Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы проявления профессионального выгорания 8
1.1 Синдром профессионального выгорания 8
1.2 Особенности профессионального выгорания менеджеров в сфере общественного
питания 12
1.3 Ключевые показатели эффективности предприятий в сфере общественного питания
(индустрии гостеприимства) 18
1.4 Инструменты и методы сбора обратной связи от сотрудников предприятий в сфере
общественного питания (индустрии гостеприимства) 19
1.5 Методы коррекции и профилактики синдрома профессионального выгорания у
менеджеров в сфере общественного питания 20
2 Описание исследуемого предприятия 31
2.1 Характеристика гриль-бара «Харди-Гарди» 31
3 Эмпирическое исследование профессионального выгорания у менеджеров в сфере
общественного питания гриль-бара «Харди Гарди» 34
3.1 Опрос менеджеров в сфере общественного питания гриль-бара «Харди Гарди» об
особенностях синдрома профессионального выгорания 34
3.2 Специфика профессионального выгорания у менеджеров в сфере общественного
питания гриль-бара «Харди Гарди» 44
3.3 Оценка гриль-бара «Харди Гарди» в области управления персоналом 56
3.4 Исследование ценностных ориентаций менеджеров гриль-бара «Харди Гарди» как
возможность профилактики профессионального выгорания 58
4 Рекомендации по улучшению качества деятельности менеджеров в сфере
общественного питания гриль-бара «Харди Гарди» 71
4.1 Улучшение качества деятельности менеджеров в сфере общественного питания гриль-бара «Харди Гарди» для профилактики профессионального выгорания 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А 79
Опрос менеджеров в сфере общественного питания гриль-бара «Харди Гарди» 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
Диагностика профессионального выгорания менеджеров в сфере общественного питания гриль-бара «Харди Гарди» 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В 82
Диагностика ценностных ориентаций менеджеров в сфере общественного питания гриль-бара «Харди Гарди» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 88
График отпусков для менеджеров в сфере общественного питания гриль-бара «Харди
Гарди» 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 89
График работы для сотрудников гриль-бара «Харди Гарди» 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 90
График ежедневных брифингов для менеджеров в сфере общественного питания гриль-бара «Харди Гарди»
Актуальность исследования. Сегодня профессиональное выгорание в рамках профессиональной деятельности человека набирает все большую актуальность. Это связано с тем, что оно имеет ряд негативных последствий для физического и психологического здоровья специалистов, профессиональное выгорание нарушает межличностные контакты и способствует тому, что формируются установки по отношению к профессиональной деятельности и снижают ее качество и продуктивность.
Профессиональное выгорание охватывает множество критических аспектов жизнедеятельности сотрудника, такие как психосоматическое здоровье сотрудника, а также его физическое здоровье. Нарушение психосоматического здоровья специалиста проявляется в виде хронических стрессовых ситуаций, депрессивных расстройств, а также в виде различных психосоматических заболеваний, таких как артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка, мигрень и тд. Также профессиональное выгорание у сотрудников существенно влияет на ухудшение качества делового общения, нарастание конфликтности, что в конечном итоге приводит к разрушению командности и снижению эффективности и стабильности работы специалиста.
Кроме того, профессиональное выгорание сотрудников существенно влияет на профессиональную мотивацию специалиста: формируются негативные установки к работе, теряется интерес к профессиональной деятельности, снижается качество выполняемой работы, проявляется формальное отношение к своим профессиональным обязанностям, пропадает энтузиазм и вовлеченность сотрудника. Из-за этого закономерно снижается производительность труда, растет количество брака, ошибок, увеличиваются сроки выполнения поставленных задач. Как следствие, это ведет к существенным экономическим и репутационным потерям организации.
Профессиональная деятельность является одним из самых важных и даже фундаментальных аспектов человеческое жизни, которая определяет как материальное благополучие человека, так и его психологическое состояние. При этом, профессиональная деятельность может оказывать на личность позитивное воздействие, предоставляя возможность для самореализации и самоактуализации, когда сотрудник может реализовать свой собственный потенциал и добиваться новых результатов. Эта деятельность предоставляет сотруднику широкие возможности для обучения, карьерного роста и улучшения материального благосостояния, дает возможность для создания новых социальных связей. Однако, профессиональная деятельность может также нести и негативное воздействие, ведя к различным формам профессиональной дезадаптации.
