качества. Качество организации.
Руководство по достижению устойчивого успеха организации (Переиздание) : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 августа 2019 г. № 514-ст : введен взамен ГОСТ Р ИСО 9004-2010 : дата введения 2020-10-01 / подготовлен Ассоциацией по сертификации "Русский Регистр" (Ассоциация "Русский Регистр"). // Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации / АО «Кодекс». - Санкт-Петербург, 2021. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200167117 (дата обращения: 26.10.2020).
8. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019. Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документацией. Часть 1. Понятие и принципы : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2019 г. № 101-ст : введен взамен ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 : дата введения 2020-01-01 / подготовлен Федеральным государственным унитарным
предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "Стандартинформ"), Федеральным государственным бюджетным учреждением науки "Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук" (ВИНИТИ РАН), Историкоархивным институтом (Российский государственный гуманитарный университет), Федеральным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела" (ВНИИДАД). // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / АО «Кодекс». - Санкт-Петербург, 2021. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200163564?section=status (дата обращения:
11.03.2021).
9. ГОСТ Р ИСО 31000-2019. Менеджмент риска. Принципы и руководство. :
национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2019 г. № 1379-ст : введен взамен ГОСТ Р ИСО 31000-2010 : дата введения 2020-03-01 / подготовлен некоммерческим партнерством "Русское Общество Управления Рисками" (НП "РусРиск"). // Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации / АО «Кодекс». - Санкт-Петербург, 2021. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200170125 (дата обращения: 25.10.2020).
10. ISO 8402:1994. Quality management and quality assurance - Vocabulary. Withdrawn // ISO - International Organization for Standardization : site / ISO. - [S. l.]. - URL: https://www.iso.org/ru/standard/20115.html (access date: 12.10.2020).
11. ISO 19011:2011. Guidelines for auditing management systems (revised) // ISO -
International Organization for Standardization : site / ISO. - [S. l.]. - URL:
https://www.iso.org/ru/standard/50675.html (access date: 30.10.2020).
12. ISO 9000:2015. Quality management systems - Fundamentals and vocabulary //
ISO - International Organization for Standardization : site / ISO. - [S. l.]. - URL:
https://www.iso.org/ru/standard/45481.html (access date: 22.10.2020).
13. ISO 19011:2018. Guidelines for auditing management systems // ISO -
International Organization for Standardization : site / ISO. - [S. l.]. - URL:
https://www.iso.org/ru/standard/70017.html (access date: 30.10.2020).
14. ISO 9004:2018. Quality management - Quality of an organization - Guidance to achieve sustained success // ISO - International Organization for Standardization : site / ISO. - [S. l.]. - URL: https://www.iso.org/standard/70397.html (access date: 26.10.2020).
Нормативно-методическая документация
15. Взята автором из приложения стандарта организации СТО 163-2019 Система менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ РВ 0015-002-2012. Руководство по качеству : Структура документации системы менеджмента качества ТГУ // Текущий архив организации....45