ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Политика федерального правительства в отношении международных экономических связей, и роль региона в ней 12
1.1 Политика, реализуемая Бразилией, в вопросах международной торговли 12
1.2 Законодательные и правовые положения, регулирующие внутригосударственную и
международную торговую деятельность региона 17
1.3 Место свободной экономическая зоны в системе внешней экономической политики
Бразилии 35
Глава 2. Становление Манауса значимым глобальным актором в системе международной торговли 39
2.1 История становления Манауса в качестве экономического центра штата Амазонас ....39
2.2 Современные направления внутренней торговли СВЗ в рамках штата 43
2.3 Влияние свободной экономической зоны штата на внешнеэкономические процессы ..49
2.4 Выявления места СВЗ Манауса в региональной и международной экономических
системах 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
В условиях повсеместной глобализации и интенсивного роста темпов международной торговли, Федеративная Республика Бразилия, благодаря своим богатым природному и человеческому капиталам, а также значительному влиянию среди стран Южноамериканского континента многими исследователями была занесена в число стран, играющих определяющую роль для будущего всего мира. По оценкам экспертов на 2022 год, Бразилия вошла в десятку экономик мира, обладающих наибольшими мощностями, стала девятой страной по объему ВВП. Тенденции к глобализации в современных реалиях тесно сопряжены с ростом значимости регионов и других локальных акторов, и их последующим вовлечением в систему международной торговли. Государства утратили абсолютную монополию на акторность, в связи с появлением все большего количества негосударственных участников системы международной торговли. Новые акторы получили многократно большее количество ресурсов, необходимых для автономной реализации собственной политики в различных сферах, основополагающей из которых является экономическая. В настоящее время, региональные центры способны интегрировать локальные экономические мощности в мировые торговые процессы. Одним из таких важных локальных центров является свободная экономическая зона Манауса - крупнейший промышленный и торговый узел штата Бразилии Амазонас, который во многом способствовал становлению экономики северо-западного региона Бразилии на тот уровень, на котором она находится на сегодняшний день. Манаус представляет собой ключевой элемент экономической системы страны, обеспечивая экспортные и импортные потребности страны по целому ряду различных товаров. Таким образом, становится очевидным, что развитие регионов по средствам международной кооперации оказывает последовательную реакцию на развитие страны в целом, способствуя экономическому росту, повышению уровня жизни населения и как следствие установлению социальной стабильности. Кроме того, примеры успешной интеграции региональной модернизации в темпы национального развития, благодаря международному сотрудничеству можно наблюдать и вне Федеративной Республики Бразилия. Зоны свободной торговли стали значимым фактором изменения экономики регионов и стран в лучшую сторону, особенно актуальным для развивающихся государств. Согласно экспертам ООН по торговле и развитию, СЭЗ рассматриваются в качестве инструмента стабильного экономического роста повсеместно, благодаря следующим их критериям и особенностям:
1) Создание СЭЗ способствует уменьшению производственных затрат, что связано с ростом эффективности работы.
2) Функционирование СЭЗ невозможно без эффективно функционирующей системы поставок и хранения сырьевой базы.
3) Улучшения условий для персонала свободной экономической зоны благодаря полученным инвестициям, а также за счет внедрения новых образовательных программ для рабочих и инноваций на производстве, других секторах экономики.
4) В связи с концентрацией экономических мощностей в рамках территории, на которой сформирована СЭЗ, происходит повышение концессии. Иными словами, в ответ на льготы, предоставляемые государством компаниям, функционирующим внутри СЭЗ, государство обязывает компании-концессионеры увеличивать размер платы за право пользования ресурсами или инфраструктурой. Таким образом, доходы государственного бюджета увеличиваются.
5) Функционируя в рамках единой структуры СЭЗ, различные компании объединяются под общим “брендом”. Предприятия общими усилиями создают репутационный капитал СЭЗ, а управляющие органы зоны активно следят за соблюдением высокого уровня качества продукции и услуг. В результате, повышается доверие потребителей не к отдельной компании, а СЭЗ, в рамках которой она функционирует, создается позитивный образ прозрачности и подотчетности деятельности предприятий .
На сегодняшний день, в мире насчитывается более 5380 свободных экономических зон, расположенных по всему миру. При чем, более 1 тысячи из них были созданы в период с 2015 по 2025 года. Такое количество обусловлено тем, что в современных реалиях: цифровизации, перехода к новой промышленной революции, изменения структуры международного производства, СЭЗ остаются преимущественными институтами, способствующими развитию страны в инвестиционной и промышленной сферах . Так,
например, свободная экономическая зона Джебель-Али, находящаяся в Дубае является логистическим центром мирового уровня, на ее территории располагается более 8000 предприятий, что обеспечивает более 20% ВВП эмирата. Успех особой зоны был обусловлен своевременным введением права собственности и упрощением таможенных процессов, сопровождаемых логистические цепочки. В дальнейшем, модификации, предпринятые в Джебель-Али, распространились в рамках ОАЭ, тем самым оказав значительное положительное влияние на развитие экономики государства Аравийского полуострова. СЭЗ Шэнчьжэнь является ведущей экономической зоной в рамках материкового Китая, из-за чего научные сообщества и эксперты часто проводят параллели между Шэнчьжэнем и “Кремниевой долиной”. Первоначально, Шэнчьжэнь представлял собой небольшую рыбацкую деревнею, однако, благодаря созданию СЭЗ и сопутствующему притоку инвестиций, превратился в мегаполис субпровинциального уровня. В настоящий момент Шэньчжэнь является третьим по величине ВВП городом Китая, уступая лишь Пекину и Шанхаю. Также, в 2021 году ВВП СЭЗ превысил 3 трлн юаней, а показатель ВВП на душу населения составил более 25 тысяч долларов США. Уже на протяжении 29 лет экономическая зона является одним из крупнейших экспортеров Китая, основным экспортным рынком которого является Гонконг, а источником импорта - страны ACEAN. Шэньчжэнь также является лидером в сфере высокотехнологичных отраслей и является центром научно-исследовательской деятельности региона . Успех свободной экономической зоны Шэньчжэня оказал значительное влияние на экономическую стратегию страны, способствуя созданию новых специальных экономических зон по уже существующей модели Шэньчжэня. Сегодня СЭЗ не только во многом определяет внутреннюю и внешнюю экономическую политику Китая, а также играет значительную роль в стимулировании предпринимательства и развития инноваций в производстве . В Южной Корее свободная экономическая зона Инчхон, ранее представляющая собой неплодородные и болотистые земли, стремительно стала центром перспективных наукоемких отраслей, таких как информационные технологии, биомедицина, искусственный интеллект, а также высокотехнологичные финансы. На данный момент, в СЭЗ Инчхон находится более 3300 компаний и предприятий, в числе которых находятся 75 транснациональных компаний, например: Samsung, Celltrion, Boeing, BMW. Также на территории СЭЗ располагается 14 штаб квартир международных организаций, включая Всемирный банк и Зеленый климатический фонд, а также филиалы известных зарубежных вузов . Логистическая значимость Инчхона также возросла сразу после образования свободной экономической зоны, Международный аэропорт Инчхона представляет узловой хаб Северо-Восточной Азии, а его порт способен принимать грузовые суда вместимостью до 12000 двадцатифутовых контейнеров . Таким образом, благодаря установлению СЭЗ и привлеченным иностранным инвестициям, Инчхон стал логистическим и бизнес центром международного значения, способствуя технологическому и экономическому развитию страны.
