Аннотация 3
Введение 3
1 Социально-экономическое и политическое развитие Сингапура 11
1.1 Формирование системы государственного управления экономикой (1965-1980 гг.) ....17
1.2 Государственная политика при переходе от трудоёмкого к наукоёмкому производству
(1980-1998 гг.) 24
2 Роль управления Совета экономического развития Сингапура в секторе передового
производства 32
2.1 Направления деятельности Совета экономического развития в секторе передового
производства: осуществляемые программы и инициативы 38
2.2 Результаты проводимой Советом экономического развития политики в 2015 году 44
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 51
Приложения 56
Приложение 1 Структура государственного управления Сингапура 56
Приложение 2 Ключевые этапы развития экономики Сингапура 57
Приложение 3 Структура Совета экономического развития 58
Приложение 4 Промышленные кластеры Сингапура 59
Актуальность данного исследования заключается в применяемости механизмов государственного управления Сингапура другими странами при формировании национальных экономических стратегий. Успех Сингапура является признанным во многих развитых странах. Всемирный банк и другие международные организации призывают развивающиеся страны мира обращаться к опыту островного государства - это связано с тем, что многие достижения Республики отражаются в эффективной организации её политической составляющей. В данном работе, особое внимание будет уделяться работе Совета экономического развития и некоторым другим агентствам, которые подконтрольны Министерству торговли и промышленности Сингапура 1.
Пример этого островного государства, вдобавок, отражает высокую значимость неэкономического фактора в развитии экономики, в частности сектора передового производства, который сегодня является неотъемлемой частью научно -технической революции. Согласно Отчёту о глобальной конкурентоспособности 2019 года Международного института управленческого развития , Сингапур - это первая по конкурентоспособности страна, крупнейший валютный центр в Азиатско-Тихоокеанском регионе и третий крупнейший финансовый центр в мире - после Лондона и Нью-Йорка . Сингапур отличается одним из самых низких уровней коррупции и преступности, а также, после Брунея, страной с самыми низкими налогами. Идея государства в Сингапуре нашла одно из самых удачных воплощений в человеческой истории, а сингапурскую модернизацию называют «экономическим чудом».
Проведение данного исследования позволит расширить представление об «экономическом чуде» Сингапура, методах стимулирования и причинах стремительного роста экономики как в период индустриализации, так и на современном этапе при правительственной поддержке инновационного и высокотехнологического развития. Социальная значимость заключается в том, что изучаемый мной вопрос будет интересен социальным группам, заинтересованным в работе механизмов государственного вмешательства в экономику, а также непосредственно в развитии инноваций и технологий. Сингапурская культура, история и политическая организация общества сегодня представляет большой международный интерес в связи с тем, что азиатские страны, в частности новые индустриальные страны (НИС), опережают страны Европы и США в своем экономическом и социально-культурном процветании, представляя уникальные пути экономического развития. В данной работе будет уделено большое внимание структурному устройству окружающей социальной, политической, экономической среды государства, а также будут изучены исторические особенности и группы людей, которые на разных этапах модернизации оказывали наибольшее влияние на вектор развития Сингапура. Практическое значение обозначено тем, что в исследовании могут быть заинтересованы как некоммерческие круги - представители научного сообщества, так и коммерческие - представители бизнес-сферы. Более того, изученность данного вопроса в отечественных общественных науках ограничена и отражена в работах малочисленных авторов, которые занимаются азиатскими исследованиями.
Хронологические рамки исследования затрагивают период с 1990 по 2015 год, однако, в рамках изучения формирования Сингапура и пути его развития как независимого государства будут изучены несколько этапов, начиная с 1819 года и появления Сингапура как порта для свободной торговли и свободной иммиграции. Нижней границей считается год, когда Ли Куан Ю - первый Премьер-министр Республики и один из создателей сингапурского чуда - покинул пост и был сменён Го Чок Тонгом. Назначение Го Чок Тонга премьер- министром было частью процесса обновления руководства, предусмотренного правящей Партией народного действия. Цель процесса обновления состояла в том, чтобы заменить лидеров первого поколения или «старую гвардию» на новое поколение лидеров. 1990-е также стали десятилетием перехода правительства к активной фазе развития высокотехнологического и инновационного производства. Верхней границей обозначен 2015 год, когда упраздняется пост министра-наставника в связи со смертью Ли Куан Ю, стартом нового стратегического плана ИИП-2020 (Исследования, Инновации, Предпринимательство) , который представляет собой долгосрочный план по строительству «умной нации». Также, в 2015 году Сингапур отметил 50-летие своей независимости.
