Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологическая политика Германии в национальном и европейском измерении (2005-2021 гг.)

Работа №187731

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Состояние окружающей среды в Германии к началу XXI в 10
2 Политика Германии в области защиты окружающей среды в 2005-2021 гг 18
2.1 Роль общественного мнения в актуализации проблем окружающей
среды 18
2.2 Роль партии «Зеленых» в становлении экологической политики 34
2.3 Меры, предпринятые Германий в решении экологических проблем внутри
страны 42
3 Сотрудничество Германии со странами ЕС в области экологической политики в 2005 - 2021 55
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 66


На сегодняшний день антропогенное воздействие на окружающую среду достигло угрожающего уровня. Вырубка лесов, уничтожение биосферы, ассимилирующей солнечную энергию, эксплуатация природных ископаемых, вредные выбросы, отходы производства и потребления нарушают экологический и энергетический баланс нашей планеты и ведут к глобальному изменению климата на Земле, которое с каждым годом становится все ощутимее. Во второй половине XX столетия был поставлен вопрос об охране окружающей среды, в том числе в политической сфере, поскольку ее загрязнение в результате жизнедеятельности человечества достигло критического уровня.
Актуальность работы объясняется тем, что превентивные механизмы сохранения окружающей среды до сих пор не выработаны. Поэтому необходимы поиск и разработка основ и механизмов снятия нарастающего антропогенного воздействия человека на природную среду. И в этом процессе важную роль играет государство, как актор, способный выработать действия на государственном уровне по решению экологических проблем. Экологическая политика - это та часть этих действий, в которой участвуют государственные субъекты - исключительно или частично, на национальном или международном уровне. Проблема эффективности реализации экологической политики по значимости может быть сравнима с идеей устойчивого развития, развиваемой в настоящее время международным сообществом. В то же время она не должна ограничиться лишь общей декларацией важности подхода. Она должна стать практическим инструментом для обеспечения надежной системы приоритетов и индикации любых моделей устойчивого развития, охраны природы, обеспечения разумного природопользования и здоровья человека. Германия как одно из лидирующих европейских государств может быть примером успешной экологической политики, но в то же время и в рамках данного примера есть некоторые проблемы, на которые также важно обратить внимание.
Для немцев вопрос решения экологических проблем является очень актуальным, что также влияет на процесс принятие решений на государственном уровне, так как общественное мнение играет все большее значение. Например, Федеральное агентство по окружающей среде провело социологический опрос, где спросило жителей Г ермании какая проблема в Германии на данный момент кажется им самой актуальной. Так, в 2003 году только 1% опрошенных дал ответ про окружающую среду как о самой важной проблемой для Германии, в то время как в 2019 это были уже 15%, а изменение климата кажется самой актуальной проблемой для 31% респондентов. Можно сделать вывод о том, что проблемы окружающей среды являются важными для населения Германии.
Так как экологические проблемы имеют многогранны и зависимы от множества факторов, а также географически не имеют границ, для рассмотрения темы необходимо выделить сотрудничество Германии с другими странами, так как даже обладая достаточными ресурсами и возможностями, решить данную проблему отдельно не представляется возможным. И безусловно, самое активное сотрудничество происходит со странами Европейского союза, так как, во-первых, экологические проблемы часто имеют трансграничный характер и одна проблема может от соседствующей с Г ерманией страны распространятся на саму Г ерманию и наоборот. А во-вторых, страны ЕС объединяет то, что экологическая политика является одной из сфер, которая находится в совместной компетенции Союза и государств -членов, поэтому некоторые элементы также регулируются на наднациональном уровне.
Хронологические рамки работы 2005-2021 гг. Выбор данной хронологии объясняется периодом нахождения Ангелы Меркель на посту канцлера Германии. Как бывший министр окружающей среды, на нее возлагали большие надежды в области экологической политики. Немецкого лидера Ангелу Меркель прозвали «канцлером климата» за ее давнюю международную деятельность по сокращению выбросов. Однако в конце ее 16-летнего руководства Германией зимой 2021 года многие считают ее климатическое наследие посредственным. Международные наблюдатели высоко оценивают ее неизменное лидерство в переговорах с другими главами государств и правительств, в то время как критики говорят о «потерянном десятилетии для борьбы с изменением климата» внутри Г ермании.
Объектом данного исследования является экологические проблемы Германии. Предметом является экологическая политика Германии, в том числе сотрудничество с европейскими странами в области экологической политики 2005 -2021 гг.
