Введение 3
Глава 1. Президентские выборы - 2020 и их влияние на партийную систему
США («кризис двухпартийной модели») 11
Глава. 2. Президентские выборы-2020 и изменения в политических
ориентациях основных групп избирателей в США 33
Глава 3. Президентские выборы-2020 и возможные трансформации
политической системы США (институты и механизмы) 48
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 72
Выборы в Соединенных Штатах Америки традиционно вызывают широкий общественный резонанс, выходящий за рамки границ этого государства. Последнее вызвано большим числом причин, начиная от культурных, заканчивая экономическими. Прежде всего, подобный интерес предопределяет само положение США в глобальной системе, поскольку на данный момент эта страна все еще является мировым гегемоном, сравнится с которым может лишь Китай. Таким образом, от результата очередных выборов в США зависит не только дальнейшее развитие американского общества, но и положение дел в мировой политике.
Помимо этого, интерес обуславливает и драматический характер выборов, поскольку в них всегда присутствует не только проявление «общества спектакля», но и реальный общественный конфликт. Именно конфликт всегда был двигателем общественного интереса, а избирательная кампания в США — это всегда конфликт, противостояние двух полюсов, которые исторически смотрят на мир с противоположных точек зрения. Именно соревнование Демократической и Республиканской партии и является тем, что интересует общество других стран мира еще больше, чем проблемы их собственных стран. 2020 год стал историческим рубежом, когда накал страстей достиг своей высшей точки.
Нельзя также не отметить и вовлеченность самого население США в политическую жизнь страны, особенно в последние годы. Данный тезис подтверждается статистикой. Так, согласно проекту United States Election Project на президентских выборах 2020 года явка была самой высокой с 1900 года, 160 миллионов человек проголосовали на выборах явка составила 66,9 %, в 1900 году она составляла 73,7 %.
Однако же, именно выборы 2020 года можно назвать переломными в политической системе США. Связано это со многими факторами, как и исторически накапливающиеся, так и стихийными. К последним, конечно же, можно отнести пандемию короновируса, которая изменила буквально все в мире, и прежде всего настроения в обществе. Также к стихийным факторам можно отнести протестные проявления в США на протяжении 2020 в связи с движением Black Lives Matter. Но все же кажется, что более важными являются именно исторические факторы, которые развиваются постепенно, и приводят нынешнюю политическую систему США к кризису, разрешение которого требует масштабных перемен в самой структуре политической жизни страны.
Данный кризис проявляется достаточно давно, примерно с начала XXI века, когда примерно схожие до этого с точки зрения программ две ведущие партии - Демократическая и Республиканская, стали дистанцироваться друг от друга, предлагая избирателям взаимоисключающие ответы на одни и те же вопросы. Американские ученые - политологи назвали это «продуктовой конкуренцией», а период XX века - «ценовой конкуренцией», так как «продукт» партий был примерно одинаков, но отличался в деталях. «Продуктовая» конкуренция между Республиканской и Демократической партиями обернулась серьезнейшими дисфункциями в политической системе США, которая резко снизила свои способности по адекватному и своевременному реагированию как на внутри-, так и на внешнеполитические проблемы, остро вставшие перед американским обществом после финансово-экономического кризиса 2007 - 2009 гг.
Также, многие ученые говорят о проявлении кризиса в сфере законотворчества, а именно растущем параличе в принятии ключевых государственных решений. Если обратиться к статистике, то можно увидеть, что количество принимаемых федеральных законов Конгрессом постепенно уменьшается. Так, если в период с 6 января 1999 г. по 15 декабря 2000 г. было 4
принято 604 закона, то с 3 января 2017 г. по 3 января 2019 г. - всего лишь 443 закона . Последнее было напрямую связано с политико-идеологической поляризации двух ведущих партий.
