Введение 5
1. Теоретический анализ инновационных форм методической деятельности в
образовательном учреждении 8
1.1 Понятие и сущность инноваций в образовании 8
1.2 Особенности методической деятельности в дошкольном образовательном
учреждении 14
1.3 Формы инновационной методической деятельности в образовательном
учреждении 19
2. Экспериментальное исследование инновационных форм методической
деятельности в ДОУ 25
2.1 Использование инновационных форм методической деятельности в практике ДОУ (на примере МАДОУ детский сад №59 «Золотая рыбка». 25
2.2 Анализ использования инновационных форм в процессе организации
методической деятельности ДОУ 37
2.3 Методические рекомендации реализации инновационных форм в методической деятельности ДОУ 40
Заключение 43
Список использованных источников 47
Приложение
Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в работе образовательных учреждений. Основным направлением для таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений.
В современных условиях, педагогическое образование связано с переходом на многоуровневую подготовку педагогических кадров. Статус педагога меняется, меняются требования к профессионально-педагогической компетентности, повышаются требования к качеству воспитательного- образовательного процесса дошкольного учреждения. Современным обществом востребован педагог, владеющий профессиональными и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, компетенциями.
Повышение уровня мастерства педагогов является одним из наиважнейших направлений методической работы, цель которой - обеспечение эффективного методического сопровождения реализации проектов и приоритетных направлений развития дошкольного образования, а также формирование и развитие инновационной методической деятельности педагога.
Актуальность нашей работы заключается в том, что изменения в образовательной деятельности ДОУ, связанные с внедрением ФГОС ДО, невозможны без внедрения инновационных форм методической работы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое подтверждение эффективности инновационных форм методической деятельности в ДОУ.
Объект исследования: методическая деятельность в ДОУ.
Предмет исследования: инновационные формы методической деятельности в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие инноваций в образовании;
Охарактеризовать особенности методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
Выявить формы инновационной методической деятельности в образовательном учреждении;
2. Проанализировать использование инновационных форм методической деятельности в практике ДОУ
3. Описать использование инновационных форм в процессе организации методической деятельности ДОУ.
4. Разработать методические рекомендации реализации инновационных форм методической деятельности ДОУ.
В исследовании применялись методы: изучение и анализ теоретических и методических источников по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование инновационных форм в методической деятельности будет способствовать повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ.
Методологической основой исследования выступили труды зарубежных и отечественных исследователей: О. Г. Хомерик, Н. Ю. Посталюк, И.И. Сошенко, Л.А. Холодкова, А.И. Ромашкина , Н.П. Леонова, Г.В. Яковлева, С.В. Кораблёва, Л.В. Поздняк,Н.А. Гущина и других.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития инновационных форм методической работы в МАДОУ детский сад №59 «Золотая рыбка» г. Щелково М.О. полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогами, психологам, родителям с цель модернизации представления развития детей дошкольного возраста, написания статей и методических разработок. Представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация результатов исследования проводилась посредством анкетирования, проведения мастер- класса перед воспитателями, публикаций статей по результатам исследования.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется в дошкольном учреждении через разнообразные формы методической работы. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.
Успешность педагогического процесса, работы всего педагогического коллектива дошкольного учреждения зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.
Методист организует работу ДОУ в целях совершенствования воспитания и образования дошкольников. Он оказывает методическую помощь воспитателям и руководителю дошкольного учреждения в совершенствовании педагогического процесса, в улучшении качества воспитания и обучения детей.
Эффективность работы всего коллектива дошкольного учреждения зависит от правильного выбора и использования методистом разнообразных инновационных форм методической деятельности в дошкольном учреждении.
Сущность инновации в образовании имеют практическое воплощение, цель которого состоит в подготовке универсальной нравственно зрелой личности, компетентного специалиста с развитой профессиональной культурой, владеющей научным стилем мышления, способной к осуществлению инновационных процессов в профессиональном образовании актуализирующее все потенциальные возможности личности с тем, чтобы найти оптимальный выход из проблемной ситуации, творчески преобразовать профессиональную деятельность на основе работы с инновационными технологиями и спрогнозировать траекторию личностного и профессионального саморазвития.
