РЕФЕРАТ 3
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования сметы автономных учреждений 5
1.1 Смета автономных учреждений, цель и план финансово-хозяйственной деятельности 5
1.2 Нормативно-правовая база деятельности учреждений здравоохранения 10
1.3 Особенности системы ОМС в поликлинической деятельности 13
2 Анализ основных экономических показателей ОГАУЗ «Поликлиника № 10» 20
2.1 Краткая характеристика ОГАУЗ «Поликлиника № 10» 20
2.2 Финансовые показатели деятельности ОГАУЗ «Поликлиника № 10» 25
2.3 Анализ посещаемости ОГАУЗ «Поликлиника № 10» 34
2.4 Анализ трудовых ресурсов и заработной платы ОГАУЗ «Поликлиника № 10» 36
3 Анализ исполнения доходной и расходной части бюджета ОГАУЗ «Поликлиника № 10» 43
3.1 Анализ исполнения доходной части бюджета ОГАУЗ «Поликлиника № 10» 43
3.2 Анализ исполнения расходной части бюджета ОГАУЗ «Поликлиника № 10» 49
3.3 Оценка исполнения доходной и расходной частей бюджета ОГАУЗ «Поликлиника № 10» 59
3.4 Рекомендации по совершенствованию финансового планирования доходной и расходной частей бюджета ОГАУЗ Поликлиника № 10» 62
Заключение 66
Литература 70
Приложение А Положение по учетной политике для целей бухгалтерского 74 (бюджетного) и налогового учета ОГАУЗ «Поликлиника №10»
Приложение Б Баланс ОГАУЗ «Поликлиника № 10» 76
Приложение В Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (Средства по обязательному медицинскому страхованию) 82
Приложение Г Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (Собственные доходы учреждения) 85
Приложение Д Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-
хозяйственной деятельности (Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания) 88
Система здравоохранения является одной из наиболее приоритетных областей государственной экономической политики. Сегодня в РФ действует бюджетно-страховая модель финансирования учреждений здравоохранения.
Поликлиническая помощь населению является самым массовым видом лечебно-профилактической помощи населению России. Здоровье населения и экономика тесно взаимосвязаны друг с другом. Экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояние существенно отражаются на состоянии здоровья населения. Здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. В тоже время здоровье населения напрямую зависит от доступности и качества оказываемых медицинских услуг в многочисленных поликлиниках по всей стране.
Проблема. Современное состояние лечебно-профилактических учреждений в России характеризуется недостаточным: ресурсным и финансовым обеспечением, эффективностью деятельности, качеством медицинской помощи при наличии достаточной обеспеченности населения врачебными кадрами.
Актуальность темы исследования обоснована тем, что реформа системы здравоохранения ориентирована на улучшение качественных показателей оказания медицинской помощи и повышение эффективности использования ресурсов. Успешное достижение этих целей предполагает применение научно обоснованного финансового планирования.
Цель выпускной квалификационной работы бакалавра - на основе анализа сметы бюджетного учреждения разработать рекомендации по совершенствованию финансового планирования ее доходов и расходов.
Обозначенные проблема, актуальность и цель работы определили решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования сметы автономных учреждений;
- рассмотреть нормативно-правовую базу деятельности учреждений здравоохранения;
- выявить особенности системы ОМС в поликлинической деятельности;
- проанализировать основные экономические показатели
ОГАУЗ «Поликлиника № 10»;
- проанализировать исполнение доходной и расходной части бюджета ОГАУЗ «Поликлиника № 10»;
- проанализировать и оценить исполнение доходной и расходной части бюджета ОГАУЗ «Поликлиника № 10»;
- дать рекомендации по совершенствованию финансового планирования доходов и расходов сметы бюджетного учреждения ОГАУЗ «Поликлиника № 10».
Объект исследования - деятельность государственного автономного учреждения - ОГАУЗ «Поликлиника № 10».
Предмет исследования - исполнение доходной и расходной части бюджетной сметы.
Теоретическую и методическую основу исследования составляют фундаментальные, теоретические работы в области исполнения доходной и расходной части бюджетной сметы, бюджетного финансирования деятельности автономных учреждений здравоохранения российских авторов, таких как: Т. Б. Александрова, Ю. А. Арутюнов, А. И. Вялков, Н.Ф. Герасименко, И. В. Ишина, З. В. Кирьянова, В. В. Ковалев, Е. Л. Кузина, Н. Н. Литягин, Е. А. Мизиковский, И. Н. Мысляева, В. Д. Роик, Н. Ф. Самсонов, В. Ю. Семенов, В. И.Стародубов, Т. В. Шубина и др. позволившие более глубоко подойти к вопросам понятия бюджетной сметы, анализу и оценке исполнения доходной и расходной части бюджетной сметы, эффективности бюджетных расходов в деятельности автономного учреждения.