Актуальность исследования в первую очередь заключается в выявлении экономического потенциала зоны свободной торговли, в качестве фактора, способствующего развитию как внутренних, так и внешних экономических мощностей страны, влияния, оказываемого СЭЗ на международные процессы вне государственной инфраструктуры.
Цель: Выявить место СЭЗ Манаус в системе международных торговых связей.
Задачи:
1) Проанализировать политику, предпринимаемую Федеративной Республикой в отношении международной торговли.
2) Рассмотреть правовые и законодательные механизмы регулирования экономических связей региона внутри страны и в мире.
3) Описать современные торговые реалии характерные для штата и влияние, оказываемое СЭЗ на внешние экономические процессы
4) Охарактеризовать место свободной экономической зоны Манаус в системе международных торговых связей.
Объект исследования: Международная торговля.
Предмет исследования: Регион в международной торговле.
Методология данной работы включает анализ государственных документов, правовых актов, регулирующих деятельность свободных экономических зон в Бразилии и формирование политики международной торговли, сравнительный анализ, статистический анализ экономических данных, VRIO-анализ для оценки конкурентных преимуществ и уникальности СЭЗ Манаус в региональной и международной экономике.
Гипотеза исследования. Предполагается, что свободная экономическая зона Манауса играет важную роль в интеграции региональных экономических мощностей Бразилии в глобальную систему международной торговли. Иными словами, является ключевым элементом экономического развития региона и значимым участником торговых процессов на международном уровне.
Анализ источников и литературы, использованных в исследовании позволяет выделить ключевые теоретические подходы, лежащие в основе исследования роли свободной экономической зоны Манаус в международной торговле, а также предоставляет возможность систематизировать существующий научный и практический опыт по вопросам функционирования свободных экономических зон. Каждый из рассмотренных нормативных актов, официальных документов, статистических отчётов и научных публикаций внёс вклад в формирование целостного представления о современном состоянии исследуемой проблемы.
Источники, на которых базируется исследование, включают широкий спектр нормативно-правовых актов Бразилии, региональные законодательные акты и положения, регулирующие деятельность свободных экономических зон страны. Среди которых, наибольшее внимание, при написании работы было уделено Конституции Федеративной Республики Бразилии и Конституции штата Амазонас . Данные документы обеспечили необходимую правовую основу для анализа, позволили определить институциональные особенности функционирования СЭЗ Манаус, а также выявить специфику государственного регулирования внешнеэкономических связей страны. Важное место также занимают официальные и аналитические отчеты международной организаций. Прежде всего регулярные обзоры Всемирной торговой организации: Trade Policy Review: Brazil/ World Trade Organization. - Geneva: WTO, 2023 ; Trade Policy Review: Brazil / World Trade Organization. - Geneva: WTO, 2019 и Trade Policy Review: Brazil/ World Trade Organization. - Geneva: WTO, 1996 , доклады и статистические отчёты SUFRAMA, например, «Indicadores de Desempenho do Polo Industrial de Manaus 2016-2022» , а также материалы Министерства развития, промышленности, торговли и услуг Бразилии (MDIC). Использование данных источников позволило сформировать фактическую базу для анализа динамики развития промышленного полюса свободной экономической зоны Манаус, а также оценить уровень и эффективность государственной поддержки, выражающейся в предоставлении налоговых и других экономических стимулов в регионе. Информационно¬аналитические материалы, размещённые на официальных сайтах международных организаций таких как WTO, UNCTAD, OECD, World Bank, были использованы для сопоставления опыта Бразилии с глобальными тенденциями и мировыми практиками функционирования свободных экономических зон. Отдельное внимание уделялось аналитическим и информационным материалам, опубликованным на профильных порталах и в бизнес-агентствах, таких как Tetra Consultants, HKTDC Research, Revista Cenarium и др. Например, публикация «5 Things to Know About Free Trade Zone in Brazil in 2023» , размещенная на портале Tetra Consultants содержит краткий обзор ключевых особенностей функционирования свободных экономических зон в Бразилии, анализ последних изменений в законодательстве и практических аспектов ведения бизнеса в таких зонах. Данный источник дополнил информацию о специфике налоговых льгот, инвестиционном климате в Манаусе, отразил последние изменения и новые вызовы, которые не были полностью отражены в официальных отчетах.