Методическая деятельность в ДОУ - важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической деятельности, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют.
Особенность методической деятельности, заключается в постоянном обновлении содержания методик, роста профессиональной компетенции педагогов.
Мы рассмотрели понятие методическая работа и выяснили, что методическая деятельность - это система деятельности, куда входит и повышение профессионализма педагогов, эффективное методическое сопровождение, реализация проектов, владения традиционными и инновационными технологиями в дошкольном образовании, создания образовательной среды, в которой будет реализован творческий потенциал каждого отдельного педагога и всего педагогического коллектива в целом, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Таким образом мы пришли к выводу, что методическую деятельность необходимо рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ, которая имеет особенности в своей работе. Современная методическая деятельность должна носить развивающий характер и обеспечивать стабилизацию всего воспитательного- образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Реализация инновационных форм в методической деятельности раскрывает максимальное развитие личности, индивидуальности. И оттого, насколько педагоги сами нацелены на инновационный процесс, насколько компетентны в вопросах нововведений, будет зависеть успешное развитие образовательного учреждения и рост профессионализма педагогического коллектива.
МАДОУ детский сад №59 «Золотая рыбка» ЩМР МО является экспериментальной площадкой по теме «Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет в Примерной основной образовательной программе «Миры детства: конструирование возможностей».
В программе «Миры детства: конструирование возможностей» значительное внимание уделяется сотрудничеству с семьей. По замыслу авторов, образовательная работа по Программе должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье. Эта идея была реализована на примере дидактического материала «Детский календарь», разработанного коллективом авторов под руководством Т.Н. Дороновой.
Дидактическое пособие «Детский календарь» является пока единственным инновационным, практическим пособием для родителей, имеющим научное обоснование и обладающим значительным развивающим потенциалом. Основной целью использования «Детского календаря» является единый подход в воспитании и обучении детей.
Воспитатели МАДОУ применяют дидактический материал из Детского календаря при организации образовательной деятельности, а мастер-класс, проведенный мной показал, как можно использовать дидактический материал при организации предметно пространственной среды.
Воспитателями МАДОУ также применяются инновационные формы методической деятельности такие как:
- проектная деятельность;
-открытые мероприятия в каждой группе с приглашением как воспитателей, так и родителей;
- выступления на районных методических объединениях;
- выступления на региональных семинарах со вместо проводимых с
ФИРО;
- создание персональных сайтов воспитателей;
- участие во Всероссийских конкурсах;
- публикации статей в интернет ресурсах и журналах.
Мы пришли к выводу, что инновационные формы, реализуемые в данном дошкольном учреждении, влияют на развития роста педагогов в их самореализации, творчестве, активности, целенаправленности, так и в развитии самого МАДОУ в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом.
При написании выпускной квалификационной работы, нами были написаны и опубликованы статьи в сборнике научных статей ЛПИ- филиала СФУ и публикации на сайтах интернет ресурсов «Инфоурок» и «Знанио» (Приложение В и Приложение Д).
Таким образом, мы выявили инновационные формы методической деятельности в ДОУ, которые отвечают всем требованиям ФГОС и рекомендуются использовать в работе ДОУ.
В своей работе мы полностью подтвердили выдвигаемую нами гипотезу, что использование инновационных форм в методической деятельности, будет способствовать совершенствованию образовательного процесса в ДОУ.
