ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОСИСТЕМЫ КОМПАНИИ КАК ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БИЗНЕСА
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Экосистемы в бизнесе и предпринимательстве 8
1.1 Глобальные вызовы, повышение неустойчивости бизнес-организаций и предпосылки
формирования экосистем 8
1.2 Условия формирования экосистем в бизнесе и предпринимательстве и их основные
характеристики 13
1.3 Компания как экосистема 23
2 Зарубежные и российские практики формирования экосистем 30
2.1 Формирование экосистем в зарубежных компаниях 30
2.2 Лучшие практики формирования экосистем в российских компаниях 32
3 Формирование экосистемы компании АО «Kaspi Bank» 48
3.1 Анализ деятельности компании с позиций экосистемного подхода 48
3.2 Развитие партнерства как условие формирования экосистемы 54
3.3 Повышение устойчивости деятельности как результат развития экосистемы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Экосистемы в бизнесе и предпринимательстве 8
1.1 Глобальные вызовы, повышение неустойчивости бизнес-организаций и предпосылки
формирования экосистем 8
1.2 Условия формирования экосистем в бизнесе и предпринимательстве и их основные
характеристики 13
1.3 Компания как экосистема 23
2 Зарубежные и российские практики формирования экосистем 30
2.1 Формирование экосистем в зарубежных компаниях 30
2.2 Лучшие практики формирования экосистем в российских компаниях 32
3 Формирование экосистемы компании АО «Kaspi Bank» 48
3.1 Анализ деятельности компании с позиций экосистемного подхода 48
3.2 Развитие партнерства как условие формирования экосистемы 54
3.3 Повышение устойчивости деятельности как результат развития экосистемы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
В современных экономических условиях происходит тотальная цифровизация экономической деятельности субъектов. Банковская сфера, и в целом деятельность финансовых организаций, оказались в центре глобальных изменений, перехода в совершенно новую плоскость взаимоотношений с клиентами, банковским сообществом и государством.
В настоящее время обострение старых и появление новых вызовов и угроз приводит к тому, что традиционные инструменты государственного управления далеко не всегда оказываются эффективными. Сейчас бизнес-среда как никогда быстро изменяется, имеет огромный спектр разнообразия форм проявления, а ее составляющие сильно взаимосвязаны.
В результате возникает необходимость обращения к новым возможностям решения тех или иных проблем, как на глобальном уровне, так и на уровне стран и отдельных регионов, в частности, за счет мобилизации территориальных ресурсов, как фактора эндогенного развития. Появление новых социальных, экологических и демографических вызовов, носящих комплексный многодисциплинарный характер, обусловило растущее осознание обществом проблемы развития социальных инноваций во всем мире, и в том числе в России.
Возрастающая актуальность социальных инноваций привела к возникновению множества подходов относительно дефиниции, теории и методологии их изучения (теории социальных изменений, институционализма, модернизации, социального обучения, социального капитала, менеджмента, благосостояния, устойчивого развития, социального предпринимательства и т. д.).
В связи с этим интерес исследователей всего мира привлекают различные формы новой организации бизнеса, в том числе, основанные на глубокой коллаборации организаций друг с другом. «Экосистемы» входят в число наиболее популярных объектов исследовательского интереса. За последнее десять лет повысилось количество запросов, в поисковых системах, по ключевым словам, «экосистема бизнеса».
В качестве объекта исследования выступают современные экосистемы в бизнесе. Предметом являются тенденции и преимущества формирования экосистем в бизнесе, повышающие его устойчивость в средне- и долгосрочной перспективе.
Целью данной работы является анализ формирования и развития экосистем бизнеса, повышающих его устойчивость.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
1. Изучить предпосылки создания и основные характеристики бизнес-экосистем.
2. Проанализировать современную компанию как экосистему.
3. Проанализировать существующие тенденции в развитии экосистем и их лучшие практики в России и за рубежом.
4. Проанализировать деятельность АО «Kaspi Bank» с позиций экосистемного подхода и аргументировать повышение его устойчивости как результат формирования экосистемы.
