Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗДЕЛИЯ ТОНКОЙ КЕРАМИКИ ИЗ КУЛЬТУРНОГО СЛОЯ Г. ТОМСКА (XVIII-НАЧ. XX ВВ.)

Работа №187650

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы84
Год сдачи2024
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 История изучения изделий тонкой керамики, обнаруженных в ходе
археологических работ 9
1.1 Обзор литературы и каталожных изданий 9
1.2 Проблемы и перспективы изучения изделий тонкой керамики 16
2 Места производства изделий тонкой керамики и места обнаружения на
территории г. Томска в ходе проведения археологических работ 23
2.1 Археологические памятники г. Томска с изделиями тонкой керамики.23
2.2 Обзор основных мест производства и предприятий, изготавливавших
тонкую керамику 30
3 Каталог изделий тонкой керамики из культурного слоя г. Томска 38
3.1 Изделия, произведенные на территории Российской империи 38
3.2 Изделия зарубежного производства 56
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 63
Приложение А 69
Приложение Б

Керамические изделия - неотъемлемая часть прошлого и настоящего человека, поскольку они используются не только в быту, но и в искусстве, постройках, протезировании и т.д. С течением времени технология изготовления керамических изделий подвергалась изменениям, как в художественном плане, так и в технологическом. В эпоху Нового времени начинается масштабное изготовление фарфоровых и фаянсовых изделий, так называемых изделий тонкой керамики, которые требует больше затрат на производстве, чем отличная от них, например, сероглиняная керамика.
В археологических исследованиях керамика была и остается важной и неотъемлемой частью для работы исследователей, - это многоплановый информативный источник, благодаря керамическим изделиям удается датировать памятники, реконструировать социально-экономические и бытовые отношения, а также возможно установить покупательную способность населения. В настоящее время учащаются и расширяются археологические исследования городов Сибири, в этих исследованиях все чаще встречаются изделия тонкой керамики - фарфор и фаянс. Фарфор и фаянс имеют большое значение для исследователей, поскольку позволяют определить особенности историко-культурного развития и распространения тонкой керамики на территории Российской империи. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что изделия из тонкой керамики не рассматриваются как отдельные, самостоятельные источники, а идут в совокупности с другими типами керамики, но в этом исследовании они будут рассмотрены как отдельные, уникальные археологические источники.
Найденные в ходе полевых археологических работ прошлого века фрагменты изделий из фарфора и фаянса становились объектом интереса, но специальных исследований и/или направлений не сложилось - фрагментированные находки рубежа XIX - XX вв., при наличии массива других изделий, чаще откладывались в музейных коллекциях - например, материалов раскопок некрополей, усадеб, объектов, связанных с культовыми учреждениями. И только с ростом объемов археологических работ на территории городов, уже в настоящее время, пришло понимание ценности и потенциала исследования таких находок.
Степень изученности данной темой небольшая, так как изделия тонкой керамики начали выступать как археологический источник совершенно недавно. Исследование старинного фарфора и фаянса начинается только в XXI в., но до сих пор не было написано монографий по данной теме, однако можно выделить несколько работ, в которых рассматривается археологический аспект изделий тонкой керамики.
В 2006 г. выходит статья Татаурова С.Ф. и Татаурова Ф.С., в которой была попытка выявить основные этапы распространения в г. Таре изделий тонкой керамики. В работе проведен анализ источников, а также были атрибутированы изделия из фарфора и фаянса, производство которых находилось в Китае.
Статья Перевозчиковой С.А. «Фаянсовая посуда из кварталов по улице Красной поселения «Ижевский завод»» также посвящена изучению старинного фарфора и фаянса, который был найден в культурном слое г. Ижевск, работа отличается тем, что был проведен анализ большого количества материала, среди которого присутствуют изделия кустарных производств.
Стоит отметить работу Саукова Г.Н. и Мергеневой К.Н. «Фаянсовая посуда уральских производителей XIX - начала XX века из раскопа городской усадьбы (Курган, ул. Куйбышева, 21): информационные возможности вещественного источника» , в которой были выявлены неатрибутированые изделия, авторами работ был проведен анализ источников, и впоследствии были определены даты производства, места производства и главы производств.
