ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I: Анализ теоретических подходов к пониманию самоотношения в структуре Я- концепции 9
1.1 Образ себя как предмет исследования в зарубежной и отечественной литературе 9
1.2 Образ себя как продукт самосознания 18
1.3 Интеграция научных представлений о структуре самосознания и самоотношения ..23
1.4 Выводы из Главы I 28
Глава II Характеристики самопринятия в системе самоотношения 30
2.1 Структура самоотношения 30
2.1.2 Выводы из §2.1 36
2.2 Самопринятие и его место в структуре самоотношения личности105 37
2.2.1 Самопринятие в контексте саморазвития 37
2.2.2 Самопринятие в структуре самоотношения личности 40
2.2.3 Самопринятие как черта самоактуализирующейся личности 43
2.2.4 Специфика понимания самопринятия в отечественной и зарубежной психологии
46
2.2.5 Самопринятие современной молодежи 50
2.2.6 Типология самопринятия 53
2.2.7 Характеристики самопринятия и возможности их диагностики 55
2.3 Выводы из Главы II 59
Глава III Исследование уровня самопринятия в структуре самоотношения взрослых детей из дисфункциональных семей 64
3.1 Феномен самопринятия: результаты феноменологического и герменевтического
анализов теоретической части работы 64
3.1.1 Я-концепция 64
3.1.2 Самопринятие в структуре самоотношения 66
3.1.3 Характеристики самопринятия и самонепринятия 72
3.1.4 Причины возможных искажений самоотношения 74
3.2 Организация исследования 79
3.3 Результаты исследования 80
Анализ результатов опроса по методике социально-психологической адаптации
Роджерс-Даймонд 80
Анализ результатов опроса по Экспериментальной методике Яремчук С.В 82
Выводы из главы III 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика диагностики социально-психологической адаптации
Роджерса - Даймонд 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Экспериментальная методика Яремчук С.В 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Отображение результатов опросов по выборке 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты опроса Роджерс-Даймонд по шкалам Принятие себя, непринятие себя, Принятие других, Непринятие других 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Результаты опроса по экспериментальной методике Яремчук
С.В 115
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 117
В данной работе предпринята попытка анализа современных научных представлений о феномене самопринятия в структуре самоотношения, и методах его исследования.
Рассмотрены модели представлений о самопринятии как части самоотношения, которое, в свою очередь, является частью Я-концепции.
Актуальность работы
В последнее время в связи с ориентацией общества на качество жизни человека, в том числе на его психологическую и субъективную составляющие, начинает распространяться концепция психологического благополучия. Самопринятие выступает одним из важнейших компонентов этой концепции.
В отечественной психологии на современном этапе ее развития термин «самопринятие» начинает использоваться в научных исследованиях всё чаще и чаще. Вместе с тем место этого феномена в системе категорий остается весьма размытым.
Неопределенность категории «самопринятие» в отечественной психологии приводит к отсутствию самостоятельной методики диагностики этого феномена, хотя соответствующие шкалы могут быть обнаружены в составе разных методических инструментов.
Анализ источников обнаруживает, что самопринятие слабо дифференцируется от таких явлений, как самоуважение, самоудовлетворенность, аутосимпатия, самооценка, положительная Я-концепция, самолюбие, самоутверждение и т.п.
При этом самопринятие рассматривается в разных контекстах: как составная часть самоотношения, как одна из характеристик самоактуализирующейся личности, как один из компонентов психологического благополучия.
Неопределенность этого понятия приводит к отсутствию самостоятельной методики диагностики самопринятия, хотя соответствующие шкалы могут быть обнаружены в составе разных методических инструментов.
Положение о том, что основополагающим принципом для понимания природы самосознания (сознания) личности является принцип его социальной детерминированности отражено в культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготского, в теории деятельности А.Н. Леонтьева и работах С. Л. Рубинштейна.
A. А. Бодалев и В.В. Столин, выделяют в образе Я аспекты знания о себе и самоотношение.
Р. Баумейстер описывает две стратегии самопрезентации: ублажающую и само-
конструирующую.
Р. Бернс предпринял попытку упорядочить терминологию, посвященной Я-концепции, и предложил схему Я-концепции в виде иерархической структуры.
B. В. Столиным представлена концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется образ Я и действует самосознание.
У. Джемс, К. Роджерс, М. Розенберг и др. выделяли различные формы представлений о себе, дифференцированные либо по сфере проявлений, либо как реальность и идеал, либо по какому-то иному существенному признаку.
Несмотря на разноплановость современных отечественных работ, затрагивающих проблему образа Я (К.А. Абульхановой, Л.И. Анциферовой, Т.Н. Березиной, Ф.Е. Василюк, Н.В. Гришиной, А.В. Иващенко, Т.З. Козловой, А.В. Клочко, А.В.Орлова, Е.В. Руденского, Е.Т. Соколовой, И.А. Тепленевой и др.), в них обнаруживается общая позиция: основным понятием в определении исследуемого феномена является
представление о сущностных силах человека, т.е. рассматривается проблема личностной субъектности.