Методы исследования: изучение теоретических материалов, анализ и синтез, метод обобщений, сравнительный анализ, наблюдения и анализ документации.
Теоретической базой послужили исследования и разработки отечественных и зарубежных компаний, специалистов, ученых, экономистов и менеджеров: Ю.Н. Андросик, П. Вайл, С. Ворнер, П. Гейдж, А. Шипилов, К. Линц, А. Циммерман, А. Моазед, М. Цзэн, Л. Остервальдер, С.А. Попов и другие.
В процессе работы были использованы материалы научно-практических конференций, семинаров и информационных ресурсов как размещенных в сети Интернет, так и опубликованные в виде монографий статей.
В настоящее время обострение старых и появление новых вызовов и угроз приводит к тому, что традиционные инструменты государственного управления далеко не всегда оказываются эффективными. Сейчас бизнес-среда как никогда быстро изменяется, имеет огромный спектр разнообразия форм проявления, а ее составляющие сильно взаимосвязаны.
В результате возникает необходимость обращения к новым возможностям решения тех или иных проблем, как на глобальном уровне, так и на уровне стран и отдельных регионов, в частности, за счет мобилизации территориальных ресурсов, как фактора эндогенного развития. Появление новых социальных, экологических и демографических вызовов, носящих комплексный многодисциплинарный характер, обусловило растущее осознание обществом проблемы развития социальных инноваций во всем мире, и в том числе в России.
Возрастающая актуальность социальных инноваций привела к возникновению множества подходов относительно дефиниции, теории и методологии их изучения (теории социальных изменений, институционализма, модернизации, социального обучения, социального капитала, менеджмента, благосостояния, устойчивого развития, социального предпринимательства и т. д.).
В связи с этим интерес исследователей всего мира привлекают различные формы новой организации бизнеса, в том числе, основанные на глубокой коллаборации организаций друг с другом. «Экосистемы» входят в число наиболее популярных объектов исследовательского интереса. За последнее десять лет повысилось количество запросов, в поисковых системах, по ключевым словам, «экосистема бизнеса».
В качестве объекта исследования выступают современные экосистемы в бизнесе. Предметом являются тенденции и преимущества формирования экосистем в бизнесе, повышающие его устойчивость в средне- и долгосрочной перспективе.
Целью данной работы является анализ формирования и развития экосистем бизнеса, повышающих его устойчивость.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
1. Изучить предпосылки создания и основные характеристики бизнес-экосистем.
2. Проанализировать современную компанию как экосистему.
3. Проанализировать существующие тенденции в развитии экосистем и их лучшие практики в России и за рубежом.
4. Проанализировать деятельность АО «Kaspi Bank» с позиций экосистемного подхода и аргументировать повышение его устойчивости как результат формирования экосистемы.
Методы исследования: изучение теоретических материалов, анализ и синтез, метод обобщений, сравнительный анализ, наблюдения и анализ документации.
Теоретической базой послужили исследования и разработки отечественных и зарубежных компаний, специалистов, ученых, экономистов и менеджеров: Ю.Н. Андросик, П. Вайл, С. Ворнер, П. Гейдж, А. Шипилов, К. Линц, А. Циммерман, А. Моазед, М. Цзэн, Л. Остервальдер, С.А. Попов и другие.
В процессе работы были использованы материалы научно-практических конференций, семинаров и информационных ресурсов как размещенных в сети Интернет, так и опубликованные в виде монографий статей.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.
Переход к экосистеме - закономерный ответ на изменение потребностей всех участников рынка, а также на развитие технологий. Экосистема позволяет удовлетворять широкий спектр потребностей участников и клиентов в рамках одной платформы.
Экосистема - цифровая площадка, на которой клиент может приобрести различные товары и услуги (в том числе сторонних поставщиков) и получить синергетический эффект при их одновременном использовании (в том числе с продуктом «центра экосистемы»). Если
обобщить параметры функционирования бизнес-экосистемы и метрики для измерения результативности, то можно проследить четыре основные принципа построения и организации такого рода систем: сложность, самоорганизация, конволюция и адаптация.
