Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Референдумы в России 1990-х гг.: анализ исторического опыта

Работа №187682

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Референдум как институт народовластия в Российской Федерации 15
1.1 Понятие референдума и его конституционно-правовая природа 15
1.2 Референдум 17 марта 1991 г.: организация и порядок проведения 20
2 Референдумы 1993 г. как этапы политической борьбы в России 37 2.1 Референдум России 25.04.1993 г.: причины и результаты голосования ... 37
2.2 Политические итоги референдума 12 декабря 1993 г 42
2.3 Общие политические итоги избирательных кампаний 1991-1993 гг 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 69


Конституция Российской Федерации устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы 1.
Федеральный Конституционный Закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (в ред. 2017 г.) «О референдуме Российской Федерации» определяет
референдум как «всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения» .
В широком смысле под референдумом понимают утверждение публично-властных решений путем всенародного голосования граждан, проживающих в границах конкретного государства, субъекта Федерации, административно-территориальной единицы или муниципального образования, по вопросам соответствующего уровня с целью выявления их мнения, обязательного для всех субъектов национального права .
История развития институтов народовластия в нашей стране характеризуется тем, что долгое время использование референдумов в социально-политической жизни фактически отсутствовало. Точкой отсчета в практике использования референдумов в России можно считать референдум, проведенный 17 марта 1991 г. по вопросу сохранения Союза ССР (в масштабе Союза) и учреждения поста Президента РСФСР (соответственно в России). В последующем, в Российской Федерации был проведен ряд референдумов, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Актуальность темы, избранной для исследования в выпускной квалификационной работе, не вызывает сомнения. За сравнительно короткое время использования института референдума в Российской Федерации накоплен определенный опыт правового регулирования вопросов его подготовки и проведения. Этот факт актуализирует необходимость глубокого изучения и обобщения исторического опыта. Совершенно очевидно, что это необходимо для дальнейшего развития, как теории референдума, так и практики его использования. Это обстоятельство предполагает совершенствование нормативной базы референдума, приведение ее в соответствие с требованиями современной Российской государственности. Тем более, что анализ содержания нормативно -правовых актов, регламентирующих процесс подготовки и проведения референдума, показывает несовершенство целого ряда их положений, нерешенность в них отдельных организационно-правовых вопросов, недостаточную разработку механизма исполнения его решений, ответственности за их неисполнение. Таким образом, актуальность исследуемой темы представляется очевидной.
Право на участие в референдуме предоставляет гражданам возможность непосредственного участия в решении вопросов общественной и государственной жизни, позволяет оказывать влияние на политическую линию развития общества и государства. Право граждан Российской Федерации на участие в референдуме является выражением фундаментальных конституционных ценностей, на которых базируются основы демократической организации нашего государства.
Применение института референдума в современных условиях имеет тенденцию смещения на региональный и местный уровень. Положительно оценивая эту тенденцию, хотелось бы подчеркнуть настоятельную необходимость соответствия регионального и местного законодательства, регулирующего референдум, с общими принципами подготовки и проведения референдума, закрепленными в федеральном законодательстве. При этом особо следует подчеркнуть, что региональное и местное законодательство должно учитывать специфические особенности региональных и местных условий.
Развитие института референдума способно реально расширить возможности народовластия, укрепить публичную власть, повысить ее эффективность. Это исключительно важно для становления и дальнейшего развития современной российской федеративной государственности, так как согласно конституционному установлению, институт референдума, наряду с выборами, является высшей формой выражения власти народа как основополагающего демократического завоевания.
Конечно, вопросы организации, проведения и результатов референдумов в России не остались без внимания исследователей. К настоящему времени существует значительное количество публикаций, посвященных изучению темы.
Весомый вклад в изучение проблемы референдумов вносит труд Ю.А. Дмитриева и В.В. Комаровой «Референдум в системе народовластия». По мнению авторов, «непосредственная демократия представляет собой общественные отношения, возникшие в процессе решения определенных вопросов государственной и общественной жизни субъектами государственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет, путем непосредственного властного волеизъявления, которое подлежит всеобщему исполнению (в масштабах решаемого вопроса) и не нуждается в каком-либо утверждении».
В своей работе авторы характеризовали отдельные формы прямого правления, такие как выборы, плебисцит, представили анализ организации и проведения референдумов в период 1991-1993 гг. Они остановились на правовых последствиях референдума, правовом регулировании процедуры обжалования, подготовки, назначения и проведения референдума.
Не менее значительной представляется коллективная работа под редакцией С.А. Авакьяна «Проблемы народного представительства в Российской Федерации» . Автор характеризует развитие народного представительства в России через призму особенностей модернизации политической системы страны. Показан механизм формирования выборных органов публичной власти, тайность волеизъявления, равенство и добровольность участия в народном голосовании.
