Введение 3
1. Теоретические основы изучения взаимосвязи сочувствия к себе как один из
показателей эмоционального интеллекта у наркозависимых 7
1.1. Концепция сочувственного отношения к себе: компоненты самосострадания, научное обоснование, психотерапия сочувствием к себе 7
1.2. Эмоциональный интеллект: определение, описание, основные параметры и характеристики 14
1.3. Наркотическая зависимость как форма аддиктивного поведения: факторы и этапы формирования, лечение и реабилитация 21
2. Экспериментальное исследование особенности сочувствия к себе как один
из показателей эмоционального интеллекта у наркозависимых 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Исследование показателей эмоционального интеллекта, сострадания к
себе и наркотической зависимости: описание первичных результатов исследования, анализ и интерпретация данных 49
2.3 Психосемантический анализ зависимого поведения: описание качественного исследования 59
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложение А Методика: «Эмоциональный интеллект» (автор: Люсин Д. В.) 72
Приложение Б Методика «Сочувствие к себе» (авто: Кристин Нефф) 75
Приложение В Методика: «Интегрированный тест на выявление приверженности аддикции и аддиктивному поведению» (авторы: Теленов М. Г., Телепова Н. Н.) 76
Приложение Г Ранги для шкал аддиктивности и эмоционального интеллекта в соответствии с уровнем сочувствия к себе 78
Приложение Д Расчет медиации 80
Человек не может быть ответственным за возникновение своей болезни, однако он несет ответственность за свое выздоровление. Эта мысль актуальна в контексте проблемы наркозависимости. Многие начинают употреблять наркотики по тем же причинам: из любопытства, желания испытать что-то новое, под давлением окружающих. Процесс формирования и нарастания зависимости опирается на биологические механизмы, и противостоять им бывает весьма сложно. Однако процесс восстановления от этого недуга варьируется в зависимости от конкретного человека. Эта индивидуальность подчеркивает необходимость использования разнообразных методов лечения со стороны специалистов, чтобы обеспечить персонализированный подход в соответствующих психокоррекционных процедурах. Это позволяет каждому пациенту получить наилучшие возможности для успешного выздоровления.
Внедрение инновационных методов психологической коррекции зависимого поведения требует тщательного анализа теоретических основ до начала непосредственного исследования их результативности. Для того чтобы установить ключевые области для изучения, необходимо проанализировать существующие данные о психологических эффектах употребления психоактивных веществ.
Прежде всего, из-за зависимого поведения индивид упускает нормальные этапы эмоционального развития. Это происходит потому, что необходимость в усилиях для управления своими эмоциями исчезает - индивид может достичь этого через употребление веществ. В результате эмоциональный рост останавливается. Следовательно, эмоциональный интеллект становится одним из фундаментальных компонентов восстановления зависимой личности. Существуют исследования, които показывают, что в ходе реабилитации возможно развитие эмоционального интеллекта у людей с зависимостями, благодаря методам, ориентированным на эмоциональную сферу. Целенаправленные интервенции для работы с эмоциями наркозависимых способствуют общему повышению уровня их эмоционального интеллекта.
Таким образом, эмоциональный интеллект является одной из ключевых «терапевтических целей» в реабилитации людей с химической зависимостью. Исследования в данной области продолжаются, изучаются наиболее действенные подходы.
Вообще, практика самосострадания может включать в себя различные методы, такие как медитация, ведение дневников и психологическое консультирование. Эти техники помогают людям осознать свои негативные мысли и эмоции, не поддаваясь критике или самообвинению. Вместо этого, акцент смещается на принятие своих недостатков и уязвимостей, что, в свою очередь, способствует созданию более здоровой внутренней атмосферы. Исследования показывают, что такие подходы могут значительно снизить уровень стресса и тревожности у людей, страдающих от зависимости.