На российском рынке тенденция к созданию экосистем началась не так давно, в то время как в зарубежной экономике конкуренция экосистем началась гораздо раньше и происходит по сей день.
Рассматривая же российский рынок и функционирующих на нем экосистем, можно заметить, что их количество на данный момент незначительно. Особенно яркими примерами являются Сбербанк, Тинькофф, Яндекс, ВТБ, МТС.
В качестве примера в работе был рассмотрен банк АО «Kaspi Bank». АО «Kaspi Bank» - крупнейшее универсальное финансово-кредитное учреждение Республики Казахстан, которое предлагает своим клиентам не малое количество банковских услуг и продуктов, в том числе по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитованию, депозитным операциям, инкассации, международным и межбанковским расчетам, валютно-обменным и конверсионным операциям, операциям с банковскими картами, консалтинговые и депозитарные услуги. Банк занимает лидирующее положение в Республике Казахстан по основным направлениям банковского бизнеса.
АО «Kaspi Bank» - это уникальная филиальная сеть, охватывающая всю территорию страны, в том числе и регионы. Kaspi Bank не просто банк, а целая экосистема, построенная при помощи «суперприложения», которая отлично функционирует на территории Казахстана. В особенности колоссальные обороты были достигнуты в период пандемии, это принесло пользу и раскрыло весь потенциал экосистемы Kaspi Bank’а, за своевременное внедрение новых социально - значимых проектов. На данный момент они не останавливаются на достигнутых целях, а только собираются укреплять основанную экосистему дополняя ее новыми разработками, присоединением новых партнеров, а также за счет внедрения новых цифровых продуктов и услуг
Таким образом, после анализа бизнес-экосистемы АО «Kaspi Bank», дополненный анализом зарубежного опыта создания и функционирования бизнес-экосистем, позволяет сделать ряд выводов методического плана.
• Цифровая платформа, которая позволяет решать проблемы многих участников рынка и обладает потенциалом развития, может стать основой бизнес экосистемы.
• Цифровая платформа позволяет по-новому организовать сетевое взаимодействие факторов (компаний и людей), реализовать принцип совместного использования ресурсов (принцип шеринга), становясь не просто бизнес-моделью для ее владельца, но и новой моделью использования продукта или услуги для решения актуальных проблем потребителей.
• Вид формируемой бизнес-экосистемы определяется степенью открытости цифровой платформы.
• Определенный уровень открытости цифровой платформы создает основу для использования ресурсов независимых разработчиков для развития платформы.
• Важным фактором успеха бизнес-экосистемы является нахождение баланса интересов: между открытостью платформы для разработчиков приложений и сохранением контроля над ее ядром со стороны владельца; между постоянным инновационным развитием функционала платформы и поддержанием ее текущего состояния.
• Управление бизнес-экосистемой направлено на поддержание правил ее функционирования через обучение и сертификацию участников, мотивацию разработчиков, в частности, тиражирование их разработок после сертификации с получением роялти, стимулирование и поддержку, в том числе рекламную, всех участников бизнес-экосистемы.
• Долгосрочная конкурентоспособность и траектория развития бизнес-экосистемы находится под сильным влиянием стратегического видения компании - владельца платформы и ее платформенного лидера, которое должно быть основано на понимании новых вызовов и тенденций развития соответствующего рынка.
Переход к экосистеме - закономерный ответ на изменение потребностей всех участников рынка, а также на развитие технологий. Экосистема позволяет удовлетворять широкий спектр потребностей участников и клиентов в рамках одной платформы.
Экосистема - цифровая площадка, на которой клиент может приобрести различные товары и услуги (в том числе сторонних поставщиков) и получить синергетический эффект при их одновременном использовании (в том числе с продуктом «центра экосистемы»). Если
обобщить параметры функционирования бизнес-экосистемы и метрики для измерения результативности, то можно проследить четыре основные принципа построения и организации такого рода систем: сложность, самоорганизация, конволюция и адаптация.