Некоторые представители гуманистического направления определяют Я-концепцию как установку или систему установок индивида на самого себя, другие, такие, как А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. С. Брунер, К. Гудман, Д. Снигг, А. В. Комбс и др., признают Я- концепцию фундаментальным фактором поведения и развития личности, наиболее важной детерминантой ответных реакций на окружение индивида.
В отечественной психологии изучением Я-концепции и смежными с ней понятиями «самосознание», «образ Я» в разное время занимались такие учёные, как В. М. Бехтерев, Д. А. Дриль, С. С. Корсаков, H. H. Ланге,. И. М. Сеченов, И. А. Сикорский, С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, A. B. Брушлинский, Д. Н. Узнадзе, A. C. Прангишвили, Ш. Н. Чхартишвили, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Кон, Ю. М. Орлов, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Т. Шибутани, А. А. Налачжанян, Е. Т. Соколова, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе и др. Подавляющее большинство из них отдают Я- концепции центральное место в формировании личности, определяя её как высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующее психическую жизнь; систему представлений о себе, внутреннее ядро личности.
Противоречия между реальным и идеальным Я описаны в работах З.Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и других.
В «Психологической энциклопедии» Р. Корсини и А. Ауэрбаха сделана попытка объединить две классификации составляющих Я-концепции: компонентов и
модальностей.
Например, У Джемс добавлял к уровням «духовное Я» и «материальное».
Р. Бернс считал, что наряду с физическим и социальным Я необходимо рассматривать умственное и эмоциональное Я.
Ряд современных исследователей в качестве третьего уровня рассматривают Я- экзистенциальное как оценку себя в аспекте жизни и смерти. Другие выделяют духовное Я и «Я-пространства».
В концепции Х. Маркус и П. Нуриус введено понятие «рабочей Я-концепции», определяемой как «Я-концепция в данное время и в заданном социальном контексте взаимодействия, как часть общего репертуара Я, определяемого на микро и макро- социальном уровне».
Традиционным определением самопринятия у психологов, рассматривающих его в контексте саморазвития (В.Г. Маралов, С.М. Рогожникова, Е.П. Киселева, Н.Л. Прохорова, Е.Ю. Григоренко и др.), является понимание его как интегральной характеристики личности, полное и безусловное принятие своих сильных и слабых сторон, способность личности не вступать в антагонистические противоречия с самим собой, как стиля отношения к себе.
Наиболее традиционным для отечественной психологии является рассмотрение самопринятия в контексте самоотношения, которое закрепилось после работы В.В. Столина, в которой самоотношение рассматривалось как смысл, придаваемый человеком своему «Я».
Д.А. Леонтьев разграничивает в системе самоотношения самооценку, самоуважение и самопринятие.
Анализируя содержание компонентов самоотношения, Е.В. Селезнева разделила девять модальностей самоотношения на три группы в соответствии с их функциями.
Рассматривают самопринятие как составляющую самооценки Н.К. Радина, Т.В. Архиреева, Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова и др.
Классики гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерс выделяли самопринятие в качестве черты самоактуализирующейся личности.
К. Роджерс рассматривал развитие самопринятия как приоритетное направление в терапевтическом процессе, как осознание, переживание и принятие внутреннего опыта человека.
М.А. Хазанова в качестве стержневых особенностей самопринятия выделяет безоценочное и безусловное предоставление права быть самим собой, веру в возможности изменения себя.
С.Л. Братченко и М.Р. Миронова рассматривают самопринятие в качестве
интерпесонального критерия развития личности.
В работе Т.Л. Бессоновой самопринятие личности рассматривается как условие формирования фемининности.
С.М. Колкова дифференцирует безусловное самопринятие и условное, которое приводит к нарушению целостности личности, защитным формам реагирования и непринятию своих чувств.
К. Рифф, предложила считать самопринятие как полноту самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах, нахождение «творческого синтеза» между соответствием запросам социального окружения и развитием собственной индивидуальности.
В отечественной психологии самопринятие традиционно понимается как позитивный смысл «Я», непосредственно переживаемая симпатия по отношению к себе (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Д.А. Леонтьев, Е.В. Селезнева, Н.К. Радина и др.), то, что в зарубежной психологии обозначается терминами самоуважение (self-esteem) и позитивное самоотношение (self-regard).
Таким образом, изучение «образа Я», самоотношения и самопринятия, выявление взаимосвязи между принятием себя и психологическим благополучием личности становится актуальной задачей.
Объект работы
Объектом работы является самоотношение.
