Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ТИПА РЕЧИ «РАССУЖДЕНИЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Работа №18778

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
677
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1 Лингвометодические основы изучения типа речи «рассуждение» на уроках
русского языка в начальных классах 7
1.1 Текст как основное лингвистическое понятие методики силнпвераразвития речи 7
1.2 Рассуждение как тип речи 18
2 Работа над типом речи «рассуждение» на уроках русского языка в начальных классах 26
2.1 Обзор методической литературы, анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы Л.В. Занкова в аспекте работы над
типом речи «рассуждение» 26
2.2 Упражнения для работы над типом речи «рассуждение» 38
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А Фрагменты уроков для работы над типом речи «рассуждение»:
из опыта работы учителей начальных классов 52

Актуальность исследования. Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь, и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Проблема эффективной речи особенно актуальна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Умение убеждать, обосновывать собственное мнение необходимо как в общественной жизни, так и в быту. Умение рассуждать является важнейшим обще учебным умением, оно необходимо детям для овладения материалом школьных программ, при изучении большинства предметов, когда ученикам приходится делать выводы, выявлять причинно-следственные и условно-следственные связи, сравнивать, приводить доказательства, устанавливать истинность или ложность определенных суждений, обобщать. Это умение связано с овладением текстом типа рассуждения. Общеизвестно, что именно этот тип текста вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, которые проявляются в отсутствии аргументации, в использовании слабых, недостаточно весомых доказательств, в шаблонности построения текста, в подмене рассуждения повествованием. В методике слабо разработан вопрос обучения рассуждению в начальных классах. Поэтому одной важнейших задач на современном этапе обучения младших школьников считаем формирование умения создавать тексты- рассуждения.
Цель исследования: выявить упражнения, направленные на
формирование у младших школьников понятия «рассуждение» как типа речи.
Объект исследования: процесс изучения типа речи «рассуждение» на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: упражнения для работы над типом речи «рассуждение» на уроках русского языка в начальных классах.
Задачи исследования:
1. Изучить текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи.
2. Раскрыть особенности рассуждения как типа речи.
3. Сделать обзор методической литературы и проанализировать программу и учебники по русскому языку образовательной системы Л.В. Занкова в аспекте работы над типом текста «рассуждение».
4. Подобрать упражнения для работы над типом речи «рассуждение»
Методологическая основа исследования: работы Н.С. Валгиной, Л.И
Каминой, О.А. Нечаевой, Т.А Ладыженской, М.С Соловейчик и др.
Методы исследования: анализ лингвистической, методической, учебной литературы в рамках темы исследования.
Практическая значимость исследования заключается в подборе упражнений, которые помогут учащимся усвоить признаки понятия типа речи «рассуждение». Этот дидактический материал могут использовать учителя начальных классов в своей работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понятие текста является основным понятием методики развития связной речи учащихся. В науке понятие «текст» имеет множество трактовок. В рамках нашего исследования мы соглашаемся с трактовкой Н.С. Валгиной: «Текст - объединенная по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность». У текста имеется классическая структура - начало, средняя часть, концовка. Части текста следуют в определенной логической последовательности друг за другом, не могут быть произвольно переставлены местами, имеют свои опознавательные признаки, языковые средства.
Овладение понятием «текст» в начальной школе предполагает практическое усвоение учащимися основных признаков понятия: текст состоит из двух или нескольких предложений, текст имеет: тему и основную мысль, передающий их заголовок, четкую структуру (начало, основная часть, концовка),предложения в тексте между собой связаны.
У школьников должны быть сформированы следующие текстовые умения: понимать тему текста и раскрывать ее в своем высказывании; понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей; располагать предложения в нужной последовательности и связывать их между собой.
Рассуждение - это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение; рассуждение - это логическое изложение материала в форме доказательства.
В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.
Рассуждение составляется в ходе логически последовательных ответов на вопросы: почему? зачем? в чем смысл?
Этот тип речи имеет свои отличительные признаки.
В рассуждении обязательны две смысловые части, которые взаимообусловлены. Первая часть - это то, что объясняется, доказывается, а вторая - это само объяснение, доказательство. Изложение того, что объясняется, доказывается, требует в рассуждении обязательного присутствия объяснения, доказательства.
Композиция рассуждения чаще всего строится так: вслед за введением, подготавливающим слушателя к восприятию проблемы, выдвигается тезис, затем идут доказательства в его пользу и вывод. Возможно и иное построение рассуждения: вначале идут доказательства, а затем уже вывод, который и становится тезисом рассуждения. Структура рассуждения не является жесткой, так как доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связей и отношений реального мира.
Этот тип текста вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, так как дети допускают ряд ошибок как логического, так и речевого характера. Умение рассуждать начинает формироваться у детей в дошкольном возрасте и поэтому нужно работать над рассуждением уже с первоклассниками. Работа над развитием речи через рассуждение в начальной школе является одним из методов развития и воспитания ребенка, потому что при изложении высказывания он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем приводить доказательства, объяснения, правильно формулировать свои идеи, обосновывать вывод. Формирование каждого из названных умений требует определенных упражнений.
В данной работе была предложена система упражнений для работы над текстом простейшего рассуждения. Работа над рассуждением не только способствует лучшему пониманию его особенностей (и языковых, и структурных), но и позволяет учащимся ориентироваться в различных типах текста. Рассуждение выделяется нами особо в общей системе обучения синтаксису текста, поскольку доминирующей функцией в младшем школьном



