РЕЧЕВОЙ ЖАНР «ТРЕД»: КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания описания речевого жанра
«тред» в Интернет-дискурсе 6
1.1. К проблеме определения понятия «дискурс» 6
1.2. Интернет-дискурс: основные характеристики 9
1.3. К проблеме определения понятия «речевой жанр» 13
1.4. Виртуальные жанры: основные характеристики 15
1.5. К модели описания речевых жанров 17
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Реализация речевого жанра «тред» в Интернет-дискурсе 20
2.1. Медийные параметры 20
2.2. Прагматические параметры 29
2.3. Структурно-семантические параметры 44
2.4. Лингвостилистические параметры 47
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания описания речевого жанра
«тред» в Интернет-дискурсе 6
1.1. К проблеме определения понятия «дискурс» 6
1.2. Интернет-дискурс: основные характеристики 9
1.3. К проблеме определения понятия «речевой жанр» 13
1.4. Виртуальные жанры: основные характеристики 15
1.5. К модели описания речевых жанров 17
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Реализация речевого жанра «тред» в Интернет-дискурсе 20
2.1. Медийные параметры 20
2.2. Прагматические параметры 29
2.3. Структурно-семантические параметры 44
2.4. Лингвостилистические параметры 47
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Данное исследование посвящено описанию особенностей речевого жанра «тред», существующего в коммуникативной платформе «Twitter» в рамках Интернет-дискурса.
Актуальность. В настоящее время происходит появление новых и активное развитие уже существующих коммуникативных платформ - «Вконтакте», «Facebook», «Twitter», «Instagram» и др., в которых коммуникация организована особым образом, в связи с чем возникает необходимость изучения Интернет-дискурса, в рамках которого происходит общение. К описанию Интернет-дискурса обращались уже многие исследователи (Е.Н. Галичкина, Л.М. Лутовинова, Е.К. Русанов и др.).
В частности, в центре внимания лингвистов оказывается теория речевых жанров (В.В. Деменьтев, К.Ф. Седов, Т.В. Шмелева и др.). Жанроведение давно вышло за рамки изучения «бумажных» текстов, и теперь внимание ученых сфокусировано на исследовании новых жанров, возникающих в Интернет- дискурсе, - на виртуальном жанроведении (Е.И. Горошко, Л.М. Гриценко, М.О. Кочеткова и др.).
«Twitter» представляет собой относительно новую коммуникативную платформу, созданную лишь в 2006 году, поэтому она практически не имеет лингвистического описания. Попытки описать коммуникацию в «Twitter» уже предпринимали А.П. Атягина, Е.И. Горошко, О.В. Мишина и др. Мы также описываем коммуникацию в «Twitter», а именно новый речевой жанр «тред», ранее не находившийся в фокусе внимания лингвистов.
Новизна исследования. Впервые описан «тред» как речевой жанр. В научный оборот введен новый материал.
Объектом исследования выступает речевой жанр «тред», предметом - жанрово-стилистические характеристики речевого жанра «тред».
Цель работы - описать «тред» как речевой жанр, функционирующий в Интернет-дискурсе.
В соответствии с поставленной целью были реализованы следующие задачи:
1) Проанализировать особенности Интернет-дискурса, а также виртуальных жанров;
2) Определить модель описания речевого жанра «тред»;
3) Охарактеризовать медийные параметры жанра;
4) Охарактеризовать прагматические параметры жанра;
5) Охарактеризовать структурно-семантические параметры жанра;
6) Охарактеризовать лингвостилистические параметры жанра.
Материалом исследования послужили 60 тредов от 60 пользователей (более 1000 подписчиков) на платформе «Twitter» с июля 2018 года по декабрь 2019 года.
Методы и приемы исследования детерминированы его целью и задачами. Для отбора материала был использован метод сплошной выборки. Для выделения и описания жанра были использованы: дискурсивный анализ, описательный анализ, контекстуальный анализ, метод лингвистического моделирования, социолингвистический метод, лингвостилистический метод, а также метод статистических подсчетов.
Структура работы:
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении указываются основные квалификационные параметры: актуальность, новизна, объект и предмет, цель и задачи, методы и приемы, материал исследования.
Первая глава посвящена описанию теоретических основ исследования : рассматриваются особенности Интернет -дискурса, характеристики
виртуальных жанров, существующих в нем, а также некоторые модели описания речевых жанров.
Вторая глава посвящена детальному рассмотрению речевого жанра «тред», функционирующего в Интернет-дискурсе, согласно лингвистической модели описания речевых жанров Л.Ю. Щипициной описываются медийные, прагматические, структурно-семантические и лингвостилистические параметры жанра.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Список использованных источников и литературы включает в себя 58 источников, в том числе 1 на иностранном языке.
Актуальность. В настоящее время происходит появление новых и активное развитие уже существующих коммуникативных платформ - «Вконтакте», «Facebook», «Twitter», «Instagram» и др., в которых коммуникация организована особым образом, в связи с чем возникает необходимость изучения Интернет-дискурса, в рамках которого происходит общение. К описанию Интернет-дискурса обращались уже многие исследователи (Е.Н. Галичкина, Л.М. Лутовинова, Е.К. Русанов и др.).