Сострадание к себе также формирует более глубокие социальные связи, которые играют важную роль в процессе реабилитации. Поддержка окружающих, основанная на понимании и принятии, может обеспечить выздоравливающим необходимую эмоциональную опору. Это создает безопасную среду, где человек может открыто делиться своими чувствами и переживаниями, что снижает риск рецидива.
Учитывая все вышесказанное, важно внедрять программы обучения самосостраданию в реабилитационные курсы, направленные на зависимых. Участие в таких программах может стать ключевым фактором в успешном восстановлении и поддержании трезвой жизни. Таким образом, работа над развитием сострадания к себе становится неотъемлемой частью программы реабилитации.
В целом, самосострадание помогает трансформировать негативные эмоции в более позитивное состояние, позволяет более четко осознать ситуацию, в которой оказался человек, и предпринять действия, которые изменят себя и окружающую среду соответствующим и эффективным образом [18, с. 26]. По этой причине самосострадание может быть важным аспектом эмоционального интеллекта, который включает в себя способность отслеживать собственные эмоции и умело использовать эту информацию для руководства своим мышлением и действиями [12, с. 49].
Актуальность. В условиях цифровизации и доступности информации, предостерегающие меры становятся более актуальными, чем когда-либо. Обучение молодежи о рисках наркозависимости и формирование здоровых привычек должны стать приоритетными задачами для образовательных учреждений и семей. Необходимы комплексные программы профилактики, которые способны не только информировать о последствиях употребления наркотиков, но и развивать навыки критического мышления и устойчивости к внешним влияниям.
Еще одной важной составляющей в борьбе с наркозависимостью является сотрудничество между различными государственными и частными организациями. Совместные усилия всех заинтересованных сторон могут привести к созданию эффективных механизмов контроля и борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Интернете. Внедрение передовых технологий анализа данных и мониторинга онлайн- контента позволит оперативно реагировать на новые угрозы и предотвращать распространение наркотиков среди молодежи.
Кроме того, стоит обратить внимание на доступность ресурсов для лечения и поддержки наркозависимых. Многие больные не обращаются за помощью из -за стигматизации и страха осуждения. Общество должно создать дружелюбную среду, где лечение и реабилитация будут восприниматься как нормальная практика. Это позволит уменьшить количество наркозависимых и снизить уровень преступности, связанной с наркоторговлей.
Проблема заключается в недостатке исследований сочувствия к себе как метода психологической коррекции химических зависимостей при том, что существуют исследования сочувствия к себе, демонстрирующие потенциал данной концепции при работе с рядом психических расстройств. Также можно выделить необходимость создания интегративной психотерапии для обеспечения наркозависимых эффективным комплексом методов из арсенала разных психотерапевтических моделей. В таком случае есть возможность учесть индивидуальную, психодинамическую и нозологическую специфику отдельного зависимого человека.
Исходя из вышесказанного, цель данного исследования: определение сочувствие к себе как один из показателей эмоционального интеллекта у наркозависимых.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: сочувствие к себе в системе взаимосвязей
эмоционального интеллекта и наркотической зависимости.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть концепцию сочувственного отношения к себе: компоненты самосострадания, научное обоснование, психотерапия сочувствием к себе;
2. Изучит понятия эмоциональный интеллект: определение, описание,
основные параметры и характеристики;
3. Проанализировать наркотическую зависимость как форма аддиктивного поведения: факторы и этапы формирования, лечение и реабилитация;
4. Осуществить эмпирическое исследование особенностей сочувствия к себе как один из показателей эмоционального интеллекта у наркозависимых;
5. Провести статистический анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
Основная гипотеза исследования: существует взаимосвязь сочувствия к себе с эмоциональным интеллектом и выраженностью наркотической зависимости.
Теоретико-методологическими основаниями работы стали модели эмоционального интеллекта (Г. Олпорт, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, П. Саловей и Дж. Майер, Д. Карузо, Д. Люсин), труды по аддиктологии (Гофман А.Г., Менделевич В.Д., Анохина И.П.) и работы по состраданию к себе (К. Нефф, П. Гилберт).