Цель исследования является определить эффективность политики правительства Германии в решении экологических проблем на национальном и европейском уровне.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные проблемы экологии и определить состояние окружающей среды Германии к 2005 г.
2. Определить значение общественного мнения как двигателя изменений в экологической политике Г ермании.
3. Показать роль партии «Зеленых» в формировании экологической политики Германии
4. Рассмотреть основные изменения во внутренней экологической политике 2005-2021
5. Определить основные направления сотрудничества Германии с европейскими странами в период с 2005 по 2021 гг.
Методику работы составляет совокупность общенаучных методов, позволяющих осуществить всесторонний анализ и сделать выводы по предмету исследования. В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены следующие методы:
1. индукция, которая была использована при рассмотрении состояния экологии в Германии - на основе данных о состоянии некоторых показателей, как загрязнение воздуха, воды и некоторых других параметров были сделаны выводы о состоянии окружающей среды;
2. сравнение было использовано, например, для сопоставления предвыборных программ партий и определения их общих черт в освещении экологической проблемы;
3. историко-описательный метод, который использовался при
хронологическом и логическом описании становления партии «Зеленых»;
4. анализ, был использован для рассмотрения внутренней экологической политики. Путем исследования некоторых внутриполитических решений и их последствиях на окружающую среду был сделан вывод о степени успешности политики Меркель. Также в работе осуществлялся анализ документов партий, международных организаций экологической направленности, официальных документов Германии.
Анализ источников и литературы:
Данная выпускная квалификационная работа опирается на несколько групп источников.
Первую группу источников составили программные документы политических партий Германии; законы и нормативные документы, изданные государственными органами Германии; материалы с сайтов государственных ведомств. Например, в рамках работы были использованы и проанализированы предвыборные программы ХДС/ХСС 20052, 20 09 , 20134 годов, и предвыборные программы партии СДПГ 20055, 2009 , 20137 годов, в которых можно проследить закономерность между увеличением экологической встревоженности и отражением важности решения экологических проблем в предвыборных документах партий. К документам, использованным в данной работе, можно отнести «Закон об изменении продвижения биотоплива» 2009 года , «Закон о продвижении возобновляемых источников энергии в теплоэнергетике» 2008 года и др. Что касается материалов с сайтов государственных ведомств, здесь можно отметить сайт Федерального правительства, Федерального министерства окружающей среды, охраны природы, ядерной безопасности и защиты прав потребителей, Министерство экономики и защиты климата, материалы которых использовались для рассмотрения вопросов, которые принимаются на государственном уровне.
Вторую группу источников составляют официальные материалы и документы международных организаций, занимающихся проблемами охраны окружающей среды на межправительственном уровне. Например, первый доклад о встречи данной конференции Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата в 1995. Был проанализирован также небольшой объем аналитических материалов изданий, специально выпускаемых экологическими организациями Германии по охране и использованию природной среды. Среди них, например, брошюра «Wege aus der Plastikkrise: Forderungen der deutschen Zivilgesellschaft» (Пути выхода из пластикового кризиса: требования немецкого гражданского общества).
Третью группу источников составляет результаты социологических исследований. Что касается статистических исследований, в данной работе были использованы статистические данные Statista, которые отражали разные аспекты состояния окружающей среды Германии в рамках рассматриваемого периода, например, годовые выбросы углекислого газа в Германии, а также некоторые данные, необходимые для понимания происходящих в стране экологических изменениях, например изменения количества членов Партии зеленых с 1990 по 2019 г. А Environmental Performance Index показал рейтинг Германии по некоторым показателям окружающей среды, что дало более четкое представление о результатах проводимой политики.
И последняя группа источников - это справочно-информационные материалы, к которой относятся новостные источники, которые были использованы в работе, например, Deutsche Welle, Clean Energy Wire, Tagesspiegel, New York Times.
Что касается литературы, то незначительное количество работ затрагивают политологический аспект экологической проблемы, экологическая составляющая государственной политики Германии исследована недостаточно. Поэтому в данной работе использовалась литература по некоторым отдельным аспектам данной темы, которые помогли рассмотреть ее более детально и составить общую картину экологической политики Г ермании. В работе было использовано несколько работ, как отечественных, так и зарубежных ученых.
