Аннотация
Введение 3
1. Теоретические основы использования игры как метода обучения
китайскому языку 7
1.1. Принципы обучения китайскому языку школьников старшего звена.
Психолого-педагогические особенности возраста 7
1.2 Игровые методы обучения китайскому языку 11
1.3 Принципы построения обучающей деловой игры 17
Выводы по первой главе 26
2. Описание эксперимента по использованию деловой игры 28
2.1 Использование деловой игры на уроках китайского языка в старшей
школе 28
2.2 Результаты педагогического эксперимента 35
Выводы по второй главе 52
Модель учебной деловой игры по китайскому языку по теме: «Открываем свой бизнес в Китае» 54
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 59
Приложение А 66
Приложение Б 70
Приложение В 72
Приложение Г
В условиях глобализации и тесного взаимодействия культур Китайской Народной Республикой и Российской Федерации, изучение китайского языка становится не только академической дисциплиной, но и необходимым инструментом межкультурного общения. Китайский язык, как один из самых распространенных языков мира, привлекает все больше внимания в образовательной сфере. А ввиду повышения потребности в специалистах, владеющих китайским языком, наблюдается высокая востребованность языкового обучения по всей стране.
Язык является особым культурным явлением, и культура использует язык как носитель для постоянного распространения и развития в человеческом обществе. Поэтому крайне важно развивать культурную осведомленность учащихся в процессе изучения языка. В процессе обучения китайскому языку преподаватель должен не только обучать языковым знаниям, но и создать условия для понимания учащиммся китайской культуры в процессе изучения и постепенно развивать навыки межкультурного общения.
Частная методика китайского языка по сей день остается малоизученной дисциплиной, а специфика языка как изолирующего и иероглифическое письмо требуют поиска новых методов и и подходов к обучению.
Актуальность работы обусловлена малым количеством дидактических и методических разработок для обучения китайскому языку при высокой востребованности языкового образования по китайскому языку в современном мире.
Цель данной работы - теоретическое обоснование целесообразности применения метода деловой игры, а также разработка модели деловой игры для обучения китайскому языку учащихся старшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности учащихся старшего школьного возраста, выявить принципы обучения китайскому языку в данной возрастной категории.
2. Проанализировать существующие игровые методы обучения китайскому языку и их пригодность для использования в старших классах.
3. Рассмотреть классификацию и принципы построения деловых игр.
4. Разработать и апробировать деловую игру для обучения китайскому языку, провести опытное обучение и проанализировать эффективность его результатов.
Объектом исследования является образовательный процесс в старших классах средних общеобразовательных школ, где ведется обучение китайскому языку.
Предметом исследования выступает метод деловой игры как инструмент обучения китайскому языку в старшей школе.
В ходе исследования будут использованы следующие методы:
1. теоретический анализ литературы по проблеме обучения иностранным языкам и применению игровых методов в образовании.
2. эмпирические методы, включая наблюдение, анкетирование и тестирование, для сбора данных о эффективности деловых игр.
3. метод проектов для разработки и внедрения обучающих игр в учебный процесс.
Материалом исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных научных деятелей в области теории и методики преподавания иностранных языков и методики преподавания китайского языка как иностранного.
...
В настоящее время методика обучения китайскому языку как иностранному активно развивается и находится в поиске новых подходов, которые позволили бы сделать процесс изучения более эффективным. Важно отойти от грамматико-переводного метода и сохранить коммуникативную направленность обучения, но при этом не забывать о специфике китайского языка и его письменности. Необходимо учитывать все аспекты языковой коммуникации. Кроме того, на протяжении всей истории развития методики обучения китайскому языку актуальным остаётся вопрос об обучении иероглифическому письму и лексике китайского языка.
В процессе данного исследования были выполнены все поставленные задачи. В рамках теоретической части исследования:
1) Были рассмотрены психолого-педагогические особенности
учащихся старшего школьного возраста, выступивших в ходе предусматриваемого исследованием педагогического
эксперимента контрольной группой, а также выявлены принципы обучения китайскому языку в данной возрастной категории.
2) Были проанализированы существующие игровые методы обучения китайскому языку и их пригодность для использования в старших классах.
3) А также были рассмотрены классификация и принципы построения деловых игр.
В рамках практической части исследования:
1) были определены возможности практического применения метода разгадывания иероглифических загадок в процессе обучения китайскому языку в данной возрастной группе;
2) была разработана и апробирована в ходе педагогического
эксперимента модель деловой игры для обучения китайскому языку старшеклассников, было проведено опытное обучение и
проанализировна эффективность его результатов.
Цель исследования была достигнута: было теоретически обосновано использование метода деловой игры в процессе обучения китайскому языку как иностранному и его эффективность, а также разработана и апробирована модель учебного занятия на основе данного метода.
Апробация педагогического эксперимента в группе обучающихся в возрасте 16-17 лет, изучающих китайский язык как второй иностранный, позволила подтвердить оправданность и эффективность использования метода деловой игры в процессе обучения китайскому языку как иностранному благодаря образовательным результатам, достигнутым обучающимися в период осуществления педагогического эксперимента и демонстрирующим положительное влияние примененных учебных приемов на успешность и прочность запоминания и усвоения обучающимися изучаемого лексического материала, а также на формирование и развитие и навыков говорения и аудирования обучающихся, являющихся на данном этапе обучения одними из ключевых.
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 448 с.
2. Айламазьян А.М. Актуальные методы обучения и воспитания: деловая игра / А. М. Айламазьян - М.: Владос-пресс, 2000.
3. Аньжань И. Обучение китайскому языку как второму иностранному: коммуникативные и культурные аспекты / И. Аньжань - Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки, 2022. - №4.
4. Бабанова И. А. Деловые игры в учебном процессе / И. А. Бабанова. - Научные исследования в образовании, 2012. - № 7.
5. Базарова М. Р. Обучающие игры. Их функции, особенности и основные виды / М. Р. Базарова. - Экономика и социум, 2020. - №6 (73).
6. Бексултанова Л. А. Использование игровых технологий при обучении иностранному языку / Л. А. Бексултанова. - Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2013. - № 3. - С. 30-33.
7. Бехтева Н. Н. Трудности овладения китайским языком студентами - русофонами / Н. Н. Бехтева. - Молодой ученый, 2015. - № 22 (102) - С. 748-751.
8. Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении / М. Л. Болтаева. - Молодой ученый, 2012. - № 2 (37). - С. 252-254.
9. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб.-метод. пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
10. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
11. Вербицкий А. А. Деловая игра в компетентностном формате / А. А. Вербицкий. - Вестник ВГТУ, 2013. - № 3-2.
12. Вербицкий А. А. Деловая игра как форма контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности студентов / А. А. Вербицкий. - Педагогика и психология образования, 2009. - № 4.
13. Вербицкий А. А. Педагогические технологии контекстного обучения. Научно-методическое пособие. Вып. 1.- 2-е изд. / А. А. Вербицкий. - М., РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - 52 с.
14. Вербицкий А.А. Парадоксы реформирования образования / А. А. Вербицкий. - Вестник Воронежского государственного технического университета, 2012. - Т. 8. - № 10 (2). - C. 4-7.
15. Верисова А. Д. Игровые методы обучения китайскому языку / А. Д. Верисова. - Школьные технологии, 2017. - № 3.
16. Волкова М. Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии: Учеб. пособие / М. Н. Волкова - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. - 78 с
... всего 63 источника