Предмет работы
Предметом исследований является самопринятие (как форма самоотношения) взрослых детей из дисфункциональных семей.
Цели работы
Целью работы является исследовать уровень самопринятия в структуре самоотношения взрослых детей из дисфункциональных семей, и его связи с другими параметрами самоотношения.
Достижение поставленной цели осуществляется за счет решения следующих задач:
1. Провести анализ теоретических подходов к пониманию самоотношения в структуре Я-концепции.
2. Описать характеристики самопринятия в системе самоотношения.
3. Проанализировать уровень самопринятия в структуре самоотношения взрослых детей из дисфункциональных семей.
Общая эмпирическая гипотеза исследования: самоприятие и самоотношение играют значимую роль в структуре Я-концепции взрослых детей из дисфункциональных семей и имеют специфическую выраженность.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и западных психологов, в которых заложены идеи о сущности самоотношения и самопринятия в структуре Я-концепции. Методологическую основу исследования составляют феноменологический, диагностический и экспериментальный подходы, а также методы интерпретативного анализа.
Для решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования:
1. Теоретические методы: феноменологический, герменевтический, интерпретативный.
2. Эмпирические методы:
- метод психодиагностического исследования;
- метод психологического эксперимента;
- методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Опросник Социально-Психологической адаптации К.Роджерс, Р.Даймонд в модифицированной версии канд. психол. наук А.К. Осницкого (2004 г.).
2. Экспериментальная методика канд. психол. наук Яремчук С.В. (ФГБОУ ВПО «АмГПГУ».), ориентированная на изучение самопринятия с опорой на характеристики: безоценочность, толерантность, осведомленность и готовность к приобретению нового опыта.
При обработке результатов исследования применялись методы программы «SPSS Statistics 20.0»: описательный анализ, анализ элементарных статистик, корреляционный анализ с использованием коэффициентов корреляции Пирсона и Спирмена.
Описание выборки
Исходя из заявленной темы работы, генеральной совокупностью в нашем исследовании являются взрослые дети из дисфункциональных семей. Исследование проводилось на форуме, объединяющем людей, которые сами себя идентифицируют, как взрослые дети из дсф-семей (http://www.detki -v- setke.ru).
Общая численность выборки 70 человек в возрасте от 30 до 50 лет. Так как форум русскоязычный, но международный, в исследование приняли участие граждане пяти стран, более 10 национальностей.
Теоретическая значимость работы заключается в интеграции научных представлений о феномене самопринятия, уточнении и обобщении имеющихся данных, выявлении вопросов и проблем, пока еще не получивших решения на сегодняшнем уровне развития представлений о самопринятии.
Неопределенность категории «самопринятие» в отечественной психологии приводит к отсутствию самостоятельной методики диагностики этого феномена. Поэтому практическая значимость данного исследования заключается в апробации новой методики на практике, увеличении количества данных для анализа эффективности и достоверности методики, сравнении её с ранее использовавшейся (непрофильной) методикой, содержащей подобные шкалы.
Структура: работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Выпускная квалификационная работа изложена на 102 листах основного текста, содержит 26 таблиц, 3 рисунка и 5 приложений.
В последнее время в связи с ориентацией общества на качество жизни человека, в том числе на его психологическую и субъективную составляющие, начинает распространяться концепция психологического благополучия.
Самопринятие выступает одним из важнейших компонентов этой концепции.
В соответствии с целью настоящей работы выполнено исследование уровня самопринятия в структуре самоотношения взрослых детей из дисфункциональных семей, и обнаружены его связи с другими параметрами самоотношения.
По итогам выполненной работы сделаны следующие заключения:
- Анализ теоретических подходов к пониманию самопринятия в структуре самоотношения показал, что самоотношение является частью эмоционального компонента Я-концепции, а самопринятие является одной из форм самоотношения.
- Встречаются два основных подхода к трактовке самопринятия, первый - считать самопринятие выражением положительной самооценки, второй что это безусловное и безоценочное отношение к себе, принятие себя не только хорошим, но разным, любым. Есть мнение, что первая точка зрения более характерна для отечественной науки, а вторая
- для зарубежной.
По результатам эмпирического исследования группы взрослых детей из дисфункциональных семей установлено:
- Высокие значения по шкалам Принятие себя и Принятие других свидетельствуют о преимущественно позитивной окраске образа собственного Я, характерной для данной выборки, что может отражать как реальное принятие себя и положительную Я - концепцию, так и некоторые искажения в восприятии себя, названные в теоретической части исследования (см. табл. 5).
- Результаты оценки самопринятия при помощи диагностической методики заметно выше результатов экспериментальной. Это может иллюстрировать попытку респондентов давать социально одобряемые ответы на вопросы диагностического теста, - и утрату такой возможности в условиях эксперимента.
