АННОТАЦИЯ 3
Введение 5
Глава 1 Информационно-документационное обеспечение деятельности высших учебных заведений в Российской Федерации на современном этапе 15
Глава 2 Опыт выстраивания информатизации Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) (на примере организации приема абитуриентов) 27
2.1 Политика и практика информатизации ТУСУРа 27
2.2 Организация приема абитуриентов с помощью сервиса
«Информационный центр абитуриента ТУСУР» 38
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 50
Приложение А (справочное) Структура Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники 60
Приложение Б (справочное) Структура управления информатизации в
ТУСУРе 61
Приложение В (справочное) Гайд-интервью с начальником информатизации 62
Приложение Г (справочное) Скриншот модуля «Личный кабинет абитуриента» на сайте информационного центра абитуриента ТУСУР 63
Приложение Д (справочное) Скриншот модуля «Направления
подготовки бакалавров и специалистов» на сайте информационного центра абитуриента ТУСУР 64
Приложение Ж (справочное) Скриншот модуля «Магистерские
программы» на сайте информационного центра абитуриента ТУСУР 65
Приложение И (справочное) Скриншот модуля «Календарь абитуриента» на сайте информационного центра абитуриента ТУСУР 66
Приложение К (справочное) Скриншот модуля «Пункты выезда приемных комиссий» на сайте информационного центра абитуриента ТУСУР 67
Приложение Л (справочное) Анкета для студентов ТУСУРа
XXI век - это век технологий, прежде всего, информационных. В настоящее время информация и способы её создания, обработки, передачи являются наиболее значимыми в развитии экономики, политики и других сферах общественных отношений. Поэтому информационно
документационное обеспечение деятельности любой организации напрямую связано с проблемой информатизации, то есть целенаправленного использования информационных технологий в основной деятельности организации с целью повышения ее эффективности.
Сравнительно недавно наиболее распространены были термины «компьютеризация» (процесс развития вычислительной техники и программного обеспечения и их применения в различных сферах жизни общества) и «автоматизация» (минимизация физического, монотонного труда за счет выполнения его машинами). Но в современном дискурсе все чаще применяется термин «информатизация», в содержание которого укладываются и компьютеризации, и автоматизации.
Безусловно, информатизация во многом схожа с компьютеризацией и автоматизацией, однако, содержание этих процессов нельзя считать равнозначными. Стоит помнить, что при компьютеризации основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы, обеспечивающей оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление . Главное же отличие «информатизации» в том, что это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения.
Актуальность данной работы обуславливается тем, что наша страна вообще и наша система высшего образования, в частности, сравнительно недавно встали на путь информатизации. Четких и отлаженных решений пока не много. При этом важно понимать, что информатизация образования имеет особое значение, так как именно образование является проводником инноваций в массы.
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (далее ТУСУР) - самый молодой из томских университетов. Созданный во времена прорыва в космос, бурного развития электронно-вычислительной техники, новых средств связи и радиоэлектроники, этот вуз с первых лет своего существования находился на острие научно-технического прогресса. На данный момент университет лидирует в сфере подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, внедрения инновационных образовательных и исследовательских программ, прикладных разработок новой техники, аппаратуры и систем управления.
Миссия ТУСУРа как предпринимательского исследовательского университета заключается в создании и развитии культурной, образовательной, научной и инновационной среды, обеспечивающей достижение успеха выпускниками, трудом и знаниями которых высокие технологии служат государству, обществу и миру. И по этой причине имеет смысл обратиться к опыту вуза, который уже более полувека готовит специалистов в IT-сфере .
Пристальное внимание в данном исследовании было уделено одному из направлений деятельности ТУСУРа: приему абитуриентов.
Информационно-документационное обеспечение этого процесса
непосредственно связано с сервисом «Информационный центр абитуриента ТУСУР». Он был выбран в качестве конкретного примера, поскольку имеет для вуза очевидное значение. Именно с этого сервиса начинается знакомство абитуриентов с ТУСУРом, от качества его работы зависит первое впечатление об учебном заведении и, возможно, решение о поступлении в данный вуз.
Тема информационно-документационного обеспечения деятельности высших учебных заведений в той или иной степени нашла свое отражение в работах различных авторов. В силу динамичности IT-сферы и быстрого устаревания знаний в этой области освещение проблем, связанных, прежде всего, с информатизацией, происходит в основном в формате исследовательских статей.
