Аннотация 2
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Воздушная стихия в художественном мире А.А. Фета: постановка проблемы 9
1.1. Категория воздуха в эстетике творчества Фета 9
1.2. Стихия воздуха в пейзажной лирике Фета 14
1.3. Синестетическая природа воздушной стихии: своеобразие мироощущения
лирического героя 20
ГЛАВА 2. Воздух как ключевой элемент моделирования художественного образа в творчестве А.А. Фета 30
2.1. Романтическая концепция стихии воздуха: А.А. Фет и В.А. Жуковский 30
2.2. Значение поэтики «воздушного» в экфрастических произведениях А.А. Фета 37
2.3. Поэтические образы воздушной стихии в переводах А.А. Фета: Дж. Байрон, Г. Гейне,
И.В. Гёте 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Словник воздушных обозначений 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Сигнальные слова воздушной стихии в художественном мире Фета 66
Литературоведение второй половины XX века ознаменовало новый подход к изучению творчества А.А. Фета: во-первых, была подвергнута критике устоявшаяся модель изучения его поэзии как преимущественно поэзии «чистого искусства», во-вторых, проблематизируется художественный метод поэта с точки зрения создания особой картины мира.
О системном подходе к осмыслению творчества Фета в современной филологической науке говорят, в первую очередь, подготовка и издание первого полного Собрания сочинений и писем поэта в 20 томах и сопровождающая его серия научных сборников «А.А. Фет. Материалы и исследования» (в настоящий момент изданы четыре выпуска: 2010, 2013, 2018, 2021 гг.). Современные литературоведческие работы демонстрируют общую тенденцию к исследованию целостной художественной картины мира Фета, обращается внимание на эстетические установки поэта , историко-литературный контекст его произведений , особенности образной системы и художественной манеры поэта. Так, например, изучается связь и влияние фетовского творчества на эстетику и поэзию серебряного века , анализируются его переводы и рассказы , получают интерпретацию мифопоэтические и философские основы лирики Фета , уточняются стилевые особенности.
Творческое наследие Фета не случайно становится и репрезентативным материалом междисциплинарных изысканий. Так, в лингвистике изучаются особенности идиостиля Фета , расширяющие и углубляющие понимание определённых аспектов его творчества. Отмечаются исследования в области лингвофольклористики и культурологии , изучается феномен экфрасиса в поэзии Фета, объединяющий различные виды искусства .
Симптоматично, что одним из актуальных направлений в работах междисциплинарного характера является изучение феномена синестезии в психологии, искусствоведении, лингвистике. Обращение же литературоведов к феномену синестезии во многом связан с глубоким интересом к проявлению в творческом сознании «художественного синекретизма», который А.А. Забияко именует способом «формирования художественного мира, основанный на образном претворении совокупности чувственных восприятий автора (зрительных, звуковых, одористических, тактильных, эмоциональных) и имеющий характер творческой установки» . Исследование синестезии актуально как на уровне целостного художественного мира автора, например, в диссертации А.Г. Кожевниковой, посвященному прозе Н.В. Гоголя , где показано проявление феномена во всех сферах чувственных восприятий, в том числе и категории воздуха, как «объекта синестетической рефлексии», так и на уровне ее частного выражения, например, в цветосветовой поэтике цикла «Записки охотника» И.С. Тургенева . В творчестве Фета феномен синестезии тесно связан с поэтикой воздушной стихии, знаково вызывающей столь пристальный интерес - представляется, что именно эта стихия концептуально связана с эстетикой творчества Фета. Являясь своего рода эссенцией стилевых и идейных установок, воздушная стихия наиболее полно отражает особенности художественного мира Фета, способствуя передаче красоты и гармонии природы, тонких переживаний лирического героя в процессе вчувствования в окружающий мир, становясь своеобразным инструментарием для выражения фетовского мирообраза. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена возросшим вниманием исследователей к творческому наследию Фета, которое интерпретируется в русле тенденций современной филологической науки.
