СПЕЦИФИКА ПРОДВИЖЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ
ВНУТРИУНИВЕРСИТЕТСКИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСА «ЛУЧШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ТГУ - 2016)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретическая часть: «Особенности продвижения внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования» 9
1.1 Продвижение специальных мероприятий в университетской среде: обзор существующих подходов 9
1.2. Специфика продвижения внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования 17
1.3. Сущностные характеристики студенчества как целевой аудитории 23
1.4. Особенности продвижения внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования, для студенческой молодежи 29
2. Практическая часть: «Программа продвижения конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ - 2016» среди студенческой аудитории университета» 37
2.1. Конкурс «Лучшие образовательные практики ТГУ» как традиционное
внутриуниверситетское мероприятие 37
2.2. Анализ существующего продвижения конкурса «Лучшие образовательные практики
ТГУ» 41
2.3. Исследование отношения студенческой аудитории ТГУ к внутриуниверситетским специальным мероприятиям, направленным на улучшение качества образования 46
2.4. Продвижение конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ - 2016» среди
студенческой аудитории 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 77
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 80
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 81
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 83
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 85
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 87
В настоящее время существует тенденция выстраивания активного коммуникативного пространства университета. Для университета важно взаимодействие с его внутренними аудиториями как для привлечения внимания внутренних аудиторий университета к нему самому, то есть для внутреннего PR вуза, так и для усиления каналов связи между различными структурами для гармоничного сотрудничества в дальнейшем. В том числе, необходимо взаимодействовать и с такой аудиторией как студенты, поскольку она является одной из самых многочисленных и активных аудиторий в пространстве университета.
По мнению доктора философских наук О. Марковой, одним из наиболее успешных инструментов создания эффективной внутриуниверситетской коммуникации является проведение различных специальных мероприятий (в том числе конференций, олимпиад, профессиональных конкурсов и тому подобных), стимулирующих как развитие научного потенциала внутренней аудитории университета, так и выстраивание долгосрочных коммуникативных связей между субъектами образовательного процесса (научно-педагогическим составом, административно-управленческим персоналом, студентами). С помощью этого инструмента возможно «соотнесение» менталитетов этих субъектов и преодоление определенной «закрытости» между ними.
Так, в национальном исследовательском Томском государственном университете (ТГУ), в течение 2016 года было проведено более 800 различных мероприятий. Данные мероприятия затрагивали, так или иначе, все аудитории университета. Несмотря на то, что только 606 из них было направлено исключительно на студенческую аудиторию, как на основную целевую аудиторию, студенты привлекались и для остальных мероприятий в том или ином качестве.
Однако в силу ряда причин студенты зачастую не заинтересованы в том, чтобы принимать участие в тех мероприятиях, которые не относятся к числу полностью студенческих, и которые проводятся преимущественно среди административного и преподавательского состава университета. Среди таких мероприятий можно назвать конкурсы, направленные на соискание премий, или преподавательские конференции, то есть мероприятия, стимулирующие развитие качества образования, и проводящиеся среди преподавателей, но направленные на улучшение образования в университете в целом (а как следствие, усиление имиджа собственно университета), следовательно, нуждающиеся в обратной связи со стороны студенческой аудитории, как одной из заинтересованных сторон в развитии образования.
Среди причин, по которым студенты не проявляют должного энтузиазма для участия в подобных мероприятиях, можно назвать следующие: отсутствие должного
информирования о проводящихся мероприятиях и о возможности студентам принимать в них участие в качестве слушателя или члена экспертной команды, слабое мотивирование организаторами мероприятий студентов, то есть отсутствующее или недостаточное поощрение за участие, боязнь демонстрации профессиональной некомпетентности студентов 56 перед сотрудниками университета и так далее.
Тем не менее, студенческая аудитория является одной из важнейших составляющих коммуникативного пространства подобных конкурсов, поскольку, по мнению доктора педагогических наук И. Шаршова, благодаря подобному нестандартному взаимодействию преподавателей и студентов, появляется возможность не только улучшить научные компетенции обеих сторон, но и дополнить современное представление об образовании идеями, позволяющими улучшить его качество. В связи с этим приобретает актуальность вопрос продвижения среди студенческой аудитории внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования.