Например, рассматривая партию «Зеленых», важно было изучить историю партии, для этого была использована работа Андрея Марковица и Джозефа Клэвера «30 лет в Бундестаге». В работе отражается влияние Партии «Зеленых» на политическую культуру и общественную жизнь Германии и дается краткая историческая справка о важнейших моментах становления партии. Это была первая партия, которая ставила экологическую политику главной в своей партийной программе и именно активная роль «Зеленых» помогла в 1980-90-х привлечь внимание к изменению климата вследствие деятельности людей.
Также использовались некоторые статьи: например, Татьяна Хайнацкая, младший научный сотрудник НИ МЭМО, в своей статье «Формирование экологической идентичности в Германии и Италии: акторы и практики» отметила, что во многом активность немцев в решении экологических проблем связана с их сформировавшейся экологической идентичностью, которая прямым образом влияет на экологическую осознанность и желание экологических перемен к лучшему.
Важным аспектом были также социологические исследования, которые помогли определить отношения жителей Германии к изменениям на политическом уровне. Было использовано несколько социологических исследований, например, исследование Технического университета Ильменау «Гражданские инициативы: их функция с точки зрения населения и их коммуникативная деятельность» («Burgerinitiativen: Ihre Funktion aus Sicht der Bevolkerung und ihre kommunikativen Aktivitaten»). В данном исследовании были проанализированы гражданские инициативы в Германии и определена их деятельность и то, как они влияют на общественное мнение.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Первая глава рассматривает состояние окружающей среды Германии к 2005 г. Основываясь на различных статистических данных отдельных показателей, таких как выбросы парниковых газов, состояния воды, воздуха, а также на рейтингах Германии среди европейских стран, показано общее состояние окружающей среды к рассматриваемому периоду и кратко охарактеризована деятельность в сфере экологии красно -зеленой коалиции 1998-2005 гг.
Вторая глава, состоящая из трех разделов, посвящена внутренней экологической политики Германии в период 2005-2021 гг. Выделены такие важные аспекты как развитие гражданских инициатив и показано их влияние на проводимую в стране политику в области экологии, отмечена партия «Зеленых» как один из важнейших экологических участников и показано ее влияние в рассматриваемом периоде на экологическую политику Германии, а также рассмотрены отдельные меры, предпринимаемые правительством в 2005 -2021 гг.
В заключительной главе рассмотрено сотрудничество Германии на двустороннем уровне с такими странами как Польша, Франция, Чехия, на примере которых отмечены некоторые меры, предпринимаемые странами для решения экологических проблем.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании была поставлена цель определить эффективность политики правительства Германии в решении экологических проблем на национальном и европейском уровне. Все задачи, отмеченные во введении, были решены и на основе них можно отметить следующие выводы. К 2005 году в Германии уже имелись важные экологические достижения - из достаточно загрязненной страны в Европе в 1960-е годы она превратилась в лидирующую по многим показателям состояния окружающей среды страну. Красно-зеленая коалиция с 1998 года начала серию важных экологический изменений - коалиция согласилась закрепить поэтапный отказ от ядерной энергии в законе, также в это время идет активное увеличение энергии, произведенной с помощью возобновляемых источников, и проводится реформа экологического налогообложения. Таким образом, красно-зеленая коалиция задала координаты для новых приоритетов экологической политики. Поэтому пришедшая в 2005 году на пост канцлера Ангела Меркель, которая уже имела опыт и знания, связанные с защитой окружающей среды благодаря своему посту министр окружающей среды, стала проводить политику, во многом продолжающую действия ее предшественников.
Состояние окружающей среды Г ермании в рассматриваемый период лучше, чем во многих странах Европы - по показателям, отмеченным выше, Германия занимает лидирующие места среди европейских стран. Можно наблюдать совершенствование ранее принятых законов, поддержку промышленности в переработке отходов и выборе экологичности производства, включение заботы об охране окружающей среды в принятие политических решений, а также осознанность граждан, обусловленную в том числе благодаря успешной просветительской деятельности, что привело к формированию и доведению до автоматизма у многих из них здоровых экологических привычек (экономия электроэнергии, сортировка отходов и водных ресурсов, приобретение экологичных видов транспорта, покупка эко-продуктов).
