Введение 3
Глава 1. Энергетическая дипломатия в современных международных отношениях 12
1.1 Особенности становления и развития энергетических отношений на мировой арене 12
1.2 Энергетика как новое направление современной дипломатии 18
Глава 2 Влияние энергетического сектора на внешнюю политику стран Восточной Азии 24
2.1 Энергетический статус Китая, Японии и Корея 24
2.2 Конкурентные преимущества стран Восточной Азии на энергетическом рынке 52
2.3 Перспективы развития и оценка энергетики 62
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день энергоресурсы являются одним из наиважнейших факторов международных отношений, а также выполняют стратегическую роль на международной арене. В современном мире уделяется особое внимание энергетической дипломатии, направлениями которой являются внешнеполитическая, внешнеэкономическая и энергетическая деятельность. Деятельность энергетической дипломатии опирается, в свою очередь, на защиту интересов страны в области производства, транспортировки и потребления энергоресурсов, что открывает для стран новые возможности для реализации своих интересов. Начиная с XX века, энергетические ресурсы стали главным предметом геополитической борьбы на международной арене. Сегодня практически каждая страна стремится защитить свои энергетические интересы, нанести удар по конкурентам и сократить зависимость от импорта энергоресурсов. В рамках этих направлений проводятся мероприятия, направленные на обеспечение контроля и регулирования процессов производства и потребления энергоресурсов.
Функциональное направление дипломатии, называемое энергетической дипломатией, занимается обеспечением энергетической безопасности, решением проблем международного транзита, урегулированием территориальных споров между странами по поводу смежных районов, богатых энергетическими ресурсами и разграничением прав на морские месторождения. Энергетическая дипломатия также принимает на себя задачи в области инвестиций и развития крупных энергетических проектов. В сложных геополитических условиях, включая санкции и другие проблемы, энергетическая дипломатия становится особенно актуальным и важным направлением внешнеполитической деятельности. Она представляется одним из важнейших инструментов по созданию условий для конструктивных межгосударственных отношений в энергетической сфере. Наличие энергересурного потенциала каждой страны при верном подходе и использовании может привести не только к росту энергетического фактора внутри страны, но и к увеличению политического и экономического влияния страны на мировой арене.
Страны Восточной Азии на данный момент являются стратегически - важными партнёрами в энергетической сфере. На сегодняшний день Китай имеет одну из самых быстро развивающихся экономик, что увеличивает её спрос на энергию. Отличительной особенностью развития страны является успешная реализация «политики крупного государства с китайской спецификой», о чем вновь напомнил председатель КНР Си Цзиньпин в ходе дебатов на 70-й Генассамблее ООН . Япония, несмотря на отсутствие природных ресурсов, создаёт достойную конкуренцию другим странам, стимулируя государство искать новые пути для развития. В XXI веке страны восточной Азии представляют повышенный спрос на энергетические ресурсы. С точки зрения энергетического снабжения, регион не является самодостаточным, поэтому он нуждается в регулярных, стабильных и масштабных поступлениях энергоресурсов извне.
Целью данной работы является выявление места и роли
энергетической дипломатии в системе международных отношений в Восточной Азии.
Исходя из поставленной цели дипломной работы, определены следующие задачи:
- Дать общую характеристику энергетической дипломатии в системе международных отношений;
- Проанализировать энергетическое положение Восточной Азии на мировой арене;
- Выявить специфику освоения и переработки энергоресурсов стран Восточной Азии, таких как Китай, Япония и Корея;
- Дать оценку и определить перспективы энергетического сектора стран Восточной Азии;
Объектом исследования выступает внешняя политика стран Восточной Азии в начале XXI века.
