Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ПОНЯТИЙНОГО ПОЛЯ «ЛАГЕРЬ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА», В Л. ШАЛАМОВА «КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ», 3. ПРИЛЕПИНА «ОБИТЕЛЬ»)

Работа №18753

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАТОРЖНО-ЛАГЕРНАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 6
1.1 Каторжно-лагерная проза второй половины XIX-XX века 6
1.1.1 Творчество А.И. Солженицына и особенности стиля повести «Один
день Ивана Денисовича» 8
1.1.2 Творчество В.Т. Шаламова в период создания «Колымских рассказов» 11
1.1.3 Роман Захара Прилепина в контексте русской тюремно-лагерной
прозы XX века: «Обитель» как новый взгляд на систему лагерей 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ 18
2.1 Ключевые слова 21
2.2 Языковая личность 22
2.3 Лексико-семантическое поле 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 30
ГЛАВА 3. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, ВХОДЯЩИЕ В ПОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ «ЛАГЕРЬ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА,
В.Т. ШАЛАМОВА И 3. ПРИЛЕПИНА 31
3.1 Ключевые слова «свобода» и «воля» 31
3. 1.1 Слова «свобода», «воля» в русском языковом сознании 31
3.1.2 Реализация смыслового потенциала слов «свобода», «воля» и их лексических дериватов в произведениях А.И. Солженицына,В.Т. Шаламова, 3. Прилепина 33
3.1.3 Синтаксическая позиция лексем 38
3.1.4 «Свобода» и «воля»: выводы 42
3.2 Ключевые слова «труд» и «работа» 43
3.2.1 Труд как объект идеологизации в советской действительности 44
3.2.2 Реализация смыслового потенциала слов «труд», «работа» и их лексических дериватов в произведениях А.И. Солженицына,В.Т. Шаламова, 3. Прилепина 45
3.2.3 Синтаксическая позиция лексем 50
3.2.4 «Труд» и «работа»: выводы 54
3.3 Ключевые слова «заключенный», «зэк», «лагерник» и «лагерь» 57
3.3.1 Функционирование и синтаксическая позиция лексем «заключенный», «зэк», «лагерник» в текстах А.И. Солженицына,В.Т. Шаламова, 3. Прилепина 57
3.3.2 Репрезентация в текстах лексемы «лагерь» и смысловое наполнение и синтаксическая позиция лексемы «лагерь» в текстах А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, 3. Прилепина 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73

Тема дипломной работы - «ключевые слова понятийного поля «лагерь» (на материале произведений А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламова «Колымские рассказы», 3. Прилепина «Обитель»)».
Объектом исследования настоящей дипломной работы являются художественные тексты «Один день Ивана Денисовича» Александра Исаевича Солженицына, «Колымские рассказы» Варлама Тихоновича Шаламова, «Обитель» Захара Прилепина.
Предмет исследования: лексемы «свобода», «воля», «труд», «работа», «заключенный», «зэк», «лагерник», «лагерь» и их лексические дериваты.
Для раскрытия темы была поставлена цель исследования - изучить ряд выбранных лексем, репрезентирующих часть языковой картины мира писателей в произведениях А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламова «Колымские рассказы», 3. Прилепина «Обитель».
Для достижения целей необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть литературу, посвященную функционированию ключевых слов;
- сделать выборку контекстов с интересующими лексемами из художественных текстов;
- проанализировать контексты;
- представить совокупность значений выбранных слов в русском языке в том виде, как они отражаются в словарях;
- сопоставить смысловой объём слов, представленный в словарях, и речи конкретного писателя;
- описать семантику и функционирование выбранных слов в произведениях А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, 3. Прилепина с учётом употребления данных слов в разных синтаксических позициях;
Актуальность семантического анализа языка произведений А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова и 3. Прилепина вызвана тем, что позволит получить новые факты, расширяющие наши представления о картине мира данных писателей. Ценность исследования состоит в понимании того, как используются конкретные лексические единицы в произведениях отечественных писателей. Кроме этого, данный материал способен помочь в осмыслении жизни советского человека в условиях несвободы, отношения к труду. Данная проблематика является актуальной для сегодняшнего дня, когда фокус внимания в области гуманитарного знания обращен к антропоцентрической парадигме.
Степень научной разработанности. Как показывает знакомство с научными трудами, функционирование лексем «свобода» и «воля» в творчестве А.И. Солженицына уже рассматривалось исследователями, однако повесть «Один день Ивана Денисовича» не анализировалась отдельно и не сопоставлялась с другими произведениями о лагерях. Образ лагеря в рассказе «Прокаженные» В.Т. Шаламова уже изучался, также существует исследование, посвященное «жителям страны ГУЛАГ», то есть заключенным в рассказах В.Т. Шаламова. Творчество Захара Прилепина пока изучено мало. Стоит отметить, что ранее три названных автора не анализировались вместе.
