АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Женщины в литературе и в общественной жизни Европы в конце XVIII -
первой половине XIX вв. 12
1.1 Место и роль женщин в системе общественных отношений на рубеже
XVIII-XIX вв. 12
1.2 Женщины на литературном поприще в первой половине XIX в. 22
2 Судьбы 33
2.1 Жермен де Сталь 33
2.2 Мэри Шелли 47
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 65
Актуальность. «Женская тема» остается одной из наиболее актуальных и важных проблем современного мира. Вопрос о положении женщин в обществе, а также гендерных взаимоотношениях затрагивает все сферы жизни людей, включая доступ к образованию, труду, политическому участию, возможность самореализации, а также многие другие аспекты. Социальное неравенство и дискриминация по половому признаку, основанные на стереотипных представлениях о гендерных ролях, препятствуют развитию общества в целом. Исторические исследования, посвященные «женской теме», способны осуществить участие в определении перспективных стратегий и путей решения социальных проблем, обозначении приоритетов, конструировании новых социальных технологий.
Во второй половине XX века вследствие социально-политических, общенаучных и социально-экономических трансформаций в области гуманитарного знания получили развитие женские и гендерные исследования. «Женская история» доказала, что полученное ранее «единое и полное» знание о прошлом таковым не является, поскольку в нем почти отсутствуют женщины. «Женские исследования» призваны дополнить традиционное историческое повествование, вписать в него женские имена, дать новые оценки существующим представлениям об историческом прошлом. Тем не менее, несмотря на ощутимые достижения и постоянно возрастающий исследовательский интерес, «история женщин» имеет еще большое количество незаполненных страниц.
Представляется актуальным обращение к материалам XIX века, чрезвычайно важного для «истории женщин» столетия, начавшегося с Французской революции. Именно в этот период на фоне глубоких общественных и экономических трансформаций менялись представления о природе женщины, ее роли жены, матери, труженицы и человека, отстаивающего свои права. Немаловажную роль в этом деле сыграли женщины, обладающие особыми талантами, иными словами - интеллектуалки, как-то Жермен де Сталь во Франции и Мэри Шелли в Англии. Эти писательницы появились в той плеяде женщин, кто предвосхитил мужчин на литературном поприще; кроме того, примером собственных поступков они меняли представления о женщинах и их способностях.
Степень изученности темы. Исследования, прямо или косвенно обращающиеся к теме, весьма многообразны. Объемный корпус работ посвящен вопросу интеграции истории женщин в пространство всеобщей истории. Так, обобщающий пятитомный труд «История женщин на западе» 1, состоящий из работ более семидесяти выдающихся историков под редакцией Ж. Дюби и М. Перро, открывает перед читателем панорамную хронику от античности до современности, выдвигая женщин на передний план исторической сцены. «История женщин» раскрывает широкий спектр оценок, которые давались женщинам в различные эпохи в разного рода исторических контекстах, а также обращается к вопросу о влиянии гендера на социальную, политическую, экономическую жизнь общества и его определение данными категориями. В частности, четвертый том серии «Возникновение феминизма: от Великой французской революции до Мировой войны» посвящен жизни женщин в контексте труда, брака и семьи в период общественно¬политического перелома и формирования «новой» женщины в европейском обществе.
Вопросу о многообразии женских ролей в европейском обществе конца XVIII - начала XX вв. посвящена работа профессора Университета Глазго Линн Абрамс «Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789- 1918» . В своем исследовании она рассматривает процесс осмысления женщинами своего подчиненного по отношению к мужчинам положения, а также тех факторов, которые оказали влияние на изменение взглядов на роль женщины в контексте семь и общества. Работа «Женщина в английском обществе. 1500-1800» группы зарубежных исследователей также посвящена исследованию различных аспектов, оказавших влияние на положение женщин в социуме. Главы сборника обращены к жизни и работе отдельных групп женщин, церкви и государству, а также интеллектуальной сфере жизни общества. Исследование также отличается богатым собранием источников, среди которых некоторые авторы уделяют особое внимание дневниковым и мемуарным записям, позволяющим судить об эпохе и социальном положении женщин в целом через призму частного случая.