Географические рамки охватывают территорию Сингапура. Дополнительно в географические рамки включаются ближайшие соседние страны Сингапура - Малайзия и Индонезия, которые оказывают весомое влияние на экономику Сингапура.
В первом разделе данной работы мною были изучены этапы формирования системы государственного управления, а также этапы модернизации сингапурской экономики, которые привели к развитию сектора передового производства. Второй раздел посвящен работе Совета экономического развития, его совместной деятельности с министерствами и другими государственными агентствами; зарубежными офисами и ТНК. Этот раздел отражает результаты проведенных программ и инициатив.
Объект исследования - экономическая политика Республики Сингапур.
Предмет исследования - государственная политика в секторе передового производства Республики Сингапур.
Цель данной работы - определить роль СЭР в развитии сектора передового производства.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу и источниковую базу, относящихся к изучаемому периоду.
2. Определить основные этапы экономического развития и проанализировать процесс формирования государственной политики в области передового производства.
3. Рассмотреть стратегии экономической модернизации Сингапура.
4. Изучить влияние политического руководства на экономику в рамках работы Совета экономического развития.
5. Рассмотреть реализуемые Советом экономического развития стратегии в рамках сектора передового производства.
6. Сделать выводы о работе Совета экономического развития и охарактеризовать экономическое и внутриполитическое состояние Республики Сингапур.
Методы исследования:
1. Анализ внутреннего политического устройства Республики Сингапур, статистических данных и показателей деятельности государства в рамках отдельного сектора и в масштабе общей государственной экономики.
2. Казуальный метод для формирования глубокого понимания логики политических и экономических процессов.
3. Контент-анализ - анализ материалов, освещавших события, связанных с принятием правительством политических решений.
4. Ивент-анализ - рассмотрение большого количества событий, возникающих в процессе взаимодействия органов государственного управления с местными и зарубежными компаниями, а также частными предпринимателями.
Анализ источниковой базы:
1. Законодательные акты:
- Решения Парламента Сингапура, оформленные в законы и акты: например, Закон о предотвращении коррупции 1960 года , Билль о Бреттон-Вудских соглашениях , Законы о стимулировании экономического роста .
- Конституция Сингапура, вступившая в силу 9 августа 1965 года - она определяет работу правительства и разделение властей ;
- Межправительственные договоры - примером может послужить Соглашение № 8206 об отделении Сингапура, подписанное в Куала-Лумпуре 7 августа 1965 года .
- Отчеты Министерств, в частности Министерства финансов и Министерства торговли и промышленности (Сингапурский отчет об экономических исследованиях за 2015 год) , ежегодные отчёты об итогах деятельности Совета экономического развития с 2012 по 2015 год .
2. Делопроизводственные материалы:
- Отчёты о парламентских дебатах, публикуемые Парламентом Сингапура начиная с 1955
12
года.
- Государственные планы развития Сингапура, подготовленные Отделом экономического планирования (Первый план подобного рода появился в 1961-1964 годах), Национальный стратегический план 1998 года, Национальный план развития науки и технологий, Генеральный план создания возможностей на 2007-2011 годы, Генеральный план по превращению Сингапура в остров образования.
- Информация с сайтов правительства Сингапура, Совета экономического развития, Министерства торговли и промышленности и подконтрольных ему министерств.
3. Источники личного происхождения и корреспонденция:
- Значимые речи и выступления, пресс-релизы министров и партийных представителей начиная с 1954 года, в частности речи Премьера-министра Ли Куан Ю, первого Президента Юсофа Исхака, Го Кен Суи, первого Министра иностранных дел С. Раджаратнама, Президента Сингапура с 2011 по 2017 гг. Тони Тана, ныне действующего президента Ли Сянь Луна.
4. Периодические материалы:
- материалы таких изданий, как Сингапурская Свободная Пресса , которая ежедневно выпускалась до 1946 года, Стрейтс Таймс - ежедневная газета, базирующаяся в Сингапуре, принадлежащая сегодня Сингапур Пресс Холдингс, а также финансовые газеты Бизнес Таймс и Эдж .
5. Статистические материалы:
- Доклады международных организаций, в которых отражается государственное регулирование финансовых и валютных потоков, указывается информация о корпоративных налогах (например, в отношении компаний-резидентов), трансфертные и индивидуальные налоги. Примером таких докладов могут послужить подготовленная Всемирным банком статистика, подготовленная Всемирным банком и Всемирной торговой организацией .
