Введение 3
1. Теоретические основы миграции и её виды 9
1.1 Понятие образовательной миграции, основные тренды, тенденции и перспективы
в эпоху глобальных трансформаций 12
1.1.1 Основные особенности и отличия образовательной миграции от иных видов
миграции 17
1.1.2 Факторы, влияющие на международную учебную мобильность 18
1.2 Географический аспект в глобальной образовательной миграции: основные
страны-доноры и страны-реципиенты 21
1.3 Интеллектуальная миграция: мировой опыт регулирования, основные
инструменты и методы проведения политики государств в сфере образовательной миграции 28
1.3.1 Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху
глобализации 32
1.4 Особенности Болонской модели образовательного пространства и ее влияние на
международную академическую мобильность 37
2. Образовательное пространство Германии, как предпочтительный фактор в процессе
выбора страны обучения для учебных мигрантов 39
2.1 Общая характеристика и описание немецких вузов и их количественных
показателей в мировом масштабе 39
2.2 Немецкая образовательная политика в рамках Болонской системы образования . 45
2.2.1 Территориальный аспект в образовательной системе Германии 50
2.2.2 Опыт Германии в проведении государственной политики в области высшего
образования и науки как инструмент «мягкой силы» 55
2.3 Политика регулирования интеллектуальной миграции в современной Германии 60
3. Анкетирование иностранных студентов, обучающихся в Германии 63
3.1 Анализ полученной информации 63
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 75
Приложение А Возраст респондентов 89
Приложение Б Страны происхождения респондентов 90
Приложение В Программы обучения респондентов 91
Приложение Г Оценка факторов привлекательности образования в Германии 92
Современный мир обладает высокой степенью взаимозависимости, характерной для стремительных процессов глобализации. В эпоху третьей научно-технологической революции, информация и знания - стали новой валютой, ценностью, открывающей много возможностей для человека. Сами институты образования постоянно претерпевают качественные изменения, адаптируясь под новый мир, новые тренды и вызовы. К таким трендам можно отнести цифровизацию, появление новых профессий, нужных на рынке труда, практикоориентированность и высокую степень интернационализации образования. В последние десятилетия расширяется пространство международного образования, увеличивая количество людей, покидающих свои страны ради учёбы за рубежом. Миграция, как социальное явление, существовала всегда, но с наступлением новой эпохи знаний, она начинает обретать иные формы, например, форму образовательной миграции.
Термин «образовательная миграция» можно считать всеобъемлющим в силу того, что он охватывает перемещения людей между странами с целью обучения и повышения профессиональной квалификации. Факторы, влияющие на распространение образовательной миграции могут быть самыми разными, начиная от социо-культурных, заканчивая финансовыми и географическими. На данный момент, можно выделить три наиболее интенсивных миграционных потока существующих в мире и активно развивающихся на данный момент: люди из СНГ и Азии едут в Россию, из России и Азии в Европу, из Европы - в США. При этом, страны, предлагающие образовательные программы на английском языке более востребованы среди учебных мигрантов, так как английский язык является языком межкультурного общения. Растущая тенденция, заметная в последние годы - рост студентов из Китая, Индии и иных азиатских стран. Что касается долгосрочных тенденций, то за последние два десятилетия число мобильных студентов, обучающихся по программам высшего образования во всем мире, значительно увеличилось. Это часто обуславливается привлекательностью стран-реципиентов, высоким качеством образования, перспективами и возможностями, которые получает студент после окончания учебного заведения не только за рубежом, но и в своей стране. Флагманом международного образования является Федеративная Республика Германия, принимающая ежегодно около 350 тысяч международных студентов. Германия является привлекательным местом для обучения, так как уровень немецкого образования высок, и исторически оно сложилось под влиянием таких видных деятелей философской мысли, как Вильгельм фон Гумбольдт, Иммануил Кант. Высокий уровень практикоориентированности, академической свободы, отсутствие платы за образование и стабильно развивающаяся экономика страны притягивает людей со всего мира для получения образования в самом сердце Европы.
