ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТАНЦОРОВ НАПРАВЛЕНИЯ К-РОР COVER DANCE В ТОМСКЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 Танцевальная культура, как объект социально-антропологических исследований . 8
1.1 Танец: основные исследовательские подходы 8
1.2 K-pop: история возникновения, признаки, особенности 9
1.3 K-pop cover dance как неотъемлемая часть k-pop культуры 14
Глава 2 Гендер: социальный пол 22
2.1 Пол и гендер - это не одно и то же 22
2.2 Основные гендерные подходы и теории 24
2.3 Понятие «гендерная идентичность»: основные исследовательские подходы к
определению 28
Глава 3 Гендерное самовыражение танцоров направления k-pop cover dance 33
3.1 Анализ интервью и включенного наблюдения 33
3.2 Автоэтнография (k-pop cover dance своими глазами) 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ A 54
ПРИЛОЖЕНИЕ B
Глава 1 Танцевальная культура, как объект социально-антропологических исследований . 8
1.1 Танец: основные исследовательские подходы 8
1.2 K-pop: история возникновения, признаки, особенности 9
1.3 K-pop cover dance как неотъемлемая часть k-pop культуры 14
Глава 2 Гендер: социальный пол 22
2.1 Пол и гендер - это не одно и то же 22
2.2 Основные гендерные подходы и теории 24
2.3 Понятие «гендерная идентичность»: основные исследовательские подходы к
определению 28
Глава 3 Гендерное самовыражение танцоров направления k-pop cover dance 33
3.1 Анализ интервью и включенного наблюдения 33
3.2 Автоэтнография (k-pop cover dance своими глазами) 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ A 54
ПРИЛОЖЕНИЕ B
Гендерные отношения составляют один из важнейших аспектов социальной и культурной жизни общества. В настоящее время, наблюдается рост интереса к гендерным исследованиям, который объясняется изменением взглядов на традиционные гендерные установки и роль мужчины или женщины в обществе. Гендерный подход основан на идее о том, что важно не биологическое или физическое различие между полами, а культурное и социальное значение, придает то или иное сообщество.
Танцевальная культура является одной из тех сфер, в которой конструируется гендер и предполагает социализацию личности, в том числе и освоение гендерных ролей. Гендерные роли меняются и можно наблюдать появление всё большего числа гендеров, не подчинённых стандартным социальным представлениям.
Суть проблемы, поставленной в данном исследовании, состоит в выяснении того, насколько в танцевальной культуре развиты гендерные установки и воспроизводятся ли они в повседневной жизни танцора (нормы поведения, внешний образ индивида).
В настоящее время существует дихотомия в стилях танца. Одни виды танцев характеризуются как «мужские», а другие как «женские». Однако, хотелось бы отметить направление k-pop cover dance, в котором присутствует смешение феминных и маскулинных признаков. K-pop cover dance - кавер-версия авторского танца корейских исполнителей в исполнении другого коллектива со стопроцентной точностью передачи пластики и техники танца, а самые продвинутые даже копируют стили и костюмы исполнителей. Основной спецификой является то, что возникает вопрос ролевых моделей, которые так или иначе могут перекладываться на жизнь танцора. В этой связи исследование гендерной идентичности считается весьма актуальной темой, так как современная молодежь активная и танцующая, а танец может выступать и как субкультура, как способ самовыражения.
Гендерная репрезентация, или гендерное самовыражение (англ. gender expression) - набор характеристик, с помощью которых человек заявляет обществу о своём «гендере», и который также заложен в костюме. Визуальное сопровождение (внешний вид, макияж, поведение) являются инструментом выражения личности.
Можно предположить, что закладываемые в k-pop cover dance модели поведения приводят к формированию определенных паттернов, которые оказывают влияние на процессы социализации и взаимоотношения с противоположным полом.
Понятие «гендер» не имеет единого определения в научном знании. Однако, наиболее подходящим для своего исследования считаю следующую точку зрения: гендер - это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой.
Раскрывая эту проблему более подробно, необходимо упомянуть о теории социального конструирования, которая базируется на исследованиях Г. Гарфинкеля, и теории гендерного дисплея, предложенной И. Гофманом. Российские сторонники теории Е. Здравомыслова и А. А. Темкина подвергают сомнению биологическое обоснование, в отношениях между мужчинами и женщинами в рамках социальных институтов, организаций.
Теория социального конструирования гендера базируется на следующих положениях: 1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами на уровне их сознания, принятия заданных обществом норм и ролей.