Таким образом, проблемой, исследуемой в настоящей квалификационной работе, является неполнота знаний об особенностях продвижения мероприятий, направленных на улучшение качества образования среди студенческой аудитории, что ведет к таким нежелательным последствиям как: слабые или почти отсутствующие коммуникативные связи между субъектами образовательного процесса, недостаточное получение информации от студенческой аудитории о видении качества образовательного процесса, отсутствие данных о представлении молодежью роли и значении внутриуниверситетских специальных мероприятий.
Говоря о степени изученности темы можно заметить, что некоторые ее аспекты изучены достаточно глубоко. Так, вопрос о специфических характеристиках студенчества как целевой аудитории, широко рассматривается во многих работах. Среди них труды психологов Б. Ананьева, Е. Карелкина, Ю. Дорофеевой, маркетологов О. Кузнецовой и Г. Никуловой, социолога Е. Сорокоумовой, и так далее. Тема организации и продвижении специальных мероприятий рассмотрена в научном сообществе достаточно широко. Доцент кафедры коммуникационного менеджмента В. Шпаковский, известный практик сферы событийных коммуникаций А. Шумович, доктора философских наук Г. Тульчинский и Е. Каверина, и многие другие выпустили работы, посвященные этой тематике.
Что касается изученности внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшения качества образования, то эта тема является малоизученной. Данные о специальных мероприятиях в университетской среде можно найти в работах доктора философских наук О. Марковой, доктора педагогических наук И. Шаршова, практика из области рекламы А. Прохорова.
Объект выпускной квалификационной работы - продвижение внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования; предмет - особенности продвижения среди студенческой аудитории внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования (на примере конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ - 2016).
Гипотеза настоящей работы состоит в следующем предположении: при продвижении внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования, можно вовлечь в них студенческую аудиторию, если учитывать их специфические характеристики такие как: относительно высокая социальная активность, но зачастую демонстрируемая только на словах, перманентный процесс самоидентификации и поиск «своего места», стремление реализовать себя в качестве профессионала, сочетание реальной и виртуальной действительности, - и исходя из данных характеристик, следует использовать Интернет в качестве базового средства коммуникации со студенческой аудиторией, а в качестве мотивации - информацию о возможности получения бонусов для профессионального развития.
Цель - выявление специфики студенческой аудитории и разработка на ее основе рекомендаций по продвижению внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования.
Для успешного достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать существующие подходы к продвижению специальных мероприятий в университетской среде;
2. Обозначить специфику продвижения внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования;
3. Описать сущностные характеристики студенчества как целевой аудитории;
4. Очертить особенности продвижения внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования, среди студенческой аудитории;
5. Изучить конкурс «Лучшие образовательные практики ТГУ» как традиционное внутриуниверситетское мероприятие;
6. Проанализировать опыт продвижения конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ - 2015»;
7. Исследовать отношение студенческой аудитории ТГУ к внутриуниверситетским специальным мероприятиям, направленным на улучшение качества образования;
8. Разработать программу продвижения в студенческой аудитории конкурса
«Лучшие образовательные практики ТГУ - 2016», основанную на рекомендациях по продвижению внутриуниверситетских специальных мероприятий,
направленных на улучшение качества образования.
Фундаментальными идеями для настоящей выпускной квалификационной работы послужили идеи об электронном обществе и возможностях взаимодействия людей в масштабах глобального пространства М. Маклюэна, что позволяет автору данной работы считать возможности Интернет подходящими и эффективными для создания коммуникативных связей для процесса передачи рекламного сообщения.
Идеями общенаучного уровня выступают такие теории как: теория самоактуализации личности А. Маслоу и теория принципа удовольствия 3. Фрейда. Данные теории позволили сделать предположения о мотивах, руководящими современной студенческой молодежью в процессе приобщения к профессиональному сообществу. Также общенаучный уровень методологии представлен идеями о социальном действии М. Вебера, благодаря которым стало возможно подробно рассматривать феномен «качества образования».