Не менее явно о кризисе политической системы свидетельствует и все более возрастающая самодостаточность института президентской власти. В условиях усиливающейся политической поляризации и систематической блокировки со стороны конгрессменов масштабных реформ и важных преобразований все в большей степени начинают проявлять себя авторитарные черты президентской власти. Она становится основным центром принятия политических решений в обход Конгресса, нередко игнорируя и решения Верховного Суда США. Тем самым, особенно с 2017 года, когда президентом США стал Д. Трамп, многие остро социальные и
3 экономические вопросы стали решаться именно президентскими указами. Все это привело к тому, что в политическую жизнь США прочно и обыденно вошло слово «импичмент». Именно для начала процесса импичмента против Д. Трампа в мае 2017 г. и была создана комиссия специального прокурора Роберта Мюллера. В конце марта 2019 г. комиссия представила в министерство юстиции двухтомный доклад объемом 448 страниц, цензурированная версия которого в начале апреля 2019 г. стала достоянием американской общественности.
Одним из элементов проявления кризиса также является отсутствие политической преемственности и стабильности общественных процессов при смене президента, который представляет другую политическую партию. Это отчетливо видно на примере президентства Дональда Трампа, основным мотивом политики которого стал последовательный демонтаж всего наследия предшествующей администрации Барака Обамы: отмена системы доступного медицинского страхования, известной как «Обмакэр», аннулирование большей части положений Закона Додда-Фрэнка о реформе финансовой системы США, выход из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, Парижского соглашения по климату и т.п.
В конечном итоге, кризис политической системы США включает в себя целый ряд более частных кризисов:
1. Кризис доверия американских граждан к политической системе в целом - поскольку в рамках сформулированной политиками «повестки дня» не ставятся и не решаются задачи долгосрочного развития страны в интересах большинства ее граждан.
2. Кризис доверия к политическому истеблишменту в целом - который превращается в своеобразную «политическую корпорацию», систематически воспроизводящую саму себя, и все меньше реагирует на реальные запросы избирателей и граждан.
3. Кризис политических партий - которые зачастую неспособны эффективно контролировать электорат и консолидировать общество в ситуации возникающих вызовов и запроса на перемены .
4. Кризис партийных платформ и идеологий - у значительной части американского общества доверие к ним отсутствует, а программно-идеологические различия между двумя основными партиями страны постепенно стираются.
5. Кризис электорального механизма - связанный с тем, не обеспечивает представительство интересов различных слоев общества, рассматривается как архаичный и несовершенный профессиональными политиками и самими избирателями.
6. Кризис института выборов - регулярно возникает недоверие избирателей к достоверности результатов выборов, что ставит под сомнение легитимность самих электоральных институтов.
Таким образом, в случае США в процессе развертывания президентской кампании-2020 произошло соединение (взаимоналожение) кризисов легитимности, доверия и управляемости в масштабах общенациональной политической системы - что подтвердило наличие комплексного кризиса последней.
Однако, точкой расцвета политического кризиса США можно считать именно избирательный процесс 2020 года, когда противостояние двух партий, и в целом общественный накал, подогреваемые внешними социальными процессами, достигли своего исторического апогея. Это проявляется прежде всего во враждебном отношении кандидатов друг к другу, и, что логично, такое же враждебное отношение социальных групп - последователей кандидатов друг к другу, а также в нежелании мирно провести передачу власти и вести диалог. Последнее наиболее ярко проявилось в недавних событиях, связанных со штурмом Капитолия радикальными сторонниками Д. Трампа.
Таким образом, в случае США в процессе развертывания президентской кампании-2020 произошло соединение (взаимоналожение) кризисов легитимности, доверия и управляемости в масштабах общенациональной политической системы.
Актуальность работы. Протекающий на наших глазах кризис свидетельствует о необходимости трансформации политической системы США. При этом разные исследователи и эксперты предлагают разные подходы к выходу из политического кризиса, включая переход к прямым выборам президента и отказ - формальный или законодательный - от услуг Коллегии выборщиков, которая, собственно, и выбирает президента страны.
Степень научной разработанности темы. Тема президентских выборов в США является резонансной в мировом сообществе, и тем самым, непосредственно самому избирательному процессу посвящено довольно большое количество работ. При этом стоит отметить, что данные процессы рассматриваются авторами в различных аспектах, в том числе с позиций правового анализа (этому посвящены работы ученых - правоведов в области конституционного права зарубежных стран ), и с позиций политического анализа (при рассмотрении политических процессов в США и их влияния на мировой политический процесс567). Ряд работ посвящены непосредственно президентским выборам 2020 года в связи с изменениями в партийной политике и общей политической ситуацией в Соединенных Штатах89.
