Методические аспекты формирования рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи (Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова)
|
Работа носит методический характер.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1 Характеристика рассказывания по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи. 5
1.2 Особенности овладения рассказыванием по серии сюжетных картин дошкольниками с общим недоразвитием речи 12
1.3 Подходы к формированию рассказа по серии сюжетных картин у дошкольников с общим недоразвитием речи 17
2 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента, направленная на выявление уровня сформированности навыка составления рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи 25
2.2 Программа формирования рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1 Характеристика рассказывания по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи. 5
1.2 Особенности овладения рассказыванием по серии сюжетных картин дошкольниками с общим недоразвитием речи 12
1.3 Подходы к формированию рассказа по серии сюжетных картин у дошкольников с общим недоразвитием речи 17
2 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента, направленная на выявление уровня сформированности навыка составления рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи 25
2.2 Программа формирования рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих речевые нарушения, в том числе общее недоразвитие речи (ОНР). Наличие данной проблемы препятствует в формировании способности к свободному и последовательному изложению собственных размышлений в связном высказывании. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения такое нарушение речи имеют 17,5% детей до 7 лет. Оно является серьезным барьером к всестороннему полноценному развитию ребёнка.
Выявление и формирование речевых способностей и навыков дошкольников призваны стать предметом повышенного внимания в сфере современного образования. Важность умения четко, ясно и последовательно воспроизводить свои мысли даёт возможность для продуктивного обучения в школе. Этот навык создает раскрывает потенциал для улучшения взаимодействия с окружающими, как с одногодками, так и со старшими, обеспечивая тем самым успешное включение в социальную среду.
Проблемы речевого развития являются одним из наиболее значимых факторов, влияющих на успешную адаптацию ребенка в обществе и его учебу в будущем. А дети с общим недоразвитием речи имеют трудности в планировании собственного высказывания, самостоятельной ориентации в условиях речевой ситуации и определении содержания своего высказывания. Актуальность выбранной темы связана с тем, что для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи эффективным инструментом служит рассказ по серии сюжетных картинок. Он позволяет детям вырабатывать навыки логического мышления, формулировать свои мысли и идеи, рассказывать о впечатлениях, опыте и чувствах в связном, понятном для слушателя формате.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных методов и подходов к коррекции рассказа по серии сюжетных картинок у детей данной категории, что является важной задачей современного образования. В условиях логопедический занятий использование серии сюжетных картинок представляет собой уникальную возможность для стимуляции речевой активности и мышления у детей. Исследование методических подходов к формированию рассказа позволяет не только выявить эффективные стратегии работы с детьми, но и оценить их влияние на развитие связной речи, что имеет важное значение для специалистов в области логопедии и дошкольного образования.
Цель исследования: разработка и обоснование эффективных методических подходов к формированию рассказа по серии сюжетных картин у дошкольников с общим недоразвитием речи
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1) Изучить и описать авторские подходы к формированию рассказа по серии сюжетных картин у дошкольников;
2) Разработать диагностический инструментарий для оценки рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи;
3) Разработать и описать методическую программу формирования умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок у дошкольников с ОНР
Объект исследования: процесс развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: программа формирования умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи
Возраст детей: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи
Выявление и формирование речевых способностей и навыков дошкольников призваны стать предметом повышенного внимания в сфере современного образования. Важность умения четко, ясно и последовательно воспроизводить свои мысли даёт возможность для продуктивного обучения в школе. Этот навык создает раскрывает потенциал для улучшения взаимодействия с окружающими, как с одногодками, так и со старшими, обеспечивая тем самым успешное включение в социальную среду.
Проблемы речевого развития являются одним из наиболее значимых факторов, влияющих на успешную адаптацию ребенка в обществе и его учебу в будущем. А дети с общим недоразвитием речи имеют трудности в планировании собственного высказывания, самостоятельной ориентации в условиях речевой ситуации и определении содержания своего высказывания. Актуальность выбранной темы связана с тем, что для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи эффективным инструментом служит рассказ по серии сюжетных картинок. Он позволяет детям вырабатывать навыки логического мышления, формулировать свои мысли и идеи, рассказывать о впечатлениях, опыте и чувствах в связном, понятном для слушателя формате.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных методов и подходов к коррекции рассказа по серии сюжетных картинок у детей данной категории, что является важной задачей современного образования. В условиях логопедический занятий использование серии сюжетных картинок представляет собой уникальную возможность для стимуляции речевой активности и мышления у детей. Исследование методических подходов к формированию рассказа позволяет не только выявить эффективные стратегии работы с детьми, но и оценить их влияние на развитие связной речи, что имеет важное значение для специалистов в области логопедии и дошкольного образования.
Цель исследования: разработка и обоснование эффективных методических подходов к формированию рассказа по серии сюжетных картин у дошкольников с общим недоразвитием речи
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1) Изучить и описать авторские подходы к формированию рассказа по серии сюжетных картин у дошкольников;
2) Разработать диагностический инструментарий для оценки рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи;
3) Разработать и описать методическую программу формирования умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок у дошкольников с ОНР
Объект исследования: процесс развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: программа формирования умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи
Возраст детей: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи
В работе представлено теоретическое обоснование проблемы изучения рассказа по серии сюжетных картин у дошкольников с общим недоразвитием речи, методика констатирующего эксперимента, направленная на изучение навыков рассказа по серии сюжетных картин и методика формирования по обучению составления рассказа по серии сюжетных картин.
