Развитие математической речи у младших школьников при решении уравнений
|
Введение 6
Глава 1 Теоретические аспекты формирования математической речи младших школьников 9
1.1 Культура математической речи 9
1.2 Особенности формирования математической речи младших школьников 14
1.3 Условия формирования математической речи младших школьников 19
Выводы по первой главе 25
2 Практическое обоснование формирования математической речи младших школьников 27
2.1 Уравнения - как один из методов формирования математической
речи младших школьников 27
2.2 Диагностика уровня сформированное математической речи у
младших школьников 32
2.3 Опытно-экспериментальное обоснование формирования
математической речи младших школьников на примере уравнений 38
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
Глава 1 Теоретические аспекты формирования математической речи младших школьников 9
1.1 Культура математической речи 9
1.2 Особенности формирования математической речи младших школьников 14
1.3 Условия формирования математической речи младших школьников 19
Выводы по первой главе 25
2 Практическое обоснование формирования математической речи младших школьников 27
2.1 Уравнения - как один из методов формирования математической
речи младших школьников 27
2.2 Диагностика уровня сформированное математической речи у
младших школьников 32
2.3 Опытно-экспериментальное обоснование формирования
математической речи младших школьников на примере уравнений 38
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
Актуальность исследования заключается в том, что основной целью коммуникации является передача необходимой информации, которую человек волен облекать в любые формы. Однако, в любом случае ценится наиболее точно донесенный информативный пласт и чем корректнее и точнее он будет воспроизведен, тем качественнее будет результат дальнейшей работы. На сегодняшний день современный человек для адаптации в современном мире должен не только ориентироваться в потоке информации, но и уметь оперировать ей. То есть запоминать сущность получаемого текста и передавать его в письменной или устной форме в соответствии с заданными требованиями. В данном случае большую роль играет то, каким образом пользователь донесет смысл, насколько грамотно отберет и интерпретирует исходный материал. Математическая речь хоть и является узкой разновидностью речи, но, тем не менее, успешно решает задачи коммуникации в современном мире. Исходя из ФЕОС НОО необходимыми метапредметными результатами являются: обработка, анализ и интерпретация текста в соответствии с поставленными задачами. Кроме того, овладение логическими действиями синтеза, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты по математике отражены в ФЕОС НОО двумя пунктами, касательно важности темы нашего исследования, а именно, использование начальных математических знаний для объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Анализируя отдельные метапредметные результаты обучения в соответствии с основными требованиями ФЕОС НОО, нами было отмечено, что одной из причин, затрудняющих математическое развитие младших школьников, является достаточно невысокий уровень развития математической речи, а также отсутствие специальной методики по ее формированию при работе с отдельными видами математических заданий, что и составило проблему нашего исследования.
Цель исследования заключается в подборе наиболее эффективных упражнений для развития математической речи младших школьников при решении уравнений.
Объект исследования: математическая речь учащихся начальных классов.
Предмет исследования: развитие математической речи на примере работы с уравнениями.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие культуры математической речи и охарактеризовать особенности ее формирования у младших школьников.
2. Изучить методы и приемы формирования математической речи у младших школьников на примере работы с уравнениями.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию математической речи младших школьников на примере уравнений.
Гипотеза исследования: при подборе наиболее эффективных упражнений по развитию математической речи, наряду с речью улучшится качество выполнения заданий.
В ходе исследовательской работы применялись такие методы как: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу, синтез, анализ, проведение серии экспериментов.
В исследовании мы опирались на труды таких ученых как П.У. Байрамукова, А.В. Белошистая, В.А. Дрозд, Л.Г. Петерсон, А.В. Тихоненко.
Новизна исследования заключается в подборе системы заданий, направленных на качественное развитие математической речи младших школьников.
Эффективность проделанной работы состоит в достижении поставленной цели, то есть в подборе наиболее эффективных упражнений для развития математической речи младших школьников на примере уравнений.
