Введение 3
1. Премьерство К. Эттли (1945-1951) и второй кабинет У. Черчилля (1951-1955): пересмотр внешнеполитических установок 10
1.1. Внешняя политика кабинета К. Эттли (1945-1951) 10
1.2. Фултонская речь Уинстона Черчилля и ее оценка 16
1.3. «Концепция трех окружностей» или «трех величественных кругов» во внешней
политике второго кабинета У. Черчилля в 1951-1955 гг., ее реализация 21
2. Премьерство А. Идена (1955-1957): надежды на ослабление международной
напряженности 33
2.1. Женевская конференция 1955 г. Реакция британского правительства на изменение
внешнеполитического курса СССР 33
2.2. Результаты визита в Великобританию Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина 36
2.3. Советско-египетское сближение и Суэцкий кризис 1956 г 41
3. Первый и второй кабинет Г. Макмиллана (1957-1963): пик напряженности в
международных отношениях 47
3.1. «Великий проект»: корректировка внешнеполитического курса страны 47
3.2. Берлинский кризис (1958-1959), визит Г. Макмиллана в Москву 51
3.3. Карибский кризис (1962) и договор о запрещении испытаний ядерного оружия в
атмосфере, космическом пространстве и под водой (1963): роль Великобритании 57
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 70
Актуальность темы исследования. Значительное место в истории международных отношений второй половины XX в. занимает период, известный как «Холодная война». Этот термин характеризует враждебную политику в отношении социалистических и капиталистических стран друг к другу. «Холодная война» представляла собой резкое противоборство двух систем на мировой арене. Особую остроту она приобрела в конце 1940¬х - 1960-х гг. Данный процесс не был однороден, он переживал взлеты и падения, иногда ситуация накаливалась до критических масштабов. Современные события: спецоперация на Украине, антироссийские санкции «коллективного запада» и полная отмена русской культуры, говорят о возрождении «Холодной войны», которую некоторые политики называют «Холодная война 2.О.» .
В отечественной историографии сюжеты, связанные с участием Британии в «Холодной войне» остаются мало изученными. Когда говорится о «Холодной войне», то представляется лишь две страны, между которыми была конфронтация - США и СССР, не учитывая то, какую важную роль сыграла Великобритания в эскалации конфликта, и его урегулировании. США в «Холодной войне» действовали не одни, это был единый западный мир. Отношения России и Великобритании в их исторической ретроспективе никогда не были простыми. В последние годы отношения характеризовались нестабильностью, довольно резкими переходами от достаточно благополучного состояния к враждебному, что служит барометром общего состояния отношений России с историческим Западом.
Современные отношения с Великобританией и Западом в целом, накалены, до предела. В. В. Путин приказал перевести силы сдерживания в российской армии в режим боевого дежурства, не из-за недружественных действий в отношении России в экономической сфере, а и из-за агрессивных высказывания в адрес нашей страны от должностных лиц ведущих стран НАТО. Кажется, уроки «Холодной войны» были не до конца изучены. Поэтому изучение этой проблемы снова набирает актуальность.
Объектом исследования является международные отношения в период «Холодной войны».
Предметом исследования - внешняя политика Великобритании в первые десятилетия «Холодной войны».
Цель исследования - выявить характерные черты развития внешней политики британских кабинетов в условиях «Холодной войны» (1945-1963 гг.).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. обозначить внутренние и внешние факторы формирования внешней политики британских кабинетов (1945-1963);
2. охарактеризовать внешнеполитические концепции и внешнеполитическую стратегию Великобритании в первые десятилетия «Холодной войны»;
3. определить влияние внешней политики британских кабинетов на развитие международных отношений в середине 1940-х - начале 1960-х гг.
Хронологические рамки. В соответствии с поставленными целями и задачами, в работе временные рамки охватывают период с середины 1945 г., завершения Второй
мировой войны и начала премьерства К. Эттли. Это время ознаменовало деление мира на два полюса, а так же начало «Холодной войны». Верхняя граница хронологических рамок доводится до начала 1963 г., когда была преодолена самая «горячая точка» «Холодной войны» (Карибский кризис 1962 г.), и началась «разрядка» в международных отношениях.