Заслуживает внимания труд А.А. Собянина и В.Г. Суховольского «Демократия, ограниченная фальсификациями: выборы и референдумы в России в 1991-1993 гг.» В монографии предложен метод обнаружения фальсификаций на выборах с помощью анализа официальных данных о голосовании. Этот метод заключается в следующем:
1) По протоколам избирательных комиссий (чаще всего используются данные участковых избирательных комиссий, однако можно использовать также данные комиссий более высокого уровня - важно, чтобы исследуемые комиссии были соразмерными по списочному числу избирателей) вычисляются значения:
Ti,Yi-,i = l,^N;j = 1,...М,
где Ti - показатель явки в i-й комиссии;
Y у - доля избирателей i-й комиссии, отдавших голос за j-го претендента (кандидата или избирательное объединение), исчисленная от общего (списочного) числа избирателей в i-й комиссии;
2) Для победителя j по точкам (Тр У^-), i=1,...N вычисляются коэффициенты линейной регрессии (а-, Ь-), где а- - коэффициент при первой степени регрессионного уравнения, а Ь- - при нулевой степени.
3) Коэффициент aj сравнивается с долей голосов, набранных победителем, исчисленной от числа проголосовавших избирателей Vj Коэффициент bj сравнивается с нулем.
Если aj существенно больше Vj, а bj существенно меньше нуля (мы не уточняем, что значит «существенно», поскольку эта оценка субъективна и различается у разных исследователей), то имеются основания подозревать, что результаты были сфальсифицированы одним из следующих способов (или их комбинацией):
A) принуждение к голосованию за победителя тех избирателей, которые не собирались участвовать в голосовании;
Б) голосование за других лиц в пользу победителя;
B) реальное вбрасывание бюллетеней за победителя (в ящики для голосования или непосредственно при подсчете голосов);
Г) фальсификация протокола путем дописывания числа проголосовавших и числа голосов за победителя.
Таким образом, метод Собянина-Суховольского может применяться для выявления подозрений на фальсификации, но не может служить утверждением о наличии фальсификаций. Кроме того, у метода Собянина - Суховольского имеется ряд недостатков с точки зрения его применимости для выявления фальсификаций.
Во-первых, он очень чувствителен к статистическим «выбросам», то есть к результатам, сильно отклоняющимся от линии регрессии. Это особенно сказывается на российских выборах, поскольку в России такие выбросы обеспечиваются «закрытыми» участками - больницами, СИЗО и пр. Во-вторых, метод Собянина-Суховольского не может служить показателем фальсификаций в случае сильных неоднородностей в электоральном поведении групп избирателей, в частности, при наличии реальных различий в электоральном поведении, обуславливающих связь явки с голосованием за определенного кандидата
Особый интерес представляет работа К.С. Гаджиева «О перспективах демократической государственности в России» . В работе изложены конституционные основы демократии, принцип конституционного правления, рассмотрено правовое государство как институциональное выражение демократии. В целом, отмечает автор, Россия, по результатам проведенных референдумов стала полигоном сохранения и дальнейшего развития наций. Показывается, что идея всеобщего голосования и практика проведения референдумов напрямую отразили непосредственное волеизъявление народа и что необходимость в дальнейших преобразованиях таким способом является актуальной.
Нельзя не отметить работу А.Е. Любарева «Референдум в Российской Федерации: история и проблемы законодательного регулирования» . В своей работе исследователь дал характеристику и оценку референдумам, проходившим на территории Российской Федерации. Он представил конкретный анализ выбора дат проведения, постановки вопроса перед народом. Именно формулировка вопроса референдума, по его мнению, вызвала жаркие дебаты. Исследователь показал процентное соотношение результатов голосования. В конечном счете, автор сделал обобщающий вывод о том, что конституционный кризис был преодолен и это результат всеобщего народного голосования, выраженного через референдум.
Конечно, кратко и схематично вопросы референдумов в России 1990 -х гг. нашли отражение в общих и учебных трудах по истории России и истории государства и права России .
Таким образом, исследователи немало сделали для изучения истории проведения референдумов в России. Вместе с тем, многие вопросы нуждаются в дальнейшей разработке с целью тщательного изучения исторического опыта и возможности использования его в современных условиях.
Объектом исследования являются референдумы в России 1991-1993 гг.
Предмет исследования - организация, порядок проведения и результаты референдумов 1990-х гг. в России.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление и обобщение исторического опыта организации и проведения референдумов 1990-х гг. в России.