Синдром выгорания представляет собой серьезное профессиональное расстройство, которое развивается постепенно и оказывает комплексное негативное воздействие на специалиста. Это состояние характеризуется постепенным истощением эмоциональных ресурсов человека, что приводит к существенным изменениям как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Профессиональная эффективность значительно страдает при развитии данного синдрома. Специалист начинает испытывать трудности с концентрацией внимания, теряет интерес к работе, его продуктивность заметно снижается. Личностные изменения при эмоциональном выгорании проявляются в виде повышенной раздражительности, цинизма по отношению к работе и коллегам, потери смысла профессиональной деятельности. Человек может начать испытывать хроническую усталость даже после полноценного отдыха, что существенно влияет на его общее качество жизни.
Исследования профессионального выгорания представлены в научной литературе как зарубежных, так и отечественных ученых. Зарубежная научная школа внесла значительный вклад в понимание механизмов формирования и развития профессионального выгорания. Одним из первых исследователей, описавших данный феномен, стал Х.Дж. Фрейденбергер, который ввел сам термин “выгорание” и описал его основные характеристики. К. Маслач и С. Джексон разработали комплексную модель выгорания. Современные зарубежные исследователи, такие как Дж. Гринберг, Б. Перлман и Е.А. Хартман, продолжают развивать теорию выгорания, уделяя особое внимание факторам риска и защитным механизмам. Отечественная психологическая наука также внесла существенный вклад в изучение профессионального выгорания. В.В. Бойко разработал оригинальную концепцию выгорания, включающую три фазы развития синдрома и систему его диагностики. О.И. Бабич исследовала особенности профессионального выгорания в различных профессиональных группах и предложила методы его профилактики. Современные российские ученые продолжают развивать теорию и практику работы с профессиональным выгоранием. В.Е. Орел изучает взаимосвязи между личностными особенностями и склонностью к выгоранию, Н.Е. Водопьянова исследует организационные факторы, способствующие развитию выгорания, а Е.С. Старченкова разрабатывает методы психологической коррекции данного состояния. Н.В. Самоукина внесла значительный вклад в изучение профилактических мер и стратегий преодоления профессионального выгорания. Современные исследования направлены на разработку комплексных программ профилактики и коррекции профессионального выгорания, учитывающих как индивидуальные особенности личности, так и организационные условия труда. Особое внимание уделяется разработке методов ранней диагностики выгорания и созданию эффективных механизмов его предупреждения на различных уровнях: индивидуальном, групповом и организационном.
...
Проблема улучшения процесса управления персоналом в сфере общественного питания стоит остро и обусловливается действием некоторых неблагоприятных факторов, связанных с профессиональным выгоранием:
• специфика работы менеджера: сложность социального общения, ненормированный рабочий день, большое количество обязанностей у работников и т.д.;
• большое психоэмоциональное напряжение: разноплановые стрессовые ситуации при выполнении служебных обязанностей и необходимость мгновенного реагирования на них, при этом необходимо соблюдать правила этики и морали, быть собранным, вежливым, контролировать свои действия и поведение, а не только ситуацию и т.д.
Подводя итоги проведенного исследования профессионального выгорания в рамках опроса сотрудников гриль-бара «Харди Гарди», нами были сделаны выводы:
1. Большая часть респондентов отметили две основные причины выгорания среди сотрудников: монотонность и чрезмерные нагрузки.
2. Большая часть респондентов отметили два основных способа борьбы с выгоранием: поддержка внутри коллектива и профессиональный рост.