Необходимо также провести обзор литературы, связанной с данной темой. Анализируя публицистическую и научную литературу, можно прийти к выводу о том, что всех авторов по данной тематике можно разделить на несколько групп. К первой группе относят тех авторов, которые в принципе не пишут о кризисе политической и партийной системы, говоря о том, что в современных США имеют место быть «обычные будни демократии». В частности, к таким авторам можно отнести К. Лорда, Д. Бодански, Д. Десильвера , М. П. Макдональда , А. Филлипса и др.
Вторую группу авторов образуют лица, которые сводят весь кризис к «фактору Трампа», а именно к его популизму и деструктивному влиянию на политическую и партийную системы. В частности, к таким авторам можно отнести М. Континетти, Л. Белмонте, Л. Сокольщика , О. Лолэнда , М. Пенгели и т.д.
Третью группу автором образуют те авторы, которые видят глубинные корни, связанные с дефектами политической и партийной системы США, а именно с несовершенством электорального механизма, потерей обратной связи истеблишмента с американским обществом, ослаблением межпартийной конкуренцией деградацией двух ведущих партий. В частности, к таким авторам можно отнести Н. И. Попова, Э. Фоули, В. И. Якунина, И. А. Истомина и т.д.
Последнюю группу образуют авторы, которые связывают кризис политической и партийной систем США с комплексным кризисом, одновременно охватившем американское общество, экономику, культуру, политическую систему. В частности, к таким авторам можно отнести Э. Леруа, Д. Дробницкого, Г. Баттнерфилда и т.д.
Целью дипломной работы является выявление и анализ основных проявлений кризиса американских политической и партийной систем, в контексте президентских выборов-2020 и предшествовавшей им политической ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Определить социальные и политические процессы, связанные с Президентскими выборами 2020 г.
2. Установить влияние выборов на партийную систему США и выявить причины кризиса двухпартийной системы .
3. Выявить изменения в политических ориентациях основных групп избирателей в США в связи с Президентскими выборами 2020 г.
4. Уточнить и проанализировать возможные направления трансформации политической системы США.
Объектом исследования выступает политическая система США и институт президентских выборов. Предмет исследования - происходящие и возможные будущие трансформации институтов и механизмов политической системы США в контексте президентской избирательной кампании 2020 года .
Методы исследования. При написании работы использовались такие общенаучные методы, как системный, институциональный и сравнительный, а также собственно политический анализ.
Практическая значимость работы. Выборы в США и их результаты остаются значимыми для всего мирового сообщества, и в случае адекватного и успешного реформирования политической системы данного государства, варианты которого обсуждаются в представленной работе, возможна стабилизация не только американской политической системы, но мировой политики в целом.
Подводя итоги исследования, можно прийти к заключению о том, что политический кризис в Соединенных Штатах, который продолжает развертываться на наших глазах, является серьезным вызовом для всего мирового сообщества. На всемирную заинтересованность в том, чтобы разрешить данный кризис в положительном ключе, влияет прежде всего само положение США в глобальной системе координат - поскольку трудно отрицать, что на данный момент эта страна все еще остается мировым гегемоном, своего рода экономическим центром мира, от которого зависит стабильное состояние глобальных экономики и политики.
Однако, именно выборы 2020 года показали, что данная политическая система находится в глубоком кризисе. Избирательная кампания проходила в конфронтационном стиле, будучи стимулируемой внешними социальными процессами. Большую роль в этом отношении сыграла пандемия короновируса, изменившая привычный уклад жизни практически всех обществ и стран, и глубоко трансформировавшая общественные настроения. К таким же значимым факторам можно отнести и протестные движения в США - и прежде всего движения Black Lives Matter, в корне изменившее внутриполитическую повестку дня в Соединенных Штатах.