В работе «Исследование гендера в лингвистических научных дисциплинах» А.В. Кирилина отмечает следующее:
1. Гендер - продукт развития культуры и общества, он институционализован и ритуализирован.
2. Как и любой социокультурный конструкт, гендер не является статичным, он динамичен и может меняться со временем.
3. Гендерность также делится на гендерные роли (маскулинность и феминность). Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых норм поведения.
Объектом исследования в данной работе выступают танцевальные коллективы направления «k-pop cover dance» в Томске. Предмет исследования - влияние k-pop сообщества на гендерную идентичность танцоров.
Цель работы состоит в исследовании особенностей конструирования и предъявления гендерной идентичности танцоров направления k-pop cover dance. Далее сформулируем задачи:
1. Выявить причины популярности k-pop и особенности танцевального направления k-pop cover dance.
2. Рассмотреть подходы к понятию «гендера» и «гендерная идентичность» в гуманитарных исследованиях.
3. Сделать этнографическое описание изучаемого сообщества и описать гендерные роли k-pop танцоров г. Томска.
В данном исследовании были использованы следующие методы: полуструктурированное интервью, включенное наблюдение, автоэтнография, фото и видео-фиксации.
Выбор этих методов обусловили следующие обстоятельства:
Во - первых, полуструктурированное интервью, так как считаю, что именно оно наиболее точно дает нам информацию. С одной стороны, небольшой гайд вопросов, который находится у исследователя помогает получить ответы на интересуемые тебя вопросы. С другой стороны, отсутствие жесткой структуры интервью раскрепощает респондента и позволяет узнать дополнительную, важную информацию.
Во - вторых, включенное наблюдение является основным методом в социальной антропологии. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото-и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников сообщества и т.д.). В данном исследовании я изучаю k-pop cover dance сообщество непосредственно изнутри - танцуя. Фотографии выступают одновременно как иллюстрация и визуальная репрезентация. Мы можем наблюдать не только внешний вид танцора, но и образ самого сообщества, к которому он принадлежит.
В - третьих, для моего исследования я считаю необходимым провести самоанализ, который входит в метод автоэтнографии. Данный метод ставит в центр внимания опыт самого антрополога. Помимо того, что антрополог описывает и изучает определенную культуру через ее членов, он может также представить самого себя в качестве конструкта. В этом случае сам исследователь выступает как субъект происходящего, где осмысляя себя, свой жизненный опыт, он может лучше понимать других людей.
Таким образом, с одной стороны, рассмотрим взаимодействие людей между собой и их нормы поведения. С другой стороны, подтвердим искажение реальности через гендерные стереотипы.
Танцевальная культура является одной из тех сфер, в которой конструируется гендер и предполагает социализацию личности, в том числе и освоение гендерных ролей. Гендерные роли меняются и можно наблюдать появление всё большего числа гендеров, не подчинённых стандартным социальным представлениям.
Суть проблемы, поставленной в данном исследовании, состоит в выяснении того, насколько в танцевальной культуре развиты гендерные установки и воспроизводятся ли они в повседневной жизни танцора (нормы поведения, внешний образ индивида).
В настоящее время существует дихотомия в стилях танца. Одни виды танцев характеризуются как «мужские», а другие как «женские». Однако, хотелось бы отметить направление k-pop cover dance, в котором присутствует смешение феминных и маскулинных признаков. K-pop cover dance - кавер-версия авторского танца корейских исполнителей в исполнении другого коллектива со стопроцентной точностью передачи пластики и техники танца, а самые продвинутые даже копируют стили и костюмы исполнителей. Основной спецификой является то, что возникает вопрос ролевых моделей, которые так или иначе могут перекладываться на жизнь танцора. В этой связи исследование гендерной идентичности считается весьма актуальной темой, так как современная молодежь активная и танцующая, а танец может выступать и как субкультура, как способ самовыражения.
Гендерная репрезентация, или гендерное самовыражение (англ. gender expression) - набор характеристик, с помощью которых человек заявляет обществу о своём «гендере», и который также заложен в костюме. Визуальное сопровождение (внешний вид, макияж, поведение) являются инструментом выражения личности.
Можно предположить, что закладываемые в k-pop cover dance модели поведения приводят к формированию определенных паттернов, которые оказывают влияние на процессы социализации и взаимоотношения с противоположным полом.
Понятие «гендер» не имеет единого определения в научном знании. Однако, наиболее подходящим для своего исследования считаю следующую точку зрения: гендер - это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой.