Теоретические основания работы. В основе дипломного исследования положен метод политического реализма, согласно которому, главным приоритетом государства является самосохранение. Из-за отсутствия международной полиции рациональным поведением для государств является максимизация мощи, в том числе военной, которая необходима для сохранения независимости. Национализм силён, а государства эгоистичны, так что доверия между ними мало, а альтруизма нет совсем. Международные нормы и организации не способны существенно повлиять на поведение сильных игроков. Любая попытка переделки мира в соответствии с какой-либо идеологией обречена . Использование этой теории внешней политики способствовало формированию целостного представления о самой системе международных отношений во времена «Холодной войны» и пониманию мотивов и причин внешнеполитической деятельности государств в этот период, в том числе и Великобритании.
Методы исследования. В работе активно использовался историко-генетический метод - один из основных методов исторического исследования, нацеленный на раскрытие причинно-следственных связей в развитии исторических явлений и процессов . Этот метод помог выявить внутренние и внешние факторы для формирования внешней политики британских кабинетов в первые десятилетия «Холодной войны». Историко-хронологический метод, применяемый для изучения исторического процесса в его последовательности , использовался в работе для выявления влияния британской внешней политики на международные отношения периода 1945 - 1963 гг. Так же использовался сравнительно-исторический метод, целью которого является выявление общего и особенного в исторических явлениях путем сравнения . Благодаря этому методу, было проведено сравнение внешней политики британских кабинетов, которые находились у власти с 1945 г. - 1963 г., что помогло проследить эволюцию внешней политики Великобритании.
Источниковая база исследования. Для написания дипломной работы было использовано множество различных по характеру источников. К ним можно отнести, официальные документы, очерки, эссе, книги мемуарного характера самих премьер- министров Великобритании.
Были проанализированы и использовались стенограммы кабинетов министров, которые можно найти на сайте «The Cabinet Papers» : стенограммы Парижской конференции 1951 г., Женевской конференции 1955 г., заявления А. Идена о посещении Н. С. Хрущевым Великобритании, его мнение; заседания кабинетов министров по поводу отзыва предложения о финансовой помощи Египту в строительстве Асуанской плотины; переговоры с английской и советской стороной в Москве по поводу ультиматума Хрущева. Эти стенограммы дали точную информацию о деятельности британских кабинетов министров, позволили детально изучить вопрос о формировании их внешней политики .
Также использовались официальные документы в книге «Primary Sources: British Documents on the End of Empire. The Conservative Government and the End of Empire 1957- 1964» . В книге предоставлен меморандум «Великого проекта» Г. Макмиллана, планы по поводу военно-политического союза европейских стран на основе ЗЕС, укрепления «особых отношений» с США. Так же предоставлена точка зрения Великобритании по поводу решения Германского вопроса.
Использовались книги Г. Макмиллана «Tides of fortune» и «Riding the storm» для анализа внешнеполитической обстановки в первые годы «Холодной войны», а также выявления влияния самого Г. Макмиллана на формирование внешней политики Великобритании того времени.
Характеристика использованной литературы. Теме внешней политики Великобритании в период «Холодной войны» посвящен ряд работ как отечественных, так и зарубежных историков.
Отечественная историография. В работах российских историков Н. В. Илиевского , Г. С. Остапенко и А. Ю. Прокопова изучается внешняя политика. послевоенной Великобритании, роль страны в событиях «Холодной войны». Работы этих авторов были использованы для анализа состояния Англии после Второй мировой войны в финансовом и международном плане, а так же для изучения внешней политики при премьерстве К. Эттли.
Советский и российский историк Владимир Трухановский, в своей книге «Уинстон Черчилль» показал жизнь премьер-министра в тесной связи с внутренней и внешней политикой Англии, а также важнейшие события, происходившие во времена его премьерства. Еще одна работа В. Г. Трухановского «Новейшая история Англии» , в ней внешняя политика рассматривается более глобально. Труды этого автора рассматривались для изучения внешней политики Великобритании при премьерстве У. Черчилля.
Доктор исторических наук Владимир Печатнов, в своей работе «Возвращение в Фултон» рассуждает о событии, которое послужило началом «Холодной войны»; в статье описывается глобальное понимание проблемы безопасности, контуры биполярной эпохи и роль У. Черчилля в рассматриваемых событиях.