Биографии отдельных исторических персоналий стали предметом исследования в книге «Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века» авторства Натали Дэвис, профессора Принстонского университета. В своей работе Н. Дэвис обратилась к «персональной истории» трех женщин XVII столетия, Маргарет Кавендиш, герцогини Ньюкасл, Мэри Рич, графини Уорикской и Афры Бен, для конструирования общей картины положения женщин эпохи. Она исследует жизнь и творчество этих женщин, обращая внимание на том, как каждая из них в силу различных культурных традиций отвечала на вызов эпохи в лице вопросов о замужестве, материнстве, религии, общественном статусе женщины. На этих примерах Н. Дэвис описывает полный спектр возможностей женской самореализации в XVII столетии.
Работы, посвящённые Жермен де Сталь, многочисленны и разнообразны. К ее жизни и творчеству обращались как зарубежные, так и отечественные историки, филологи, критики и литературоведы. Одним из первых исследователей биографии французской писательницы стал А. Сорель, автор книги «Мадам де Сталь» , где в десяти главах он в хронологическом порядке проследил жизнь и творчество писательницы. Ссылки на работу А. Сореля встречаются у многих отечественных исследователей, а многие из его высказываний, отличающихся меткостью и оригинальностью, стали практически штампами.
Среди крупнейших исследований жизни и творчества Жермен де Сталь необходимо отметить работы литературоведа первой половины XX в. Д.-Г. Ларга. Его авторству принадлежат два объемных тома «М-м де Сталь. Жизнь в творчестве (1766-1800)» и «М-м де Сталь. Вторая жизнь (1800-1817)» . В своих книгах исследователь поступательно и подробно рассматривает становление, развитие и расцвет творческой личности французской писательницы. Также необходимо отметить исследования С. Балэйе, автора комментариев издания романа «Коринна, или Италия» 1985 года. В своих многочисленных работах он также рассматривает художественное творчество де Сталь и обращается к проблеме становления романтизма в ее сочинениях .
В отечественной области гуманитарных наук необходимо отметить М. Черневич. Ей принадлежит перевод русского издания романа де Сталь «Коринна, или Италия» 1969 года, а также вступительное слово о жизни и творчестве писательницы . В своих исследованиях М. Черневич уделила особое внимание философии де Сталь и проблемном содержании романа. Литературному наследию де Сталь посвящены работы А. Аникста. В своих литературоведческих трудах он обращался к рассмотрению теоретических разработок французской писательницы, романтическим мотивам ее сочинений. Кроме того, он занимался исследованием биографии Жермен де Сталь и переводом ее литературных произведений. Предметом внимательного изучения А. Аникста стало отражение философский идей писательницы в ее произведениях . Отдельно необходимо отметить труды В. Мильчиной, к коим относится как исследования биографии и идейно - философских взглядов де Сталь, так и перевод ее текстов. В частности, ей принадлежат переводы русских изданий «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями» 1989 года и «Десять лет в изгнании» 2017 года с многочисленными комментариями В. Мильчиной, в мельчайших деталях раскрывающих биографический и исторический контекст жизни и творчества мадам де Сталь .
Вокруг творческого наследия Мэри Шелли к настоящему времени также сформировался целый корпус критических работ. Интерес к творчеству английской писательницы не прекращается, хотя оно до сих пор исследовано неравномерно ввиду того, что большая часть книг и статей посвящена ее самому знаменитому роману «Франкенштейн».
Исследовательское внимание жизнь и творчество Мэри Шелли получили особенно во второй XX в. на фоне развития второй волны феминизма и становления «женской истории». Одна из первых попыток целостного рассмотрения творчества писательницы принадлежит А. Меллор, автора работы «Мэри Шелли: ее жизнь, ее фантазия, ее чудовища» . Опираясь на архивные материалы, она выполнила подробное исследование жизни Шелли, ее взаимоотношений с супругом и другими людьми из ближайшего окружения. С феминистским подходом связаны также исследования К. Эллис , где исследовательница уделила внимание проблеме семьи Шелли в контексте жизни и творчества английском писательницы. Оба автора делали попытку противопоставить творчество Мэри Шелли «мужскому» творчеству ее современников. Среди наиболее современных биографических работ необходимо отметить книгу М. Сеймур «Мэри Шелли» , изобилующую подробными фактами из жизни Мэри, рассмотренными, вместе с тем, с вниманием и аккуратностью.