Предметом исследования служит энергетическая дипломатия как инструмент внешней политики стран Восточной Азии в начале XXI века
Хронологические рамки включают, главным образом, период начала
XXI века (2001-2015 гг.),который совпал с формированием новой энергетической стратегией стран, после серьёзного потрясения на в мировом энергетическом рынке: повышение цен на нефть ввиду Азиатского финансового кризиса 1997-1998 . В свете изменений в глобальной геополитической ситуации после событий 11 сентября 2001 года в США, начавшейся обширная международная антитеррористическая операция, все более явным становится необходимость укрепления межгосударственного сотрудничества для обеспечения энергетической безопасности, как на глобальном, так и на региональном уровнях. В связи с этим возникает необходимость анализа проблем, связанных с энергетической безопасностью, а также рассмотрения возможных мер, направленных на обеспечение эффективности международного сотрудничества в данном вопросе. Верхняя граница обуславливается тем, что в во второй половине 2015 г. на мировом рынке резко упали цены на углеводороды. В странах Восточной Азии определились контуры новой энергетической политики, включающей перезапуск АЭС и расширение угольной энергетики. Также в июле 2015 года Совет ЕС в качестве ключевых приоритетов для выполнения плана действий по диверсификации источников, поставщиков и маршрутов указал, что дипломатическая поддержка должна быть сосредоточена на Южном газовом коридоре. В этой связи рассматриваются перспективы становления энергетического диалога разных стран.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка используемых источников и литературы.
Методологическая основа исследования. В ходе написании выпускной квалификационной работы применялись общенаучные методы исследования, такие как: сравнение и анализ. Исторический метод предоставил возможность расставить используемый материал в соответствии с историческими фактами исследуемого региона. Кроме того, использовался комплексный подход в изучении исторических и политических процессов в регионе.
Степень изученности данной проблемы определена состоянием историографии вопроса и изучением развития энергетических ресурсов на международной арене.
Характеристика использованных источников
Источниковую базу исследования составили следующие материалы:
1) Правовые акты, которые позволили проследить процесс изменения политики страны в отношении энергетической составляющей стран Восточной Азии, в которых энергетическая стратегия рассматривается как составная часть долгосрочной комплексной программы модернизации. Один из наиболее важных инструментов такого сотрудничества - это «Договор к Энергетической Хартии», который был подписан в декабре 1994 года и действует с апреля 1998 года. Он обеспечивает правовую основу для создания открытого международного энергетического рынка. В 2001 году Китай стал наблюдателем при Конференции по Энергетической Хартии. Система коллективной энергетической безопасности промышленно -развитых стран базируется на Программе долгосрочной комплексной модернизации, которая призвана обеспечить энергетическую стабильность в регионе. Кроме того, между Китаем и Советом сотрудничества стран Залива в июне 2010 г. подписан «Меморандум о взаимопонимании по вопросам стратегического диалога».
2) В современном мире энергетическая проблематика является одним из наиболее актуальных и важных вопросов. Для решения этой проблемы используются международные документы и соглашения, такие как двусторонние и многосторонние договоры стран Восточной Азии в области энергетики. Анализ этих документов позволяет выявить перспективы и возможности для развития энергетического сектора. Важно отметить, что межгосударственные и международные договоры и соглашения имеют решающее значение для эффективной работы в этой области. Это прежде всего Белая книга «Ситуация и политика Китая в сфере энергетики», опубликованная в 2007 г., которая раскрывает основные цели развития источников энергии КНР и политику активизации энергетического международного сотрудничества. Основные приоритеты энергетической политики КНР также вытекают из «Среднесрочной и долгосрочной программы энергетической политики (с 2005 по 2020 г.) » (2005 г.),
«Среднесрочной и долгосрочной программы по развитию атомного электричества (с 2005 по 2020 г.)» (2007 г.), «Среднесрочной и долгосрочной программы развития возобновляемой энергетики» (2007 г.), «Программы по развитию энергетики на период 11-й пятилетки» (2007 г.) и другие.
