ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ 5
1.1 Виды подготовки в спортивном ориентировании 5
1.2 Память и внимание в спортивном ориентировании 21
1.3 Анализ соревновательной деятельности спортсменом-ориентировщиком ....24
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОГРАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Методы исследования 30
2.2 Организация исследования 32
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДСТАРТОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-
ОРИЕНТИРОВЩИКОВ ВЫСОКОГО КЛАССА 35
3.1 Аналитический обзор соревновательной практики 35
3.2 Формирование усовершенствованного содержания подготовки спортсменов-
ориентировщиков высокого класса 37
3.3 Определение эффективности влияния усовершенствованной предстартовой
подготовки на соревновательный результат 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ЛИТЕРАТУРА 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Спортивное ориентирование является одним из специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач. Основными задачами и соревновательными требованиями для спортсменов- ориентировщиков являются преодоление соревновательной дистанции, прохождение заданного числа контрольных пунктов (КП), нанесенных на карту и расположенных на местности за максимально короткое время [18].
Двигательные действия спортсмена-ориентировщика на соревновательной дистанции весьма разнообразны. Во время движения по дистанции спортсмен должен следить за местностью, выделяя ориентиры (рельеф, растительность, гидрографию и др.), помогающие точно определять путь движения, ориентировать и читать карту, контролировать расстояние, набор высоты и направление движения [14].
Актуальность: в условиях соревнований спортсменам приходиться быстро
передвигаться по дистанции с высокой скоростью и совершать огромное количество двигательных действий в сочетании с постоянной мыслительной активностью. Это обусловлено не только правилами соревнований, но и оптимизацией технических и тактических действий ведения соревновательной борьбы, а в конечном итоге сокращения времени прохождения соревновательной дистанции, что необходимо [15].
Для выведения спортсмена на оптимальный уровень соревновательной готовности необходима эффективная предстартовая подготовка, которая имеет особое значение для соревновательного результата. Сегодня же предстартовая подготовка не пользуется особой популярностью у высококвалифицированных спортсменов и используется ими только лишь, как элемент двигательной подготовки, что не рационально и негативно сказывается на соревновательных результатах.
В связи с этим современная предстартовая подготовка требует актуализации и своего совершенствования в части дополнения ее элементами по активизации мыслительной деятельности, которая необходима и является неотъемлемой частью соревновательной работы спортсмена-ориентировщика.
Объект исследования: соревновательная деятельность спортсменов-
ориентировщиков высокого класса.
Предмет исследования: предстартовая подготовка спортсменов-ориентировщиков высокого класса.
Цель исследования: совершенствование содержания предстартовой подготовки спортсменов-ориентировщиков высокого класса и определение ее влияния на соревновательный результат.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования, выявить особенности соревновательной деятельности в спортивном ориентировании;
2. Усовершенствовать содержание предстартовой подготовки спортсменов- ориентировщиков высокого класса;
3. Определить эффективность влияния усовершенствованной предстартовой подготовки на соревновательный результат.
Гипотеза: предполагалось, что актуализация предстартовой подготовки
спортсменов-ориентировщиков высокого класса и совершенствование ее содержания позволит эффективно влиять на соревновательный результат.
1. В результате анализа специальной литературы и практического опыта было выявлено, что особенностями соревновательной деятельности спортсменов- ориентировщиков высокого класса являются: постоянное сочетание и согласованность высоких физических и умственных нагрузок, постоянное изменение соревновательной местности и дистанции, применение бесконтактной отметки на контрольных пунктах.
2. С целью комплексной готовности спортсмена-ориентировщика к соревнованиям было разработано усовершенствованное содержание предстартовой подготовки для спортсменов-ориентировщиков высокого класса. В предстартовую подготовку были включены новые элементы (работа с картой и компасом) подготовки к соревнованию, которые активизировали мыслительную деятельность, наглядно-образную и оперативную память, а также синхронизировали их с двигательной деятельностью во время соревнования. А именно, были включены следующие обязательные действия со спортивной картой и компасом в предстартовую подготовку спортсменов-ориентировщиков экспериментальной группы:
1) Взятие азимута и удержание азимута на бегу (с помощью спортивного компаса) в движении;
2) Измерение отрезков на спортивной карте глазомерно и при помощи линейки на спортивном компасе;
3) Выбор пути передвижения по спортивной карте в движении;
4) Мысленное прохождение соревновательной дистанции.
3. В результате педагогического эксперимента была определена эффективность
усовершенствованного содержания предстартовой подготовки спортсменов-
ориентировщиков высокого класса. Определено, что усовершенствованная предстартовая подготовка положительно влияет на прохождение соревновательной дистанции, а именно на уменьшения времени, что напрямую связано с соревновательным результатом.