Литературное творчество Мэри Шелли стало предметом внимания отечественной исследовательницы А. А. Елистратовой, автора предисловия к русскому изданию «Франкенштейна» 1965 г. В нем она рассматривает основные эпизоды биографии писательницы, анализирует жанровую специфику романа и его параллели с романтической и просветительской литературой. А. Елистратова также упоминает другие произведения Мэри Шелли, называя наиболее интересными романы «Последний человек» и «Лодор».
Также следует отметить работы И. Н. Павловой, среди которых диссертация на тему «Романы Мэри Шелли «Франкенштейн» и «Последний человек» как философско-эстетическая дилогия» , где она рассматривает внутренние связи (идейно-философские, жанровые, стилистические) двух произведений, а также уделяет внимание историко-философскому контексту эпохи. Кроме того, среди ее работ имеются многочисленные статьи, посвященные идейно-проблемному содержаний произведений Мэри Шелли.
Научная проблема. Спектр исследований, посвященных литературным произведениям Жермен де Сталь и Мэри Шелли, весьма обширен, и роль их творчества для развития литературного процесса раскрыта достаточно подробно и основательно. Между тем, вопрос о степени воздействия идей указанных авторов на философское сознание эпохи еще требует необходимого уточнения.
Научная новизна определяется комплексным исследованием биографических контекстов жизни и творчества Жермен де Сталь и Мэри Шелли, с одной стороны, и идейно-проблемного содержания их творчества и его воздействия на развитие интеллектуальной мысли Европы, с другой стороны.
Объект исследования - положение женщин в европейском обществе конца XVIII - первой половины XIX вв.
Предмет исследования - биография и литературное творчество Жермен де Сталь и Мэри Шелли.
Цель работы заключается в определении общественной роли женщин, а также их вклада в интеллектуальный мир Европы первой половины XIX века на примере судеб и литературного творчества Жермен де Сталь и Мэри Шелли.
На основе указанной цели были выдвинуты следующие задачи.
1. Определить место и роль женщин в литературе и в общественной жизни Европы на рубеже XVIII-XIX вв.;
сравнить биографические контексты
литературное творчество Жермен де Сталь и Мэри Шелли для изображения вклада женщин в литературу и интеллектуальную мысль Европы первой половины XIX в.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XVIII (1766) до середины XIX (1851) вв., что обусловлено биографическими контекстами. По мере необходимости автор обращается к более ранним историческим периодам при исследовании генезиса общественных процессов и интеллектуальной мысли европейского общества конца XVIII - первой половины XIX вв.
В исследовании были использованы следующие методы.
• Историко-генетический метод был применен для воссоздания исторических и биографических контекстов, предшествовавших и сопутствовавших созданию литературных трудов Жермен де Сталь и Мэри Шелли, а также для изучения идейной эволюции авторов;
• Метод контент-анализа был использован для рассмотрения проблемно-смыслового содержания авторских текстов, определивших вектор развития идейно-философской повестки в интеллектуальной области европейского общества;
• Историко-сравнительный метод был применен при сопоставлении судеб и литературного наследия Жермен де Сталь и Мэри Шелли, а также при оценке влияния их жизни и творчества на европейскую культуру.
Источниковая база исследования определяется преимущественно художественными сочинениями Жермен де Сталь и Мэри Шелли. Среди творчества Жермен де Сталь рассматриваются следующие тексты: «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями» (1800); «Дельфина» (1802); «Коринна, или Италия» (1807); «О Германии» (1810); «Десять лет в изгнании» (1818); «Размышления о Французской революции» (1818), а также некоторые другие публикации. Для исследования творчества Мэри Шелли были исследованы следующие произведения: «Франкенштейн» (1818); «Последний человек» (1826); «Вальперга» (1823), «Перкин Уорбек» (1830), «Смертный Бессмертный (1833) и другие сочинения.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, две главы (каждая из которых состоит из двух параграфов) и заключения.
Не случайно исследователями принято отсчитывать начало XIX столетия со времени начала Французской революции 1789 г. Революционные события во многом предопределили пути дальнейшего развития европейского общества, оказав глубокое влияние на все социальные стороны и действующие лица. И поскольку Французская революция была решающим моментом в изменении истории мужчин и человечества в целом, она стала временем решающих изменений также в истории женщин.