Методологической базой исследования послужили диссертации A. А Злобина «Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына», Н.Р. Халитовой «Лексико¬семантическое поле «Жители страны ГУГАЛГ» в «Колымских рассказах» B. Т. Шаламова: Особенности структурно-семантической организации»,книга А.А. Зализняка, И.Б. Левонтиой , А.Д. Шмелева «Ключевые идеи русской языковой картины мира».
Методы исследования, использованные в работе: описательный метод, включающий приёмы наблюдения над конкретным языковым материалом, интерпретации, обобщения, сравнения, компонентного анализа текстовых фрагментов, анализ ключевых слов, синтез, классификация. Привлекаются факты биографии писателей.
Структура диплома. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава включает обзор литератур о русских тюрьмах, жизни А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова в период заключения в лагерях, замысел и создание «Одного дня Ивана Денисовича» и «Колымских рассказов», а также жизнь 3. Прилепина в период создания романа «Обитель». Рассмотрены понятия картины мира, языковой личности, ключевых слов и лексико-семантического поля. Во второй главе проанализированы лексемы заявленных авторов, а именно их произведения: «Один день Ивана Денисовича», «Колымские рассказы», «Обитель».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней охарактеризованы основные синтаксические позиции, в которых актуализируются те или иные значения ключевого слова. Кроме этого, проанализировано, как реализуются в контекстах значения лексических единиц, производных от рассматриваемых слов. Тем самым сделаны выводы о характере языковых личностей заявленных писателей.
Практическая значимость материалы работы могут быть использованы при анализе других ключевых слов, как в языке отдельно взятых писателей, так и в языке в целом. Исследованный материал также может использоваться при чтении спецкурсов, либо в рамках дисциплин «Русский язык», «Филологический анализ текста».
Апробация работы. Основные положения дипломной работы изложены в публикации «Семантика и функционирование слов «свобода», «воля» и их дериватов в произведениях А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламова «Колымские рассказы, 3. Прилепина «Обитель». Результаты работы докладывались в выступлении на конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа представляет собой попытку изучения функционирования лексем свобода, воля, труд, работа, лагерник, заключенный, зэк, лагерь и их дериватов, репрезентирующих часть языковой картины мира писателей в произведениях А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламова «Колымские рассказы», 3. Прилепина «Обитель».
Значения лексем были сопоставлены со значениями, зафиксированными в толковых словарях. Анализ контекстов помог установить вкладываемые авторами смыслы в выбранные лексемы. Также было выявлено использование различных синтаксических позиций.
Была рассмотрена каторжно-лагерная традиция и характерные черты лагерной прозы. Привлечены факты из биографии выбранных писателей, прослежены замыслы по созданию произведений, анализируемых в данной работе.
Было подробно изучено понятие языковой картины мира, ключевых слов, языковой личности, понятийного и лексико-семантического поля.
Исследование было проведено на основе 1028 лексем свобода, воля, труд, работа, лагерник, заключенный, зэк, лагерь и их дериватов, представленных в контекстах произведений А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламова «Колымские рассказы», 3. Прилепина «Обитель». В ходе исследования использовались таблицы для классификации лексем и их дериватов. Был сделан вывод о различном отношении авторов к лагерной теме и, как следствие, разным смысловым посылам.
Данное исследование имеет практическую ценность, так как вносит вклад в изучение языковой личности А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, 3. Прилепина, а также лагерного быта, жизни советского человека в условиях несвободы, отношения к труду.
Дальнейшие перспективы исследования заключаются в расширении рамок изучения функционирования данных слов в художественных текстах, а также в расширении списка ключевых слов.



1. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича [Электронный ресурс]. 1968. URL: goo.gl/LVo30p (дата обращения: 23.04.2017).
2. Прилепин 3. Обитель. [Электронный ресурс]. 2014. URL: goo.gl/laQkUq (дата обращения: 23.04.2017).
3. Шаламов В.Т. Колымские рассказы [Электронный ресурс]. 1966¬1967 URL: goo.gl/EHvqCO (дата обращения: 23.04.2017).
Научные тексты
1. Александр Исаевич Солженицын. Материалы к биобиблиографии / Ред. колл.: В. П. Муромский и др. - СПб.: Рос. нац. библиотека, 2007. С. 5¬7.
2. Апресян Ю.Д.. Интегральное описание языка и системная лексикография. «Языки русской культуры». Избранные труды/ Ю.Д. Апресян. М.: Школа, 1995. Т.2.