Была использована работа С. В. Кирова , в которой отражается стремление Великобритании к европейской интеграции с целью сохранения доминирующего положения Англии в Европе и глобальной роли Великобритании в целом. Этот материал использовался в работе при анализе европейского направления внешней политик Великобритании в голы «Холодной войны».
При изучении внешней политики Великобритании в обозначенный период также использовались работы историков Томского государственного университета, среди них можно выделить статьи Е.В. Хахалкиной «Суэцкий кризис 1956 г. — поворотный момент Британской внешней политики? и «Консервативное правительство А. Идена и проблемы европейской безопасности в 1955 году» . Работы этого автора помогли понять причины начала Суэцкого кризиса, его последствия для Англии, а также более детально изучить проблему европейской безопасности при А. Идене. Эти же вопросы рассматриваются в исследованиях таких российских ученых как Е. М. Примаков, Р. А. Арутюнов и Р. А. Близняков .
Доктор исторических наук Н. К. Капитонова в работе «Визит Н. С. Хрущева и Н. А. Булганина в Великобританию в 1956 г.» описывает поездку советских руководителей в Лондон, ее результаты и значение, что было использовано в дипломной работе при изучении британско-советских отношений в указанный период.
В исследовании также привлекались статьи Е. В. Хахалкиной «Не слишком ли наш проект велик для Европы?» и «Навстречу друг другу? Визит Г. Макмиллана в СССР в 1959 г.» , в которых анализировалась новая внешнеполитическая концепция Г. Макмиллана, и участие премьер-министра в урегулировании Берлинского кризиса. Эти работы были использованы для освещения вопроса о попытках ослабления международной напряженности.
Привлекались работы С. Ю. Кашкина и П. А. Калиниченко , в которых описывалось значение Общего рынка, и желание Великобритании стать его частью.
А. Д. Богатуров и В. В. Аверков в своей работе писали о международных отношениях с 1945-2008 гг., работа этих историков была взята с целью изучения причин начала Карибского кризиса, и различных способов его урегулирования.
Зарубежная историография. Среди зарубежных историков, можно выделить Парта Сарати Гупта, индийского профессора британской и европейской истории, который изучал деятельность лейбористской партии 1914 -1964 гг. Его работа использовалась с целью изучения лейбористского правления К. Эттли и формирования внешней политики Великобритании в этот период.
Книги А. Вуда , Д. Клоуса , Г. Пиллинга, освещающие премьерство У. Черчилля, помогли более глубоко проанализировать роль Европы и Содружества во внешнеполитической концепции У. Черчилля.
Работы Г. Бишофа27 28 , С. Астора , С. Лукаса , описывающие внешнюю политику Англии в период премьерства А. Идена, были использованы с целью анализа конференции в Женеве в 1955 г., влияния личности Антони Идена на политику Великобритании и на течение Суэцкого кризиса, а также причин и последствий британо-египетского конфликта, превращения Англии в региональную державу.
Питер Мангольд в своей работе описывает англо-французские планы Г. Макмиллана по созданию стратегических ядерных сил ЗЭС. Б. Уайт писал о изменении отношения Великобритании с Восточной и Западной Европой, а в книге К. Ньюмана описывается урегулирование кризиса Западного Берлина, с множеством ссылок на официальные документы.
Робота американского историка Харви А. ДеВерда изучалась с целью раскрытия роли Великобритании в Карибском кризисе. Работ такого характера очень мало даж е в зарубежной историографии.
Исследователи О. Кендрик и С. Микоян писали о международных последствиях Карибского кризиса, изучение трудов этих аторов позволило проследить, как руководители постепенно приходили к мысли об опасности ядерного вооружения и его наращивания, и какие попытки предпринимались для сокращения ядерного арсенала, в том числе осмыслить содержание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.