При этом исследований, посвященных поэтике воздушной стихии, крайне мало. Существенным признаком того является новизна самого подхода и взгляда к изучению данного вопроса в рамках художественного текста. Так, например, в четвертой главе диссертации Е.О. Третьякова воздух в метафизическом плане представлен в тесной и неразрывной связи с тремя другими стихиями . Отдельные элементы исследований воздушной стихии присутствуют в статьях А.Л. Голованевского («Место человека и природы в водной и воздушной стихии Ф.И. Тютчева» ), А.А. Преображенской («Мифопоэтика воздушной стихии в книге К. Бальмонта «Птицы в воздухе»» ). Оба автора в разной степени характеризуют воздушную стихию: А.А. Преображенская проводит анализ семантического поля воздух, выделяет экспрессему, обращает внимание на стилистические приёмы, А.Л. Голованевский уделяет внимание глаголам, раскрывает их многозначность в контексте тютчевских стихотворений, разбирает грамматические и фонетические тонкости устройства поэтического текста.
В пособии Г.П. Козубовской «Поэзия А. Фета и мифология» рассмотрению стихии воздуха в космогонии поэта отводится глава «Воздух». Новизна в подходе к анализу стихии видится в выявлении особой функциональности воздуха: «Воздух в космогонии Фета - самая неуловимая субстанция. <...> она являет собой гармонию <...> Полнота бытия выражается в принятии этой субстанции в себя, растворении в ней, в ощущении себя ее частью - в реализации принципа «стать природой»». Автор выделяет основные особенности и свойства воздуха, уникальность метафорики стихии в поэзии Фета. В главе «Лирический субъект как единство субстанций: метафорика Фета» представлен подход к исследованию лирического субъекта, который можно назвать синестетическим. Данная методика работы с поэтическими текстами Фета любопытна, поскольку в самом творчестве поэта прослеживается стремление к выражению «невыразимой», живой красоты, воплощенной в конкретном мимолётном впечатлении. В частности, об импрессионистской манере поэта писал Д.Д. Благой, характеризовав способность поэзии Фета «улавливать неуловимо музыкальные впечатления, зыбкие душевные движения в их, как и в природе, окружающей человека, «трепете», «дрожи», живой динамике переливов красок и звуков, «волшебных изменений милого лица», «непрестанных колебаниях», «переходах, оттенках»» . Здесь же отметим, что Б.Я. Бухштаб в своих исследованиях не раз связывает фетовский «уклон» в субъективность с импрессионизмом, раскрывая его на всех уровнях поэтического текста. Он объясняет, что характерная для Фета «цепь субъективных ассоциаций определяет движение стихотворной темы» и, теряя явное значение, «становится как бы намеком, раскрывающим глубину переживания» .
Итак, исследование поэтической специфики художественных направлений, образных систем в творчестве Фета является неотъемлемой частью приближения к пониманию эстетики поэта. Новизна предлагаемой работы определяется прежде всего попыткой системного рассмотрения воздушной стихии с точки зрения ее семантической многомерности и универсальности.
Таким образом, объектом данного исследования является поэтика художественного мира А.А. Фета. Предметом выступает изучение поэтики воздушной стихии А.А. Фета. Материалом послужили стихотворения сборников 1850, 1883, 1885, 1888, 1891 годов, а также некоторые прозаические публикации (очерки «Из-за границы. Путевые впечатления»).
Цель: изучить поэтику воздушной стихии в художественном творчестве А.А. Фета.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1) составить словник обозначений воздушной стихии в лирике Фета, выявить их специфику;
2) исследовать феномен синестезии воздушной стихии в лирике Фета;
3) определить значимость воздушной стихии в связи с эстетическими установками Фета;
4) раскрыть роль воздушной стихии в создании художественного образа Фета.
Методика исследования поэтики воздушной стихии предполагает литературоведческий подход и включает в себя следующие методы:
1) аналитический метод;
2) компаративное исследование;
3) семиотический анализ.
Композиция работы обусловлена общей логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 83 наименования, и двух приложений.
В первой главе определяется проблематика исследования воздушной стихии в художественном мире поэта. Взгляд на поэтику стихии воздуха дан через призму эстетических установок Фета. Воздушная стихия анализируется с точки зрения специфики ее проявления в стилевых особенностях лирических произведений Фета, отмеченных современниками, в связи с чем стихия воздуха определена как эстетическая константа творчества поэта. Отдельное внимание посвящено анализу поэтики стихии в пейзажной лирике, демонстрирующей импрессионистическую доминанту поэтического изображения, а также исследована специфика синестетической природы воздушной стихии, обнаруживающая связь с мироощущением лирического героя и авторским мировидением.