Данная цель реализуется на основе решения следующих задач:
а) раскрыть понятие и конституционно-правовую основу референдума и опроса;
б) исследовать предпосылки, организацию и порядок проведения референдумов 1990-х гг.;
в) обобщить политические итоги и результаты референдумов 1991 -1993 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают 1991 -1993 гг. Нижняя грань обусловлена проведением первого референдума 17 марта 1991 г. В декабре 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции Российской Федерации.
Территориальные рамки исследования включают территорию Российской Федерации. При анализе первого референдума 17 марта 1991 г. учитывается характер вопроса о сохранении СССР и факт нахождения России в составе Советского Союза.
Методологическая и методическая основа выпускной
квалификационной работы обусловлена спецификой изучаемого предмета.
Принцип объективности достигается посредством стремления рассматривать любое историческое явление всесторонне, с учетом обстоятельств, вызвавших это явление и независимо от симпатий или антипатий автора к исследуемому объекту.
Принцип историзма предполагает выявление того, как исследуемое историческое явление возникло, какие этапы в своем развитии прошло, что из него получилось и каковы перспективы его развития. Принцип историзма применен в выпускной квалификационной работе при исследовании причин и условий проведения референдумов, хода всенародного голосования, результатов и последствий референдумов.
В выпускной квалификационной работе использовался исторический метод исследования, позволяющий рассматривать каждое историческое явление (референдум) в его исторической оригинальности. Сравнительно - исторический метод был применен при выявлении особенностей и общих черт каждого референдума. Метод анализа и синтеза использовался для анализа различных аспектов проведения референдумов и обобщения материала на уровне выводов и заключения.
Выпускная квалификационная работа основана на анализе широкого круга исторических источников. В этой связи уместно выделить несколько групп исторических источников.
Первую группу составили документы, в список которых входят: Постановление Президиума ВС РСФСР от 25.01.1991 «О проведении 17 марта 1991 года на территории РСФСР референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик»; Постановление ВС СССР от 16.01.1991 №1910-1 «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик»; Постановление ВС РСФСР от 07.02.1991 «О мерах по обеспечению проведения референдума СССР и референдума РСФСР 17 марта 1991 года»; Постановление Президиума ВС РСФСР от 18.03.1991 «О правилах подведения итогов референдума РСФСР 17 марта 1991 года»; Постановление ВС СССР от 21.03.1991 № 2041 -1 «Об итогах референдума СССР 17 марта 1991 года». Документы этой группы дают возможность изучать правовые основы проведения и результаты первого в истории СССР референдума.
Во вторую группу источников включены документы, связанные с проведением референдумов на территории Российской Федерации в 1993 году. Такие документы как: Постановление СНД РФ от 29.03.1993 № 4684-1 (с изм. от 21.04.1993) «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума»; Постановление Президиума ВС РФ от 12.04.1993 № 4778-1 «О проекте Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О некоторых мерах, связанных с осуществлением агитации в ходе подготовки к всероссийскому референдуму 25 апреля 1993 года»; Постановление СНД РФ от 13.03.1993 № 4629-1 «О всероссийском референдуме»; Указ Президента РФ от 15.10.1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по
проекту Конституции Российской Федерации». Документы, представленные в этой группе, дают возможность исследовать референдумы России 1993 г.
Третья группа источников представлена мемуарной литературой. В качестве примера можно отметить мемуары первого Президента России Б.Н. Ельцина «Записки президента: Размышления, воспоминания, впечатления» . По нашему мнению, данное издание представляет большую ценность для понимания и анализа референдумов 1991 -1993 гг.
Последняя (четвертая) группа источников - это информационно-справочные материалы, в которых констатировалась структура референдумов, порядок их организации и итоги проведения .
Структура выпускной квалификационной работы соответствует поставленной цели и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Давно подмечено, что способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан референдум - это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.
Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.
Анализ референдумов 1991-1993 гг., состоявшихся в России, позволяет сделать вывод о том, что они проходили в обстановке острой политической борьбы в обществе и итоги референдумов расценивались как победа (поражение) одной из противоборствующих сторон. При проведении Всесоюзного референдума 17 марта 1991 г. императивность всенародного голосования не оказала решающего воздействия на сохранение Советского Союза в обновленной форме, ибо через девять месяцев после референдума были подписаны «Беловежские соглашения», означавшие распад СССР. Референдум же на территории РСФСР о введении должности Президента, проведенный в тот же день, напротив, имел далеко идущие исторические и политические последствия. На основе результатов референдума в России был разработан и принят закон о Президенте РСФСР и состоялись выборы первого Президента. Институт президентства существует в России и поныне.