1. Акимова З.И. «Инновационная методическая работа как условие развития современной гимназии» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberieninka.ru/article/n/mnovatsionnaya-metodicheskaya-rabota-kak-uslovie-
razvitiya-spvremennoy-gimnazii (Дата обращения 1104.2017)
2. Арсенова М.А. Небаронова Н.Б. «Роль руководителя в развитии инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23290294 (Дата обращения 04.02.2017)
3. Барашина А.В. «Междисциплинарный характер понятия «Инновации»
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/mezhdistsiplinamyy-harakter-ponyatiya-innovatsii
(Дата обращения 12.03.2017)
4. Богуславская Т.Н. «Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования»[Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20187936 (Дата обращения 15.02 2017)
5. Бондаренко А.А. «ИКТ в организации работы ДОУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26395979 (Дата обращения 16.04.2017)
6. Буханцова Е.О. «Организация методической работы с педагогами в дошкольном образовании» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23229954 (Дата обращения 17.03 2017)
7. Васильева И. А. Гончарова О. В. «Инновационные подходы в организации методического сопровождения физического развития в дошкольной организации» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-v-organizatsii-
metodicheskogo-soprovozhdeniya-fizicheskogo-razvitiya-v-doshkolnoy-organizatsii (Дата обращения 10.04.2017)
8. Васильева И.А. «Инновационные подходы в организации методического
сопровождения физического развития в дошкольной
организации»[Электронный ресурс] Режим доступа:
https^//elibrary.ru/contents.asp?issueid=1583014(Дата обращения 18.02.2017)
9. Вепрева И.И. «Роль методической службы в повышении профессиональной компетентности инновационного потенциала педагогов ДОУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp (Дата обращения 15.03.2017)
10. Войнова О.В. «Роль методического сопровождения в подготовке педагогов дошкольного образования» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp (Дата обращения 05.02.2017)
11. Губарева Н.Н. «Инновационные формы организации профессиональной
компетентности и инновационного потенциала педагогов ДОУ»[Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp (Дата обращения
17.03.2017)
12. Гущина Н.А. Тарасова Е.И. «Современные тенденции развития инноваций в дошкольном образовании» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26164907 (Дата обращения 25.03 2017)
13. Даркулова К. Н. Масалиева Ж. А. «Инновации в дошкольном образовании казахстана» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/1/2016/3/10.html (Дата обращения 12.03.2017)
14. Дельгас Г.В. «Влияние экспериментальной работы на развитие компетентностей участников образовательного процесса в ДОУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-eksperimentalnoy- raboty-na-razyitie-kompetentnostey-uchastnikoy-obrazoyatelnogo-protsessa-y-
дри(Дата обращения 14.03 2017)
15. Жиенбаева С.Н. Сыздыкбаева А.Д. «Проектная деятельность- как инновационный феномен в дошкольном образовании» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak- innoyatsionnyy-fenomen-y-doshkolnom-obrazovanii (Дата обращения 23.04.2017)
16. Журнал "Обруч" 2016 год №3 [Электронный ресурс] Режим доступа: linka.alltrades.ru (Дата обращения 03.03.2017)
17. Захарова Г.П. «Инновации в дошкольном образовании» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26571411 (Дата обращения 11.01.2017)
18. Игнатенко М.А. «Новые формы методической поддержки педагогов на современном этапе развития образования» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26433547 (Дата обращения 02.04.2017)
19. Кирилина М.В. «Совершенствование социально-педагогической компетенции воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе инновационной образовательной деятельности» [Электронный ресурс] Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie- sotsialno pedagogicheskoy-kompetentnosti-vospitateley-doshkolnyh-obrazovatelnyh uchrezhdeniyvprotsesse (Дата обращения 15.02.2017)
20. Киселёва Н.Н. «Инновационные формы методической работы в ДОУ»
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/637216/ (Дата обращения 16.03 2017)
21. Кораблёва С.В. «Организация работы старшего воспитателя с педагогами ДОО в режиме инновационной деятельности» [Электронный ресурс] Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-starshego-vospitatelya- s-pedagogami-doo-v-rezhime-innovatsionnoy-deyatelnosti (Дата обращения 15.03.2017)
22. Кошкарова Е.С. «Управление процессом повышения качества образовательных услуг дошкольного учреждения посредствам использования технологии риск-менеджмента» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23226440 (Дата обращения 14.03 2017)
23. Купреева Л.Н. «Организация и управление инновационной методической
работой» [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-detsko-vzroslogo-soobschestva (Дата обращения 23.01 2017)
24. Лаптева М. А. Кочкина Т. А. «Инновационные технологии и формы организации методической работы в ДОУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23226530 (Дата обращения 01.02.2017)
25. Лахтина Ю.В. «Профессиональная компетентность будущих
воспитателей» [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=23226530 (Дата обращения 07.02.2017)
26. Леонова Н.П. «Деятельность заместителя заведующего по
воспитательной-методической работе дошкольной образовательной организации в современных условиях: акценты переосмысления»
[Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model- razyitiya-detsko-yzroslogo-soobschestya (Дата обращения 13.01 2017)
27. Лопсонова З.Б. «Модель развития детско-взрослого сообщества методической работы в ДОУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-razyitiya-detsko-yzroslogo-soobschestya (Дата обращения 13.01 2017)
28. Мануйлова В.А., Байер Ю.Е. «Инновационные формы методической работ с педагогами как фактор повышения имиджа детского сада» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23226533 (Дата обращения 07.04.2017)
29. Менеджмент в образовании /Сост. С.В. Митросенко, З.У. Колокольникова
и др. _ Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2015. - 117 с.