Почти все эксперты сходятся в том, что политический кризис в США порожден системными дефектами, и прежде всего дисфункциями в работе политических механизмов, и несовершенством избирательной системы. Так, например, многие отмечают, что политика США, как внутренняя, так и внешняя, с каждым новым президентом претерпевает кардинальные изменения, что порождает противоречия и неизбежные расколы в обществе , а возрастающие противоречивость и фрагментированность этой политики препятствуют поступательному развитию американских экономики и общества. Тем самым, комплексный анализ текущего американского политического кризиса, и процесс выработки возможных путей трансформации американской политической системы требуют поиска новых подходов к идентификации, изучению и решению актуальных проблем американской внутренней политики, которые попытался сформулировать в своей работе автор представленного исследования.
Прежде всего, необходимо было выявить непосредственно условия и факторы который привели к политическому кризису.
Автором были сделаны выводы о том, что все факторы политического кризиса можно разделить на две основных группы: «традиционные», существует уже ни один десяток лет и периодически воспроизводящиеся в рамках каждого нового избирательного цикла, и новые факторы, которые заявили о себе именно в избирательном процессе 2020 года.
К первой группе относятся три основных фактора: юридический, исторический и экономический. Юридический фактор выражается в том, что на настоящий момент в США сложилась и функционирует правовая система, которая направлена прежде всего на формирование двухпартийной системы. В основе исторического фактора лежат политические традиции, заключающиеся в выборе либо только Демократической партии, либо только Республиканской. Суть экономического фактора заключается в том, что у двух основных политических сил США имеются неограниченные финансовые ресурсы, и нередко упомянутые ресурсы расходуются деструктивно, поскольку направлены на разрушение репутации противника и, в конечном итоге, работают на подрыв доверия американского общества к существующим политической и избирательной системам.
Вторую группу образуют более специфические факторы, которые характеризуют политическую систему США в ситуации разворачивающегося на наших глазах кризиса, и которые не действовали 20 лет назад; при этом их совокупный перечень более обширен, нежели перечень «традиционных» факторов и проблем, влияющих на политическую ситуацию в Соединенных Штатах.
Прежде всего, к их числу относится вовлечение в политику новых категорий и групп избирателей, которые не были активными участниками избирательных кампаний предыдущих лет. Очевидно, что приход в политику новых социальных групп не может не сказаться на политической системе, нарушив привычное распределение электората между двумя основными партиями страны; подобное обстоятельство нарушает баланс сил внутри Демократической и Республиканской партий США, создавая дополнительные возможности для популистов и сторонников «радикальной линии», что нарушает устоявшиеся отношения внутри политического истеблишмента страны.
Также, еще одним фактором является то, что у двух ведущих политических партий США на сегодняшний день все более явно размываются характеризующие их идеологические и программные различия и фундаментальные постулаты. Например, эксперты отмечают, что республиканцы сегодня все сильнее склоняются «вправо», то есть они становятся более консервативными - что, по мнению некоторых исследователей, не вполне отвечает требованиям американской действительности, поскольку традиционный консерватизм и его базовые ценности сегодня все менее востребуемы обществом. В свою очередь, демократы, наоборот, постепенно склоняются в направлении т.н. «левого либерализма», что далеко не всегда положительно воспринимается рядовыми избирателями, не достигающими социальных стандартов и статуса среднего класса. Все это приводит к тому, что «демократы» и «республиканцы» постепенно теряют своего традиционного избирателя, привлекая на свою сторону представителей новых социальных страт, что приводит к обострению дискуссий и актуализации противоречий уже внутри двух «системообразующих» партий.
Значимым фактором является общее кризисное
избирательной система США, которая создает возможности для давления и манипуляций. Прежде всего пороком действующей системы является то, что она почти не оставляет возможности стать президентом кандидату от «третьей» партии, а также то, что уже были прецеденты в недавней истории, когда президентом Соединенных Штатов избирался кандидат, набравший меньшее число голосов избирателей, но не выборщиков.
Серьезным «проблемным» фактором является и само четырехлетнее президентство Д. Трампа. Как полагают близкие к Демократической партии и сочувствующие леволиберальным идеям эксперты, Дональд Трамп и политика, проводившаяся им, лишь углубили политический кризис в США. Основной посыл его политики заключался в демонтаже всего наследия предшествующей администрации Б. Обамы, что столкнулось с активным неприятием со стороны ориентированных на Демократическую партию групп электората и широкой общественности.
