Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОГНИТИВНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СПОСОБЫ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ КАК ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Работа №187627

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2023
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретико-методологические основания исследования когнитивных
убеждений и способов совладания со стрессом как факторов субъективного благополучия студентов высших учебных заведений 6
1.1 Субъективное благополучие: понятие, подходы к определению и
исследованию, структура субъективного благополучия и факторы, влияющие на него 6
1.2 Когнитивные убеждения в психологических исследованиях 15
1.3 Стресс и копинг-стратегии: определение понятий, основные виды,
методы исследования и современные исследования 22
1.4 Современные исследования субъективного благополучия в психологии
и его связи с когнитивными убеждениями и способами совладания со стрессом 32
2 Методическая база исследования когнитивных убеждений и способов
совладания со стрессом как факторов субъективного благополучия студентов высших учебных заведений 37
2.1 Дизайн и этапы исследования 37
2.2 Методы исследования 38
3 Эмпирическое исследование когнитивных убеждений и способов
совладания со стрессом как факторов субъективного благополучия студентов высших учебных заведений 42
3.1 Результаты анализа субъективного благополучия, доминирующих
когнитивных убеждений и копинг-стратегий студентов 42
3.2 Взаимосвязь когнитивных убеждений и способов совладания со
стрессом у студентов 45
3.3 Анализ когнитивных убеждений и способов совладания со стрессом как
факторов субъективного благополучия студентов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Список использованных источников и литературы 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 75


Феномен субъективного благополучия, также как психологическое благополучие, в современном мире и обществе с каждым днем приобретают все большую значимость и важность. Субъективное благополучие является комплексным понятием и феноменом, который лежит в основе оптимальной адаптации человека как к среде, так и к обществу, а также лежит в основании здоровья человека [18; 25].
В последние десятилетия проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано острой для психологической науки и практики необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия [10; 13; 15].
Благополучие и здоровье личности представляют собой непрерывный процесс восхождения и осуществления личностной самоактуализации; неблагополучие и болезнь влекут за собой неспособность стать полноценным человеком [44]. Изучение субъективного благополучия на наш взгляд позволит существенно продвинуться в решении проблемы выбора личностью адекватных копинг-стратегий, помогающих сохранению физического и психического благополучия, повышающих качество жизни и способствующих более полной самоактуализации личности.
Цель - выявление связи когнитивных убеждений и способов совладания со стрессом с субъективным благополучием студентов высших учебных заведений.
Объект исследования: субъективное благополучие.
Предмет исследования: когнитивные убеждения и способы совладания со стрессом как факторы субъективного благополучия студентов высших учебных заведений.
Задачи:
1. Проанализировать подходы к проблеме субъективного благополучия и факторов влияющих на его развитие.
2. Выявить выраженность субъективного благополучия, доминирующие когнитивные убеждения и способы совладания со стрессом у студентов.
3. Установить наличие связей между показателями субъективного благополучия, когнитивных убеждений и способов совладания со стрессом.
4. Определить влияние когнитивных убеждений и способов совладания со стрессом на субъективное благополучие студентов высших учебных заведений.
Основная гипотеза исследования: Субъективное благополучие студентов в большей степени может определяться отсутствием иррациональных когнитивных убеждений и наличием продуктивных (разрешение проблем, проактивный аттитюд) стратегий совладания со стрессом.
Теоретико-методологическими основаниями работы являются: теория рационально-эмотивной терапии А. Эллиса; представления о субъективном благополучии С. Любомирски; подход Р. Шварцера к проактивному совладанию и проактивных аттитюдов; подход Д. Амирхана к выделению трех групп доминирующих копинг-стратегий.
В исследовании использовалась анкета с рядом социо-демографических вопросов и с применением психодиагностических методик:
• Методика определения иррациональных установок А. Эллиса;
• Шкала субъективного счастья (сокр. ШСС, англ. Subjective Happiness Scale, сокр. SHS);
• Методика Ц. Шварцера «Проактивные аттитюды»;
• «Индикатор стратегий преодоления стресса», Д. Амирхан
Методы математической статистики и анализа данных, использованные в работе:
1. Описательные статистики (среднее арифметическое и стандартное отклонение, минимальные и максимальные значения), использованные с целью описания первичных результатов по выборке.
2. Корреляционный анализ (непараметрический критерий ранговой корреляции Спирмена).
3. Регрессионный анализ.
Выборочная совокупность исследования состоит из 67 человек, большинство из которых женщины (50 человек), средний возраст выборки 20,48 лет.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации и обобщении знаний по тематике субъективного благополучия, его факторов, а также по тематике когнитивных убеждений и копинг-стратегий, используемых студентами в различных стрессовых ситуациях.
