Особенность нашей реальности в XXI веке состоит в том, что она формируется на фоне процессов глобализации, которые оказывают значительное влияние на традиционные национальные идентичности и порождает новые формы идентичности.
Глобализация значительно обостряет проблему национальной идентичности, ведь целый ряд сопутствующих ей процессов - демократизация, информатизация, культурная стандартизация, ценностная универсализация и др. - наталкиваясь на устоявшиеся традиции и национальную идентичность конкретных стран, подвергают их значительной трансформации, растворяя в глобальных процессах и надстраивая на их основе новую реальность.
Целый ряд предпосылок - экономических, технологических, политических и других - на порядок повышают уровень мобильности жителей всего мира. Речь идёт как о добровольной миграции, присущей жителям развитых стран, когда мотивы для смены жительства не навязаны извне и обусловлены лишь личными желаниями человека, так и о трудовых мигрантах или беженцах, которые вынуждены покидать свои родные страны в поисках лучшей жизни за её пределами. В условиях нашей реальности и повсеместного прогресса цифровых технологий, независимо от мотивов, которое руководят человеком при смене места пребывания, его всегда сопровождают мобильные технологии. А появление новых возможностей и форматов коммуникации, которые становятся возможны благодаря развитию социальных медиа и приложений, приводят к тому, что теперь люди, выбравшие для себя путь переезда в другую страну, не выпадают из своей социальной сети, как это было в доцифровую эпоху, а могут поддерживать связи с родиной, что в свою очередь приводит к тому, что восприятие процессов миграции, а также сами мигранты начинают меняться под влиянием этих факторов. Также повсеместное развитие технологий способствует значительному изменению восприятия территорий и пространства, делая их менее значимыми, позволяя людям быть свободнее в выборе своего положения. Теперь возможность зарабатывать на жизнь, общаться с друзьями и участвовать в жизни своего сообщества зависите не сколько от территориального присутствия человека, сколько от его подключённое™ к Сети. Такие изменения социальной реальности постепенно приводит к формированию новых групп, таких как цифровые кочевники и цифровые мигранты, которые становятся менее привязаны к конкретной стране или культуре, которые научились жить в условиях глобализации и виртуализации общества, приспособились к ней и перенесли значительную часть своей жизни и личных контактов в виртуальное пространство. С каждым годом, все эти тенденции набирают и будут продолжать набирать обороты, всё больше меняя мир, давая людям свободу передвижения и взаимодействия как в реально пространстве, так и в виртуальном, что приведёт к дальнейшему распространению новых стилей жизни, характерных для представителей цифровых кочевников и цифровых мигрантов. ,Поэтому уже сейчас данный феномен становится интересен с научной точки зрения и требует внимательного изучения, для грамотного выстраивания дальнейшей коммуникации с представителями цифровых кочевников и цифровых мигрантов.
Если говорить о степени научной разработанности темы, то некоторые её аспекты изучены достаточно хорошо. Так, вопросами глобализации и её влияния на идентичность интересуются учёные разных стран на протяжении долгого периода времени. Эти темы ХГТ-'_1А 2 _ЗА^А 4
находят своё отражение в работах: У. Бек ,А. А. Галкина , Ю. Д. Гранина , М.А. Михайлова , Дж.Бринкерхофф , Д.Конверси , Р.Коэн , Н.Вивиан а также многих других авторов.
Цифровое кочевничество входит в круг интересов следующих представителей науки: Ц.Макимото и Д.Мэннерс , давших одно из первых определений цифрового кочевничества, Ж. Аттали , А. Бард и Я. Зодерквист , У. Митчелл , М. Кастельс , И.П. Кужелева-Саган , а также и других исследователей.
О цифровых мигрантах и особенностях их поведения в социальном пространстве пока известно гораздо меньше, но в последние годы начинают появляться работы по этой теме таких учёных, как: Е.Дикер в своей работе «Социальные медиа и миграция», Р.Деккер «Как социальные медиа трансформируют мигрантские социальные сети и способствуют миграции», Л. Комито в статье «Социальные медиа и миграция: Виртуальные сообщества 2.0, А.П.Глухов и Г.А. Окушова в статье «Цифровые мигранты как вынужденные цифровые кочевники: формирование новой идентичности», а также М.Латонеро , С.М.Краучер , Дж. Басигалупе и другие.