3) Официальные сайты государственных органов власти, энергетических компаний, периодических изданий, агентств по статистике и аналитике (Официальный сайт Международного энергетического агентства, World's Top Exports, OilCapital.ru) уделяют внимание статистическому анализу энергетического сектора, что помогает рассмотреть мест о региона Восточной Азии на международно арене
Характеристика использованной литературы
В настоящее время существует значительная научно-исследовательская литература, посвященная проблемам энергетической политики, безопасности и дипломатии. Она включает в себя опубликованные монографии и диссертационные работы отечественных и иностранных ученых в данной области. Расцвет энергетической дипломатии вызвал интерес у многих исследователей, которые пытаются определить отправную точку этого явления. Существует несколько подходов к решению данной проблемы. Однако, многие ученые приходят к общему мнению о том, что энергетический кризис середины 70-х годов XX века стал тем событием, которое спровоцировало руководства государств всего мира на формирование функционального направления во внешней политике и дипломатии, связанного с энергетическим фактором. К числу последователей данного подхода можно отнести Жизнина Станислава Захаровича, доктора экономических наук и профессора Московского государственного института международных отношений МИД РФ. Он сходится с мнением коллег по этому вопросу. Это мнение не смогло не привлечь внимание многих исследователей, которые продолжают изучать этот важный вопрос. В своих научных работах исследователь рассматривает различные аспекты формирования энергетической политики в целом на основе обширного фактологического материала. Аналогичная позиция выдерживается российскими учеными, такими как Н.М.Межевич, М.Е.Богучарский и О.В.Григорьева.
Внешняя энергетическая политика - значимый элемент международной деятельности государства. Ее целью является защита и отстаивание национальных интересов в контексте производства, транспортировки и потребления энергоресурсов. В соответствии с определением Р. Х. Усманова, внешняя энергетическая политика представляет собой "сферу деятельности государства в международных отношениях". Энергетическая политика тесно связана с внешней политикой и осуществляется в рамках ее направлений и целей.
По теме исследования была проведена аналитическая работа на основе научной литературы, что позволило выделить энергетический фактор в качестве важного элемента рассмотрения внешней политики многих стран. Отечественные ученые широко исследуют эту проблему, что подтверждают труды М. С. Зайцева, И. Ю. Новицкого, В. Н. Чаплыгиной и других авторов, затрагивающие такие концепции, как «энергетическая дипломатия», «энергетическая политика», «энергетическая безопасность». Они считают энергетический фактор ключевым для успешной реализации внешней политики государства.
Статья доктора Бенджамина К. Совакула, профессора энергетической политики из Университета Сассекса, подтверждает гипотезу о том, что энергетический кризис 1973 года стал отправной точкой для формирования современного понимания энергетической дипломатии.
Энергетический сектор Азиатских стран, а точнее их развитие отдельно рассматривали такие ученные как: Ван Хайюн (Китай), Акимова В.В (Япония). Экономическая модель Республики Корея, её формирование и её роль в мировой структуре и на международной арене стали объектом исследований многих отечественных и иностранных специалистов из различных сфер. Среди работ отечественных авторов можно выделить монографию Ланцова И.С. «Государства Корейского полуострова в международных отношениях». В данной монографии раскрываются особенности внешнепоитического курса Сеула, основы внешнеполитической концепции президентов Южной Кореи,в том числе по развитию взаимоотношений с ключевыми партнерами (США, КНР, Япония, КНДР и РФ) в период 1990-2013 гг.
Прежде всего, огромный вклад в изучение экономической модели Республики Корея вложили такие исследователи, как Р. А. Горбунов, С. С. Суслина, Н.В. Кузнецова, З.М. Окрут, А.Н. Федоровский. Среди зарубежных специалистов также много специалистов, посвятивших работы этой тематике: Брендан Хоу, Чанхун Чжун, Кан Нахи, Деог-Бэ Ли, Прадип Канта Рэй, Картер Дж. Экерт. Из корейских исследователей, занимавшихся этой тематикой можно отметить: Ли Соджон, Ли Сонхва, Ку Габу, Пак Конён, Канг Даён, Чон Ёнсо, Пак Санхён. Отдельного внимания заслуживает работа Ким Чоннама « Корейские президенты: лидерство в государственном строительстве». Рассмотрение внешнеполитической деятельности администраций и анализ отношений Кореи с ключевыми партнерами с момента ее создания являются одним из наиболее важных исследовательских направлений. Автором был проведен анализ отношений Кореи с различными странами и блоками, а также сформулированы выводы о характере взаимодействия, подняты проблемы, возникающие между странами.
