ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ИП КОВАЛЕВСКИЙ А.В.)
|
РЕФЕРАТ 3
Введение 3
1 Особенности развития малого предпринимательства в современных условиях 5
1.1 Предпринимательство как вид экономической деятельности 5
1.2 Малое предпринимательство в России: формирование, управление и регулирование 7
1.3 Развитие малого предпринимательства в Томской области 22
2 Управление субъектом малого предпринимательства в Томской области (на примере ИП
Ковалевский А.В.) 32
2.1 Общие сведения о хозяйствующем субъекте 32
2.2 Основные конкуренты и положение на рынке 34
2.3 Анализ клиентов хозяйствующего субъекта 40
2.4 SWOT-анализ хозяйствующего субъекта 43
3 Рекомендации по совершенствованию управления ИП Ковалевский А.В. 48
3.1. Трансформация организационной структуры 48
3.2. Стратегические приоритеты ИП Ковалевский А.В. 50
Заключение 55
Список использованной литературы и источников 57
Приложение А Перечень показатель Рейтинга инновационных регионов России 63
Приложение Б Анкета дл
Введение 3
1 Особенности развития малого предпринимательства в современных условиях 5
1.1 Предпринимательство как вид экономической деятельности 5
1.2 Малое предпринимательство в России: формирование, управление и регулирование 7
1.3 Развитие малого предпринимательства в Томской области 22
2 Управление субъектом малого предпринимательства в Томской области (на примере ИП
Ковалевский А.В.) 32
2.1 Общие сведения о хозяйствующем субъекте 32
2.2 Основные конкуренты и положение на рынке 34
2.3 Анализ клиентов хозяйствующего субъекта 40
2.4 SWOT-анализ хозяйствующего субъекта 43
3 Рекомендации по совершенствованию управления ИП Ковалевский А.В. 48
3.1. Трансформация организационной структуры 48
3.2. Стратегические приоритеты ИП Ковалевский А.В. 50
Заключение 55
Список использованной литературы и источников 57
Приложение А Перечень показатель Рейтинга инновационных регионов России 63
Приложение Б Анкета дл
Одним из факторов развития экономики страны является малое предпринимательство. Его развитиене только дает государствуувеличение дохода в виде поступления налогов, но и, что важней, обеспечивает наиболее полную реализацию самодеятельной инициативы граждан, гибкость,мобильность, оперативность бизнес- процессов,и, в конечном итоге,является индикаторомздоровья экономики
Успех хозяйствующих субъектов, особенно малых форм,напрямую зависит отэффективности управления, то естьот того, насколько точен анализ внешних и внутренних факторов, определяющих условия, в которых существует бизнес и адекватна реакция на полученные выводы.
Это определяет актуальность цели представленного исследования - анализ особенностей управления малым предприятиемна примере хозяйствующего субъекта, действующего в Томской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать теоритические аспекты малого предпринимательства;
• охарактеризовать существующие условия развития малого
предпринимательства;
• проанализировать управление малым предприятием в современных условиях;
• рассмотреть сложившуюся систему управления деятельностью магазина ИП Ковалевский А.В., разработать рекомендации по стратегическому управлению хозяйствующим субъектом.
Объектом исследования являются существующие условия функционирования малых предприятий в современной российской практике.
Предметом исследования выступает малое предпринимательство и элементы системы управления им.
Практическая часть работы представляет собой анализ ИП Ковалевский А.В. как субъекта малого предпринимательства, осуществляющего розничную торговлю одеждой через магазин- бутик «MosaicoFamily».
Для написания выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: стратегические методы исследования, анкетирование клиентов, экономико-статистический, структурного и факторного анализа.
Информационной базой исследования послужили основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность субъектов малого и среднего 3
предпринимательства, правила внутреннего распорядка и иные документы изучаемого предприятия, а также сведения, полученные в результате полевых исследований на его территории.
Практическая значимость данной выпускной работы заключается в составлениитаких рекомендаций по совершенствованию деятельности хозяйствующего субъекта, которые бы обеспечили высокую конкурентоспособность предприятия.
Успех хозяйствующих субъектов, особенно малых форм,напрямую зависит отэффективности управления, то естьот того, насколько точен анализ внешних и внутренних факторов, определяющих условия, в которых существует бизнес и адекватна реакция на полученные выводы.