Основной проблемой, решаемой в рамках данной работы, является недостаточность описания особенностей виртуальной идентичности цифровых кочевников и цифровых мигрантов.
Объектом настоящей работы выступает идентичность цифровых кочевников и мигрантов. Предметом исследования служит виртуальная идентичность цифровых кочевников и цифровых мигрантов.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей виртуальной идентичности цифровых кочевников и цифровых мигрантов.
Для реализации существующей цели поставлены следующие задачи:
1. Описать трансформации национальной идентичности в условиях глобализации;
2. Дать определение феномена цифровых кочевников и их особенностей как социальной группы;
3. Дать определение феномена цифровых мигрантов и их особенностей как социальной группы;
4. Выявить особенности виртуальной идентичности цифровых кочевников и способов их самопрезентации в сети;
5. Выявить особенности виртуальной идентичности цифровых кочевников и способов их самопрезентации в сети;
идентичностей цифровых кочевников и цифровых мигрантов;
7. Составить виртуальный «портрет» цифрового кочевника и цифрового мигранта.
Фундаментальный уровень методологии представлен работами М. Кастельса «Информационная эпоха: Экономика, общество и культура», в которой описываются идеи новой информационной реальности. А также книга А. Барда и Я. Зодерквиста «№1ократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма», которая освещает оригинальную теорию о будущем информационного общества.
Специально-научный уровень методологии представлен группой работ, таких авторов как У. Бек , Дж. Пэлфри , С. Хантингтон , Р. Коэн , Н. Глик Шиллер, Л.Баш и К. Зантон Бланк , а также других.
Основу прикладного уровня методологии составляет ряд статей, отражающих влияние информационной реальности на разные сферы жизнедеятельности человека, в частности, влияние социальных медиа на процессы миграции в работах Е. Дикер , С. М. Кроучер , L. Komito и других. Также на этом уровне представлены работы М. Р. Арпентьевой , Е. В. Крипцовой , И. В. Гужовой и Д. Р. Сухоревой , освещающие феномен цифрового кочевничества.
В ходе выполнения данной работы использованы следующие методы:
• анализ научной литературы по темам, освещаемым в данной работе,
• полуструктурированное интервью в сети Интернет с представителями данных социальных групп,
• контент-анализ профилей и сообществ цифровых кочевников и цифровых мигрантов в социальных сетях,
• дискурс-анализ коммуникаций цифровых кочевников и цифровых мигрантов в Интернет-пространстве. Э
Новизна данной работы заключается в выявление особенностей виртуальной идентичности цифровых кочевников и цифровых мигрантов.
Практическая значимость работы заключается в составлении виртуального портрета цифрового кочевника и цифрового мигранта, которые могут помочь в грамотном выстраивании отношений с представителями данных групп со стороны миграционных служб, сферы образования и бизнеса.
Настоящая работа состоит из: введения, теоретической части, практической части, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Теоретическая часть включает в себя три параграфа. В первом параграфе раскрывается суть явления идентичности, поясняется разница между этнической и национальной идентичностями, описывается влияние процессов глобализации и виртуализации коммуникаций на появление новых видов идентичности. Второй и третий параграф направлены на описание феномена существования в современном обществе таких социальных групп, как цифровые кочевники и цифровые мигранты. При этом второй параграф сосредоточен на особенностях цифровых кочевников, их стиле жизни и потребностях. Третий же параграф полностью посвящён цифровым мигрантам и их уникальным характеристикам.