Использованную в данной выпускной квалификационной работе литературу можно разделить на две группы по предметно-вопросному принципу: во-первых, это работы, посвященные информационно
документационному обеспечению деятельности организаций, и, во-вторых, работы, затрагивающие проблемы информатизации в сфере образования.
К первой группе можно отнести учебное пособие И.А. Коноплевой, О.А. Хохловой и А.В. Денисова , которое охватывает широкий круг вопросов, связанных с организацией и внедрением информационных технологий в организации. Стоит отметить, что эта работа основана на отечественном и зарубежном опыте, а также содержит практические примеры и ценные рекомендации.
В статье П.В. Козиковой рассматриваются условия и предпосылки информатизации в организациях, а также описывается сам процесс выстраивания информатизации в организации. В исследовании А.Д. Черемухина и Д.П. Сергеевой приводятся разные определения понятия «информатизация», а также выделен объект информатизации в организации. В работе Е.А. Шамина и И.Г. Генералова сделан вывод об отсутствии общепринятого понимания процесса информатизации в российском правовом поле, определены цели, субъект и объект информатизации, рассмотрены аспекты влияния информатизации на экономику, а также определены положительные и отрицательные последствия данного процесса.
Ко второй группе литературы следует отнести монографию Е.С. Мироновой , где подробно рассматривается процесс информатизации в вузах, затрагивается сфера дистанционного обучения, а также раскрывается специфика и черты российской системы образования.
Стоит также отметить работу В.В. Миронова и С.Н. Латыпова , которая посвящена осмыслению проблемы внедрения информационных технологий в процесс обучения. В этой статье авторы рассмотрели различные достижения, проблемы и направления современного образования, в том числе, не подлежащие компьютеризации.
В учебном пособии В.А. Красильниковой освещаются темы, касающиеся компьютерных технологий обучения, представлены результаты анализа психолого-педагогических, дидактических и технологических возможностей современных компьютерных средств обучения и компьютерных коммуникаций.
Объектом данного исследования являются высшие учебные заведения Российской Федерации. Предметом исследования выступает
информационно-документационное обеспечение деятельности высших учебных заведений Российской Федерации (на примере организации приема абитуриентов в ТУСУРе).
Цель данного исследования - охарактеризовать информационнодокументационное обеспечение процесса приема абитуриентов в ТУСУРе.
Задачи:
1. Выявить особенности, основные направления, цели и задачи информационно-документационного обеспечения деятельности высших учебных заведений в Российской Федерации на современном этапе.
2. Определить уровень развития информатизации в ТУСУРе.
3. Описать и оценить опыт информационно-документационного обеспечения приема абитуриентов в ТУСУРе.
В рамках данного исследования были привлечены различные источники, которые можно разделить на три группы:
1. Нормативные акты Российской Федерации.
2. Локальные нормативные акты ТУСУРа.
3. Официальный сайт ТУСУРа.
Первую группу источников составляют нормативные акты федерального уровня. Одни из них определяют и задают общие направления информатизации в Российской Федерации, а другие регулируют сферу образования в стране.
В числе привлеченных федеральных нормативных актов, прежде всего, следует упомянуть Конституцию Российской Федерации , которая гарантирует как «информационные», так и «образовательные» права граждан. Например, в ч.4 ст.29 прописано право граждан «свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом».
В Конституции Российской Федерации , а именно в ст.43, четко и лаконично определяются права граждан в образовательной сфере:
1. Право на образование имеет каждый гражданин.
2. Основное общее образование является обязательным.
3. Все граждане вправе получить бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, а также и высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В рамках данного исследования были задействованы нормативные акты, определяющие политику страны в информационной сфере. В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплены основы государственной политики по отношению к информации и документированию.
Вспомогательное, но, тем не менее, важное значение в рамках данного исследования имеет Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» , где оговариваются основные принципы и условия обработки персональных данных, под которые подпадают все организации и учреждения, в том числе и образовательные.
Стоит также отметить Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» , где определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий.
В Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» подробно описана цель, задачи, ожидаемые результаты, а также промежуточные итоги реализации данной программы. В Распоряжении Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года» раскрывается состояние и перспективные направления развития отрасли информационных технологий, основные направления реализации данной стратегии, ожидаемые результаты, а также возможные риски и способы их минимизации.