При написании бакалаврской работы использовались статьи периодической печати и сети интернет, официальные информационные сайты.
Информационной базой явилась управленческая документация и финансовая отчетность ОГАУЗ «Поликлиника № 10».
В выпускной квалификационной работе проведен анализ и дана оценка исполнения доходной и расходной части бюджета автономного учреждения - ОГАУЗ «Поликлиника №10».
Предложенные направления по решению проблем финансового планирования ОГАУЗ «Поликлиника № 10» позволят учреждению эффективно управлять расходами,
привлекать дополнительные доходы от собственной деятельности, в полном объеме исполнять принятые обязательства за счет средств бюджета и ОМС, что в свою очередь отразиться на качестве оказываемых медицинских услуг населению.
Структура квалификационной работы бакалавра состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературы из 50 источников, 5 приложений.
Данная выпускная работа бакалавра является крайне актуальной на сегодняшний день, т.к. в условиях рыночной экономики государственные автономные учреждения самостоятельно организовывают процесс работы, основной целью ставя максимальную результативность исполнения доходной и расходной части бюджетной сметы.
Смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств учреждения.
Планирование ФХД автономных учреждений - один из инструментов, применяемый для достижения целей, ради которых они созданы. Для каждого автономного учреждения действует свой ведомственный порядок составления и утверждения плана ФХД.
Федеральные законы служат базой для нормативно-правовых документов для регулирования деятельности учреждений здравоохранения. Практическая деятельность поликлиник полностью основывается на принятом законодательстве РФ в сфере здравоохранения.
Использование разных способов формирования, распределения и перечисления средств ОМС требуется в виду того, что в структуре управления каждого региона есть свои особенности. При выборе способа перечисления и распределения учитываются такие моменты, как финансовое положение конкретного субъекта федерации, политическое положение, национальные особенности, экономические и др.
Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Поликлиника № 10» введена в эксплуатацию в 1985 г.
Учредителем поликлиники является департамент здравоохранения Томской области.
Учреждение осуществляет медицинскую деятельность на основание выданной бессрочной лицензии Администрацией Томской области комитетом по лицензированию.
Финансово-хозяйственная деятельность учреждения осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов.
Учет в Поликлинике № 10 осуществляется на основании инструкции по
бухгалтерскому учету для бюджетных учреждений. Данный документ содержит план счетов. Плана счетов бухгалтерского учета состоит из двадцати шести разрядов.
Основные доходы Поликлиники № 10 формируются за счет финансирования из областного бюджета. Финансирование осуществляется по тарифам на медицинские услуги.
Учреждение оказывает платные медицинские услуги гражданам.
Услуги ОГАУЗ «Поликлиники № 10» представлены широкой продуктовой линейкой финансируемых по государственному заказу на оказание бесплатной медицинской помощи и на основе платных услуг не входящих в перечень государственного заказа.
Результаты финансовых показателей ОГАУЗ «Поликлиника № 10» показали:
учреждение финансируется за счет субсидий на выполнение государственного задания, субсидирования на иные цели из областного бюджета Томской области, средств в рамках Программ ОМС и собственных доходов. Учреждение придерживается сметы доходов и расходов, в 2014 г. финансовый результат деятельности составил 26215,5 тыс. руб., в 2015 г. - 14113 тыс. руб., в 2016 г. - минус 4360,8 тыс. руб.
Изменения в расходах (соответственно и в доходах) происходит плавно, без резких скачков, и связано с изменениями общих экономических факторов (общее повышение цен на товары и услуги, повышение экономической стабильности, а соответственно увеличение бюджетных ассигнований и др.).
Превышение фактически выделенных средств ОМС над плановыми в 2014 г. вызван выделением дополнительных средств территориальным ОМС, подтвержденных документально, для оказания медицинской помощи прикрепленному к поликлинике населению. В 2015-2016 гг. средств территориального ОМС для распределения между лечебными учреждениями Томской области было не достаточно, поэтому ОГАУЗ «Поликлиника № 10» была профинансировано в неполном объеме.
Недовыполнение плана по собственным доходам за рассматриваемые периоды вызвано тем, что прикрепленное к поликлинике население больше воспользовалось бесплатными услугами в рамках субсидирования и ОМС, чем платными услугами.
В части расходов в поликлинике ведется строжайшая экономия средств, поэтому фактические расходы были ниже плановых.
В среднем число посещений на одного прикрепленного к поликлинике в год к врачам, стоматологам и зубным техникам составляет примерно 4 раза.
Удельный вес посещений в год к врачам примерно 86%, стоматологам и зубным техникам - 4,5%, ортопедам - 0,5%.