Представляется, что одним из исторических уроков, который необходимо извлечь при исследовании проведения референдумов, должно стать понимание необходимости четкой и ясной постановки вопросов на голосование. В этом контексте изученный опыт организации референдума в апреле 1993 г. свидетельствует о громоздкости и известной расплывчатости поставленных вопросов, что и отразилось на результатах и последствиях голосования. Каждая из противоборствующих сторон не считала себя проигравшей.
Бурные события осени 1993 г. («черный октябрь») определили нормативную базу проведения всенародного голосования в декабре 1993 г. по вопросу принятия новой Конституции России. Президент РФ не остановился перед нарушением закона о референдуме с целью получения нужного результата голосования. И это еще один исторический урок. Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. во многих своих положениях, действует и сегодня с поправками и изменениями, внесенными в результате еще одного всенародного голосования в июне 2020 г.
Изученный в выпускной квалификационной работе исторический опыт организации референдумов со всей определенностью свидетельствует о необходимости тщательной подготовительной работы накануне проведения голосования. В этом вопросе не должно быть «мелочей».
Следует обратить внимание, что свою политическую и демократическую функцию референдум может выполнить только при наличии согласованного законодательства. В современной России вопросы проведения регионального (местного) референдума относятся к компетенции субъектов федерации, например, закон Томской области «О референдуме Томской области и местном референдуме». Думается, что в этом контексте вполне уместным и оправданным стало бы принятие федерального закона о местных референдумах, который бы значительно помог систематизировать местное законодательство.
Кроме того, большую остроту обозначенной проблеме придает отсутствие системы согласования между органами власти субъектов Федерации и федеральными органами власти при принятии решений о проведении всероссийского референдума по вопросам совместного ведения. Это важно, так как от органов власти на местах во многом зависит психологический фактор, определяющий, в конечном счете, придут люди голосовать или нет.
Добавим, что юридическая природа правовых актов, принимаемых с помощью референдума и государственными органами, одинакова - они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную волю народа - верховного обладателя власти. Отсюда следует, что механизм реализации решений референдума и ответственность за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность.
Только с усвоением народом демократических ценностей важнейший демократический институт референдума начнет играть все более и более важную роль в процессе становления и развития демократического правового государства в России. Сегодня идет совершенствование законодательства о референдумах в России, и как показывает практика, институт референдума широко используется. В 2000-е гг. референдумы на региональном уровне состоялись в ряде субъектов Российской Федерации - Пермской области, Красноярском и Забайкальском краях и др. Значит, происходит становление и развитие демократического государства и роль и место в этом референдума велики.



1. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс].
2. Декларация Верховного Совета Литовской Советской Социалистической Республики о Государственном суверенитете Литвы// Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонд). [Электронный ресурс] / URL: https://www.gorby.ru/userfiles/litva.pdf.
3. Декларация Верховного Совета Латвийской Советской Социалистической Республики о восстановлении независимости Латвийской Республики // Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонд). [Электронный ресурс] / URL: https ://www. gorby.ru/userfiles/latvia.pdf.
4. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики// Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс] / URL: https://docs.cntd.ru/document/9038679.
5. Закон РСФСР от 16.10.1990 г. № 241 -1 "О референдуме" (утратил
силу) // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.25.10.1990. № 21. Ст.230 // Справочно -правовая система "Консультант Плюс " / Компания "Консультант Плюс". [Электронный
ресурс].
6. Закон СССР от 07.10.1977 «О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР» // Справочно -правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс].
7. Закон РСФСР от 12 апреля 1978 г. «О порядке введения в действие Конституции (Основного закона) РСФСР» // Справочно -правовая система "Гарант". [Электронный ресурс].
8. Закон СССР от 03.04.1990 г. "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс].
9. Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном
референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская
газета.25.12.1993 г. // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс].
10. Конституция (Основной Закон) Союза Советских
Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс].
11. Конституция (Основной Закон) Союза Советских
Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Справочно-правовая система
"Консультант Плюс " / Компания "Консультант Плюс". [Электронный
ресурс].
12. Конституция (Основной закон) РСФСР от 12 апреля 1978 г. (с
изменениями и дополнениями) // Сайт Конституции Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-
rsfsr/1978/red 1978/183126/.
13. Постановление Президиума ВС РСФСР от 25.01.1991 «О проведении 17 марта 1991 года на территории РСФСР референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик» // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс].
14. Постановление ВС СССР от 16.01.1991 №1910-1 «Об
организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик» // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс].
15. Постановление ВС РСФСР от 07.02.1991 «О мерах по обеспечению проведения референдума СССР и референдума РСФСР 17 марта 1991 года» // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]... 71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