В результате теоретического изучения проблемы мы пришли к понимаю рассказа по серии сюжетных картин. Согласно онтогенезу рассказа по серии сюжетных картин дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня значительно отстают от нормально развивающихся сверстников, а именно им сложно даётся усвоение навыков связной речи. У них присутствует низкий уровень употребления фразовой речи. Им трудно составлять связное высказывание по серии сюжетных картинок, связно и структурированно его представить. Такой вид рассказа абсолютно нелогичен, непоследователен, отсутствует смысл, пропускаются важные детали и события. Причиной трудностей служит грубое или остаточное недоразвитие связной речи. Это ведёт к неспособности правильно последовательно строить рассказ без пропусков целых фрагментов; отсутствует связь между событиями; ошибки в применении языковых средств и композиционной структуры; рассказ становится нелогичным; причинно-следственные связи отсутствуют; лексико-грамматическая сторона речи звукопроизношение нарушено; рассказ предстаёт в невыразительном виде. А также ребёнок постоянно нуждается в помощи посредством диалогической речи.
Данные недостатки выявляются в ходе диагностики проведения констатирующего эксперимента рассказа по серии сюжетных картин у дошкольников с ОНР. При помощи данной методики можно выявить уровень развития умений составлять связный рассказ по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ошибки, встречающиеся в рассказах детей дошкольного возраста, не исчезают сами по себе, а сохраняются и закрепляются без проведения коррекционной работы, что может вызвать различные трудности при изучении материала в школе в дальнейшем. Поэтому выявлять их очень важно и необходимо.
Для достижения поставленной цели мной было осуществлено теоретическое изучение выбранной проблематики, затем разработана методика констатирующего эксперимента, направленная на изучение сформированности навыка рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с ОНР. Результатом проделанной работы являлось выявление уровней сформированности рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи, а именно средний уровень, на границе с низким (8,9–90%). Анализ ошибок показал, что практически все задания для дошкольников с общим недоразвитием речи оказались сложными и требующими проведение специальной коррекционной работы по обучению. Я разработала программу обучения рассказывания по серии сюжетных картин посредством логопедической работы.
Таким образом, можно прийти к выводу, что формирование навыка рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи происходит иначе, нежели у детей с нормальным речевым развитием. Однако, стоит отметить, что при правильной составленной коррекционной программе, при правильно подобранных заданий и упражнений, логопед сможет помочь ребёнку с общим недоразвитием речи преодолеть сложности в составлении рассказа по серии сюжетных картин.
В результате теоретического изучения проблемы мы пришли к понимаю рассказа по серии сюжетных картин. Согласно онтогенезу рассказа по серии сюжетных картин дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня значительно отстают от нормально развивающихся сверстников, а именно им сложно даётся усвоение навыков связной речи. У них присутствует низкий уровень употребления фразовой речи. Им трудно составлять связное высказывание по серии сюжетных картинок, связно и структурированно его представить. Такой вид рассказа абсолютно нелогичен, непоследователен, отсутствует смысл, пропускаются важные детали и события. Причиной трудностей служит грубое или остаточное недоразвитие связной речи. Это ведёт к неспособности правильно последовательно строить рассказ без пропусков целых фрагментов; отсутствует связь между событиями; ошибки в применении языковых средств и композиционной структуры; рассказ становится нелогичным; причинно-следственные связи отсутствуют; лексико-грамматическая сторона речи звукопроизношение нарушено; рассказ предстаёт в невыразительном виде. А также ребёнок постоянно нуждается в помощи посредством диалогической речи.
Данные недостатки выявляются в ходе диагностики проведения констатирующего эксперимента рассказа по серии сюжетных картин у дошкольников с ОНР. При помощи данной методики можно выявить уровень развития умений составлять связный рассказ по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ошибки, встречающиеся в рассказах детей дошкольного возраста, не исчезают сами по себе, а сохраняются и закрепляются без проведения коррекционной работы, что может вызвать различные трудности при изучении материала в школе в дальнейшем. Поэтому выявлять их очень важно и необходимо.
Для достижения поставленной цели мной было осуществлено теоретическое изучение выбранной проблематики, затем разработана методика констатирующего эксперимента, направленная на изучение сформированности навыка рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с ОНР. Результатом проделанной работы являлось выявление уровней сформированности рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи, а именно средний уровень, на границе с низким (8,9–90%). Анализ ошибок показал, что практически все задания для дошкольников с общим недоразвитием речи оказались сложными и требующими проведение специальной коррекционной работы по обучению. Я разработала программу обучения рассказывания по серии сюжетных картин посредством логопедической работы.
Таким образом, можно прийти к выводу, что формирование навыка рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи происходит иначе, нежели у детей с нормальным речевым развитием. Однако, стоит отметить, что при правильной составленной коррекционной программе, при правильно подобранных заданий и упражнений, логопед сможет помочь ребёнку с общим недоразвитием речи преодолеть сложности в составлении рассказа по серии сюжетных картин.