В это время женщины вступили на политическую арену, открывшуюся перед ними благодаря революции. Парижанки посещали законотворческие собрания, демонстрируя обладание частичкой суверенности, а также формировали собственные политические клубы, где собирались женщины для обсуждения законов и газетных новостей, а также для отстаивания привилегий других женщин-соотечественниц. Кроме того, они печатали памфлеты и выступали на публике для широкой аудитории. В брошюрах и петициях женщины выражали свои надежды, запросы и предложения о реформах. Таким образом, женщины вышли на публичную арену и ощутили сознание собственного гражданского статуса. Именно в это время они приобрели внешние признаки, пусть пока и не права, истинных гражданок.
Здесь берут свое начало процессы, призванные переосмыслить место и роль женщины в общественном и культурном пространстве. Стремление к гражданской активности, подпитанное революционными веяниями, было частью процесса становления личностного самосознания женщин, развернувшегося на протяжении XVII-XVIII вв. Этот процесс был отчасти вдохновлен эпохой Просвещения, когда именитые философы в своих сочинения подняли вопросы о природе женщины и степени ее гражданской состоятельности. Кроме того, общественные трансформации были вызваны экономическими изменениями, связанными с индустриализацией, урбанизацией и включением женщин в процесс общественного производства. Вкупе эти процессы способствовали делу осмысления женщинами собственного положения в обществе, своих прав и достоинств.
К началу XIX столетия с затуханием революционного пыла непосредственным полем битвы стала литература. Литература овладевала общественным воображением, и писатели почувствовали способность к управлению миром с помощью мощи творческого языка. Не случайно именно на эту пору пришелся расцвет такого художественного направления, как романтизм. Наивысшей ценностью приверженцы романтической эстетики провозгласили свободу личности и творческого самовыражения. Кроме того, они подвергли переосмыслению образ художника как такового. Это было временем поиска новых смыслов и ценностей.
На период XVIII-XIX вв. пришелся также расцвет «женской литературы». Женщины, одаренные особыми талантами, брались за перо, употребляя свой гений для организации жизни по собственному благоразумию. Литература для них была инструментом свободы. Надо сказать, что подавляющее большинство сочинительниц было вынуждено столкнуться с непреодолимыми препятствиями в лице общественного осуждения. Однако, несмотря на неблагоприятные условия, они, тем не менее, добились некоторых знаменательных успехов, реализуя свой творческий потенциал и внося вклад в развитие литературы и философской мысли. Ярким примером тому служит жизнь и творчество таких знаменитых писательниц эпохи, как Жермен де Сталь и Мэри Шелли.
Жермен де Сталь, известная также как мадам де Сталь, была, пожалуй, самой обсуждаемой особой в высшем свете Франции в начале XIX в. Свою славу она стяжала как писательница, теоретик литературы, публицист, критик и хозяйка литературного салона, пребывавшего политическим и культурным центром Парижа. Литературное признание она приобрела благодаря романам «Дельфина» и «Коринна, или Италия». К наиболее известным ее работам относится также теоретический труд «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями», а также книга «О Германии». Кроме того, свою известность де Сталь получила по причине незаурядного поведения, не отвечающего традиционным общественным нормам, а также своими сочинениями и салоном, чем вызвал гнев Наполеона и была изгнана им из родной страны.
В это время, в первой четверти XIX в., в Англии, прогремел роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», снискавший невероятный успех у читателей. Опубликованный анонимно, он на деле принадлежал перу девятнадцатилетней Мэри Шелли. Она была известна, прежде всего, как дочь знаменитых родителей - Мэри Уолстонкрафт и Уильяма Годвина, а также как супруга поэта-романтика П. Б. Шелли. Однако, избрав путь сочинительства, она завоевала славу своими философско-романтическими произведениями, среди которых «Франкенштейн», «Последний человек», «Смертный бессмертный» и др.