Основу специально-научного уровня методологии составляют работы Е. Кондратенко, М. Шишкиной, Ф. Котлера, А. Лебедева. В предложенных работах отражены принципы маркетинговой, рекламной и PR деятельности, позволяющие грамотно представлять концепцию продвижения специального мероприятия в университетской среде.
Также источниками информации автору послужили статьи и материалы, размещенные на следующих интернет-площадках: www.connect-universum.tsu.ru, www.pr.tsu.ru,www.adme.ru,www.advertology.ru,www.advlab.ru,www.sovetnik.ru. Для практической части выпускной квалификационной работы был использован контент сайтов: www.cdeq.tsu.ru,www.tsu.ru,bestedu.tsu.ru.
В качестве теоретических методов работы над настоящей ВКР были выбраны методы анализа литературных источников по продвижению специальных мероприятий в университетской среде, об особенностях продвижения внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на развитие качества образования, а также касающихся специфики современной студенческой аудитории; научная рефлексия автора.
Среди эмпирических методов было деление на количественные и качественные.
Количественные:
• Интернет-опрос: был проведен опрос в Интернет, ориентированный на
выявление отношения студенческой аудитории ТГУ к внутриуниверситетским специальным мероприятиям, направленным на улучшение качества
образования.
Качественные:
• Интервью: данное интервью было проведено с представителями студенческой аудитории, принявшими участие в конкурсе «Лучшие образовательные практики ТГУ - 2016». Цель - выявление отношения представителей студентов-экспертов конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ - 2016» к внутриуниверситетским специальным мероприятиям, направленным на улучшение качества образования, на примере конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ - 2016» .
• Контент-анализ веб-страниц с информацией о конкурсе «Лучшие образовательные практики ТГУ - 2015».
Практическая ценность настоящей работы состоит в том, что в ней предлагается список рекомендаций по продвижению среди студенческой аудитории внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования, что в последующем может быть использовано различными специалистами из области PR для взаимодействия как со студенческой, так и с молодежной аудиторий, для выстраивания эффективной коммуникации с данной целевой группой. Кроме того, настоящая работа оказалась полезна для конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ - 2016», поскольку на основе предложенного списка рекомендаций было разработано и осуществлено продвижение данного мероприятия среди студенческой аудитории.
Настоящая работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка использованных источников и приложений.
Теоретическая часть состоит из четырех параграфов, включающих в себя определение продвижения специального мероприятия, обзор существующих подходов по продвижению специальных мероприятий в университетской среде. Также здесь раскрывается специфика продвижения внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования. Даются сущностные характеристики студенчества как целевой аудитории, после чего говорится об особенностях продвижения внутриуниверситетских специальных мероприятий в студенческой среде.
Практическая часть состоит из четырех параграфов, включающих в себя анализ опыта продвижения конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ» до 2016 года; исследование отношение студенческой аудитории ТГУ к внутриуниверситетским специальным мероприятиям, направленным на улучшение качества образования, предлагается список рекомендации по продвижению подобных мероприятий среди студенческой аудитории, оценивается эффективность этих рекомендаций на основе программы продвижения среди студенческой аудитории конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ - 2016».
Студенческая аудитория - важный субъект образовательного процесса. Она, наряду с научно-преподавательским составом и административно-управленческим персоналом, оказывает воздействие на события, происходящие в университете. Так, по мнению известного отечественного психолога Б. Ананьева, молодежь, попадая в структуру высшего учебного заведения, приносит в нее определенные изменения. Эти изменения связаны с тем, что, в отличие от двух других субъектов образовательного процесса, студенты находятся в структуре вуза от 4 до 6 лет в среднем, а затем их полностью сменяет новое поколение с новыми установками, характеристиками и ценностями. Данное перманентное течение смены специфических взглядов, в том числе, обеспечивает развитие процессов, происходящих в университете, и их необходимо учитывать при выстраивании коммуникационных связей между теми или иными явлениями, имеющими отношение к университету как базисному субъекту.