Методы исследования:
— теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение
психологической литературы по проблеме исследования.
— практические: методика: «Эмоциональный интеллект» (автор: Люсин Д. В.) методика «Сочувствие к себе» (авто: Кристин Нефф); методика: «Интегрированный тест на выявление приверженности аддикции и аддиктивному поведению» (авторы: Теленов М. Г., Телепова Н. Н.),
— математические методы обработки результатов - описательная статистика, сравнительный анализ
Выборочная совокупность исследования состоит из 103 человек, 92% из которых употребляли наркотические вещества. Среди респондентов 62 женщины и 41 мужчина. Возраст от 16 до 38 лет, средний возраст 24,9 года со стандартным отклонением 6,2 года.
Теоретическая значимость работы состоит в подготовленной характеристике теоретических аспектов концепции сочувствия к себе в системе взаимосвязей эмоционального интеллекта и наркотической зависимости, что позволит на более высоком уровне проводить исследования по данным темам.
Практическая значимость работы заключается в определении потенциала использования концепции сочувствия к себе для психологической коррекции наркозависимости, расширении методов психологических реабилитационных мероприятий.
Научная новизна работы состоит в том, что концепция сочувствия к себе еще не изучалась как способ развития эмоционального интеллекта и как инструмент психологической коррекции наркозависимости в отечественных исследованиях, а зарубежные исследования не предоставляют достаточное количество данных.
Выпускная квалификационная работа изложена на 73 листах, состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая), включающих в себя в сумме 6 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы (37 пунктов) и 5 приложений.
В результате проведенного исследования была достигнута его цель - определение сочувствия к себе в системе взаимосвязей эмоционального интеллекта и выраженности наркозависимости. Были доказаны связи и описаны их особенности. В ходе выполнения поставленных задач были сформулированы следующие выводы:
— На данный момент есть различные подходы к пониманию сущности
эмоционального интеллекта. В настоящем исследовании доминировал подход Д. В. Люсина к данной структуре. Анализ литературных источников позволил определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей, а именно как способность понимания своих и чужих эмоций и способность управления своими и чужими эмоциями.
— Анализ литературы по аддиктологии, по особенностям химических
аддикций привел к выводу о том, что несмотря на то, что причины, протекание, особенности наркотической зависимости обширно изучены, присутствует проблема на этапе лечения, в основном относительно психологических мероприятий по коррекции аддиктивного поведения. Наркомания является химической аддикцией, и нарушения происходят на биологическом уровне. Однако медицинского способа, направленного на преодоление влечения к наркотику, которое имеет место и после лечения абстинентного синдрома, на данный момент не существует, поэтому данная задача лежит в области психологии.
— Сочувствие к себе является основным положением, которое применяется в
терапии, фокусированной на сострадании. Самосострадание в себя такие компоненты, как доброе отношение к себе и своим неудачам, осознание общности с человечеством и внимательное осознанное отношение к своим мыслям и чувствам в противовес самокритике, самоизоляции и чрезмерной идентификации с мыслями и чувствами. Психотерапия, основанная на сочувствии к себе, является не только дополнением к когнитивно-поведенческой психотерапии, но и самостоятельным эффективным направлением при работе с разными видами психических расстройств.
Тогда справедливо предположить, что концепция сочувствия к себе может быть эффективной при работе с наркозависимыми, в частности, для развития эмоционального интеллекта, который у данной категории людей обычно снижен или снижается по мере прогрессирования зависимости.
Статистические методы исследования показали следующее:
— Эмоциональный интеллект, в особенности его внутриличностный
компонент, действительно связан с выраженностью наркозависимости. Оказалось, что чем ниже эмоциональный интеллект, тем более выражена наркозависимость.