Объект исследования - материалы исследований археологических памятников, содержащих слои и артефакты эпохи Нового времени на территории г. Томска.
Предмет исследования - изделия тонкой керамики, обнаруженные в ходе археологических работ на территории г. Томска.
Цель - произвести культурно-хронологическую атрибуцию изделий тонкой керамики, обнаруженных в ходе археологических работ на территории г. Томска и сформировать каталог таких изделий.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику изделиям тонкой керамики, обнаруженным в ходе археологических работ на территории г. Томска и определить места их производства;
2. Обозначить проблемы и перспективы, связанные с изучением изделий тонкой керамики;
3. Выявить наиболее массовые и редкие изделия и произвести их описание;
4. Определить потребительские тенденции на основе изучения тонкой керамики в г. Томске, обнаруженных в ходе археологических работ.
Территориальные рамки работы - г. Томск, а именно места производства археологических работ в различных исторических районах города.
Хронологические рамки работы. В данной работе рассматриваются изделия тонкой керамики эпохи нового времени, которые датируются в пределах ХУШ - нач. XX вв. Такие временные рамки исследования были выделены на основе работы фарфорово-фаянсовых заводов на территории Российской империи. Верхняя граница исследования, XVIII в., обусловлена тем, что первый завод, который выпускал изделия из фарфора, начал свою работу в 1744 г. в Санкт-Петербурге - это Императорский фарфоровый завод, а также изделиями китайского производства. После этого начинают свою работу на территории Российской империи и другие заводы, производящие изделия тонкой керамики. Нижняя граница исследования была сформирована из двух факторов. Во-первых, культурный слой - это следы существования человека, которым больше 100 лет, во-вторых, в 1917-1918 гг., после Октябрьской революции, были национализированы практически все предприятия, производящие фарфорово-фаянсовые изделия.
Источники. В работе использовались археологические источники (материалы музейных коллекций) и письменные источники (отчетная документация по археологическим работам, акты государственной историко-культурной экспертизы).
К археологическим источникам относятся материалы коллекций, полученных в результате археологических работ на территории г. Томска, находящиеся в фондах МАЭС ТГУ им. В.М. Флоринского, из этих коллекций были просмотрены и проанализированы фрагменты изделий тонкой керамики (фарфор и фаянс).
Использованы материалы археологических работ с памятников: «Томский острог» (МАЭС 7459), «Культурный слой города Томска по адресу: пер. Батенькова, 6/1» (МАЭС 7953), «Поселение Юрточная гора» (МАЭС 7954), а также с мест проведения археологических работ (ул. Ванцетти, 11; пр. Ленина, 145).
Все отчетные документы, связаны с ходом проведения археологических работ на обозначенных участках содержат в себе информацию о количестве найденного материала.
Методология работы. Методологическая основа работы, в рамках данного исследования, делится на универсальные исторические методы (сравнительно-исторический и метод аналогий) и специально-исторические методы (сравнительно-типологический и визуально-описательный).
В работе используется сравнительно-исторический метод, с помощью которого стало возможно найти похожие изделия в других регионов России. Этот метод использовался, чтобы найти необходимую информацию об изделии, в основном это клейма на изделиях, которые были атрибутированы.
Метод аналогий позволяет обосновать теоретические концепции и исторические закономерности.
Сравнительно-типологический метод применяется в работе для организации материала, с помощью него удалось выделить и исследовать необходимый тип археологического источника для дальнейшей работы. Благодаря этому методу, была выделена тонкая керамика, а также материал был разделен на две группы, исходя из сырья для производства изделия - это фарфоровые изделия и фаянсовые изделия.
Визуально-описательный метод состоит в выделении наглядных внешних черт сосуда - выделяется особенности формы, орнамента и различимых примесей. Этот метод применялся в работе, чтобы выделяя особенности изделия, в дальнейшем найти либо аналогичный, либо схожий орнамент и атрибутировать изделие.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и введения.
Во введении представлены актуальность исследования, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, хронологические и территориальные рамки, источниковедческая база и методологическая основа исследования.