- Ежегодные доклады Банка развития Сингапура , Ежегодник Сингапура, годовые бюджетные отчеты агентств.
Анализ литературы:
В процессе исследования данной работы, прежде всего, мною были изучены работы отечественных исследователей. Весомую роль сыграли монографии российского учёного и специалиста в области политического функционирования Сингапура Э.М. Гуревича . Его работы были преимущественно посвящены анализу деятельности политических элит - Партии народного действия, которая и ныне является главной политической силой в Сингапуре - изучению процесса её трансформации из леворадикальной в социал-демократическую. Отдельно можно выделить статьи об экономическом развитии государства, в частности функционировании финансового рынка и работы отдельных отраслей экономики, развития рынка инновации. В рамках этого группы литературы можно выделить таких российских авторов, как: М. Осипова и написанная в 2002 году «Политика, экономика. Сингапур. В интерсетях финансовых рынков» , статья 2012 года А.В. Фролова «Опыт Сингапура поучителен» - они были опубликованы в научном журнале «Азия и Африка сегодня». Выделяется работа И.Г. Беляковой «Новые модели межкультурной коммуникации: стратегическая согласованность языковой, социальной и культурной политики Сингапура», опубликованная в 2016 году.
Следующей группой мною была выделена литература, посвященная историографии, поэтапному развитию Сингапура с начала XIX и по конец XX века. Она охватывает как политические, так и экономические факторы формирования островного государства. Прежде всего это монографии, написанные следующими зарубежными авторами:
1. Лоуренс Б. Крауз, Ко Ай Ти, Ли Тцао Юань. «Пересмотр Сингапурской экономики» .
Данная совместная работа американского экономиста и азиатских исследователей была написана в 1986-1987 году, в годы первой сингапурской рецессии. В ней содержится политическая и экономическая характеристика Сингапура и обозначаются основополагающие факторы, влиявшие на становление политического руководства и непосредственно экономики - например, какое влияние оказывали многокультурность, размер, расположение государства на роль в экономике внешних рынков. Отводится внимание развитию в Сингапуре таких сфер, как: торговля, переработка, банковское дело, страхование, маркетинг, перевозка и
коммуникации. Также авторами выделяется исторический контекст становления государства.
2. В.Д. Хафф. «Экономический рост Сингапура: торговля и развитие в XX веке». Посвященная отдельным этапам развития Сингапура - колониальному периоду, периоду обретения независимости от Великобритании, современной стадии независимого глобального города - монография фокусирует свои исследования на экономических показателях разных годов и описывает частные события, которые оказывали влияние на принимаемые Партией народного действия решения.
Второй группой можно выделить работы, посвященные экономическому развитию на современном этапе, которые отражают переход к инновационному пути развития Сингапура.
1. Прежде всего, значительный вклад был внесён монографией Эдгара Штейна «Стратегический прагматизм: Культура Совета экономического развития Сингапура» , которая была опубликована в 1996 году. Труд, написанный Эдгаром Шейном, теоретиком и практиком менеджмента, посвящён политической культуре, создаваемой Советом экономического развития - квазигосударственным органом, который смог добиться прямого вмешательства и участия в экономике государства, при этом сохранив гибкость внешних и внутренних рынков и предпринимательскую свободу. Данный автор известен благодаря успешному консультированию многих крупных корпораций как в США, так и в Европейском Союзе. В монографии описывается каким образом управленческие процессы, инициируемые Советом экономического развития, повлияли на рост экономики республики. Совет экономического развития является одним из центральных объектов исследования в рамках данной работы.
2. Ману Баскаран. «Проблемы, стоящие перед сингапурской экономикой».
В данной работе автор анализирует внешние и внутренние вызовы экономике Сингапура; оценивается трудовая политика, рынок недвижимости, конкурентоспособность рынка.
3. Али М. Низамуддин. «Международные корпорации и экономическое развитие: уроки Сингапура».
Статья сосредотачивает внимание на том, что процесс модернизации в Сингапуре неразрывно связан с либеральной политикой в области иностранных инвестиций, направленных на интеграцию в мировую экономику.