Именно поэтому внутриуниверситетские специальные мероприятия, а особенно те из них, что направлены на улучшение качества образования, должны учитывать мнение и студенческой аудитории. Поскольку, даже если она не является основной целевой аудиторией, то все равно может влиять на результат данных мероприятий, высказывая и демонстрируя свое видение процесса образования. Результаты же подобных специальных мероприятий очень важны для конструирования позиционирования вуза в условиях глобализации и возросшей конкуренции между университетами.
Существует множество подходов по продвижению специальных мероприятий в университетской среде. Основания, по которым можно классифицировать данные подходы, выглядят следующим образом: канал передачи информации, взаимодействие с целевой аудиторией, коммуникативная стратегия и длительность продвижения.
Однако наиболее эффективным считается подход, основанный на комплексном воздействии на выбранную целевую аудиторию, когда используются одновременно и офлайн и онлайн каналы коммуникации, а также сочетаются рекламные и PR методы - то есть, как и активное распространение информации, так и создание доверия к этому мероприятию.
Но необходимо учитывать и специфические особенности продвижения специального мероприятия в университетской среде. А именно: несмотря на то, что специальное мероприятие может иметь одну основную целевую аудиторию, продвижение может быть направлено сразу на несколько внутренних аудиторий университета; университет как
базисный субъект, всегда фигурирует при продвижении специального мероприятия, поскольку данные мероприятия оказывают влияние на формирование его позиционирования; при продвижении специальных мероприятий транслируются ценности образования, инноваций, просвещенности, культурной интеграции, толерантности и гуманизации, то есть те ценности, которые разделяются современным образованным обществом; продвижение специальных мероприятий может осуществлять одна внутренняя аудитория для другой (студенты для преподавателей и наоборот).
Но внутриуниверситетские специальные мероприятия, направленные на улучшение качества образования, имеют свою специфику продвижения. Данные мероприятия играют немаловажную роль при позиционировании университета как высшего учебного заведения, стремящегося к развитию собственного научного потенциала. Поэтому при продвижении подобных мероприятий следует транслировать ценность самого процесса улучшения качества образования среди аудитории. Особыми методами продвижения можно назвать: заявления ведущих научных работников университета и представителей административно-управленческого персонала, «сарафанное радио», слухи, «директивные указания
руководства», публикации о результатах данного мероприятия в научных изданиях. Менее специфичными методами продвижения внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования, можно назвать такие как: продвижение с помощью печатной продукции, размещаемой на территории университета, email-маркетинг, использование рекламных и PR текстов на корпоративных сайтах и публикация записей в социальных сетях.
Студенчество как целевая аудитория, обладает рядом характеристик: это молодые люди, находящиеся в процессе самоидентификации и поиске «своего места», с высокой социальной активностью, зачастую демонстрируемой только на словах; современные студенты, как представители поколения Y, погружены и в виртуальную действительность, поэтому Интернет для них - это один из самых удобных способов коммуникации.
Поэтому когда выстраивается программа продвижения внутриуниверситетских специальных мероприятий, направленных на улучшение качества образования, среди студенческой аудитории, необходимо учитывать данные характеристики. Так, например, следует продвигать мероприятие не только офлайн, но и онлайн, используя для этого сайты университета и популярные социальные сети. Поскольку подобные мероприятия вызывают ассоциации с научной деятельностью, желательно размещать информацию о них в местах, наиболее легко ассоциируемых с развитием научного знания. Для распространения среди студентов идеи о ценности процесса улучшения качества образования необходимо демонстрировать состоятельность мероприятия в качестве способа развития качества 60
образования, и следует различать мероприятия такого формата и академическую учебу. Следует также сообщать о возможности примерить новые социальные роли и повысить свои компетенции в исследовательски-научной и профессиональной сфере, при участии в подобных мероприятиях. И начинать продвижение необходимо заранее, периодически заново выдавая информацию для лучшего закрепления ее студенческой аудиторией. Рекламные сообщения должны быть небольшими, яркими, запоминающимися и с качественной визуальной составляющей.
