Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование общительности у студентов-психологов – юношей и девушек (Российский Университет Дружбы Народов)

Работа №187545

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы47
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы.
Выборка: 50 студентов-психологов 2 и 3 курсов.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы общительности 6
1.1 Понятие и структура процесса общения 6
1.2 Характеристика понятия «общительность» 14
1.3 Особенности общительности студентов 17
Глава 2. Эмпирическое исследование общительности юношей и девушек (на примере студентов-психологов)...26
2.1 Описание эмпирического исследования 26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 28
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 42


Общительность – важнейшее качество личности, играющее значительную роль в формировании социальных связей, взаимодействии с окружающими и общем психологическом благополучии. В условиях современного общества, где межличностное взаимодействие становится основой для профессионального успеха и социальной адаптации, исследование половых различий в общительности студентов приобрело особую актуальность [35]. Это связано с тем, что юноши и девушки могут демонстрировать различия в стилях общения, подходах к взаимодействию и способности устанавливать социальные связи, что в свою очередь может влиять на их будущее в учебе и профессиональной деятельности [40].
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью понимания особенностей общительности среди молодежи, а также выявления различий, существующих между полами. Это исследование направлено на развитие теоретических и практических аспектов, связанных с межличностным взаимодействием, что имеет ключевое значение для образования, профессий, связанных с психическим здоровьем, и социальной адаптации в целом.
Объект исследования: общительность как качество личности.
Предмет исследования: сходства и различия в общительности у студентов-психологов – юношей и девушек.
Цель исследования заключается в выявлении и сравнении уровня общительности среди юношей и девушек студентов-психологов.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы понятия «общительность» и его компонентную структуру;
- провести анализ различных методик оценки уровня общительности в выборке студентов;
- выявить половые различия в уровнях общительности среди участников исследования на основе полученных данных;
- проанализировать влияние социальных, культурных и личностных факторов на общительность юношей и девушек.
Гипотеза исследования: у девушек уровень общительности выше, чем у юношей.
Теоретико-методологическая база исследования:
- теоретические данные, полученные в области психологии общения (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина, Б.Д. Парыгин и др.);
- концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности (А.И. Крупнов);
- положения о половом диморфизме (В.А. Геодакян);
- гендерные исследования свойств личности (И.В. Грошев, С.И. Кудинов, А.В. Кудинов, А.И. Крупнов, В.Н. Прядеин, Ю.Ж. Шайгородский) [38].
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы, сравнение, обобщение;
- эмпирические: тестирование;
- статистические: описательная статистика, анализ различий (критерий Манна-Уитни).
Методики исследования: тест суждений для изучения общительности личности (А.И. Крупнов) [20], методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского) [20].
Эмпирическая база и характеристика выборки: Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы. В исследовании приняли участие 50 человек (25 юношей и 25 девушек) студентов-психологов 2 и 3 курсов. Исследование проводилось в 2024/2025 учебном году.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования (представлен анализ научных работ по проблеме общительности студентов) дополняют и систематизируют данные о подходах к изучению общительности, об особенностях общительности у студентов.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы психологами вузов, специалистами социально-психологической службы. Анализ результатов может служить основой для разработки психокоррекционых программ, а также практических рекомендаций.
Работа состоит из двух глав. В главе 1 рассматриваются теоретические основы общительности, ее понятие и структура процесса общения, а также характеристика понятия «общительность» и особенности его проявления у студентов. Во главе 2 описываются методы исследования, анализируются результаты оценки уровней общительности среди юношей и девушек, а также проводится сравнительный анализ полученных данных. Заключение подводит итоги исследования и дает рекомендации по дальнейшим направлениям работы.
Таким образом, работа направлена на углубленное понимание общительности как важного аспекта социальной жизни студентов и имеет потенциальные приложения в области психологии, педагогики и социальных взаимодействий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная курсовая работа была посвящена изучению особенностей общительности студентов, с акцентом на половые различия между юношами и девушками, обучающимися на филологическом факультете по направлению «Психология». Исследование показало, что общительность, как важное качество личности, значительно влияет на социальное взаимодействие и формирование межличностных отношений в контексте студенческой среды [39].
