Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РУССКО-ТЕЛЕУТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XVII В.: МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИЙ

Работа №187819

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы61
Год сдачи2024
Стоимость4610 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1. Положение «Телеутской землицы» в Южной Сибири в XVII в 10
1.1. Политическая обстановка в Южной Сибири к началу XVII в 10
1.2. Социально-экономическое развитие «Телеутской землицы» в XVII в 16
2. Телеуты в составе Московского царства 25
2.1. Причины и обстоятельства распада «Телеутской землицы» в XVII в 25
2.2. Феномен «двоеданства» телеутов в русско-джунгарских отношениях 34
2.3. «Выезжие» телеуты на службе Московского царства 41
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 53


Актуальность. После распада СССР, который обострил этнические проблемы многих народов современной России, обозначился вопрос определения сущности национальной политики по отношению к этносам в составе полиэтничной России. Государством была принята Концепция национальной политики , а затем Стратегия национальной политики России для регулирования межнациональных отношений. Однако межэтнические конфликты, кризисное состояние коренных малочисленных народов говорят о неэффективности осуществляемых мер.
Коренные малочисленные народы в России выделяются в особую социальную группу, которая нуждается в государственной поддержке, в частности, в правовой защит е, что связано с уязвимостью их традиционного образа жизни и исконной среды обитания. В настоящее время они находятся в трудном положении в силу, например, интенсивного промышленного освоения территорий Сибири, Дальнего Востока, которое непременно вступает в противоречия с интересами этих народов, несмотря на гарантии получения компенсации от государства, установленные в принятом от 1999 г. ФЗ № 82 . Данная ситуация требует вмешательства государства, а также проведения им целенаправленной национальной политики. При этом стоит учитывать, что государственная национальная политика должна иметь научное обоснование и базироваться на исторических фактах, позволяющих реконструировать процесс взаимоотношений государства с разными этносами на разных исторических этапах.
Примером вышеперечисленных сложностей является положение народов, происходящих от телеутов Верхнего Приобья, чья история взаимоотношений с русским населением уходит корнями в начало XVII в. В частности, современные бачатские телеуты, будучи коренным малочисленным народом Сибири, являются объектом защиты множества правовых документов, как российских, так и международных. Однако в условиях активной на сегодняшний день добычи полезных ископаемых (в основном угля), деструктивно воздействующей на экологию и качество жизни народа, напряженность только сохраняется.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа взаимодействия аборигенных народов Сибири с российским государством, начиная с XVII века, для более полного понимания того, как складывались предпосылки для формирования современной ситуации в регионе.
Кроме того, процесс присоединения Сибири до сих пор является дискуссионным несмотря на то, что уже достаточно долгое время вопросы о характере присоединения Сибири так или иначе поднимаются в исторической науке. Поэтому данная работа позволит уточнить некоторые аспекты в изучении истории русско-аборигенных контактов в Сибири.
Степень изученности темы. Телеуты, известные в XVII в. под именем «белых калмыков», играли достаточно заметную роль в Юго-Западной Сибири, чем и привлекали внимание ученых. Так, в XVIII в. исследователи-первопроходцы в истории Южной и ЮгоЗападной Сибири, Г.Ф. Миллер и И.Э. Фишер , развивавшие теорию «завоевания», «покорения» Сибири русскими, впервые привели факты и свидетельства о сибирских народах и их включении в состав России и представили краткий обзор русско-телеутских контактов, задав вектор, на который ориентировались историки до XX в., в основном дополняя отдельными фактами заданное направление. Изучением телеутов в это время также занимались участники Второй и Третьей академических экспедиций - И.Г. Гмелин, С.П. Крашенников, П.С. Паллас, И.П. Фальк, И.Г. Георги и др . Они положили начало этнографическому исследованию истории томских и кузнецких телеутов, собрав материал об их быте, языке, культуре и религии.