Еще одним серьезным фактором можно считать продолжающуюся экспансию и все более активное политическими силами социальных сетей и общий рост влияния сетевых механизмов на политическую жизнь. Социальные сети, расширяя свое влияние, повышают технологическое оснащение практической политики, достаточно много плюсов, но в тоже время они обладают огромным количеством отрицательных характеристик, что негативным образом сказывается на честности и справедливости выборов, а также на самом состоянии общественного мнения; все перечисленные минусы (кибертатаки, подозрения в массовых фальсификациях, система голосования по почте, «синее смещение» и т. п.) в наибольшей степени проявились именно в период кампании по выборам Президента США 2020 года, что дестабилизировало американскую политическую систему в целом .
Главное проявление кризиса многопартийной системы в США - доведенный до крайней степени антагонизм двух партий в США, который 65
нарушил нормальное протекание политической жизни общества, и выборы 2020 года стали основным источником данного антагонизма.
Другая важная задача работы заключалась в анализе изменений политических ориентаций основных групп избирателей в США. Стоит отметить, данные изменения за последние годы оказались весьма глубокими и значительными. Изменения в политических предпочтениях проявляются не только в том, что появляются новые политические силы, но и в том, что структурно и численно изменяется база поддержки ведущих партий - Республиканской и Демократической. Так, например, по данным последних социологических опросов, проводимых как независимыми
исследовательскими центрами, так и внутри самих партий, среди основных расовых, этнических демографическим группам есть признаки того, что республиканцы становятся партией американских промышленных рабочих (т. н. «синих воротничков»), и изменения происходят быстро.
Изменения политических предпочтений, которые в течение многих лет были стабильными и неизменными, связаны со множествами факторов, такими как яркое правление Д. Трампа, упомянутое развитие социальных сетей и т.д. Упомянутые изменения непосредственно влияют на политический кризис, поскольку из него очевидно будет невозможно выйти, если политическая система США не сможет адаптироваться к данным изменениям.
Последняя задача заключалась в анализе возможных путей трансформации политической системы США, ее институтов и механизмов в ответ на возникшие вызовы. По результатам проведенного автором анализа были сделаны выводы о том, что на настоящий момент есть два пути такой трансформации, и соответственно выхода из политического кризиса.
Первый путь, эволюционный, заключается в сохранении существующей избирательной системы; при этом многим политическим акторам в США сегодня очевидно, что необходимы поступательные действия, направленные
на снижение напряжения в американском обществе, уменьшение той самой поляризации, которая и лежит в основе данного кризиса. Как представляется, необходимо последовательное решение социальных проблем, более широкое применение стратегий «мягкой силы», о которых говорилось выше. Однако для того, чтобы реализовать данный путь, действительно могут понадобиться десятилетия, поскольку количество социальных проблем, которые непосредственным образом влияют на политическую ситуацию в стране, достаточно велико. Таким образом, необходим именно эволюционный подход, когда политическая стратегия должна быть выработана на долгие десятилетия для того, чтобы, в случае смены президентов, представляющих разные партии, сохранялась преемственность политики в ключевых сферах жизни. Для того, чтобы этого достичь, требуется прежде всего конструктивный диалог между Республиканской и Демократической партией, в ходе которого должны будут выработаны основные направления политики на многие годы вперед. Как видится, реализовать это на практике будет очень трудно.
Второй путь считается революционным - поскольку предполагает фактический демонтаж существующей двухпартийной системы посредством глубокой реформы и отмены системы выборщиков. Данный вариант все больше и больше набирает популярность в американском обществе. Все это может привести к тому, что в ситуации фрагментации политического спектра в американской политике могут появиться сильные крайне левые и/или крайне правые партии, что в целом будет способствовать радикализации американской внутренней политики. Тем самым, необходимо отметить, что попытка подобного радикального реформирования американской политической системы может на практике только усилить переживаемый ею глубокий кризис.
В контексте общей темы исследования следует также рассмотреть
некоторые вопросы, связанные непосредственно с перспективами недавно начавшегося президентства Байдена. Прежде всего данный вопрос 67
заключается в том, сумеет ли Джо Байден за первый срок его президентства преодолеть кризис политической и партийной систем страны.