Комплексное изучение работ отечественных и зарубежных историков с привлечением международных документов, позволило наиболее полно раскрыть поставленные в работе задачи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы. В первой главе рассматриваются вопросы формирования внешнеполитических установок великобритании в период премьерства К. Эттли (1945-1951) и второго кабинета У. Черчилля (1951-1955). Во второй главе - изменения во внешнеполитическом курсе Великобритании в период премьерства А. Идена (1955-1957). В третьей описывается деятельность первого и второго кабинетов Г. Макмиллана (1957-1963) в сфере внешней политики в период напряженности в международных отношениях. В заключении подводятся итоги и делаются выводы по теме исследовании.
Послевоенное время легло тяжелым бременем на Британию. Вторая мировая война забрала жизни свыше 145 тыс. граждан, более 270 тыс. получили серьезные ранения. Расходы страны на войну превысили 25 млрд. фунтов стерлингов, государственный долг составлял 23,7 млрд. фунтов. Политические и экономические позиции английского империализма существенно ослабли. Объемы производства страны сократились на 10%, а экспорт на 60%. Англия вышла из войны обедневшей. Во многом экономические проблемы заставили английский народ повернутся к лейбористам, чья предвыборная компания состояла из предложений выхода из кризиса, в отличии от компании консерваторов, которые лишь полагались на популярность У. Черчилля. Однако, правительство лейбористов полностью придерживалось внешней политики тори, а именно «концепции трех окружностей» У. Черчилля. Хотя Англия значительно уступала двум сверхдержавам - США и СССР, и теряла влияние в мире, британский капитал не собирался так просто уходить с международной арены. Великобритания была намерена сохранить как можно больше позиций в мировой экономике и политике.
В рассматриваемый период (1945-1963 гг.) существовало две внешнеполитических концепции. «Три сферы» У. Черчилля и «Великий проект» Г. Макмиллана. По своему содержанию они были очень похожи, обе затрагивали три основополагающих направления внешней политики Великобритании - это взаимоотношения с Европой, с США и с собственными колониями.
Суть внешнеполитической концепции У. Черчилля сводилось к обозначению основных направлений британской внешней политики. Англия рассматривала свои колониальные владения как основной залог успеха. Империя представляла собой огромный рынок сбыта для английских товаров, а также источником продовольствия и сырья. Империя стремилась удержать в орбите своего влияния разбросанные по всему земному шару и превращавшиеся в независимые государства бывшие колонии, для того чтобы сохранить формировавшееся веками геополитическое пространство Британии, основной залог ее успеха. Для достижения свих целей британское правительство выступило с проектом по выращиванию арахиса в Восточной Африке. «Арахисовый проект» по официальным заявлениям Великобритании был создан для оказания помощи ее колониям и зависимым территориям в развитии и улучшении их условий, чтобы они могли как можно скорее достичь экономической стабильности, но на самом деле был создан лишь с целью выкачивания ресурсов из Африки. Выбранная территория климатически не подходила для арахиса, проект окажется убыточным, и его реализация столкнется с множеством проблем и прекратит свое существование.
В основе концепции лежали тесные отношения Великобритании с США. Отношения с Америкой помогали укрепить британские позиции по отношению к континентальной Европе. У. Черчилль считал, что лидерство Великобритании в Содружестве укрепит ее глобальное положение, и объединенная Европа сможет дать отпор любым государствам, в частности СССР, ставящие под сомнение власть Великобритании и Содружества. Сам У. Черчилль заявлял о необходимости создания «нечто вроде Соединенных Штатов Европы», он первый предложил создать Совет Европы, а также поддерживал вступление европейских стран в ЕОУС. Британия не была заинтересована в этом проекте не с идейной точки зрения, ни с экономической, в целом руководство положительно относилось к стремлению государств реализовать «план Шумана» как эффективное средство решения германского вопроса и укрепления безопасности Западной Европы, что было основными приоритетами Великобритании в Европе, помимо обеспечения Англии лидирующей роли в европейских и мировых делах.
Когда внешнеполитический курс Великобритании был ведом «концепцией трех окружностей», основным приоритетом политики Англии являлись «особые отношения» с США. Америка была очень важным британским партнером, их вз аимоотношения были ключевым вопросом для Великобритании. Без США Англия не смогла бы достичь цели в Греции, референдума по восстановлению монархии, если бы Америка не заменила армию Англии на свою. А Суэцкий кризис еще раз показал, что без поддержки США, Великобритания не способна провести даже такую локальную операцию.