В частности, в центре внимания лингвистов оказывается теория речевых жанров (В.В. Деменьтев, К.Ф. Седов, Т.В. Шмелева и др.). Жанроведение давно вышло за рамки изучения «бумажных» текстов, и теперь внимание ученых сфокусировано на исследовании новых жанров, возникающих в Интернет- дискурсе, - на виртуальном жанроведении (Е.И. Горошко, Л.М. Гриценко, М.О. Кочеткова и др.).
«Twitter» представляет собой относительно новую коммуникативную платформу, созданную лишь в 2006 году, поэтому она практически не имеет лингвистического описания. Попытки описать коммуникацию в «Twitter» уже предпринимали А.П. Атягина, Е.И. Горошко, О.В. Мишина и др. Мы также описываем коммуникацию в «Twitter», а именно новый речевой жанр «тред», ранее не находившийся в фокусе внимания лингвистов.
Новизна исследования. Впервые описан «тред» как речевой жанр. В научный оборот введен новый материал.
Объектом исследования выступает речевой жанр «тред», предметом - жанрово-стилистические характеристики речевого жанра «тред».
Цель работы - описать «тред» как речевой жанр, функционирующий в Интернет-дискурсе.
В соответствии с поставленной целью были реализованы следующие задачи:
1) Проанализировать особенности Интернет-дискурса, а также виртуальных жанров;
2) Определить модель описания речевого жанра «тред»;
3) Охарактеризовать медийные параметры жанра;
4) Охарактеризовать прагматические параметры жанра;
5) Охарактеризовать структурно-семантические параметры жанра;
6) Охарактеризовать лингвостилистические параметры жанра.
Материалом исследования послужили 60 тредов от 60 пользователей (более 1000 подписчиков) на платформе «Twitter» с июля 2018 года по декабрь 2019 года.
Методы и приемы исследования детерминированы его целью и задачами. Для отбора материала был использован метод сплошной выборки. Для выделения и описания жанра были использованы: дискурсивный анализ, описательный анализ, контекстуальный анализ, метод лингвистического моделирования, социолингвистический метод, лингвостилистический метод, а также метод статистических подсчетов.
Структура работы:
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении указываются основные квалификационные параметры: актуальность, новизна, объект и предмет, цель и задачи, методы и приемы, материал исследования.
Первая глава посвящена описанию теоретических основ исследования : рассматриваются особенности Интернет -дискурса, характеристики
виртуальных жанров, существующих в нем, а также некоторые модели описания речевых жанров.
Вторая глава посвящена детальному рассмотрению речевого жанра «тред», функционирующего в Интернет-дискурсе, согласно лингвистической модели описания речевых жанров Л.Ю. Щипициной описываются медийные, прагматические, структурно-семантические и лингвостилистические параметры жанра.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Список использованных источников и литературы включает в себя 58 источников, в том числе 1 на иностранном языке.
Проведенное исследование находится в русле виртуального жанроведения и представляет собой анализ речевого жанра «тред», функционирующего в сервисе «Twitter».
Основные характеристики Интернет-дискурса, а именно электронный сигнал сообщения, виртуальность, дистантность, гипертекстуальность, креолизованность, по преимуществу статусное равноправие участников, сочетание разных типов дискурса, специфическая этика, анонимность и др. влияют на развитие виртуальных жанров. Система виртуальных жанров постоянно пополняется, что связано с появлением новых коммуникативных Интернет-платформ и с трансформацией уже существующих. Однако виртуальное жанроведение до сих пор не имеет единой классификации речевых жанров, функционирующих в Интернете, поэтому наше исследование - еще один шаг в направлении развития данной области лингвистики.
Речевой жанр «тред» представляет собой новый, ранее не изученный виртуальный жанр, распространенный в сервисе «Twitter». К прагматическим параметрам жанра относятся коммуникативная цель, образ автора и адресата. РЖ «тред» относится к информативно-оценочному речевому жанру с признаками императивных речевых жанров. Тред отличается высокой степенью интерактивности и направленностью на массового читателя, что способствует повышению популярности пользователя в микроблоге «Twitter». Автор стремится презентовать себя как эксперта в какой-то области знаний, либо как обладателя уникального опыта или интересной информации, что выражается в языковом воплощении жанра. Адресатом при этом выступает широкая аудитория: как пользователи, заинтересованные в получении знаний по заданной теме, так и пользователи, которых привлекает личность автора.
РЖ отличают следующие медийные особенности: интерактивность, креолизованность, мультимедийность, гипертекстуальность и др.
Говоря о структурных особенностях жанра, необходимо отметить, что они отличаются от любых других жанров. Тексты одной тематики объединяются цепочкой и создают таким образом тексты большего объема, чем 280 символов. Тематика речевого жанра очень разнообразна, но при этом сведена к пяти выделенным нами блокам: сообщения о своей сфере деятельности/работе/хобби, сообщения о личном опыте, сообщения о фактах окружающей действительности с точки зрения эксперта, сообщения о фактах окружающей действительности с точки зрения любителя, совет читателям. Треды могут быть написаны как в виде цельной истории, разбивающейся на твиты, так и в виде перечисления фактов.