В рамках проведенного SWOT-анализа было выявлено, что гриль-бар «Харди Гарди» относится к бирюзовой компании, поэтому большинство сотрудников стремится к более свободному графику. Свободный график позволяет более эффективно совмещать рабочую и личную жизнь, что, в свою очередь, позитивно влияет на эмоциональный фон сотрудника. Также многим сотрудникам важно получать поддержку и внимание внутри компании. Чувство признания, важности, внимания являются мощными мотиваторами к большей склонности к выполнению поставленных задач эффективнее и качественнее. Профессиональный рост и тренинги способствуют не только профессиональному, но и личностному развитию сотрудника, которые, в свою очередь, помогают сотруднику развиваться внутри компании и повышают интерес к выбранной специальности. Поэтому мы пришли к выводу о том, что руководитель или компания может существенно снизить риски выгорания и появления стресса у сотрудников путем внедрения гибкого графика работы, который позволит сотрудникам планировать свое время и находить баланс между профессиональными обязанностями и личной жизнью, проведения регулярных тренингов и программ обучения, направленных на развитие профессиональных навыков и эмоционального интеллекта сотрудников, создание системы внутренней поддержки, включающей психологическую помощь, программы наставничества и регулярные сессии обратной связи. такой комплексный подход к решению проблемы выгорания позволит не только снизить уровень стресса среди сотрудников, но и повысить их работоспособность и лояльность к компании.
Профессиональное выгорание у менеджеров гриль-бара «Харди Гарди» в сфере общественного питания проявляется преимущественно через эмоциональное истощение, которое снижает производительность, ухудшает качество обслуживания клиентов. Деперсонализация усиливает циничное отношение к клиентам и коллегам, что ведет к конфликтам, потере лояльности клиентов и эмоциональной отстраненности, повышающей текучесть кадров. Отсутствие профессиональной успешности усугубляет выгорание: менеджеры теряют мотивацию, становятся неуверенными в решениях, что ухудшает управление командой, обостряет конфликты и снижает качество работы. В совокупности эти факторы создают цикл, где снижение эффективности управления усиливает текучесть кадров, а ухудшение сервиса негативно влияет на репутацию заведения.
Выявлено значительное расхождение между субъективной оценкой менеджеров и объективными данными диагностики: 51,9% опрошенных отмечают у себя признаки выгорания, тогда как 96,6% демонстрируют их по результатам исследования. Это указывает на низкую осознанность проблемы среди сотрудников - многие не распознают симптомы или недооценивают их серьёзность, что требует внедрения регулярного мониторинга выгорания и образовательных программ для менеджеров.
1. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания [Текст]/ О. И. Бабич. - Иркутск: ИПКРО, 2011. - 172 с.
2. Барабонова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания [Текст]/ М.В. Барабонова//Вестник МГУ - 2020. Серия 14. - №1. - С.54-55.
3. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2023. - 271 с.
4. Бойко В. В. Синдром «профессионального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] /
B. В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с.
6. Василевская Е.А. Психологическая поддержка педагогов в состоянии эмоционального выгорания [Текст]: Автореф. дисс. . ..канд. психол. наук. / Е.А. Василевская - Самара, 2020. - 23 с.
7. Водопьянова Н. Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека [Текст]/ Н. Е. Водопьянова // Вестн. СПбГУ. - 2009. - Вып. 2, сер. 12. - С. 75-87.
8. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
9. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания»: диагностика и профилактика [Текст]/ Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
10. Воробьева В.В. Исследование факторов синдрома эмоционального выгорания и способы его коррекции (на примере преподавателей Медицинского института) [Текст]/В.В. Воробьева, О.А. Родионова//Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2020. - № 8. - С. 1082-1084.
11. Деева О. В. Диаграммы В. Паретто - основа управления качеством / О. В. Деева, Л. А. Редько // Современные тенденции и инновации в науке и производстве : Материалы IX международной научно-практической конференции, Междуреченск, 15 апреля 2020 года. - Междуреченск: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, 2020. - EDN GHMMJD
12. Домрачева С. А. Изучение эмоционального выгорания педагогов [Текст] //
C. А. Домрачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - Т 18. - С. 71-75.
13. Журавлева Г. Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности и способы его профилактики [Текст] / Г. Журавлева // Народ. образование, 2008. - № 5. - С. 114-120.
14. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога [Текст]: Учебное пособие / И.И. Зарецкая. - (2-е изд., перераб., доп.) - М.: АПКиППРО, 2020 - 116с.
15. Иванова Л. А. Профессиональное выгорание педагога [Текст] / Л. А. Иванова. // Молодой ученый. - 2021. - № 1 (105). - С. 709-711.
16. Гречищева Л.С. Профессиональное «Выгорание» педагога [Текст] / Л.С. Гречищева, О.А. Хорошева, С.П. Игнатова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2020. - №1. - С. 112-119.
... всего 44 источников