3. Башарина А.К. Понятие «семантическое поле» // Вестник Северо¬Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2007. С. 93-95.
4. Брутян Г.А. Язык и картина мира // НДВТТТ. Философские науки. 1973. №1. С.107-114.
5. Большев А.О. Роман Захара Прилепина «Обитель» в контексте тюремно-лагерной прозы XX века // Филология и культура. 2016. 4 (46). С. 129-138.
6. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Наука, 1980. 358 с.
7. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа / Й.Л. Вайсгербер. М.: Едиториал УРСС, 2004. 232 с.
8. Васильев Л.М. Теория семантических полей / Л.М. Васильев // Вопросы языкознания. 1971. № 5. С. 105-113
9. ГанущакН.В. Шаламов и Солженицын: взаимосвязь и противостояние // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2007. № 2. С. 104-109.
10. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия Тульского государственного университета. 2012. С. 396-405.
11. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и влиянии на духовное развитие человечества (1830-1835) // Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. С. 37-297
12. Гутина Е.А. Лексико-семантическое поле в индивидуальной языковой системе (на материале ЛСП «обида» в художественной речевой системе М. Горького): автореф.дис. ...канд. филол. наук.: 10.02.01. Н. Новгород, 1997. 228 с.
13. Емельянова Е.В. Языковая картина мира и языковое сознание // Инновационная наука. 2015. № 10. С. 155-158.
14. Епанчинцев Н.В.. Паршина А.С. Образ лагеря в рассказе В.Т. Шаламова «Прокаженные» // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 11. С. 108-110.
15. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой Т. [Электронный ресурс]. 2000. URL: goo.gl/ZQc4NH (дата обращения 01.05.2017).
16. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: сб. ст. М.: Языки славянской культуры, 2005. 544 с.
17. Залевская А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях. Калинин: КГУ, 1978. 87 с.
18. Злобин А.А. Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына: дис. ... канд. филол. наук.: 10.02.01. Киров, 2007. 165 с.
19. Злобин А.А. Отражение семантики глагола «освободить» в произведениях А.И. Солженицына // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2007. № 39. С. 106 - 109.
20. Злобин А.А. Ключевое слово А.И. Солженицына: смысловой потенциал и его реализация // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2013. № 3. С. 155-169
21. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю.Н. Караулов. М.: Наука, 1976. 356 с.
22. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 261 с.
23. Караулов Ю.Н. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 3-8.
24. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М: Эдиториал, 2000. 350 с.
25. Кожина М.Н. [Электронный ресурс]. 2003. URL: goo.gl/mHS0oX (дата обращения 01.06.2017)].
26. Копелиович М. Сталин, Солженицын и еврейский вопрос [Электронный ресурс]. 2013. URL: goo.gl/QoLA0t (дата обращения:
02.06.2017)
27. Котюсов А.А. Изображая правду [Электронные ресурс]. 2014. URL: goo.gl/ZWusWn (дата обращения: 01.06.2017).
28. Кочнова К.А. Языковая картина мира писателя: аспекты и методы исследования // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 3. С. 53-56.
29. Кочнова К.А. Лексико-семантическое поле как способ репрезентации языковой картины мира писателя // Вестник Северного Федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 6. С. 125-130.
30. Киреева Т.В. А.И. Солженицын как языковая личность сквозь призму современных исследований // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2007. № 9. С. 74-80.
31. Куренкова Т.Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в современной лингвистике // Вестник Сибирского Государственного Аэрокосмического университета им. Академика М.Ф. Решетнева. 2006. 4 (11) С. 173-178.
32. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. 1968. М.: Академия, 2003. Т. 1. С. 260-332.
33. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. 688 с.
34. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Лихачев Д.С. Избранные работы в трех томах. Том 2: Художественная литература, 1987. С. 418- 494.
35. Малова Ю.В. Становление и развитие «лагерной прозы» в русской литературе XIX-XX вв.: дне. ...канд. филол. наук: 10.01.10. Саранск,2003. 236 с.
36. Минералов А.Ю. «Каторжно-лагерная» сюжетно-образная традиция в русской прозе XX века. 2012. 1 (18). С. 106-112.
37. Михайлик Е. Один день Ивана Денисовича или реформа языка // Новое литературное обозрение. 2014. 2 (126) С. 289-305.
38. Морозова Т. «Простой и ясный взгляд» на Соловки.
[Электронный ресурс]. 2014. URL: goo.gl/Fgdpf3 (дата обращения 01.06.2017) .
39. Ожегов С.И. Толковый словарь С.И. Ожегова [Электронный ресурс]. 1949-1992. URL: goo.gl/YofUuk (дата обращения: 23.04.2017).
