КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ПОНЯТИЙНОГО ПОЛЯ «ЛАГЕРЬ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА», В Л. ШАЛАМОВА «КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ», 3. ПРИЛЕПИНА «ОБИТЕЛЬ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАТОРЖНО-ЛАГЕРНАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 6
1.1 Каторжно-лагерная проза второй половины XIX-XX века 6
1.1.1 Творчество А.И. Солженицына и особенности стиля повести «Один
день Ивана Денисовича» 8
1.1.2 Творчество В.Т. Шаламова в период создания «Колымских рассказов» 11
1.1.3 Роман Захара Прилепина в контексте русской тюремно-лагерной
прозы XX века: «Обитель» как новый взгляд на систему лагерей 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ 18
2.1 Ключевые слова 21
2.2 Языковая личность 22
2.3 Лексико-семантическое поле 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 30
ГЛАВА 3. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, ВХОДЯЩИЕ В ПОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ «ЛАГЕРЬ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА,
В.Т. ШАЛАМОВА И 3. ПРИЛЕПИНА 31
3.1 Ключевые слова «свобода» и «воля» 31
3. 1.1 Слова «свобода», «воля» в русском языковом сознании 31
3.1.2 Реализация смыслового потенциала слов «свобода», «воля» и их лексических дериватов в произведениях А.И. Солженицына,В.Т. Шаламова, 3. Прилепина 33
3.1.3 Синтаксическая позиция лексем 38
3.1.4 «Свобода» и «воля»: выводы 42
3.2 Ключевые слова «труд» и «работа» 43
3.2.1 Труд как объект идеологизации в советской действительности 44
3.2.2 Реализация смыслового потенциала слов «труд», «работа» и их лексических дериватов в произведениях А.И. Солженицына,В.Т. Шаламова, 3. Прилепина 45
3.2.3 Синтаксическая позиция лексем 50
3.2.4 «Труд» и «работа»: выводы 54
3.3 Ключевые слова «заключенный», «зэк», «лагерник» и «лагерь» 57
3.3.1 Функционирование и синтаксическая позиция лексем «заключенный», «зэк», «лагерник» в текстах А.И. Солженицына,В.Т. Шаламова, 3. Прилепина 57
3.3.2 Репрезентация в текстах лексемы «лагерь» и смысловое наполнение и синтаксическая позиция лексемы «лагерь» в текстах А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, 3. Прилепина 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ГЛАВА 1. КАТОРЖНО-ЛАГЕРНАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 6
1.1 Каторжно-лагерная проза второй половины XIX-XX века 6
1.1.1 Творчество А.И. Солженицына и особенности стиля повести «Один
день Ивана Денисовича» 8
1.1.2 Творчество В.Т. Шаламова в период создания «Колымских рассказов» 11
1.1.3 Роман Захара Прилепина в контексте русской тюремно-лагерной
прозы XX века: «Обитель» как новый взгляд на систему лагерей 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ 18
2.1 Ключевые слова 21
2.2 Языковая личность 22
2.3 Лексико-семантическое поле 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 30
ГЛАВА 3. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, ВХОДЯЩИЕ В ПОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ «ЛАГЕРЬ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА,
В.Т. ШАЛАМОВА И 3. ПРИЛЕПИНА 31
3.1 Ключевые слова «свобода» и «воля» 31
3. 1.1 Слова «свобода», «воля» в русском языковом сознании 31
3.1.2 Реализация смыслового потенциала слов «свобода», «воля» и их лексических дериватов в произведениях А.И. Солженицына,В.Т. Шаламова, 3. Прилепина 33
3.1.3 Синтаксическая позиция лексем 38
3.1.4 «Свобода» и «воля»: выводы 42
3.2 Ключевые слова «труд» и «работа» 43
3.2.1 Труд как объект идеологизации в советской действительности 44
3.2.2 Реализация смыслового потенциала слов «труд», «работа» и их лексических дериватов в произведениях А.И. Солженицына,В.Т. Шаламова, 3. Прилепина 45
3.2.3 Синтаксическая позиция лексем 50
3.2.4 «Труд» и «работа»: выводы 54
3.3 Ключевые слова «заключенный», «зэк», «лагерник» и «лагерь» 57
3.3.1 Функционирование и синтаксическая позиция лексем «заключенный», «зэк», «лагерник» в текстах А.И. Солженицына,В.Т. Шаламова, 3. Прилепина 57
3.3.2 Репрезентация в текстах лексемы «лагерь» и смысловое наполнение и синтаксическая позиция лексемы «лагерь» в текстах А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, 3. Прилепина 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Тема дипломной работы - «ключевые слова понятийного поля «лагерь» (на материале произведений А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламова «Колымские рассказы», 3. Прилепина «Обитель»)».