Управление дошкольным образованием: коллективная монография / Под ред. С.В. Митросенко. - Красноярск: Сибирск. федерал. ун-т, 2016. - 212 с.
30. Поданёва Т.В. «Управление развитием профессионального взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23226303 (Дата обращения 12.03.2017)
31. Посталюк Н.Ю. «Инновационные теории и практика в образовании» [Электронныйресурс]Режимgоступа:http://www.edu54.m/sites/default/files/upload /2010/01/Innovatsii_v_obrazovanii.doc (Дата обращения 24.04.2016)
Примерная основной образовательной программе «Миры детства: конструирование возможностей» [Электронный ресурс] Режим
доступа: http: //www. firo. ru/wp-content/uploads/2014/02/Miry_detstva 1. pdf (Дата обращения 02.02.2017)
32. Редкова Н. В., Соколова Н.В. «Современные подходы к организации методической работы в ДОУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24171336 (Дата обращения 11.02.2017)
33. Ромашкина А.И. «Модель методической службы Дошкольного образовательного учреждения» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24882275 (Дата обращения 06.04.2017)
34. Рыбина И.С. «Нравственный аспект профессиональной подготовки
педагогических кадров в условиях инновационного развития образования» [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21137804(Дата обращения 15.04.2017)
35. Савина Е.А. «Инновационная деятельность как условие развития
профессиональной направленности личности научно-педагогических
работников инвестиционно-строительной сферы» [Электронный ресурс] Режим gоступа:https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-kak-uslovie- razvitiya-professionalnoy-napravlennosti-lichnosti-nauchno-pedagogicheskih- rabotnikov (Дата обращения 14.04.2017)
36. Соломенцева С.П. «Методическое сопровождение педагогов по
повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования» [Электронный ресурс] Режим
доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov- po-povysheniyu-urovnya-kompetentnosti-v-usloviyah-fgos-doshkolnogo- obrazovaniya (Дата обращения 13.04.2017)
37. Сошенко И.И. «Междисциплинарный характер понятия «Инновации» [Электронный ресурс] Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=21137804 (Дата обращения 14.03.2017)
38. Трофимова П.И., Сорокина Я.И. «Инновации в образовании как закономерный процесс развития педагогической науки» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19123098 (Дата обращения 05.03.2017)
39. Харламова Н. А. «Активные формы методической работы с педагогами как условие повышения качества образования в ДОУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27442791 (Дата обращения 11.02.2017)
40. Холодкова Л.А. «Инновационная культура субъектов профессионального
образования: концепция, условия формирования» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innoyatsionnaya-kultura-subektoy-
professionalnogo-obrazoyaniya-kontseptsiya-usloyiya-formiroyaniya (Дата
обращения 15.04.2017)
41. Шарова С.Ф. «Система методической работы в Дошкольной
образовательной организации в условиях ФГОС ДО»[Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-metodicheskoy-raboty-y- doshkolnoy-obrazoyatelnoy-organizatsii-y-usloyiyah-yyedeniya-fgos-do (Дата
обращения 08.04.2017)