В главе, посвященной исследованию отношений Кореи с Китаем, были представлены основные источники напряжения и разногласий, которые возникают в них. Также был проведен анализ взаимодействия Кореи с США и другими западными странами, сделан акцент на тех аспектах, которые стали причиной возникновения конфликтов между Кореей и другими государствами. Кроме этого, были рассмотрены взаимоотношения Кореи с Россией и Японией, а также с другими государствами Азии. Во всех случаях были выделены особенности и причины, которые влияют на степень сотрудничества между Кореей и другими государствами.
Анализируя исследование, можно сформулировать вывод о том, что отношения Кореи с ключевыми партнерами являются многогранными и зависят от множества факторов, включая исторические, культурные и экономические аспекты.
Подводя итоги данной работы, становится ясно, что энергетическая дипломатия является неотъемлемой частью политики каждого государства. Рынок мировой энергетики так или иначе является политизированным, поэтому страны, обладающие и управляющие энергоресурсами имеют дополнительные возможности для реализации своих интересов .
В настоящее время развитие энергетического хозяйства на мировом уровне подвержено влиянию двух процессов. Во -первых, это усиление конкуренции на рынках энергоресурсов, которые становятся все более глобализированными. Сильными участниками энергетического рынка являются крупнейшие компании, поддерживаемые правительствами их стран. Во-вторых, наблюдается активизация международного сотрудничества в энергетической сфере. Это приводит к улучшению концептуальных, организационно-правовых и внешнеполитических механизмов
взаимодействия между странами производителями и потребителями энергоресурсов.
Создание эффективной энергетической политики на международном уровне будет способствовать развитию и совершенствованию механизмов взаимодействия между государствами и компаниями на энергетическом рынке. При этом особое внимание будет уделено развитию международного сотрудничества на глобальном и региональном уровнях. Осуществление внешней энергетической политики потребителей и производителей энергоресурсов будет способствовать сохранению стабильности на рынке энергетики и обеспечению доступа к энергетическим ресурсам для потребителей.
Иными словами, в целях обеспечения энергетической безопасности в глобальном и региональном масштабе в системе международных экономических отношений усиливается межгосударственное регулирование и другие формы взаимодействия на энергетическом фронте. Это привело к формированию интегрированной системы глобальной энергетической политики, ключевыми элементами которой являются страны-импортеры и страны-экспортеры энергоресурсов, транзитные страны, специализированные международные организации, неправительственные международные организации и крупные транснациональные корпорации.
В системе международных экономических отношений в глобальном и региональном масштабе, свидетельством чего является растущая глобализация мировой энергетики и энергетических рынков, усиление энергетической взаимозависимости и широкое международное сотрудничество по обеспечению энергетической безопасности, масштабы которого становятся все более глобальными, направленность энергетической политики будет развиваться и совершенствоваться. Текущее состояние энергетического рынка характеризуется довольно высокой волатильностью.
Что касается региона Восточной Азии, то цели глобальной энергетической политики Японии носят сугубо субсекторальный характер, касаясь регулирования поставок нефти, газа и атомной энергии или внедрения альтернативных источников энергии в производство и внутреннее использование. В этом отношении правительство Кореи имеет более проработанные и общие цели национальной энергетической политики в соответствии со стандартами, установленными Международным энергетическим агентством:
1. поддержание стабильных поставок энергии и электричества
2. повышение эффективности использования энергии в экономике с помощью конкурентных механизмов
3. внедрение экологически безопасной системы управления энергией.
Международное энергетическое агентство, созданное в ответ на действия ОПЕК, устанавливает цели и задачи для своих стран-членов с целью создания сообщества покупателей нефти и нефтепродуктов, обладающих достаточной рыночной властью, чтобы противостоять монополистическим амбициям стран-экспортеров нефти, то есть монопонии. Поскольку и Южная Корея, и Япония являются ее членами, цели национальной энергетической политики неизбежно имеют некоторый "сдвинуты" в сторону мер по увеличению поставок, повышению эффективности и снижению производственных затрат на использование энергии.
Интересы стран-экспортеров учитываются лишь в минимальной степени, что нарушает общий баланс и не позволяет обеим сторонам достичь желаемого.