Объектом данного исследования является образовательная миграция, как общемировое явление, усиленное реализацией программы Болонского процесса. Предметом исследования выступает образовательная миграция в Германию в контексте Болонской реформы.
Актуальность исследования обусловлена общемировой тенденцией миграции, а особенно, миграции квалифицированных кадров, молодых людей в определенные страны, обладающие разнообразными факторами привлекательности. Данное исследование направлено на выявление такого рода факторов привлекательности для эмиграции образованных людей их характеристики и дальнейшего внедрения в политику заинтересованных стран, а также учебных заведений. Нижний рубеж хронологических рамок дипломной работы определяется подписанием министрами образования 29 европейских стран в 1999 г. в городе Болонья «Болонской декларации», что является датой начала процесса. Верхний рубеж определен 2019 годом. Выбор верхнего рубежа исследования обусловлен наличием доступных и актуальных исследований, статистических данных по теме курсовой работы, что делает доступным анализ 20-летних итогов реализации целей Болонского процесса в немецких университетах.
Целью исследования является оценка влияния Болонского процесса на динамику и качество образовательной миграции в Германию.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение и охарактеризовать явление образовательной миграции на примере политического, социального, географического и культурного аспектов;
2) Дать характеристику основных стран-доноров и стран-реципиентов, принимающих участие в процессе образовательной миграции, обобщая мировой опыт проведения политики государств в данной сфере;
3) Определить особенности Болонской модели образовательного пространства и ее влияние на международную академическую мобильность;
4) Охарактеризовать образовательное пространство Германии и оценить опыт Германии в проведении государственной политики в области высшего образования и науки, политики регулирования интеллектуальной миграции;
5) Провести опрос иностранных студентов, обучающихся в Германии относительно мотивов выбора этой страны для обучения и определить причины привлекательности Германии для образовательных мигрантов.
Обзор использованной литературы и источников. В данном исследовании автор полагался на работы, написанные учеными в двух направлениях. Во-первых, это работы посвященные теории миграции, а, во-вторых, эмпирические и теоретические работы об образовательной, интеллектуальной миграции.
Концепция миграционных факторов, созданная американским демографом Эвереттом Ли была основополагающей в данном исследовании. В его работе «Теория миграции» была представлена модель под названием «Push-Pull», которая объясняет миграцию с помощью факторов, которые отталкивают индивидов от их родных стран, и факторов, которые привлекают их в новые страны. Эта теория делит факторы, оказывающие влияние на людей, планирующих эмигрировать, на «подталкивающие факторы», которые относятся к первоначальному месту жительства человека, и «притягивающие факторы», которые относятся к принимающей стране. Так, примерами «подталкивающих факторов» являются политическая обстановка в стране, неразвитые экономические условия, военные конфликты, стихийные бедствия и многое другое. Примерами «притягивающих факторов» Ли указал политическую стабильность, экономическое благосостояние и безопасность граждан. Данная концепция нашла свое отражение в выявлении причин образовательной миграции в определенные страны, в частности, в Германию. Также междисциплинарное учебное пособие «Методология и методы изучения миграционных процессов», выпущенное под редакцией Зайончковской Ж., МолодиковойИ., Мукомеля В., послужило источником для изучения таких вопросов, как теории миграции, методические и практические аспекты изучения интеграции иммигрантов и миграционная политика.