Научная литература по данной теме охватывает широкий спектр научных работ, освещающих различные аспекты функционирования свободных экономических зон, специфику бразильской модели СЭЗ и их роль в региональном и международном развитии.
Существенный вклад в теоретическую основу исследования внесли монографические и обзорные работы, посвящённые истории и особенностям развития Бразилии как одного из крупнейших развивающихся государств: Santos R. «Historia economica da Amazonia: 1800-1920» ; Baumann R. «Brazil in the 1990s: An economy in transition» ; Hirst Monica «Understanding Brazil-United States Relations» . Эти публикации позволили проследить эволюцию экономической политики страны, показать её путь от протекционизма к современной внешнеторговой открытости и участию в международных интеграционных объединениях.
Работа Barbosa E. B. «Zona franca de Manaus: politica brasileira de desenvolvimento socioeconomico regional» анализирует основные этапы становления и особенности развития СЭЗ Манаус, акцентируя внимание на институциональной поддержке и механизмах стимулирования промышленности.
Исследования Brito C. F. M. «Made in China / produzido no polo industrial da zona franca de Manaus» и Castilho M. «Poverty changes in Manaus: legacy of a Brazilian free trade zone?» посвящены социально-экономическим трансформациям региона, влиянию СЭЗ на рынок труда, уровень жизни и структуру занятости населения.
Сравнительный анализ бразильской модели свободных экономических зон представлен в работах Abo T. «Japanese Hybrid Factories in Brazil // Hybrid Factories in Latin America» , Parma de Lima L. «Benefits and Problems of the Brazilian SEZ Model // Handbook of Research on Special Economic Zones as Regional Development Enablers Advances in Public Policy and Administration» , Garcia A. «South-South Investments: Driver for Alternative Globalization? Examining China-Led Special Economic Zones in Brazil and South Africa » . Эти публикации позволяют рассмотреть опыт Манауса в контексте общемировых тенденций развития свободных экономических зон, а также выявить сильные и слабые стороны развития СЭЗ Манаус и определить возможность применения международных практик, реализуемых в других зонах свободной торговли, относительно СЭЗ Манауса. Важным дополнением к теоретическим исследованиям стали публикации по институциональной экономике и оценке конкурентных преимуществ регионов, а также методологические статьи по вопросам инвестиционного и торгового климата в Бразилии Dalto F. A. S. «Brazilian financial crisis in the 1980s: historical precedent of an economy governed by financial interests» и Varaschin J. A. A. «Plano Real: normatizagao de uma economia financeirizada» . Особое значение имели работы, анализирующие проблемы устойчивого развития, экологические вызовы и вопросы технологической модернизации СЭЗ, например, «The Amazon rubber booms and the Free Trade Zone of Manaus: urban expansion and watersheds degradation», Lopes D .
Работа состоит из двух глав. В первой части первой главы подробно рассматриваются векторы и особенности политики, реализуемой Бразилией в отношении международной торговли, что позволяет выявить приоритеты и стратегические цели страны на глобальном рынке. Дальнейшая часть главы посвящена анализу бразильского законодательства, регулирующего торговую деятельность как самой страны, так и её регионов. Завершающая часть первой главы посвящена выяснению общей значимости зоны свободной торговли для Бразилии, как явления. Вторая глава освещает значимость штата Амазонас в рамках политических и экономических процессах современной Бразилии. Также во второй главе прослеживается путь исторического и экономического развития СЭЗ Манаус, начиная с его зарождения и заканчивая текущим положением. Исследование охватывает внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность зоны, демонстрируя процесс ее адаптации к современным тенденциям на глобальном и внутреннем рынках. Кроме того, проводится анализ влияния, оказываемого зоной свободной торговли в системе мировых торговых связей и на региональную экономику.
В процессе данного исследования мной была раскрыта роль Свободной экономической зоны Манауса в системе международных и внутренних торговых связей Бразилии. Первая глава была посвящена анализу торговой политики, проводимой Федеративной Республикой Бразилия и её исторической эволюции, начиная с периода военной диктатуры до либеральных реформ, проводимых в 90-х годах прошлого столетия, заканчивая современным периодом. В качестве одного из выводов первой главы, мной отмечено, что, несмотря на либеральную направленность реформ, модернизацию торговой политики, также интеграцию страны в международные рынки, протекционистские тенденции продолжают занимать доминирующую роль в торговой политике Бразилии. Во второй части первой главы рассматриваются правовые и законодательные механизмы, регулирующие экономическую деятельность и международную торговлю региона. Анализ которых свидетельствует о значительной роли государства в стимулировании промышленности и привлечении инвестиций, особенно через механизмы таможенных и налоговых льгот, применимых относительно свободных экономических зон, таких как СЭЗ Манауса.
Во второй главе работы был подробно рассмотрен исторический процесс становление Манауса в качестве экономического центра штата Амазонас, от предпосылок, до современного состояния. Отслежен процесс его становления, с создания СЭЗ в 1967 году которое, способствовало преодолению экономической стагнации региона после завершения "каучуковых циклов" и превращению Манауса в один из важнейших центров Бразилии с развитой промышленной инфраструктурой, заканчивая преодолением кризисного положения. Внутренний торговый сектор СЭЗ Манауса преимущественно ориентирован на удовлетворение потребностей других штатов Бразилии, обеспечивая их продукцией в области электроники, машиностроения и пищевой промышленности. Несмотря на ограниченность добывающей промышленности и аграрного сектора непосредственно в СЭЗ, зона активно вовлечена в процессы переработки и логистики сельскохозяйственной продукции и нефти, тем самым интегрируясь в экономические цепочки внутри страны.