40. Прилепин 3. Биография [Электронный ресурс]. URL:
goo.gl/i6R0lv (дата обращения: 01.06.2017).
41. Прилепин 3. Зовут меня Захар Прилепин [Электронный ресурс]. 2016. URL: goo.gl/TcJRHC (дата обращения: 01.06.2017).
42. Райзман М. Задержанная литература: учеб. пособие. Магадан: Охотник, 2009. 136 с.
43. Росси Ж. Справочник по ГУЛАГу. М.: Просвет, 1991. 269 с.
44. Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Б.В. Серебрянников. М.: Наука, 1990. 238 с.
45. Серегина М.А. Понятие языковой картины мира в когнитивной лингвистике: аспекты и виды // Мир лингвистики и коммуникации. 2007. С. 55-65.
46. Славина А.Б. Специфика сюжетно-композиционной структуры романа 3. Прилепина «Санькя» // European social science journal. 2012. № 3 (19). C.172- 175.
47. Старикова Л. С. «Лагерная проза» в контексте русской литературы XX века: понятие, границы, специфика // Вестник Кемеровского Государственного университета. 2015. 2-4 (62). С. 169-174.
48. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной [Электронный ресурс]. 2003. URL: goo.gl/mHS0oX (дата обращения: 22.04.2017).
49. Солженицын А.И. Радиоинтервью к 20-летию выхода «Одного дня Ивана Денисовича» для Би-би-си // Звезда. 1995. № 11. C. 3-7.
50. Солженицын А.И. Публицистика. Ярославль, 1997. Т.3. 560 с.
51. СоседоваВ.С. Соотношение понятий «языковая картина мира» и «менталитет» в современной лингвистике // Вестник МГИМО университета. 2013. С. 275-279.
52. Тун-Хоэнштайн Ф. Поэтика неумолимости. Варлам Шаламов: жизнь и творчество // Восточная Европа. 2007. Вып. 6. С. 35-52.
53. Устименко В.В. К проблеме культурологи раннего творчества А.И. Солженицына (1955-1974) // Личность и творчество А.И. Солженицына в контексте мировой культуры (к 80-летию со дня рождения писателя): матер. междунар. науч.конф. Тезисы докладов / Сост. и ред. д-р филол. наук,
проф. Н.И. Глушко; Отв. за выпуск канд. филол. наук, доц. Е.В. Белопольская. Ростов н/Дону, 1998. С. 19-21.
54. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс]. 1935-1940. URL: goo.gl/PkzDe5 (дата обращения: 23.04.2017).
55. УфимцеваА.А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 108-140.
56. Филлмор Ч. Об организации семантической информации в словаре: пер. с англ. // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1983. Вып. 14. С. 23-60.
57. Фумм А.М. Тюрьма в Русской литературе второй половины XIX века // Вестник Самарского юридического института. 2015. 2 (16). С. 105-110.
58. Халитова Н.Р. Лексико-семантическое поле «Жители страны ГУГАЛГ» в «Колымских рассказах» В.Т. Шаламова: Особенности структурно-семантической организации: дис. ...канд. филол. наук: 10.02.01. Магнитогорск, 2000. 194 с.
59. Хижняк Л.Г. Ключевые слова в прозе А.И. Солженицына // Филология: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 1999. 200 с.
60. Шеина И.М. Лексико-семантическое поле как универсальный способ организации языкового опыта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2010. № 2. С. 69-72.
61. Шведова Н.Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем» // Вопросы языкознания. М.: Наука, 1999. № 1. С. 3-16.
62. Ширина Л.С. Активный синтаксис прозы А.И. Солженицына // Личность и творчество А.И. Солженицына в контексте мировой культуры (к 80-летию со дня рождения писателя): Матер. междунар. науч. конф. Тезисы докладов / Сост. и ред. д-р филол. наук, проф. Н.И. Глушко; Отв. за выпуск канд. филол. наук, доц. Е.В. Белопольская. Ростов н/Дону, 1998. С. 47-48.
63. Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: материалы к словарю. М.: Языки русской культуры, 2002. 224 с.
64. Шульгина М.В. Концепт «труд» в поэзии и фольклоре соловецкого лагеря особого назначения (1923-1933 годы) // Общественные науки. 2010. №4. С. 290-302.
65. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 1974. С. 265-304.
66. Эльзенбах М.А. Художественный мир «Колымских рассказов» Варлама Шаламова (на примере рассказов «Апостол Павел» и «Дождь») // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2012. № 9. С. 224-225.
67. Trier Jost. Der deutsche Wortschatz im Sinnbezirk des Verstandes: Die Geschichteeines sprachlichen Feldes I. Von den Anfangen bis zum Beginn des 13. Jhdts. Heidelberg:Winter, 1931. P. 55-57.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