Практическая значимость работы заключается в возможности разработки психологической программы развития позитивных когнитивных убеждений и развития результативных и положительных способов совладания со стрессом, которые помогут увеличить уровень субъективного благополучия студентов и тем самым будут способствовать увеличению общего уровня психологического здоровья студентов.
Выпускная квалификационная работа изложена на 76 листах, состоит из введения, трех глав (теоретическая, методологическая и эмпирическая), включающих в себя в сумме 9 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы (85 пунктов) и 4 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования, выполненного в рамках подготовки выпускной квалификационной работы, цель исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены в полном объеме.
1. Проанализированы подходы к проблеме субъективного благополучия и факторов, влияющих на его развитие. Субъективное благополучие скорее является составной частью психологического благополучия, или же пересекается с ним в большинстве параметров. В изучении проблемы субъективного благополучия выделяются две позиции: внутренняя, связанная с самосознанием, особенностями личности, и внешние по отношению к личности условия как возможность повышения уровня благополучия. В числе факторов, влияющих на субъективное благополучие, можно выделить две основные группы. объективные факторы - это различные явления окружающей среды, которые в свою очередь различаются по степени влияния на личность в зависимости от значимости, которую они представляют для нее. Именно когнитивная составляющая представляет интерес в нашем исследовании.
2. Выявлены выраженность субъективного благополучия, доминирующие когнитивные убеждения и способы совладания со стрессом у студентов. У студентов доминируют убеждения «Долженствование в отношении себя» и «Долженствования в отношении других», что указывает на наличие высоких требований к себе и другим. А также «Оценочная установка», которая свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать личность в целом, а не отдельные черты или поступки целом. Среди стратегий преодоления, наименьшую выраженность по данной выборке продемонстрировала стратегия разрешения проблем, а наибольшую - стратегия избегания. Также среди копинг-стратегий самой выраженной оказалась «Стратегия избегания». Уровень субъективного благополучия респондентов сильно разнится внутри выборки, при этом усредненный показатель говорит о среднем уровне субъективного благополучия при наличии людей в выборке м низким и высоким уровнем.
3. Основываясь на результатах анализа, проведённого на выборке российских студентов, исследование выявило несколько интересных и значимых корреляций между различными психологическими конструктами и субъективным уровнем счастья. Во-первых, исследование обнаружило отрицательную корреляцию между шкалой катастрофизации в опроснике Эллиса и шкалой субъективного счастья. Этот результат может показаться нелогичным, поскольку можно было бы ожидать, что люди, которые катастрофизируют события, будут иметь более низкий уровень субъективного счастья. Тем не менее, исследование обнаружило значительный размер отрицательного эффекта, указывающий на то, что чем ниже балл по шкале катастрофизации, тем выше уровень субъективного счастья. Этот феномен предполагает, что люди, которые катастрофизируют или склонны преувеличивать значение и последствия негативных событий, могут не испытывать долгосрочных негативных последствий для воспринимаемого ими субъективного уровня счастья. Это интересный результат, который ставит под сомнение распространенное мнение о том, что субъективная катастрофизация неизбежно приводит к негативным последствиям.
Одно из возможных объяснений этого феномена состоит в том, что люди, склонные к катастрофизации, могут также преувеличивать значение и последствия позитивных событий. Это означает, что, когда в жизни этих людей происходят положительные события, эти люди могут испытывать повышенное чувство счастья и субъективного благополучия, что может уравновесить негативные последствия катастрофических событий. Эта интерпретация согласуется с предыдущими исследованиями, предполагающими, что положительные события могут смягчить негативные последствия стресса.
Однако важно отметить, что этот результат требует дальнейшего изучения из-за значительного размера эффекта. Будущие исследования должны быть направлены на то, чтобы воспроизвести этот вывод с использованием различных образцов и методологий, чтобы установить его обобщаемость. Кроме того, важно рассмотреть другие возможные объяснения этого явления, такие как индивидуальные различия в стратегиях выживания или устойчивости. Исследование также показало, что долженствование в отношении себя было отрицательно связано с уровнем субъективного счастья, в то время как выполнение обязательств перед другими не имело никакой связи с уровнем субъективного счастья. Этот результат не удивителен, так как долженствование в отношении себя предполагает повышенные требования к себе в различных социальных ролях, что может негативно сказаться на субъективном счастье. С другой стороны, обязанность по отношению к другим не внесла существенного вклада в формирование этого признака, поэтому этот показатель, вероятно, не требует пристального и первичного изучения в контексте субъективного уровня счастья.