В XIX-XX вв. продолжается накопление этнографического материала. Свой вклад в изучение этнографии и истории телеутов внесли такие исследователи, как Г.Н. Потанин, В.И. Вербицкий, В.В. Радлов, Н.М. Ядринцев, Г.И. Спасский. Заслугой Г.Ф, Потанина можно считать публикации им большого количества фольклорных текстов. Кроме того, он высказал важные замечания о значении телеутского торга в Томске и о причинах перехода телеутов в XVII в. в подданство Москвы . В.И. Вербицкий посвятил телеутам разделы в своих публикациях и пытался расширить источниковую базу за счет материалов устного народного творчества телеутов, а именно записи преданий . Значительный вклад в изучение приобских телеутов внес тюрколог В.В. Радлов, который достаточно подробно осветил их этнополитическую историю. Помимо этого, им были охарактеризованы родовой состав, социальная структура, культура телеутов, а также записаны, переведены на немецкий язык и опубликованы тексты телеутского фольклора . Антропологическое изучение алтайских телеутов предпринял томский исследователь Н.М. Ядринцев, им также были записаны фольклорные материалы телеутов . Г.И. Спасский посвятил несколько разделов телеутам в своей работе, которые были написаны после личных наблюдений в улусах бачатских телеутов . В XIX в. также в свет выходят труды П.А. Словцова, в которых в большей степени уделялось внимание политической составляющей, анализу военных столкновений русских и аборигенов и сопротивлений последних русской власти .
Итак, в трудах исследователей XVIII-XIX вв. телеутам было уделено достаточно много внимания, больше, чем другим алтайским народам. За это время было накоплено большое количество материала для изучения, однако история телеутов нуждалось в дальнейшем изучении.
Если в досоветский период внимание акцентировалось на военном характере присоединения Сибири, то в советский период изучение данной тематики продолжилось, однако уже в ключе марксистско-ленинской методологии. В связи с установленным принципом «дружбы народов» в сибиреведении господствовала концепция добровольного присоединения Северо-Восточной Азии. Этих взглядов придерживались такие исследователи, как Л.П. Потапов, вслед за ним П.Е. Тадыев .
Заметной фигурой в области исследования телеутской истории считается Л.П. Потапов, доказавший добровольный характер перехода телеутов в подданство Москвы. Помимо этого, в его работах дана информация о происхождениии и этническом составе алтайцев, их социальной организациии, культуре, религии. Он дал анализ политической обстановке в Юго-Западной Сибири на заре XVII в., а также назвал причины агрессии телеутских князей в рассматриваемый нами период .
Ценность представляет работа Б.О. Долгих, которая излагает интересные суждения, начиная с информации о генетических связях телеутов XVII в. с алтай-кижи и заканчивая социальным строем аборигенного населения Томского и Кузнецкого уездов, численностью «выезжих телеутов». Однако помимо изучения этнического состава населения Сибири исследователь дает характеристику ясачной политики Москвы в XVII в. на данной территории .
И.Я. Златкин в своей монографии уделял внимание борьбе, с одной стороны, «Телеутской землицы» против зависимости от Джунгарии и, с другой - борьбе русской и джунгарской дипломатии за «выезжих телеутов» .
Существенным вкладом в изучение истории телеутов и конкретно русско- телеутских отношений в XVII-XVIII вв. стали работы А.П. Уманского. Вышедшую в 1980 г. монографию «Телеуты и русские в XVII-XVIII вв.» автор представил как «первую попытку специального рассмотрения взаимоотношений Телеутской землицы с администрацией и русским населением сибирских уездов на протяжении более чем 100 лет». А.П. Уманским было опубликовано большое количество статей и несколько монографий, в которых он на базе использования широкого круга источников смог довольно полно изложить историю телеутского общества.
Что касается современных исследований в области изучаемого вопроса, Л.И. Шерстова, например, в работе «Тюрки и русские в Южной Сибири» достаточно широко осветила картину этнополитических процессов в Южной Сибири, взаимодействие тюрков с русским этносом, и в этом контексте рассматриваются также русско -телеутские отношения. Автор рассматривает включение аборигенного населения в состав государства через призму взаимного проникновения евразийских традиций российской государственности в социально-политические нормы автохтонных обществ Южной Сибири, сложившиеся там еще до прихода русских.
Этнической истории тюркоязычных народов Сибири посвятил работы этнограф Н.А. Томилов, больше внимания уделивший судьбе томских «выезжих телеутов» . Совместно с Д.А. Функом, занимающимся исследованием и сбором фольклорного материала преимущественно бачатских телеутов, позже они опубликовали монографию, посвященную изучению тюркских народов Сибири, где телеутам было уделено гораздо больше внимания .