Во второй главе рассматривается миромоделирующая роль воздушной стихии в соответствии с идейными установками Фета. Проанализирована историческая и текстологическая связь образной системы воздуха с романтическими манифестами В.А. Жуковского, подтверждающая роль поэтики «воздушного» в контексте оригинального фетовского мировосприятия. Изучено своеобразие поэтики стихии в описательной модели экфрастических произведений, а также ее императивная роль в переводных стихотворениях Дж. Байрона, Г. Гейне и И.В. Гете.
В заключении кратко излагаются результаты исследования.
В приложениях приводится материал словника, наглядно демонстрирующего систему воздушной стихии и ее репрезентацию в картине мире поэта.
В ходе проведенного исследования анализ поэтики воздушной стихии в художественном мире Фета позволяет определить ее художественную значимость в понимании авторской творческой системы. Интерпретация мотивной организации, образной системы, семантики воздушной стихии с опорой на методы компаративного и семиотического подходов выявила особую роль воздушной стихии как посредника эстетических и идейных установок поэта, что позволило сделать выводы об универсальности воздушной стихии, типологической литературной преемственности в ее осмыслении и вместе с тем акцентировать особую импрессионистическую манеру поэта.
На первом этапе были выявлены и систематизированы образы воздушной стихии, которые сформировали словник, состоящий из сигнальных слов стихии воздуха и развернутого комментария (словарной статьи). Словник, с одной стороны, позволил увидеть, каким образом семантическое поле воздушной стихии расширяется в художественном мире Фета, минуя границы словесных штампов (вроде «крылатой песни» и «дыхания цветов»). С другой стороны, анализ сигнальных слов продемонстрировал синестетическую природу воздушной стихии, в каждом обозначении которой содержатся новые, принципиально значимые коннотации, позволяющие видеть, как множество выразительных форм воздушной стихии функционируют в качестве своеобразного «центра», сферы, вбирающей в себя окружающий мир - реализации фетовского принципа «вчувствования».
Кроме изучения непосредственного мотивного и образного компонента стихии в творчестве поэта, на втором этапе была предпринята попытка концептуального осмысления миромоделирующей роли воздушной стихии, выраженной на нескольких уровнях художественных произведений Фета. Так, компаративный анализ показал, что связь стихии с русской романтической традицией открывает сущность, истоки и закономерности положения воздуха для лирики Фета. Проблематизируется аспект поэтики «воздушного», связанный, в первую очередь, с неявными границами между узнаваемыми романтическими штампами и оригинальным фетовским мирообразом. Данный аспект в ходе рассмотрения дает полное право полагать, что, несмотря на органичную преемственность, фетовская концепция творчества симптоматично проявляется в поэтике воздушной стихии и демонстрирует самобытность, универсальность «легкого слога» на уровнях эстетики, пейзажной лирики, и ощущении причастности лирического героя окружающему миру. Необходимо отметить, что поэтика «воздушного» становится принципиально значимой как для экфрастических произведений Фета, «одухотворяя»
другие виды искусств, так и для переводов Фета, в которых нарочитое присутствие воздушного неуклонно сопровождает оригинальные тексты.
Таким образом, воздушная стихия не представлена изолировано, не становится только частью внутренних или внешних пейзажей - она обнаруживает поразительную семантическую многомерность, то являясь отзвуком состояния души, получая обоснование антропологического порядка, то расширяя возможности творческой рефлексии, поднимая лирическое сознание «по эфирной благовонной стезе». В подчиненности общему бытийному началу воздух оказывается в уникальном положении - он распространён повсюду, наполняет человека живительной энергией, но в то же время становится пространством для синестетического единства разнородных элементов бытийного порядка.