Влияние, оказываемое свободной экономической зоной Манауса, на внешнеэкономические процессы в основном проявляется в активном импорте комплектующих и сырья преимущественно из Китая и США и ограниченном, но стратегически значимом экспорте товаров в страны Южной Америки, которые являются участниками МЕРКОСУР, а также экспорте в США и Германию. Не менее значимую роль в международной деятельности Манауса занимает Международная ярмарка Амазонки. Данное мероприятие способствует укреплению позиции региона на глобальной арене и привлекает потенциальных иностранных инвесторов и предприятия.
Таким образом, исследование подтвердило значимость СЭЗ Манауса в качестве важнейшего драйвера экономического, социального и индустриального развития штата Амазонас на региональном уровне. Начиная с 1967 года - даты создания СЭЗ, в Манаусе наблюдается постоянные рост занятости населения и темпов индустриализации, от 100 предприятий в 1970-м году, которые были в состоянии обеспечить лишь 5000 человек рабочими местами, до более чем 600 промышленных компаний различного уровня, создающих более 500 тысяч рабочих мест в 2025 году. Численность населения Манауса также претерпела значительные изменения, увеличившись за период с 1960 до 2025 более чем в 15 раз - с 151 тысячи до более чем 2,4 миллионов человек. Также, с момента создания СЭЗ Манауса динамика экономичсекого развития штата значительно возросла. Если в 1970 году валовый региональный продукт региона был равен 1,2 млрд реалов, то к 2025 году этот показатель превысил значение в 86 млрд реалов по данным SUFRAMA и IBGE, что свидетельствует о высокой эффективности реализуемой политики индустриализации и инвестиционной поддержки. При этом, внешнеэкономическая деятельность муниципалитета не представляет достаточного значения в рамках международной торговли Федеративной Республики Бразилия. Тем не менее, СЭЗ способствует внутренней интеграции Амазонаса в торговую систему других регионов страны, а также международному взаимодействию. Практическим подтверждением успешной интеграции Манауса во внутренние и международные торгово-производственные цепочки служит пример цепочки добавленной стоимости в секторе электроники. Основные электронные компоненты и сырье импортируются из Китая, Южной Кореи и США через порт Манауса, после чего сборка продукции осуществляется на крупнейших предприятиях СЭЗ Манаус. До 70% готовых изделий поставляются в крупнейшие города Бразилии (Сан-Паулу, Рио- де-Жанейро, Белу-Оризонти) через развитую сеть логистических центров, а часть продукции экспортируется в страны МЕРКОСУР. Добавленная стоимость в рамках данной цепочки формируется благодаря локализации сборочных и упаковочных операций, организации логистики, сервисному обслуживанию и маркетингу, а также последующей дистрибуции по стране и за её пределы. Стратегические ресурсы зоны, выявленные в ходе VRIO-анализа, доказывают уникальность, высокую значимость и конкурентоспособность свободной экономической зоны для регионального развития штата.
1. Еленко А. Е. Анализ зарубежного опыта создания свободных экономических зон / А. Е. Еленко, А. В. Кравченко // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - Т. 5, № 3. - С. 111-114.
2. Лукашин, Ю. П. Экономика Бразилии в многополярном мире / Ю. П. Лукашин, Л. И. Рахлина // Вестник МИРБИС. - 2024. - № 1(37). - С. 15-32.
3. Павлов П. В., Защитина Е. К. Свободные экономические зоны как
современный институт развития в международном бизнесе // Вестник Санкт- Петербургского университета. Экономика. 2020. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/svobodnye-ekonomicheskie-zony-kak-sovremennyy-institut- razvitiya-v-mezhdunarodnom-biznese(дата обращения: 13.06.2025).
4. Холдоров О. Н. Формирование нетрадиционных акторов в мировой политике
и международных отношениях // Вестник ТГУПБП. 2017. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-netraditsionnyh-aktorov-v-mirovoy-politike-i- mezhdunarodnyh-otnosheniyah(дата обращения: 29.01.2025).
5. Abo T. Japanese Hybrid Factories in Brazil // Hybrid Factories in Latin America /eds.: K. Yamazaki, W. Juhn, T. Abo. - L.: Palgrave Macmillan, 2013. - P. 110-126.
6. Abdenur A. The Brazilian experience in dispute settlement. Santiago: United Nations, ECLAC, 2020. URL: https://repositorio.cepal.org/server/api/core/bitstreams/7dcd4758- 5a50-4f2a-8330-1af2bede29f9/content(дата обращения: 07.06.2025).
7. Barbosa E. B. Zona franca de Manaus: politica brasileira de desenvolvimento socioeconomico regional // Observatorio de la Economia Latinoamericana. - 2013. - № 184. - URL: https://www.eumed.net/cursecon/ecolat/br/13/zona-franca-manaus.html (data de acesso: 03.02.2025).
8. Baumann R. Brazil in the 1990s: An economy in transition // Cepal Review. - 2001. - № 73. - С. 147-169. - URL: https://www.un-ilibrary.org/content/journals/16840348/2001/73/9(дата обращения: 13.06.2025).
9. Becker, Bertha e Stenner, Claudio. Um Futuro para a Amazonia. Sao Paulo: Oficina de Textos, 2008. Sdrie“Inventando o futuro”. 150 p.
10. Braga H. C. Foreign Direct Investment in Brazil: Its Role, Regulation and Performance [Электронный ресурс]. - Brasilia: IPEA, 1985. - (Textos para Discussao Interna; № 80). - URL: https://portalantigo.ipea.gov.br/agencia/images/stories/PDFs/TDs/td_0080.pdf(дата обращения: 13.06.2025).
11. Brito C. M. China and Globalization in the Amazon: Workers, Expatriates, and the Chinese Production Model / C. M. Brito. - L.: Routledge, 2022. - 144 p.
12. Brito C. F. M. A Onga e o Dragao: Politicas do Modelo Chines de Produgao na Amazonia / C. F. M. Brito, J. M. B. de Moura Maciel // Dados: Revista de Ciencias Sociais. - 2023. - Vol. 66, № 3. - Art. e20210022.
