ВВЕДЕНИЕ 3
АНАЛИЗ ИСТОЧНИКА 6
1. Рыцарская концепция любви. Куртуазность и адюльтер 10
2. Влияние куртуазности на средневековое общество 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
В последние десятилетия в гуманитарном знании усилился научный интерес к Средневековью, причем не только к историческому изучению этой эпохи, но и к проблеме культурной рецепции произведений X-XV вв. в новое и новейшее время . Это связано и с тем, что подобная рецепция становится весьма заметной тенденцией развития современной массовой культуры. Сексуальные нормы и отношения в средневековье приобретают все большую актуальность в современном историческом и культурном контексте. Во многих отношениях средневековое общество подходило к сексуализации и гендерным ролям скорее с позиции религии, нежели биологической нужды. Раскрыть изучение гендерных отношений в средневековом обществе помогает поэзия того времени, которая реконструирует взаимоотношения через литературные образы. Один из наиболее востребованных образов – это образ средневекового рыцаря и связанных с ним легенд, в том числе особого отношения к даме.
Вся ежедневная жизнь рыцаря была подчинена соблюдению рыцарского кодекса чести. Именно из – за этого кодекса рыцарство идеализировалось, окружалось ореолом романтики. Отражение ценностных ориентиров средневекового общества в особенности заметно в рыцарском романе. При этом, как отмечал Эрих Ауэрбах, «рыцарский роман, самая популярная форма средневекового романа на Западе, не охватывает действительности сколько-нибудь полно, что он ее ограничивает сословными рамками рыцарства, темой подвигов и любви, причем поэтический идеал заслоняет собой реальную общественную функцию сословия, что внешне выглядит как бегство в сказку. Все благородное и значительное всячески отделяется в рыцарском романе от низменной действительности» .
Особое место в системе рыцарской морали отводилось преклонению Прекрасной Даме, что воплотилось в феномене куртуазной любви, сочетавшей в себе чистоту и одухотворенность платонической любви с чувственностью и эротизмом телесной любви. Куртуазность, воспетая средневековыми поэтами-музыкантами - трубадурами, составляла важную часть рыцарской морали, не исключая и не осуждая при этом адюльтер, если он становится следствием такой любви. Как раз одной из наиболее ярких тем в творчестве трубадуров является любовная измена, которая нередко преподносится как искусство, достоинство и высшее проявление человеческих чувств.
Вся куртуазная традиция основывается на культе Прекрасной Дамы: именно любовь к ней является вдохновением для трубадуров. По оценке Р. Беццолы, именно женщина как таковая стала «самим источником куртуазной литературы» . Потому важную роль в оформлении окситанского рыцарского идеала в качестве куртуазного сыграло и то особое положение, которое занимала женщина (прежде всего замужняя) в феодальных кругах Южной Франции X–XIII вв.
Как отмечает Ястребицкая, практически до недавнего времени многоплановую тему положения женщины в западноевропейском средневековом обществе было принято рассматривать преимущественно или через призму представления о средневековье как об эпохе религиозного догматизма и мракобесия, абсолютно враждебных по отношению к женщине; либо в рамках традиционных для феминистской историографии категорий: дискриминации женщин, засилья патриархальных отношений и медленной эмансипации в процессе приближения к эпохе Нового времени. Во многих обществах средневековья сексуальные отношения рассматривались через призму репродукции. Новыми исследованиями выявлена реальность, которая мало похожа на подобные, весьма упрощенные схемы . Семья была той сферой, где женщине отводилась важная социальная роль и эта роль в средневековье была многообразной и разноплановой .
Таким образом, тема рыцарской морали, куртуазности и адюльтера, положения женщины в обществе тесно связаны между собой и в этом контексте они являются предметом изучения в данной работе. Одной из наиболее ярких тем в творчестве трубадуров является любовная измена, которая нередко преподносится как искусство, достоинство и высшее проявление человеческих чувств.
Цель работы – рассмотреть место адюльтера в куртуазной любви в поэзии трубадуров, проанализировать влияние куртуазности на средневековое общество.
Говоря о культуре европейского средневековья, необходимо подчеркнуть, что в своей основе — это культура военно-религиозная. Система ценностей, представлений и форм поведения берет свое начало в варварской эпохе, поразительно преобразуется после принятия христианства и в каролингское время, и, наконец, достигает апогея в эпоху развитого феодализма и построения национальных государств в Европе, сохраняя на всем пути реликты варварской культуры воинов.
Рыцарство представляло собой в первую очередь социальную элиту, образу жизни которой и месту в обществе сегодня вновь уделяется пристальное внимание, так как оно рассматривается в качестве носителя репрезентативных для общества той эпохи свойств, качеств, характеристик, в том числе в качестве носителя определенных ценностей, идеалов, служивших ориентирами как в современном им обществе, так и сохраняли свою привлекательность для последующих поколений. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы. Рыцарская культура складывается в феодальной среде. У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого. Важную роль в жизни средневекового общества играли турниры, служившие не только развлечением, но и средством обогащения рыцарей при отсутствии военных действий и поддержания своей славы. Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил "куртуазии", кроме военной доблести, требовавшей умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.
