АННОТАЦИЯ 3
Введение 7
Введение в контекст самоопределения 7
Введение в работу 7
1 Теоретическое обоснование процессов самоопределения 10
1.1 Самоопределение с позиции представителей отечественной психологии 10
1.2 Самоопределение в контексте профессионального становленя 13
1.3 Контекст философско-экзистенциального знания 15
1.4 Существование и самоактуализация, акт самотрансцендирования 16
1.5 Свобода выбора и путь к персональности 17
1.6 Самоосознание и мужество быть собой 20
1.7 Переживание кризиса как часть самоопределения 22
1.8 Выявление основных теоретических смыслов самоопределения 23
2 Феноменологическое исследование анализ опыта самоопределения 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Процедура сбора данных и выбор респондента 25
2.3 Интерпретация опыта самоопределения 26
Первое познание себя в профессии 26
Опыт болезни и столкновение с неизбежным 28
Очарованность статусностью и большие надежды 32
Фрустрация 35
Переживание кризисного состояния 42
Новые смыслы и интенции 44
3 Результаты феноменологического анализа опыта самоопределения 49
3.1 Описание феноменологического анализа опыта самоопределения 49
3.2 Подведение итогов и уточнение гипотезы 52
3.3 Неизбежные переживания 54
3.4 Дополняющие переживания 59
3.5 Фактор кризиса 64
Заключение 66
Список использованной литературы 67
Приложение А 71
Содержание самоопределения рассматривалось и изучалось со стороны философского, социологического и психологического научного знания. В исследованиях излагаются различные тенденции: поиск смыслов, приобретение социальной роли, профессии, осознание личностью собственных ценностей, возможностей, потребностей, желаний.
Часто встречаемое слово - процесс, непрерывность, характеризующийся воздействием человека на внешний мир, отношением человека к миру внутри себя и снаружи. Другое важное слово - смыслы. Если данный процесс содержит в себе личностные смыслы, соответствующие проявлению внутреннего «Я» человека, то с большей вероятностью самоопределение пройдёт успешно. Однако, по своей природе человек будет стремиться одновременно быть индивидуальностью и похожим на других, и, в стремлении обрести свою роль в обществе, может оказаться среди ценностей совершенно ему не подходящих, чужих. Человек может не осознавать это, но, если бы он решился услышать себя более чётко, а для этого нужно обладать самоосознанием и мужественностью, персональностью, он бы признал, что вообще-то хотел бы чего-то другого, хотя значимого «нет», в его мыслях не было.
Особо важное место в исследованиях отводится теме самоопределения в профессиональном, личностном контексте. С теоретической стороны выбор профессии может казаться логичным и исполнимым действием: отталкиваясь от собственных смыслов и активным участием выбрать полезную для общества деятельность, полагаясь на свои умения и навыки, однако с практической стороны человек нередко сталкивается с определенными трудностями в категории смыслов, а иногда и невозможностью найти собственные умения, а также соответствие между самим собой и с профессией, с которой он когда-либо себя ассоциировал. Такое происходит, если выбор делался в непонимании человеком себя и своих ценностей. Помимо этого, существует и другая сторона, в которой профессиональное самоопределение происходит неудачно: в случае несоответствия ожидаемого и реального. Тогда, в случае если для личности это имело особую ценность, приходит состояние отчаяния, разочарования, обиды, а иногда и злости, в результате которой человек либо испытывает отвращение к профессии, либо сменяет свою деятельность на другую. Нередко этот процесс сопровождается переживанием кризиса, который должен разрешится, при этом, неконструктивное решение, регрессия также будет являться своеобразным выходом из кризиса.
Введение в исследовательскую работу
Актуальность темы: Учитывая количество исследований на тему самоопределений в разнообразных его проявлениях, такими как: профессиональное, личностное, социальное, - естественно будет предположить, что многое уже изучено. Однако несмотря на степень разработанности проблемы в исследованиях теоретических и практических, в реальной жизни представитель современной молодёжи сталкивается со всей многогранностью и сложностью самоопределения на собственном опыте, испытывая различные трудности и проверку на прочность в категории смыслов и осознанности. В эпоху быстроразвивающегося мира, некоторые зачастую теряют свой индивидуальный темп деятельности, а то и вовсе, кажется, не поспевают за окружением. «Потерянное время», которое стремится восполнить представитель современной молодёжи, выбирая профессию или же определённую социальную роль, иногда становится постоянным спутником его опыта, а иногда человек не в состоянии сделать выбор самостоятельно, проживая состояние растерянности.
Объект: переживание опыта самоопределения представителем современной
молодежи в контексте благополучных условий социального, материального, психологического и интеллектуального характера.
Предмет: неизбежные переживания самоопределения в контексте
профессиональной самореализации личности в условиях социального, материального, психологического и интеллектуального характера.