Объектом исследования настоящей дипломной работы являются художественные тексты «Один день Ивана Денисовича» Александра Исаевича Солженицына, «Колымские рассказы» Варлама Тихоновича Шаламова, «Обитель» Захара Прилепина.
Предмет исследования: лексемы «свобода», «воля», «труд», «работа», «заключенный», «зэк», «лагерник», «лагерь» и их лексические дериваты.
Для раскрытия темы была поставлена цель исследования - изучить ряд выбранных лексем, репрезентирующих часть языковой картины мира писателей в произведениях А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламова «Колымские рассказы», 3. Прилепина «Обитель».
Для достижения целей необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть литературу, посвященную функционированию ключевых слов;
- сделать выборку контекстов с интересующими лексемами из художественных текстов;
- проанализировать контексты;
- представить совокупность значений выбранных слов в русском языке в том виде, как они отражаются в словарях;
- сопоставить смысловой объём слов, представленный в словарях, и речи конкретного писателя;
- описать семантику и функционирование выбранных слов в произведениях А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, 3. Прилепина с учётом употребления данных слов в разных синтаксических позициях;
Актуальность семантического анализа языка произведений А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова и 3. Прилепина вызвана тем, что позволит получить новые факты, расширяющие наши представления о картине мира данных писателей. Ценность исследования состоит в понимании того, как используются конкретные лексические единицы в произведениях отечественных писателей. Кроме этого, данный материал способен помочь в осмыслении жизни советского человека в условиях несвободы, отношения к труду. Данная проблематика является актуальной для сегодняшнего дня, когда фокус внимания в области гуманитарного знания обращен к антропоцентрической парадигме.
Степень научной разработанности. Как показывает знакомство с научными трудами, функционирование лексем «свобода» и «воля» в творчестве А.И. Солженицына уже рассматривалось исследователями, однако повесть «Один день Ивана Денисовича» не анализировалась отдельно и не сопоставлялась с другими произведениями о лагерях. Образ лагеря в рассказе «Прокаженные» В.Т. Шаламова уже изучался, также существует исследование, посвященное «жителям страны ГУЛАГ», то есть заключенным в рассказах В.Т. Шаламова. Творчество Захара Прилепина пока изучено мало. Стоит отметить, что ранее три названных автора не анализировались вместе.
Методологической базой исследования послужили диссертации A. А Злобина «Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына», Н.Р. Халитовой «Лексико¬семантическое поле «Жители страны ГУГАЛГ» в «Колымских рассказах» B. Т. Шаламова: Особенности структурно-семантической организации»,книга А.А. Зализняка, И.Б. Левонтиой , А.Д. Шмелева «Ключевые идеи русской языковой картины мира».
Методы исследования, использованные в работе: описательный метод, включающий приёмы наблюдения над конкретным языковым материалом, интерпретации, обобщения, сравнения, компонентного анализа текстовых фрагментов, анализ ключевых слов, синтез, классификация. Привлекаются факты биографии писателей.
Структура диплома. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава включает обзор литератур о русских тюрьмах, жизни А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова в период заключения в лагерях, замысел и создание «Одного дня Ивана Денисовича» и «Колымских рассказов», а также жизнь 3. Прилепина в период создания романа «Обитель». Рассмотрены понятия картины мира, языковой личности, ключевых слов и лексико-семантического поля. Во второй главе проанализированы лексемы заявленных авторов, а именно их произведения: «Один день Ивана Денисовича», «Колымские рассказы», «Обитель».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней охарактеризованы основные синтаксические позиции, в которых актуализируются те или иные значения ключевого слова. Кроме этого, проанализировано, как реализуются в контекстах значения лексических единиц, производных от рассматриваемых слов. Тем самым сделаны выводы о характере языковых личностей заявленных писателей.