13. Brito C. F. M. Made in China / produzido no polo industrial da zona franca de Manaus : o trabalho nas fabricas chinesas : tese (Doutorado em Sociologia) / C. F. M. Brito. - Sao Carlos, 2017. - 238 p.
14. Brito C. F. M. Savage Factories of the Manaus Free Trade Zone: Chinese Investments in the Amazon and Social Impacts on Workers // The Tropical Silk Road: The Future of China in South America / eds.: P. Amar [et al.]. - Stanford: Stanford University Press, 2022. - P. 401-412.
15. Castilho M. Poverty changes in Manaus: legacy of a Brazilian free trade zone? / M. Castilho, M. Mendndez, A. Sztulman // Review of Development Economics. - 2019. - Vol. 23, is. 1. - P. 102-130.
16. Castilhos G. V. A Special Economic Zone in Brazil: The Manaus Free Trade Zone
// SSRN Electronic Journal. - 2016. - URL:
https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2801920 (access date: 03.02.2025).
17. Cardoso, E. A., & Fishlow, A. (1989). The Macroeconomics of the Brazilian
External Debt. In Sachs, J. (ed.) Developing Country Debt and the World Economy. National Bureau of Economic Research. URL:
https://www.nber.org/system/files/chapters/c7521/c7521.pdf(дата обращения: 07.06.2025).
18. Cavalcante L. R. Zona franca de Manaus: uma revisao sistematica de impactos // InterEspago: Revista de Geografia e Interdisciplinaridade. - 2020. - Vol. 6, is. 19. - Art. e202001.
19. Chaar D. F. D. S. Zona Franca De Manaus: Novas Perspectivas Transnacionais A Luz Dos Objetivos De Desenvolvimento Sustentavel Da Agenda 2030 Da Onu / D. F. D. S. Chaar, E. V. De. F. Castro, M. N. P. Dias // Revista de Direito e Sustentabilidade. - 2023. - Vol. 8, n. 2. - P. 1-17.
20. Chelala C., Zona Franca Verde de Macapa e Santana: Politica de desenvolvimento
regional para o Estado do Amapa. Revista da Casa da Geografia de Sobral, v. 22, n. 3, p. 162-179, 30 Dec 2020. URL: https://rcgs.uvanet.br/index.php/RCGS/article/view/725/580(дата
обращения: 10.06.2025).
21. Colares de Oliveira R. Importagao: Da Eficiencia De Seus Processos A Competitividade Do Polo Industrial De Manaus. Um Estudo Introdutorio // Contribuciones a las Ciencias Sociales. - 2014. - Is. 2014-02. - URL: https://www.eumed.net/rev/cccss/27/polo- industrial-manaus.html (data de acesso: 03.02.2025).
22. Costa N. Sh. de S. Das zonas francas e sua importancia na atualidade: os exemplos de Manaus e a Terra do Fogo // Cadernos Metropole. - 2020. - Vol. 22, n. 49. - P. 869-892.
23. Costa S. A. Lafer, Celso. Paradoxos e possibilidades: [Рецензия] // Revista de
Administragao de Empresas. - 1984. - Vol. 24, № 1. - URL:
https://www.scielo.br/j/rae/a/MVqyzxWHmzbRNRmHrC7Hxfq/?lang=pt(дата обращения: 02.06.2025).
24. Danns G. Sharing or Taking? Analyzing China’s Economic Relations with Latin America and the Caribbean / G. Danns, D. Danns // Journal of Business & Economic Policy. - 2017. - Vol. 4, n. 2. - P. 20-29.
25. Dalto F. A. S. Brazilian financial crisis in the 1980s: historical precedent of an economy governed by financial interests // Revista de Economia Contemporanea. - 2019. - Vol. 23, № 3. - e192332. - URL: https://www.scielo.br/j/rec/a/swCTDnr4XBLqRVNyzCBsTKK/?lang=en(дата обращения: 07.06.2025).
26. Epstein, G. A. Financialization: What It Is and Why It Matters. Working Paper No. 153. Amherst: Political Economy Research Institute, University of Massachusetts Amherst, 2005. 47 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/23533981_Financialization_What_It_Is_and_Why_It_Matters(дата обращения: 06.06.2025).
27. Evan Ellis R. China on the Ground in Latin America: Challenges for the Chinese and Impacts on the Region / R. Evan Ellis. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2014. - 320 p.
28. de Freitas Lisboa A. Analysis of determining factors of foreign direct industrial investment in the Manaus free trade zone through the oli paradigm / A. de Freitas Lisboa, O. C. da Silva // Brazilian Journal of Development. - 2022. - Vol. 8, n. 5. - P. 42462-42478.
29. Figueiredo N. Acordo TRIMS: flexibilizagao ou nao? Politica de conteudo local, processo produtivo basico (PPB) e os desafios para a industria brasileira e a integragao latino- americana // Revista de Direito Internacional. - 2016. - Vol. 13, n.1. - P. 100-121.
30. Fonseca, R. R. The Manaus industrial hub and the preservation of the standing
Amazon rainforest. [Электронный ресурс]. -2023.-2О3с. -
URL:https://www.researchgate.net/publication/375573524_The_Manaus_industrial_hub_and_th e_preservation_of_the_standing_amazon_rainforest (дата обращения: 12.06.2025).
31. Garcia A. South-South Investments: Driver for Alternative Globalization?
Examining China-Led Special Economic Zones in Brazil and South Africa / A. Garcia, L. Thompson, C. Brito // Critical Sociology. - 2024. - URL:
https://www.academia.edu/121187961/South_South_Investments_Driver_for_Alternative_Globalization_Examining_China_Led_Special_Economic_Zones_in_Brazil_and_South_Africa (access date: 03.02.2025).