Практическая часть содержит четыре параграфа. Первые два параграфа базируются на ряде эмпирических исследований, направленных на выявление и систематизацию особенностей виртуальной идентичности цифровых кочевников и цифровых мигрантов, а также на анализе профилей представителей этих социальных групп в таких социальных сетях как Facebook и Вконтакте. На основе полученных данных в первом параграфе раскрываются особенности виртуальной самопрезентации цифровых кочевников и особенности их идентификации. Во втором параграфе акцент смещается на цифровых мигрантов и их способы представления себя в социальных сетях. В третьем параграфе проводится сравнительный анализ виртуальных идентичностей цифровых кочевников и цифровых мигрантов, на основе полученных ранее данных. Суть четвёртого параграфа заключается в описание виртуального «портрета» представителей цифровых кочевников и цифровых мигрантов.
Изменения, происходящие в мире под воздействием глобализации и сопутствующих ей процессов экономизации, информатизации, демократизации и ценностной универсализации, постепенно приводят к глубоким трансформациям в социальной реальности и появлению новых стилей жизни, ранее не доступных человечеству. Так, с развитием транспортной инфраструктуры, а также повсеместным распространением Интернета, тяга к странствиям, преследовавшая человеческий род тысячелетиями, стала легко реализуема, а для определённых групп людей превратилась в весьма привычный образ жизни. Жизни вне территории своей родной страны, вне постоянного влияния традиционных СМИ, вне контекста одной единственной культуры. Для этих людей мир становится шире, другие люди со временем перестают делиться на нации, а культуры на свои и чужие, что приводит к изменениям и в собственной идентичности людей, чья жизнь проходит за пределами своей родины. При этом, согласно прогнозам, тенденция к постоянной мобильности населения будет лишь усиливаться от года к году, а это значит, что к членам групп, таких как цифровые кочевники и цифровые мигранты, будет примыкать всё большее количество людей по всему миру, что в свою очередь может предрекать серьёзные изменения в сфере национальной и этнической идентичности.
Естественным откликом на то, что значительная часть жизни современного человека проходит в виртуальном пространстве, предоставляющем обширные возможности для создания, поддержания и изменения собственной идентичности, является интерес к этому вопросу со стороны исследователей, задающихся вопросом того, как в виртуальном мире находит своё отражение реальная идентичность человека. В ситуации с цифровыми кочевниками и цифровыми мигрантами, появление которых было обусловлено именно появлением всемерной сети Интернет и чья жизнь практически неотделимо связана с виртуальным пространством, этот вопрос становится ещё более интересен.
Целью данной работы являлось выявление особенностей виртуальной идентичности цифровых кочевников и цифровых мигрантов.
На первом этапе был проведён анализ научной литературы по темам национальной и этнической идентичности и трансформации этих видов идентичности в условиях глобализации, который показывает, что процессы технологизации, информатизации, экономизации и ценностной универсализации, неизменно сопутствующие глобализации, приводят к тому, что границы национальной и этнической идентичности человека постепенно стираются, давая простор для расцвета новых форм идентификации себя с чем-то большим, чем одна национальность. Среди основных форм идентичности, которые называют характерными для общества в эпоху глобализации можно выделить:
1. Этнонигилизм;
2. Биэтническая идентичность;
3. Маргинальная идентичность;
4. Наднациональная идентичность;
5. Транснациональная идентичность.
Формирование и трансляция которых происходит как в реальном пространстве, при личном контакте с другими культурами и их ценностями, так и в виртуальной пространстве, давшим поистине безграничные возможности для взаимодействия между людьми со всего мира.
Анализ работ, освещающих феномен цифрового кочевничества, даёт понимание того, что во многом он сложился под влиянием процессов, связанных с глобализацией: развития технологических средств и транспортной инфраструктуры, снижения барьеров мобильности, а также смены ценностных ориентиров. Обозначившись в научной литературе ещё во второй половине XX века, сегодня цифровое кочевничество стало стилем жизни для тех, кого принято называть цифровыми кочевниками. Для людей, отличающихся постоянной мобильностью и подключённостью к сети Интернет. Для людей, чья идентичность постепенно меняется, оставляя в прошлом привязанность лишь к одной национальной группе или культуре.