Но с другой стороны, глобальные экологические вызовы все же опережают развитие политики немецкого правительства с целью их разрешения и уменьшения оказываемого ими негативного воздействия. К тому же сама экологическая политика не лишена недостатков. Это можно объяснить определенными трудностями с претворением в жизнь принятых решений и законов. Причиной такого неоднозначного положения дел среди прочего можно назвать не всегда успешные и последовательные действия в области экологии Г ермании, вместе с нестабильностью выбросов парниковых газов в странах, где вопросам экологии и природопользования не уделяют такого значительного внимания как в том же немецком государстве. Несовершенными представляются основные сферы экологической политики - атомная и угольная энергетика, изменения в которых в течении рассматриваемого периода подвергались критики, а возобновляемые источники энергии хоть и кажутся прорывом в экологической политики Германии, также имеют ряд недостатков - недостаточность инфраструктуры и чрезмерное государственное вмешательство за счет субсидирования этих процессов. Более того, существует достаточно серьезное давление со стороны лиц, заинтересованных в тех или иных изменениях, например, жители Германии, которые заинтересованы в развитой автомобильной промышленности и препятствовавшие ряду инициатив, направленных на уменьшение вреда данного вида промышленности на окружающую среду, что также сказывается на некоторые принимаемые решения в стране. Поэтому часто Ангела Меркель критикуется внутри страны за непоследовательные действия и некоторые неудачи в достижении поставленных результатов, ставя в пример ее успешную внешнюю политику в рамках темы экологии.
И даже несмотря на проблемы и недостатки внутренней политики, Германия продемонстрировала лидерство во многих областях экологической политики, и на это есть веские причины. У нее одно из самых мощных и институционализированных зеленых движений в мире. Зеленое движение достигло одной из своих важнейших целей, когда после аварии на АЭС Фукусима в Японии в 2011 году правительство Германии решило отказаться от ядерной энергетики. Зеленые активисты также преуспели в продвижении возобновляемых источников энергии. Эту политику теперь поддерживают все политические партии Германии и время, когда экологические аспекты затрагивались только в рамках партии «Зеленых» прошло - сейчас защита окружающей среды отмечена во всех предвыборных программах немецких партий.
Более того, большое количество немцев принадлежат к группам по защите окружающей среды или защите животных, а количество гражданских инициатив, которые набирают все больший вес в способности влияния на экологическую повестку, растет и они приобретают более организованный характер и сложную структуру. Важно также отметить роль неправительственных экологических организаций, которые привлекают общественность к участию в обсуждении и принятии экологически значимых решений, а также к контролю над реализацией этих решений, то есть приводят в движение правовой механизм и транслируют экологические проблемы и меры их решения. И также СМИ, которые играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения, тем самым занимая ведущее место в формировании экологизированного мировоззрения немцев. Все это способствует тому, что в Германии сложилось сильная экологическая идентичность, которая означает представлением человеком себя частью природы и соответственные действия, направленные на бережное отношение к природе и на ее защиту. И в то же время, эта так называемая экологическая идентичность влияет и на экологическую политику: немцы достаточно активны и готовы к изменениям экологии к лучшему, что проявляется не только на бытовом уровне, но и на желании повлиять на решения и задачи на политическом уровне.
Кроме этого, Германия привлекла внимание всего мира одной из самых амбициозных энергетических перестроек любой крупной экономики в мире: Energiewende (энергетический переход), планом эффективного перехода общества к нулевому выбросу углерода к 2050 году.
Что касается сотрудничества с другими странами, то тут дела обстоят намного последовательней и эффективней. Действительно, Германия в период 2005 -2021 гг. активно взаимодействует со странами ЕС для решения пограничных проблем экологии, а также действия Ангелы Меркель и Европейского Союза в экологической сфере на законодательном уровне, выглядят вполне успешно: Германия активно действуя в рамках ЕС и поддерживая все его инициативы, например, поддерживая Green Deal, Германия предложила поставить большие проценты сокращений выбросов, чем изначально планировалось. Двустороннее сотрудничество Германии также достаточно эффективно, особенно это касается государств, с которыми Г ермания имеет общую границу, например, Польша, Чехия и Франция, с которыми реализуются различные проекты и создаются программы по сохранению окружающей среды, чистоты приграничных районов и водоемов.
Подводя итоги работы, можно сказать, что Германия взяла верное направления экологической политики и в рамках дискурса о глобальных экологических вызовах, немецкую политику в сфере экологии можно рассматривать как частный пример и вполне достойный образец для подражания в некоторых аспектах ее реализации.



1. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении
климата // Организация Объединенных Наций. - [Б. м.], [б. г.] - URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml (дата обращения: 24.12.2021).
