Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка интерактивного контрольно-обучающего приложения, реализующего обучение решению задач линейного программирования симплекс-методом

Работа №187699

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы55
Год сдачи2025
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы линейного программирования 5
1.1 Элементы теории оптимизационных задач 5
1.2 Основные понятия линейного программирования 6
1.3 Геометрическая интерпретация 8
2 Симплекс-метод 13
2.1 Идея симплекс-метода 13
2.2 Математическая постановка симплекс-метода 14
2.3 Метод искусственного базиса для инициализации симплекс-метода . 18
2.4 Симплекс таблица 20
3 Реализация симплекс-метода в QT 25
3.1 Выбор инструментов разработки 25
3.2 Архитектура программы и структура классов 26
3.3 Преобразование задачи к канонической форме и использование метода
искусственного базиса 29
3.4 Реализация алгоритма симплекс-метода 30
3.5 Обеспечение точности вычислений 32
3.5.1 Сравнение с типами double и float 34
3.6 Визуализация процесса решения в графическом интерфейсе 34
3.6.1 Архитектура интерфейса 34
3.6.2 Интерфейс ввода 35
3.6.3 Визуализация симплекс-таблиц 36
3.6.4 Графическое отображение целевой функции и ограничений 37
3.6.5 Приведение к канонической форме и метод искусственного базиса 38
3.6.6 Финальный вывод и анализ результата 39
3.7 Тестирование и анализ результатов 39
3.7.1 Т естирование программы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49


В условиях цифровизации образования и растущей потребности в наглядных инструментах обучения возрастает значение программных средств, способных эффективно визуализировать работу классических математических алгоритмов. Одним из таких алгоритмов, широко применяемых в задачах оптимизации, является симплекс-метод [5], инструмент для нахождения оптимальных решений в задачах линейного программирования [2]. Благодаря своей универсальности и логической прозрачности, симплекс-метод активно используется в экономике, логистике, производственном планировании и других сферах, требующих рационального распределения ресурсов.
Однако, несмотря на математическую строгость, симплекс -метод может вызывать затруднения при его изучении в аудитории, особенно в части пошагового выполнения алгоритма и интерпретации промежуточных результатов. В связи с этим возникает необходимость в создании специализированных обучающих приложений, способных демонстрировать процесс работы алгоритма в интерактивной, визуально доступной форме. Такие приложения особенно актуальны при обучении студентов технических и экономических направлений, осваивающих курсы по методам оптимизации.
Цель работы: создание интерактивного обучающего приложения, реализующего симплекс-метод, обеспечивающего визуализацию этапов решения задачи линейного программирования.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы линейного программирования и симплекс-метода.
2. Проанализировать особенности алгоритмической реализации симплекс-метода.
3. Разработать архитектуру и программную реализацию приложения на языке С++ с использованием фреймворка Qt.
4. Обеспечить точность вычислений при помощи работы с рациональными числами.
5. Реализовать графический интерфейс с пошаговой визуализацией решений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях активной цифровизации образования и роста спроса на визуальные формы обучения особую актуальность приобретают программные средства, способные демонстрировать принципы работы классических математических алгоритмов. В рамках выпускной квалификационной работы был разработан программный продукт, реализующий симплекс-метод решения задач линейного программирования в виде интерактивного обучающего приложения. Поставленная цель достигнута в полном объеме.
В ходе выполнения работы были изучены теоретические основы симплекс-метода, проанализированы особенности его пошаговой
алгоритмической реализации, а также обеспечена высокая точность вычислений за счёт использования рациональных чисел. На языке программирования C++ с применением фреймворка Qt разработана архитектура приложения, включающая модуль визуализации, механизм пошагового отображения симплекс-таблиц. Графический интерфейс позволяет пользователю не только задать параметры задачи, но и наглядно проследить весь процесс решения, включая выбор ведущих элементов, изменение базиса и достижение оптимального решения.
Результаты тестирования подтвердили работоспособность и корректность алгоритма. Приложение успешно демонстрирует образовательную ценность: оно может быть использовано как
вспомогательный инструмент при изучении курсов по методам оптимизации, математическому программированию и операционным исследованиям.
В дальнейшем возможно расширение функциональности разработанного программного средства: реализация дополнительных методов оптимизации, включение графической интерпретации двумерных задач, поддержка целочисленного программирования и интеграция в электронные образовательные платформы.
Таким образом, выполненная работа обладает практической значимостью и потенциалом для дальнейшего развития в рамках учебного и прикладного программного обеспечения.



1. Абрамов С. Е. Объектно-ориентированное программирование на C++.
— Москва: ДМК Пресс, 2016. — 312 с.
2. Ашманов С. А. Линейное программирование. — Москва: Наука, 1981.
— 340 с.
3. Боровков А. А. Математическое моделирование. — Москва: Физматлит, 2007. — 256 с.
4. Горбов А. А., Цыпкин Я. З. Лекции по линейному программированию.
— Санкт-Петербург: Политехника, 2006. — 160 с.
5. Данциг Дж. Б. Симплекс-метод решения задач линейного программирования // Успехи математических наук. — 1951. — Т. 6, № 4 (44).
— С. 96-111.
6. Ефимов И. Н. Математическое программирование. — Санкт- Петербург: Лань, 2018. — 256 с.
7. Журавлёв Ю. И. Введение в прикладную математику. — Москва: Наука, 1998. — 224 с.
8. Иванов А. А., Павлов А. И. Программирование на C++. — Москва: БХВ-Петербург, 2012. — 352 с.
9. Канторович Л. В. Математические методы организации и планирования производства // Труды Ленинградского индустриального института. — 1939. — № 5. — С. 3-15.
10. Кормен Т. Х., Лейзерсон Ч. Э. Алгоритмы: построение и анализ. — Москва: Вильямс, 2020. — 1296 с.
11. Малышев Н. В. Исследование операций: учебник. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2009. — 256 с.
12. Нажмиддинов Ф. О., Абдуллаев Н. К. История симплекс -метода // Интернаука. — 2020. — № 13-1 (142). — С. 6-8.
13. Немировский А. С., Юдин Д. Б. Проблемы сложной оптимизации. — Москва: Наука, 1979. — 384 с.
14. Ниазов И. А. Нахождение оптимального решения симплекс-методом в задачах планирования производства // Аллея науки. — 2016. — № 3 (3). — С. 383-386.
15. Саати Т. Математические методы исследования операций. — Москва: Мир, 1971. — 416 с... 18


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