Теоретическая основа изучения вопросов образовательной миграции достаточно широка. Среди отечественных исследователей следует выделить работы Алексеевой Е.Н., посвященные особенностям образовательной миграции в эпоху глобализации, Родомакиной А.А., в работах которой описывается историческое становление образовательной миграции и её влияние на социум. Такие исследователи, как Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. рассматривают учебную миграцию с политической точки зрения, делая вывод, что тренд на увеличение количества образовательных мигрантов в будущем будет только расти. Фурса Е.В и Рогова Т.М. выдвинули тезис о том, что влияние английского языка обуславливает основное распространение миграционных потоков в мире, закрепляя за англоязычными странами лидерство в вопросах международной образовательной миграции. Более того, ими был рассмотрен вопрос о стоимости образования и влияние этого фактора на выбор страны потенциальным учебным мигрантом. Данный вопрос комплексно был изучен в ходе исследования, доказав, что отсутствие платы за обучение в Германии является одним из ключевых факторов привлекательности немецкого образования. Книга Филипа Дж. Альтбаха и Лиз Райзберг ознакомила автора ВКР с тенденциями в глобальном высшем образовании, позволив сделать вывод о том, что интернационализация образования прямым образом повлияла на увеличение академической мобильности в мире. В исследовании Франца Астляйтнера, немецкого учёного, был выдвинут тезис о том, что дети родителей, занимающих более высокое социальное положение и имеющих высшее образование, имеют более высокие образовательные амбиции. Данный вывод был подтвержден в ходе собственного исследования, результаты которого показали, что практически все образовательные мигранты, на данный момент обучающиеся в Германии, вышли из семей, где один или два родителя имеют высшее образование. Научная публикация Андре Вольтер позволила взглянуть на историческое становление Германии, как страны, высоко привлекательной для студентов во всем мире. Также, в рамках европейской миграционной политики, иммиграция иностранных студентов и ученых, как правило, приветствуется как компонент интернационализации и как проявление универсализма и как показатель международной привлекательности национальных высших учебных заведений. Развивая данную идею, в выпускной работе была дана характеристика высших учебных заведений Германии и инструменты по рекрутированию иностранных студентов и ученых.
В соответствии с предметом данного исследования, перед автором стояла задачи изучить образовательную привлекательность Европы, а конкретнее, Германии. Учебное пособие Чистохвалова В.Н. и Филиппова В.М., освещающее состояние, тенденции и проблемы академической мобильности в европейском пространстве высшего образования, послужило основой для изучения влияние Болонского процесса на образовательную мобильность в Германии. Также удалось сравнить количественные образовательные показатели европейских стран и Германии. Статья Матвеевой Н.В., посвященная образовательной миграции в Западную Европу расширяет понятие образовательной миграции, включая разные виды мобильности, которые напрямую были описаны в выпускной квалификационной работе. Невозможно рассматривать образование без упоминания концепции «мягкой силы», введенной Дж. Наем в 1990 году. Работы Дж. Ная послужили теоретической основой для изучения концепции «мягкой силы» и ее применимости в политике Германии, с прямым использованием образования, как одного из основных инструментов внешнеполитического влияния. Среди отечественных исследователей Большова Н.Н. занимается исследованием государственной политики в области высшего образования и науки как инструмент «мягкой силы» Германии. Её работы это теоретическая база изучения методов и инструментов влияния Германии на высококвалифицированных кадров по всему миру и их привлечения. Книга Ханса-Петера Блоссфельда и Вильфрида Боса, в которой делается акцент на интеграции мигрантов в немецкое общество, также повествует о влиянии образовательной миграции на немецкое общество и возможности эффективной интеграции студентов в последующее немецкое рабочее пространство. Интересно, что в рамках проведенного автором ВКР исследования, большинство студентов - респондентов, описывая свои планы, упоминали о желании остаться работать в Германии или Европе. Поэтому вопрос интеграции высококвалифицированных кадров актуален как никогда.
В исследовании были использованы отчёты об образовании и миграции ОЭСР, доклады компании Brand Finance об индексе мягкой силы, доклады ЮНЕСКО, посвященные миграции, а также мировые показатели интеллектуальных прав и патентов. Для изучения статистики были использованы ежегодные отчёты немецкого департамента по миграции и беженцам. В целях обеспечения правового освещения вопроса об образовательной миграции, было изучено много немецких законов, таких как Закон о высшем образовании 2020 года, закон о внесении изменений в Основной закон Германии от 2006 года. Была изучена информация с веб-сайтов таких агентств, как DAAD, Statista, Eurostat.