Первая глава содержит в себе историю изучения изделий тонкой керамики, она содержит в себе два параграфа. Первый параграф посвящен литературе и каталожным изданиям по тонкой керамике. Рассматриваются труды, в которых исследуются изделия тонкой керамики, в основном это работы по разным регионам Российской Федерации. Во втором параграфе анализируются и выявляются проблемы и перспективы изучения изделий тонкой керамики.
Вторая глава связанна с местами производства изделий тонкой керамики и местами обнаружения на территории г. Томска в ходе проведения археологических работ, она также содержит в себе два параграфа. В первой части рассмотрены археологические памятники г. Томска с изделиями тонкой керамики, включена история памятников и археологических работ, произведенных на памятниках. Во второй части производится обзор основных мест производства и предприятий, которые изготавливали тонкую керамику. Дается информация о фарфорово-фаянсовых предприятиях, чьи изделия были найдены на территории г. Томска в ходе археологических исследований: место производства, владелец предприятия и время работы предприятия.
Третья глава посвящена археологическим источникам и разделена также на два параграфа. В первом параграфе рассмотрены изделия, которые были произведены на территории Российской империи, во втором параграфе - изделия зарубежного производства. В каталог изделий входит информация о месте производства изделия, встречаемость предмета, форма изделия, а также время производства изделия.
В заключении представлены итоги исследования и общие выводы исследования.
Приложения включают в себя фотографии отдельных фрагментов изделий тонкой керамики, упомянутых в каталоге, а также приведена сводная таблица клейм

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Отметим, что исследования изделий тонкой керамики эпохи Нового времени, полученных в результате археологических работ, только начинаются. Это сравнительно молодое направление в археологии, если сравнивать его с историей изучения других видов археологических источников. Вместе с тем, научная ценность этих предметов с каждым годом все растет, поскольку археологические раскопки на территориях городских и сельских поселений становятся масштабнее, также формируется методика работы с такими изделиями.
Проблема малой разработанности темы связана с пересмотром отношения к потенциалу таких исследований. В XX в. такие материалы, зачастую, не рассматривались как археологический источник. Во многом, только формальное хронологическое обоснование культурных слоев, как превышающего сто лет, побудило исследователей обратить внимание на материалы Нового времени. Работы XXI в. показывают, что тонкая керамика может и должна выступать как уникальный, самостоятельный источник.
В данной работе была представлена попытка структурирования информации на основе имеющихся данных: материалов коллекций, сведений о клеймах и предприятиях.
Территориальные рамки исследования, основанием которых служили археологические раскопки в г. Томске ограничены историческими районами г. Томска. Это обосновывается тем, что именно на этих памятниках и местах производства археологических работ был выявлен культурный слой, датирующийся в пределах XVIII в. - нач.ХХ в.
Следует подчеркнуть важную особенность работы с изделиями тонкой керамики, полученными в ходе археологических работ - они почти всегда сильно фрагментированы. Атрибутировать такие изделия сложно - причем, это обусловлено не только тем, что трудно идентифицировать морфологические свойства находки. Сложности возникают и на этапе датировки посуды - ввиду фрагментарного состояния, полное или частичное отсутствие клейма на изделии затрудняют дальнейшую работу, из-за чего атрибуция занимает много времени либо вовсе невозможна.
Решение такой проблемы видится в создании своеобразных банков данных изделий тонкой керамики, причем, безусловно, они будут нести локальный характер. Такие информационные базы будут более эффективными, если удастся также обнаружить «эталонные» относительно целые изделия и сравнивать фрагменты с ними.
Несмотря на тот факт, что большинство изделий тонкой керамики, происходящих из археологических работ, часто обнаруживается в мусорных, «балластных» слоях или в перемещенном состоянии, благодаря изделиям, которые все же обнаруживаются insitu в непотревоженных хозяйственной деятельностью культурных слоях, можно устанавливать узкие хронологические горизонты - и в этом контексте очень важно изучение клейм. Клеймо является отличительным знаком фабрик и заводов - особенно отчетливо это видно на изделиях Кузнецовых, где добавлялись инициалы хозяина предприятий, что позволяет датировать их в определенном хронологическом диапазоне (см. Приложение Б, №3 и №4).