В 2016 г. к 2014 г. рост средней численности персонала приходился на врачей (2,63%) и среднего медицинского персонала (2,34%), средняя численность младшего медицинского персонала сократилась на 20%.
Снижение средней заработной платы по врачам в среднем составило 0,2%, младшему медицинскому персоналу на 0,7%, средняя заработная плата среднего медицинского персонала выросла примерно на 1%.
Среднемесячный фонд оплаты труда вырос на 1,1%.
Исполнение доходной части бюджета Поликлиникой № 10 в части выделяемых субсидий по государственному заказу и на иные цели в 2014-2016 гг. выполнялись на 100%. В части выделяемых средств ОМС за трехлетний период учреждением исполнено 98,9%. В части собственных доходов за трехлетний период учреждением исполнено только 86,4%.
Исполнение расходной части бюджета Поликлиникой № 10 в части выделяемых субсидий по государственному заказу выполнено в 2014 г. - 99,9%, в 2015 г. - 98,7%, 2016 г. - 98,2%. Расходы учреждения по субсидиям на иные цели в 2014 г. составили 100%, в 2015 г. расходов не было, в 2016 г. с учетом субсидий 2015 г. составили 87,4%. В части выделяемых средств в рамках ОМС в 2014 г. составили 84,7%, в 2015 г. - 86,4%, в 2016 г. -91,3%. В части собственной деятельности расходы составляли к плановым значениям в 2014 г. составили 71,4%, в 2015 г. - 94,7%, в 2016 г. -75,2%.
В 2014-2016 гг. выделяемых средств на выполнение государственного задания и субсидирования на иные цели хватало. Выделяемых средств в рамках ОМС не хватало на покрытие расходной части бюджета по поликлиническим услугам и работам предоставляемых населению по программам ОМС. По собственной деятельности в связи с недовыполнением плана по доходной части бюджета, наблюдался дефицит средств направляемых на расходную часть бюджетов.
Исполнение расходной части к доходной части бюджетной сметы по структуре источников финансирования в 2014 г. - общих доходных средств не хватало на покрытие расходов, в 2015-2016 г. - общих доходных средств хватало на покрытие расходов.
Основной вывод выпускной квалификационной работы бакалавра: изменения доходной и расходной части бюджетной сметы поликлиники происходят плавно, без резкого увеличения, это связано с изменениями общих экономических факторов (общее повышение цен на товары и услуги, повышение экономической стабильности, и соответственно увеличение бюджетных ассигнований и др.).
Рекомендации по совершенствованию финансового планирования доходной и расходной частей бюджета ОГАУЗ «Поликлиника № 10»:
- реорганизация амбулаторной помощи обеспечит сокращение длительности лечения, для этого необходимо предусматривать распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса;
- увеличение использования дневных форм пребывания пациентов в поликлиническом стационаре;
- для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения;
- внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов;
- повышение квалификации медицинского персонала.
Предложенные направления по решению проблем финансового планирования ОГАУЗ «Поликлиника № 10» позволят учреждению эффективно управлять расходами,
привлекать дополнительные доходы от собственной деятельности, в полном объеме исполнять принятые обязательства за счет средств бюджета и ОМС, что в свою очередь отразиться на качестве оказываемых медицинских услуг населению.
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 29.02.2017).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: фед. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 29.02.2017).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: фед. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ
(ред. от 07.02.2017 № 12-ФЗ) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная
правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 29.02.2017).
4. Налоговый кодекс РФ: фед. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016 № 475-ФЗ) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 29.02.2017).
5. О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса: фед. закон от 07.05.2013 № 104-ФЗ (ред. от 31.12.2014 № 523-ФЗ) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 29.02.2017).
6. О защите прав потребителей: фед. закон от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 29.02.2017).
7. О некоммерческих организациях: фед. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 29.02.2017).
8. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: фед. закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 16.04.2017).
9. Об автономных учреждениях: фед. закон от 03.11.2006 №174-ФЗ (ред. от 03.07.2016 № 286-ФЗ) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 29.02.2017).
10. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: фед. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 13.07.2016 № 286-ФЗ) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 29.02.2017).
11. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н, в ред. от 30.11.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2016) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 29.02.2017).
12. Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 16.02.2016) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 29.02.2017).
13. Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета: приказ Минфина России от 16.11.2016 № 209н [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 29.02.2017).
14. О порядке учета бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и остатков неиспользованных субсидий, подлежащих возврату в бюджет [Электронный ресурс]: письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436 // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 29.02.2017).
15. Александрова Т.Б. анализ и оценка деятельности здравоохранения: учеб.- метод. пособ. / Т.Б. Александрова - Томск: 2016. - 164 с.
..50