«Великий проект» был создан с целью решить трудности в традиционных трех сферах внешней политики Великобритании. В «Великом проекте» упор делался на Европу, в нем излагался план, как навсегда изменить отношения Великобритании с ее ближайшими соседями в Европе. В проекте говорилось о создании военно-политического союза европейских стран на основе ЗЕС. Конечная цель такого объединения - превратить Западную Европу в независимую «третью силу» против СССР. Для осуществления этой концепции, Г. Макмиллан обсуждал с де Голлем защиту европейских ядерных сил и создание зоны свободной торговли с Общим рынком. Таким образом, используя свое влияние на США, Г. Макмиллан рассматривал возможность возвысить Францию над другими европейскими государствами, в том числе и над Германией. Однако попытка Великобритании создать практически независимую от США «европейскую опору» НАТО на основе англо-французских ядерных сил провалилась - Америку не устраивало желание де Голля независимых ядерных сил, которое гарантировало бы французское доминирование в континентальных делах.
Также в проекте обсуждалось укрепление «особых отношений» с США, правительство собиралось это сделать посредству усиления Атлантического союза. Англо¬американские отношения были связующим фактором для других направлений британской внешней политики.
На формирование и реализацию этих концепций оказывали влияние внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы формирования внешней политики британских кабинетов на всех рассматриваемых этапах заключались в преодолении экономического кризиса, с которым Великобритания столкнулась после Второй мировой войны. Внешними факторами являлись: потеря привилегированного положения в мире, становление Англии как региональной державы; биполярность мировой системы; боязнь «красной угрозы», а также личные антикоммунистические взгляды руководителей, имевшие огромное влияние на внешнюю политику Великобритании. Из-за возросшей популярности СССР, Англия теряла свои традиционные сферы влияния на Ближнем и Среднем Востоке. Это было основным фактором борьбы с Советским Союзом. Лейбористское и консервативное правительство предпочло ориентироваться на США, ведомое общей историей, языком и идеологией ; рост национальных освободительных движений в английских колониях.
Роль Великобритании в формировании событий «Холодной войны» была огромной. Речь У. Черчилля произвела впечатление на президента США Г. Трумэна. Можно утверждать, что его слова повлияли на реализацию «доктрины Трумэна», цель которой заключалась в сдерживании советского экспансионизма. Англия отправила свою армию в 1946 г. в Грецию для защиты страны от Демократической армии Греции, которая была коммунистической и тайно поддерживалась СССР. Поддерживала США в корейской войне, была ведущим членом НАТО, оборонительного союза, созданного против Советского Союза. Британия включилась в гонку вооружения, в 1952 г. испытала свою ядерную бомбу.
Также Великобритания играла большую роль и в снятии международной напряженности, в попытках ослабить «Холодную войну». Этот курс начался при А. Идене и продолжился при Г. Макмиллане. «Холодная война» могла перейти в горячую фазу в любой момент. Недовольство общественности росло, а обороноспособность СССР сделала агрессию в ее сторону практически невозможной. В интересах Великобритании было урегулировать международную обстановку.
Для достижения этой цели была созвана Женевская конференция 1955 г. Переговоры в Женеве помогли сломать лед между государства, была надежда на дальнейшее благоприятное развитие событий. Для правительства А. Идена Женевская конференция не была успехом, поскольку не было достигнуто желаемых результатов: судьба двух Германских государств, гарантия безопасности Европы путем создания буферной зоны между Западом и Востоком, а также присоединение к системе взаимного контроля и подписания военного пакта, не предполагающего гарантий границ. Идеологическое противостояние «Холодной войны» не дало лидерам стран переступить через себя, ради всеобщего блага, поэтому данную конференцию можно назвать безрезультатной.
Другой попыткой предотвращения «Холодной войны» стало приглашение Н. С. Хрущева в Великобританию. В ходе данного визита многие вопросы не удалось решить, но он не был бесполезен. И советская сторона, и английская, признавали важность данной встречи. Результаты дискуссий показали, что с учетом взаимных интересов сторон и доброй воли, можно в определенной степени преодолеть разногласия и добиться положительных результатов в британо-советских отношениях. Преодолеть международную напряженность не удалось, но первые шаги к ней были сделаны.