Важной частью исследования стал анализ истории изучения археологических памятников на территории г. Томска - это дало понять масштабы городских исследований, кем и как они исследовались, полученные результаты археологических работ, и какие выводы исследователи сделали на основе полученных материалов. Отметим, что датировка памятников обосновывалась исходя из полученных материалов, значительная часть которых является изделиями тонкой керамики. В дальнейшем это может способствовать более продуктивной исследовательской работе с археологическими объектами на территории г. Томска.
География происхождения фарфоровых и фаянсовых изделий охватывает территорию Российской империи. Также были выявлены изделия английского и китайского производства (атрибуция последних затруднительна и их изучение может быть отдельным направлением в изучении археологической тонкой керамики).Еще один важный и перспективный аспект изучения археологического фарфора и фаянса - выявление изделий, которые являлись продукцией местного локального производства (например, изделия производства Чекановых).
Потребительские потребности жителей г. Томска состояли в покупке предметов быта, которая выражалась в кухонной или чайной посуде. Все изделия тонкой керамики были представлены фрагментами, которые являлись частью следующих предметов: чашка, тарелка, блюдце, чайное блюдце, пиала, суповая тарелка, молочник, чайник. Покупательная способность же варьируется, поскольку на одном памятнике находились изделия разного происхождения, - это могли быть изделия кустарного производства, которые служили дешевым аналогом дорогой посуде, а также и изделия, которые имели большую редкость и, как следствие, более высокую ценность.
Был проведен визуальный анализ изделий, по которому можно охарактеризовать отличительные особенности отдельных производств. Практическим результатом данной работы стал каталог изделий тонкой керамики из культурного слоя г. Томска, который представляет собой систематизацию полученной информации в ходе проведения исследования. В него включено 84 фрагмента изделий тонкой керамики, которые являются фрагментами 58 изделий. Материалы содержатся в фонде МАЭС им. В.М. Флоринского ТГУ. Каталог может быть использован в качестве определителя для аналогичных материалов.
Изучение и выявление культурного слоя г. Томска не прекращается, и количество и объем работ все возрастает. Большое количество фарфоровых и фаянсовых предметов находится в музеях г. Томска и ждет своего исследователя. Накопленный материал, несомненно, заслуживает внимания - благодаря полевым исследованиям, расширяются знания о г. Томске. Исследование изделий тонкой керамики может существенно расширить наши представления о материальной культуре и уровне финансового достатка горожан.



1. Акт № 9/17 государственной историко-культурной экспертизы
документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия, раздела «Мероприятия по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного
(археологического) наследия «Поселение Юрточная Гора» в рамках реализации проекта «Капитальный ремонт проспекта Ленина от улицы Нахимова до площади Ленина в городе Томске. 2 этап (участок №1 пр. Ленина от пер. Плеханова до пересечения с ул.Беленца)». - Томск, 2017. - 37 с.
2. Акт № 30-11/18ТО государственной историко-культурной
экспертизы документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр «Томский острог» и объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Воскресенская гора и Белоозерье», при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100059:274 под проектирование и строительство объекта «Реконструкция жилого здания по адресу: г. Томск, ул. Бакунина, 12» в г. Томске Томской области. - Томск, 2018. - 33 с.
3. Водясов Е.В. Отчет об историко-культурном научном археологическом обследовании земельного участка по объекту: «Строительство пристройки со встроенной автостоянкой к существующему зданию Ленинского районного суда г. Томска». - Томск, 2016. - 125 с.
4. Коробейников И.Н. Отчет о научно-исследовательской работе. Археологическая разведка на территории г. Томска в 2016 г. - Томск, 2017. - 115 с.
5. Коробейников И.Н. Отчет о научно-исследовательской работе. Археологическая разведка на территории г. Томска под строительство объекта «Многофункциональное деловое и обслуживающее здание (торгово-развлекательный центр)» в 2016 году. - Томск, 2017. - 249 с.
6. Фонд МАЭС ТГУ, колл. №№ 7459, 7953, 7954.