— Сочувствие к себе имеет значимую связь с эмоциональным интеллектом и с
наркотической зависимостью. У людей, имеющих низкий уровень сочувствия к себе, также низкий эмоциональный интеллект и высокая степень выраженности наркозависимости. Соответственно, и наоборот - для высокого уровня сочувствия к себе свойственен высокий эмоциональный интеллект и низкая степень или невыраженность наркозависимости.
— Сочувствие к себе является медиатором и опосредует связь между
эмоциональным интеллектом и наркозависимостью. То есть, когда в связь между эмоциональным интеллектом и наркотической аддикцией включается такой компонент, как сочувствие к себе, то он забирает эффект на себя.
Психосемантический анализ показал, что многие люди видят в наркотическом опьянении единственный способ справиться с невыносимым психоэмоциональным состоянием. Также отмечалась сверхценность получаемого удовольствия от ПАВ, вера в подлинность эмоций, которые они приносят. Большинству респондентов стыдно признаваться в своей зависимости, они испытывают к себе отвращение в таких ситуациях и не верят в возможность получения помощи или поддержки. При этом, были и те участники, которые гордятся своим употреблением, считая это интересной и важной частью своей жизни. Важно отметить, что отношение к своей зависимости не зависело от степени наркомании.
Полученные выводы вносят вклад в определения сочувствия к себе в системе взаимосвязей эмоционального интеллекта и наркотической зависимости. Был подтверждён дефицит внутриличностного компонента эмоционального интеллекта у наркозависимых и обнаружен дефицит сочувственного отношения к себе, которое и способствует вышеописанной связи. Такой результат демонстрирует потенциал использования методов, направленных на развитие сочувствия к себе при психологической работе с наркозависимыми.
1. Адылов, Д. У. Наркомания и пути её профилактики / Д.У. Адылов. - Фрунзе: Кргызстан, 1989. - 24 с.
2. Айзенк Г. Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы Психологии. - 1995. - № 1. - С.111-131.
3. Анохина И. П. Основные биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ: Руководство для врачей / И. П. Анохина ; под ред. Н.Н. Иванца. - 2-е изд. — М. : МИА, 2008. - С. 71-79
4. Бабаян, Э. А., Гонопольский, М. Х. Наркология / Э.А. иБабаян, М.Х. Гонопольский. - М.: Медицина, 2020. — 336 с.
5. Балцевич, В А., Бурова, С. М., Воднеева, А. К. Семья и молодёжь: профилактика отклоняющегося поведения / В.А. Балцевич, С.М. Бурова, А.К. Воднеева. - Минск: Университетское, 2019. — 144 с.
6. Березин, С. В., Лисецкий, К. С. Психология ранней наркомании / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. - М.: МПА, 2020.
7. Березин, С. В., Лисецкий, К. С., Назаров, Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров. - М.: МПА, 2021.
8. Березин, С. В., Лисецкий, К. С. Наркомания глазами семейного психолога / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. - СПБ.: Речь, 2020. - 240с.
9. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь - справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2023. - 528 с.
10. Белышева О. И. Эмоциональный интеллект как «терапевтическая мишень» реабилитации химически зависимых людей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8, № 1А. - С. 258-264
11. Бухановский А. О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика / А. О. Бухановский, А. С. Андреев, О. А. Бухановская. - Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ Феникс, 2022. - 35 с.
12. Ваисов, С. Б. Наркотическая и алкогольная зависимость: практическое руководство по реабилитации детей и подростков / С. Б. Ваисов. - СПб.: Наука и техника, 2023. - 272 с.
13. Валентик, Ю. В., Булатников, А. Н. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами / Ю.В. Валентик, А.Н. Булатников. - М.: Просвещение, 2024. - 220 с.
14. Вёрмсер, Л. Компульсивность и конфликт. Различие между описанием и объяснением при лечении аддиктивного поведения / Л. Вёрсмен. - М.: Класс, 2021. - 240 с.
15. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войкунский // Психологический журнал. - 2021. - № 1. - С. 90-100.
..37