Произведения трубадуров предоставляют нам редкую возможность услышать из уст самих средневековых людей то, как они относились к чувственной любви. Они насквозь проникнуты эротикой и позволяют увидеть в сексуальной практике средневековой Окситании черты как присущие любой эпохе, так и свойственные только Средним векам. Куртуазная мораль трубадуров постепенно вытеснила христианскую мораль любви и брака, ибо брак и любовь в их представлении несовместимы. Любовь была вычеркнута из сферы брачных отношений, ей каким-то образом приходилось искать себе нишу, которой и стала любовь к замужней даме, которая зачастую занимала более высокое положение в обществе (по сути, воспроизводя отношения вассала и господина). Иными словами, счастье трубадура заключалось исключительно в адюльтерной любви.
Вся рыцарская Европа в эпоху средневековья была пронизана духом куртуазности, преклонения перед прекрасной Дамой, рыцарского служения ей. Благодаря этому приниженное положение женщины, являвшейся лишь дополнением мужчины, главным предназначением которой было продолжение рода, начинает сменяться ростом уважения к знатной Даме, а в период развитого средневековья воплощается в рыцарском культе прекрасной дамы. На протяжении столетий, которые последовали за утверждением куртуазной модели отношений, ставшие уже ритуалом поступки и слова, а через них и соответствующие взгляды постепенно получали распространение среди более широких кругов общества; это характерно для культурных моделей, складывающихся в аристократических кругах, а потом постепенно проникающих по нисходящей до нижних социальных слоев. Так происходило формирование отношений между мужчиной и женщиной, характерных для западного общества.
1. Песни трубадуров. Пер. А. Наймана. — М. : Наука. 1979
2. Алексеенко, В. Н. Развитие французского куртуазного рыцарского романа / В. Н. Алексеенко // European Scientific Conference : сборник статей XV Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 мая 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 164-167.
3. Ауэрбах Э.. Мимесис (Изображение действительности в западноевропейской литературе). М., 1976
4. Бессмертный Ю.Л. Брак, Семья и Любовь/ Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть III. Средневековый человек и его мир. Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков». — М.: Интерпракс, 1994.
5. Бессмертный Ю.Л. Странное счастье рыцаря // Казус. М., 2002.
6. Бринтон К. Идеи и люди. История западной мысли. / Пер. с англ., предисловие и примечания А. И. Фета. — Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2016. — 586 стр
7. Дюби Ж. Женщины при дворе // История женщин на Западе: в 5 т. Т. II: Молчание средних веков. М.: Алетейя, 2009. С. 249-265
8. Карпенко, И.А. Платонические элементы в куртуазных отношениях // Vox. Философский журнал. 2016. № 2. – с. 1-21
9. Кратасюк Екатерина Георгиевна. Репрезентации прошлого в массовой культуре последней трети XX века: легенды артуровского цикла в кинематографе и рекламе : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Москва, 2002.- 204 с.
10. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб: Александрия, 2007. 400 с
11. Можейко, М. А. (2020). Феномен Донны: блеск и нищета Прекрасной Дамы. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 3, 120-138
12. Рассел Б. Жизнь в средние века. Перевод с англ. А.Яковлева.// "Dial", №4, 1925, С.295-298
13. Руа Ж,Ж, Мишо Ж.Ф. История рыцарства / Жюст Жан Руа, Жозеф Франсуа Мишо; худ. Г. Доре и др. — соврем, версия; иллюстр. изд. — М.: Эксмо, 2007. – 448 с
14. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исслед. по истории морали: Пер. с польск. / Общ. ред. А. А. Гусейнова; Вступ. ст. А. А. Гусейнова и К. А. Шварцман. — М.: Прогресс, 1987. – 528 с
15. Пастушкова Н.А. «Куртуазная любовь» у А. Капеллана и переосмысление понятия в испанских трактатах XV в // Новый филологический вестник. 2015. №4(35). С. 156 – 163
16. Сычева Н.М. Кельтская традиция и куртуазия в лэ о "Ланвале" Марии Французской [Текст] / Н. М. Сычева // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1, ч. 2. - С. 358-364
17. Хейзинга, Й. Сочинения : в 3 т. : пер. с нидерл. / вступ. ст. и общ. ред. В. И. Уколовой.М. : Прогресс ; Культура. 1996. Т. 1. Осень Средневековья. 416 с.
18. Чернышева, Е. «Прекрасная Дама» в представлениях трубадуров, труверов и миннезингеров // Женщины в истории: возможность быть увиденными : сборник научных статей. Вып. 3 / ред. И. Р. Чикалова. Минск : БГПУ. 2004. 308 с. С. 102–110.
19. Шамаро, П. Ю. Эротика в произведениях трубадуров / П. Ю. Шамаро // Средние века. – 2010. – Т. 71, № 3-4. – С. 309-330
20. Шишмарёв В.Ф. К истории любовных теорий романского средневековья // Избранные статьи. Французская литература. Москва-Ленинград: Наука, 1965. 486 с.
21. Ястребицкая А.Л. Женщина и общество/ Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть III. Средневековый человек и его мир. Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков». — М.: Интерпракс, 1994.