Практическая значимость материалы работы могут быть использованы при анализе других ключевых слов, как в языке отдельно взятых писателей, так и в языке в целом. Исследованный материал также может использоваться при чтении спецкурсов, либо в рамках дисциплин «Русский язык», «Филологический анализ текста».
Апробация работы. Основные положения дипломной работы изложены в публикации «Семантика и функционирование слов «свобода», «воля» и их дериватов в произведениях А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламова «Колымские рассказы, 3. Прилепина «Обитель». Результаты работы докладывались в выступлении на конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека».
Объектом исследования настоящей дипломной работы являются художественные тексты «Один день Ивана Денисовича» Александра Исаевича Солженицына, «Колымские рассказы» Варлама Тихоновича Шаламова, «Обитель» Захара Прилепина.
Предмет исследования: лексемы «свобода», «воля», «труд», «работа», «заключенный», «зэк», «лагерник», «лагерь» и их лексические дериваты.
Для раскрытия темы была поставлена цель исследования - изучить ряд выбранных лексем, репрезентирующих часть языковой картины мира писателей в произведениях А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламова «Колымские рассказы», 3. Прилепина «Обитель».
Для достижения целей необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть литературу, посвященную функционированию ключевых слов;
- сделать выборку контекстов с интересующими лексемами из художественных текстов;
- проанализировать контексты;
- представить совокупность значений выбранных слов в русском языке в том виде, как они отражаются в словарях;
- сопоставить смысловой объём слов, представленный в словарях, и речи конкретного писателя;
- описать семантику и функционирование выбранных слов в произведениях А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, 3. Прилепина с учётом употребления данных слов в разных синтаксических позициях;
Актуальность семантического анализа языка произведений А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова и 3. Прилепина вызвана тем, что позволит получить новые факты, расширяющие наши представления о картине мира данных писателей. Ценность исследования состоит в понимании того, как используются конкретные лексические единицы в произведениях отечественных писателей. Кроме этого, данный материал способен помочь в осмыслении жизни советского человека в условиях несвободы, отношения к труду. Данная проблематика является актуальной для сегодняшнего дня, когда фокус внимания в области гуманитарного знания обращен к антропоцентрической парадигме.
Степень научной разработанности. Как показывает знакомство с научными трудами, функционирование лексем «свобода» и «воля» в творчестве А.И. Солженицына уже рассматривалось исследователями, однако повесть «Один день Ивана Денисовича» не анализировалась отдельно и не сопоставлялась с другими произведениями о лагерях. Образ лагеря в рассказе «Прокаженные» В.Т. Шаламова уже изучался, также существует исследование, посвященное «жителям страны ГУЛАГ», то есть заключенным в рассказах В.Т. Шаламова. Творчество Захара Прилепина пока изучено мало. Стоит отметить, что ранее три названных автора не анализировались вместе.
Методологической базой исследования послужили диссертации A. А Злобина «Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына», Н.Р. Халитовой «Лексико¬семантическое поле «Жители страны ГУГАЛГ» в «Колымских рассказах» B. Т. Шаламова: Особенности структурно-семантической организации»,книга А.А. Зализняка, И.Б. Левонтиой , А.Д. Шмелева «Ключевые идеи русской языковой картины мира».
Методы исследования, использованные в работе: описательный метод, включающий приёмы наблюдения над конкретным языковым материалом, интерпретации, обобщения, сравнения, компонентного анализа текстовых фрагментов, анализ ключевых слов, синтез, классификация. Привлекаются факты биографии писателей.