Воздушное пространство организует единство внутреннего мира героя с миром внешним - подобное единение позволяет говорить и об особом состоянии самого лирического субъекта. Трансформируясь в нечто эфемерное, он растворяется в окружающем его мире. Неясная, прозрачная и призрачная позиция лирического героя, дополняющаяся чувственными или пейзажными этюдами, открывается читателю в ранних и поздних сборниках. Растворение в этом умиротворяюще-живом пространстве сопряжено со стремлением героя выразить «душу», познать те смыслы, на которые нет определенного ответа. Количество проявлений воздуха (от атмосферных - небо, выси, облака, дым, звезды - стихийных - ветер, вихрь, туман, буря - до собственно чувственных, синестетических - аромат, дым, дыхание, дрожь, свежесть, тишина, чуткость) обнаруживают ценность стихии для онтологии фетовского творчества. Следовательно, воздушная стихия приобретает несколько функций: имманентное свойство эстетики, организация пространства, гармонизирующее природное начало, отражение состояния души, ее воодушевление. Авторское обращение к образному пласту воздуха, даже в переводах, во многом объясняется близостью этой стихии к его особому, «импрессионистскому» взгляду на мир, когда вовремя пойманное мгновение дороже академически точного изображения какого-либо предмета, чувства, или мысли.
Перспективой дальнейшего исследования является изучение семиосферы воздушной стихии в художественном мире Фета, привлечение поэтики других стихий, а также продолжение изучения феномена синестезии в творчестве поэта, с отдельным, пристальным вниманием к частным аспектам синестетической поэтики.
Материалы данной работы могут быть использованы как для исследования синестетических мотивов, феномена экфрасиса и особенностей переводов в творчестве Фета, поэтики стихий в литературоведении и идиостиле других авторов, так и при 50
исследовании воздушной стихии в разных вариантах ее воплощения в общеязыковой картине мира.
1. Абдуллин И. Р Цвето-музыкальные синестезии в поэзии Бальмонта // Казань, 1996. - С. 121-124.
2. Айхенвальд Ю. Фет // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - Вып. 2. - М., 1908. - С. 51-66.
3. Алпатов М. В. Поэтика импрессионизма // Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств: Избранные искусствоведческие работы. - М. : Советский художник, 1979. - С.124-125.
4. Аносова А. Д. «Сикстинская мадонна» Рафаэля как эстетическая мифологема в русской словесности XIX века: дис.... маг-ра. филол. наук. - Томск, 2019. - 149 с.
5. Атаманова Н. В. Синестетические перцептивные звуко-цветообразы в языке русской поэзии (на материале поэтических контекстов Ф.И. Тютчева и А.А. Фета) // В мире научных открытий. - 2014. - № 11-10(59). - С. 3912-3921.
6. Башляр Г. Грезы о воздухе : Опыт о воображении движения / Гастон Башляр; Перевод с фр. Б. М. Скуратова. - М., 1999. - 344 с.
7. Благой Д. Д. Мир как красота: о «Вечерних огнях» Фета [Электронный ресурс] / Д. Д. Благой, М. А. Соколова. - М.: Наука, 1981. URL: http://az.lib.ru/f7fet a a/text 0020.shtml (дата обращения: 08.05.2024).
8. Бухштаб Б. Я. Фет // История русской литературы: В 10 т / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. VIII. Литература шестидесятых годов. Ч. 2. - 1956. - С. 247-260.
9. Гаспаров М. Л. Композиция пейзажа у Тютчева // Гаспаров М.Л. Избранные труды. - Т. 2. - М., 1997. - С. 332-361.
10. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. - М.: Изд-во «МИК», 2002. - С. 5-22.
11. Голованевский А. Л. Место человека и природы в водной и воздушной стихии Ф.И.
Тютчева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2012. - № 3-2(23). - С. 122-126. URL:
https://elibrary.ru/contents.asp?id=33798949 (дата обращения: 12.05.2024).
12. Гриневич О. А. Трансформация постриторической модели «усадебного текста» в поэзии А.А. Фета // Studia Litterarum. - 2020. - Т. 5, № 2. - С. 220-233.
13. Гринес О. В., Темников М. В. П. И. Чайковский и А. А. Фет: диалог поэзии и музыки // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2012. - № 4(25). - С. 70-73.
14. Гродецкая А. Г. Переписка Фета и А. Н. Майкова (1884-1889) / публ. А. Г. Гродецкой // А. А. Фет. Материалы и исследования. - СПб., 2018. - Вып. 3. - С. 581-600.
15. Демиденко Л. Н. Поэтика пейзажной лирики А.А. Фета // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2014. - № 6-4. - С. 12-16... 83