В монографии «Двоеданничество в Сибири XVII - 60-е гг. XIX вв.» О.В. Боронин представил анализ взаимодействия России и Джунгарии в приграничных районах ЮгоЗападной Сибири, освещая историю телеутов в контексте феномена двоеданства .
Таким образом, история русско-телеутских отношений в XVII в. достаточно обширно представлена в историографии. Однако стоит отметить, что осталось еще немало неизученных и спорных вопросов, которые требуют всеобщего внимания.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой попытку системного анализа русско-телеутских отношениях в XVII в., в котором выявляются и уточняются модели взаимодействия русских и телеутов на основе последних исследований.
Объект исследования - политика Московского царства в Южной Сибири.
Предмет исследования - русско-телеутские отношения в XVII в.
Цель: выявить модели коммуникаций в русско -телеутских отношениях в XVII в.
Задачи:
1. Охарактеризовать социально-экономическое развитие «Телеутской землицы», рассмотреть ее политическое устройство в начале XVII в.
2. Определить место и роль «Телеутской землицы» в геополитических интересах Московского царства.
3. Выяснить причины «двоеданства» части телеутов.
4. Выявить факторы вхождения телеутов в состав Московского царства.
5. Дать анализ телеутских преданий о принятии подданства Москвы.
В настоящей работе рассматривается политика элиты в условиях потери собственной государственности и проблема выбора вариантов инкорпорации в состав других государств на примере русско-телеутских отношений XVII в.
Хронологические рамки обозначены преимущественно XVII в. К концу XVI - началу XVII вв. телеуты откочевали из Горного Алтая в Верхнее Приобье и затем вступили в контакты с русскими. Нижняя граница - 1604 г. - именно тогда телеуты под именем «белых калмыков» были впервые упомянуты в русских письменных источниках. Верхняя граница - конец XVII - начало XVIII вв. - связана с изменением аборигенной политики России и временем подчинения телеутских Больших улусов.
Территориальные рамки представлены Верхним Приобьем и Предгорьями Алтая, по обеим сторонам Оби.
Методологическая основа исследования включает в использование принцип историзма, позволяющего все явления рассматривать во всей сложности и противоречивости развития. В контексте тематики данной работы уместно использовать евразийскую концепцию освоения Сибири, где феномен евразийства понимается как результат синтеза культурных элементов народов Евразии . С приходом в Сибирь русские столкнулись с административной системой, схожей с их собственной, что можно объяснить влиянием политических традиций кочевых империй Центральной Азии. Это сходство и определило социокультурные формы взаимодействий между коренными народами и русскими в Сибири. Последние не внесли что-то принципиально новое во взаимоотношения с аборигенными народами, поскольку такой порядок функционировал на этих территориях еще до того, как они попали в сферу влияния Москвы. Поэтому можно считать, что в XVII в. русские и народы Сибири (кроме некоторых - чукчи, коряки) говорили на одном политическом языке .
При написании работы использовались следующие методы: историко
генетический, сравнительно-исторический, системный. С помощью историкогенетического метода была выявлена специфика зарождения и развития диалога между русскими и телеутами. Сравнительно-исторический метод позволил сравнить методы и средства, используемые в политике Московского царства и Джунгарии, а также выявить общее и особенное в судьбе телеутского народа. Системный метод помог определить основные проблемы и противоречия в вопросе влияния на территории, в которых проживали народы, выступавшие в качестве двоеданцев.
Источниковая база представлена несколькими группами источников.
В первую очередь к ним относится делопроизводственная документация. Среди них можно отметить такие материалы, как царские грамоты и наказы томским и кузнецким воеводам, отписки последних. Некоторая часть делопроизводственных источников была включена в публикации, среди которых можно отметить «Русско-монгольские отношения», «Международные отношения в Центральной Азии» .
Источники личного происхождения. Прежде всего речь о материалах участников Академических экспедиций XVIII в. (1733-1743; 1768-1774) . Существенный пласт исторических сведений о телеутах собран и опубликовал академик Г.Ф. Миллер, бегло осветив и тему русско-телеутских отношений в XVII в.