I. Волгина Н.С. Теория текста : учеб.пособие. Москва: Логос, 2003.
4. Иванов С.В, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы Русский язык :в 2ч.Ч.2/- Москва: Вентана-Графф,2003- 160 с.
5. Иванов С.В, А.О, Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В Петленко, В.Ю Романова. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений Русский язык : В 2ч.- Ч.2: Вентана-Граф,2004.-160 с.
6. Ерастов Н.П. Культура связной речи. - Москва: Сфера, 2008. - 123с.
7. Камин Л.И., Крылова О.Л., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - Москва: Сфера, 2009.
8. Кузнецова М.И. Русский язык: Учебно-справочные материалы для 1-4 классов / М.И. Кузнецова Санкт Петербург : Просвещение, 2011.-158 с.
9. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. - Москва: Педагогика, 2007.
10. Любина Г.П. Детская речь. Москва: Мнемозина, 2012. - 123с.
II. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. / М.Р Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Москва: Академия, 2007.-464 с.
12. Методика преподавания русского языка: учебное пособие для студентов пед. институтов./ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. - Москва: Просвещение, 2009.
13. Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. - 1978. - №2. - С. 6.
14. Образовательная система Л.В. Занкова: Научныедостижения и нравственные уроки /М.В. Богуславский// Известия Волгоградского педагогического института. - 2009. - №4. - С. 151-153.
15. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе /под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. Москва: Просвещение, 2010.
16. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. Москва: Просвещение, 2010.
17. Поляков А.В. Русский язык: Учебник для 1 класса. - Москва: Просвещение, 2013.
18. Поляков А.В. Русский язык: Учебник для 2 класса (1 часть). - Москва: Просвещение, 2012
19. Поляков А.В. Русский язык: Учебник для 3 класса (2 часть). - Москва: Просвещение, 2013.
20. Полякова А.В. Программа «Русский язык» // Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - Самара, 2007.
21. Примерные программы по учебным предметам / под ред. Л.П. Савельевой. Москва: Просвещение, 2010.
22. Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальной школе. - Москва: Педагогика, 2012.
23. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; под ред. М.С. Соловейчик. - 3-е изд. - Москва: Издательский центр «Академия», 2012.
24. Соловейчик М.С. Абзац как часть текста // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. - 2012. - №5. - С. 249.
25. Соловейчик М.С. Типы речи как фрагменты текста с определенным, обобщенным значением. - Москва: Сфера, 2014.
26. Соловейчик М.С., Н.С Кузьменко Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2ч Ч.2/ М.С..- 5-е изд.- Смоленск,2007.-144 с.
27. Система Л.В. Занкова / сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара:
Издательский дом «Федоров», 2012. - 224 с.)
28. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи младших школьников. - Москва: Сфера, 2006.
29. Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р.Б. Сабаткоева. Москва: Академия, 2007.
30. Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку: 3-4 класс. М.: Астрель; Владимир, 2010.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2011.
32. Филологический анализ текста/ Н.С Болотнова - Москва: Флинта: Наука, 2009. - 520 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