Во время Берлинского кризиса, следующей «горячей точки» «Холодной войны», Г. Макмиллан прибыл с визитом СССР для урегулирования конфликта. Визит оказал огромное влияние на политику британского правительства. С точки зрения британского восприятия советской внешней политики, одним из наиболее полезных результатов визита была возможность близко изучить советское руководство. Хотя не было решено основных противоречий, атмосфера кризиса была ослаблена.
После Карибского кризиса, обеспокоенность общественности опасностью ядерного оружия привела к реализации Договора о частичном запрещении ядерных испытаний 1963 г.. Премьер-министр Гарольд Макмиллан сыграл ключевую роль в успешных переговорах по этому договору между Великобританией, США и СССР. Он выступил с инициативой запрещения всех наземных испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.
Не смотря на попытки А. Идена и Г. Макмиллана ослабить международную напряженность и улучшить отношения с Советским Союзом, «Холодная война» не прекращалась до распада СССР.
Подводя итоги, можно сказать, что Лондону в первые десятилетия «Холодной войны» удалось свести к минимуму негативные последствия распада Британской империи, с наименьшими потерями отступить с прежних позиций в системе международных отношений. Британия сохранила высокий международный статус, полагаясь не только на реальные рычаги влияния в мире, но и на атрибуты великой державы. Внешняя политика британских кабинетов действительно имела тенденции к изменениям, хоть и нельзя сказать, что с периода 1945-1963 гг., что-то менялось кардинально. Все эти двадцать лет приоритетом для Великобритании оставались США, Европа и страны Содружества. Опасение, боязнь «красной угрозы» так же не покидали руководящие круги в этот период времени. Однако, можно проследить, как плавно с премьерства К. Эттли до премьерства Г. Макмиллана внешнеполитические приоритеты переходили с США на Европейские страны, а отношения с СССР постепенно налаживались. Макмиллан стал первым британским премьером, взявшим курс на «наведение мостов» между Москвой и Вашингтоном, играя посредническую, коммуникационную роль.
1. Берлинское совещание министров иностранных дел четырех держав. 25 января —
18 февраля 1954 года. IV. Общеевропейский договор о коллективной безопасности в Европе // Электронная библиотека исторических документов. - [Б. м.], 2016. - URL:
http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/136199-berlinskoe-soveschanie-min (дата обращения:
10.05.2021).
2. Громыко А. А. Памятное. Новые горизонты. Книга 1 / А. А. Громыко. - Москва : Центрполиграф, 2016. - 380 с.
3. Итоги Женевского Совещания Глав правительств четырех держав. Доклад Председателя Совета Министров СССР товарища Н. А. Булганина 4 августа 1955 г. На третьей сессии Верховного Совета СССР // Сталинец. - [Б. м.], 1955. - URL: http://musey29.ru/wp-content/uploads/2018/12/94-10-avgusta-1955-goda.pdf (дата обращения: 10.05.2021).
4. Правда, 24 июля 1955 г. - М. : Редакция газеты «Правда», 1912-1991.
5. Сталин И. В. Ответ корреспонденту «Правды». 14 марта 1946 года // Документы двадцатого века. - [Б. м.], 1946. - URL: http://www.doc20vek.ru/node/1755 (дата обращения: 04.05.2019).
6. Хрущев. Н. С. Время. Люди. Власть. (Воспоминания). Книга 2. / Н. С. Хрущев. -
Москва : Вече, 2016. - 377 с.
7. Шуман Р. За Европу / Р. Шуман ; пер. с фр. Москва : Моск. школа полит, 2002. -79 с.
8. British Information Services. Not Just Peanuts: The Story of Britain's Great Agricultural Experiment in East Africa / New York, 1948. - 167 p.
9. CAB 129-48. 29 December 1951.
10. CAB 128-29. 14 July 1955.
11. CAB 128-30. 26 April 1956.
12. CAB 128-30. 7 June 1956.
13. CAB 128-30. 17 July 1956.
14. CAB 128-32. 18 November 1958.
15. CAB 133/293. 21 Feb. 3 Mar. Doc. 26, Part 2... 71