Литература
7. Артемьева А.М. Фабрики Барминых в деревне Фрязине Карповской области Богородского уезда // Высшая школа: научные исследования. - Уфа, 2022. - С. 212-217.
8. Батаршев С.В. и др. Историческая археология Севера: город Гижигинск // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2022. - №. 1 (38). - С. 23-34.
9. Бахшиев И.И., Григорьев Н.Н. Тонкая керамика из культурного слоя Уфы // Теория и практика археологических исследований. - 2018. - №. 4 (24). - С. 147-161.
10. Боброва А. И. Коллекции Томского города в фондах ТОКМ // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - 2014. - №. 20. - С. 60-64.
11. Галкина Е.А., Мусина Р.Р. Кузнецовы. Династия и семейное дело. - Москва: Галерея "Времена года", 2005. - 402 с.
12. Гурвиц П.А. Фарфор и фаянс. Указатель русской литературе о фарфоре. Пособие для коллекционеров и любителей. - Харьков: Горняк, 1922. - 24 с.
13. Дулькина Т.И. Гжель. Тонкий фаянс. - Москва: Ирины
Касаткиной, 2000. - 304 с.
14. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Керамика Гжели XVIII-XX
веков. - Москва: Художник РСФСР, 1988. - 184 с.
15. Дулькина Т.И. Марки российского фарфора и фаянса. 1750 - 1960. - Москва: Издательство Ирины Касаткиной, 2003. - 432 с.
16. Загваздина Я.Г. Фарфор и фаянс из раскопок усадьбы Неудачина в Тобольске // Теория и практика археологических исследований. - 2022. - Т.
34. - №. 2. - С. 84-104.
17. Зусман // ANTIQUE LAND URL:
https://antiqueland.ru/brands/show/124/?page=1(дата обращения: 07.06.2024).
18. Императорский фарфоровый завод: взгляд через столетия. 1744-1761. // URL: https://spbarchives.ru/porcelain_factory_1(дата обращения:
07.06.2024).
19. История Дулевского фарфорового завода // Дулевский фарфор URL: https://www.dfz.ru/about/(дата обращения: 07.06.2024).
20. История названий томских улиц. Издание третье, дополненное. Отв. ред. Г.Н. Старикова. - Томск: Д-Принт, 2012. 368 с.
21. Констант З.А. Рижский фарфор. История рижского фарфорового завода. - г. Рига, Зинатне. - 1975 г. 133 с.
22. Кочетова С.М. Фарфор и бумага в искусстве Китая : Краткий исторический очерк. - Москва. Ленинград: Академия наук СССР, 1956. - 91 с. ил.
23. Клейма на фарфоровой и фаянсовой посуде XIX - начала XX вв. из собрания музея-заповедника «Кузнецкая крепость» // Музей-заповедник. Кузнецкая крепость URL: https://kuzn-krepost.ru/collections/virtualnye-vystavki- menu/klejma-na-farforovoj-i-fayansovoj-posude-xix-nachala-xx-vv-iz-sobraniya- muzeya-zapovednika-kuznetskaya-krepost.html(дата обращения: 07.06.2024).
24. Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. - Москва: В. Шевчук, 2001. - 216 с.
25. Матвеев А.В., Аношко О.М., Сирюшова Н.Ф. Старинный фарфор и фаянс из культурного слоя Тобольска // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2011. - №. 2. - С. 116-124.
26. Мергенева К.Н. Информационный потенциал археологического фарфора и фаянса при изучении истории г. Кургана // Зыряновские чтения. - 2021. - С. 82-83.
Т1. Менделеев Д.И. Фабрично-заводская промышленность и
торговля России. - СПб: Тип. В.С. Балашева и Ко, 1893. - 752 с.
28. Мокрецова А.П., Букачева А.О. Клейма на фарфоровой и фаянсовой посуде из раскопок г. Челябинска по ул. Свободы, 26 // LIII Урало-Поволжская археологическая конференция студентов и молодых ученых. - 2021. - С. 265-269.
29. Мусина Р.Р. Марки российского фарфора (1744-1911). - Москва: Знание, 1995. - 80 с.
