ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ МИНИ-ФУТБОЛОМ КАК СРЕДСТВО
АДАПТАЦИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 6
1.1 Мини-футбол как вид спорта 6
1.2 Рекреационные занятия физической культурой 8
1.3 Понятие о психологической и физиологической адаптации 13
1.4 Проблемы адаптации иностранных студентов к новым условиям обучения и
проживания 15
1.5 Организация адаптации иностранных студентов из дальнего зарубежья в
Национальном исследовательском Томском государственном университете 17
1.6 Проектная деятельность в Национальном исследовательском Томском
государственном университете 18
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методы психофизиологического тестирования 21
2.3 Проектирование 25
2.4 Методы математической статистики 27
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА ПРОЕКТА КАК СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ 28
3.1 Структура проекта «Играй и адаптируйся» 28
3.1.1 Формирование команды 29
3.1.2 Организация тренировочного процесса 31
3.1.3 Участие сборной команды в городских и областных соревнованиях 33
3.1.4 Организация поездки в Оздоровительно-учебный центр ТГУ «Гармония» 34
3.2 Оценка влияния проекта на показатели концентрации внимания, психической
устойчивости и степени врабатываемости на основе методики черно-белых таблиц Шульте-Платонова 36
3.3 Оценка влияния проекта на текущее психическое состояние методикой психической
активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности 39
3.4 Оценка влияния проекта на показатели функционального уровня системы,
устойчивости реакции, уровня функциональных возможностей и простой сенсомоторной реакции на основе методики простой зрительно-моторной реакции 41
3.5 Оценка влияния проекта на показатели величины мышечной силы и коэффициента
выносливости методики динамометрия 44
3.6 Оценка влияния программы проекта на показатели тип нервной системы и число
ударов на основе методики теппинг-тест 46
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Актуальность темы исследования: В 2008 году в Томске училось менее 3400 иностранных студентов, из которых всего 200 - студенты из стран дальнего зарубежья. За 10 лет ситуация кардинально поменялась и к 2018 году численность иностранных студентов достигла 10 тысяч человек из 68 стран мира. Помимо новых учебно-методических и организационных особенностей обучения, иностранный студент сталкивается с низким уровнем двигательной активности и психологическими барьерами, в преодолении которых важную роль играют методы поддержки высшего учебного заведения [5]. Для решения данной проблемы вузами разрабатывается большое количество мотивирующих и спортивных проектов, положительно влияющих на динамику психофизиологической адаптации, что облегчает вовлечение иностранных студентов в учебный процесс.
Практическая значимость: проект мини-футбольной команды «Играй и
адаптируйся» направлен на решение не только проблемы психической адаптации иностранцев в новой среде, но и проблемы двигательной активности, которая в большом объеме затрагивает студентов во время учебной деятельности.
Степень разработанности темы: в настоящее время по проблеме
психофизиологической адаптации иностранных студентов пишется множество научных работ. В основном, исследования по данной проблеме проводятся в высших учебных заведениях. Одной из работ по проблеме психофизиологической адаптации иностранных студентов является диссертация кандидата биологических наук Севрюковой Галины Аликсандровны «Психофизиологические критерии адаптации зарубежных студентов к условиям обучения и проживания в России» [19].
Цель выпускной квалификационной работы: оценить влияние разработанного проекта мини-футбольной команды на психофизиологическую адаптацию иностранных студентов.
Для достижения цели были выделены следующие задачи:
1. Разработать и реализовать проект «Играй и адаптируйся» для иностранных студентов НИ ТГУ;
2. Проанализировать эффективность внедрения проекта в общую программу отдела социальной адаптации и сопровождения НИ ТГУ;
3. Оценить степень влияния проекта на психофизиологическую адаптацию иностранных студентов.
Объект исследования: иностранные студенты подготовительного факультета НИ ТГУ.
Предмет исследования: психофизиологическая адаптация иностранных студентов подготовительного факультета НИ ТГУ.
Методы исследования:
1. Психофизиологическое тестирование.
2. Проектирование.
3. Статистическая обработка данных.
Проект мини-футбольной команды «Играй и адаптируйся» стал для иностранных студентов одним из основных средств психологической адаптации к стрессовым факторам, сопровождающим их в процессе обучения. Об этом свидетельствует их желание вступить в команду, постоянно тренироваться, участвовать в соревнованиях и побеждать в них. В дальнейшем в рамках проекта планируется создание команд иностранных студентов Национального исследовательского Томского государственного университета по волейболу и баскетболу. Внедрение проекта на постоянную основу позволит ускорить социальную и психологическую адаптацию иностранных студентов за счет поддержания оптимального уровня двигательной активности и организации тренировочного процесса на русском языке. Для этого план проекта будет подан на один из грантовых конкурсов, которые организуются Национальным исследовательским Томским государственным университетом.
1. Абишева З.С., Жетписбаева Г.Д., Раисов Т.К. К проблеме психофизиологической адаптации иностранных студентов к обучению // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11. С. 883 - 885.
2. Алиев Э. Г., Андреев С.Н., Губа В.П. Мини-футбол (Футзал). М., Советский спорт. 2012. 544 с.
3. Алиев Э. Г., Федяев Д.В., Демин А.А. Организационные проблемы развития мини-футбола (футзала) в вузах / Э. Г. Алиев, Д. В. Федяев, А. А Демин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2011. № 4. С. 7 - 10.
4. Виноградов Г.П., Ивченко Е.А. Физическая рекреация: Учебник. / М.,
Издательский центр «Академия». 2015. 240 с.
5. Власти: более 18% студентов томских вузов - иностранцы [Электронный ресурс] // Сайт РИА Томск. URL: https://www.riatomsk.ru/article/20180507/inostrannie-studenti-tomsk/ (дата обращения: 14.04.2019).
6. Волков Б. С. Психология возраста. М., ВЛАДОС. 2013. 511 с.
7. Горовой В.А. Физическая рекреация студентов. Мозырь. УО МГПУ имени И.П. Шамякина. 2011. 158 с.
8. Губа В. П. Теория и методика мини-футбола (футзала). М., Спорт. 2016. 200 с.
9. Иностранные студенты ТГУ учат русский язык на футбольном поле [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский государственный университет. URL: http://www.tsu.ru/news/inostrannye-studenty-tgu-uchat-russkiy-yazyk-na-fu/ (дата обращения: 14.04.2019).
10. Как ТГУ помогает иностранным студентам освоиться в России [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский государственный университет. URL: http://www.tsu.ru/podrobnosti/kak-tgu-pomogaet-inostrannym-studentam-osvoitsya-v-rossii/ (дата обращения: 14.04.2019).
11. Конкурс волонтерских проектов «UNIVOL TSU 2018» [Электронный ресурс] // Центр социально-профессионального волонтерства ТГУ. URL: http://univol.tsu.ru/news/1147/ (дата обращения: 21.04.2019).
12. Косицкий Г. И., Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. М., Медицина. 2007. 660 с.
13. Макеева В.С., Тинькова З.С. Теория и методика физической рекреации. Основы оздоровительной физической культуры. Орел. ФГБОУ ВПО «Государственный университет - УНПК». 2012. 193 с.
14. Мантрова И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново. Нейрософт. 2007. 216 с.
15. Методы исследования силы мышц [Электронный ресурс] // Мурзим. URL: https://murzim.ru/nauka/medicina/obschiy-razdel/31670-metody-issledovaniya-sily-myshc- dinamometriya.html (дата обращения 04.05.2019)....29