В первой главе был рассмотрен теоретический аспект понятия общительности, включая его структуру, главные компоненты и факторы, влияющие на уровень общительности у студентов [34]. Установлено, что общительность включает когнитивные, аффективные, поведенческие, социальные и культурные компоненты, каждое из которых играет важную роль в процессе взаимодействия между людьми [37]. Также проанализированы факторы, такие как личностные качества, социальная среда и культурные особенности, которые в значительной степени определяют уровень общительности у индивидов [36].
Во второй главе было проведено практическое исследование, в котором участвовали 50 студентов (25 юношей и 25 девушек). Используемые методики, такие как тест суждений для изучения общительности личности и методика оценки уровня общительности, позволили получить конкретные данные о различиях в общительности между полами. Результаты показали, что девушки в среднем демонстрируют более высокий уровень общительности по сравнению с юношами, что может объясняться как социальными стереотипами, так и индивидуальными характеристиками.
Анализ результатов показал, что по методике А.И. Крупнова 48 % юношей характеризуются неустойчивостью в общении. У девушек данный показатель составляет 12 % человек.
Согласно методике В.Ф. Ряховского, 12 % юношей отличаются высокой и достаточной коммуникабельностью, 28 % человек – нормально коммуникабельны. У студенток высокой коммуникабельностью характеризуются 40 % человек, 12 % – достаточно коммуникабельны, 28 % – нормально коммуникабельны.
Таким образом, работа подчеркивает важность развития общительных навыков у студентов-психологов и их роль в сердцевине будущей профессиональной деятельности [33]. Эффективное взаимодействие и умение устанавливать связь с другими могут значительно повлиять на карьерный успех будущих специалистов, что делает общительность не просто желательным, а необходимым качеством в профессии психолога [35].



1. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения / К.А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии. – М., 1981. – С. 218–241.
2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Т.П. Авдулова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.
3. Амбалова, С. А. Психологические особенности общения подростков, как многоуровневый процесс / С.А. Амбалова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-3. – С. 306–312.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
5. Бодалев, А. А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
6. Болтунова, А. И. Особенности межличностного общения среди подростков / А.И. Болтунова // Молодой ученый. – 2014. – № 1. – С. 492–494.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 160 с.
8. Гайдукова, В. И. Влияние интернет-технологий на особенности общения в подростковом возрасте / В.И. Гайдукова // Психологическая студия: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов кафедры психологии ВГУ имени П. М. Машерова. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2021. – С. 34–36.
9. Жулина, Г. Н. Мотивы общения в интернет-среде в подростковом и юношеском возрасте / Г.Н. Жулина, К.С. Жмырко // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2013. – № 1. – С. 67–70.
10. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. 2-е изд. / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2015. – 592 с.
11. Королева, А. Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А.Ф. Королева, Н.С. Королева // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76–78.
12. Лето, Я. А. В. Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии / Я. А. В. Лето // Молодой ученый. – 2016. – № 12(116). – С. 770–772.
13. Летунова, А. Л. Особенности общения современных подростков со сверстниками / А.Л. Летунова, Г.В. Слепухина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. – № 12(30). – С. 270–272.
14. Максутова, Л. Н. Особенности коммуникативной компетентности в подростковом возрасте / Л.Н. Максутова // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – №. 1. – С. 935–938.
15. Мирюгина, С. В. Психологические особенности общения подростков / С.В. Мирюгина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 1. – № 2. – С. 58–62.
16. Митрухина, С. В. Общительность как профессионально-важное качество будущих социальных работников / С.В. Митрухина, Е.С. Слюсарь // Тенденция развития науки и образования. – 2021. – 26 (4). – С.123–126.
17. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
18. Нояксова, Т. О. Морально-психологические и социально-культурные «барьеры» общения в подростковом возрасте / Т.О. Нояксова, В.А. Козловская // Молодежь Сибири – науке России: Материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 24 апреля 2020 года / cост. Л.М. Ашихмина. – Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2020. – С. 205–207.
19. Патеева, О. В. Изучение влияния агрессивности на общительность подростков / О.В. Патеева // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития сборник научных статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции; Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. – 2021. – С. 64–72.
20. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. − Самара : Издательский дом БАХРАХ, 2001. − 672 с.
21. Самохвалова, А. Г. Коммуникативные трудности подростков: исследование психометрических качеств опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» / А.Г. Самохвалова // Психологические исследования. − 2018. − Т. 11. − № 60. − С. 7.