Шкала «оценочное отношение» не продемонстрировала статистически значимой связи с уровнем субъективного счастья, что может быть связано с тем, что это отношение связано с восприятием других людей, а не себя. Напротив, шкала толерантности к фрустрации показала статистически значимую отрицательную связь с уровнем субъективного счастья. Этот результат указывает на то, что люди с более высокой устойчивостью к фрустрации также демонстрируют более высокую степень субъективного счастья. Другими словами, этот результат предполагает, что люди с более высокой устойчивостью к фрустрации также демонстрируют более высокую степень субъективного счастья. Этот вывод интересен тем, что он, по- видимому, противоречит более ранним результатам отрицательной корреляции между катастрофизацией и субъективным счастьем в научной литературе.
Однако возможно, что эти результаты не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга. Одно из возможных объяснений состоит в том, что люди, склонные к катастрофизации, также могут иметь более низкую толерантность к фрустрации, что может способствовать их негативным аффективным переживаниям. И наоборот, люди с высокой толерантностью к фрустрации могут быть лучше подготовлены к тому, чтобы справляться со стрессовыми или сложными ситуациями, что может способствовать их более высокому уровню субъективного счастья. Другое возможное объяснение такого результата состоит в том, что толерантность к фрустрации развивается в результате регулярных эпизодов катастрофизации субъективно негативных событий, происходящих с человеком. Эта интерпретация согласуется с предыдущими исследованиями, предполагающими, что воздействие стресса и невзгод может привести к развитию устойчивости и навыков преодоления трудностей.
В целом, эти результаты подчеркивают сложное взаимодействие между различными психологическими конструкциями в формировании субъективного благополучия. Вместо того чтобы существовать изолированно, такие конструкции, как катастрофизация и толерантность к фрустрации, могут взаимодействовать друг с другом, чтобы влиять на общий уровень счастья человека. Будущие исследования должны быть направлены на дальнейшее изучение этих взаимосвязей и выявление лежащих в их основе механизмов. Кроме того, эти результаты имеют важное значение для разработки вмешательств, направленных на улучшение субъективного благополучия. Понимая факторы, влияющие на уровень счастья человека, мы можем разработать более целенаправленные и эффективные вмешательства для поддержки людей, которые борются с негативными аффективными переживаниями. Также, эти результаты подчеркивают важность целостного подхода при оценке психологического благополучия человека. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на одном конструкте или факторе, важно учитывать сложное взаимодействие между различными психологическими конструктами и контекстуальными факторами, которые могут на них влиять. Этот подход может помочь нам развить более тонкое понимание субъективного благополучия и факторов, которые ему способствуют.



В результате проведенного исследования, выполненного в рамках подготовки выпускной квалификационной работы, цель исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены в полном объеме.
1. Проанализированы подходы к проблеме субъективного благополучия и факторов, влияющих на его развитие. Субъективное благополучие скорее является составной частью психологического благополучия, или же пересекается с ним в большинстве параметров. В изучении проблемы субъективного благополучия выделяются две позиции: внутренняя, связанная с самосознанием, особенностями личности, и внешние по отношению к личности условия как возможность повышения уровня благополучия. В числе факторов, влияющих на субъективное благополучие, можно выделить две основные группы. объективные факторы - это различные явления окружающей среды, которые в свою очередь различаются по степени влияния на личность в зависимости от значимости, которую они представляют для нее. Именно когнитивная составляющая представляет интерес в нашем исследовании.
2. Выявлены выраженность субъективного благополучия, доминирующие когнитивные убеждения и способы совладания со стрессом у студентов. У студентов доминируют убеждения «Долженствование в отношении себя» и «Долженствования в отношении других», что указывает на наличие высоких требований к себе и другим. А также «Оценочная установка», которая свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать личность в целом, а не отдельные черты или поступки целом. Среди стратегий преодоления, наименьшую выраженность по данной выборке продемонстрировала стратегия разрешения проблем, а наибольшую - стратегия избегания. Также среди копинг-стратегий самой выраженной оказалась «Стратегия избегания». Уровень субъективного благополучия респондентов сильно разнится внутри выборки, при этом усредненный показатель говорит о среднем уровне субъективного благополучия при наличии людей в выборке м низким и высоким уровнем.
