Организация интегрированных уроках с использованием STEAM технологий на уроках математики в начальных классах
|
Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: .База исследования: МБОУ СОШ №18 (г. Донецк Ростовской области).
Выборка: 40 обучающихся 3 «А» и 3 «Б» классов.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы STEAM-технологии …... 5
1.1. STEAM-технология. Понятие. Способы реализации …………………. 5
1.2. STEAM-технологии как современная тенденция в образовании младших школьников..16
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование применения STEAM-технологии на уроках «Математики» и «Окружающего мира».27
2.1. Констатирующий этап…………………………………………28
2.2. Формирующий этап ……33
2.3. Контрольный этап ………………38
Заключение…………………………………………………………………… 42
Список литературы и источников…………44
Приложения…………………………………………………………………… 47
База исследования: .База исследования: МБОУ СОШ №18 (г. Донецк Ростовской области).
Выборка: 40 обучающихся 3 «А» и 3 «Б» классов.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы STEAM-технологии …... 5
1.1. STEAM-технология. Понятие. Способы реализации …………………. 5
1.2. STEAM-технологии как современная тенденция в образовании младших школьников..16
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование применения STEAM-технологии на уроках «Математики» и «Окружающего мира».27
2.1. Констатирующий этап…………………………………………28
2.2. Формирующий этап ……33
2.3. Контрольный этап ………………38
Заключение…………………………………………………………………… 42
Список литературы и источников…………44
Приложения…………………………………………………………………… 47
STEM-технология заключается в переосмыслении образования и в пересмотре целей обучения и воспитания, нормы и формы, и методов. Учеба не должна базироваться на запоминании, освободившийся умственный резерв необходимо переориентировать на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и принимать верные решения. Современная школа должна развивать те способности, которые будут ценными в будущем: креативность, воображение, инициативность, лидерские качества и способность развития креативного потенциала личности.
В XXI веке от человека требуется не только мастерское владение какой-либо технологией создания продукта (материального или интеллектуального), но и креативного подхода к ее реализации. Поэтому государство ставит актуальной проблемой подготовку таких специалистов, которые бы смогли быть и генераторами новых идей, и проектировщиками, и доводчиками этих идей до состояния работающих объектов. Важно не только знать и уметь, но также исследовать и изобретать.
Для реализации этих потребностей необходимо одновременно развиваться в таких ключевых академических областях, как наука, математика, технология и инженерия, которые можно объединить одним словом – STEM (science, technology, engineering and mathematics). Стало быть, создание условий для организации и реализации проектной деятельности неотложная и актуальная задача современной образовательной системы, потому как именно проектная деятельность позволяет учащимся не только формировать предметные и метапредметные умения и навыки, но и эффективно применять их на практике.
Все вышесказанное обусловило актуальность темы и выбранный аспект исследования.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния STEAM-технологии на уроках окружающего мира и математики на развитие познавательного интереса обучающихся.
Объектом исследования является процесс обучения математике и окружающему миру в системе начального общего образования.
Предметом исследования является реализация STEAM-технологии на уроках в системе начального общего образования.
Задачи исследования:
1. Определить сущность использования STEAM-технологии в урочной деятельности.
2. Провести диагностику уровня сформированности познавательного интереса к естественным и математическим наукам у младших школьников.
3. Организовать опытно-экспериментальное исследование.
Гипотезой исследования является предположение о том, что использование STEAM-технологии активизирует интерес обучающихся к математическим и естественным наукам.
В процессе работы для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования (изучение психолого-педагогической и методологической литературы; системный анализ, синтез, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, анкетирование, статистическая обработка полученных результатов, математические методы).
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской;
О.Ф. Брыскина, Е.С. Галанжина, М.А. Смирнова.
Структура проекта включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы, глоссарий, приложения.
В XXI веке от человека требуется не только мастерское владение какой-либо технологией создания продукта (материального или интеллектуального), но и креативного подхода к ее реализации. Поэтому государство ставит актуальной проблемой подготовку таких специалистов, которые бы смогли быть и генераторами новых идей, и проектировщиками, и доводчиками этих идей до состояния работающих объектов. Важно не только знать и уметь, но также исследовать и изобретать.
Для реализации этих потребностей необходимо одновременно развиваться в таких ключевых академических областях, как наука, математика, технология и инженерия, которые можно объединить одним словом – STEM (science, technology, engineering and mathematics). Стало быть, создание условий для организации и реализации проектной деятельности неотложная и актуальная задача современной образовательной системы, потому как именно проектная деятельность позволяет учащимся не только формировать предметные и метапредметные умения и навыки, но и эффективно применять их на практике.
Все вышесказанное обусловило актуальность темы и выбранный аспект исследования.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния STEAM-технологии на уроках окружающего мира и математики на развитие познавательного интереса обучающихся.