Изобразительные источники представлены картографическими материалами, прежде всего, «Чертежной книгой Сибири», составленной С.У. Ремезовым . В ней впервые были указаны места расселения всех телеутских групп. Кроме того, такие источники содержат важные сведения о восприятии территории Верхнего Приобья как составной части пространства Московского царства.
Устные источники. Преимущественно представлены легендами, мифами, записанными этнографами в XIX в. В первую очередь были рассмотрены фольклорные материалы, а именно исторические предания телеутов, опубликованные В.И. Вербицким, Г. Токмашевым, Н.П. Дыренковой .
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы основного текста, заключение, список источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность работы, выполняется историографический обзор по теме, дается характеристика особенностей предмета и объекта исследования, оговариваются методологические основы, объясняются использующиеся понятия.
Первая глава посвящена обзору истории телеутов в XVII в. Рассматривается политическая обстановка в Южной Сибири. Конкретно уделяется внимание внутреннему устройству «Телеутской землицы», ее роли в региональной политике.
Во второй главе представлен анализ положения телеутов до и после их вхождения в состав Российского государства. Глава включает в себя выявление причин и последствий распада «Телеутской землицы», раскрываются обстоятельства приобретения телеутами статуса двоеданцев в XVII в. Кроме того, рассматриваются факторы вхождения телеутов в состав России и их положение в статусе подданных.
В заключении подводятся итоги исследования, производится обобщение основных выводов по в каждой из глав.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогу изучения политики элиты в условиях потери собственной государственности и проблемы выбора вариантов инкорпорации в состав других государств на примере русско-телеутских отношений XVII в. были сделаны следующие выводы.
Политическая обстановка на территории Южной Сибири к началу XVII в. отличалась напряженностью и нестабильностью. Она определялась массовым потоком миграций аборигенного населения и характеризовалась сложным взаимодействием между, с одной стороны, различными местными этническими группами и, с другой - расширяющимися державами с северо-запада и юго-востока, соперничавшими за гегемонию в регионе и право собирать дань с коренных народов. Во многом складыванию такой ситуации способствовало отсутствие единого политического центра на данной территории из-за обособленности племен - их малочисленности и разрозненности, сложности географических условий. В ряду государств - соперников в борьбе за ясачное население - находились Московское царство, государство Алтын-ханов, Джунгарское ханство, «Телеутская землица», а также четыре киргизских княжества. С конца XVI в. некоторые народы Южной Сибири стали данниками Алтын-ханов, одновременно имея даннические отношения с киргизскими и телеутскими князьями. Затем с подобным намерением выступила Россия, а вслед за ней - Джунгария, конфликтуя в этом вопросе с первыми двумя державами. В попытках решить ясачный вопрос стороны нередко доходили до взаимных угроз и даже военных столкновений. Одновременно эти государства имели достаточно напряженные отношения с местными этносами в лице киргизской и телеутской знати ввиду того, что заявляли права на кыштымов последних. В свою очередь, телеуты и киргизы не могли справиться с разногласиями между собой по тому же ясачному вопросу. Следовательно, Южную Сибирь в XVII в. можно определить, как своеобразный запутанный клубок из противоречий, приведших к тому, что из субъектов политики местные народы становились ее объектом в ожесточенной борьбе более крупных игроков.
Телеуты, известные как «знатнейший народ Сибири», являлись одним из наиболее влиятельных народов Южной Сибири в XVII в. «Телеутская землица» представляла собой систему улусов, расположенную на территории Верхнего Приобья. Сформированная еще в Горном Алтае, общность телеутов вместе с другими родственными ей группами была отделена от единой телеуто-теленгитской макрообщности вследствие влияния потока миграций с юго-востока. Географические условия Горного Алтая и Верхнего Приобья определяли основу хозяйственной жизни телеутов: они занимались охотой, рыболовством, земледелием ремеслом и торговлей, преимущественно с русскими, но главное место занимало экстенсивное кочевое скотоводство, на почве которого сложилась социальная структура телеутского общества с довольно развитыми общественными отношениями. Она, в свою очередь, не являлась однородной, это можно проследить в наличии имущественного и общественного неравенства. Так, социальная иерархия в телеутском обществе проявлялась в существовании, с одной стороны, особых привилегированных кланов и, с другой - различных групп зависимого населения, однако и внутри этих категорий не было единства, что нередко приводило к острым противоречиям в телеутском обществе.