32. Garat G., Debre I. Uruguay’s leader says EU-Mercosur free trade agreement is close // AP News. 08.12.2023. URL: https://apnews.com/article/uruguay-mercosur-european-union-trade-agreement- free-trade-south-america-44ca8d0eef524b84014ad266c286f8fe(дата обращения: 07.06.2025).
33. Hirst Monica. Understanding Brazil-United States Relations: Contemporary History,
Current Complexities and Prospects for the 21st Century [Электронный ресурс]. - Brasilia: Fundacao Alexandre de Gusmao, 2016. - URL: https://www.funag.gov.br/loja/download/1332-
Understanding_Brazil-United_States_Relations.pdf (дата обращения: 04.06.2025).
34. Itikawa M. A systematic review on industry 4.0 maturity metricsin the Manaus free trade zone / M. Itikawa, S. B. Santiago // International Journal of Advanced Engineering Research and Science. - 2021. - Vol. 8, is. 1. - P. 032-047.
35. Lopes D., Lobato da Cunha E., Alegre Ferreira R. S. A bioeconomia como alternativa de nova matriz economica para o Estado do Amazonas / Bioeconomy as an alternative for a new economic matrix for the Amazonas State // Informe GEPEC. - 2023. - Vol. 27, № 2. - С.115-138.
36. Machado, C. F. S., et al. Innovation and Industry 4.0: the Manaus Free Trade Zone case // Future Studies Research Journal, 2023. URL: https://www.revistas.cefet- rj.br/future/article/view/756/625(дата обращения: 11.06.2025).
37. Mengni X. The development and enlightenment of Brazil’s Manaus free trade zone / X. Mengni, Zh. Haomiao // Journal of Business Theory and Practice. - 2024. - Vol. 12, is. 2. - Art. p73.
38. Miranda A. C. Logistics integration between the Manaus free trade zone (zfm) and Venezuela: evaluation of the modal through the fuzzy logic for the flow of production in the electronics sector / A. C. Miranda, M. H. R. Nascimento, E. S. D. Santos // Revista de Gestao e Secretariado. - 2024. - Vol. 15, n. 5. - Art. e3788.
39. Motta M. A Zona Franca de Manaus no Contexto do Mercosul // Revista do Mestrado em Direito da Universidade Catolica de Brasilia Escola de Direito. - 2013. - Vol. 7, n. 2. - P. 336-363.
40. Moreira, M.M. Brazil’s Trade Policy: Old and New Issues [Electronic resource] /
U.S. International Trade Commission. - Washington, D.C., 2009. - 39 p. - Mode of access: https://www.usitc.gov/research_and_analysis/documents/MoreiraBrazils_Trade_Policy Old_an
d_New_Issues.pdf (дата обращения: 07.06.2025).
41. Odilbekov N. O. Economic Zones and Foreign Investments // International Conference of
Economics, Finance and Accounting Studies. - 2025. - Vol. 13. - URL: https://top-
conferences.us/index.php/ICEFAS/article/view/1144 (дата обращения: 14.05.2025).
42. O impacto do investimento direto estrangeiro (IDE) na geragao de conhecimento e inovagao no Polo industrial de Manaus (PIM): uma analise no espago de tempo de dez anos (2011-2020)/ M. N. de S. Olimpio [e. o.] // Brazilian journal of development. - 2022. - Vol. 8, n. 8. - P. 59090-59103.
43. Oliveira Junior A. R. Pis/Cofins-Importagao na aquisigao de mercadorias estrangeiras de paises signatarios do GATT por empresas sediadas na Zona Franca de Manaus: hipotese de nao incidencia tributaria // Contribuciones a las Ciencias Sociales. - 2024. - Vol. 17, n. 10. - Art. e11897.
44. Parcerias estratdgicas na promogao da inovagao e desenvolvimento regional: uma analise da relagao universidade-empresa na Universidade Federal do Amazonas / E. N. da Silva [e. o.] // Contribuciones a las Ciencias Sociales. - 2024. - Vol. 17, n. 6. - Art. e7650.
45. Parma de Lima L. Benefits and Problems of the Brazilian SEZ Model // Handbook of Research on Special Economic Zones as Regional Development Enablers Advances in Public Policy and Administration / eds.: P. G. Figueiredo, F. J. Leandro, Y. Li. - Hershey: IGI Global, 2021. - P. 355-372.
46. Possebom V. Free Trade Zone of Manaus: An Impact Evaluation using the Synthetic Control Method // Revista Brasileira de Economia. - 2017. - Vol. 71, n. 2. - P. 217¬231.
47. Regional development of free trade areas in the context of the tax incentive policy of the Manaus free trade zone - Amazonas, Brazil / F. R. C. Cavalcante [et al.] // International Journal of Advanced Engineering Research and Science. - 2022. - Vol. 9, is. 5. - P. 018-036.
48. Ribeiro G. M. A., Marinho V. M. P. S., Carvalho D. B. M. F. O papel da Zona Franca de Manaus na responsabilidade ambiental e no desenvolvimento sustentavel [Электронный ресурс] // Revista International Consinter de Direito. - 2024. - № 19. - URL: https://revistaconsinter.com/index.php/ojs/1909(дата обращения: 27.03.2025).
49. Santos, R. (2019). Historia economica da Amazonia: 1800-1920.(2aed.),Organizagao:
Tenorio Telles. Editora Valer - Universidade Federal do Para, 2019. - URL:
https://pphist.propesp.ufpa.br/ARQUIVOS/dissertacoes/2019/Mestrado%20Disserta%C3%A7%C3%A3o %20Isadora%202019.pdf (дата обращения: 06.03.2025).
50. Sanguinet E. R. Linking Brazilian Regions to Value Chains: Is There a Potential for Regional Development? / E. R. Sanguinet, M. Atienza, C. R. Azzoni, A. M. Alvim // Economies. - 2023. - Vol. 11, is. 7. - Art. 199.