Структура диплома. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава включает обзор литератур о русских тюрьмах, жизни А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова в период заключения в лагерях, замысел и создание «Одного дня Ивана Денисовича» и «Колымских рассказов», а также жизнь 3. Прилепина в период создания романа «Обитель». Рассмотрены понятия картины мира, языковой личности, ключевых слов и лексико-семантического поля. Во второй главе проанализированы лексемы заявленных авторов, а именно их произведения: «Один день Ивана Денисовича», «Колымские рассказы», «Обитель».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней охарактеризованы основные синтаксические позиции, в которых актуализируются те или иные значения ключевого слова. Кроме этого, проанализировано, как реализуются в контекстах значения лексических единиц, производных от рассматриваемых слов. Тем самым сделаны выводы о характере языковых личностей заявленных писателей.
Практическая значимость материалы работы могут быть использованы при анализе других ключевых слов, как в языке отдельно взятых писателей, так и в языке в целом. Исследованный материал также может использоваться при чтении спецкурсов, либо в рамках дисциплин «Русский язык», «Филологический анализ текста».
Апробация работы. Основные положения дипломной работы изложены в публикации «Семантика и функционирование слов «свобода», «воля» и их дериватов в произведениях А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламова «Колымские рассказы, 3. Прилепина «Обитель». Результаты работы докладывались в выступлении на конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека».
Данная работа представляет собой попытку изучения функционирования лексем свобода, воля, труд, работа, лагерник, заключенный, зэк, лагерь и их дериватов, репрезентирующих часть языковой картины мира писателей в произведениях А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламова «Колымские рассказы», 3. Прилепина «Обитель».
Значения лексем были сопоставлены со значениями, зафиксированными в толковых словарях. Анализ контекстов помог установить вкладываемые авторами смыслы в выбранные лексемы. Также было выявлено использование различных синтаксических позиций.
Была рассмотрена каторжно-лагерная традиция и характерные черты лагерной прозы. Привлечены факты из биографии выбранных писателей, прослежены замыслы по созданию произведений, анализируемых в данной работе.
Было подробно изучено понятие языковой картины мира, ключевых слов, языковой личности, понятийного и лексико-семантического поля.
Исследование было проведено на основе 1028 лексем свобода, воля, труд, работа, лагерник, заключенный, зэк, лагерь и их дериватов, представленных в контекстах произведений А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламова «Колымские рассказы», 3. Прилепина «Обитель». В ходе исследования использовались таблицы для классификации лексем и их дериватов. Был сделан вывод о различном отношении авторов к лагерной теме и, как следствие, разным смысловым посылам.
Данное исследование имеет практическую ценность, так как вносит вклад в изучение языковой личности А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, 3. Прилепина, а также лагерного быта, жизни советского человека в условиях несвободы, отношения к труду.
Дальнейшие перспективы исследования заключаются в расширении рамок изучения функционирования данных слов в художественных текстах, а также в расширении списка ключевых слов.
Значения лексем были сопоставлены со значениями, зафиксированными в толковых словарях. Анализ контекстов помог установить вкладываемые авторами смыслы в выбранные лексемы. Также было выявлено использование различных синтаксических позиций.
Была рассмотрена каторжно-лагерная традиция и характерные черты лагерной прозы. Привлечены факты из биографии выбранных писателей, прослежены замыслы по созданию произведений, анализируемых в данной работе.
Было подробно изучено понятие языковой картины мира, ключевых слов, языковой личности, понятийного и лексико-семантического поля.
Исследование было проведено на основе 1028 лексем свобода, воля, труд, работа, лагерник, заключенный, зэк, лагерь и их дериватов, представленных в контекстах произведений А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламова «Колымские рассказы», 3. Прилепина «Обитель». В ходе исследования использовались таблицы для классификации лексем и их дериватов. Был сделан вывод о различном отношении авторов к лагерной теме и, как следствие, разным смысловым посылам.
Данное исследование имеет практическую ценность, так как вносит вклад в изучение языковой личности А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, 3. Прилепина, а также лагерного быта, жизни советского человека в условиях несвободы, отношения к труду.
Дальнейшие перспективы исследования заключаются в расширении рамок изучения функционирования данных слов в художественных текстах, а также в расширении списка ключевых слов.