Второй значимый вопрос из политической повестки дня - сумеет ли Дж. Байден консолидировать различные фракции внутри Демпартии и нормализовать отношения с Республиканской партии. Касательно последнего, кажется, что нет, так как в данной работе не один раз поднимался тезис касательно того, что основная партийная политика при смене партий на посту Президента строится на том, что новая власть пытается отменить политические программы вчерашнего конкурента на выборах и тем самым усиливает политическую конфронтацию. Так, например, после вступления в должность Байден уже отменил несколько указов, принятых Трампом, которые касались миграционной политики. Помимо этого, в начале февраля президент США распорядился воссоединить детей и родителей, которые нелегально пересекли границу; напомним, что практику разлучения семей ввел в действие Трамп в рамках политики «нулевой толерантности к мигрантам». Другим указом Байден отменил меры по ужесточению режима контроля над нелегальной иммиграцией. Кроме того, он отменил указ Трампа, блокирующий иммиграцию из 13 стран с преимущественно мусульманским населением. Отказался Байден и от законодательной нормы, которая позволяла финансировать строительство стены на границе с Мексикой.
Также необходимо рассмотреть вопрос о том, сможет ли Байден что - либо предложить избирателям, голосовавшим в 2020 г. за Трампа; на данный момент подобное «политическое предложение» новым президентом США очевидно не сформулировано - поскольку запланированные масштабные инвестиции в инфраструктурные проекты (как потенциальный «мотор экономики») и реформа избирательного законодательства с целью более широкого охвата мигрантов не ориентированы на республиканский электорат. Как видится, политическая линия Д. Трампа включала в себя протекционизм, пересмотр миграционных норм, в том числе касающихся каналов и форм легальной миграции, попытка вернуть производственную базу в страну, снижение налоговой нагрузки и во внешней политике использование инструментов оказания давления либо военного, либо чаще экономического как на противников, так и на партнеров - не могут быть радикально ревизованы в краткосрочной перспективе. И все эти элементы «политики Трампа» останутся в активе республиканцев и в повестке дня у американских «системных правых», которых поддерживает примерно половина населения Соединенных Штатов. Данное обстоятельство позволяет Трампу оставаться значимой фигурой, поскольку он продолжает влиять на своих избирателей, оказывает влияние на Конгресс и, по всей видимости, сможет снова выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2024 года.
Ключевой вопрос, который интересует сегодня многих исследователей и заинтересованных наблюдателей - можно ли ждать от избранного в 2020 г. президентом США Д. Байдена принятия стратегических решений, способствующих преодолению кризисов политической и партийной систем страны. Как видится автору данной работы, таких изменений ждать все же не стоит, поскольку существующая избирательная система скорее благоприятствует Демократической партии - что, частности, проявляется в так называемом «синем смещении».
На взгляд автора, избранный президентом США в 2020 году Джо Байден и приведенные им во власть представители Демократической партии США (вместе с избранными ранее представителями этой же партии в обеих палатах Конгресса) едва ли смогут преодолеть в течение ближайших четырех лет существующий кризис политической и партийных систем Соединенных Штатов по следующим основным причинам:
1. Приход во власть ряда представителей радикального (леволиберального) крыла Демократической партии СЩА, стремящихся определять текущую политическую повестку дня.
2. Сомнение немалой части электората Республиканской партии и сторонников персонально Д. Трампа в честности и объективности результатов последней президентской избирательной кампании.
3. Сохраняющие ценностно-идеологические противоречия в
американском обществе, усугубленные конфронтационным стилем обоих кандидатов в период президентской избирательной кампании - 2020.
4. Вовлечение в активную политику представителей новых социальных, этно-расовых и этнокультурных групп американского общества, имеющих достаточно разные политические ценности и цели.
5. Отсутствие у Дж. Байдена собственной продуманной внутриполитической программы и стратегии (он больший специалист по внешнеполитическим вопросам), его неспособность объединить в одно целое умеренных представителей истеблишмента и пришедших во власть представителей радикального крыла Демократической партии.
6. Продолжающаяся консолидация Республиканской партии вокруг бывшего президента Д. Трампа, который имеет собственный «твердый» электорат, без голосов которого победа республиканского кандидата на следующих выборах представляется невозможной.