Практическая значимость заключается в том, что подобраны отдельные математические задания, посредством которых может осуществляться развитие математической речи обучающихся. Результаты исследования, полученные в ходе обработки экспериментальной части ВКР демонстрируют положительную динамику в развитии математической речи младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав и трех параграфов в каждой из них, заключения и списка использованных источников.
Предметные результаты по математике отражены в ФЕОС НОО двумя пунктами, касательно важности темы нашего исследования, а именно, использование начальных математических знаний для объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Анализируя отдельные метапредметные результаты обучения в соответствии с основными требованиями ФЕОС НОО, нами было отмечено, что одной из причин, затрудняющих математическое развитие младших школьников, является достаточно невысокий уровень развития математической речи, а также отсутствие специальной методики по ее формированию при работе с отдельными видами математических заданий, что и составило проблему нашего исследования.
Цель исследования заключается в подборе наиболее эффективных упражнений для развития математической речи младших школьников при решении уравнений.
Объект исследования: математическая речь учащихся начальных классов.
Предмет исследования: развитие математической речи на примере работы с уравнениями.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие культуры математической речи и охарактеризовать особенности ее формирования у младших школьников.
2. Изучить методы и приемы формирования математической речи у младших школьников на примере работы с уравнениями.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию математической речи младших школьников на примере уравнений.
Гипотеза исследования: при подборе наиболее эффективных упражнений по развитию математической речи, наряду с речью улучшится качество выполнения заданий.
В ходе исследовательской работы применялись такие методы как: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу, синтез, анализ, проведение серии экспериментов.
В исследовании мы опирались на труды таких ученых как П.У. Байрамукова, А.В. Белошистая, В.А. Дрозд, Л.Г. Петерсон, А.В. Тихоненко.
Новизна исследования заключается в подборе системы заданий, направленных на качественное развитие математической речи младших школьников.
Эффективность проделанной работы состоит в достижении поставленной цели, то есть в подборе наиболее эффективных упражнений для развития математической речи младших школьников на примере уравнений.
Практическая значимость заключается в том, что подобраны отдельные математические задания, посредством которых может осуществляться развитие математической речи обучающихся. Результаты исследования, полученные в ходе обработки экспериментальной части ВКР демонстрируют положительную динамику в развитии математической речи младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав и трех параграфов в каждой из них, заключения и списка использованных источников.
Цель нашего исследования заключалась в подборе наиболее эффективных упражнений для развития математической речи младших школьников на примере уравнений. Для достижения цели было необходимо решить ряд частных задач.
Решая первую задачу, мы раскрыли понятийный аппарат культуры математической речи и отметили, что она представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, благодаря которым формируются письменная и устная речь младших школьников. Математическая речь, как разновидность речи преследует за собой цель сделать речь информативной, лаконичной, структурированной и последовательной. Охарактеризовали особенности формирования математической речи младших школьников и сделали вывод о том, что для младшего школьного возраста характерно обязательное овладение практическим навыком для грамотного оперирования математической речью. Младшие школьники обязательно должны заучивать терминологию, иначе ее невозможно будет воспроизвести при комментировании. Обязательным этапом в развитии математической речи является устная работа на уроке.
При решении второй задачи, мы изучили методы и приемы формирования математической речи у младших школьников на примере работы с уравнениями и отметили, что учащиеся, на слух воспринимающие компоненты уравнения, свободно владею правилами нахождения неизвестной переменной и успешно применяют их. Помимо улучшения навыков решения, учащиеся учатся строить логику ответа, то есть последовательное описание необходимых действия для успешного решения проблемной ситуации. По- нашему мнению, преемственность должна проявляться в отражении на уроках лучших образцов опыта мастеров прошлый лет.