Анализ исследований мировых учёных, направленных на выяснение влияния социальных медиа на процессы миграции, показывает, что, став неизменными спутниками жизни человека, цифровые технологии и социальные медиа постепенно приводят к снижению порога миграции, трансформируют процесс адаптации, а также дают возможность сегодняшним мигрантам, покинув пределы этнической родины, всё ещё оставаться включёнными в своё этническое сообщество и дискурс своей страны. Такие трансформации процессов миграции не могли не сказаться на самих людях, относящихся к мигрантам, что привело к появлению в научном дискурсе термина «цифровой мигрант», определяющего человека, для которого характерна вынужденная территориальная мобильность, а также постоянная подключённость к Интернету. А идентичность которого можно описать как бинарную, объединяющую в себе черты как родной для человека страны, так и той, в которой он проживает в данный момент времени.
В ходе реализации первой практической задачи был проведён контент-анализ профилей цифровых кочевников в социальных сетях и полуструктурированное онлайн- интервью с представителями цифровых кочевников, на основе чего были описаны особенности виртуальной самопрезентации, характерной для этой группы, и заключающиеся в том, что, прежде всего, целями присутствия в социальных медиа для мигрантов является: работа, саморазвитие, а также возможность выразить себя, что диктует дальнейшею специфику их стиля поведения в виртуальном пространстве. Так, цифровые кочевники склонны отдавать предпочтения глобальным социальным сетям и мессенджерам, поскольку они предоставляют доступ к широким аудиториям и не ограничивают в общении с людьми из любых точек мира. В своём профиле цифровые кочевники склонны указывать полную информацию о своём имени, возрасте, родной стране, а также информацию об образовании, семье и своей работе, а вот вопросы национальности и религии остаются за пределами фокуса их внимания. Среди контента, размещаемого на страницах, преобладают записи собственного авторства об особенностях стиля жизни цифровых кочевников, а также собственном опыте путешествий и работы. Для цифровых кочевников характерно большее использование английского языка в виртуальных коммуникациях, даже в том случае, когда он не совпадает ни с их родным языком, ни с языком страны их пребывания, что мотивированно желанием быть поняты большим числом людей в мире. В целом, в виртуальной самопрезентации кочевников может прослеживаться акцент на отсутствии чёткой культурной принадлежности, причислении себя к человечеству в целом, без стереотипов и условных делений, а также присутствие элементов множества кодов различных культур. Также, контент и предоставляемая цифровыми кочевниками информация демонстрируют наличие чёткого самоопределения себя как части группы цифровых кочевников.
Онлайн-интервью с цифровыми мигрантами, а также контент-анализ их профилей в социальных сетях дали основания для описания особенностей виртуальной самопрезентации представителей этой группы. Так, основными целями, задающими дальнейшую специфику присутствия цифровых мигрантов в социальных сетях, можно назвать поддержку общения со своей семьёй и друзьями, оставшимися на родине, а также выстраивание новой сети контактов. В связи с этим цифровые мигранты склонны отдавать предпочтения локальным социальным сетям, обеспечивающим им постоянный доступ к старой сети контактов в привычной обстановке, а также позволяющим им получить доступ к носителям культуры и языка в их максимально естественной среде присутствия. В своём профиле они склонны указывать полную информацию о своём имени, возрасте, а также месте жительства и родной стране, а вот информация об образовании, семье и месте работы обычно указывается менее охотно. Среди контента преобладают репосты записей развлекательного характера, а также записи, содержащие информацию об их родной стране или принимающем обществе. При этом коммуникация часто ведётся на трёх языках: родном для мигранта, языке страны пребывания, а также, в некоторых случаях английском. В виртуальной самопрезентации мигрантов явно прослеживается бинарный характер, выраженный в большей или меньшей степени, в зависимости от родной страны мигранта.
