ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация 3
Введение 3
1. Коренные малочисленные народы как административно-правовая категория 5
1.1 Международно-правовое определение «коренных малочисленных народов» 5
1.2 Зарубежный опыт административно-правового регулирования положения
коренных народов (на примере США и Канады) 10
1.2.1 Канада 10
1.2.2 Соединенные Штаты Америки 13
1.3 Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в
Российской Федерации 14
1.4 Административно-правовое регулирование положения коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации 21
2 Государственная поддержка коренных малочисленных народов Севера на муниципальном уровне (на примере Томской области) 26
2.1 Состав и современное состояние коренных малочисленных народов Томской
области 26
2.1.1 Государственное регулирование вопросов, связанных с коренными
малочисленными народами, в Томской области 26
2.1.2 Численность представителей коренных малочисленных народов в Томской
области и динамика их изменения 28
2.1.3 Краткая характеристика коренных малочисленных народов Томской области 29
2.1.3.1 Селькупы 29
2.1.3.2 Ханты 30
2.1.3.3 Кеты 31
2.1.3.4 Чулымцы 31
2.1.3.5 Эвенки 32
2.1.4 Союзы и ассоциации коренных малочисленных народов в томской области 33
2.1.4.1 Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Томской области «Колта-куп» 33
2.2 Программы и мероприятия по поддержке и развитию коренных малочисленных
народов (на примере Томской области) 36
2.3 Проблемы и перспективы развития коренных малочисленных народов Томской
области 46
Заключение 53
Список использованной литературы 61
Российская Федерация является многонациональным государством, в котором проживают более 190 народов. Из числа этих народов законодательство Российской Федерации выделяет коренные малочисленные народы в отдельную социальную группу населения, которая нуждается в особой государственной защите и государственной поддержке.
Актуальность вопроса государственной поддержки и развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (на примере Томской области) определяет направления исследования данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Томской области.
Предмет исследования - механизмы государственной поддержки и развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Томской области.
Цель исследования - анализ государственной поддержки и развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на примере Томской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Дать определение понятиям «народ», «коренной народ» и «коренной малочисленный народ».
• Анализ международной практики государственной поддержки на примере Канады и Соединенных Штатов Америки.
• Анализ механизмов государственного регулирования вопросов, связанных с коренными малочисленными народами, в Российской Федерации (законодательство, состав и численность коренных малочисленных народов).
• Анализ применения механизмов государственного регулирования вопросов, связанных с коренными малочисленными народами, в Томской области (законодательство, состав и численность коренных малочисленных народов).
• Анализ проблем, с которыми сталкиваются коренные малочисленные народы в Томской области.
В данной работе используются такие методы: сравнительный, классификационный, аналитический.
В качестве источников в работе используются законодательство Российской Федерации, Канады и США, международные правовые документы, а также научные работы разных авторов.
Работа состоит из введения, двух глав, семи разделов, заключения и списка литературы
Подводя итоги, стоит отметить основные моменты работы.
Как субъект международного права, «народ» официально был признан в 1945 году в результате закрепления принципа «равноправия и самоопределения народов» в Уставе ООН. Устав ООН дал толчок к развитию и становлению прочих прав народов. Но несмотря на это, международное сообщество до сих пор не приняло одного конкретного определения термина «народ».
В международной юридической литературе классификация народов приводится на основе условий развития и истории по следующим критериям:
1. Этнос. В этом критерии выделяют племя, народность и нацию.
2. Категория. В этом критерии выделяют коренные (малочисленные и
государствообразующие), национальные меньшинства, колониальные,
разделенные.
3. Раса. В этом критерии выделяют черную, белую и желтую расы. Также выделяется красная раса, к которой относятся американские индейцы, несмотря на то, что цвет кожи ее представителей имеет разный цвет, в зависимости от места проживания.