Отношения «Телеутской землицы» с Московским царством в первой половине столетия также не были просты. Устойчивые торговые связи, дипломатические миссии, взаимные набеги или совместные военные объединения против общего врага - все это имело место в русско-телеутских отношениях. Некоторые историки небезосновательно полагают, что связи телеутов с сибирской администрацией справедливо называть военнополитическим союзом, своеобразным партнерством. Такая форма взаимодействия имела место быть, однако при этом стоит учитывать, что правители могли воспринимать ее по- разному. В свою очередь, стоит отметить, что политика Москвы в отношении телеутов отличалась большой лояльностью и дальновидностью, что впоследствии привело к возникновению предпосылок для спонтанных телеутских переселений на русские земли.
Распад «Телеутской землицы» не проходил быстро и начался не после принятия «выезжими телеутами» подданства Москвы, а еще до их перехода. Он представлял собой многокомпонентное явление, обусловленное как внутренними социально-экономическими проблемами и политическими противоречиями, так и внешними геополитическими изменениями, в условиях которых различные социальные группы могли иметь разные интересы и стратегии выживания. Сложные отношения внутри «Телеутской землицы» в итоге вылились в разделение населения, причем это разделение произошло не по социальному происхождению и не по родовому признаку. Как видно, отношения внутри улуса, как и русско-телеутские отношения, во многом определялись позицией не только элиты, но и военной части телеутского общества, часть которой - вопреки воле правителей принимала русское подданство. Этнополитическая рыхлость «Телеутской землицы» стала определяющим фактором для утраты ею не только влияния в регионе, но и собственной независимости. Подобная недооформленность показала себя тогда, когда во главе улуса не оказалось влиятельной политической фигуры вроде Абака, поскольку по большей части за ее счет «Телеутская землица» могла оставаться единой, что в целом не является чем-то новым и подобное явление встречалось, например, в истории Русского государства . Складывание такой ситуации оказалось на руку для государств - России и Джунгарии - до этого соперничавших с телеутами за ясачное население, послужив возможностью для вмешательства во внутренние дела телеутского общества, чтобы в конце концов обратить не только телеутских кыштымов, но и самих телеутов в своих данников.
Все это способствовало постепенному изменению геополитической обстановки, в которой «Телеутская землица» становилась буферной зоной в контексте русско- джунгарских отношений, что определило ее место в системе южносибирского двоеданства, которое длительное время сохраняло относительно стабильную социально-политическую ситуацию и создавало иллюзию сильных соперников, пока Джунгария не сошла с политической арены. В рамках института кыштымства, существовавшего в Сибири еще задолго до прихода туда русских, предполагались такие отношения между двумя сторонами, когда одна из них находится в подчинении и выплачивает дань своему сюзерену. Интересно, что расстановка сил в данном регионе сложилась таким образом, что боровшиеся за влияние государства одновременно ставили в положение кыштымов одни и те же группы аборигенного населения. И в этом контексте выдвигается еще один вариант взаимодействия русских с телеутами, когда последние находились в зависимом состоянии и от Москвы, и от Джунгарии. Возникновение и продолжительное существование данного феномена подпитывалось тем, что противоборствующие стороны имели примерно равные силы в регионе, и телеуты находились в таком состоянии наряду с другими коренными народами Южной и Западной части Сибири, некоторые из которых могли выплачивать дань даже трем или нескольким сюзеренам. Постепенно к концу XVII в. усиление России и Джунгарии трансформировало систему двоеданства от «многополюсного» состояния к «двуполюсному», которая просуществовала до второй половины XVIII в. и в дальнейшем нашла свое воплощение уже в русско-китайских отношениях. А пока, в условиях зависимого положения, телеутам приходилось лавировать и искать пути для выживания. Общим для всех телеутов стала их неспособность сопротивляться давлению держав, особенным - то, что они неизбежно вставали перед выбором - разделить судьбу Джунгарии, либо же принять подданство Москвы. В конце концов принятое ими решение в дальнейшем покажет, в чью пользу закончится борьба между двумя сильными соперниками, однако неоспоримым остается факт, что в этой борьбе некогда единый и влиятельный в Южной Сибири народ навсегда разделится.