51. Silva, J. F., & Oliveira, M. A. Regional development through free trade zones in
Brazil. International Journal of Advanced Engineering Research and Science (IJAERS), vol. 9, no. 4, 2022. URL: https://ijaers.com/uploads/issue_files/2IJAERS-04202255-
Regionaldevelopment.pdf (дата обращения: 09.06.2025).
52. Siroen, Jean-Marc & Menendez, Marta & Sztulman, Aude. (2015). Are free trade
zones a development model? //
https://www.researchgate.net/publication/332875993_Are_free_trade_zones_a_development_mo del (дата обращения: 09.06.2025).
53. Teixeira L. C. Labor standards and social conditions in free trade zones: the case of the Manaus free trade zone // Economics: The Open-Access, Open-Assessment E-Journal. - 2020. - Vol. 14, 2020-19. - P. 1-41.- URL: https://doi.org/10.5018/economics-ejournal.ja.2020-19(дата обращения: 27.03.2025).
54. The Amazon rubber booms and the Free Trade Zone of Manaus: urban expansion and
watersheds degradation [Электронный ресурс] // Research, Society and Development. - URL:
https://rsdjoumal.org/index.php/rsd/article/view/29103/25271_(датаобращения: 06.03.2025).
55. Upton P., Huld A. Investing in Shenzhen: Industry, Economics, and Policy // China Briefing. - 2022. - 1 July. - URL: https://www.china-briefing.com/news/investing-shenzhen-economic- profile-industry-policy-trends/(дата обращения: 10.05.2025).
56. Varaschin J. A. A. Plano Real: normatizagao de uma economia financeirizada* / J.
A. A. Varaschin // Economia e Sociedade. - 2024. - Vol. 33, No. 1. - P. 85-99. - DOI: 10.1590/1982-3533.2024v33n1art05. - EDN: NQXRJM. -
URL:https://www.researchgate.net/publication/378160487_Plano_Real_normatizacao_de_uma_ economia_financeirizada (дата обращения: 13.06.2025).
57. Veiga, P. M., &Rios, S. A. The Brazilian Trade Policy and the WTO Dispute Settlement System. Discussion Paper No. 392. Rio de Janeiro: Institute de Pesquisa Economica Aplicada (IPEA), 2013. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/186636/1/td392.pdf(дата обращения: 07.06.2025).
58. Zenon Ricardo de Freitas. A importancia da Zona Franca de Manaus no contexto socioeconomico // Revista Foco: Interdisciplinary Studies. - 2023. - Vol. 16, no. 9. - Art. 126.
Список использованных источников:
59. Amazonas. Constituigao do Estado do Amazonas, 4a ed., atualizada atd 2020.
Manaus: Assembleia Legislativa do Estado do Amazonas, 2020. URL: URL: https://www.pge.am.gov.br/wp-content/uploads/2020/08/Constituicao-do-Estado-do-Amazonas- 4a-edicao..pdf(дата обращения: 07.06.2025).
60. Arquidiocese de Manaus. Historico // Arquidiocese de Manaus. URL: https://arquidiocesedemanaus.org.br/historico/(дата обращения: 06.03.2025).
61. Autor desconhecido. Titulo do trabalho academico // Universidade Federal do Amazonas (UFAM), Repositorio TEDE. URL: https://tede.ufam.edu.br/handle/tede/3722(дата обращения: 06.03.2025).
62.
62. Brasil ё o 7° pais que mais atraiu investimento estrangeiro em 2021, diz UNCTAD
[Электронный ресурс] / CNN Brasil. - Sao Paulo: CNN Brasil, 2022. - URL:
https://www.cnnbrasil.com.br/business/brasil-e-o-7o-pais-que-mais-atraiu-investimento- estrangeiro-em-2021-diz-unctad(дата обращения: 12.05.2025).
63. Brazil’s Economic Opening from 2000 to 2020 [Электронный ресурс] / Brazilian Society of Agricultural Economics. - Brasilia: BRSA, 2020. - URL: https://brsa.org.br/wp- content/uploads/wpcf7-submissions/32279/BRAZIL%C2%B4S-ECONOMIC-OPENING- FROM-2000-TO-2020.pdf(дата обращения: 01.06.2025).
65.
64. Brazil: Industrial Property Law [Электронный ресурс] / World Intellectual
Property Organization. - Geneva: WIPO, 1996. - URL:
https://www.wipo.int/wipolex/en/legislation/details/21340(дата обращения: 07.06.2025).
65. Constitution of the State of Amazonas of October 5, 1989 (as Amended to
November 26, 2009) // Oxford University Press. - 2010/ URL:
https://oxcon.ouplaw.com/display/10.1093/law-ocw/law-ocw-cd1304-H2009.regGroup.1/law- ocw-cd1304-H2009?prd=OXCON(дата обращения: 07.06.2025).
66. Constitution of the Federative Republic of Brazil of October 5, 1988, with the alterations established by Revision Constitutional Amendments 1, 1994 through 6, 1994, and by Constitutional Amendments 1, 1992 through 122, 2022. // Brasilia. - 2022. 231 p.
67. Conselho Administrativo de Defesa Economica (CADE). Cade aprova, com
restrigoes, venda da Refinaria Isaac Sabba para a Ream Participagoes [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.br/cade/pt-br/assuntos/noticias/cade-aprova-com-restricoes-venda-da-
refinaria-isaac-sabba-para-a-ream-participacoes (дата обращения: 27.03.2025).
68. Comёrcio Exterior [Электронный ресурс] / Ministёrio da Industria, Comёrcio Exterior e Servigos do Brasil. - Brasilia: MDIC, 2024. - URL: https://www.gov.br/mdic/pt- br/assuntos/comercio-exterior_(датаобращения: 07.06.2025).
69. Chambers Global Practice Guides. International Trade 2025 - Brazil. URL:
https://practiceguides.chambers.com/practice-guides/international-trade-2025/brazil (дата
обращения: 07.06.2025).