На российском рынке тенденция к созданию экосистем началась не так давно, в то время как в зарубежной экономике конкуренция экосистем началась гораздо раньше и происходит по сей день.
Рассматривая же российский рынок и функционирующих на нем экосистем, можно заметить, что их количество на данный момент незначительно. Особенно яркими примерами являются Сбербанк, Тинькофф, Яндекс, ВТБ, МТС.
В качестве примера в работе был рассмотрен банк АО «Kaspi Bank». АО «Kaspi Bank» - крупнейшее универсальное финансово-кредитное учреждение Республики Казахстан, которое предлагает своим клиентам не малое количество банковских услуг и продуктов, в том числе по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитованию, депозитным операциям, инкассации, международным и межбанковским расчетам, валютно-обменным и конверсионным операциям, операциям с банковскими картами, консалтинговые и депозитарные услуги. Банк занимает лидирующее положение в Республике Казахстан по основным направлениям банковского бизнеса.
АО «Kaspi Bank» - это уникальная филиальная сеть, охватывающая всю территорию страны, в том числе и регионы. Kaspi Bank не просто банк, а целая экосистема, построенная при помощи «суперприложения», которая отлично функционирует на территории Казахстана. В особенности колоссальные обороты были достигнуты в период пандемии, это принесло пользу и раскрыло весь потенциал экосистемы Kaspi Bank’а, за своевременное внедрение новых социально - значимых проектов. На данный момент они не останавливаются на достигнутых целях, а только собираются укреплять основанную экосистему дополняя ее новыми разработками, присоединением новых партнеров, а также за счет внедрения новых цифровых продуктов и услуг
Таким образом, после анализа бизнес-экосистемы АО «Kaspi Bank», дополненный анализом зарубежного опыта создания и функционирования бизнес-экосистем, позволяет сделать ряд выводов методического плана.
• Цифровая платформа, которая позволяет решать проблемы многих участников рынка и обладает потенциалом развития, может стать основой бизнес экосистемы.
• Цифровая платформа позволяет по-новому организовать сетевое взаимодействие факторов (компаний и людей), реализовать принцип совместного использования ресурсов (принцип шеринга), становясь не просто бизнес-моделью для ее владельца, но и новой моделью использования продукта или услуги для решения актуальных проблем потребителей.
• Вид формируемой бизнес-экосистемы определяется степенью открытости цифровой платформы.
• Определенный уровень открытости цифровой платформы создает основу для использования ресурсов независимых разработчиков для развития платформы.
• Важным фактором успеха бизнес-экосистемы является нахождение баланса интересов: между открытостью платформы для разработчиков приложений и сохранением контроля над ее ядром со стороны владельца; между постоянным инновационным развитием функционала платформы и поддержанием ее текущего состояния.
• Управление бизнес-экосистемой направлено на поддержание правил ее функционирования через обучение и сертификацию участников, мотивацию разработчиков, в частности, тиражирование их разработок после сертификации с получением роялти, стимулирование и поддержку, в том числе рекламную, всех участников бизнес-экосистемы.
• Долгосрочная конкурентоспособность и траектория развития бизнес-экосистемы находится под сильным влиянием стратегического видения компании - владельца платформы и ее платформенного лидера, которое должно быть основано на понимании новых вызовов и тенденций развития соответствующего рынка.
Подобные работы
- Формирование и пути развития банковских экосистем
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2023 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ КОМПАНИЙ В ЦЕЛЯХ ИХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - Оценка управления устойчивым развитием «Планета Авто», г. Челябинск
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Формирование устойчивых бизнес-моделей в предпринимательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2025 - Разработка информационной системы продвижения услуг строительной компании в сети Интернет для повышения эффективности деятельности предприятия (на примере ООО «СК «Титан»)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование организационно-экономического механизма повышения энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Повышение эффективности деятельности торгового предприятия на основе информационных технологий (Саратовский Государственный Технический Университет)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2600 р. Год сдачи: 2023 - ESG инвестиции компаний как создание ценности для стейкхолдеров
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022