Это определяет актуальность цели представленного исследования - анализ особенностей управления малым предприятиемна примере хозяйствующего субъекта, действующего в Томской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать теоритические аспекты малого предпринимательства;
• охарактеризовать существующие условия развития малого
предпринимательства;
• проанализировать управление малым предприятием в современных условиях;
• рассмотреть сложившуюся систему управления деятельностью магазина ИП Ковалевский А.В., разработать рекомендации по стратегическому управлению хозяйствующим субъектом.
Объектом исследования являются существующие условия функционирования малых предприятий в современной российской практике.
Предметом исследования выступает малое предпринимательство и элементы системы управления им.
Практическая часть работы представляет собой анализ ИП Ковалевский А.В. как субъекта малого предпринимательства, осуществляющего розничную торговлю одеждой через магазин- бутик «MosaicoFamily».
Для написания выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: стратегические методы исследования, анкетирование клиентов, экономико-статистический, структурного и факторного анализа.
Информационной базой исследования послужили основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность субъектов малого и среднего 3
предпринимательства, правила внутреннего распорядка и иные документы изучаемого предприятия, а также сведения, полученные в результате полевых исследований на его территории.
Практическая значимость данной выпускной работы заключается в составлениитаких рекомендаций по совершенствованию деятельности хозяйствующего субъекта, которые бы обеспечили высокую конкурентоспособность предприятия.
Подводя итог, можно сказать, что малый и средний бизнес сталкивается с рядом довольно серьезных проблем, решение которых лежит как на плечах государства, так и на плечах самих предпринимателей.
Объективно, малые формы облают рядом преимуществ, позволяющих им осуществлять свою деятельность в конкурентных условиях рынка. Это адаптивные мобильные структуры, руководители которых обладают относительной свободой в принятии решений, связанных с выбором цели и порядком организации деятельности. Однако одних этих преимуществ может быть недостаточно для того, чтобы успешно конкурировать с крупными организациями. Существенными недостатками субъектов малого и среднего предпринимательства являются зависимость от профессионально уровня руководителя и низкая финансовая обеспеченность.
Изучение внутрифирменных трудовых отношений в рамках малого предприятия позволяет выделить ряд характерных особенностей, таких как низкая квалификация трудовых и административных кадров, большая демократичность и низкая регламентированность трудовых отношений между исполнителями и руководителямии недостаточный уровень планирования деятельности.
Главным условием существования малого бизнеса является соответствие интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. Для этого необходима упорядоченная и эффективная нормативно - правовая база, формирование инфраструктуры, соответствующей потребностям бизнеса, социальных институтов, которые будут способствовать его развитию и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать свое дело.
В российской экономике законодательная база, регулирующая
предпринимательскую деятельность, четко определяет критерии, по которым бизнес может быть отнесен к категории малого или среднего предпринимательства. С целью формирования благоприятных институциональных условий для развития малого исреднего бизнеса в России уже предпринят целый ряд важных мер, в частности, введена упрощенная система налогообложения, сокращающая налоговое бремя и облегчающая администрирование налога, упрощен порядок регистрацииновых фирм.
Поддержка со стороны государства также осуществляется через реализацию федеральных и региональных программ, как ключевых элементов политики содействия и развития малых форм хозяйствования. По факту, они призваны формировать благоприятную бизнес-среду и повышать интерес граждан к товарам и услугам малых 55
предпринимателей. Однако анализ основных ее инструментов показал их низкую эффективность и неадаптированность к реальным условиям рынка. В связи с этим, остается необходимость принятия мер, направленных на развитие страховых,кредитных и других институтов, обеспечивающих реальный доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным и иным материальным ресурсам.
Если говорить об особенностях Томской бизнес-среды, существенными препятствием развития, помимо характерных для малого и среднего предпринимательства проблем, становятся низкая транспортная доступность региона и высокая конкуренция на рынке. Вместе с тем, предпосылками для развития малого предпринимательства в Томской области являются стабильный спрос в ресурсных и инновационных отраслях и сформировавшейся инфраструктура поддержки малых форм хозяйствования.
В условиях малого бизнеса главнойзадачей предпринимателя становится формирование команды единомышленников, профессиональные качества которых помогут своевременно осуществлять принятие и проведение решений, связанных с различными изменениями (редакции в законодательстве, действия конкурентов, результаты научно-технических достижений и другое). Для решения этой задачи необходимо наличие таких организационных структур, которые будут осуществлять постоянный анализ рынка и на основе полученных данных определять стратегические цели развития предприятия.