Государственный стандарт РФ «ГОСТ Р 51275-99: Защита
информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения» устанавливает классификацию и перечень факторов, воздействующих на защищаемую информацию. Этот стандарт распространяется на требования по организации защиты информации при создании и эксплуатации объектов информатизации, используемых в различных областях деятельности (обороны, экономики, науки и др.).
Особое значение для данного исследования имеют федеральные нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность в Российской Федерации. В первую очередь, стоит упомянуть Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . В нём выделены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, структура системы образования, федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы, прописаны принципы реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обозначены формы получения образования и формы обучения, а также - участники отношений в сфере образования, их права и обязанности.
Также следует отметить Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» , где полно освящен вопрос о регулировании отношений, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Вторую группу источников составляют локальные нормативные акты ТУСУРа, регламентирующие процесс выстраивания информатизации этого вуза.
В данном вузе разработана и действует «Концепция развития электронного обучения в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» на 2016-2018 годы» от 24.02.2016 №2 , которая определяет общие подходы к созданию и внедрению системы электронного обучения в ТУСУРе.
Локальный нормативный акт «Регламент работы с электронным журналом посещаемости студентами плановых аудиторных занятий и выполнения преподавателями учебной нагрузки» рассматривался в качестве примера информатизации образовательного учреждения.
Положение от 14.03.2018 «О порядке пользования педагогическими работниками библиотеками и информационными ресурсами, а также доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности в ТУСУРе» регламентирует и определяет порядок пользования педагогическими работниками библиотеками и информационными ресурсами университета, а также определяет порядок доступа к информационно
телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в ТУСУРе.
Также в качестве источника для данного исследования послужил официальный сайт Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, где удалось почерпнуть сведения о руководстве и структуре университета, истории и деятельности управления информатизацией и т.п. Кроме того, именно на официальном сайте находится сервис «Информационный центр абитуриента ТУСУР», доступ к которому был крайне важен для данного исследования .
Методология данного исследования построена на дедуктивном методе, то есть раскрытие заявленной темы осуществляется в режиме перехода от общего к частному: от характеристики информационно-документационного обеспечения деятельности российских вузов вообще до рассмотрения опыта конкретного образовательного учреждения.
Методология исследования включает в себя анализ и обобщение. В ходе исследования также были использованы методы наблюдения, методы привлечения данных от сотрудников (интервьюирование) и студентов (анкетирование), которые помогли вникнуть в специфику организации, а также получить пользовательскую оценку абитуриентов в ТУСУРе. Графическое моделирование использовалось для визуализации структуры управления информатизации в ТУСУРе.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что наблюдения и выводы автора могут быть использованы как Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники, так и другими высшими учебными заведениями Российской Федерации.
На сегодняшний день внедрение информационных технологий в вузах позволяет обеспечить динамичное развитие образовательной деятельности, сократить ручной труд сотрудников, тем самым ускорив процессы обработки информации. Степень обеспечения новыми технологиями является показателем уровня развития любого университета, обозначает его конкурентоспособность на рынке образования. В настоящее время каждый вуз стремится попасть в тот или иной рейтинг образовательных организаций и улучшить там свои позиции. Зачастую успех в этом начинании зависит от качества информационно-документационного обеспечения деятельности высшего учебного заведения.
Важно понимать, что система информационно-документационного обеспечения является вспомогательной подсистемой, поэтому ее главная задача - обеспечивать цели вуза на всех уровнях управления. Следовательно, эффективность информационно-документационного обеспечения может быть определена степенью ее соответствия целям вуза.
Современные условия предъявляют новые и высокие требования к информационно-документационному обеспечению деятельности российских вузов. Характер этого обеспечения определяется целым рядом факторов, некоторые из них присущи всем организациям, стремящимся к информатизации, а другие - являются особенностью высших учебных заведений. Это крайне важно понимать, поскольку игнорирование специфики вузов может поставить под угрозу эффективность информационнодокументационного обеспечения их деятельности. Направления информатизации вузов заданы на государственном уровне, и соответствующие государственные структуры контролируют их реализацию. Цели и задачи информатизации охватывают все сферы деятельности в высшем учебном заведении. Стоит отметить, что благодаря оснащению современными информационно-коммуникационными технологиями и
использованию их в качестве нового инструмента, удается существенным
46
образом повысить эффективность образовательного и управленческого процессов в российских вузах.