2. Berlin gemeinsam gestalten. Solidarisch. Nachhaltig. Weltoffen
Koalitionsvereinbarung zwischen Sozialdemokratische Partei Deutschlands (SPD) Landesverband Berlin und DIE LINKE Landesverband Berlin und BUNDNIS 90/ Die Grunen Landesverband Berlin fur die Legislaturperiode 2016-2021 // Tagesspiegel. - [S. l.], 2016. - URL:
https://www.tagesspiegel.de/downloads/14855944/3/berlin-gemeinsam-gestalten-der- koalitionsvertrag-von-rot-rot-gruen-in-berlin-zum-nachlesen.pdf (das datum des zuganges: 02.05.2022).
3. Bodenatlas Deutschland. - [S. l.], [s. a.]. - URL: https://www.bodenatlas.de/ (das datum des zuganges: 04.05.2022).
4. Citizen support for climate action // European Commission. - [S. l.], [s. a.]. - URL: https://ec.europa.eu/clima/citizens/support_en (access date: 30.05.2022).
5. Coal Atlas - Facts and figures on a fossil fuel // Heinrich-Boll-Stiftung. - [S. l.], [s. a.]. - URL: https://www.boell.de/en/dossier-coal-atlas-facts-and-figures-fossil-fuel (access date: 04.05.2022).
6. Das wir entscheidet. Das Regierungsprogramm SPD 2013-2017 // Library of the
Friedrich-Ebert-Stiftung. - [S. l.], 2013. - URL: http://library.fes.de/pdf-
files/bibliothek/downl/7758779/20130415_regierungsprogramm_2013_2017.pdf (das datum des zuganges: 05.06.2022).
7. Den Mullberg zum Schmelzen bringen // BUND. - [S. l.], 2016. - URL: https://www.bund.net/themen/aktuelles/detail-aktuelles/news/den-muellberg-zum-schmelzen- bringen/ (das datum des zuganges: 02.05.2022).
8. Deutschlands Chancen nutzen. Wachstum. Arbeit. Sicherheit.
Regierungsprogramm 2005 - 2009 CDU/CSU // Hanns-Seidel-Stiftung. - [S. l.], 2005. - URL: https://www.hss.de/fileadmin/user_upload/HSS/Dokumente/ACSP/Bundestagswahlen/BTW_20 05-09-18_01.pdf (das datum des zuganges: 05.06.2022).
9. Gemeinsam erfolgreich fur Deutschland. Regierungsprogramm 2013 - 2017
CDU/CSU // Hanns-Seidel-Stiftung. - [S. l.], 2013. - URL: https://www.hss.de/fileadmin/user_upload/HSS/Dokumente/ACSP/Bundestagswahlen/BTW_20 13.pdf (das datum des zuganges: 06.06.2022).
10. Gemeinsam fur Deutschland - mit Mut und Menschlichkeit. Koalitionsvertrag
zwischen CDU, CSU und SPD // Konrad-Adenauer-Stifung. - [S. l.], 2005. - URL:
https://www.kas.de/c/document_library/get_file?uuid=16f196dd-0298-d416-0acb- 954d2a6a9d8d&groupId=252038 (das datum des zuganges: 01.05.2022).
11. Grundsatzprogramm von BUNDNIS 90/DIE GRUNEN // BUNDNIS 90/DIE GRUNEN. - [S. l.], 2002. - URL: https://cms.gruene.de/uploads/documents/Grundsatzprogramm- 2002.pdf (das datum des zuganges: 09.04.2022).
12. Interreg Germany/Saxony - Czech Republic // Interreg. - [S. l.], [s. a.]. - URL:
https://interreg.eu/programme/interreg-germany-saxony-czech-republic/ (access date:
05.06.2022).
13. Klima- und Energiepaket 2020 // Europaische Kommission. - [S. l.], 2020 -URL: https://ec.europa.eu/clima/eu-action/climate-strategies-targets/2020-climate-energy-package_de (das datum des zuganges: 07.06.2022).
14. Koalitionsvereinbarung zwischen der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands und Bundnis 90/Die GRUNEN, 1998-2002 // Friedrich-Ebert-Stiftung. - [S. l.], 1998. - URL: http://library.fes.de/pdf-files/bibliothek/downl/koalitionsvertrag1998.pdf (das datum des zuganges: 26.01.2022).
15. Leitfaden zur Europaischen Burgerinitiative // Stadt Augsburg. - [S. l.], 2015. - URL: https://www.augsburg.de/fileadmin/user_upload/leitfaden_buergerinitiative.pdf (das datum des zuganges: 01.04.2022)... 93


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