3. Основываясь на результатах анализа, проведённого на выборке российских студентов, исследование выявило несколько интересных и значимых корреляций между различными психологическими конструктами и субъективным уровнем счастья. Во-первых, исследование обнаружило отрицательную корреляцию между шкалой катастрофизации в опроснике Эллиса и шкалой субъективного счастья. Этот результат может показаться нелогичным, поскольку можно было бы ожидать, что люди, которые катастрофизируют события, будут иметь более низкий уровень субъективного счастья. Тем не менее, исследование обнаружило значительный размер отрицательного эффекта, указывающий на то, что чем ниже балл по шкале катастрофизации, тем выше уровень субъективного счастья. Этот феномен предполагает, что люди, которые катастрофизируют или склонны преувеличивать значение и последствия негативных событий, могут не испытывать долгосрочных негативных последствий для воспринимаемого ими субъективного уровня счастья. Это интересный результат, который ставит под сомнение распространенное мнение о том, что субъективная катастрофизация неизбежно приводит к негативным последствиям.
Одно из возможных объяснений этого феномена состоит в том, что люди, склонные к катастрофизации, могут также преувеличивать значение и последствия позитивных событий. Это означает, что, когда в жизни этих людей происходят положительные события, эти люди могут испытывать повышенное чувство счастья и субъективного благополучия, что может уравновесить негативные последствия катастрофических событий. Эта интерпретация согласуется с предыдущими исследованиями, предполагающими, что положительные события могут смягчить негативные последствия стресса.
Однако важно отметить, что этот результат требует дальнейшего изучения из-за значительного размера эффекта. Будущие исследования должны быть направлены на то, чтобы воспроизвести этот вывод с использованием различных образцов и методологий, чтобы установить его обобщаемость. Кроме того, важно рассмотреть другие возможные объяснения этого явления, такие как индивидуальные различия в стратегиях выживания или устойчивости. Исследование также показало, что долженствование в отношении себя было отрицательно связано с уровнем субъективного счастья, в то время как выполнение обязательств перед другими не имело никакой связи с уровнем субъективного счастья. Этот результат не удивителен, так как долженствование в отношении себя предполагает повышенные требования к себе в различных социальных ролях, что может негативно сказаться на субъективном счастье. С другой стороны, обязанность по отношению к другим не внесла существенного вклада в формирование этого признака, поэтому этот показатель, вероятно, не требует пристального и первичного изучения в контексте субъективного уровня счастья.
Шкала «оценочное отношение» не продемонстрировала статистически значимой связи с уровнем субъективного счастья, что может быть связано с тем, что это отношение связано с восприятием других людей, а не себя. Напротив, шкала толерантности к фрустрации показала статистически значимую отрицательную связь с уровнем субъективного счастья. Этот результат указывает на то, что люди с более высокой устойчивостью к фрустрации также демонстрируют более высокую степень субъективного счастья. Другими словами, этот результат предполагает, что люди с более высокой устойчивостью к фрустрации также демонстрируют более высокую степень субъективного счастья. Этот вывод интересен тем, что он, по- видимому, противоречит более ранним результатам отрицательной корреляции между катастрофизацией и субъективным счастьем в научной литературе.
Однако возможно, что эти результаты не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга. Одно из возможных объяснений состоит в том, что люди, склонные к катастрофизации, также могут иметь более низкую толерантность к фрустрации, что может способствовать их негативным аффективным переживаниям. И наоборот, люди с высокой толерантностью к фрустрации могут быть лучше подготовлены к тому, чтобы справляться со стрессовыми или сложными ситуациями, что может способствовать их более высокому уровню субъективного счастья. Другое возможное объяснение такого результата состоит в том, что толерантность к фрустрации развивается в результате регулярных эпизодов катастрофизации субъективно негативных событий, происходящих с человеком. Эта интерпретация согласуется с предыдущими исследованиями, предполагающими, что воздействие стресса и невзгод может привести к развитию устойчивости и навыков преодоления трудностей.
В целом, эти результаты подчеркивают сложное взаимодействие между различными психологическими конструкциями в формировании субъективного благополучия. Вместо того чтобы существовать изолированно, такие конструкции, как катастрофизация и толерантность к фрустрации, могут взаимодействовать друг с другом, чтобы влиять на общий уровень счастья человека. Будущие исследования должны быть направлены на дальнейшее изучение этих взаимосвязей и выявление лежащих в их основе механизмов. Кроме того, эти результаты имеют важное значение для разработки вмешательств, направленных на улучшение субъективного благополучия. Понимая факторы, влияющие на уровень счастья человека, мы можем разработать более целенаправленные и эффективные вмешательства для поддержки людей, которые борются с негативными аффективными переживаниями. Также, эти результаты подчеркивают важность целостного подхода при оценке психологического благополучия человека. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на одном конструкте или факторе, важно учитывать сложное взаимодействие между различными психологическими конструктами и контекстуальными факторами, которые могут на них влиять. Этот подход может помочь нам развить более тонкое понимание субъективного благополучия и факторов, которые ему способствуют.
..85


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