В этой связи важно обратить внимание на факт добровольного принятия телеутами московского подданства, что дало начало еще одной модели русско-телеутских отношений, прочно установившейся и определившей дальнейший вектор их коммуникации. Сочетание внутренних разногласий в «Телеутской землице» и внешнего фактора в виде давления Джунгарии и политики Московского царства породили феномен «выезжих телеутов». Со стороны телеутов обстоятельства дальнейшего их вхождения в состав России нашли свое отражения во многих телеутских исторических преданиях, не отличавшихся достоверностью, но по-своему объяснявших данный процесс и иллюстрировавших остроту раскола в телеутском обществе. В государственной системе России телеуты занимали не последнее место, о чем свидетельствует факт уплаты льготного ясака, возможность заменить его военной службой. С одной стороны, такая система не противоречила ментальным установкам телеутов, а русским, с другой стороны, она позволяла за их счет решать свои проблемы.
Таким образом, задачи были решены в полном объеме, а поставленная цель достигнута. В заключение можно отметить, что русско-телеутские отношения имели противоречивый характер, его многовекторность подчеркивается как множественными военными столкновениями между ними, так и отправками взаимных посольств, формированием постоянных торговых связей. На протяжении XVII столетия имели место разные модели коммуникаций между русскими и телеутами, которые были уместны в зависимости от внутреннего состояния этносов, а также внешнеполитической расстановки сил. В отношении Московского царства телеуты примеряли на себя роли политических партнеров, противников, зависимых и подданных. Определялись отношения между русскими и телеутами во многом внутренним состоянием общества «Телеутской землицы», где влияние имела не только знать, но и часть военных, с подачи которой некоторые телеуты, несмотря на позицию основной части населения


1. Указ Президента РФ от 15.06.1996 № 909 «Об утверждении Концепции
государственной национальной политики Российской Федерации» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 98489/ (Дата обращения:
20.03.2024 г.).
2. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (Дата обращения: 20.03.2024 г.).
3. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. Т. 5. Национальный состав
и владение языками // Федеральная служба государственной статистики. - 2022. - URL:
https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom5_Nacionalnyj_sostav_i_vladenie_yazykami (Дата обращения: 19.02.2024 г.).
4. Миллер Г.Ф. История Сибири / Г.Ф. Миллер. - М.; Л.: АН СССР, 1937. - Т. 1. - 607 с.
5. Миллер Г.Ф. История Сибири / Г.Ф. Миллер. - М.; Л.: АН СССР, 1937. - Т. 2. - 637 с.
6. Фишер И.Э. Сибирская история с самаго открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием / И.Э. Фишер. - СПб. : Имп. академия наук, 1774. - 631 с.
7. Русско-монгольские отношения, 1607-1636: сборник документов / Сост. Л.М. Гатауллина, М.И. Гольман, Г.И. Слесарчук; Отв. ред.: И.Я. Златкин, Н.В. Устюгов. - М.: Издательство восточной литературы, 1959. - 352 с.
8. Гуревич Б.П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII - первой половине XIX в. / Б.П. Гуревич. - М.: Наука, 1983. - 312 с.
9. Патканов С.К. О приросте инородческого населения Сибири / С,К. Патканов. - СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1911. - 210 с.
10. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей / И.Г. Георги. - СПб.: Императорская Академия Наук, 1799. 4 т.
11. Паллас П.С Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-Петербургской императорской академии наук: в 3 ч.: в 5 кн. - Репринтное издание 1773-1778 гг. - СПб.: Альфарет, 2007.
12. Фальк И.П. Записки путешествия 1768-1774 гг. / И.П. Фальк // Полное собрание ученых путешествий по России. - СПб., 1824. - Т. VI. - 546 с.
13. Гельмерсен Г.П. Телецкое озеро и телеуты Восточного Алтая // Горный журнал.
- СПб., 1840. - Ч. 1. Книга 1. - С. 41-61.
14. де Геннин В. Описание Уральских и Сибирских заводов. 1735 / В. де Геннин ; предисл. М.А. Павлова. - Москва : Государственное издательство «История заводов», 1937. — 656, [7] с., 8 л. отд. сброшюров. табл. : ил., табл.
15. Пугачев А. древнейший документ о нашем городе // Томск, март-июнь 1946 года.
- Томск, 1946. - С. 138-142.
..70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