Понятие коренного народа является понятием международного права. Различные коренные народы проживают по всей нашей планете, в разных странах и на разных континентах, относятся к разным расам и этносам, исповедуют множество различных религий и ведут, каждый свой, образ жизни. Согласно данным ООН в мире насчитывается около 300 - 350 миллионов представителей коренных народов, которые проживают в 72 странах. Около 70% из них приходится на страны Азии, в основном Индия, Ирак и Иран. Несмотря на то, что на данный момент отсутствует общепринятое определение коренного народа, отправной точкой его создания является рабочее определение, представленное в ООН и сформулированное специальным докладчиком по проблеме дискриминации коренного населения Хосе Мартинесом Кобо для Подкомиссии ООН по предупреждению и дискриминации и защите меньшинств. Согласно представленному Кобо определению, «коренной народ - это коренные общины, народы и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, которые существовали до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развивались на своих собственных территориях, считающие себя отличающимися от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на части этих территорий. Они составляют слои общества, не являющиеся доминирующими, и хотят сохранять, развивать и передавать будущим поколениям территорию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа в соответствии со своими собственными культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами».
На сегодняшний день в Российской Федерации в статье 1 Федерального закона от 30.04.1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» четко закреплено понятие коренного народа: «Коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническим общностями».
После анализа практики других стран мы приходим к следующим выводам.
Канада является государством, основанным на федеративных началах. Канада является многонациональной страной, что отражено на конституционном уровне.
В статье 91 Конституционного акта от 1867 года закреплено, что индейцы и земли, зарезервированные за ними, относятся к юрисдикции федерального Парламента. При этом канадское право делит индейцев на «статусных» и «не статусных». На основании статьи 2 Индейского акта, статусными признаются индейцы, которые отвечают требованиям Индейского акта и являются зарегистрированными в качестве таковых.
Основным актом федерального уровня, регулирующим конституционно-правовой статус индейских сообществ и земель, зарезервированных за ними, является Индейский акт. Резервации принадлежат британскому монарху и предоставлены для использования соответствующим племенам. При этом генерал -губернатор может установить любые цели использования земель в интересах индейского сообщества (ст. 18 Акта).
В Соединенных Штатах существует 573 федерально признанных племенных правительства. Эти племена имеют право формировать свои собственные правительства, обеспечивать соблюдение законов (гражданских и уголовных) на своих землях, облагать налогами, устанавливать требования к членству, л ицензировать и регулировать деятельность, принимать и исключать лиц из племенных территорий. Ограничения на племенные полномочия включают те же ограничения, которые применяются к государствам. Штаты могут признавать определенные индейские объединения, даже если федеральное правительство не признает. Федеральные законы признают племенные правительства как особый вид индейской суверенной власти. Конгресс принял это для защиты индейских групп от государственной власти.
Существуют многочисленные федеральные законы, касающиеся прав индейцев, такие как Закон о реорганизации коренного населения и Закон о гражданских правах коренного населения (также известный как Индейский билль о правах).
Что касается РФ, то стоит отметь тот факт, что за время существования нашего государства, в разные этапы его развития действия государственной власти по отношению к коренным малочисленных народам Севера постоянно менялись - начиная от политики невмешательства и консервации традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных народов в дореволюционный период до попыток полной интеграции и модернизации традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов в советский период, вплоть до фактически полного игнорирования особенностей уклада жизнедеятельности коренных малочисленных народов в постсоветское время. При рассмотрении вопроса об развитии отношений и действий государственной власти в сторону коренных малочисленных народов можно выделить три основных этапа - имперский, советский и современный.
На современном этапе Российская Федерация - это многонациональное государство, в котором проживают более 190 народов. Из числа этих народов законодательство Российской Федерации выделяет коренные малочисленные народы в отдельную социальную группу населения, которая нуждается в особой государственной защите и государственной поддержке. В Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации включено 46 коренных малочисленных народов.
Из указанных в Едином перечне 46 коренных малочисленных народов 39 народов имеют особый правовой статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в отношении которых Правительством Российской Федерации принята и реализуется государственная политика устойчивого развития.