Энергетическая стратегия Китая исходит из необходимости реализации следующих целей:
1. поддержаниенизких цен на нефть и газ
2.обеспечение стабильных поставок нефти в Китай из-за рубежа
3. развитие собственной нефтедобычи и совершенствование научных знаний об энергетических ресурсах.
Стоит отметить, что ни в одной из трех стран - Китае, Японии и Республике Корея - нет единого национального закона, специально регулирующего сферу водородной энергетики, а в Китае энергетическое законодательство настолько запутанное, что это часто приводит к перебрасыванию ответственности за принятие решений из одного ведомства в другое и значительно усложняет формальные процедуры
С большой долей вероятности в ближайшее время Китай, Япония и Республика Корея обзаведутся полноценными законами, а дорожные карты и стратегии будут играть вспомогательную, координирующую роль, обозначая ориентиры для бизнеса и примерные объемы инвестиций, которые государства планируют направить для поддержки и развития энергетики в своём регионе.
1. «OilCapital.ru» [Электронный ресурс] URL: http://www.oilcapital.ru (дата обращения: 18.05. 2023).
2. Bridges, B. From ASPAC to EAS: South Korea and Southeast Asia // Asian Affairs: An American Review. - 2014. - Vol. 41, №2. - P. 33-55.
3. Bridges, B. The Seoul Olympics: Economic Miracle Meets the World // The International Journal of the History of Sport. - 2008. - Vol. 25, №14. - P. 1939-1952.
4. Chan, T. Moon Jae-In: South Korea’s Merkel? / T. Chan, S. H. Choi. //
The Diplomat. URL: https://thediplomat.com/2022/05/moon-jae-in-south-
koreasmerkel/ [дата обращения - 21.05.2022]
5. Choi, Y. A middle power’s trade policy under U.S.-China FTA competition: South Korea’s double hedging FTA diplomacy // Contemporary Politics. - 2018. - Vol. 24, №2. - P. 233-249.
6. Crude Oil Import by Countries and by Source / М.: Petroleum Association of Japan, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.paj.gr.jp/english/statis/data/04/paj-4E_201604.xls (дата обращения: 06.05.2023)
7. E.I.A. U.S. Energy Information Administration. South Korea.
International Analysis. [Электронный ресурс] URL:
https://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=KOR (Дата обращения 10.05. 2023).
8. Kazuhiko O’Hashi. Activities to Realize Regional Energy and
Environmental Security by Northeast Asian Gas & Pipeline Forum (NAGPF) // The Third Japan-Russia Energy and Environment Dialogue. 13.05.2010, Khabarovsk [Электронный ресурс] URL: https://www.erina.or.jp/wp-
content/uploads/2014/10/ohashi.pdf (дата обращения: 13.05. 2023)
9. Strategy and Approaches of Japan's Energy Diplomacy. Официальный
сайт МИД Японии [Электронный ресурс] URL:
http://www.mofa.go.jp/policy/energy/diplomacy.html (дата обращения: 04.04. 2023)
10. The World Factbook [Электронный ресурс] URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook (дата обращения 10.05. 2023)
11. Two Japan nuclear reactors pass restart hurdle / М.: BBC, 2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.bbc.com/news/world-asia-28322558 (дата обращения: 02.04. 2023)
12. Walker R. KNOC makes successful gran for UK’s Dana//Financial Asia,
September, 2010// [Электронный ресурс] URL:
http://www.financeasia.com/News/233359,knoc-makes-successful-grab-for-uks- dana.aspx (Дата обращения 10.05. 2023).
13. World Bank Open Data Korea [Электронный ресурс] URL: https://data.worldbank.org/ (дата обращения 10.05.21)
14. Ограничения со стороны Китая на редкоземельные металлы признаны противоречащими нормам ВТО / М.: ТАСС, 2014 [Электронный ресурс] URL: http://tass.ru/ekonomika/1076495 (дата обращения: 13.05. 2023)
15. Официальный сайт компании KNOC// [Электронный ресурс] URL: http://www.knoc.co.kr/ENG/sub01/sub01 4.jsp (Дата обращения 10.05. 2023)...38