В качестве примера можно рассмотреть такое внутриуниверситетское специальное мероприятие, направленное на улучшение качества образования, как ежегодный конкурс «Лучшие образовательные практики ТГУ», появившийся в 2015 году. Это мероприятие ориентировано на выявление, поддержку и поощрение инновационной деятельности преподавателей, существенно улучшающих качество образования в ТГУ. Однако не только преподаватели являются целевой аудиторией данного конкурса. Помимо них можно назвать еще и такие аудитории как: административно-управленческий персонал университета, работодатели и студенческая молодежь.
На момент основания конкурс «Лучшие образовательные практики ТГУ - 2015» отличался при своем продвижении усиленным использованием межличностной коммуникации с потенциальными участниками конкурса и членами экспертной команды, применяя помимо этого методы email-маркетинга, «сарафанного радио», «директивных указаний, методы копирайтинга» и холодных звонков. Со студенческой аудиторией в 2015 году практически не взаимодействовали.
В 2016 году конкурс стал ориентироваться и на студенческую молодежь. С этого года студенты стали неотъемлемой частью не только зрительской аудитории, но и экспертной команды. И для того чтобы создать грамотное продвижение конкурса «Лучших образовательных практик ТГУ» среди студентов, было проведено исследование отношения студентов вуза к внутриуниверситетским специальным мероприятиям. И при объединении результатов данного исследования со списком рекомендаций, полученных в ходе анализа теоретических источников, автором настоящей работы был составлен новый список рекомендаций, в который был внесен ряд уточнений о месте протекания коммуникации и мотивировании студентов с помощью непосредственной выгоды от участия в мероприятии.
Данный список рекомендаций, учитывающий специфические характеристики студенческой молодежи, стал основой для программы продвижения конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ - 2016» среди студенческой аудитории, в рамках которого требовалось привлечь для участия в конкурсе студентов-слушателей и студентов-экспертов, что и удалось сделать.
1. 40 фактов о рекламе: [Электронный ресурс] // ADME. М., 2003-2016. URL:
http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/40-faktov-o-reklame-409055/. (Дата
обращения: 23.10.2016)
2. 4Р или 4С: [Электронный ресурс] // «Энциклопедия маркетинга», М., 1998¬2017. URL:http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/4c.htm (Дата обращения: 23.10.2016)
3. Event-форум [Электронный ресурс] URL: http://www.event-
forum.ru/publications/articles/787 (дата обращения: 01.03.2017)
4. Аббас Т.А. Основные направления влияния глобализации на современное образование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - №2 (13). - С.17-20
5. Алёшина И.В. Связи с общественностью - PR М.: ЭКСМОС, 2002. - 480 с
6. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3—15.
7. Ананьев Б.Г. Психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3—15.
8. Атаева Т.А., Событийный маркетинг как инструмент продвижения товара и создания его имиджа // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №9. -С.84-86
9. Балог А.И. Социальная активность студенческой молодежи // ПСОМ. - 2015. - №6-2. - С.143-146.
10. Близняк Р.З. Основные понятия событийного менеджмента в системе электоральных коммуникаций: [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - Электорон.дан. - Москва. 2015. URL: http://teoria- practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2010/4/politika/bliznyak.pdf (дата обращения: 10.01.17)
11. Боброва Л.Н. Студенты переселились в Интернет: присутствие, предпочтения, влияние // Образовательные технологии и общество. - 2016. - №2 - С.645-661.
12. Богданов Ю. В. Мотивация студента к обучению: теория и практика // Пространство экономики. - 2013. - №4- С.253-257.
13. Бузуева Ю. Г. Развитие маркетинга отношений в вузе на основе формирования лидеров мнений // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. -
2013. - №2-1. - С.64-70
14. Волкова М.А., Попов М.Ю., Организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие научно-исследовательской работы студентов // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2015. - №2.- С.83-90
15. Воскобойникова М.Н. , Пугачева Н.И., Чепурышкин И. А., Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. - 2008. - №5. -С.139-143
...66