Методы исследования, применяемые в исследовании, можно разделить на: аналитический метод - приводится выделение и изучение информации, статистики по теме Болонского процесса и образовательной миграции в мировом масштабе, а также делаются выводы по проанализированным данным; метод сравнения - сравниваются показатели статистических данных по теме дипломной работы; историко - описательный метод. В практической части выпускной квалификационной работы используется метод опроса и анкетирования.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и четырёх приложений. В первой главе описывается явление образовательной миграции, факторы, влияющие на неё, методы регулирования и географический аспект распространения учебных мигрантов в мире. Также даётся характеристика особенностей Болонской модели образования и её влияния на образовательную миграцию. Во второй главе наиболее углублённо изучается немецкая образовательная политика и особенности образовательного ландшафта Германии. В третьей главе внимание уделяется практическому исследованию с целью выяснения основных факторов выбора Германии для получения образования людьми из других стран.
В результате проведенного исследования, можно утверждать, что объемы образовательной миграции за последние 30 лет выросли благодаря многим факторам. Во - первых, научно-технический прогресс и глобализация позволили объединяться людям по всему миру, кооперироваться для проведения исследований, совместной учёбы и работы. Вступление стран в Болонский процесс напрямую повлияло на интернационализацию образования, предлагая возможности академической мобильности большему количеству студентов по всему миру. Огромное влияние на образование миграционных потоков оказывает разница между экономическим и социальным благосостоянием стран, побуждая людей уезжать, и использовать образование как средство для дальнейшей эмиграции. Всё это, однако, имеет и негативные аспекты, характеризующиеся феноменом «утечки мозгов», когда высококвалифицированные, образованные люди уезжают из своих родных стран в более благополучные страны. Это, разумеется, становится большим преимуществом для принимающих стран, повышая общий уровень образованности страны, привлеченные из-за рубежа граждане, начинают работать на благо принимающей страны. Говоря об образовательной миграции в рамках теории Эверетта Ли, следует упомянуть, что отталкивающие факторы, способствующие образовательной миграции, могут быть, например, низкий уровень образования в стране, высокая стоимость обучения, отсутствие определенных профессий, отсутствие перспектив после окончания обучения, кризис трудоустройства, низкий уровень жизни и экономического благосостояния страны. Напротив, факторы притяжения, привлекающие студентов, могут быть высокий уровень образования в выбранной стране, академический рейтинг учебного заведения, наличие стипендий, преподавание редких профессий, отсутствие, либо небольшая стоимость обучения, экономические и трудовые возможности. В качестве препятствий, которые могут возникнуть на пути у эмигранта, выступают высокая стоимость жизни, транспортные расходы, обучение на новом языке, другая культура, отсутствие должных учебных компетенций, влияние близкого окружения и многое другое.
Рассматривая Федеративную Республику Г ерманию, в качестве успешного примера по привлечению образовательных мигрантов, следует отметить, что методы и инструменты, которые использует страна, обширны и затрагивают многие аспекты жизни людей. Так, исторический контекст развития немецкого образования,
практикоориентированность, академическая свобода, отсутствие платы за обучение, большое количество интеграционных методов для иностранцев привлекает в Германию студентов. По большей части, студенты приезжают из Китая, стран Ближнего Востока, США, а также других стран Европы.