- Для данной выборки характерны невысокая положительная самооценка, критичное отношение к собственным и чужим недостаткам, выраженное оценочном отношении к себе.
- Безоценочность считается центральной характеристикой самопринятия, и понимается как сознательное воздержание от определения опыта как хорошего или плохого, правильного или неправильного. Принятие собственных качеств предполагает понимание их не как «хороших», а как одновременно способствующих реализации одних целей и препятствующих достижению других.
Наше исследование показало невысокий (относительно ста возможных процентов) уровень безоценочного отношения к себе и другим в данной выборке (23% и 26%).
В то же время, эти результаты выше аналогичных, проведенных другими исследователями, что может говорить об успешной работе над собой в рамках программы самопомощи.
- Кроме того, анализ показывает тенденцию уменьшения оценочного отношения за счет увеличения безоценочного.
- При анализе Толерантности можно говорить об интолерантности, и отношение большинства респондентов с миром и окружающими людьми можно описать формулой «Я - хороший, а ты - плохой».
- Сравнительно высокая Готовность к новому опыту (40% своих качеств согласны изменить на противоположные) может говорить о двух различных явлениях: либо самопринятие имеет своим следствием стремление к активности и изменению (нежели к избеганию или пассивности), либо готовность к самоизменению может диктоваться и непринятием себя или рассогласованием между образом идеального и реального Я.
- Высокие показатели по положительной самооценке согласуются с отрицательной оценкой другого, и наоборот.
- Принятие уменьшает оценочное отношение.
- Принятие себя положительно связано с принятием других.
- Совместный корреляционный анализ двух методик не показал значимой корреляционной связи между параметрами Принятие себя (Роджерс-Даймонд) и Безоценочность (Яремчук), между Принятие себя (Роджерс-Даймонд) и Толерантность.
Это может подтверждать наше предположение о том, что в методике Роджерс-Даймонд под Принятием себя понимается положительное самоотношение, а не то принятие, которое характеризуется нейтральностью, безоценочностью и толерантностью.
- Различие показателей уровня самопринятия в двух методиках и отсутствие значимых корреляционных связей между этими шкалами может иллюстрировать одну из ключевых проблем, поднятых данной работой - о том, что самопринятие не является положительной самооценкой, это - разные формы самоотношения.
Таким образом, в соответствии с результатами эмпирического исследования, у взрослых детей из дисфункциональных семей наблюдается сложная форма самоотношения, различные проявления которого были отражены шкалами используемых методик.
Совокупность полученных данных можно интерпретировать таким образом, что общий уровень самопринятия в этой выборке невысок, и отличен от позитивного самоотношения. Самопринятие противоположно оценочному отношению. Положительное отношение к себе/другому находится в отрицательной связи с негативным отношением. Самопринятие способствует принятию других людей.
Следовательно, поставленные в рамках данной работы задачи выполнены, общеэмпирическая и статистические гипотезы нашли своё подтверждение, самопринятие является формой безоценочного самоотношения, является сложным психическим феноменом, и играет важную и сложную роль в формировании психологического благополучии взрослых детей из дисфункциональных семей.
1. Ассаджоли, Р. Психосинтез / Р. Ассаджоли. М. : Рефлбук, 1997. 316 с.
2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. 302 с.
3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. М. : Прогресс, 1986. 422 с.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. /Л.С. Выготский. М. : Педагогика, 1987.
5. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л.Я. Дорфмана. М. : Смысл, 2004. 319 с.
6. Кон, И.С. В поисках себя: личность и её самосознание / И. С. Кон. М. : Политиздат, 1984. 335 с.
7. Кохут, Х. Восстановление самости / Х. Кохут. М.: КогитоЦентр, 2002. 320 с.
8. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. М. : ИдеяПресс: Дом интеллектуальной книги, 2000. 312 с.
9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл; Академия, 2005. 352 с.
10. Лихтенберг, Дж. Д. Клиническое взаимодействие: Теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем / Дж. Д. Лихтенберг, Ф.М. Лачманн, Дж.Л. Фосседж; пер. с англ. А.М. Боковикова. М.: КогитоЦентр, 2003. 368 с.
11. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. М. : МОДЭК: МПСИ,
2009. 544 с.
12. Мид, Дж. Г. Избранное / Дж. Г. Мид; пер. В.Г. Николаева. М., 2009. 290 с.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. М. : Академия, 2009. 640 с.
14. Ошанин, Д.А. Предметное действие и оперативный образ: автореф. дис. ... дра психол. наук/Д.А. Ошанин. М., 1973. 42 с.
15. Патаки, Ф. Некоторые когнитивные процессы Образа Я / Ф. Патаки // Психологические исследования познавательных процессов и личности / отв. ред.: Д. Ковач, Б.Ф. Ломов. М. : Наука, 1983. С. 4551...105