И, наконец, решая последнюю задачу, мы провели опытно-экспериментальную работу по формированию математической речи младших школьников на примере уравнений. Провели диагностику уровня сформированности математической речи и отметили, что учащиеся не справляются с требованиями средней школы по части правильности оформления уравнений. Если же говорить о математической речи, то ввиду всех перечисленных проблем, умение разъяснять выполняемые действия отсутствовало практически у всех учащихся. Нами были проведены два урока, продемонстрировавшие пробелы в знаниях детей по теме «Уравнение», вследствие чего урок перешел из области повторения, в область открытия новых знаний. На формирующем этапе, мы повысили качество математической речи исходя из критериев на 24, 44 и 20 процентов соответственно, по сравнению с констатирующим этапом. Данные показатели были получены в результате продуктивной деятельности на двух уроках, в ходе которых были заполнены пробелы в знаниях детей. Была выполнена большая работа, которая заключалась в комментировании уравнений. При решении задач учащиеся получили ценные советы по поводу оформления своих мыслей в логической последовательности, соответствующей ходу решения.
Формирование математической речи является той частью работы, на которую выделяется малое количество времени. Однако, при грамотном подборе заданий и планировании урока, результаты не заставят себя ждать. Как было отмечено, возросла успеваемость учащихся, что говорит об эффективности комментирования уравнений и задач при разборе темы «Уравнение» в 3 классе.
Решая первую задачу, мы раскрыли понятийный аппарат культуры математической речи и отметили, что она представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, благодаря которым формируются письменная и устная речь младших школьников. Математическая речь, как разновидность речи преследует за собой цель сделать речь информативной, лаконичной, структурированной и последовательной. Охарактеризовали особенности формирования математической речи младших школьников и сделали вывод о том, что для младшего школьного возраста характерно обязательное овладение практическим навыком для грамотного оперирования математической речью. Младшие школьники обязательно должны заучивать терминологию, иначе ее невозможно будет воспроизвести при комментировании. Обязательным этапом в развитии математической речи является устная работа на уроке.
При решении второй задачи, мы изучили методы и приемы формирования математической речи у младших школьников на примере работы с уравнениями и отметили, что учащиеся, на слух воспринимающие компоненты уравнения, свободно владею правилами нахождения неизвестной переменной и успешно применяют их. Помимо улучшения навыков решения, учащиеся учатся строить логику ответа, то есть последовательное описание необходимых действия для успешного решения проблемной ситуации. По- нашему мнению, преемственность должна проявляться в отражении на уроках лучших образцов опыта мастеров прошлый лет.
И, наконец, решая последнюю задачу, мы провели опытно-экспериментальную работу по формированию математической речи младших школьников на примере уравнений. Провели диагностику уровня сформированности математической речи и отметили, что учащиеся не справляются с требованиями средней школы по части правильности оформления уравнений. Если же говорить о математической речи, то ввиду всех перечисленных проблем, умение разъяснять выполняемые действия отсутствовало практически у всех учащихся. Нами были проведены два урока, продемонстрировавшие пробелы в знаниях детей по теме «Уравнение», вследствие чего урок перешел из области повторения, в область открытия новых знаний. На формирующем этапе, мы повысили качество математической речи исходя из критериев на 24, 44 и 20 процентов соответственно, по сравнению с констатирующим этапом. Данные показатели были получены в результате продуктивной деятельности на двух уроках, в ходе которых были заполнены пробелы в знаниях детей. Была выполнена большая работа, которая заключалась в комментировании уравнений. При решении задач учащиеся получили ценные советы по поводу оформления своих мыслей в логической последовательности, соответствующей ходу решения.
Формирование математической речи является той частью работы, на которую выделяется малое количество времени. Однако, при грамотном подборе заданий и планировании урока, результаты не заставят себя ждать. Как было отмечено, возросла успеваемость учащихся, что говорит об эффективности комментирования уравнений и задач при разборе темы «Уравнение» в 3 классе.
Подобные работы
- Методика обучения решению уравнений на уроках математики в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО СЧЕТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Влияние уровня развития памяти на учебную деятельность школьников при решении математических задач
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Способы организации учебной деятельности учащихся начальных классов при знакомстве с понятием «уравнение» (Московский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2022 - Изучение сформированности представлений третьеклассников о единицах измерения массы на уроках математики(Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2019 - Обеспечение преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Приемы рациональных устных вычислений как средство формирования вычислительного навыка у обучающихся младшей школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2020 - ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