Все вышеперечисленное позволяет предположить, что кризис американских политической и партийной систем в ближайшем будущем продолжится, и охватит не только время первого президентского срока Дж. Байдена, но и все начавшееся десятилетие (2020 - 2030 гг.); при этом следующие президентские выборы (2024) также пройдут в конфронтационном стиле и будут способствовать углублению раскола в американском обществе.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что американской политической системе необходимы качественные реформы, которые будут направлены на эволюционное и консенсусное изменение ее институтов во избежание более глубокого и масштабного кризиса, который может из политического перерасти в социальный и экономический, и, выйдя за пределы США, приобрести всемирное измерение. Выбор конкретного пути трансформации политической системы и ее институтов зависит исключительно от политических элит США.
Говоря непосредственно о теоретической и практической значимости работы, можно сказать то, что выявляются прежде всего практические проблемы, связанные со стабильностью и преемственностью в развитии политической системы США. Основной проблемой являются «сломанная» избирательная и партийная системы. При этом данные проблемы неизбежно приобретают общемировой характер, так как уже говорилось выше о том, что на политической стабильности США основана мировая стабильность. В представленной работе идентифицированы и проанализированы возможные пути выхода из политического кризиса США, что могло бы способствовать стабилизации общемировой политической ситуации .
1. American views: Trust, media and democracy // Knight Foundation. - Miami, FL, 2018. - 16.01. - URL: https://knightfoundation.org/ reports/american- views-trust-media-and-democracy (Дата обращения 25.04.2021)
2. Bornschier S. Cleavage politics in old and new democracies // Living Reviews in Democracy. 2009. Vol. 1.
3. Desilver D. In past elections, U.S. trailed most developed countries in voter turnout // Pew Research Center. - 03.11.2020. -
URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/11/03/in-past-elections- u-s-trailed-most-developed-countries-in-voter-turnout/.
4. Elazar D. American Federalism: a view from the States (Third Edition). — N.Y.: Harper and Row, 1984. — 270 p.
5. Flanigan, W.H., Zingale, N.H. Political Behavior of the American Electorate. Allyn and Bacon Inc. Boston, London, Sydney, Toronto. 1979.
6. Fukuyama F. American political decay or renewal? The Meaning of the 2016 Election // Foreign affairs. - N.Y., 2016. - Vol. 95, Issue 4. - P. 58-68. - URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2016-06- 13/american-political-decay-or-renewal (дата обращения 25.04.2021)
7. Global Issues: American Foreign Policy Priorities. AP/NORC. The Associated Press-NORC Center for Public Affairs Research. August 2015.
8. Goldgeier J., Saunders E The Unconstrained Presidency // Foreign Affairs. —
September/ October 2018. — Issue. — URL:
https://www.foreignaffairs.com/articles/2018-08-13/ unconstrained-
presidency (дата обращения 25.04.2021)
9. Iyengar S., Sood G., Lelkes Y. Affect, not ideology a social identity perspective on polarization // Public Opinion Quarterly. 2012. N 76.
10. King C. The Republican Party has punked out in D.C. // The Washington
Post. — 2018. — May 25th. — URL:
https://www.washingtonpost.com/opinions/dc-needs-more-republ/. (дата обращения 25.04.2021)
11. Kurtzleben, D. Rural Voters Played A Big Part in Helping Trump Defeat Clinton. - URL: www.npr.org/2016/11/14/501737150. (дата обращения 25.04.2021)
12. Laughland O. Donald Trump threatens to fire Anthony Fauci after US election // The Guardian. - 02.11.2020. -
URL: https://www.theguardian.com/world/2020/nov/02/donald-trump- threatens-to-fire-anthony-fauci-after-us-election.
13. McDonald M.P. Trump and polarization drove record turnout. So did mail
voting, which should be universal // USA Today. - 04.11.2020. -
URL: https://www.usatoday.com/story/opinion/2020/11/04/trump- polarization-mail-voting-drove-record-2020-turnout-column/6153959002/
14. Moving Further Apart. Trends in voter party identification 1992-2016. PEW Research Center. September 13, 2016.
15. Newport, F., Brands, R. Gallup Review: Americans, Immigration and the Election. Gallup. Polling Matters. October 27, 2016... 75