Тред также обладает уникальным набором лингвостилистических средств, которые передают эмоциональность и оценочность. Фонетикографические средства (верхний регистр, эмотиконы и др.) позволяют передать интонацию, эмоции и мимику на письме, что придает речи письменно-устный характер. На лексическом уровне можно наблюдать как общую для Интернет- дискурса лексику (компьютерный сленг, ненормативная лексика, разговорная лексика), так и узкую профессиональную лексику, лексику научно-популярного стиля: распределение лексики зависит от одного из пяти типов треда. На морфологическом уровне можно наблюдать частое использование личного местоимения «я» в сочетании с глаголами, передающими актуальную позицию автора. Также авторы часто прибегают к обращениям к читателям, в частности, в ласковой форме, что делает жанр более диалогичным. Использование форм повелительного наклонения и инфинитивов указывают на императивность речевого жанра. Синтаксический уровень ярко демонстрирует эмоциональность и оценочность посредством различных вариаций восклицательных предложений, а также использованием сложных и распространенных предложений. Стилистические средства способствуют как привлечению внимания читателей, так и выражению эмоций и чувств авторов тредов.
«Тред» в настоящее время является сложившимся виртуальным жанром, востребованным пользователями «Twitter».
Основные характеристики Интернет-дискурса, а именно электронный сигнал сообщения, виртуальность, дистантность, гипертекстуальность, креолизованность, по преимуществу статусное равноправие участников, сочетание разных типов дискурса, специфическая этика, анонимность и др. влияют на развитие виртуальных жанров. Система виртуальных жанров постоянно пополняется, что связано с появлением новых коммуникативных Интернет-платформ и с трансформацией уже существующих. Однако виртуальное жанроведение до сих пор не имеет единой классификации речевых жанров, функционирующих в Интернете, поэтому наше исследование - еще один шаг в направлении развития данной области лингвистики.
Речевой жанр «тред» представляет собой новый, ранее не изученный виртуальный жанр, распространенный в сервисе «Twitter». К прагматическим параметрам жанра относятся коммуникативная цель, образ автора и адресата. РЖ «тред» относится к информативно-оценочному речевому жанру с признаками императивных речевых жанров. Тред отличается высокой степенью интерактивности и направленностью на массового читателя, что способствует повышению популярности пользователя в микроблоге «Twitter». Автор стремится презентовать себя как эксперта в какой-то области знаний, либо как обладателя уникального опыта или интересной информации, что выражается в языковом воплощении жанра. Адресатом при этом выступает широкая аудитория: как пользователи, заинтересованные в получении знаний по заданной теме, так и пользователи, которых привлекает личность автора.
РЖ отличают следующие медийные особенности: интерактивность, креолизованность, мультимедийность, гипертекстуальность и др.
Говоря о структурных особенностях жанра, необходимо отметить, что они отличаются от любых других жанров. Тексты одной тематики объединяются цепочкой и создают таким образом тексты большего объема, чем 280 символов. Тематика речевого жанра очень разнообразна, но при этом сведена к пяти выделенным нами блокам: сообщения о своей сфере деятельности/работе/хобби, сообщения о личном опыте, сообщения о фактах окружающей действительности с точки зрения эксперта, сообщения о фактах окружающей действительности с точки зрения любителя, совет читателям. Треды могут быть написаны как в виде цельной истории, разбивающейся на твиты, так и в виде перечисления фактов.
Тред также обладает уникальным набором лингвостилистических средств, которые передают эмоциональность и оценочность. Фонетикографические средства (верхний регистр, эмотиконы и др.) позволяют передать интонацию, эмоции и мимику на письме, что придает речи письменно-устный характер. На лексическом уровне можно наблюдать как общую для Интернет- дискурса лексику (компьютерный сленг, ненормативная лексика, разговорная лексика), так и узкую профессиональную лексику, лексику научно-популярного стиля: распределение лексики зависит от одного из пяти типов треда. На морфологическом уровне можно наблюдать частое использование личного местоимения «я» в сочетании с глаголами, передающими актуальную позицию автора. Также авторы часто прибегают к обращениям к читателям, в частности, в ласковой форме, что делает жанр более диалогичным. Использование форм повелительного наклонения и инфинитивов указывают на императивность речевого жанра. Синтаксический уровень ярко демонстрирует эмоциональность и оценочность посредством различных вариаций восклицательных предложений, а также использованием сложных и распространенных предложений. Стилистические средства способствуют как привлечению внимания читателей, так и выражению эмоций и чувств авторов тредов.
«Тред» в настоящее время является сложившимся виртуальным жанром, востребованным пользователями «Twitter».
Подобные работы
- РЕЧЕВОЙ ЖАНР «ТРЕД»: КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - Прагматический аспект запретительных конструкций с наименованиями лица (boy, girl)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018