Обращаясь к судьбам и творчеству Жермен де Сталь и Мэри Шелли, возможно отметить некоторые сходства и различия. Примечателен тот факт, что обе они были дочерями не менее известных родителей, сторонников прогрессивной мысли. Так, отец де Сталь, Жак Неккер, был выдающимся государственным деятелем Франции. Занимая пост министра финансов Франции в 1777-1781 гг., он отчаянно пытался спасти королевство от надвигающейся бури революции, и даже был инициатором созыва Генеральных штатов. Для своей дочери он был примером борца за благоприятное преобразование общества, основанное на принципах равенства и справедливости. Уильям Годвин, в свою очередь, был известным публицистом своего времени, восторженно приветствовавшим революцию во Франции и всецело разделявшим ее лозунги. Мэри Шелли с самых детских лет впитала в свой ум философские идеи отца, а также идеи матери, знаменитой писательницы, о должном характере воспитания и образования юных леди. Обе писательницы, таки образом, росли и воспитывались в среде авангардной, получили хорошее образование и восприняли идейно¬философские мотивы и ценности своих именитых родителей.
Личная жизнь обеих женщин при их жизни становилась предметом пересудов окружающих, поскольку образ их жизни не соответствовал привычным нормам и традициям. Что касается мадам де Сталь, она возбудила злые языки окружающих благодаря разводу со своим первым мужем, шведским послом Сталем фон Гольштейном. Кроме того, по слухам она имела внебрачных детей. Спустя некоторое время, руководствуясь волей сердца, она тайно обвенчалась с молодым офицером, отношения с которым были узаконены лишь несколько лет спустя. Мэри Шелли же сбежала из отцовского дома с женатым тогда молодым поэтом П. Б. Шелли, с которым жила в гражданском браке на протяжении нескольких лет. Этот поступок заставил отвернуться от них родных и знакомых. Лишь после смерти супруги П. Б. Шелли, молодая пара смогла узаконить свой брак и вернуть расположение некоторых друзей. Кроме того, недоумение окружающих вызывал образ жизни четы Шелли, которые пробовали строить семейную жизнь по той «разумной» схеме, что описывали родители Мэри в своих трудах. Так, обе писательницы пытались строить свои судьбы по собственному уразумению, не укладывающемуся в общепринятые рамки поведения женщин в семье и в обществе, и, в связи с этим, столкнуться с общественным осуждением.
Кроме того, обе женщины осмелились взяться за перо. Правда, условия эти в двух случаях были несколько различны. Жермен де Сталь, обладавшая особым статусом в высшем свете Парижа и не знающая недостатка в финансах, самостоятельно выбрала сочинительство как дело всей своей жизни и при этом не скрывала своего имени на страницах книг. Мэри Шелли, в свою очередь, к перу подтолкнула необходимость денежного обеспечения собственной семьи. Кроме того, свои произведения она публиковала анонимно как «автор Франкенштейна». Вместе с тем, Мэри Шелли имела интерес к сочинительству уже в детстве, и дело, которое приносило ей доход, стало также инструментом выражения взглядов и идей, впитанных в родительском доме и приобретенных вместе с жизненным опытом.
Характер произведений обеих писательниц как нельзя лучше отражает время споров просветительских мотивов и романтической эстетики, старого и нового в искусстве и философии. На страницах своих книг женщины критикуют укоренившиеся общественные догмы, дискутируют с идеями современников, размышляют о природе человека, о свободе личности, о силе творчества. Философия де Сталь представляет собой синтез просветительских и романтических установок. Она превозносит свободу, ориентируясь на нравственные мотивы. В произведениях Шелли мы можем увидеть, что писательница, воспринявшая скепсис романтической эстетики, полемизировала как с просветителями, так и со своими современниками- романтиками. В целом, они желали лишь одного - свободы мысли и слова, свободы самовыражения.
Надо сказать, что мадам де Сталь и Мэри Шелли не просто взобрались на литературную арену, но и добились там невероятного успеха. Творчество Жермен де Сталь навсегда вписано в историю развития французской литературы и искусства в целом. Ей принадлежит роль зачинательницы французского романтизма, а также разработка концепции классицистического и романтического искусства. Вместе с тем, она внесла существенный вклад в разработку теории литературы, проследив оказываемое на нее влияние религии, нравов и законов, а также обратное воздействие художественного творчества на общество. Центральной темой творчества Жермен де Сталь стала мысль о свободе и достоинстве личности, возможности реализации ее творческого потенциала. Писательница также заявила о праве самореализации женщин на литературном поприще, возможности самовыражения именно через книги. Героинями своих романов де Сталь сделала сильных и талантливых женщин, предоставив им возможность самостоятельно вершить свою судьбу.