Цель: выявление неизбежных и дополнительных переживаний в опыте
самоопределения на примере профессиональной самореализации посредством феноменологического анализа.
Гипотеза: Трудности в самоопределении связаны с постановкой процесса на не реалистичных основаниях.
Задачи:
1. Теоретически обосновать положения процесса самоопределения и обобщить теоретические определения.
2. Провести феноменологическое исследование процесса самоопределения на примере профессионального становления.
3. Обобщить полученные результаты и произвести феноменологическое описание опыта самоопределения в ситуации благополучного доступа к образованию и развитию.
Метод сбора данных: нестандартизированное интервью.
Метод анализа и интерпретации данных: феноменологический анализ.
Новизна исследования: произведен феноменологический анализ опыта самоопределения представителем молодежи, имеющим благополучные условия для самореализации, выявлены основные переживания.
Практическая значимость: возможность ознакомления с данным материалом лиц, относящихся и не относящихся к научному психологическому сообществу и применения материала в процессе самоопределения.
Самоопределение - это проявление свободы осознанной личности, позволяющее раскрыться потенциалу личности в полной мере, это творческое существование, полнота жизни, внутреннего мира и мира внешнего.
В случае, описанном в работе, когда человек обладает финансовыми возможностями и благополучием, он неизбежно сталкивается с определенными переживаниями в своём опыте самоопределения.
Переживание опыта самоопределения содержит в себе неизбежные и дополнительные переживания. Они существуют и проявляют себя как в личностном самоопределении, так и в профессиональном. Неизбежные переживания присутствуют в любом опыте самоопределения, дополнительные присутствуют часто и более полно раскрывают феномен самоопределения.
К неизбежным относятся: переживание действительности, очарованность
статусностью, ожидание будущего, подтверждение делами, призвание, индивидуальность и ценностно-смысловые ориентиры.
Дополняющими являются: комплиментарность, растерянность, самокритика, интроспективность и социальные факторы.
В данном исследовании была проверена и дополнена гипотеза, что современные молодые люди встречаются с особым типом риска, этот риск связан с отдаленностью и нереалистичностью оснований в опыте самоопределения, идеализированием целей, верой в воображаемый образ, что приводит к тому, что молодые люди достаточно рано сталкиваются с отчаянием и разочарованием в собственном жизненном пути самоопределения.
Переживание опыта самоопределения нельзя объяснить через успехи и достижения, оно сопровождается разочарованием и фрустрацией, если человек сталкивается с чужими для него смыслами, людьми, деятельностью. Через осознавание собственных интенций человек может свершать процесс самоопределения.
Таким образом, на одном конкретном случае нам удалось рассмотреть опыт профессиональной самореализации и понять, как самоопределяется личность, в результате чего выявились неизбежные и дополняющие переживания посредством феноменологического анализа. В результате цель работы была достигнута.
1. Абульханова-Славская К.А. Время личности и время жизни. / К.А. Абульханова- Славская, Т.Н. Березина, - СПб.: Алетейя, 2001. - c 240
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни : учеб. пособие / К. А. АбульхановаСлавская. - М. : Мысль, 1991. - c 299
3. Абульханова-Славская, К.А. Диалектика человеческой жизни / К.А. Абульханова- Славская. - Москва : Мысль, 1997.
4. Албаева И.В. Сущность повседневного бытия в философии Ж.- П. Сартра / И.В Алабаева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 3.
5. Антонова, Н. В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н. В. Антонова, В. В. Белоусова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С. 7992.
6. Бердяев Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - Москва : АСТ, 2018. - с.
7. Бинсвангер, Л. Бытие-в-мире / Л. Бинсвангер. - Москва : Ювента, 1999., c15
8. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - Спб : Питер, 2008.
9. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. -1988. -№ 2. С. 19 - c 27
10. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург// Вопросы психологии. - 1994. - № 3. с. 43-52.
11. Дорцен Эмми ван. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия / Э. ван Дорцен. Пер. с англ. - Ростов н/Д : Ассоц. экзистенциального консультирования, 2007. - 215 с.
12. Дружинин, В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии / В.Н. Дружинин. - "ПЕР СЭ" - СПб.: "ИМАТОН-М", 2000
13. Егорова, И. В. Философская антропология Эриха Фромма : специальность 09.00.13 "Философская антропология, философия культуры" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / И. В. Егорова - Москва, 2004. - 35 с.
14. Ермолаева, М. В. Проблема личностного самоопределения в трудах Л.И. Божович и ее развитие с позиций субъектного подхода / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский, Л. В. Силаева // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Т. 10. - № 3. - С. 148-159.
15. Жедунова Л.Г. Динамика направленности рефлексии на разных этапах переживания личностного кризиса / Л.Г. Жедунова // Государственный университет управления. Вестник университета. Сер. Социология и управление персоналом. - 2009. - №12.- С. 36 - 39.
..51