70. Decreto-Lei n° 288, de 28 de fevereiro de 1967. Altera as disposigoes da Lei n°
3.173, de 6 de junho de 1957, e regulamenta a Zona Franca de Manaus [Электронный ресурс]. - URL: https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/decreto-lei/del0288.htm(дата обращения:
06.03.2025).
71. Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC). International trade outlook for Latin America and the Caribbean 2023: the end of the boom cycle. Santiago: United Nations, 2023. URL: https://repositorio.cepal.org/handle/11362/48801(дата обращения: 07.06.2025).
72. Enhancing the Contribution of Export Processing Zones to the Sustainable
Development Goals // United Nations Conference on Trade and Development. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/webdiaepcb2015d5_en.pdf(дата обращения:
05.06.2025).
73. Emenda Constitucional n°6, de 15 de agosto de 1995. Altera o inciso IX do art. 170, o art. 171 e o §1° do art. 176 da Constituigao Federal. Diario Oficial da Uniao, Segao 1, 16 ago. 1995. URL: https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/constituicao/emendas/emc/emc06.htm(дата обращения: 07.06.2025).
74. G20 Brasil. G20 in Manaus: international indigenous peoples and traditional communities as part of the bioeconomy agenda [Электронный ресурс]. - URL: https://g20.gov.br/en/news/g20-in-manaus-international-indigenous-peoples-and-traditional- communities-as-part-of-the-bioeconomy-agenda(дата обращения: 27.03.2025).
75. Geneva Package [Электронный ресурс] / World Trade Organization. - Geneva:
WTO, 2022. - URL:
https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc12_e/geneva_package_e.htm(дата обращения: 12.05.2025).
76. Historia de Manaus [Электронный ресурс] // Ache Tudo e Regiao. - URL: https://www.achetudoeregiao.com.br/am/manaus/historia.htm(дата обращения: 06.03.2025).
77. HKTDC Research. 3.4 Preferences under Trade Agreements. MERCOSUR remains Brazil's main preferential agreement in terms of value of trade. 4 March 2024. URL: https://research.hktdc.com/en/article/Mzc3ODA1OTQx(дата обращения: 07.06.2025).
78. Incheon Free Economic Zone (IFEZ): About IFEZ // IFEZ Official Website. - URL: https://www.ifez.go.kr/world/content/view.do?sn=616(дата обращения: 11.05.2025).
79. Indicadores de Desempenho do Polo Industrial de Manaus 2016-2022
[Электронный ресурс] / SUFRAMA. - Brasilia: SUFRAMA, May 2022. - URL:
https://www.suframa.gov.br. (дата обращения: 07.06.2025).
80. International Trade Comparative Guide [Электронный ресурс] / Mondaq. - 2022.
- URL: https://www.mondaq.com/brazil/international-law/1269972/international-trade-
comparative-guide
81. Jornal do Comdrcio. Edigao comemorativa. (2006, 24 de outubro). Manaus comemora 337 anos com resgate da historia dos bairros. Edigao n° 39.675. URL: https://issuu.com/fvaamazonas/docs/jornal_do_commercio_especial_aniver(дата обращения: 06.03.2025).
82. Instituto Federal do Amazonas (IFAM). IFAM participa da Feira Internacional da
Amazonia [Электронный ресурс]. - URL: https://www2.ifam.edu.br/pro-reitorias/pesquisa-e- inovacao/noticias/ifam-participa-da-feira-internacional-da-amazonia (дата обращения:
27.03.2025).
83. Lei n° 14.195, de 26 de agosto de 2021. Dispoe sobre a facilitagao para abertura de empresas, protegao de acionistas minoritarios, comdrcio exterior, entre outros temas. Diario Oficial da Uniao, Segao 1, 27 ago. 2021. URL: https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_ato2019- 2022/2021/lei/L14195.htm(дата обращения: 07.06.2025).
84. Lei n° 10.520, de 17 de julho de 2002 [Электронный ресурс] / LegisWeb. - Brasilia: LegisWeb, 2024. - URL: https://www.legisweb.com.br/legislacao/?id=470441_(дата обращения: 07.06.2025).
85. Lei n°9.112, de 10 de outubro de 1995. Art.1°, §1°. URL:
https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/L9112.htm(дата обращения: 07.06.2025).
86. Lexology. Brazilian Export Controls. URL:
https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=08e9bdea-546b-4eef-b1d8-cb9660ada6f0(дата обращения: 03.06.2025).
87. Macrotrends LLC. Manaus, Brazil Metro Area Population 1950-2025 // Metro
region population data. URL: https://www.macrotrends.net/global-
metrics/cities/20244/manaus/population (дата обращения: 11.06.2025).
88. Manaus hosts international seminar on the Amazon and tropical forests [Электронный ресурс]. - URL: https://otca.org/en/manaus-hosts-international-seminar-on-the- amazon-and-tropical-forests/(дата обращения: 27.03.2025).
89. Ministry of Economy. About Camex [Электронный ресурс] / Government of Brazil. - Brasilia: Ministry of Economy, 2024. - URL: https://www.gov.br/produtividade-e- comercio-exterior/pt-br/assuntos/camex/sobre-a-camex(дата обращения: 01.06.2025).
90. Ministerio das Relagoes Exteriores do Brasil. Joint Press Release - United States and Brazil Sign New Protocol on Trade Rules and Transparency [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.br/mre/en/contact-us/press-area/press-releases/joint-press-release-united-states- and-brazil-sign-new-protocol-on-trade-rules-and-transparency, (Дата обращения: 07.06.2025).
91. Ministerio do Desenvolvimento, Industria, Comercio e Servigos (MDIC). Comex Vis - Painel de Estatisticas de Comercio Exterior [Электронный ресурс]. - URL: https://comexstat.mdic.gov.br/pt/comex-vis(дата обращения: 27.03.2025).