В следующую группу мною была выделена литература, посвящённая государственному управлению в Сингапуре. Высокую ценность представляют работы профессора Джона Куа, который уже на протяжении 30 лет пишет о государственном управлении в азиатских странах. Так, административные реформы в Сингапуре и государственная политика анализируется в его работах «Государственное управление по - сингапурски» и «Административная реформа и управление развитием в Сингапуре: Сравнительное исследование Сингапурского фонда благоустройства и Совета по развитию» . Также, администрирование в Сингапуре являлось объектом исследования М. Шамсула Хаке, в частности в статье, опубликованной в 2009 году «Государственное администрирование и управление в Сингапуре», она была посвящена государственному образованию, политической системе Сингапура, политико-административным отношениям, а также более микроуровневому анализу последних реформ, рыночной политики, структурных и функциональных изменений и нормативной переориентации правительства.
Отдельной группой можно выделить автобиографии, воспоминания и интервью бывшего Премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю (1923-2015), в частности такие работы, как: «Сингапурское чудо» , «Суровые истины во имя движения Сингапура вперёд» , «Из третьего мира в первый: история Сингапура 1965-2000» , также интервью и беседы с Ли Куан Ю Тома Плейта, когда были сформированы в один труд «Гражданин Сингапур или как создают нации» . Ли Куан Ю в своих книгах изучает ранее неопубликованные правительственные документы и официальные документы и рассказывает о усилиях, которые понадобились государству-острову в Юго-Восточной Азии для выживания; объясняет, как администрация смогла покончить с коммунистической угрозой безопасности молодого государства и начать трудный процесс национального строительства, а также пишет о своем резком подходе к политическим оппонентам и неортодоксальных взглядах на права человека и демократию.
Изучив литературу и источниковую базу, относящихся к истории становления Сингапура начиная с 1819 года и заканчивая 2015 годом, я могу сделать вывод, что Сингапур прошёл 7 этапов развития:
1 этап - 1959-1965 гг. Сингапур становится независимым от Великобритании и от Малайзии. В этот период начала складываться структура государственного регулирования - формироваться правительственные агентства и советы. Также этот период отличился массированной индустриализацией; развитием трудоёмкого производства (текстиль, переработка нефти) и традиционной портовой торговлей.
2 этап - 1965-1970 гг. Продолжение процесса развития промышленности, государство поставило задачу сделать экономику Сингапура открытой. Правительство отрегулировало и упростило условия ведения бизнеса для нерезидентов. Новым приоритетным направлением становится электроника.
3 этап - 1971-1980 гг. Правительство направило силы на развитие финансового. Произошла тотальная компьютеризация государственных учреждений и предприятий. Сингапур стал переходить с трудоёмкого на наукоёмкое производство.
4 этап - 1981-1990 гг. Расширяется производство продукции с высокой добавленной
стоимостью. Остров становится главным центром для размещения филиалов ТНК. Приоритетными экономическими сферами для правительства становятся биотехнологии, микроэлектроника, финансовые и бизнес услуги, правительство занимается развитием химического и судостроительного кластеров .
5 этап - 1991-1997 гг. Сингапур трансформируется в глобальный бизнес-хаб. Новой политикой становится вложение в сферу услуг и развитие сингапурских компаний и предприятий для подготовки их выхода на международный рынок. В конце XX века Сингапур - центр экспорта образовательных, транспортных, финансовых, бизнес-услуг.
6 этап - 1998-2007 гг. Сингапур становится на путь развития инновационной экономики. Главный приоритет правительственных агентств - сделать Сингапур связующим Азии с другими частями мира.
7 этап - 2008-2015 гг. Развитие инновационной экономики за счёт выпускаемых Советом экономического развития программ - создание имиджа о Сингапуре как о глобальном городе. Инвестирование как в местные, так и зарубежные средние и малые предприятия. Последний этап - этап умеренного и постепенного укрепления экономики.
Таким образом, за 50 лет независимости, Сингапур осуществил индустриализацию и, пережив азиатские кризисы и рецессии, остаётся одной из самых устойчивых и быстроразвивающихся экономик Азии.
Я пришла к заключению, что выдвигаемые стратегии экономической модернизации с 1965 года по нынешние дни формируются по одному принципу (несмотря на незначительное разницу в степени участия и вмешательства государства в экономику) - главное преимущество в получении льгот и поощрений от правительства и управляемых им агентствам предоставляется зарубежным фирмам и ТНК, финансирование же строго разделено - это, парадоксально, помогает избегать бюрократии и даёт больше свободы частной сектору экономики. Ответственность за промышленный рост несут частные предприятия, а за создание надлежащей инфраструктуры и социальных услуг отвечает государственный сектор. Такое разделение полномочий можно назвать уникальной моделью сингапурского управления. Также, Сингапурский пример показывает, что заимствование уже внедренных и успешно проведенных стратегий, привлечение международных экспертов является прагматичным подходом, так как рациональное использование человеческих и финансовых ресурсов стало одной из причин почему темпы роста Сингапура достигали в период его становления более 10% в год. При этом, в комитетах и в компаниях, связанных с государством, присутствует значительная часть, во-первых, государственных кадров, которые и поддерживают связь и передачу информации между правительством и квазигосударственными органами, как Совет экономического развития, а во-вторых, представители крупнейших компаний (ЭксонМобиль, Алибаба и т.д.), которые имеют возможность лоббировать свои интересы.