30. Ожередов Ю. И. Археологическая карта Томской области. Т. 2 / ТГУ им. В. В. Куйбышева; Под ред. Л. А. Чиндиной. - Томск : Изд-во ТГУ, 1993. 208 с.
31. Орлов П.А., Будагов С.Г. Указатель фабрик и заводов Европейской России: материалы для фабрично-заводской статистики. 3-е изд, испр и значит. Доп. Санкт-Петербург, 1894. 827 с.
32. Перевозчикова С.А. Фаянсовая посуда из кварталов по улице Красной поселения «Ижевский завод» //Известия Коми научного центра УРО РАН. - 2023. - №. 5 (63). - С. 56-66.
33. Петров Н.М. Опыт восстановления плана Томского города и острога начала XVII века // Труды ТОКМ. - Томск, 1956. - Т. 5. - С. 59-18.
34. План города Томска, составленный инженером 3-го класса Батеньковым, 1818.
35. Русский художественный фарфор: сборник статей о
Государственном фарфоровом заводе / под ред. Э. Ф. Голлербаха, М. В. Фармаковского. - Ленинград : Гос. изд-во, 1924. - 162 с. 32 л. ил.
36. Салтыков А.Б. Русская керамика. Пособие по определению памятников материальной культуры XVII — начала XX в. - Ленинград: Госкультпросветиздат, 1952. - 272 с.
31. Сауков Г.Н. К методике описания и публикации индивидуальных находок археологического фарфора и фаянса. - 2022. С. 327.
38. Сауков Г.Н., Мергенева К.Н. Фаянсовая посуда уральских
производителей XIX-начала XX века из раскопа городской усадьбы (Курган, ул. Куйбышева, 21): информационные возможности вещественного
источника //Роль вещественных источников в информационном обеспечении исторической науки. - 2020. - С. 273-290.
39. Свобода, К. Керамика: Производство фарфоровых, фаянсовых и глиняных изделий / Проф. К. Свобода; Пер. с нем. В.Л. Анцова. - Санкт- Петербург : журн. "Техника ремесла и с.-х. архитектура", 1904. - [2], VI, 70 с. : ил; 22.
40. Селиванов А.В. Фабричные марки на фарфоро-фаянсовых изделиях России, быв. Царстве Польском и Финляндии. - Рязань: Губернская типография, 1911. - 13 с. 38 л. ил.
41. Селиванов А.В. Фарфор и фаянс Российской империи. Описание фабрик и заводов с изображениями фабричных клейм. - Владимир: Типо-Литография Губернского Правления, 1903. - 175 с. 24 л. ил.
42. Татауров С. Ф. Фарфор и фаянс в культурном слое города Тары / С. Ф. Татауров, Ф. С. Татауров // Былые годы. Российский исторический журнал. - 2019. - Т. 54. - №. 4. - С. 1418-1428.
43. Тимирязьев Д.А., Статистический атлас главнейших отраслей фабрично-заводской промышленности европейской России с поименным списком фабрик и заводов, выпуск III, СПб, 1873. 130 с.
44. Тихонов С.С. Рыцарь сибирской археологии // Рыцарь сибирской археологии. — Омск, 2007. — С. 4-12.
45. Троцкий И. Фарфор и фаянс. Справочник для коллекционеров. Указатель марок. - Ленинград: Жизнь искусства, 1924. - 322 с.
46. Черная М.П.. Воеводская усадьба в Томске. 1660-1760 гг.: историко-археологическая реконструкция. - Томск: Изд. дом Д-Принт, 2015. 276 с.
47. Черная М.П. Томский Кремль середины XVII-XVIII в. Проблемы реконструкции и исторической интерпретации / М. П. Черная; Томский гос. ун-т; [науч. ред. В. И. Молодин]. - Томск: Издательство Томского университета, 2002. С. 87.
48. Burton W., Hobson R. L. Handbook of marks on pottery & porcelain.
- Macmillan, 1912. 235 p.
49. Chad L. Pictorial Guide to Pottery & Porcelain Marks. - Paducah, Ky. : Collector Books 2004. - 413 p.
50. Wooliscroft Rhead G., Frederick Alfred Rhead. Staffordsire Pots & Potters. - Hutchinson and Co, 1906. - 546 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