Объектом исследования является процесс обучения математике и окружающему миру в системе начального общего образования.
Предметом исследования является реализация STEAM-технологии на уроках в системе начального общего образования.
Задачи исследования:
1. Определить сущность использования STEAM-технологии в урочной деятельности.
2. Провести диагностику уровня сформированности познавательного интереса к естественным и математическим наукам у младших школьников.
3. Организовать опытно-экспериментальное исследование.
Гипотезой исследования является предположение о том, что использование STEAM-технологии активизирует интерес обучающихся к математическим и естественным наукам.
В процессе работы для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования (изучение психолого-педагогической и методологической литературы; системный анализ, синтез, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, анкетирование, статистическая обработка полученных результатов, математические методы).
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской;
О.Ф. Брыскина, Е.С. Галанжина, М.А. Смирнова.
Структура проекта включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы, глоссарий, приложения.
Долгое время обучение в начальных классах строилось на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направления является активное использование STEAM- технологии в образовании.
В процессе внедрения уроков с элементами STEAM-технологии у обучающихся формируются такие качества: способность к самореализации, умение работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности, инициативность, изобретательность, смекалка, готовность и способность к придумыванию, нестандартность, самобытность мышления; чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям.
В теоретической части исследовательского проекта представлены формы реализации STEAM-технологии, которые учителя начальных классов могут использовать в ходе проведения уроков с использованием STEAM-технологии.
Вторая глава представляет собой опытно-экспериментальное исследование по применению STEAM-технологии, использование которой способствует активизации познавательного интереса младших школьников к математическим и естественным наукам. Нами спланированы и апробированы технологические карты уроков с использованием STEAM-технологии.
Опытно-экспериментальное исследование включало три этапа эксперимента: констатирующий, позволивший выявить состояние проблемы на современном этапе образования; формирующий, направленный на решение проблемы активизации познавательного интереса к математическим и естественным наукам средствами STEAM-технологии, и контрольный, позволивший выявить эффективность применения STEAM-технологии на уроках математики и окружающего мира.
В результате проведённого анализа теоретического и опытно-экспериментального исследования мы пришли к выводу, что необходимо использовать на уроках окружающего мира и математики STEM-технологии, так как данная технология представляет собой целостность научно обоснованного и рационально отобранного содержания и организационных форм, которые создают условия для мотивации, стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Применение STEAM-технологии стимулирует у обучающихся процесс познания нового; формирует у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений; порождает стремление к самостоятельной деятельности; формирует устойчивое внимание к предмету, то есть решаются проблемы современного образования. А это, в свою очередь, подтверждает гипотезу исследования проектной деятельности : предположение о том, что STEAM-технологии активизируют познавательный интерес обучающихся к математическим и естественным наукам.
Можно с уверенностью утверждать, что использование STEAM-технологии на уроках способствует лучшему усвоению материала и всестороннему развитию школьников.
В процессе внедрения уроков с элементами STEAM-технологии у обучающихся формируются такие качества: способность к самореализации, умение работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности, инициативность, изобретательность, смекалка, готовность и способность к придумыванию, нестандартность, самобытность мышления; чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям.
В теоретической части исследовательского проекта представлены формы реализации STEAM-технологии, которые учителя начальных классов могут использовать в ходе проведения уроков с использованием STEAM-технологии.
Вторая глава представляет собой опытно-экспериментальное исследование по применению STEAM-технологии, использование которой способствует активизации познавательного интереса младших школьников к математическим и естественным наукам. Нами спланированы и апробированы технологические карты уроков с использованием STEAM-технологии.
Опытно-экспериментальное исследование включало три этапа эксперимента: констатирующий, позволивший выявить состояние проблемы на современном этапе образования; формирующий, направленный на решение проблемы активизации познавательного интереса к математическим и естественным наукам средствами STEAM-технологии, и контрольный, позволивший выявить эффективность применения STEAM-технологии на уроках математики и окружающего мира.
В результате проведённого анализа теоретического и опытно-экспериментального исследования мы пришли к выводу, что необходимо использовать на уроках окружающего мира и математики STEM-технологии, так как данная технология представляет собой целостность научно обоснованного и рационально отобранного содержания и организационных форм, которые создают условия для мотивации, стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Применение STEAM-технологии стимулирует у обучающихся процесс познания нового; формирует у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений; порождает стремление к самостоятельной деятельности; формирует устойчивое внимание к предмету, то есть решаются проблемы современного образования. А это, в свою очередь, подтверждает гипотезу исследования проектной деятельности : предположение о том, что STEAM-технологии активизируют познавательный интерес обучающихся к математическим и естественным наукам.
Можно с уверенностью утверждать, что использование STEAM-технологии на уроках способствует лучшему усвоению материала и всестороннему развитию школьников.