Учитывая особенности малых предприятий, можно выделить ряд основных стратегий, целью которых является сведение к минимуму конкуренции с крупными фирмами и наилучшее использование их преимуществ. При этом стратегии предполагают разные сценарии развития: как самостоятельноеразвитие малого предприятия, так и партнерство с крупнымиорганизациями.
Анализреальной практики показал, чтопроблемымалого предприятиямогут быть обусловлены низким уровнем руководства и его нежеланием признавать наличие существующей неэффективности. С учетом особенностей предприятия, ИП Ковалевскому
А.В. были предложены две стратегии развития: горизонтальной интеграции и развития рынка. Обусловлена необходимость преобразования сложившейся в организации линейной структуры путем формирования нового звена, специализирующегося на анализе рынка, ассортиментной политике и механизмами сбыта продукции (отдел маркетинга).
Объективно, малые формы облают рядом преимуществ, позволяющих им осуществлять свою деятельность в конкурентных условиях рынка. Это адаптивные мобильные структуры, руководители которых обладают относительной свободой в принятии решений, связанных с выбором цели и порядком организации деятельности. Однако одних этих преимуществ может быть недостаточно для того, чтобы успешно конкурировать с крупными организациями. Существенными недостатками субъектов малого и среднего предпринимательства являются зависимость от профессионально уровня руководителя и низкая финансовая обеспеченность.
Изучение внутрифирменных трудовых отношений в рамках малого предприятия позволяет выделить ряд характерных особенностей, таких как низкая квалификация трудовых и административных кадров, большая демократичность и низкая регламентированность трудовых отношений между исполнителями и руководителямии недостаточный уровень планирования деятельности.
Главным условием существования малого бизнеса является соответствие интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. Для этого необходима упорядоченная и эффективная нормативно - правовая база, формирование инфраструктуры, соответствующей потребностям бизнеса, социальных институтов, которые будут способствовать его развитию и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать свое дело.
В российской экономике законодательная база, регулирующая
предпринимательскую деятельность, четко определяет критерии, по которым бизнес может быть отнесен к категории малого или среднего предпринимательства. С целью формирования благоприятных институциональных условий для развития малого исреднего бизнеса в России уже предпринят целый ряд важных мер, в частности, введена упрощенная система налогообложения, сокращающая налоговое бремя и облегчающая администрирование налога, упрощен порядок регистрацииновых фирм.
Поддержка со стороны государства также осуществляется через реализацию федеральных и региональных программ, как ключевых элементов политики содействия и развития малых форм хозяйствования. По факту, они призваны формировать благоприятную бизнес-среду и повышать интерес граждан к товарам и услугам малых 55
предпринимателей. Однако анализ основных ее инструментов показал их низкую эффективность и неадаптированность к реальным условиям рынка. В связи с этим, остается необходимость принятия мер, направленных на развитие страховых,кредитных и других институтов, обеспечивающих реальный доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным и иным материальным ресурсам.
Если говорить об особенностях Томской бизнес-среды, существенными препятствием развития, помимо характерных для малого и среднего предпринимательства проблем, становятся низкая транспортная доступность региона и высокая конкуренция на рынке. Вместе с тем, предпосылками для развития малого предпринимательства в Томской области являются стабильный спрос в ресурсных и инновационных отраслях и сформировавшейся инфраструктура поддержки малых форм хозяйствования.
В условиях малого бизнеса главнойзадачей предпринимателя становится формирование команды единомышленников, профессиональные качества которых помогут своевременно осуществлять принятие и проведение решений, связанных с различными изменениями (редакции в законодательстве, действия конкурентов, результаты научно-технических достижений и другое). Для решения этой задачи необходимо наличие таких организационных структур, которые будут осуществлять постоянный анализ рынка и на основе полученных данных определять стратегические цели развития предприятия.
Учитывая особенности малых предприятий, можно выделить ряд основных стратегий, целью которых является сведение к минимуму конкуренции с крупными фирмами и наилучшее использование их преимуществ. При этом стратегии предполагают разные сценарии развития: как самостоятельноеразвитие малого предприятия, так и партнерство с крупнымиорганизациями.
Анализреальной практики показал, чтопроблемымалого предприятиямогут быть обусловлены низким уровнем руководства и его нежеланием признавать наличие существующей неэффективности. С учетом особенностей предприятия, ИП Ковалевскому
А.В. были предложены две стратегии развития: горизонтальной интеграции и развития рынка. Обусловлена необходимость преобразования сложившейся в организации линейной структуры путем формирования нового звена, специализирующегося на анализе рынка, ассортиментной политике и механизмами сбыта продукции (отдел маркетинга).