Творчество Мэри Шелли также отмечено вкладом в развитие литературы и философии эпохи. Тема научных открытий и ответственности ученого за свое творчество перед людьми получила широкое распространение в научной, философской и художественной публицистике. Стилистическая и жанровая специфика произведений Мэри Шелли вдохновила развитие новых литературных жанров, в том числе научную фантастику, для которой данная тематика стала классической. Наряду с этим, творчество английской писательницы было отмечено обращением к актуальным общественным проблемам и бесконечно важным для всего человечества философским вопросам и являлось частью современных ей литературных споров и дебатов. В своих книгах Мэри Шелли рассуждала о природе человека, психологических и моральных мотивах его поступков, и побуждала читателей присоединиться к размышлениям о человеческих ценностях. Кроме того, она внесла вклад в развитие романтической эстетики, полемизируя одновременно и с просветителями, и с романтическими постулатами и идеями.
Таким образом, незаурядным личностям среди интеллектуалок, как -то Жермен де Сталь во Франции и Мэри Шелли в Англии, принадлежит исключительная роль в формировании новых взглядов на место и роль женщин в общественном пространстве и в интеллектуальной жизни. Благодаря своему таланту эти выдающиеся женщины не просто предвосхитили мужчин в литературе. Примером собственных поступков, нарушавших каноны поведения женщины в семье и в обществе, а также литературными произведениями, наполненными передовыми для своего времени идеями, они меняли представления современников о женщинах и их способностях.
1. Сталь Ж. де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями / Ж. де Сталь ; пер. в фр. В. Мильчиной. - М. : Искусство, 1989. - 476 с.
2. Stael G. de. Delphine / G. de Stael. - Paris : Garnier Freres, 1875. - 608 p.
3. Сталь Ж. де. Коринна, или Италия / Ж. де Сталь ; пер. с фр. М. Черневич. - М. : Эксмо, 2014. - 650 с.
4. Stael G. de. De 1'Allemagne / G. de Stael. - Paris : Flammarion, 2001. - 382 p.
5. О влиянии страстей на счастье людей и народов. О литературе в связи с общественными установлениями. О Германии : сб. соч. : пер. с англ. и коммент. Е. Г. Гречаной // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Собрание текстов / под ред. А. С. Дмитриевой. - М. : Издательство Московского университета, 1980. - С. 363-391.
6. Сталь Ж. де. Десять лет в изгнании / Ж. де Сталь ; пер. с фр., ст., коммент. В. А. Мильчиной. - СПб. : Крига ; Издательство Сергея Ходова, 2017. - 472 с.
7. Stael G. de. Considerations on the principal events of the French Revolution / G. de Stael / ed. Aurelian Craiutu. - Indianapolis: Liberty Fund, 2008. - 804 p.
8. Шелли M. Франкенштейн, или современный Прометей / М. Шелли ; пер. с англ. З. Александровой. - СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. - 320 с.
9. Shelley M. The Last Man / M. Shelley. - London : Oxford, 1998. - 484 p.
10. Shelley M. Valperga / M. Shelley. - New York: Oxford University Press, 2000. - 424 p.
11. Шелли М. Смертный бессмертный : [сборник] / М. Шелли ; пер. с англ. Н. Холмогоровой. - М. : Издательство АСТ, 2021. - 416 с.
12. Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Woman with strictures on
political and moral subjects. London: J. Johnson, 1792. - URL:
http://www.gutenberg.org/cache/epub/3420/pg3420-images.html (дата
обращения: 09.03.2024).
13. О. де Гуж. Декларация прав женщины и гражданки. - 1791. - URL : Ы1р://гаупоргаука.гп/2011/03/олимпия- де-гуж-декларация-прав-женщин/ (дата обращения: 31.01.2024).
14. Condorcet. Sur 1’admission des femmes au droit de cite // Journal de la societe de 1789. - 1790. - №5. - P. 1-13.
Научная литература:
15. Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789-1918 / Л. Абрамс ; пер. с англ. Е. Незлобиной. - М. : Изд. Дом Гос. Ун¬та - Высшей школы экономики, 2011. - 408 с.
..53