Модернизация, а затем развитие передового производства происходили при прагматичном планировании правительством необходимых действий. Первые планы создавались при экспертной помощи ООН - Доклад Винсемиуса содержал план индустриализации Сингапура, а первая Программа развития Сингапура 1961-1964 была направлена на отстройку инфраструктуры города. Национальный план развития науки и технологий, Генеральный план по превращению Сингапура в остров образования, Национальный стратегический план 1991 года включали в себя пять программ, которые были направлены на повышение конкурентоспособности и производительности труда, а также на укрепление местного предпринимательства и разрастание сингапурских компаний до статуса ТНК; Стратегический план 1998 года, разработанный Советом экономического развития, способствовал развитию сектора передового производства. Правительство наметило создание нового движения «Сингапур - XXI» через реализацию «Промышленного плана XXI». Сегодня национальные стратегические планы дополняются узконаправленными планами Совета экономического развития, Управлением по развитию информационно-коммуникационных технологий, инвестиционными и научно-исследовательскими фондами. Приоритетными направлениями разрабатываемых агентствами планов являются: распространение
логистических, финансовых, сервисных, медицинских, образовательных услуг; постройка
48
новых кластеров; поддержка центров НИОКР. Так, например, План ИИП-2020 определяет исследования, инновации и предпринимательство как краеугольный камень национальной экономической стратегии Сингапура. В соответствии с пятилетним планом правительство Сингапура выделило 16 миллиардов долларов в период с 2011 по 2015 годы, чтобы превратить Сингапур в глобальный центр исследований и разработок. В новом плане ИИП-2020 агентствам на реализацию поставленных задач выделили 19 миллиардов.
Отследив основные этапы экономического развития Сингапура и осуществление национальных экономических планов, я пришла к выводу, что без регулируемой Партией Народного действия политической и социальной политики, без системы уступок со стороны населения на ранних этапах развития, государство не смогло бы добиться столь высоких темпов роста экономического благополучия. Партия является главной движущей силой и во благо этой стабильности, которая привлекает зарубежных партнёров, многим организациям и самим сингапурцам приходится мириться с государственной цензурой и множественными ограничениями авторитарного правления. Политика поддержания правительства
транспарентным и не коррумпированным является уникальной и показательной. Этапы формирования государственной политики в развитии экономики показали себя последовательными: после индустриализации страны, повышения качества жизни,
государство смогло перейти на новый этап - развитие техноёмкой промышленности и передового производства. Развитие частного сектора поддерживалось, однако за правительством оставался ряд значительных управленческих и контрольных функций. Не обладая большими территориями, государство было вынуждено принять две инициативы: создать ключевые каналы связи, торговли и экспорта с внешним миром и подойти к распределению территорий максимально ответственно - государство пришло к идее создания промышленных зон и кластеров, где всё необходимое для производства, складирования, а также офисы и аналитические центры находятся в непосредственной близости и связаны как друг с другом, так и с портом и аэропортом Чанги.
Воздействие политической власти на экономическое развитие мною было изучено на примере Совета экономического развития. Совет отличается значительной гибкостью администрирования - он уполномочен вести деловые связи без соблюдения правительственных процедур, а также определять собственные уровни заработных плат, не подчиняясь Системе гражданской службы. Более того, Совет обладает собственным финансированием и автономно следит за результатами своей финансовой и инвестиционной деятельности. Так как эффективность управления содержит в себе половину успеха, правительство делегировало ответственность за конечный результат разрабатываемых проектов. Сформированные операционные прибыли стали направляться на финансирование 49
части капитальных расходов комитетов. Совет действует как предприниматель - им оцениваются риски и возможности предприятия, берутся издержки при отстройке инфраструктуры проектов. Правительство прибегло к довольно жесткой политике финансирования - Совет не финансирует строительство через дефицит бюджета, устанавливается принцип самоокупаемости проекта при внедрении на начальных стадиях финансовой помощи со стороны правительства. Государственное финансирование структурировано в виде займов, а также кредитов, которые исходят из таких организаций, как Азиатский банк развития или Корпорация развития содружества. Другим источником финансирования является непосредственная операционная прибыль от аренды помещений, земли, квартир и прочей недвижимости. Такой подход к распределению финансов и долгосрочная стратегия развития позволили Сингапуру построить одну из лучших инфраструктур в мире.