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники уже на протяжении 15 лет стремительно развивается в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, повсеместно внедряя их во все сферы своей деятельности. Неотъемлемым и значимым структурным звеном ТУСУРа является управление информатизацией, обеспечивающее поддержку и непрерывное развитие информационного пространства университета. Стоит отметить, что ТУСУР одним из первых начал выстраивать партнерские отношения с предприятиями, созданными его выпускниками, тем самым показывая насколько велик масштаб разработок и внедрения информационных технологий и систем, не только внутри вуза, но и за его пределами. Это напрямую говорит о специфике университета, который уже на протяжении 50 лет готовит специалистов в сфере информационных технологий, автоматики и систем управления, информационной безопасности, электронной и вычислительной техники, программирования, радиотехники.
В ходе исследования было выявлено, что процессы информатизации в ТУСУРе имеют недостаточное подкрепление локальными нормативными актами. Не стоит забывать, насколько важна разработка локальных нормативных актов в высших учебных заведениях. При этом она должна вестись комплексным образом на основе действующего законодательства с учетом организационных и экономических задач, решаемых высшим учебным заведением. Но, несмотря на данный недостаток, управление информатизации Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники продолжает планомерно и последовательно внедрять в жизнь университета всевозможные информационные сервисы и решения, позволяющие совершенствовать процессы информатизации.
Одним из направлений деятельности вуза, требующим качественного информационно-документационного сопровождения, является прием 47
абитуриентов. Это не только вопрос соблюдения прав граждан в сфере образования, но и важный репутационный аспект. От такого вуза как ТУСУР ожидают высокого уровня информатизации, поэтому крайне важно не разочаровать абитуриентов в момент их первого официального взаимодействия с университетом.
Проведение приемной компании сопровождается множеством процессов, оптимизация и автоматизация которых играют огромную роль в повышении надежности и скорости обработки поступающей информации. В ТУСУРе для решения данной задачи Центром информационно-технического сопровождения был создан специализированный сервис «Информационный центр абитуриента ТУСУР», который во многом ускоряет и совершенствует процесс приема абитуриентов, начиная с подачи заявления и заканчивая формированием личного дела студента.
На основе проведенного анкетирования среди студентов Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, целью которого была оценка опыта использования личного кабинета абитуриента при поступлении, можно сделать вывод, что сервис, разработанный Центром информационно-технического сопровождения, является хорошим дополнением к традиционному приему абитуриентов и удобным для поступающего.
В заключении стоит сказать, что информатизация всех сторон общественной жизни, стремительный рост количества персональных компьютеров и совершенствование их технических характеристик заставляют задумываться над дальнейшим развитием информационных технологий и систем во всех сферах деятельности человека.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (режим доступа: свободный).
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс]: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (режим доступа: свободный).
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
«О персональных данных» [Электронный ресурс]: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/
(режим доступа: свободный).
4. Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [Электронный ресурс]: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90201/ (режим доступа: свободный).
5. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (режим доступа: свободный).
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]:
справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (режим доступа: свободный).
7. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс]: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (режим доступа: свободный).
8. Постановление Правительства от 09.04.2010 N 218 (ред. от
17.08.2017) «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы "Институциональное развитие научноисследовательского сектора" государственной программы российской федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы»
[Электронный ресурс]: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99318/ (режим доступа: свободный).
9. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р «Об
утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» [Электронный ресурс]: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154161/ (режим доступа: свободный).
10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.rU/ru/documents/4137/#tdocumentcontent (режим доступа: свободный).
11. Приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 N 1147 (ред. от
20.04.2018) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.05.2018).
12. ГОСТ Р 51275-99: Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-50922-2006 (режим доступа: свободный).
Локальные нормативные акты ТУСУРа
13. Программа стратегического развития ТУСУРа 2012-2016 [Электронный ресурс]. URL: http://old.tusur.ru/ru/innovation/development/ (режим доступа: свободный).
14. Концепция развития электронного обучения в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» на 2016-2018 годы от 24.02.2016 №2 [Электронный ресурс]. URL: https://regulations.tusur.ru/documents/613 (режим доступа: свободный).
15. Регламент работы с электронным журналом посещаемости студентами плановых аудиторных занятий и выполнения преподавателями учебной нагрузки от 12.03.2014 [Электронный ресурс]. URL: https://regulations.tusur.ru/documents/77 (режим доступа: свободный).
..59