Раскрывая эту проблему более подробно, необходимо упомянуть о теории социального конструирования, которая базируется на исследованиях Г. Гарфинкеля, и теории гендерного дисплея, предложенной И. Гофманом. Российские сторонники теории Е. Здравомыслова и А. А. Темкина подвергают сомнению биологическое обоснование, в отношениях между мужчинами и женщинами в рамках социальных институтов, организаций.
Теория социального конструирования гендера базируется на следующих положениях: 1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами на уровне их сознания, принятия заданных обществом норм и ролей.
В работе «Исследование гендера в лингвистических научных дисциплинах» А.В. Кирилина отмечает следующее:
1. Гендер - продукт развития культуры и общества, он институционализован и ритуализирован.
2. Как и любой социокультурный конструкт, гендер не является статичным, он динамичен и может меняться со временем.
3. Гендерность также делится на гендерные роли (маскулинность и феминность). Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых норм поведения.
Объектом исследования в данной работе выступают танцевальные коллективы направления «k-pop cover dance» в Томске. Предмет исследования - влияние k-pop сообщества на гендерную идентичность танцоров.
Цель работы состоит в исследовании особенностей конструирования и предъявления гендерной идентичности танцоров направления k-pop cover dance. Далее сформулируем задачи:
1. Выявить причины популярности k-pop и особенности танцевального направления k-pop cover dance.
2. Рассмотреть подходы к понятию «гендера» и «гендерная идентичность» в гуманитарных исследованиях.
3. Сделать этнографическое описание изучаемого сообщества и описать гендерные роли k-pop танцоров г. Томска.
В данном исследовании были использованы следующие методы: полуструктурированное интервью, включенное наблюдение, автоэтнография, фото и видео-фиксации.
Выбор этих методов обусловили следующие обстоятельства:
Во - первых, полуструктурированное интервью, так как считаю, что именно оно наиболее точно дает нам информацию. С одной стороны, небольшой гайд вопросов, который находится у исследователя помогает получить ответы на интересуемые тебя вопросы. С другой стороны, отсутствие жесткой структуры интервью раскрепощает респондента и позволяет узнать дополнительную, важную информацию.
Во - вторых, включенное наблюдение является основным методом в социальной антропологии. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото-и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников сообщества и т.д.). В данном исследовании я изучаю k-pop cover dance сообщество непосредственно изнутри - танцуя. Фотографии выступают одновременно как иллюстрация и визуальная репрезентация. Мы можем наблюдать не только внешний вид танцора, но и образ самого сообщества, к которому он принадлежит.
В - третьих, для моего исследования я считаю необходимым провести самоанализ, который входит в метод автоэтнографии. Данный метод ставит в центр внимания опыт самого антрополога. Помимо того, что антрополог описывает и изучает определенную культуру через ее членов, он может также представить самого себя в качестве конструкта. В этом случае сам исследователь выступает как субъект происходящего, где осмысляя себя, свой жизненный опыт, он может лучше понимать других людей.
Таким образом, с одной стороны, рассмотрим взаимодействие людей между собой и их нормы поведения. С другой стороны, подтвердим искажение реальности через гендерные стереотипы.
Данная работа, по моему мнению, смогла приблизиться к достижению поставленной цели, сформулированной как характеристика особенностей конструирования и проявления гендерной идентичности у танцоров k-pop cover dance. В ходе исследования были решены поставленные в начале работы задачи и сделаны соответствующие выводы. Исследуя данную субкультуру, объединенную системами понятий, языком, схожей идентификацией, были рассмотрены такие понятия, как «k-pop», «k-pop cover dance», «гендер», «гендерная идентичность», а также описаны классические и современные гендерные теории.
Также было сделано этнографическое описание танцоров k-pop cover dance сообщества в Томске.
Далее тезисно сформулирую основные выводы, которые можно сделать по итогам теоретического и эмпирического исследования.
1. В k-pop cover dance существует общий набор понятий для описания того, что такое танец, чем он характеризуется и какие особенности имеет данное сообщество. Можно наблюдать, что русская молодежь поддерживает идеи корейской молодежи на тему гендерных ролей и положения мужчины или женщины в обществе. Танцоры относятся к теме ЛГБТ толерантно, не проявляют неприязнь. Это еще раз подчеркивает, что гендерные рамки стираются в данном сообществе.