Говоря о применяемости полученного опыта, стоит сказать пару слов о том, какие бы изменения могли бы привнести сингапурские механизмы государственного управления в экономической сфере непосредственно в России. В программах развития Сингапур всегда определяет какие из сфер передовой экономики в тот или иной год являются приоритетными и каких из них есть возможность развить (за счёт собственных резервов или с помощью вмешательства международных корпораций). В России для развития своих приоритетных сфер могут использовать уже существующие центры (например, Пущинский научный центр), однако для их функционирования необходима тщательно разработанная программа. Человеческий капитал представляется Сингапуром как один из самых значительных ресурсов - такой подход к пониманию значения человека в государстве необходим во многих странах, где темпы «утечки мозгов» и уровень безработицы заметно растут, а частный сектор или рынок инвестиции не формируют единую систему управления с правительством.
Нельзя не отметить, что темпы роста Сингапурской экономики в связи с многими макроэкономическими факторами стали значительно снижаться и продолжат падать и в последующие годы. Тем не менее, правительство, которое является одним из самых стабильных и на современном этапе, обосновывает это переходным этапом. С каждым годом количество ТНК, которые открывают центры производства или штаб-квартиры в Сингапуре, растёт. Привлекательность отстраиваемых Советом экономического развития промышленных зон и промышленных кластеров, которые занимаются изучением и производством высокотехнологической продукции - электроники, химической промышленности, образования, здравоохранения, инжиниринга (Джуронг, Биополис, Селетар, Уан-Норт и другие) растёт с каждым годом и примет только большие масштабы в ближайшем будущем.
1. Бахтараева К.Б. Сингапур: роль финансовой системы в «экономическом чуде» // Финансы и кредит. - 2015. - С. 13.
2. Герасимов В.С. Политическая меритократия: восточная альтернатива западным традициям управления обществом в XXI веке // Вестник МГИМО(У) МИД России. - 2015.
- С. 230-237
3. Горячева О.С. Сингапур - экономическое чудо в пределах одного города // Мировой опыт. Бюджет. - 2018. - С. 88-92
4. Гуревич Э.М. Партия народного действия Сингапура: 50 лет у власти // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития, Том 14 - М.: ИВРАН, 2010 - 154 с.
5. Каримуллина А.В. Промышленная политика Республики Сингапур: этапы, инструменты, результаты // Проблемы национальной стратегии № 3, 2012 - С. 153-167
6. Кирилина Е.Р. Особенности инновационной модели Сингапура // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, Вып. 31 - 2016. — С. 98-114
7. Ли К.Ю. Сингапурское чудо // М.: АСТ, 2015. - 210 с.
8. Ли К.Ю. Сингапурская история. Из третьего мира в первый // МГИМО. МИД России, 2005.
- 420 с.
9. Плейт Т. Беседы с Ли Куан Ю. Гражданин Сингапур, или как создают нации // ЗАО «Олимп—Бизнес», 2014. - 232 с.
10. Ушакова М. Политика, экономика. Сингапур. В интерсетях финансовых рынков // Азия и Африка сегодня, Вып. 6, 2002. - С. 25-28
11. Фролов А.В. Опыт Сингапура поучителен // Азия и Африка сегодня, Вып. 1- 2012. - 7 с.
12. About EDB. Who we are. - [Электронный ресурс] // Official website of Economic Development Board URL: https://www.edb.gov.sg/en/about-edb/who-we-are.html - доступ свободный. Дата обращения: 09.05.2019.
13. Ang. J. Government ownership and the performance of government-linked companies: The case of Singapore // Journal of Multinational Financial Management - 2006. - Vol. 16. - P.64-88
14. Annual Reports. Corporate and industry publications [Электронный ресурс] // Economic
Development Board. 2012-2015 editions URL: https://www.edb.gov.sg/en/news-and-
events/resources.html - доступ свободный. Дата обращения: 09.05.2019.
15. Bhaskaran M. Challenges facing the Singapore economy [Электронный ресурс] // Southeast Asian Affairs - 2014. - P. 290-302 URL: https://www.jstor.org/stable/44112079 - - доступ свободный. Дата обращения: 07.10.2018.
..33