Проведённый на основе полученных ранее данных сравнительный анализ виртуальных идентичностей цифровых кочевников и цифровых мигрантов, показывает, что, виртуальная идентичность и цифровых кочевников, и цифровых мигрантов во многом является отражением идентичности, характерной для них в реальной жизни, и лишь выражена при помощи других средств. Так, цифровых мигрантов в виртуальном пространстве может отличать ярко выраженная бинарная идентичность, реализуемая в демонстрации культурных кодов как родной страны, так и страны проживания. В случаях же с миграцией между странами, входящими в надгосударственные объединения, такие как Европейский Союз, можно отметить усиление у мигрантов проявления наднациональной идентичности, выраженной в идентификации себя с целым культурным регионом, а не только с конкретной страной. В случае с цифровыми кочевниками, виртуальная идентичность начинает носить транснациональный характер, выраженный в многообразии культурных кодов, демонстрируемых человеком, а также ценностной ориентацией на интеграцию в мировое пространство в целом, без условных делений на территории.
По результатам проведённого исследования, автором были составлены виртуальные «портреты» представителей цифровых кочевников и цифровых мигрантов, которые могут быть полезны для грамотного выстраивания отношений с представителями данных групп со стороны миграционных служб, сферы образования и бизнеса.
Таким образом, автором данной работы была достигнута поставленная изначально цель - были выявлены особенности виртуальной идентичности цифровых кочевников и цифровых мигрантов, изложенные выше, которые легли в основу составленного по итогам работы виртуального портрета представителей данных групп.
1 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М. : КАНОН-пресс-Ц, 2001. - 288 с.
2 Арпентьева, М.Р. Цифровой номадизм и идентичность: [Электронный ресурс] // ConnectUniversum. - Электрон. дан. - Томск, 2016. URL: http http://connect- universum.tsu.ru/blog/connectuniversum2014_ru/981.html (дата обращения: 17.04.17).
3 Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия / Ж. Аттали. - М. : Международные отношения, 1993.
4 Бард А. ЫЕТократия: новая правящая элита и жизнь после капитализма: пер. с англ. / А. Бард; Я. Зодерквист. - СПб. : Стокгольмская школа экономики в Санкт Петербурге, 2005.
5 Барышникова И. В. Понятие идентичности в социологическом дискурсе // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - №2. - С. 166-171.
6 Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию - пер. с англ. / У. Бек. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.
7 Галкин А. А. Национальное государство в изменившихся условиях // Транснациональные процессы: XXI век. - 2004. - С. 12-18.
8 Глухов А. П. Ключевые функции этносообществ социальных сетей в трансляции и воспроизводстве виртуальной этнонациональной идентичности и сохранении национальной культуры / А.П. Глухов, Г.А. Окушова // Социальные сети как площадка этнической коммуникации и средство предписания этнонациональной идентичности: Сборник материалов исследования. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. - С. 62-90.
9 Глухов, А.П. Цифровые мигранты как вынужденные цифровые
кочевники: формирование новой идентичности: [Электронный ресурс] / А.П. Глухов, Г.А. Окушова // ConnectUniversum. - Электрон. дан. - Томск, 2016. URL: http://connect-universum.tsu.ru/blog/connectuniversum2014_ru/1025.html (дата
обращения: 17.11.16)
10 Гужова И. В. Архетипизация цифрового номадизма в рекламе
[Электронный ресурс] / И. В. Гужова, Д. Р. Сухорева // ConnectUniversum. - Электрон. дан. - Томск, 2016. URL: http://connect-
universum.tsu.ru/blog/connectuniversum2014_ru/1024.html (дата обращения 19.12.16)
11 Гранин Ю. Д. Глобализация: эрозия национальной идентичности // Век глобализации. - 2015. - №1. - С. 142-153.
12 Золин А. В. Понятие глобализации // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2007. - №6. - С. 55-57.
13 Карапетян Л. М. О понятиях «глобализм» и «глобализация» // Философские науки. - 2003. - № 3. - С. 47-60.
14 Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, искусство и культура / М. Кастельс. - М., 2000. - 606 с.
15 Коротин В. О. Национальная идентичность в современном обществе в условиях глобализации // Вестник ПАГС. - 2015. - №2 (47). - С. 109-114.
..67