2. Хотелось бы отметить, что примеряя на себя различные образы в k-pop cover dance, человек получает возможность изучить способы конструирования идентичности на основе опыта разных персонажей. Понять, из каких элементов выстраивается образ, как он воздействует на самоощущение и поведение. Таким образом, освоенные инструменты используются танцорами для построения себя и поиска собственного уникального места в мире.
3. Сочетание маскулинных и феминных признаков гендерной идентичности в k-pop сообществе среди танцоров, независимо от половой принадлежности, проявляет высокую согласованность. Таким образом, это дает некоторые преимущества в адаптации к жизни в современном обществе, чем стандартное распределение половых ролей.
4. Психологические трудности в k-pop cover dance - второстепенная проблема. Танцоры выделяют больше технические моменты в танце (синхронность, техника), нежели гендерные аспекты.
5. Агендерная тенценция в k-pop cover dance. Она транслирует нам информацию о роде принадлежности к определенной субкультуре, виде деятельности, личных ценностях, не зависящие от половой принадлежности. Мы можем наблюдать агендерность через игнорирование традиционных гендерных систем, и в образе, где проявляются внегендерные характеристики.
6. Смена стиля. Выбор одежды определяется не биологическими особенностями тела, а особенностями взглядов, деятельности (k-pop cover dance). Это становится попыткой танцоров найти свой способ самовыражения. Внешний облик становится проявлением гендерной гибкости в той или иной ситуации.
7. Подражание в k-pop сообществе среди новичков - быстрый способ влиться в k- pop среду. Танцоры с яркой внешностью, похожие на айдолов привлекают подростков.
8. Наличие не одной, а нескольких гендерных ролей среди k-pop танцоров. В данном исследовании, это следующая классификация: бигендер, гендер-бендинг, гендерквир, гендерфлюид, дрэг-квин/кинг, цисгендер.
Таким образом, подтверждается влияние гендерных установок в k-pop cover dance на гендерную идентичность танцора, но степень воздействия определяется индивидуально.
Также было сделано этнографическое описание танцоров k-pop cover dance сообщества в Томске.
Далее тезисно сформулирую основные выводы, которые можно сделать по итогам теоретического и эмпирического исследования.
1. В k-pop cover dance существует общий набор понятий для описания того, что такое танец, чем он характеризуется и какие особенности имеет данное сообщество. Можно наблюдать, что русская молодежь поддерживает идеи корейской молодежи на тему гендерных ролей и положения мужчины или женщины в обществе. Танцоры относятся к теме ЛГБТ толерантно, не проявляют неприязнь. Это еще раз подчеркивает, что гендерные рамки стираются в данном сообществе.
2. Хотелось бы отметить, что примеряя на себя различные образы в k-pop cover dance, человек получает возможность изучить способы конструирования идентичности на основе опыта разных персонажей. Понять, из каких элементов выстраивается образ, как он воздействует на самоощущение и поведение. Таким образом, освоенные инструменты используются танцорами для построения себя и поиска собственного уникального места в мире.
3. Сочетание маскулинных и феминных признаков гендерной идентичности в k-pop сообществе среди танцоров, независимо от половой принадлежности, проявляет высокую согласованность. Таким образом, это дает некоторые преимущества в адаптации к жизни в современном обществе, чем стандартное распределение половых ролей.
4. Психологические трудности в k-pop cover dance - второстепенная проблема. Танцоры выделяют больше технические моменты в танце (синхронность, техника), нежели гендерные аспекты.
5. Агендерная тенценция в k-pop cover dance. Она транслирует нам информацию о роде принадлежности к определенной субкультуре, виде деятельности, личных ценностях, не зависящие от половой принадлежности. Мы можем наблюдать агендерность через игнорирование традиционных гендерных систем, и в образе, где проявляются внегендерные характеристики.
6. Смена стиля. Выбор одежды определяется не биологическими особенностями тела, а особенностями взглядов, деятельности (k-pop cover dance). Это становится попыткой танцоров найти свой способ самовыражения. Внешний облик становится проявлением гендерной гибкости в той или иной ситуации.
7. Подражание в k-pop сообществе среди новичков - быстрый способ влиться в k- pop среду. Танцоры с яркой внешностью, похожие на айдолов привлекают подростков.
8. Наличие не одной, а нескольких гендерных ролей среди k-pop танцоров. В данном исследовании, это следующая классификация: бигендер, гендер-бендинг, гендерквир, гендерфлюид, дрэг-квин/кинг, цисгендер.
Таким образом, подтверждается влияние гендерных установок в k-pop cover dance на гендерную идентичность танцора, но степень воздействия определяется индивидуально.