С помощью проведенного исследования удалось выяснить, что зачастую в Германию на учёбу едут молодые люди, в возрасте от 19 до 26 лет, для того, чтобы получить степени магистратуры или бакалавриата. Многие из тех, кто приехал, вышли из образованных семей, где оба или один родитель имеет высшее образование. Люди едут из Германии абсолютно из разных стран, но основной поток идёт из стран Европы (Италия, Франция, Испания), США, стран СНГ и Китая. По большей части, студенты едут в Германию из-за того, что уровень немецкого образования высок, так же, как и высока важность академической репутации выбранного учебного заведения. Многих также привлекает то, что образование в Германии бесплатное. Некоторые используют учебу как возможность остаться в Европе для дальнейшей эмиграции, а некоторые - чтобы вернуться домой и быть востребованным на местном рынке труда. Чтобы учиться в Германии, человеку обязательно знать немецкий язык на высоком уровне, однако образовательный ландшафт Германии предлагает также программы только на английском языке или те, на которых преподавание ведется на двух языках (немецкий, английский). Большинство образовательных мигрантов в Германии самостоятельно поступали в учебные заведения, некоторые узнавали о возможностях с помощью друзей или образовательных агентств. Основными достоинствами немецкой системы образования назывались ее бесплатность, высокий уровень академической свободы, направленность на исследования, современные материалы для изучения, а также престижность немецкого диплома и открывающиеся возможности после обучения. Ключевые недостатки, которые были упомянуты респондентами, это высокая степень бюрократизации, отсутствие помощи, социальной жизни, большое обилие письменных работ. 98% респондентов готовы порекомендовать Германию в качестве места для обучения. Многие из образовательных мигрантов планируют искать работу и работать на территории Европы. В частности данный вывод коррелирует с теорией миграции Ньюболда, который говорил, что невозвратные мигранты, как правило, моложе, лучше образованны и более квалифицированы.
В результате, можно сделать вывод, что одна из целей Болонского процесса - повысить привлекательность высшего образования в Европе для студентов со всего мира, а также способствовать внутриевропейской мобильности, была успешно реализована Германией. Об этом говорит статистика. «Когда в 2000 году был запущен Болонский процесс, около 50 000 немецких студентов учились в университетах за пределами Германии, в том числе чуть менее 16 000 пользовались стипендиями программы Erasmus (Эрасмус), для пребывания за границей в университетах других стран ЕС». А уже в 2019 году, 137 900 немецких студентов обучались в высших учебных заведениях за рубежом. Это практически втрое больше уровня 2000 года. Также, по данным Европейской Комиссии, в 2019 году 33 282 студента из Германии приняли участие в программах Erasmus - что вдвое больше количества студентов в 2000 году. «По данным публикации DAAD «Wissenschaft weltoffen» (Виссеншафт вельтофен) или «Наука во всем мире», в начале Болонского процесса в 2000 году около 113 000 иностранных студентов обучались в немецких университетах». «В 2019 году этот показатель составил почти 320 000 человек, что означает, что число иностранных студентов, обучающихся в Германии, также почти утроилось с начала Болонского процесса».
Оказывая содействие интернационализации обучения, Германия поддерживает программы изучения языков и академических обменов, а также разрабатывает совместные образовательные программы с университетами других стран. Более того, вступление ФРГ в Болонский процесс оказало огромное влияние на образовательную миграцию в Германию, расширив возможности академической мобильности для студентов со всего мира. Через образования, в Германию иммигрируют тысячи студентов, которые, получив образование, зачастую остаются проживать и работать на территории ФРГ.
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
от 16 декабря 1966 года, Статья 13 - 2(С).// Объединённые нации - права человека, управление верховного комиссара. URL:
https://www.ohchr.org/RU/ProfessionalInterest/Pages/CESCR.aspx (дата обращения:
27.05.2021).
2. Федеральный закон от 14.07.2022 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", 2022. - URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202207140110?index=0&rangeSize= 1 (дата обращения: 09.12.2022).
3. “Law establishing a Foundation ‘Foundation for the Accreditation of Study Programmes in Germany’”, entered into force as from 26.2.2005, GV. NRW. 2005, nr. 5, p. 45 in connection with the Declaration of the Lander to the Foundation “Foundation: Foundation for the Accreditation of Study Programmes in Germany” (Resolution of the Standing Conference of the Ministers of Education and Cultural Affairs of the Lander in the Federal Republic of Germany of 16.12.2004.