22. Самохвалова, А. Г. Социокультурные различия коммуникативных трудностей белорусских и российских подростков / А.Г. Самохвалова // Ярославский педагогический вестник. − 2018. − № 6 (105). − С. 277–287.
23. Северин, Д. С. Взаимосвязь личностных характеристик общительность с показателями депрессии и тревожности у лиц юношеского возраста / Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы сборник материалов всероссийской научной конференции с международным участием, Челябинск, 15-16 мая 2024 г. // Д.С. Северин, А.Н. Крутолевич; Южно-Уральский Междунар. ун-т, Челябинск, 2024. − С. 339–342.
24. Сердюкова, Е. Ф. Особенности формирования коммуникативных способностей в подростковом возрасте / Е.Ф. Сердюкова // Известия Чеченского государственного университета. – 2020. – № 2(18). – С. 102–108.
25. Словарь практического психолога / под ред. С. Ю. Головина. − Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. − 976 с.
26. Смирнова, Е. О. Концепция генезиса общения М. И. Лисиной / Е.О. Смирнова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-genezisa-obscheniya-m-i-lisinoy (дата обращения: 23.01.2025).
27. Тысленко, В. В. Особенностей общения в подростковом возрасте / В.В. Тысленко // Форум молодых ученых. – 2019. – № 4(32). – С. 1041–1049.
28. Хрипунова, С. В. Глава 2. Психологические особенности общения подростков в реальном и виртуальном мире / С.В. Хрипунова // Социально-психологические проблемы современного общества в условиях цифровизации: личность, организация, управление. – Тверь: Тверской государственный университет, 2021. – С. 222–228.
29. Жуков, В. Ю. Общительность и ее влияние на эффективность профессиональной деятельности педагога / Актуальные проблемы теории и практики психологических, педагогических и лингводидактических исследований: материалы Междунар. науч-практ. конф. Левитовские чтения, Москва, 12-13 апреля 2023 г. // В.Ю. Жуков. − С. 123–129.
30. Boman, B. The Gray Nine and Parallel Personality Patterns: Big Five, Dark Tetrad, and a «Well-Rounded Personality» // Integrative Psychological and Behavioral Science. − 2024. – Vol. 58. – P. 1300–1316.
31. Sermathangam, S. A Study on Sociability of Higher Secondary Students / S. Sermathangam // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. − 2020. − Vol. 24. – № 2. – P. 1473–1477.
32. Saba, S. Sociability and academic achievement as predictors of creativity level among university students / S. Saba // Journal of the Indian Academy of Applied Psychology. − 2013. − Vol. 39, № 2. − Р. 266–273.
33. Serbic, D. Psychological, social and academic functioning in university students with chronic pain: A systematic review / D. Serbic // Journal of American College Health. − 2023. − Volume 71, № 9. − P. 2894−2908.
34. Sermathangam, S. A Study on Sociability of Higher Secondary Students / S. Sermathangam // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. − 2020. − Vol. 24, № 2. − 1473−1477.
35. Shamionov, R. Socio-psychological factors of students’ adherence to various forms of social activity / R. Shamionov // SHS Web of Conferences. − 2020. − Vol. 70, № 16. − URL https://www.researchgate.net/publication/337449282_Socio-psychological_factors_of_students'_adherence_to_various_forms_of_social_activity (дата обращения: 02.04.2025).
36. Stallman, H. M. Psychological distress in university students: a comparison with general population data / H.M. Stallman // Aust Psychol. − 2010. − Vol. 45, № 4. − Р. 249–257.
37. Steingrimsdottir, Ó. A. Defining chronic pain in epidemiological studies: a systematic review and meta-analysis / Ó.A. Steingrimsdottir // Pain. − 2017. − Vol. 158, № 11. − Р. 2092–2107.
38. Stock, C. Gender differences in students’ health complaints: a survey in seven countries / С. Stock // J Public Health. − 2008. − Vol. 16, № 5. − Р. 353–360.
39. Thomas, M. Chronic pain in college students / М. Thomas // Can Fam Physician. − 1992, Vol. 38. − P. 2597–2601.
40. Vickerman, P. Hearing the voices of disabled students in higher education / P. Vickerman // Disabil Soc. − 2020. − Vol. 25, № 1. − Р. 21–32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