К остальным коренным малочисленным народам относятся:
• абазины
• бесермяне
• водь
• ижорцы
• нагайбаки
• сету (сето)
• шапсуги
Вышеуказанные малочисленные народы не проживают в циркумполярной зоне, но также пользуются особыми правами в сфере сохранения этнической самобытности, социального обеспечения, сохранения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.
Исходя из данных Всероссийской переписи населения 2010 года численность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока составляет 257 895 человек.
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации сохраняют традиции ведения традиционного образа жизни, связанного с кочевым хозяйствованием и традиционным природопользованием, и представляют собой сохранившиеся до сегодняшнего дня древние сообщества охотников, рыболовов, собирателей и оленеводов. Традиционные виды хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера являются основой их традиционного образа жизни, важнейшим условием сохранения самобытной культуры и языка. Вследствие особой уязвимости традиционного образа жизни и среды обитания коренным малочисленным народам Севера в соответствии с российским законодательством гарантирован особый правовой статус и приоритетность пользования природными ресурсами.
Статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в первую очередь закрепляется и регулируется:
а) Федеральные законы:
1. Закон Российской Федерации от 25октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 сентября 1992 года № 3612-1;
3. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
4. Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;
5. Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;
6. Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»
7. Федеральный закон от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»;
8. Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
б) Акты главы государства:
1. Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1992 года № 397 «О неотложных мерах по за-щите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
i. в) Акты высшего федерального органа исполнительной власти:
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности»;
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718 «О федеральной целевой программе “Укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России (2014-2020 годы)”».
г) Региональные законы.
Региональное законодательство о коренный малочисленных народах определяет свои основные направления развития основываясь на федеральном законодательстве. Оно регулирует:
1. гарантии прав коренных малочисленных народов
2. общности коренных малочисленных народов
3. вопросы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования
4. языки народов
5. культуру
6. народные художественные промыслы
7. культурно-национальные автономии
8. вопросы сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
9. окружающую среды
10. природные комплексы
11. использование и охрана отдельных природных объектов
Региональное законодательство достаточно подробно закрепляет права и обязанности всех участников отношений, возникающие в процессе правовой защиты законных интересов коренных малочисленных народов. Этот подход является полностью оправданным, так как позволяет субъектам Российской Федерации выполнять возложенные на них функции и полномочия по защите прав коренных малочисленных народов.
Согласно Закону от 4 марта 2010 года № 27-ОЗ «О коренных малочисленных народах в Томской области», коренные малочисленные народы в Томской области - это коренные малочисленные народы, проживающие в Томской области на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;
По данным на 2010 год в Томской области проживает 2 339 представителей коренных малочисленных народов.
В Томской области на сегодняшний день действуют следующие наиболее крупные союзы и ассоциации коренных малочисленных народов:
1. Томская региональная общественная организация "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Томской области "Колта Куп"
2. Парабельская районная общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Колдэл куп» («Обской человек»)
3. Томская региональная общественная организация «Союз коренных малочисленных народов Севера Томской области»
4. Местная общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Коргытсок (Медвежий мыс)» Каргасокского района Томской области
Основные направления государственной политики в области поддержки и развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока закреплены в «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», которая была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года № 132-р.
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в отношении деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения устойчивого развития малочисленных народов Севера.
Целью Концепции является создание в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социальноэкономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1. сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.
2. развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.
3. повышение качества жизни малочисленных народов Севера до среднероссийского уровня.
4. создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера, в том числе путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня.
5. повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей.
6. содействие развитию общин и других форм самоуправления малочисленных народов Севера.
7. сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера.
В целом, несмотря на то, что Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов была принята еще в далеком 2009 году, за десять лет в жизни этих народов не особо много было изменений. По-прежнему остается множество серьезных проблем, которые однозначно требуют решения. Из семи задач, закрепленных Концепцией, в полной мере не была решена ни одна задача. Безусловно, медленными шагами, государственные органы продвигаются к их решению, но им бы не помешало немного ускориться, так как на реализацию Концепции у них осталось всего пять с половиной лет. На данный момент трудно однозначно сказать, будут ли все задачи реализованы на территории Томской области.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12 декабря 1993 г. : (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 23.05.2019).
2. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ : (с изм. от 27 июня 2018 г.) // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2019. - http://base.garant.ru/180406 (дата обращения: 23.05.2019).
3. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 07 мая 2001 г. № 49-ФЗ : (с изм. от 31 декабря 2014 г.) // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2019. - http://base.garant.ru/12122856 (дата обращения: 23.05.2019).
4. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ : (с изм. от 27 июня 2018 г.) // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2019. - http://base.garant.ru/182356 (дата обращения: 23.05.2019).
5. О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 : (с изм . от 25 августа 2015 г.) // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2019. - http://base.garant.ru/181870 (дата обращения: 23.05.2019).
6. О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 04 февраля 2009 г. № 132-р // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. -
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84814 (дата обращения: 23.05.2019).
7. О коренных малочисленных народах в Томской области [Электронный ресурс] :
закон Томской области от 04 марта 2010 г. № 27-ОЗ : (с изм. от 13 апреля 2015 г.) // Техэксперт : профессиональные справочные системы. - Электрон. дан. - [СПб. ; М.], 2019. -
http://docs.cntd.ru/document/951833380 (дата обращения: 23.05.2019).
8. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в Томской области [Электронный ресурс] : закон Томской области от 15 ноября 2013 г. № 188-ОЗ : (с изм. от 01 сентября 2017 г.) // Техэксперт : профессиональные справочные системы. - Электрон. дан. - [СПб. ; М.], 2019. - URL: http://docs.cntd.ru/document/467909882 (дата обращения: 02.06.2019).
9. Об образовании в Томской области [Электронный ресурс] : закон Томской области
от 12 августа 2013 г. № 149-ОЗ : (с изм. от 14 марта 2019 г.) // Техэксперт : профессиональные справочные системы. - Электрон. дан. - [СПб. ; М.], 2019. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/467907997 (дата обращения: 02.06.2019).
10. Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в Томской области [Электронный ресурс] : закон Томской области от 13 августа 2010 г. № 155-ОЗ : (с изм. от 10 сентября 2018 г.) // Техэксперт : профессиональные справочные системы. - Электрон. дан. - [СПб. ; М.], 2019.
- http://docs.cntd.ru/document/951836750 (дата обращения: 02.06.2019).
11. Об охране окружающей среды в Томской области [Электронный ресурс] : закон Томской области от 10 июля 2007 г. № 134-ОЗ : (с изм. от 13 ноября 2018 г.) // Техэксперт : профессиональные справочные системы. - Электрон. дан. - [СПб. ; М.], 2019. - URL: http://docs.cntd.ru/document/951820730 (дата обращения: 02.06.2019).
12. Canadian Charter of Rights and Freedoms 1982 [Электронный ресурс] // Justice Laws
Website : справ. правовая система. - Электрон. дан. - Canada., 2019. -
https://lois.justice.gc.ca/eng/Const/page-15.html (дата обращения: 23.05.2019).
13. Constitution Act 1867 [Электронный ресурс] // Justice Laws Website : справ. правовая система. - Электрон. дан. - Canada., 2019. - https://lois.justice.gc.ca/eng/Const/page-1.html (дата обращения: 23.05.2019).
14. О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и
полуплеменной образ жизни, в независимых странах [Электронный ресурс] : Конвенция Международной Организации Труда от 26 июня 1957 г. № 107 // Международное право : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. -
http://www.conventions.ru/view_base.php?id=287 (дата обращения: 23.05.2019).
15. О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах [Электронный ресурс] : Конвенция Международной Организации Труда от 27 июня 1989 г. № 169 // Международное право : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019.
- http://www.conventions.ru/view_base.php?id=90 (дата обращения: 23.05.2019).
..35