4. Auswirkungen der Foderalismusreform I. Mitwirkungsrechte und
Gesetzgebungskompetenzen, S. 7.// Deutscher Bundestag, 2009. URL:
https://www.bundestag.de/resource/blob/422950/69afcd55ff349d7005103a402efcab6c/wd-3- 255-09-pdf-data.pdf (дата обращения: 27.05.2021).
5. Common structural guidelines of the Lander for the accreditation of Bachelor’s
and Master’s study courses (Resolution of the Standing Conference of the Ministers of Education and Cultural Affairs of the Lander in the Federal Republic of Germany of 10.10.2003, as amended on 04.02.2010) // KMK, 2010. URL:
https://www.kmk.org/fileadmin/veroeffentlichungen_beschluesse/2003/2003_10_10- Accredidation-Bachelors-Masters-study-courses.pdf (дата обращения: 18.05.2023).
6. Council Directive 2004/114/EC of December 2004 on the condition of admission
of third-country nationals for the purposes of studies, pupil exchange, unremunerated training or voluntary service // EUR - Lex, 2004. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/?uri=uriserv%3 AOJ.L_.2004.375.01.0012.01.ENG&toc=OJ%3AL%3A2004% 3A375%3AFULL (дата обращения: 05.05.2023).
7. Fachkrafteeinwanderungsgesetz // Bundesministerium fur Arbeit und Soziales, 2018.
URL:https://www.bmas.de/DE/Service/Presse/Meldungen/2018/fachkraefteeinwanderungsgesetz .html (дата обращения: 19.05.2023).
8. Fachkrafteeinwanderungsgesetz // Bundesministerium fur Migration und Fluchtlinge, 2020. URL: https://www.bamf.de/SharedDocs/Meldungen/DE/2020/20200301-am- fachkraefteeinwanderungsgesetz.html?nn=282388 (дата обращения: 19.05.2023).
9. Gesetz uber den Aufenthalt, die Erwerbstatigkeit und die Integration von Auslandern im Bundesgebiet 1) (Aufenthaltsgesetz - AufenthG) § 9 Niederlassungserlaubnis // Bundesamt fur Justiz, 2004. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/aufenthg_2004/ 9.html (дата обращения: 19.05.2023).
10. Gesetz zur Anderung des Grundgesetzes vom 28. August 2006, Artikel 84, S. 2 -
3. // Bundesanzeiger Verlag. 2006 -
URL:http://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav? startbk=Bundesanzeiger_BGBl&jumpT o=bgbl 10 6s2034.pdf (das datum des zuganges: 27.05.2021).
11. Hochschulpakt 2020 // Bundesministerium fur Bildung und Forschung, 2020.
URL: https://www.bmbf.de/bmbf/de/bildung/studium/hochschulpakt-2020/hochschulpakt-
2020_node.html (дата обращения: 18.05.2023).
12. Hochschulrahmengesetz, §75-75а // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/hrg/index.html (дата обращения: 27.05.2021).
13. Leitsatz zum Urteil des Zweiten Senats vom 26. Januar 2005//
Bundesverfassungsgericht, 2005.URL:
https://www.bundesverfassungsgericht.de/SharedDocs/Entscheidungen/DE/2005/01/fs20050126 _2bvf000103.html (das datum des zuganges: 27.05.2021).
14. Regulation (EU) No 1288/2013 of the European Parliament and of the Council of
11 December 2013 establishing 'Erasmus+': the Union programme for education, training, youth and sport and repealing Decisions No 1719/2006/EC, No 1720/2006/EC and No 1298/2008/EC. [Электронный ресурс] : URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32013R1288&qid=1661169063579 (дата обращения:
6.10.2022).
Статистика
15. Die Statistik des Bundesrates. Grafische Ubersichten. Diagramm № 4 //
Bundesrat. 2019. URL: https://www.bundesrat.de/DE/dokumente/statistik/statistik-node.html (дата обращения: 27.05.2021)...142